Способы совладание со стрессом

Способы и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях

Способы и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях рассматривается исследователями в связи с классификацией его стратегий и способов.

Выделяется три основных критерия, по которым строятся классификации способов поведения в трудных ситуациях (Малкина-Пых И.Г., 2004. с. 29):

1. Эмоционально-фокусированные способы поведения — направлены на урегулирование эмоциональной реакции.

2. Проблемно-фокусированные способы поведения — направлены на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

1. «Скрытые» внутренние способы поведения — когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2. «Открытые» поведенческие способы — ориентированные на поведенческие действия, используются способы, наблюдаемые в поведении.

1. Способы, ведущие к успешному разрешению трудной ситуации — используются конструктивные способы и стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

2. Способы, ведущие к неуспешному разрешению трудной ситуации — используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению стресса.

Было предпринято много попыток создания методик, с их помощью в дальнейшем создавались классификации способов совладания со стрессом. Так, Фолкман и Лазарус (1984) со своими сотрудниками разработали методику «Способы совладания», содержащую 67 видов реакций индивида на неблагоприятные события. Факторный анализ данных позволил им выделить 8 дискретных стратегий:

— Стратегия противостоящего совладания заключается в том, что личность пытается агрессивным способом изменить ситуацию, испытывает неприязнь и гнев в отношении стрессора.

— Стратегия дистанцирования — личность отделяет себя от трудности, старается забыть о ней.

— Стратегия самоконтроля — саморегуляция чувств и поступков.

— Стратегия поиска социальной поддержки — обращение за помощью различного рода.

— Стратегия принятия ответственности — стремление не повторять совершенных ошибок и признание своего участия в возникшей трудности.

— Стратегия избегания — действия личности, приводящие к избеганию трудности.

— Стратегия планового решения проблемы — выработка пошагового решения проблемы и следования ему.

— Стратегия позитивной переоценки — усилия человека придать позитивное значение происходящему, интерпретация происходящего в позитивных терминах.

В основном эти стратегии исключают, но иногда могут и дополнять друг друга. Исследования показывают: многие люди, оказавшиеся в трудной ситуации, использует одновременно несколько стратегий совладания.

К.Муздыбаев (1998), анализируя зарубежные источники, посвященные стратегиям поведения в трудных жизненных ситуациях, приходит к выводу, что многие из стратегий таят в себе не только возможность преодоления, но и ухода от него.

Биллингс и Моос (1984) просили своих испытуемых припомнить одну из последних эмоционально трудных ситуаций и оценить свой способ реагирования на него по 19 бинарным шкалам. Результаты анализа корреляций шкал позволил выделить этим авторам три базовых категории способов совладания: активно-поведенческое, совладание посредством избегания (сюда включается и самообман) и активно-когнитивное совладание.

P.Vitaliano (1990), классифицируя способы поведения в трудной жизненной ситуации, выделяет три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления. Во-первых, это самообвинение, выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; во-вторых, избегание, при котором человек продолжает себя вести так, как если бы ничего не произошло; в-третьих, предпочитаемое истолкование — призрачные надежды, когда человек надеется на чудо.

Репертуар способов поведения в трудных (стрессовых) ситуациях, предложенный H.Weber (1992) выглядит следующим образом: реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; поиск социальной поддержки; перетолковывание ситуации в свою пользу; защита и отвержение проблем; уклонение и избегание; сострадание к самому себе; понижение самооценки; эмоциональная экспрессия.

Немецкий исследователь Г.Томэ (1988) на основе анализа данных BOLSA выделил 19-25 «техник» жизни. Часть этих «техник» Томэ включил в «общепсихологическую систему приспособления». Остальные «техники» он отнес к ситуационно-специфическим реакциям. К ним относятся такие техники как:

Первая «техника», входящая в общую систему приспособления, включает действия, ориентированные на достижения, на успех (Leistung), на изменение практической ситуации.

Вторая «техника» заключается в приспособлении к ситуационным аспектам ситуации, социальным нормам и общественным установлениям, к правилам деловых отношений.

Третья «техника» имеет большое значение в состояниях социальных потрясений. Она основана на умении приспосабливаться к потребностям других людей.

Четвертая «техника» названа Томэ «заботой об установлении и поддержании социальных контактов».

Пятая «техника» получила название «акцептации ситуации», т.е. принятие ее такой, какова она есть, после сравнения с положением людей, находящихся в еще более бедственном состоянии.

Уиллс и Шифман (1985) выделяют в процессе использования способов поведения в трудных жизненных ситуациях три стадии:

— Предупреждающая. Усилия, прилагаемые на этом этапе, помогают человеку подготовиться к преодолению надвигающихся затруднений.

— Овладевающая. Здесь осуществляются конкретные когнитивные и поведенческие шаги для решения определенных задач.

— Восстанавливающая. Человек имеет дело с последствиями трудной жизненной ситуации. Цель данного этапа — ограничить размеры ущерба, быстрее вернуться в прежнее нормальное состояние.

Как любое поведение, поведение в трудной жизненной ситуации имеет свои задачи. В случае поведения в трудной ситуации они адаптивные. Моссом и Шефером (1986) было сформулировано пять видов таких задач:

Во-первых, человек в трудной жизненной ситуации должен для себя установить её смысл и значение. После того, как человек пришел в себя от потрясения, он постепенно начинает понимать то, что с ним произошло. Начинает происходить оценивание ситуации, предвосхищаться возможные последствия и т.д.

Во-вторых, трудная жизненная ситуация предъявляет определенные требования, которым человек должен соответствовать. Поэтому важна не только его реакция на возникшие требования, но и возможность жить в соответствии с этими новыми условиями.

В-третьих, для многих людей становится особенно важной задача поддержания родственных и дружеских отношений, для оказания и принятия возможной помощи в трудной жизненной ситуации.

В-четвертых, необходимой оказывается задача сохранения эмоционального баланса, избегания эмоциональных крайностей, умения адекватно эмоционально реагировать в трудной жизненной ситуации.

В-пятых, возможно, главной является задача сохранения и поддержания «образа Я», уверенности в себе и, как следствие, уверенности в своем завтрашнем дне.

Выделяют (Муздыбаев К., 1998) специфические стратегии поведения в трудной жизненной ситуации:

— Стратегия, сфокусированная на оценке. Личность, использующая эту стратегию, определяет для себя значение и суть происходящего, пытается оценить последствия, с которыми ей придется столкнуться. Основные способы сводятся к логическому анализу, когнитивной подготовке, выделению позитивных моментов и т.д., возможно использование и защитных механизмов: отрицание или приуменьшение угрозы и пр.

— Стратегия, сфокусированная на проблеме. Личность стремится непосредственно иметь дело с трудной ситуацией и предполагает решительно противостоять стрессорам и их последствиям. Вначале должна быть получена максимально надежная и полная информация относительно возникшей ситуации, также поиск социальной поддержки. Главным является принятие решения и реализация конкретных действий.

— Стратегия, сфокусированая на эмоциях. Личность пытается сохранить эмоциональное равновесие и управлять своими чувствами. Способы, относящиеся к данной стратегии таковы: обретение надежды на изменение ситуации, размышления о позитивной перспективе, следование нормам морали, научение терпимости.

Перлин и Шулер (1978, с. 12) разработали подобную классификацию стратегий поведения в трудной ситуации. По их представлениям человек справляется с трудной жизненной ситуацией:

— посредством устранения или изменения условий, породивших проблему (стратегия изменения проблемы);

— путем перцептивного управления смыслом переживаний таким образом, чтобы нейтрализовать их проблемный характер (стратегия изменения способа видения проблемы);

— посредством удержания эмоциональных последствий возникшей проблемы в разумных границах (стратегия управления эмоциональным дистрессом).

Виноградова Л.В. (1999) анализирует классификацию способов, разработанную А.Стоуном и М.Пилом. Эти исследователи выделяют следующие совладающие категории: 1) дистракция (отвлечение внимания от проблемы, переключение на обдумывание других событий; 2) переопределение ситуации (попытка увидеть проблему в другом свете, что делает ее более терпимой; 3) прямое действие (размышления о возможных решениях проблемы, сбор информации о ней или реальные действия, которые помогут ее решить); 4) катарсис (выражение чувств в ответ на проблему для снижения напряжения; 5) принятие (принятие того, что проблема имеет место, но ничего нельзя сделать для ее разрешения); 6) поиск социальной поддержки (поиск эмоциональной поддержки у друзей, близких людей); 7) релаксация (действия, имеющие своей целью достичь расслабления).

С.К.Нартова-Бочавер (1997), считая, что создание удовлетворительной системной классификации видов психологического преодоления — дело будущего, предлагает в качестве ее возможных оснований следующие признаки coping: 1) ориентированность, или локус копинг-поведения (на проблему или на себя); 2) область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства); 3) эффективность (приносит желаемый результат по разрешению затруднений или нет); 4) временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней); 5) ситуации, провоцирующие копинг-поведение (кризисные или повседневные).

В классификации, разработанной И.П.Стрельцовой (2002), в качестве ведущего основания взята направленность поведения человека в трудных ситуациях — на решение проблемы, на свое эмоциональное состояние, на других людей и на самооценку. Ею было выделено 12 стратегий, реализующих различную направленность поведения в трудных жизненных ситуациях. Описаны ранее не выделявшиеся стратегии: «принятие ситуации как неизбежной», «социальное отстранение», «поддержание собственного достоинства и уверенности в себе». С точки зрения автора, такое выделение существенно расширяет возможность более дифференцированного анализа различных способов поведения в трудных жизненных ситуациях.

Три разновидности направленности личности — на других на предмет (дело) и на себя (В.Н.Мясшцев, Л.И.Божович, М.С.Неймарк) — послужили основанием для дифференциации векторов направленности защитных и совладающих стратегий в классификации Е.В.Либиной (2003): стратегии, направленные на разрешение актуальной затруднительной ситуации, считаются совпадающими. К защитным относятся стратегии, направляющие усилия в сторону от разрешения актуальной ситуации, вызывающей затруднение. Как защитные, так и совладающие стратегии, могут направлять усилия в сторону от разрешения актуальной ситуации, вызывавшей затруднение. Как защитные, так и совладеющие стратегии взаимодействия человека со сложными ситуациями в этой классификации рассматриваются в контексте трех модальностей — эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Совладеющие и защитные стратегии любой из трех модальностей могут проявляться как в пассивной, так и активной форме.

Особое внимание отводится анализу эффективности стратегий и способов совладающего поведения. С.К.Нартове-Бочавер (1997, с. 24) пишет: «Поскольку психологическое преодоление «запускается» ситуацией, то естественно считать его зевершенным, состоявшимся, когда ситуация для субъекта утрачивает свою значимость как раздражитель и тем самым освобождает его энергию для решения других задач».

В исследовании И.П.Стрельцовой (2002, с. 15) показано, что нельзя однозначно определить конструктивность стратегий и, соответственно, способов поведения вне контекста реальных условий ситуации. «Для каждой стратегии существует свой круг ситуаций, где она будет наиболее эффективной или даже единственно возможной, в то же время, в определенных условиях каждая из рассматриваемых стратегий может оказаться неконструктивной».

Надежным критерием эффективного совладающего поведения является повышение стресс-резистентности и уменьшение чувства уязвимости по отношению к стрессам (Conway V.I., Terry D.J., 1992).

Несмотря на то, что вопрос об эффективности-неэффективности предпочитаемых способов и стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях остается дискуссионным, ряд авторов полагает, что есть стратегии и способы поведения в трудных жизненных ситуациях неэффективные для совладения: избегание и самообвинение, занижение своих возможностей. (Weber Н., 1992).

Так незываемое «отреагирование чувств» или проявление возникших состояний эмоционального напряжения считается довольно эффективным способом совладания со стрессом, если исключить проявление агрессивности как явления асоциального.

Обоснованное обращение к стратегии поиска социальной поддержки безусловно признается наиболее эффективным средством совладания с трудной жизненной ситуацией.

Способы же и стратегии, относящиеся к защитным формам поведения в трудных жизненных ситуациях, получили у исследователей разную оценку. Исследователь Н.Хаан (1977) полагает, что подобные формы поведения являются неприемлемыми для эффективного совладания, т.к. мешают адекватному восприятию действительности и дезадаптируют личность. Однако другие ученые считают, что ослабление стресса, пусть и иллюзорное, отвлекаясь таким образом от ситуации помогает ему, мобилизоваться и сконцентрировать усилия на реальном преодолении жизненной трудности (П.Беккер и К.Кавер, 1989).

Анализ эффективности совладающих стратегий с точки зрения дифференциальной психологии показывает, что «Предпочтение совпадающих стратегий в сложных жизненных ситуациях отражает эффективный (с точки зрения результата), оптимальный (с точки зрения внутренних затрат) и конструктивный (с точки зрения целесообразности) выбор способа поведения человека. Соответственно, защитные стратегии являются свидетельством неэффективного, неоптимального и неконструктивного выбора» (Е.В.Либина, 2003, с.9).

И.М.Никольская. Р.М.Грановская (2000, с. 80) указывают на то, как возможно, постепенно отходя от психологических защит, повысить эффективность совладания с трудной жизненной ситуацией. «Важным, но недостаточным условием для преодоления подсознательной защиты выступает привлечение к ней внимания и, как следствие, частичное осознание ранее скрытых проблем». Не менее важным условием, по их мнению, является не только осознание, но и эффективное реагирование.

Безусловно, эффективность совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях зависит не только от верного выбора способа поведения, но и от индивидуальных особенностей личности. Ведь в трудной жизненной ситуации возраст, пол, интеллектуальные возможности, черты характера, уровень развития самосознания, индивидуально-типологические особенности и пр. тоже выступают в качестве важного условия эффективного совладания с трудной жизненной ситуацией.

«психологическое преодоление является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов — личности субъекта (за рубежом принято говорить о личностных ресурсах coping) и реальной ситуации» (С.К.Нартова-Бочавер, 1997, с. 2).

superinf.ru

Способы совладание со стрессом

Психолог по семейным вопросам, специалист по эриксоновскому гипнозу и эриксоновской терапии, НЛП -тренер, арт-терапевт — Логинова Ольга Иосифовна

Контактный телефон: 8(916) 555-98-10 E-mail: psycholog50@mail.ru г. Москва

Статьи по психологии
Логинова О.И.

текст на английском языке

Как справиться со стрессом?

В статье даются определения стресса, стадии стресса по Г.Селье, классификация стресса, поведенческие проявления стресса, рекомендации как справиться со стрессом, методы, используемые в психологии для совладания со стрессом. Тест на стрессоустойчивость и Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея

В настоящее время все больше людей во всем мире испытывают стресс. Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые возникают при разных жизненных ситуациях. Стресс испытывают разные возрастные группы: дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и люди более старшего возраста. Одна из причин стресса у детей — ожидания наказания со стороны родителей за различные провинности и плохую успеваемость в школе. Стресс у детей может вызван плохой адаптацией среди сверстников. У студентов чаще всего стрессовое состояние вызвано со сдачей экзаменов. Человек подвергается стрессу по разным причинам. Это могут быть экстремальные ситуации, к которым относятся всевозможные техногенные аварии, природные катаклизмы, попадания человека в места лишения свободы, физическое, психологическое и сексуальное насилие; семейные проблемы, трудности на работе, проблема одиночества, выход на пенсию. У человека, испытывающего постоянный стресс, со временем могут возникнуть психосоматические заболевания. Поэтому в области психологии проводятся исследования учеными, направленные на выявление стрессовых ситуаций, их классификация и предотвращение этих ситуаций, с учетом характера человека, выявление внутренних ресурсов личности для совладания со стрессом.

Как пишет доктор медицинских наук В.А. Бодров [1], наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс.

Термин «стресс», по словам автора, объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами и т.д.

Американский профессор психологии Девид Майерс [ 1 1] утверждает, что «стресс – это не стимул и не реакция. Это процесс, в ходе которого мы оцениваем ситуацию и боремся с возникшей опасностью».

Понятие стресса, было предложено Г. Селье [3]. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.

В своих исследованиях Г. Селье доказал, что стрессу характерны несколько стадий адаптации. Стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса.

В первой фазе – фазе тревоги, как утверждает Г. Селье, осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Физиологическая первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. К концу первой фазы отмечается работоспособность. Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т.е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Во второй фазе – фазе стабилизации или как ее еще называют максимально эффективной адаптации. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Но, если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза – фаза истощения. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Учащается ритм сердца. Повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма.

Стресс — это реакция организма на адаптацию к кризисным жизненным ситуациям.
Чем сильнее стресс, тем ярче психосоматические проявления.

P . T . Wong (цит. по [1]) предложил классификацию жизненного стресса:

Ю.В. Щербатых [8] подробно описал профессиональный стресс, который разделил в свою очередь на отдельные виды: учебный стресс, стресс медицинских работников, стресс руководителя, спортивный стресс. Кроме этого, автор проанализировал причины производственного стресса и феномен профессионального выгорания. По мнению автора, профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков и в отдельных случаях связано со здоровьем человека. Причины стрессов личностного характера чаще всего связаны с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, со страхом неудачи, неуверенностью в своем будущем.

В современном мире существует большое разнообразие стрессов, которое влияет на психологический и физиологический уровень жизни человека. Стресс зависит от объективных и субъективных факторов.

Маклаков А.Г. [3], считает что «вероятность возникновения стресса возникает у людей с повышенным чувством тревожности, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных реакциях, известных как реакция «тревоги».

Зарубежный исследователь в области психологии Nutt D . J . (цит. по [8]) выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:

— настроение (например, волнение);

— когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);

— физиологические проявления (тахикордия, потоотделение, тремор);

Все это происходит с целью подготовки организма к тому, что, Кеннон (цит. по [11]) назвал «борьба или бегство». Эту реакцию он считал чудесной адаптивной системой.

Канадский ученый Ганс Селье [11] дополнил теорию Кеннона и сделал стресс одним важнейших понятий в психологии и медицине.

По мнению доктора биологических наук Щербатых Ю.В. [8], поведенческие проявления стресса можно разделить на четыре группы:

— изменение образа жизни;

— нарушения социально-ролевых функций.

Нарушения психомоторики могут проявляться:

— в избыточном напряжении мышц;

— изменения ритма дыхания;

— уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

— нарушении речевых функций;

М.К. Акимова, К.М. Гуревич [5] утверждают, что тревога связана с наличием глубоких внутренних конфликтов, недостаточности внутренних ресурсов для достижения поставленной цели, рассогласования между потребностью и нежелательностью способов ее удовлетворения.

По словам авторов, тревога определяется как временное, преходящее эмоциональное состояние, характеризуемое субъективными ощущениями напряжения и опасения, Тревожность, как черта, определяется в качестве устойчивой склонности к тревоге, и зависит от прошлого опыта человека.

Тревожность является составной частью стресса, и проявляется как правило на эмоциональном и физиологическом уровне в виде изменений психомоторики. Анализ этого состояния позволяет выработать адекватные меры по преодолению тревожности у личности с целью успешной адаптации.

P . T . Wong (цит. по [1]) разработал модель ресурсов и их соответствия требованиям эффективного преодоления стресса. Важная особенность этой модели заключается в том, что в ней придается особое значение проактивным измерениям. Если человек постоянно развивает свои различные ресурсы и разумно избегает рисков, то он тем самым уменьшает вероятность развития у него стресса.

Автор модели к ресурсным состояниям человека относит следующие виды ресурсов:

Реактивное преодоление стресса, по мнению P . T . Wonga , начинается, как только с помощью первичной оценки обнаруживается проблемная ситуация. На этом этапе важное значение для эффективного преодоления стресса имеют два типа соответствия ресурсов: во-первых, оценка должна отражать реальность, а во-вторых, необходимо, чтобы выбранные стратегии соответствовали характеру стресса. Адекватные ресурсы и соответствующие стратегии преодоления стресса в конечном счете приведут к снижению стресса.

Как пишет автор, эффективное преодоление стресса оценивается по следующим показателям: эффективность затрат энергии и ресурсов, эффективность в достижении желаемой цели противодействия стрессу и восстановления функционального баланса организма и психики, личное развитие в виде повышения способностей, самоуважения и благополучия. Таким образом, успешное преодоление стресса способствует получению кратковременных и долговременных выгод и преимуществ.

Арт-терапевтическая помощь при совладании со стрессом

В настоящее время в психологии все больше и больше внимания уделяется различным методам арт-терапии, которые служат для успешного совладания со стрессовыми ситуациями. Можно использовать также метафорические ассоциативные карты , в том числе авторские:

Хедер Уильямс [13] в своей книге «Говорящий рисунок, или как познать свое глубинное “Я”» дает советы как справиться со стрессом. Для выполнения упражнения «Выражаем тревогу» Хедер Уильямс предлагает:

— занять удобную, расслабляющую позу;

— найти в себе ощущение тревоги;

— определить, где она локализуется: в животе, лице, голове, ногах;

— взять цветные карандаши;

— субдоминантной рукой выплеснуть из себя тревогу и перенести ее на бумагу.

Люсия Капаччионе [10] для снятия стрессов предлагает упражнение «рисование обеими руками». С ее точки зрения это упражнение позволяет активизировать обе руки и оба полушария головного мозга. Данное упражнение освобождает разум от ненужных тоскливых, тревожных мыслей, успокаивает нервы. Почувствовав себя измотанным, расстроенным, выведенным из состояния душевного равновесия, попытаться несколько раз выполнить упражнение с использованием обеих рук.

А.М. Шевченко [7] – практикующий психолог, арт-терапевт в своей работе описывает упражнение «Отрезаю проблему». Автор предлагает нарисовать свою проблему справа от себя в виде клубка запутанных ниток. Слева нарисовать себя. Затем взять ножницы и отрезать ту часть рисунка, где изображена проблема. Как считает данный арт-терапевт, именно это действие поможет нашему мозгу легко распутать создавшуюся проблему. Автор считает, что наши мысли, выраженные в письменном виде, есть не что иное как наши голограммы. Следовательно их можно уничтожить, т.е. освободиться от негативной энергии, от негативных мыслей и эмоций.

Барбара Ганим [9] рассуждает о том, что благодаря экспрессивному искусству мы можем избавиться от негативных мыслей, которые блокируют способности нашего тела. Экспрессивное искусство, по ее мнению, поможет освободиться от вызывающих стресс эмоций, которые по многочисленным исследованиям ослабевают иммунную систему. Б. Ганим, автор книги «Исцеление через искусство», пишет о том, что как только негативные эмоции становятся доступными для направленной визуализации, появляется возможность избавиться от них, выразив их в рисунке, скульптуре или коллаже.

Автор считает, что негативные мысли и эмоции приводят к стрессовым состояниям. Психологическое напряжение, сохраняющееся в течение длительного периода времени, может нарушить иммунную систему, после чего здоровые клетки могут переродиться и привести к различным тяжелым заболеваниям. Она предлагает, как и многие другие арт — терапевты, начать рисовать не той рукой, которой человек занимается трудовой деятельностью. Это связано с тем, чтобы человек меньше контролировал свои действия и не оценивал свою работу критически. Из своих наблюдений она сделала вывод, что люди, которые не умеют рисовать, достигают таким образом самых лучших результатов. По мнению автора, при работе с рисунком рекомендуется спокойная музыка, желательно без слов. Негативные эмоции могут выразиться через цвет, форму, линию и другие зримые образы. Простой акт изображения на бумаге негативной эмоции, вызывающей стресс, освобождает наше тело от напряжения и уже не может принести вред здоровью.

Арт-терапия является мощным инструментом в работе со стрессовыми ситуациями и выхода из них. Хорошо себя зарекомендовали в психотерапии библиотерапия, танцевальная терапия, музыко-терапия, фототерапия и т.д. Во всех этих случаях человек высвобождает свои эмоции и тем самым снимает напряжение. Одним из важных ресурсных состояний человека является уверенность в своих силах, что приводит к спокойствию и концентрации мыслей при выполнении поставленных жизненных целей.

В книге И. Ю. Митевой «Курс управления стрессом» даются рекомендации, направленные на снижения стресса [4] .

Как считает автор книги, гидромассаж лучше всего помогает при стрессе. Очень эффективен точечный массаж на лице, шеи, голове. Прежде всего необходимо обнаружить участки затвердевшей кожи, а затем их необходимо растирать и сильно щипать.

Физические упражнения, с точки зрения автора, снижают стресс и вызывают в теле химические реакции, благодаря которым человек чувствует себя хорошо. Заниматься рекомендуется ежедневно, как минимум 30 минут.

Плавание также нейтрализует последствия стресса. Именно при плавании мышцы расслабляются. Вода способствует обрести спокойствие и настроиться на позитивные мысли.

Кроме физических упражнений, по мнению автора, хорошо помогает справляться со стрессом релаксация и медитация.

И.Ю.Митева полагает, что существует связь между отрицательными эмоциями, которые испытывает человек в состоянии стресса, и напряжением его мышечной системы. Отрицательные эмоции (страх, тревога, беспокойство, раздражение и др.) всегда вызывают мышечное напряжение. Если научиться произвольно снижать избыточное напряжение, можно тем самым научиться эффективно управлять своими эмоциями и уменьшить их эффективность.

Доктор медицинских наук С.А. Игумнов [2] для снятия напряжения мышц лица предлагает упражнение «Маска релаксанта» . Выполнение этого упражнения позволяет расслабить мимические, жевательные мышцы и язык. Каждая напряженная мышца оказывает воздействие на двигательную зону головного мозга.

«Маску релаксанта» применяют в тех случаях, когда нет возможности заниматься аутогенной тренировкой. В результате выполнения этого упражнения уменьшается физическое и психическое напряжение, проходит головная боль.

Для снятия психологического и физического напряжения используют также холистический массаж [6]. Он применяется при психосоматических и эмоциональных состояниях, состояниях страха и депрессиях, психологического, физического сексуального насилия. Автор холистического (пульсационного) массажа является Т. Браунинг.

Холистический массаж позволяет осознать сигналы тела, поскольку они напрямую выражают потребности бессознательного. Осознание сигналов тела помогает человеку соединиться со своим внутренним источником знания.

Для снятия или уменьшения действия стрессовых факторов Сарвир И. [12] в своей книге «Долой стресс» предлагает использовать свои внутренние ресурсы :

1. антистрессовое дыхание;

2. минутная релаксация (напряжение и расслабление мышц);

3. смена обстановки;

4. расслабление;

5. отвлечение (переключение мыслей);

6. музыка;

7. арифметика (счет в обратном порядке от 50-ти);

8. общение.

С помощью библиотерапии (цит. по [6]), стремятся улучшить поведение в условиях стресса через информацию и программы упражнений посредством коммуникативного воздействия книги.

По мнению Митевой И.Ю. [4], с мехотерапия , также является мощным инструментом при снижения стресса. Улыбка дает отдых мышцам лица: грусть затрагивает 43 мышцы, улыбка – только 17. В свою очередь, это ведет к охлаждению крови в сосудах головного мозга; образуются вещества, которые стимулируют работу левого полушария, отвечающего за радостные ощущения. Биохимические процессы тормозят образования «стрессовых» гормонов. В каждом конкретном случае необходимо позитивно переосмыслить стрессовую ситуацию, увидеть ее в ином свете. Применяя позитивный подход, нужно попытаться найти альтернативные возможности в принятии решений, которые были вне досягаемости сознания.

Таким образом, мы видим, что зарубежные и российские авторы предлагают большое количество техник аутотренинга и релаксаций для профилактики и устранения стресса. Каждый человек сам выбирает в зависимости от своего психологического и физического состояния экспериментальным путем подходящие для него техники релаксации, дыхательные техники, вид массажа, физическую нагрузку. Все это способствует позитивному настрою личности и уверенному общению с окружающими.

На основе проведенного краткого анализа научной литературы, можно сделать выводы:

1. Поведение людей при устранении стресса в разных ситуациях будет отличаться. Оно зависит от степени тревожности личности.

2. Одна и та же личность с изменением возраста будет менять свои способы борьбы со стрессом. На это влияет приобретенный жизненный опыт.

3. Способы выбора поведения зависят от того, в какой социальной среде находится человек. Какие жизненные нормы приемлемы для данного человека.

Правильный выбор стратегий поведения способствует более быстрому устранению стрессогенных факторов, снижению уровня тревожности, улучшению здоровья, восстановлению работоспособности.

При совладании со стрессом появляется уверенность в собственных ресурсах, повышается самооценка и восстанавливается внутренняя гармония человека, что приводит к удовлетворению жизни и развитию личности.

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление.- М.: ПЕР СЭ. — 2006. — с. 528

2. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. – СПб.: Речь, 2007. – с. 217

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2007. — с. 583

4. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – с. 288

5. Психологическая диагностика: Учебник для вузов. Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПБ.: Питер, 2007. — с. 652

6. Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2006.- с. 944

7. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех. – СПб.: Питер, 2007. – с. 96

8. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006.- с. 256

9. Ганим Б. Исцеление через искусство. – Мн.: ООО « Попурри», 2005. – с. 336

10. Капаччионе Л. Сила другой руки, или как при помощи левой руки активизировать возможности правого полушария головного мозга. – М.: София, 2005. – с. 336

11 . Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер.с англ. И. А. Карпиков, В. А. Старовойтова. – 2-е изд. – Мн.: «Попурри», 2006. – с. 848

1 2. Сарвир И. Долой стресс! Лучшие приемы релаксации и

аутотренинга. – М.: Эксмо, 2006. – с. 320

13 . Ульямс, Х. «Говорящий» рисунок, или как познать свое глубинное “Я”. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – с. 205

olga2901l.narod.ru