Средний стресс

Средний стресс

Актуальность: Стресс как особое психическое состояние отражается в мотивационных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Снижение уровня мотивации, воли, усидчивости во время сессии, влияет на успеваемость студентов. Именно поэтому исследование по выявлению уровня стресса очень важно.

Объект исследования: Стресс как психоэмоциональное состояние.

Предмет исследования: Уровень стресса у студентов в период сдачи экзаменов.

Цель исследования: Изучить уровень стрессовых состояний у студентов.

  1. Осуществить анализ теоретических источников о стрессе, как состояние человека.
  2. Систематизировать полученные теоретические знания по проблеме стресса.
  3. Осуществить подбор диагностических методик на выявление уровня стресса у студентов в период сессии.
  4. Осуществить анализ и интерпретацию результатов проведенных исследований по выявлению уровня стресса у студентов в период подготовки и сдачи экзаменов.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у студентов в период сессии уровень выше нормы.

База исследования: В рамках поставленных целей и задач на базе КММИВСО было произведено исследование, в котором приняли участие 15 студентов 2 курса специальности «Клиническая психология».

Стресс (англ. stress — напряжение) — состояние напряжения — совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) — холода, голодания, психических и физических травм.

Лазарус и Фолкман считают, что психологический стресс – это значимые для благополучия личности взаимоотношения со средой, которые подвергают испытанию имеющиеся в распоряжении ресурсы организма и в ряде случаев могут их превышать. Характер и интенсивность стрессовой ситуации определяется, в основном, “степенью расхождения между требованиями, которые предъявляет конкретная деятельность к личности, и теми потенциями, которыми обладает субъект”[1,2,3].

Виды психологического стресса:

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за последствия решений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. п. При этом различные его формы — импульсивная, тормозная, генерализованная — приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности.

Стресс обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Нам надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

В данном исследовании мы использовали опросник RSM-25, предназначенный для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Авторами настоящего опросника являются Лемур, Тесье и Филлион.

Респондентам предлагался ряд утверждений, характеризующих психическое состояние. Студенты должны были оценить свое состояние за неделю с помощью 8-балльной шкалы.

Анализ. В результате исследования всех студентов, которые ответили на опросник, мы получили следующие результаты:

11 человек оценили свое состояние меньше чем на 100 баллов; 4 человека, ответив на вопросы о своем состояние, получили больше 100 баллов.

У 27% респондентов (4 человека) обнаружен средний уровень стресса, у 73% респондентов (11человек) выявлен низкий уровень стресса, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.

Вывод: Эмпирическое исследование нашу гипотезу не подтвердило. У большинства респондентов уровень стресса в период сессии ниже среднего уровня

applied-research.ru

Учимся управлять стрессом

Увольнения, конфликты, разводы, свадьбы, рождение детей, смерть близких людей и т.п. — все это вызывает эмоциональный отклик у любого живого человека, будоражит, сопровождается выбросом адреналина, причем, независимо от окраски события.

В живой природе наработан механизм реагирования на «нестандартные ситуации»:

  • если животное испытывает страх — оно убегает. Физическая активность дает разрядку организму. Стресс «уходит»;
  • если животное испытывает голод, агрессию, чувствует угрозу для своего потомства — оно дерется, преследует жертву, удовлетворяет потребность тела, -и опять адреналин используется по назначению, «не накапливается».

В мире людей есть мораль, которая почти во всех ситуациях накладывает «вето» на «некрасивое» поведение — драки, побеги, крики и т.п. Но даже они не избавляют людей от стресса, так как у человека есть внутренний мир — с мыслями, воспоминаниями, мечтами, а они не всегда положительно окрашены. Дело в том, что вслед за мыслью/образом возникающем в мозгу человека, следует его оценка, а затем запускается механизм реагирования, эмоциональный отклик, который сопровождается выработкой соответствующих веществ, реакцией мышц и т.д.

Человека, который часто получал «подзатыльники» от жизни видно по поднятым плечам и втянутой шее. Хмурое лицо тоже многое говорит о владельце. Даже если стрессовые ситуации случаются не часто, но есть склонность «пережевывать» их , то хронический стресс обеспечен, так как человеческому организму все равно: реальная угроза перед ним или виртуальная, — раз мозг думает, то тело вынуждено реагировать.

Регулярные занятия спортом, йогой могут помочь, не менее важно научиться «правильно» думать и «правильно»/позитивно оценивать события жизни.

У нас есть выбор: расстаться с тяжелыми чувствами и вредными привычками — для этого надо расстаться с определенными взглядами и представлениями, которые до недавнего времени мы считали правильными или продолжать изматывать себя, свои чувства и тело.

Взять ответственность за свои чувства, за свое физическое состояние — это значит перейти к выражениям типа:

  • я сам вызываю у себя страх (преувеличиваю, вношу негативный прогноз, опираюсь на прошлый негативный опыт);
  • я делаю себя печальным;
  • Мозг человека — это сложная система переработки, передачи и накопления информации. Его можно сравнить с компьютером, который перерабатывает все, что в него поступает. Вся информация, которая поступает в мозг от органов чувств, мгновенно оценивается нейтрально позитивно или негативно. Далее запускается соответствующая чувственная реакция. Все зависит от того, в чем мы убеждены: опыт, стереотипы воспитания, культура окружения и мораль определяют наше мышление, реакцию, оценку.

    То, как мы думаем о себе и о других, о вещах — определяет наше самочувствие.

    Мы не рождаемся тревожными и злыми, — культура и мораль учат нас «правильно» реагировать на окружающую нас действительность. При другой культуре, в другом окружении мы научились бы другим эмоциям, чувствам, другому поведению, и, соответственно иначе чувствовали бы себя.

    Итак, есть раздражающий фактор и есть наша реакция на него. А между ними лежит наш выбор: как реагировать на происходящее — быть счастливым или несчастным. Именно этот выбор/оценка и отличают человека от других представителей живой природы.

    www.smb24.ru

    УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
    (Редакция статьи «Стресс-менеджмент для финансистов: время пришло!»,
    журнал «Управление кредитной организацией», Москва, февраль 2008)

    В настоящей статье описаны основные направления современного стресс-менеджмента и показаны наиболее перспективные подходы к вопросу управления стрессом. Материал изложен в свете специфики трудовой деятельности, хотя предлагаемые технологии могут быть использованы при решении задач самообучения и саморазвития личности, а также в межличностном общении.

    Помимо анализа существующей проблемы в статье изложены основные теоретические аспекты данного вопроса и предложен ряд практических рекомендаций по профилактике и преодолению стресса. В частности, в статье представлена технология «Системное управление стрессом», адаптированная к профессиональной деятельности специалистов, работающих в самых различных отраслях.

    В целом в статье обосновывается актуальность для современных людей освоения технологий по управлению стрессом и раскрываются основные средства и методы решения этой задачи.

    Высокая изменчивость и сложность современного мира приводит к тому, что стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Причем средний уровень стресса большинства людей превосходит их психофизиологические возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия.

    Чаще всего стресс возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, цейтнота, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые практически постоянно сопровождают жизнь современного активного человека. К тому же в последнее время все больше и больше людей стремятся к сознательному самопознанию и саморазвитию, а эта деятельность является стрессовой по самой своей природе.

    Таким образом, для современного человека владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него областях. И, с одной стороны, технологии управления стрессом накоплены человечеством в достаточном количестве — в настоящее время к ним проявляется повышенный интерес, особенно в среде менеджеров, бизнесменов, людей экстремальных специальностей. В рамках современного менеджмента даже выделено отдельное направление — «стресс-менеджмент». Многие психологи и бизнес-тренеры проводят по этому направлению тренинги и семинары, пользующиеся большим спросом. Однако зачастую большинство предлагаемых методов управления стрессом не обоснованы научно, а также слабо связаны между собой. И это является первым фактором, обуславливающим актуальность данной работы.

    Второй фактор связан с тем, что большинство существующих технологий чрезмерно громоздки и сложны в освоении и применении, что не позволяет их успешно использовать людям многих социальных и возрастных групп, чья жизнедеятельность, тем не менее, сопровождается регулярными стрессами (школьники, студенты, военнослужащие и т.д.).

    Третий фактор, обуславливающий актуальность данной работы состоит в том, что использование всех техник управления стрессом происходит, как правило, УЖЕ в состоянии стресса. И успешное применение этих техник возможно только в том случае, если, попав в состояние стресса, человек будет способен хотя бы некоторое время не терять способности к целенаправленной рефлексивной деятельности. Только это позволит ему проанализировать и оценить происходящее, подобрать эффективный способ коррекции ситуации, своего поведения и/или состояния и применить этот способ, тем самым, выйдя из состояния стресса. Отсюда становится очевидным, что одновременно с освоением навыков управления стрессом у человека необходимо развивать способность противостоять стрессу хотя бы среднего уровня, хотя бы непродолжительное время, но при этом без существенного снижения эффективности его деятельности. (Для обозначения этого психического свойства в данной работе мы будем использовать термин стрессоустойчивость.) Таким образом, стрессоустойчивость необходимо развивать одновременно с обучением методам управления стрессом, что по нашему мнению встречается крайне редко — существующие технологии исходят из того, что стрессоустойчивость у субъекта уже развита в достаточной степени, а это далеко не всегда так!

    Отсюда можно предположить, что для успешного управления стрессом человеку необходимо:

    А) Иметь ясное и достаточно обширное представление об основных закономерностях возникновения и развития стресса и о способах управления им, позволяющее в каждой конкретной ситуации подбирать или создавать наиболее эффективные техники управления уровнем стресса.

    Б) Владеть разнообразными взаимозаменяемыми техниками, позволяющими оценивать уровень стресса в текущий или в прогнозируемой ситуации и корректировать этот уровень в соответствии со своими особенностями, текущим психофизическим состоянием и характером осуществляемой или планируемой деятельности.

    В) Обладать стрессоустойчивостью в такой мере, которая позволяет успешно применять данные техники в условиях развивающегося стресса.

    Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что современным людям необходима научно обоснованная, но в тоже время простая и действенная технология управления стрессом, включающая в себя методы диагностики и развития стрессоустойчивости.

    В данной статье сделана попытка изложить один из возможных вариантов такой технологии. Данная технология была создана автором, с одной стороны, на основе опыта, накопленного в наиболее «стрессовых» профессиях (спорт высших достижений, восточные единоборства, подразделения специального назначения). А, с другой стороны, деятельность по управлению психологическим стрессом была описана в виде теоретической модели «Системное управление стрессом», на основе которой был подобран и разработан ряд средств и методов.

    Изложенная в статье технология легла в основу тренинга «Управление стрессом: системный подход», который регулярно проводится автором в течение последних двух лет для самого различного контингента участников. По отзывам участников тренинга и по объективные показателям (улучшение здоровья и самочувствия, уменьшение количества ошибок в работе и т.д.) данная технология показала свою доступность и эффективность.

    УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ: УЖЕ НЕ РОСКОШЬ !

    Не секрет, что в большинстве видов профессиональной деятельности все производственные технологии стали чрезвычайно сложными в применении; кроме того, они постоянно совершенствуются и обновляются. К тому же ситуация в мировой экономике, а в экономике России особенно, стала настолько изменчивой и непредсказуемой, что большинство технологий приходится видоизменять «по ходу дела», делая это зачастую в условиях цейтнота и недостатка информации, как говорится, на свой страх и риск. Кроме того, с каждым годом растет и цена ошибки сотрудников, и в первую очередь это касается руководителей всех уровней. Все эти факторы приводят к тому, что современные специалисты постоянно работают под своеобразным психологическим прессом, что отнюдь не повышает эффективность их работы. Причем в ряде областей, например, в области финансов эта проблема встает чрезвычайно остро. Где же выход? Рецепт прост, хотя и не легок в реализации: учиться управлять стрессом! И хотя дело это отнюдь не простое, но другой разумной альтернативы нет.

    Причем, чем сложнее деятельность и условия, в которой она осуществляется, тем сложнее и «изощреннее» должны быть технологии по управлению стрессом. Время кустарного подхода безвозвратно прошло – сегодня успешно решать задачи по управлению стрессом можно только с помощью действенных и удобных в применении технологий. Это интуитивно чувствуют практики, об этом говорит и наука.

    Не случайно на Западе в программы по управлению стрессом вкладываются значительные средства – игра стоит свеч. В качестве яркого конкретного примера внимания к этому вопросу можно привести беспрецедентное решение руководителя Лондонского метрополитена, который откомандировал весь топменеджмент на 26-тидневный тренинг по управлению стрессом. Результат был ошеломительный: в течение года все прямые (организация обучения) и косвенные затраты (снижение прибыли) окупились только за счет экономии на оплате больничных листов. А ведь наверняка увеличилась производительность труда за счет повышения работоспособности сотрудников; уменьшились непроизводительные расходы, связанные с ошибками персонала; появились новые «неудобные», рискованные, сложные, но при этом очень выгодные проекты, на которые раньше «не хватало пороху».

    Есть обнадеживающие примеры и в России. В частности, в 2007 году одним из четырех «горячих» проектов группы «Ренессанс страхование» стала программа «Стресс-аудит». Но, к сожалению, для российского бизнеса все-таки это пока не типично.

    СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА !

    Одно из положений психологии труда гласит следующее: «Любая деятельность ВСЕГДА осуществляется на двух уровнях: на первом — «внешнем» уровне ведется основная деятельность, а на втором — «внутреннем» уровне ведется деятельность по саморегуляции». И чем более сложной для субъекта является основная деятельность, чем в более экстремальных условиях она производится, тем большее внимание необходимо уделять деятельности по саморегуляции. И в первую очередь это относится к деятельности, осуществляемой в условиях стресса.

    С ТРУКТУРА ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
    ВЫПОЛНЯЕМОЙ НА ФОНЕ СТРЕССА

    Конечно, если человек выполняет хорошо освоенную им работу в привычных и комфортных условиях, то деятельность по саморегуляции осуществляется им в минимальном объеме. Но в современных условиях практически невозможно всегда работать в зонах устойчивой компетентности (по субъективной оценке — зона комфорта и рабочая зона). Изменение внешних условий, или ухудшение внутреннего состояния, или применение новых методов деятельности практически всегда приводят к тому, что человек попадает в зону неустойчивой компетентности (зону дискомфорта) или в зону некомпетентности (зону страха). А в этом случае стресс просто неизбежен! И тогда деятельность по управлению стрессом является просто необходимой, причем как для поддержания эффективности основной деятельности, так и для сохранения своего здоровья и работоспособности.

    У РОВНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ПО СУБЪЕКТИВНОМУ ПРИЗНАКУ)
    И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И НАВЫКИ

    Адаптированность – владение всем объемом информации, навыков и качеств, необходимым для успешной деятельности в определенных условиях. Степень адаптированности определяет размер зоны высокой и средней компетентности.

    Адаптивность – способность быстро (не входя в состояние сильного стресса) перестраивать имеющиеся навыки и активировать свои качества, для адекватного ответа на требования ситуации. Необходима в основном для деятельности в зоне низкой компетентности.

    Стрессоустойчивость и навыки управления стрессом обеспечивают человеку способность к осуществлению эффективной деятельности в состояние стресса. Необходимы при нахождении в зоне низкой компетентности и зоне некомпетентности.

    Исходя из этого, миссию современного стресс-менеджмента можно сформулировать так:

    Миссия стресс-менеджмента заключается в том, чтобы помочь людям сохранять их эффективность и обеспечивать их безопасность при осуществлении ими деятельности в зонах низкой компетентности и некомпетентности.

    Отсюда следует, что целевая группа стресс-менеджмента – это люди, которые хотят оставаться эффективными, сохраняя при этом свое здоровье и работоспособность, при осуществлении ими новой или сложной для себя деятельности, в условиях высокой неопределенности, опасности или цейтнота, находясь в нересурсных состояниях (утомления, дискомфорта, эмоционального возбуждения или апатии и т.д.).

    Причем иногда для повышения эффективности отдельных видов деятельности уровень стресса целесообразно и повышать, поскольку простые – «рутинные» задачи легче решаются на повышенном уровне стресса:

    В ЗАИМОСВЯЗЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    И УРОВНЯ ИСПЫТЫВАЕМОГО СТРЕССА
    ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РАЗНОГО КЛАССА СЛОЖНОСТИ

    И если теперь посмотреть на деятельность современных специалистов сквозь призму вышеизложенного, то станет абсолютно ясно: освоения технологий управления стрессом является необходимым условием эффективной экологичной профессиональной деятельности современного человека.

    Итак, для успешной жизнедеятельности современному человеку необходимо учиться управлять стрессом. Но для эффективного применения технологий стресс-менеджмента требуется некоторая теоретическая база — описание механизмов возникновения стресса, а также механизмов его влияния на поведение и состояние человека. Причем, это описание должно быть сформулировано просто, четко и лаконично. Наша практика показала, что в большинстве случаев для эффективного управления стрессом человеку достаточно понимания нескольких основных теоретических положений, которые были названы нами «Азбука стресса»:

    А) Стресс – это универсальная адаптивная реакция человека на опасную или неопределенную, но при этом значимую для него ситуацию, в условиях отсутствия адекватного стереотипа поведении или при невозможности его применить.

    Б) Чаще всего стресс возникает в сложной или новой для человека ситуации, в случае выраженного риска, цейтнота, возможного или реального конфликта. В) Стресс – это защитный механизм управления поведением человека в целях поддержания его выживания. Объективно стресс проявляется в мобилизации нервной, иммунной и сердечно-сосудистой и мышечной систем. Субъективно стресс переживается в первую очередь, как состояние напряженности.

    Г) Являясь эффективным механизмом управления человеком в простых, «животных» ситуациях, стресс затрудняет осуществление сложной, целенаправленной, «человеческой» деятельности, в первую очередь, ухудшая точность, скорость и креативность мышления.

    Д) Плюсы стресса для человека: выделяется дополнительная энергия для решения проблемы; организм «подсказывает» что делать — убежать, напасть или затаиться; тренируется нервная, иммунная и сердечно-сосудистые системы.

    Е) Минусы стресса для человека: энергии может быть слишком много; организм «подсказывает» в основном примитивные реакции, зачастую противоречащие сознательному выбору; при сильном стрессе иммунная система истощается, нервная и сердечно-сосудистые системы перенапрягаются.

    Ж) Стресс «заставляет» человека действовать не в целях развития, а в целях выживания. Поэтому пока человек не развил свое сознание до уровня, близкого по силе к уровню его бессознательного, технологии управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, особенно в новых для него областях.

    Помимо данных теоретических положений, нами было замечено, что лучшему пониманию, что такое стресс, и как он воздействует на человека, очень хорошо помогают истории, притчи и метафоры. В качестве примера приведем одну из них.

    О ГОНЬ И СТРЕСС (МИНИ-ПРИТЧА)

    Огонь помог людям стать теми, кем они сейчас являются. Огонь помощник и защитник людей! Огонь согреет и поднимет настроение, с помощью огня можно приготовить еду или отогнать диких хищников. Но это возможно, только если человек умеет управлять огнем. Если нет, то он может легко сгореть в огне заживо, в лучшем случае можно остаться на пепелище сирым и голым.

    Стресс – как огонь. Только страшнее.

    СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ: ХОЧЕШЬ УПРАВЛЯТЬ — ИЗМЕРЯЙ

    Кроме понимания, что такое стресс, необходимо также ясно понимать, от чего стресс зависит. На наш взгляд, уровень стресса принципиально зависит все лишь от двух факторов: от степени стрессогенности ситуации и от текущего состояния субъекта. Чем более стрессогенна ситуация и чем менее ресурсно состояние, тем уровень стресса будет выше; и наоборот.

    Однако в случае преобладания психологических стресс-факторов силу испытываемого стресса определяет не только объективная степень угрозы, но и ее субъективная оценка, а также уверенность данного человека в своей способности этой угрозе противостоять. Отсюда формула психологического стресса будет такой:

    И ключевым звеном здесь является состояние субъекта! Согласитесь, что состояние влияет и на субъективную оценку ситуации и на оценку человеком своих возможностей. А это значит, что изменение состояния влияет на силу испытываемого стресса нелинейно: небольшое ухудшение состояния резко усиливает уровень стресса, небольшое улучшение состояния уровень стресса резко снижает.

    Итак, снижая стрессогенность ситуации и управляя своим психическим состоянием, можно эффективно управлять уровнем стресса. Однако в реальности степень сложности решаемых задач периодически не позволяет даже обученному специалисту эффективно управлять стрессом – человеку элементарно не хватает «оперативной памяти». И тогда приходится работать в состоянии стресса. И в этом нет ничего страшного, если стрессы не накладываются друг на друга. А чтобы этого не происходило, необходим еще один элемент стресс-менеджмента – восстановление.

    Таким образом, эти три задачи – управление стрессогенностью ситуации, управление своим состоянием и восстановление после стресса – являются теми тремя слонами, на которых стоит современный эффективный стресс-менеджмент.

    ТРИ СЛОНА И ОДНА ЧЕРЕПАХА СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТА

    Вы, наверное, помните: чтобы не утонуть в мировом океане, слоны стояли на гигантской черепахе. Что же это за черепаха, на которой стоят три слона стресс-менеджмента? На наш взгляд, этой черепахой является развитие такого качества, как стрессоустойчивость. Но тут возникает вопрос: «Зачем нужна стрессоустойчивость, если человек научился управлять стрессом?!». Ответ на этот вопрос будет следующий.

    Поскольку необходимость применения техник управления стрессом осознается человеком, как правило, УЖЕ в состоянии стресса, то для успешного применения этих техник человеку необходима способность к осуществлению эффективной деятельности в состояние стресса – та самая стрессоустойчивость. Кроме того, как уже было сказано выше, при решении сложных задач иногда приходится работать на фоне стресса – на действия по управлению стрессом не хватает времени или объема внимания.

    Отсюда становится очевидным, что одновременно с освоением навыков управления стрессом профессионалу необходимо развивать стрессоустойчивость, позволяющую ему успешно противостоять стрессу хотя бы среднего уровня и хотя бы непродолжительное время.

    В графическом виде все вышеизложенное можно представить в виде модели «Три слона и одна черепаха».

    А теперь рассмотрим более подробно каждый компонент стресс-менеджмента и начнем с «первого слона» – со снижения стрессогенности ситуации.

    СЛОН № 1. СНИЖЕНИЕ СТРЕССОГЕННОСТИ СИТУАЦИИ

    Потенциальную способность какой-либо ситуации вызывать у людей стресс обычно называют стрессогенностью. Степень стрессогенности ситуации определяется количеством и силой отдельных стресс-факторов, присутствующих в текущий момент времени. Отсюда становится понятно, что для эффективного управления стрессогенностью ситуации необходимо:

    • Хорошо различать типичные стресс-факторы.
    • Уметь определять силу их действия на себя.
    • Знать в достаточном количестве эффективные и удобные для себя методы купирования (снижения силы) этих стресс-факторов; уметь их применять.

    Какие же основные стресс-факторы можно выделить? На наш взгляд, таких факторов шесть:

    1. Значимость ситуации. Критерий – цена отказа. Что для себя ценного я потеряю, если откажусь от выполнения данной деятельности или от нахождения в данной ситуации?

    2. Новизна и неопределенность. Критерий – отсутствие знаний, умений, навыков и информации, необходимых для успешного осуществления данной деятельности или для безопасного нахождения в данной ситуации.

    3. Нагрузка. Критерий – количество затрат и уровень дискомфорта, испытываемого мною при осуществлении данной деятельности или при нахождении в данной ситуации. Что для себя ценного я теряю (время, усилия, средства)? Какую цену нужно заплатить за выигрыш?

    4. Риск. Критерий – цена ошибки. Что для себя ценного я потеряю, если я сделаю неправильное действие?

    5. Цейтнот. Критерий – отсутствие запаса времени, достаточного для спокойного обдумывания вариантов поведения, или для перехода в более ресурсное состояние, или для повторения работы в случае ошибки.

    Для того чтобы лучше понять влияние этих стресс-факторов на уровень стрессогенности ситуации, можно использовать ППП – Правило Пяти Пальцев. Оно заключается в следующем:

    Для того чтобы захватить кистью руки какой либо предмет, необходимо усилие большого пальца и хотя бы одного из оставшихся четырех. В метафоре «пяти пальцев» Фактор №1 (Значимость ситуации) соответствует большому пальцу, а все другие факторы — оставшимся пальцам. Таким образом, если значимость ситуации близка к нулю (если я легко могу отказаться от данного проекта), то даже при максимальной силе остальных факторов, стрессогенность ситуации будет незначительной. И наоборот: даже высокая значимость ситуации не будет вызывать стресс, если человек компетентен в данной деятельности, чувствует себя комфортно, знает обо всех предстоящих изменениях, имеет право на ошибку и располагает неограниченным запасом времени. В виде формулы это правило можно выразить так:

    СТРЕССОГЕННОСТЬ = Значимость х (Новизна и неопределенность + Риск + Нагрузка + Цейтнот)

    При количественной оценке каждого фактора по 5-бальной системе максимальный уровень стрессогенности ситуации составляет 100 баллов. Как правило, 70 баллов – это критический порог, характерный для экстремальных ситуаций, в которых высока вероятность смертельного исхода, а 30 баллов – это порог высокой стрессогенности, когда уже требуется использование специальных мероприятий.

    Если говорить о самом эффективном подходе к снижению стрессогенности ситуации, то выгоднее всего снижать значимость. Если вы всегда имеете несколько запасных варианта, то, скорее всего, они вам не понадобятся. Причем не забывайте о том, что субъективную значимость ситуации при осуществлении ответственных проектов стоит преуменьшать, а значимость «проходных» проектов лучше преувеличивать. Великий китайский полководец Сунь-дзы сказал про это так: «Великие дела делай легко, малые дела делай внимательно».

    Очень эффективный подход разработали японские самураи. Самурай ежедневно уделял некоторое время на подготовку к смерти. Причем что парадоксально: самураи, которым удавалось выработать у себя установку, что «они уже умерли», погибали в сражениях реже, чем остальные. Этот принцип — «принцип самурая» можно трактовать так: «Действуй так, как будто самое плохое уже произошло!». Похожий принцип исповедовали и европейские рыцари. Он звучал так: «Делай, что должно и пусть будет, что будет!».

    В общем виде алгоритм снижения стрессогенности ситуации может выглядеть так:

    Предварительно
    1. Провести инвентаризацию своих жизненных ценностей, проранжировать все свои ценности по 5-бальной шкале (что соответствует одному балу, что двум и т.д.).
    2. Описать текущую или предстоящую стрессогенную ситуацию, «вжиться» в нее.
    3. Проанализировать и просчитать ситуацию по формуле стрессогенности. Выбрать приоритетные направления (наиболее сильные стресс-факторы).

    Снижение Значимости
    1. Определить варианты и цену отказа. Какие я вижу способы ухода из данной ситуации и что я потеряю в каждом из рассмотренных случаев? К каким последствиям это приведет (негативным, позитивным)?
    2. Как я могу снизить объективную и субъективную цену отказа? Как я могу на объективном и субъективном уровне уменьшить вероятность и/или негативные последствия отказа? Повысить позитивные?
    3. Что я могу потерять, если начну реализацию стрессового проекта? Что приобрести? Могу ли я выйти из проекта в процессе его реализации? Какой ценой?
    4. Составить комплексный план снижения значимости ситуации и реализовать его.

    Снижение Новизны и неопределенности
    1. Смоделировать и проанализировать предстоящую ситуацию.
    2. «Проиграть» возможные варианты развития ситуации, определить, какой информации не хватает.
    3. Дособрать необходимую информацию. При явном недостатке информации подготовиться «психологически».
    4. Составить профиль своей компетентности в этой области.
    5. Сравнить свой профиль с необходимым. Определить «зазор».
    6. Проанализировать способы повышения своей компетентности и/или снижения сложности предстоящей деятельности. Найти нелинейные (психологические) варианты.
    7. Составить комплексный план и реализовать его.

    Снижение Нагрузки и Риска
    Аналогично фактору Значимости, но с учетом того, что потери вследствие дискомфорта возникают во время деятельности, а вследствие риска — в случае ошибки.

    Недостаток времени
    Использовать Таймменеджмент и здравый смысл.

    СЛОН №2. УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ

    Психическое состояние – это целостная характеристика психики человека в текущий период или момент времени. Актуальное психическое состояние определяет своеобразие всех процессов, протекающих в данный момент времени в психике человека: внимания, мышления, воображения, воли, поведения и т.д. Актуальное состояние зависит от множества факторов: от свойств личности человека, от долговременного состояния, от текущей ситуации и от оценки ее субъектом, от актуальных потребностей субъекта и от его возможностей.

    Психические состояния – это способ вневолевого управления поведением человека в целях его адаптации к окружающей среде. Плюсы этого в экономии времени и сил на сознательную регуляцию поведения. Минусы — в стереотипности возникающих реакций и в сопротивлении сознательному выбору человека в случае осуществления им новой или развивающей деятельности (типичный пример – состояние усталости при тренировке).

    Как правило, состояния, как механизм управления человеком, представляют его древнюю, животную часть, зачастую противопоставляясь разуму. Именно поэтому люди, которые стремятся реализовать принцип свободы выбора, практически всегда сталкиваются с необходимостью освоения методов саморегуляции. Кроме того, повторяющиеся состояния постепенно меняют соответствующие им свойства личности: если человек регулярно пребывает в состоянии лени, он становится ленивым, в состоянии отваги – отважным и т.д.

    В общем виде алгоритм освоения методов саморегуляции может быть описан так:

    1. Создать карту состояний – выделить и систематизировать основные известные состояния, обозначить их удобным образом, запомнить их объективные признаки и сопутствующие им субъективные переживания.
    2. Научиться легко различать как качественно, так и количественно отличающиеся состояния.
    3. Научиться переходить из одних состояний в другие: сначала в соседние состояния, затем во все более и более отдаленные.
    4. Сначала пользоваться опосредованными приемами – движением, дыханием, внешними воздействиями и т.д. Со временем стремиться переходить из состояния в состояние исключительно за счет волевого усилия.

    Одну из самых простых и в тоже время действенных систем описания психических состояний создали в советском спорта.

    Из нее видно, что при неадекватном перевозбуждении следует успокаиваться, а при вялости – мобилизовываться. Причем при сильно выраженной акцентуации стартового состояния можно использовать метод «водоворота» — предварительно применить кратковременное воздействие усиливающего характера. А для усиления и стабилизации стартовой боевой готовности можно использовать метод «маятника» — разогнаться, а потом успокоиться. Или же «помедитировать», а потом встряхнуться.

    Все специальные приемы саморегуляции опираются на идею взаимосвязи текущего состояния человека и уровня сложности задач, которые он может в этом состоянии эффективно решать. И если в состоянии утомления вы не можете эффективно решать сложные творческие задачи, то решить задачу обливания из ведра или заваривания крепкого чая вы наверняка способны. А после этого, когда состояние изменится в сторону бодрости, можно возвращаться к основной деятельности.

    Единственная сложность состоим в том, что в негативных состояниях сознание сужается, снижается критичность мышления, и человек зачастую не понимает, что его текущее состояние препятствует его эффективной деятельности. Или человеку кажется, что саморегуляция – это еще более сложная деятельность, поэтому лучше просто «дотерпеть» или «поднатужиться». Для решения этой проблемы человеку может помочь привычка к саморефлексии и набор простых методов саморегуляции, техника которых доступна в самом помраченном состоянии.

    С ОЗДАНИЕ МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

    Принцип подбора большинства методов саморегуляции – это «внутреннее-внешнее-внутреннее». Выделяется какой-либо параметр поведения, отражающий внутреннее состояние человека, но поддающийся волевому контролю (дыхание, мимика, характер движений и т.д.). После чего волевым образом этот параметр меняют в ту сторону, в какую желательно изменить состояние.

    Основными формами саморегуляции являются следующие: Движение; Дыхание; Медитация; Вербализация; Визуализация; Внешние воздействия. Кроме того, негативное психическое состояние можно отрегулировать за счет изменения контекста, за счет переноса внимания и т.д. В качестве еще одного метода, получившего широкое распространение благодаря НЛП, можно выделить, так называемые, «якоря» — знаки, связанные в сознании с желаемыми состояниями.

    М ЕТОДИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ

    При коррекции стартовых состояний, также как при любой саморегуляции оптимально использовать следующий алгоритм:

    1. Определить характер и степень выраженности текущего состояния.
    2. Оценить характер своей текущей или предстоящей деятельности.
    3. Определить оптимальное состояние.
    4. Выбрать из своего арсенала или придумать метод саморегуляции, адекватный задаче и текущей ситуации (самому состоянию, запасу времени, обстановке).
    5. Применить данный метод, отслеживая эффект. При необходимости внести в метод коррективы или заменить его на другой.

    Наиболее простые и действенные методы саморегуляции приведены в данной таблице:

    П РОСТЕЙШИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИЯ СТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ

    www.stiogantsev.ru