Статьи о аутизме

Содержание:

научные статьи

Переводы научных статей по теме аутизма, синдрома Аспергера и расстройствам аутистического спектра.

Новый диагноз охватывает «пограничные области» спектра аутизма

Сходство совокупности симптомов: некоторые дети, не имеющие аутизма, могут подпадать под критерии социально-коммуникативного расстройства.

У детей с социально-коммуникативным расстройством (social (pragmatic) communication disorder, SCD) есть сходные черты с детьми с аутизмом, но только некоторые из них, согласно большому исследованию, охватывающему оба состояния. Результаты исследования показывают, что данное условие может считаться полезным дополнением для диагностических процедур.

Социально-коммуникативное расстройство впервые представлено в 2013 году в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» пятого пересмотра (DSM-V). Этот шаг вызвал критику со стороны части экспертов, заявивших, что недостаточно свидетельств отличия социально-коммуникативного расстройства от других состояний, например таких, как аутизм.

Джозеф Гуан, Гуохуа Ли: «Смертность от травм у людей с аутизмом»

Цели. Исследовать эпидемиологические закономерности смерти от травм людей с диагнозом «аутизм».

Методы. Мы обнаружили людей с диагнозом «аутизм», которые умерли между 1999 и 2014 гг. путём скрининга причин смерти в файлах со множественными причинами смерти от National Vital Statistics System (национальная система демографической статистики), основываясь на коде F84.0 из Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра. Мы использовали общую популяцию США для сравнения, чтобы рассчитать пропорциональные коэффициенты смертности (ПКС) и 95%-ные доверительные интервалы (ДИ).

Результаты. За период исследования 1367 смерть (1043 мужчин и 324 женщин) людей с аутизмом была зарегистрирована в США. Средний возраст смерти у людей с аутизмом был 36,2 года (Стандартное отклонение(SD) = 20,9 лет), а у общей популяции — 72.0 года (SD = 19,2 лет). Из всех смертей людей с аутизмом 381 (27,9%) были связаны с травмами (ПКС = 2,93; 95% ДИ = 2,64–3,24), из них удушение (n = 90; ПКС = 31,93; 95% ДИ = 25.69–39,24) является ведущей причиной травматической смертности, за ним следует асфиксия (n = 78; ПКС = 13,50; 95% ДИ = 10,68–16,85) и утопление (n = 74; ПКС = 39,89; 95% ДИ = 31,34–50,06).

Выводы. Люди с аутизмом оказались подвержены существенно более высокому риску смерти от травм.

Франческа Хаппе и Ута Фрит: «Является ли аутизм первазивным расстройством развития?»

J. ChildPsychol. Psychiat. Vol. 32, No. 7, pp. 1167–1168, 1991
Отпечатано в Великобритании.

Является ли аутизм первазивным расстройством развития? Обсуждение и аргументация: насколько полезен термин «ПРР»?

Мы хотели бы предположить, что «Первазивные расстройства развития» (ПРР) — термин неподходящий и неинформативный. Он используется как в DSM-III-R, так и в МКБ-10 (проект), относясь к расстройствам, «характеризующимся качественными нарушениями в развитии реципрокного социального взаимодействия, в развитии вербальных и невербальных коммуникативных навыков и в деятельности воображения» (DSM-III-R). По существу, ПРР охватывают детей с триадой нарушений Винг (Wing & Gould, 1979) — детей в континууме аутизма.

Франческа Хаппе и Педро Витал: «Какие аспекты аутизма предрасполагают к талантам?»

Phil. Trans. R. Soc. B (2009) 364, 1369–1375
doi:10.1098/rstb.2008.0332

В этой статье мы рассматриваем вопрос, почему поразительные специфические навыки гораздо чаще встречаются при состояниях из аутического спектра (САС), чем в других группах? Проводится краткий обзор современных когнитивных описаний САС в их связи со специфическими навыками. Вклад в оригинальность при САС могут вносить затруднения с «моделью психического», поскольку лица, которые не «прочитывают сознания других» автоматически, могут быть лучше способны мыслить независимо от преобладающей моды и популярных теорий. Однако оригинальность сама по себе не означает таланта. В качестве механизма, «высвобождающего» специфические навыки при САС, предлагается исполнительная дисфункция, однако другие группы с исполнительными трудностями не показывают повышенной частоты талантов. Наиболее перспективным как характеристика, предрасполагающая к развитию талантов, или «стартовый механизм», представляется смещение в сторону детально-ориентированной обработки информации («слабое согласование», «усиленное функционирование восприятия»). В поддержку этой идеи мы резюмируем данные от близнецового популяционного исследования, в котором родители сообщали о талантах своих 8-леток и их САС-подобных чертах. По всей выборке САС-подобные черты и специфически «ограниченные и повторяющиеся интересы и поведение», связанные с фокусировкой на деталях, были более выражены у детей, о которых сообщалось, что у них имеются таланты, опережающие детей более старшего возраста. Мы предполагаем, что детально-ориентированный когнитивный стиль предрасполагает к талантам в областях савантизма при расстройствах аутического спектра и за их пределами.

Уровень и природа аутического интеллекта

Мишель Доусон, Изабель Сульер, Мортон Энн Гернсбахер и Лоран Моттрон

Аннотация: Предполагается, что аутисты характеризуются когнитивными нарушениями, а их сильные когнитивные стороны (например, при выполнении задания «кубики Коса») часто интерпретируются как низкоуровневый побочный продукт высокоуровневых дефицитов, но не как прямое проявление интеллекта. Недавние попытки идентифицировать нейроанатомические и нейрофункциональные знаки аутизма позиционировались на этом всеобщем, но непроверенном предположении. Поэтому мы оценили широкую выборку из 38-ми аутичных детей по превосходному тесту подвижного интеллекта — прогрессивным матрицам Равена. Их показатели были по процентилям в среднем на 30 пунктов, а в некоторых случаях — более чем на 70 пунктов выше их показателей по Шкалам интеллекта Векслера. Типично развивающиеся дети из контрольной группы не показали такого разрыва, и подобный же контраст наблюдался, когда выборку аутичных взрослых сравнили с выборкой неаутичных взрослых. Мы делаем вывод, что интеллект аутистов недооценивается.

www.aspergers.ru

Нейроновости

Свежие записи

9 новостей об аутизме

Сегодня – международный день информирования об аутизме. Мы уже публиковали 10 фактов об этой болезни, в среду мы опубликуем большую статью об этом заболевании. А сегодня мы решили напомнить вам, какие новости в науке об аутизме были за последние месяцы.

Аутизм на МРТ

Американские неврологи из Университета Северной Каролины вместе с соавторами смогли найти новый более-менее надёжный и инструментально измеримый диагностический признак аутизма на ранней стадии. Им оказалось повышенное количество спинномозговой жидкости в головном мозге. Об этом сообщает сайт медицинского подразделения Университета (UNC Health Care), сама же статья опубликована в журнале Вiological Psychiatry.

Слева мозг здорового ребёнка, справа — с аутизмом

По словам авторов исследования, еще четыре года назад на небольшой группе было показано повышенное содержание жидкости, но тогда малое количество данных не позволило сделать вывод. В новом исследовании авторы при помощи МРТ определяли количество спинномозговой жидкости вне вещества мозга у детей в возрасте от 6 месяцев до года, тогда, когда диагноз «аутизм» еще невозможно поставить (обычное время постановки диагноза – 24 месяца).

Эта работа неврологов охватила 343 ребенка, 221 из которых имело более высокий риск развития заболевания (для детей, у которых есть старшие братья и сестры, страдающие аутизмом, риск получить это заболевание увеличивается). Авторы показали, что повышенное количество спинномозговой жидкости в возрасте 6-12 месяцев является достаточно надёжным признаком (70%) того, что через год малышу поставят диагноз «аутизм» (если быть точным, то «расстройство аутистического спектра).

Дианостика по скорости роста коры

Новую работу выполнила коллаборация учёных из большого количества университетов США и Канады (среди них – университеты Вашингтона, Миннесоты, Квебека и другие). Авторы воспользовались фактом, что в том случае, когда в семье есть несколько детей, и у старшего диагностировано расстройство аутистического спектра, вероятность того, что аутизм возникнет и у младшего ребёнка, гораздо выше. Статья опубликована в Nature.

Исследователи отобрали 106 детей с таким высоким семейным риском аутизма, 42 ребёнка с низким риском и проводили им сканирование МРТ в состоянии сна в возрасте между 6 и 12 месяцами с последующим наблюдением и на втором году жизни. У 15 маленьких пациентов из группы риска в возрасте двух лет был диагностирован аутизм.

40 областей, вносящих максимальный вклад в развитие аутизма. Илл. из обсуждаемой статьи.

Тщательный анализ МРТ показал наличие аномалии: у детей с аутизмом в некоторых областях коры головного мозга наблюдается слишком ускоренный рост. Авторы исследования рассчитали 78 таких областей, 40 из которых вносили особенно большой вклад в общую картину. На основе исследований сделана предсказательная модель, которая на основе МРТ новорождённых первого года жизни делает вывод о вероятности развития у них аутизма в возрасте двух дет. Точность такой модели оказалась весьма высокой: положительная предсказательная ценность — 81%.

Главный ген аутизма

Новая работа группы из Калифорнийского университета в Сан-Франциско сосредоточилась на одном из генов, SCN2A, связь которого с аутизмом выявилась в ходе полноэкзомного секвенирования. SCN2A, к слову, кодирует натриевый канал NaV1.2.

Судя по работе, опубликованной в Biological Psychiatry, этот ген может стать «розеттским камнем» в молекулярной биологии аутизма, поскольку нарушения в нём вызывают не только расстройства аутического спектра (РАС), но и другие проблемы, например, эпилепсию детского возраста.

Авторы изучили 148 вариантов гена в 148 семьях с наследственными РАС (117 уникальных вариантов). Оказалось, что мутации, вызывающие повышенную экспрессию белка NaV1.2, способствуют развитию эпилепсии детского возраста, а мутации, снижающие экспрессию NaV1.2, приводят к расстройствам аутистического спектра.

Гены и аутизм

Появилось разъяснение того, какие генетические механизмы ответственны за слабую социализацию аутистов в обществе. Исследователи из медицинского центра диякониссы Бет Израэль (BIDMC) определили, какой именно ген из какой специфической популяции клеток мозга связан с одной из общих форм расстройств аутистического спектра. Исследование, опубликованное в журнале Nature, раскрывает нейробиологические основы общительности и может стать первым шагом в сторону создания генной терапии для пациентов с аутизмом.

Мэттью Андерсон (Matthew P. Anderson), возглавляющий отделение нейропатологии в BIDMC, и его коллеги сосредоточились на гене UBE3A (кодирует фермент убикветин-лигазу, отвечающую за удаление ненужных белков), увеличение копий которого вызывает одну из форм аутизма у человека (он находится в хромосоме 15q). А вот отсутствие этого гена, наоборот, приводит к синдрому Ангельмана – генетическому заболеванию, которое проявляется излишней общительностью, склонностью к эпилептическим припадкам, задержке умственного развития и специфическому расстройству движений, которые становятся похожими на движения марионетки. В своей предыдущей работе команда Андерсона продемонстрировала, что у мышей с лишними копиями гена UBE3A нарушается всяческое взаимодействие со своими сородичами.

«В этом исследовании мы хотели определить, «кто виноват» в дефиците социального поведения и как в этом замешан UBE3A. Мы сами смоделировали эксперимент и не только внедрили ген в конкретные области мозга мыши, но и даже смогли направить его в специфические типы клеток, чтобы проверить, какие из них, главным образом, регулируют общительность», — говорит Андерсон. Подробнее: здесь.

Машинное обучение и гены аутизма

Учёные из Принстонского университета разработали новый подход на основе машинного обучения с использованием функциональной карты мозга для анализа полного генома человека и предсказания генов, которые могут быть связаны с аутистическими расстройствами. По результатам такого анализа число генов, связанных с этим расстройством увеличилось с 65 до 2500 генов. Результаты опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Новый подход был валидирован в независимом исследовании «случай-контроль». Исследователи также создали удобный и интерактивный веб-портал, где любой биомедицинский исследователь, биоинформатик или клиницист может получить доступ к данным и изучить результаты исследования. Подробнее – здесь.

Минус одна гипотеза

Одна из гипотез возникновения расстройств аутического спектра гласит: мозг аутиста слишком слабо реагирует на раздражители извне. Эта гипотеза подразумевает, что реакция нейронов коры головного мозга на «входящие» сигналы непостоянна и непоследовательна, откуда и берётся неправильное восприятие реальности и слабое социальное развитие. Новое экспериментальное исследование нейробиологов из Университета Рочестера, опубликованное в Cerebral Cortex (IF=8.285), похоже, разрушает эту гипотезу.

Для исследования авторы отобрали 20 детей и подростков с расстройствами аутического спектра и 20 здоровых детей. Все участники (возраст от 7 до 15 лет) обладали нормальным зрением (этот показатель был очень важным для эксперимента). В ходе работы все участники проходили стимуляцию зрительной и соматосенсорной коры.

Зрительная кора стимулировалась периодическим показом на одну секунду контрастного яркого черно-белого абстрактного изображения (каждый участник получил по сотне стимулов), соматосенсорная кора стимулировалась специально созданным вибратором, выдающим виброимпульсы по 50 миллисекунд на предплечье. Испытуемые получили по 500 импульсов.

Всё это время участникам эксперимента снимали электроэнцефалограмму на 70 электродах, что, по мнению авторов работы, позволяет точнее фиксировать активность мозга, чем фМРТ.

Реация коры мозга нормальных детей (NT) и детей-аутистов (ASD) на визуальные и соматосенсорные стимулы

Результаты исследования оказались неутешительными для теории: мозг детей-аутистов реагирует на внешние стимулы точно так же полно, как и мозг здоровых детей. Судя по всему, одной теорией возникновения аутизма стало меньше.

Фекальная трансплантация

Небольшое исследование, проведённое неврологами из Университета Огайо, показывает, что детям с тяжёлыми формами аутизма может помочь… фекальная трансплантация. Причём, не только с желудочно-кишечными симптомами, но и с поведенческими. Результаты данных 18 пациентов опубликованы в журнале Microbiome.

Тяжёлые формы аутизма часто сопровождаются кишечными симптомами, тяжёлыми расстройствами желудочно-кишечного тракта: диареей, болями в животе. Авторы работы, зная, что при подобных расстройствах ЖКТ другой этиологии помогает так называемая фекальная трансплантация (заселение кишечника донорским микробиомом), решили проверить гипотезу в работе с детьми-аутистами.

В исследование включили 18 детей в возрасте от 7 до 16 лет с тяжёлой степенью аутизма и сопутствующими расстройствами ЖКТ. Некоторые СМИ называют их добровольцами, но это, конечно, не так: информированное согласие на эксперимент дали их родители.

В ходе исследования дети сначала прошли курс двухнедельной антибиотикотерапии, которая уничтожила почти всю микробиоту в их кишечнике, после чего получали донорскую микробиоту в виде замешанных в смузи высушенных и измельченных фекалий здоровых детей (нет, это не пахнет и не влияет на вкус). После семи-восьми недель терапии авторы оценивали и желудочно-кишечные симптомы, и общие аутистические симптомы.

Оказалось, что фекальная трансплантация не только помогает справиться с диареей и болью в животе (средний балл симптомов уменьшился на 82 процента), но и облегчает общие симптомы — из детской шкалы симптомов аутизма CARS, на 22 процента сразу после окончания терапии и на 24 процента через восемь недель. Это очень обнадёживающие результаты, хотя и требующие дальнейших подтверждений и новых исследований.

Витамин D

Согласно новому исследованию, проведенному на мышах, приём витамина D во время беременности может предотвратить признаки аутизма у потомства. Давая беременным мышам дополнительный витамин D, исследователи из Университета Квинсленда обнаружили, что это защищает мышат от развития аутизма. Работа опубликована в журнале Molecular Autism.

Холекальциферол, одно из веществ, входящих в состав витамина D

«Исследование предоставляет новые свидетельства ключевой роли витамина D в развитии мозга. Мы воспользовались широко известной моделью развития аутизма. В процессе исследования модельные мыши вели себя ненормально и показывали дефицит в социальном взаимодействии, базовом обучении и стереотипном поведении. Мы обнаружили, что беременные самки, получавшие активную форму витамина D, производили на свет потомство, у которого перечисленные нарушения не развивались», — говорит ведущий исследователь, профессор Дэррил Эйлс из Института мозга Квинслендского университета.

Несмотря на позитивные результаты на мышах, портал Neuronovosti.Ru хочет предостеречь беременных женщин от бесконтрольного употребления витамина D без рекомендаций врача.

Аутизм как нехватка аминокислот

Как возникают расстройства аутистического спектра? До настоящего момента причины не знали и «обвиняли» взаимодействия генов, редкие мутации, врожденные дефекты. А оказалось, что виноват транспорт аминокислот в мозг. Молекулы плохо проходят через гемато-энцефалический барьер, и из-за этого развиваются расстройства аутистического спектра. Учёные из Австрийского института наук и технологий, которые занимались этой проблемой, опубликовали исследование в Cell.

В гетерогенных заболеваниях, таких как аутизм, трудно выявить найти какие-то конкретные повреждённые участки ДНК. Исследователи обнаружили мутации в гене SLC7A5 у пациентов с аутизмом, рождённых от близкородственных браков. А SLC7A5, в свою очередь, транспортирует в мозг аминокислоты с разветвленной цепью (лейцин, изолейцин и валин).

В эксперименте исследователи удалили SLC7A5 на ГЭБ у мышей. После этого уровень аминокислот в мозге грызунов понизился, синтез белка в нейронах нарушился. Постепенно произошли изменения в поведении животных, характерные для аутизма. Затем учёные доставляли необходимые аминокислоты прямо в мозг мышей в течение трёх недель, и постепенно социальное поведение мышей улучшилось.

neuronovosti.ru

Экспертное мнение: что нужно знать про аутизм

2 апреля – день всемирного распространения информации о проблеме аутизма. На распространенные вопросы об аутизме отвечают врачи и ученые.

Что такое аутизм? Бывают ли разные виды аутизма?

Елисей Осин, практикующий детский врач-психиатр. «Аутизм — это нарушение развития, при котором снижена или каким-то образом искажена способность человека взаимодействовать с социальной средой, то есть с окружающими его людьми. Это приводит к тому, что человек не может учиться через социальную среду и получать из нее много важной информации, что могут делать все остальные дети того же возраста.

Обычные маленькие дети буквально погружены в социальную среду — они в первую очередь обращают внимание на других людей, постоянно следят за их реакциями, пытаются с ними взаимодействовать, а при аутизме эти умения нарушены. Это приводит к различным последствиям для психического развития, один из самых ярких примеров таких последствий — нарушения речи, когда ребенок не понимает, как при помощи речи можно взаимодействовать с другими людьми. У всех людей с аутистическими расстройствами есть тот или иной вид нарушений речевой коммуникации. Это особенно заметно у маленьких детей — процесс овладения речью замедлен, он происходит гораздо меньшими темпами.

Принятая в России классификация включает несколько диагнозов, которые относятся к расстройствам аутистического спектра (РАС) — детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера. Критерии для этих категорий довольно размыты.

Атипичный аутизм и синдром Аспергера могут быть очень похожи, и два разных врача могут поставить два разных диагноза одному и тому же человеку. К тому же, на протяжении жизни диагноз может меняться, например, первые два года жизни клинические проявления могут соответствовать атипичному аутизму, следующие пять лет – детскому аутизму, а затем – синдрому Аспергера. Потому что у человека происходит развитие, он меняется, и симптомы тоже могут меняться.

Американская психиатрическая ассоциация сейчас вообще отказалась от такого деления, в США существует только один диагноз — расстройство аутистического спектра (РАС), который включает в себя все формы аутизма».

Аутизм — это болезнь?

Елена Григоренко, доктор психологических наук, профессор Йельского и Хьюстонского университетов, руководитель лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства СПбГУ, глава экспертного совета фонда «Выход». «Расстройства аутистического спектра входят в большую диагностическую группу, которую мы называем «расстройства развития». Они проявляются на каком-то этапе жизненного пути и затем на протяжении жизни видоизменяются, поэтому эта категория не статична, в нее нельзя войти, побыть в состоянии заболевания, а потом выздороветь.

Аналогия с гриппом или ангиной здесь неуместна. В этом состоянии человек находится на протяжении всей жизни, а поскольку жизнь сама по определению динамична, то это состояние также видоизменяется. Таким образом, аутизм – не болезнь, а расстройство развития.

Почему возникает аутизм?

Екатерина Померанцева, генетик, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией Genetico. «Аутизм это такой «хитрый» диагноз, по сути это группа разных состояний, то есть, это так называемый «зонтичный диагноз». Внутри этой группы есть формы, которые связаны с теми или иными мутациями в генах. Это так называемые генетические формы аутизма, и их довольно много.

В целом, с генетикой так или иначе связаны примерно 70% случаев. При этом не все эти 70% — это какие-то синдромальные формы, связанные с конкретной мутацией, это могут быть какие-то наследственные предрасположенности, могут быть случаи, которые зависят от комбинации генов и внешней среды. Современные методы генетического обследования позволяют выявить причину аутизма примерно у 25% детей.

Также уже известно много факторов внешней среды, которые влияют на риск аутизма. Еще больше таких факторов изучаются прямо сейчас, например, активация материнской иммунной системы во время беременности. Скорее всего, есть такие факторы, о которых пока никто не задумывался, но со временем их тоже найдут. Поэтому здесь ситуация развивается достаточно динамично. Какое-то время назад, например, еще кто-то считал возможным обсуждать риски, связанные с вакцинацией, а сейчас об этом даже смешно говорить и то, что вакцинация аутизм не вызывает, уже понятно».

Сколько людей с аутизмом сейчас в мире? Можно ли говорить об эпидемии аутизма?

Профессор Моурин Дёркин, доктор наук в области эпидемиологии и профессор здравоохранения и педиатрии в Университете штата Висконсин. «На данный момент у нас нет данных о распространенности аутизма в большинстве стран мира. Однако это не значит, что в этих странах случаев аутизма меньше. В основном у нас есть данные по распространенности аутизма в Западной Европе, США и нескольких странах Азии. Так, в США, по оценкам Центра по контролю заболеваемости и профилактики, аутизм есть у 1 из 68 детей.

Да можно говорить об эпидемии аутизма. Эпидемия означает, что частота какого-либо заболевания или другого состояния среди населения выше, чем ожидалось, или выше, чем обычно, и растет. Последние двадцать лет это было верно для аутизма».

Все ли люди с аутизмом одинаковы?

Донна Уильямс — аутичная женщина, писательница, художница и консультант по вопросам аутизма. В России была издана ее автобиографическая книга «Никто нигде». «Не существует двух людей с аутизмом с одинаковой личностью или с тем, что составляет их «аутизм». Аутизм — это «фруктовый салат», и комбинация ингредиентов этого салата может быть очень разной в зависимости от конкретного человека. Они все такие разные, и у каждого есть свои сильные стороны. Важно помнить, что люди с аутизмом — это все равно просто люди, а дети с аутизмом — это все равно просто дети».

Опасны ли люди с аутизмом? Способны ли они на сочувствие?

Эмили Уиллингэм, мама ребенка с аутизмом, доктор биологии, исследователь и популяризатор науки. «Спланированное, социальное насилие нехарактерно для аутизма. Более того, аутичные люди гораздо чаще становятся жертвами насилия, чем подвергают насилию других. Аутичным людям бывает трудно автоматически поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации и интуитивно понять, что сейчас чувствует другой человек.

Однако если эмоция выражается явно и напрямую, то ничто не мешает им понять, что чувствует другой человек. Мой опыт говорит о том, что как только аутичный человек понимает чужие эмоции, то он испытывает ничем не ограниченное сопереживание. Обычно их эмоции очень интенсивны».

Нужны ли людям с РАС друзья, общение?

Доктор Элизабет Логесон, клинический психолог, автор многочисленных исследований о социализации при аутизме и разработчик одного из подходов к развитию социальных навыков у подростков с аутизмом.

«В нашей программе обучения социальным навыкам мы узнали, что, хотя молодые люди с аутизмом не всегда выражают потребность в друзьях на словах, подавляющее большинство из них нуждаются в дружбе и общении. Проблема только в том, что они не знают, как этого добиться. На самом деле многочисленные исследования показали, что люди с аутизмом очень страдают от просто невероятного одиночества. Из-за социальной изоляции у них очень часто развиваются депрессия и тревожные расстройства».

Можно ли перерасти аутизм?

Дина Гасснер — мама взрослого сына с аутизмом, общественный деятель и социальный работник, которая специализируется на поддержке подростков и взрослых с аутизмом и другими нарушениями развития. У самой Гасснер был диагностирован синдром Аспергера — форма аутизма без нарушений интеллекта и речи.

«Существует миф, что аутичные люди каким-то волшебным образом перерастут свой аутизм. Мне кажется очень важным, чтобы общество поняло — перерасти аутизм нельзя! Про себя я обычно говорю: я не переросла аутизм, я вросла в него. Я выросла и начала лучше понимать саму себя как человека с аутизмом, научилась решать связанные с ним проблемы. Мой успех именно в этом, а не в том, что я пытаюсь быть кем-то, кем я быть не могу».

Существует ли эффективное лечение в случае аутизма?

Доктор Брайан Кинг, профессор отделения психиатрии и поведенческих наук Вашингтонского университета, директор Детского центра аутизма в Сиэтле, один из основных мировых экспертов в области аутизма и других нарушений развития. «Да, и последние годы мы получаем все больше и больше доказательств эффективности терапии. В первую очередь, это занятия с ребенком по методикам, основанным на прикладном анализе поведения. Начинать помощь ребенку с аутизмом однозначно следует с них.

Вообще, можно порекомендовать родителям думать не об аутизме в целом, а о конкретном уникальном ребенке, о тех специфических трудностях, которые у него есть в данный конкретный момент. Каких навыков ему недостает по сравнению со сверстниками. Например, многие дети с аутизмом совсем не используют речь. С таким ребенком нужно в первую очередь работать над развитием коммуникации. Есть эффективные поведенческие методики, которые направлены именно на развитие речи.

Ребенку, который уже хорошо говорит такие методы не подойдут. С ним стоит работать над развитием более сложных социальных навыков. У каждого ребенка или взрослого с аутизмом есть свои уникальные потребности. Так что цель семьи — это не аутизм как таковой, а ответ на вопрос: «На решении каких проблем нужно сосредоточиться в первую очередь?»

Можно ли лечить аутизм какими-нибудь лекарствами или процедурами?

Доктор Натали Даница Ведер, детский и подростковый психиатр, эксперт некоммерческой организации по вопросам психического здоровья детей «Child Mind Institute». «В первую очередь, вмешательства для аутизма — поведенческие. Пока что не существует одобренных препаратов или процедур, которые непосредственно влияют на симптомы аутизма. Роль медикаментозного лечения при аутизме, мягко говоря, скромная. К препаратам при аутизме стоит прибегать лишь тогда, когда другие методы потерпели неудачу. При этом препараты воздействуют не на сам аутизм, а уменьшают какой-то конкретный симптом, например, повышенную раздражительность или гиперактивность».

Можно ли вылечить аутизм полностью? Какое будущее ждет ребенка с аутизмом?

Лора Дилли, эксперт по диагностике и ранней помощи детям с аутизмом, психолог, член совета директоров Психологической ассоциации Джорджии, специалист Центра аутизма Маркуса (США). «Родители очень часто спрашивают меня об этом. И мне приходится отвечать: «Я не знаю. Хотела бы я ответить, но я не знаю». Мы точно знаем, что 5-10% детей, которые получили ранний диагноз и раннюю психолого-педагогическую помощь, больше не соответствуют диагностическим критериям аутизма, когда становятся взрослыми.

Конечно, у них при этом все равно могут оставаться какие-то особенности или трудности, связанные со спектром аутизма, но они относительно незначительные. Очень многое зависит от ранней диагностики и помощи. В первую очередь, такая помощь должна быть направлена на так называемую функциональную коммуникацию — способность сообщить о своих желаниях и потребностях другим людям, а также на самообслуживание и другие навыки для независимой жизни».

med.vesti.ru