Способы поведений при стрессах

Реакции человека на различные типы стресса

Типы стресса разделяют по степени воздействия на личность, каждый вид может иметь как положительное, так и негативное влияние. Травмирующий фактор вызывает определенные реакции на эмоциональном и физическом уровне. Стрессовое поведение зависит от личностных особенностей, каждый индивид по-разному ведет себя в напряженных и экстремальных условиях. Разберем основные вопросы реагирования человека на стресс.

Какие существуют типы стресса

Стресс появляется при появлении угрожающих человеческому организму и психике условиях. Существуют следующие виды негативных выражений:

  1. Длительный травмирующий стрессор. На личность критически действует долговременная эмоциональная нагрузка. Это может быть затянувшийся конфликт с руководителем, ссоры из-за проживания на одной территории, болезнь родственника и иные причины.
  2. Физиологическая травма. В этом случае проявляется влияние внешних воздействий. В эту группу входит холод, жара, физическое перенапряжение, голод. Виды реакций на физиологический стресс проявляются в виде физической и моральной усталости, раздражения, присутствует изнеможение и общая слабость.
  3. Отрицательные переживания, связанные с человеческими взаимоотношениями, называют психологической травмой. В нее входят ситуации реагирования на обман, предательство, измены.
  4. Экстремальная стрессовая нагрузка. В группу входят события, которые угрожают безопасности человека. Аварии, экологические катастрофы, преступления, тяжелая болезнь, авария, война, вынужденная эмиграция и другие тяжелые условия жизни.
  5. Информационная перегрузка. Напряжение возникает из-за влияния информационной составляющей, человек обладает большой ответственностью и вынужден ежедневно принимать важные решения. Подобный тип стрессового переживания возможен в ряде профессий. Например, диспетчера, часть руководителей, врачи-хирурги и другие.
  6. Вышеописанные травмирующие факторы вызывают у людей, которые им подвержены, определенные виды реакций. Они имеют установленные симптомы и признаки.

    Виды реакций

    Стресс-факторы вызывают ряд эмоциональных и физических реакций организма.

    Виды эмоциональных реакций:

  7. агрессия;
  8. регулярные приступы гнева;
  9. раздражительность без причины;
  10. обиды, плаксивость, жалость к себе;
  11. панические атаки, чувство страха;
  12. трудности со сном.
  13. Эмоции могут меняться, затяжное переживание самым отрицательным образом сказывается на психике, состояние переходит в депрессию, апатию, появляются симптомы невроза. Успешное разрешение кратковременной стрессовой ситуации снимает эмоциональные проявления, но для некоторых видов стресса требуется помощь специалиста.

    Виды физических реакций:

    • головная боль;
    • усталость;
    • боль в грудном отделе;
    • сухость во рту;
    • проблемы с желудочно-кишечным трактом;
    • усиленный или пониженный аппетит;
    • тики, заикание.
    • Если экстренная угроза исчезает, то физиологическая проявления возвращаются в норму. При длительном стрессовом факторе симптомы переходят в хронические , развиваются болезни.

      Личностные особенности и реакции

      Виды реагирования на травмирующий фактор сугубо индивидуальны и зависят от особенностей личности. Имеет значение темперамент, характер человека, уровень самооценки и родительские установки.

      Есть ряд исследований, проводящих связь между темпераментом и типами реакций на критическую ситуацию.

    • Люди со слабой нервной системой, меланхолическим темпераментом при стрессовых событиях испытывают тревогу, невротическую тревожность, сильный испуг. Они склонны к самообвинению и паническим настроениям, часто у них нет сил на борьбу. Во многих случаях начинаются бессонница, проблемы со сном.
    • Холерический тип личности выдает следующий набор реакций: гнев, протест, агрессивность. Гневные чувства порождают развитие язвы желудка, гипертонии. Холерики зависимы от успеха, тяжело переживают неудачи, они очень боятся совершить ошибку.
    • Флегматический тип темперамента в напряженных ситуациях сохраняет самообладание, подавляет эмоции, игнорирует проблему. Они склонны заедать проблему, что приближает их вес к критическому показателю, нахождение в длительной травме. Стресс-факторы у флегматиков замедляют мыслительную деятельность, присутствует вялость, пересыпание.
    • Люди с преобладанием сангвинического темперамента реагируют на стресс с оптимизмом, могут протестовать, но всегда уверены в собственной ценности. Сангвиники обладают сильной нервной системой, поэтому легко справляются с отрицательной эмоциональной нагрузкой.
    • Немаловажное значение на проявление эмоциональных реакций при стрессе оказывает уровень самооценки. Заниженная оценка себя, неуверенность в своих возможностях увеличивает состояние тревоги и паники при напряженных жизненных моментах. Есть данные, что отрицательная самооценка влияет на показатели экзаменов, учащиеся не справляются с волнительной нагрузкой, получают низкие баллы.

      На типы реакций при стрессе влияют родительские установки. Некоторые психологи утверждают, что сценарий поведения при травмирующем факторе человек черпает от родителей.

      Ребенок впитывает родительские примеры, а потом неосознанно повторяет их во взрослой жизни.

      Так, один человек будет при стрессе молча глотать обиды, другой прибегнет к алкоголю, третий – начнет искать путь оптимизации. Разобраться в жизненном сценарии можно с помощью психолога или при самостоятельном анализе.

      Способы реагирования на стресс

      По видам реагирования на стресс-фактор люди также различаются. Существует несколько категорий реакций.

    • «Стресс кролика». В этом случае человек пассивно переживает травмирующую ситуацию. У него нет сил для активизации, он прячется от проблем.
    • «Стресс льва». Личность с данным проявлением бурно, гневно и экспрессивно реагирует на стрессовые события.
    • «Стресс вола». Способ подразумевает тип реакций на пределе своих умственных, эмоциональных и физических возможностей. Такой человек может долго жить и работать в травмирующей ситуации.
    • Стресс-фактор вызывает различные эмоциональные проявления, они сказываются на физическом и психическом состоянии человека. Психологи подмечают, что негативные раздражители могут существовать на самом деле, например, развод, но и быть надуманными. К надуманным ситуациям относятся реакции на то или иное поведение окружающих. Стрессовая реакция проявляется в зависимости от типа личности, родительских установок. На реагирование влияют особенности характера и темперамента.

      ostresse.ru

      Методы и стратегии совладания со стрессом

      Многие люди время от времени испытывают стрессовое напряжение, а с некоторыми это происходит достаточно часто и может сказываться на состоянии здоровья.
      Продолжительные стрессы, не позволяя организму восстановиться, приводят к физиологическим изменениям. Совладание со стрессом в сложных ситуациях, зная верные способы, методы и стратегии, поможет вам быстро расслабиться и в дальнейшем не допустить стрессового напряжения.

      Методы совладания со стрессом

    • Комфортный темп работы. Чтобы меньше подвергаться стрессу и не усугублять ситуацию, не загружайте себя работой и делайте все в комфортном, размеренном темпе.
    • Порядок во всем. Беспорядок всегда отвлекает и мешает сосредоточиться на выполняемой работе, особенно если нужно что-то найти. Чистота и порядок на вашем рабочем месте, дома и в жизни минимизирует возникновение стрессовых ситуаций.

Концентрация на деле. Ваши мысли всегда должны концентрироваться на выполняемой работе в настоящий момент. Не стоит браться за второе дело, не закончив первого. Для раздумий о будущем выделяйте отдельное время, чтобы они вам не мешали сосредоточиться и не стимулировали механизмы стрессового состояния. Это касается не только работы: во время приема пищи не отвлекайтесь на разговоры по телефону, чтение книг и просмотр телевизора.

  • Передайте часть своих дел. Не берите все дела на себя, даже если вы считаете, что сможете лучше их выполнить. От количества дел пострадает качество их выполнения. Делегируйте часть работы кому-то другому, разгрузите себя и ваша работоспособность увеличиться.
  • Радуйтесь успехам. Благополучно выполнив задуманную работу, выделите несколько минут, чтобы вполне этому порадоваться. Если же вы столкнулись с неудачей – отнеситесь к ней спокойно, в жизни часто такое случается. Ошибки только способствуют и стимулируют к достижению успеха.
  • Не отвлекайтесь от дел. Не позволяйте коллегам или родным отвлекать себя от работы. Изолируйтесь от всех и попросите, чтобы вас не беспокоили, пока вы сосредоточены на выполнении важных дел. Можете на время отключить телефон или поставить на беззвучный режим и убрать подальше от себя.
  • Самоконтроль. Будьте для себя начальником, самостоятельно контролируйте свою работу и действия, но иногда балуйте себя и позволяйте расслабиться. Такие моменты отлично повышают работоспособность.
  • Правильно спланированный день. Всегда выделяйте время для обеда и отдыха. Отсутствие этого времени непременно запустит механизмы стрессового напряжения. Вам просто необходим отдых, если вы полагаете что не имеете на него времени. При планировании дня распределите дела по скорости их выполнения и по важности.
  • Не стоит стремиться к совершенству. Очень сложно и утомительно идеально выполнять работу, на это тратится много сил и приводит к стрессу. Достаточно просто хорошо делать работу, а не стремится к идеалу.
  • Наслаждайтесь работой. Любите всей душой дело, которым занимаетесь и относитесь к нему с уважением. Если вы не любите свою работу, то она явно не ваша. Чтобы не жить в постоянном стрессе стоит найти более приятное занятие, и незачем этого бояться.
  • Стратегии борьбы со стрессовым напряжением

    Существуют различные типы стратегии совладания со стрессом. В большинстве случаев используется один из типов стратегии. Но так как в жизни постоянно меняются механизмы восприятия мира, самих себя, меняется окружение, семейный и социальный статус, в итоге приобретаются новые навыки, качества, знания. Со временем привычные старые стратегии, будучи ранее весьма эффективны, становятся малоэффективными и неактуальными.
    Наиболее распространенные виды стратегий:

  • Противостояние ситуации.
  • Откладывание решение проблемы – дистанционирование.
  • Самоконтроль.
  • Поиск общественной поддержки.
  • Принятие ответственности.
  • Плавное решение проблемы.
  • Положительная переоценка происходящих действий.
  • Избегание или перекладывание ответственности.
  • Первая стратегия. Конфронтация. Обычно человек агрессивно настроен по отношению к сложным жизненным ситуациям. Эта стратегия хорошо подойдет в случаях, когда существует реальный угрожающий объект, и энергия конфронтации направленная по адресу, обеспечит максимальный эффект. Если же угроза не персонифицирована, то стоит отказаться от этой стратегии, поскольку механизмы защиты от нее будут неэффективны.

    Вторая стратегия. В некоторых ситуациях очень помогает, если посмотреть на ситуацию со стороны и использовать ее грамотно. Все может сложиться не очень хорошо, если выбрать такую стратегию в качестве реакции на ситуацию, когда у близких друзей, родных или у себя обнаружено тяжелое заболевание.

    Третья стратегия. Контроль своих действий и чувств помогает при сложных, форс-мажорных ситуациях вроде ссор, техногенных катастроф, всевозможных стихийных бедствий и наступлений террористов, когда больше шансов выжить имеет тот, у кого трезвые, рассудительные мысли и ясная голова. Но борьба с собственными эмоциями часто приносит больше вреда, чем пользы.

    Четвертая стратегия. В ситуациях сильнейшего горя важно обращаться за помощью к близким и родным людям, поскольку не каждый может остаться один на один с неприятностями. Однако такая терапия оправдана лишь в тех случаях, когда произошло действительно нечто страшное и включаются механизмы психологической защиты. А вот когда такая терапия используется часто и человек постоянно требует присутствие еще кого-то, то это показатель неумения самостоятельно решать любые проблемы и нести полную ответственность.

    Пятая стратегия. Это путь опытных и сильных людей, признающих собственные ошибки и умеющие их анализировать, не допустив повторения в будущем. Для излишне ответственных людей такая стратегия может оказаться чрезмерно опасной. Ведь нам многое в этом мире не подвластно: внезапная болезнь родного или близкого человека, стихийное бедствие.

    Неся ответственность буквально за все в жизни можно заработать невроз.

    Шестая стратегия. Это способ выбора четкого плана спасения, механизмы реализации и следование ему. Плюсы этой стратегии очевидны именно во время надвигающейся опасности. Но если ситуация вам неподвластна и нет возможности ее контролировать, то такой способ работать не будет.

    Седьмая стратегия. Любое, даже крайне неблагоприятное событие нужно оценивать с положительной стороны, рассмотреть в ней положительные моменты и некий смысл. Такая стратегия требует осторожности и во время опасности сконцентрироваться не на минимизации проблемы, а на том, как с юмором и достоинством принять удар судьбы.

    Восьмая стратегия. Воздерживаться от ответственности – это попытка избежать общения или ситуации. Такой способ реагирования неэффективный, а человек, выбирающий его, является инфантильным.

    Способы совладания со стрессовым напряжением

    Чтобы стресс не влиял на здоровье и не причинял дискомфорта нужно уметь справляться с ним. Существуют разные способы и методики совладания со стрессом. Но самым распространенным является способ преодоления. Для этого существует специальный термин – «копинг», что означает, «совладение» и является процессом, во время которого человек старается справиться с психологическими перегрузками.

    Направлена на уничтожение стрессовой связи между окружающей средой и личностью.
    Сконцентрирована на управлении эмоциональным стрессом.

    5 основных задач копинга:

    1. Минимизация негативного влияния обстоятельств и повышение восстановления физических и психических ресурсов (выздоровление).
    2. Терпение, приспособленность или регулирование, смена жизненных ситуаций.
    3. Уверенность в своих силах.
    4. Поддержание эмоционального равновесия.
    5. Поддержание тесных взаимосвязей с окружающими людьми и сохранение их.

    Есть люди, которые прямо и открыто реагируют на стрессовые события. К этой категории относятся люди с конфронтационным стилем копинга. Другие, пытаясь отвлечься и дистанцироваться (с помощью алкоголя, наркотиков, телевизора) от стрессового состояния, относятся к категории классического стиля.

    На практике конфронтационный стиль и его механизмы воздействия более эффективны, нежели избегающий. Но не всегда: мелкие и краткосрочные стрессы вроде похода к зубному врачу, могут вполне себе решаться с помощью способа избегания (не волноваться о процедуре до того момента, пока не сядете в кресло). Однако если длительное время избегать от повторяющегося процесса, то можно себе навредить, а длительные и постоянные стрессы на работе не вылечить отвлечением от дел.

    Некоторые люди, которые успешно переживают сильные потрясения и преодолевают огромные препятствия, часто не справляются с мелкими неприятностями. Человек часто бывает не подготовлен к возможным конфликтам и переживает намного больше, нежели первый раз из-за того, что пытается избежать или не думать про это. Ценой этому являются проблемы со здоровьем.

    Исследователи разделяют два основных способа борьбы со стрессом:

    1. Активный, сосредоточен на разрешении проблемы, которая вызывает стресс, а в отдельных случаях на действиях, какие смогут нейтрализовать или снизить его эффект: обращение за помощью, планирование, сбор информации.
    2. Фокусировка на эмоциональных реакциях с целью их коррекции и смягчения. В такие механизмы преодоления стрессового напряжения входят попытки интерпретации стрессового случая, поиск опоры, процесс понятия и утешения в религии. Эти два способа можно применят одновременно.
    3. Безусловно, механизмы влияния стресса на человека и эффективность совладания с ним в трудных ситуациях зависит от правильного выбора способа поведения и от индивидуальных особенностей человека. Ведь в трудную минуту черты характера, пол, интеллектуальные возможности, возраст, уровень развития самосознания также являются важным условием результативного совладания со стрессовыми ситуациями.

      Реакция на стресс: 5 видов нашего поведения

      Главная → Сознание → Эмоциональное здоровье → Реакция на стресс: 5 видов нашего поведения

      К сожалению, стресс стал неотъемлемой частью нашей жизни. Проблемы на работе и в отношениях, пробки и невозможность хорошо выспаться сказываются на нашем самочувствии. Нино Такаишвили выяснила, какие виды реакции на стресс существуют, и можно ли преодолеть свои страхи и комплексы в трудную минуту.

      Человек-катастрофа

      Как с этим бороться: психологи советует проводить кратковременные сеансы погружения в себя, которые чем-то напоминают медитацию. Каждый день нужно уделять время для расслабления — хотя бы 10 минут посидите спокойно, закрыв глаза, дышите глубоко и постарайтесь понять свои чувства. Глубокое дыхание творит чудеса — уже через неделю вы почувствуете, что стали меньше паниковать по пустякам. Альтернатива для человека-катастрофы — занятия йогой, где важную роль играет концентрация и умение правильно дышать.

      Олень и фары

      Как с этим бороться: чтобы не быть каждый раз «оленем» (обидно звучит, согласитесь!) в ступоре, займитесь повышением самооценки. Подобная реакция свойственна людям, которые в глубине души считают себя слабее других: точно так же ящерица замирает в ступоре, спасаясь от хищников. Останьтесь наедине с собой и спокойно подумайте: а какие меры вы могли принять в трудном положении в прошлом? На холодную голову вы наверняка поймёте, что из ситуации был выход, и не один, а вы ничего не делали. Всегда анализируйте своё поведение в стрессе и со временем вы сможете отключить в себе «режим оленя».

      Мистер Спокойствие

      Как с этим бороться: вероятно, что вы выросли в семье, где трудности и проблемы не обсуждались, а родители учили вас быть сильным и не докучать другим своими переживаниями. «Я сам всё решу» — вот ваш девиз по жизни. Но постарайтесь сломать эту схему — начните делиться с близкими своими чувствами, не бойтесь вслух говорить о переживаниях и анализировать их не в одиночестве, а вместе с кем-то. Во-первых, вы наконец-то выплеснете накопившееся напряжение, а во-вторых, доверительный разговор с близким человеком повышает уровень серотонина, гормона радости — вам даже физически станет легче.

      Как с этим бороться: нужно получать больше позитивных эмоций, идеально для этого подходят интенсивные занятия спортом — бегайте, танцуйте, делайте аэробные упражнения. Впрочем, подойдёт и любое другое любимое дело — будь то рисование или кулинария. Постарайтесь занять себя интересным хобби, и депрессивные настроения после стресса отступят.

      Горячая голова

      Как с этим бороться: вам может помочь только самоконтроль. В стрессовой ситуации постарайтесь взять «паузу», остановитесь хотя бы на минуту! Попейте воды, пройдитесь, подышите… Это позволить вам не «нападать» сразу, а осмыслить собственное поведение. Вами движут импульсы, и пора уже это осознать. В конце концов, всплески вашего взрывного характера наверняка уже не раз обижали близких людей!

      the-challenger.ru

      2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе

      2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе

      Для удобства изучения все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы, что отображено на рис. 5. Нарушения психомоторики могут проявляться:

      +в избыточном напряжении мышц (особенно часто – лица и «воротниковой» зоны);

      +дрожании рук;

      +изменении ритма дыхания;

      +дрожании голоса;

      +уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

      +нарушении речевых функций и т. д.

      Рис. 5. Поведенческие признаки стресса.

      Под действием стресса мышцы чрезмерно напрягаются, что мешает человеку выполнять точные и экономные движения, и человек тратит избыточное количество энергии на движения, которые ранее выполнялись легко и непринужденно @@@@@7#####. Избыточное напряжение в отдельной группе мускулатуры называют «мышечным зажимом», и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Существует несколько направлений и терапии, направленных на «снятие» таких зажимов и расслабление избыточно напряженных мышц: это прогрессивная мышечная релаксация, биологическая обратная связь и телесно ориентированная психотерапия.

      Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

      Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

      Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности. Студенты-психологи, оценивавшие поведенческие признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Нарушения социальных контактов и проблемы в общении отмечались студентами в числе последствий учебного стресса, однако выраженность этих явлений была не очень большой. При этом степень снижения работоспособности и развития утомления при стрессе зависела от некоторых объективных и субъективных факторов.

      В наших исследованиях отмечалась достоверная положительная корреляция между снижением работоспособности студентови такими факторами, как «большая учебная нагрузка», «строгие преподаватели» и «жизнь вдали от родителей» (коэффициенты корреляции 0,41–0,43 при уровне значимости менее 0,01). К субъективным факторам, способствующим снижению работоспособности, можно отнести «излишне серьезное отношение к учебе», «стеснительность и застенчивость» и «проблемы в личной жизни», которые отягощают проявления учебного стресса.

      Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищии т. д. (рис. 6).Понашим данным, наиболее распространенным методом снятия стресса у студентов является вкусная еда, затем телевизор, сигареты и алкоголь. Оказалось также, что нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса засчет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей. Близкие данные были получены и у людей, работающих бухгалтерами и экономистами.

      Неадекватные методы снятия стресса в основном характерны для людей, ищущих во внешней среде причины своих проблем и стрессов, причем в большей мере это относится к стремлению таких людей использовать алкоголь в качестве «универсального антистрессорного метода».

      При этом отмечалась выраженная корреляция между частотой применения алкогольных напитков и выкуриваемых сигарет (r = 0,44; р

      psy.wikireading.ru

      Способы поведений при стрессах

      Человек относится к биологическому виду, поэтому он подчиняется тем же закономерностям, что и другие представители животного царства. Это справедливо в отношении не только процессов, происходящих в наших клетках, тканях и органах, но и нашего поведения – как индивидуального, так и социального. Его изучают не только биологи и медики, но и социологи, и психологи, а также представители других гуманитарных дисциплин. На обширнейшем материале, подтверждая его примерами из медицины, истории, литературы и живописи, автор анализирует вопросы, находящиеся на стыке биологии, эндокринологии и психологии, и показывает, что в основе поведения человека лежат биологические механизмы, в том числе гормональные. В книге рассматриваются такие темы, как стресс, депрессия, ритмы жизнедеятельности, психологические типы и половые различия, гормоны и обоняние в социальном поведении, питание и психика, гомосексуализм, виды родительского поведения и т. д. Благодаря богатому иллюстративному материалу, умению автора просто говорить о сложных вещах и его юмору книга читается с неослабевающим интересом.

      Книга «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» награждена премией «Просветитель» в номинации «Естественные и точные науки».

      Книга: Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей

      Поведение при стрессе

      Вспомним, как формируется поведенческий акт (см. главу 2). Изменения в среде вызывают определенную потребность, для удовлетворения которой человек или животное должны либо попытаться возвратить среду к прежнему состоянию, либо приспособиться к новым условиям существования. Для удовлетворения потребности формируется мотивация, т. е. активируется память о способах удовлетворения данной потребности. В памяти животного или человека хранится множество программ действий, но каждая из них наиболее эффективна для строго определенных изменений среды, поэтому в рамках мотивации происходит интенсивный сбор сведений. Собирается не вся доступная информация, а в первую очередь та, которая позволит характеризовать новую ситуацию и новые условия существования как знакомые.

      Знакомая ситуация – это та, в которой организм уже действовал, причем успешно, т. е. удовлетворил имевшуюся потребность. Совокупность черт измененного состояния среды, которая позволяет характеризовать ситуацию как знакомую, называется пусковым, или ключевым, стимулом. Он, как ключ, запускает программу поведения, которая уже была успешно использована и хранится в памяти. В начале ХХ в. А. А. Ухтомский писал, что животному или человеку необходимо «по поводу новых и новых данных среды очень быстро перебрать свой арсенал прежних опытов». Хранящиеся в памяти программы поведения, запускаемые ключевыми стимулами, называются фиксированными комплексами действия (ФКД). Они могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе индивидуального развития. У человека по сравнению с животными меньше врожденных ФКД.

      Ключевой стимул может быть разной степени сложности. Простой ключевой стимул, например яркое цветовое пятно раскрытого клюва птенца, запускает пищедобывательное поведение родителей. Поиском комплексного ключевого стимула занят футболист, который собирает информацию о расположении противников, партнеров, направлении их движения, его скорости, расстоянии до ворот и о многом другом. На основании всей собранной информации игрок определяет текущее положение на поле как одну из расстановок, которые отрабатывают на тренировках. Как только он находит в памяти образ, больше всего соответствующий текущей ситуации, запускается один из комплексов действий, зафиксированных на тренировках, – футболист бьет по воротам, или идет в обводку, или отдает пас и т. п. Пусковой стимул человек отыскивает и при решении интеллектуальных проблем, таких как решение математических задач. Например, существует ограниченное количество типов уравнений, для каждого из которых известен способ его решения – алгоритм. При решении уравнения главное – определить его тип, а затем остается только применить известный алгоритм. В такой ситуации ключевым стимулом становится совокупность определенных признаков уравнения.

      Если найти ключевой стимул не удается, т. е. новизна ситуации велика, то у организма развивается стресс – неспецифическая системная адаптивная реакция на отклонение условий существования от привычных, т. е. реакция на новизну ситуации. Поведенческим компонентом стрессорной реакции является смещенная активность (рис. 4.8).

      Рис. 4.8. Условия возникновения смещенной активности

      ours-nature.ru