Статьи про заикание из журналов

Заикание. Реагировать нужно, вылечить можно!

Логоневроз – не только нарушение темпа и ритма речи, он нарушает возможность общения и самовыражения, ведёт к скованности и нерешительности. Вот попробуйте читать вслух, громко и с выражением перед всем классом, если получается не слитно и красиво, а с запинками. Это приводит к ощущению неуспешности и неуверенности в себе, а потом и к бездействию.

Если у школьника заикание, то он видит это так:

— От стыда и смущения хочется провалиться под землю. Когда я вышел к доске и объяснял решение задачи, все начали надо мной смеяться, а ведь я очень хорошо выполнил задание, и учитель меня хвалил. Но больше я не буду выходить к доске и с места тоже не буду отвечать, чтобы надо мной не смеялись. На перемене начал рассказывать Маше интересную историю, но в это время стал особенно сильно заикаться, она не дослушала и убежала, не буду больше ей ничего рассказывать. И с мальчишками не буду играть: им начнешь объяснять правила игры, а они не слушают, смеются надо мной, лучше вообще с ними играть не буду. В школу больше ходить не хочется, там скучно и неинтересно.

Родители думают о нём:

— Мой ребёнок немного заикается, но это не повод для беспокойства. Очевидно, в школе эту проблему переоценивают и, возможно, именно поэтому он чувствует себя там зажатым и неуверенным. Ведь дома и с друзьями он общительный, всё ему интересно, рассказывает обо всём без умолку.

Учитель видит это так:

— В классе с ребёнком-заикой работать сложнее. Мы работаем в рамках конкретного учебного плана, где время урока чётко ограничено: за 45 минут нужно проверить домашнее задание и перейти к новой теме. Ребёнку-заике приходится задавать больше наводящих вопросов, потому что он слишком зажат, чтобы самостоятельно развернуто отвечать на вопросы. Если не тратить время на дополнительные вопросы, ответ окажется неполным и придётся снижать отметку, а ведь видно, что ребёнок умный и способный, и к уроку готов.

www.za-partoi.ru

Идеи С.А. Рачинского о коррекции заикания у обучающихся

Заикание – одно из наиболее часто встречаемых нарушений речи в практике логопедии. Заикание – это недоразвитие темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата [1].

Некоторые современные исследователи характеризуют это нарушение сложным симптомокомплексом и деятельностив деятельностиряде случаев невысокой эффективностью лечения. Основным внешним симптомом заикания являются судороги в деятельности процессе речевого акта [1].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что распространенность заикания обусловлена возрастом, полом,коррекция видом деятельности, коррекция местом проживания и деятельностидругими факторами [2]. Наиболее часто заикание возникает в деятельностивозрасте от 2 до 4 лет, коррекцияв деятельностипериод наиболее интенсивного развития речевой деятельности и деятельности формирования личности ребенка. Затем склонность к деятельности заиканию понижается, коррекция и деятельности в деятельности течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, коррекция сколько и деятельности от 1 года до 3 лет. Среди основных причин можно выделить следующие: органические нарушения мозга; избалованность, императивное воспитание; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций.

В настоящее время существует много методик, которые используются в коррекционной работе с заикающимися детьми. Например, по методике И.Ю. Абелевой, Л.П. Голубевой, М.В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений. Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа под руководством профессора С.С.Ляпидевского, предполагает 6 основных этапов логопедической работы: подготовительный, установочный, этап максимального ограничения речи, активной перестройки речевых навыков, закрепления правильных речевых навыков и заключительный этап [2].

Интересный опыт коррекции заикания был в образовательной практике дореволюционной России, который в полной мере не использовался в советский период в силу того, что в качестве средства коррекции выступал церковно-славянский язык.

Церковно-славянский язык – один из предметов российской дореволюционной школы. Язык этот использовался, как в прочем и сейчас используется, в богослужебной практике. На этом языке читали, пели, молились. Церковнославянский язык позволяет почувствовать себя «жителями» не просто определенного отрезка истории и вполне конкретной страны, но ощущать себя частью огромной православной культуры, преемственно передающей свои традиции на протяжении многих столетий [3].

Огромную роль в этом сыграли труды Сергея Александровича Рачинского (1833 – 1902). В конце XIX века профессор Московского университета, коррекциячлен-корреспондент Российской академии наук С.А. Рачинский стал главным идеологом церковно-приходской школы [4].

Выйдя в деятельностиотставку, коррекцияон в деятельностиродном селе Татево (Тверской области) организовал школу, коррекциякоторая впоследствии получила всероссийскую известность. Среди учеников школы Рачинского были известные деятели культуры, коррекцияученые, коррекцияа также протоиерей Александр Васильев – духовник царской семьи. Цель воспитания по Рачинскому – это «внутренний человек».

В 1898 году С.А. Рачинский опубликовал работу «Заикание и деятельности церковно-славянское чтение», коррекция где он написал о деятельности том, коррекциякак деятельностив деятельностисвоей школе в деятельности течение многих лет успешно применял чтение Псалтири на деятельностицерковно-славянском языке для избавления от заикания.

Сергей Александрович, коррекцияставя в деятельностиоснову воцерковление, коррекциясчитал, коррекциячто церковно-славянский язык содержит синтагмы, коррекци способные «излечивать» от заикания. Профессор убедился в деятельности том, коррекция что хорошо поставленное церковно-славянское чтение Псалтири (а в деятельностито время детей учили читать именно по Псалтири), коррекцияубирает запинки в деятельностиречи. Делает ее плавной, коррекцияровной и деятельностисвободной.

Таким образом, коррекцияон первый кто отказался от привычных методов коррекцияи деятельности предложил использовать чтение на деятельностицерковно-славянском языке как деятельностиспособ избавления от заикания.

Метод избавления от заикания С.А.Рачинского основан на деятельностиправославной антропологии. Он заключается в деятельности восстановлении естественной иерархии человеческого существа, коррекциякогда тело закономерно подчиняется душе, коррекция душа – духу, коррекцияа дух, коррекциясоответственно, коррекцияБогу. Сергей Александрович считал, что речь – дар Божий. Вдеятельности продуцировании речи участвуют не деятельности только тело и деятельности душа, коррекция но и деятельности дух. Человек – существо целостное, коррекцияи деятельностив деятельностинем переплетено и деятельностителесное, коррекцияи деятельностидушевное, коррекцияи деятельностидуховное. Говорит весь человек. Все его человеческое существо. Звук воспроизводится с деятельности помощью тела, коррекцияно телом управляет душа, коррекция а душой – дух. Если эта иерархия выстроена правильно, коррекциято человек получает свободу во владении своей речью [5].

Рачинский писал: «В крестьянских детях нет и следа того отвратительного сквернословия и скверномыслия, которыми заражены наши городские учебные заведения, в особенности столичные. В нормальной крестьянской жизни нет места тем преждевременным возбуждениям воображения, тем нездоровым искушениям мысли, которыми исполнен быт наших городских классов» [5].

На современном этапе церковно-славянский язык изучают в рамках православного компонента в частных православных общеобразовательных школах, государственных и муниципальных образовательных организациях в рамках курса «Основы православной культуры» (1-11 классы; авторы программ Шевченко Л.Л., Бородина А.В., архим. Георгий (Шестун) и др.), воскресных школах при православных приходах, духовных училищах и семинариях.

Кроме этого, православное богослужение совершается на этом языке [6]. Анализ российской практики коррекции заикания позволил выявить, что на Камчатке есть несколько священников, которые до рукоположения заикались, но со временем их речь восстановилась в силу их священнического служения. Например, иерей Василий Гросс был рукоположен достаточно молодым. На глазах у верующих всего города медленно происходило исправление его речи, прихожане сопереживали и радовались за священника. Наконец, он стал проповедовать совершенно свободно и плавно. Всецелое устремление человека к Богу помогает верующему выстроить ту самую иерархию, при которой дух – высшее начало, производящее речь, коррекция – владеет «инструментом»: коррекция телом, коррекция устами, коррекция дыхательным аппаратом. В камчатском Центре церковной реабилитации заикающихся уверены, что уповая на Божию помощь и опираясь на церковно-славянский язык, службы, на богослужебные тексты, можно бороться с заиканием.

Практическая часть воскресных занятий в деятельности Центре состоит из упражнений: коррекция чтение вслух Псалтири и деятельности других священных текстов нараспев, коррекция хоровое пение, коррекция молитва. На занятия приглашаются специалисты (психологи, коррекция логопеды, коррекция актеры, коррекция психотерапевты), коррекция которые помогают преодолевать психологические барьеры замкнутости и деятельности страха. Важной частью занятий являются духовные беседы. В них раскрываются основные положения святоотеческого учения о деятельности человеке. Важным компонентом в деятельности ходе занятий является воспитание послушания. Послушание – это практическое упражнение по выстраиванию иерархии, коррекция когда дух человека переходит в деятельности состояние послушания Богу. Подчиняя свою волю Богу, коррекция страдающий заиканием человек закономерно получает себе в деятельности подчинение лежащие на деятельности более низком иерархическом уровне душу и деятельности тело. Следовательно, коррекция овладение свободной речью является закономерным результатом духовно-ориентированного подхода в деятельности преодолении логоневроза.

НоррекциНеобходимым условием успешности работы с деятельности заикающимися является погружение их в деятельности православную среду, коррекция воцерковление. Несомненно, важным для реабилитантов является понимание того, коррекция что по мере обретения ими опыта духовно-нравственной жизни улучшается и деятельности звучащая речь.

Анализ данной практики позволяет сделать вывод об опыте С.А. Рачинского, который получил высокую оценку уже при его жизни. Заслуга не только в том, что он сформировал концепцию начальной школы, опираясь на опыт русской школы допетровской эпохи. Но и показал практическую возможность образования исконно русского, отличного от западной светской системы.

Рецензент: Воронова А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург

1. Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, коррекция С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. – 308 с.

3. Воронова, А.А. Церковно-приходская школа как духовно-культурная среда // Вестник Оренбургской духовной семинарии. – Оренбург, 2015. – Вып. 1(3). – С. 167-173.

4. Воронова, А.А. Духовные основы образования детей с особыми возможностями здоровья: прошлое и настоящее // Вестник Оренбургской духовной семинарии. – Оренбург, 2016. – Вып. 2(6). – С. 179-186.

5. Рачинский, С.А. Заикание и церковно-славянское чтение // Хрестоматия по истории отечественной педагогики XIX – начала ХХ века. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. – С. 361-364.

e-koncept.ru

Архипова Е.Ф. Если ребенок заикается

В статье рассматривается вопрос психолого-педагогической поддержки и помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, а именно с заиканием. В дошкольной образовательной организации (ДОО) может находиться заикающийся ребенок, получающий дошкольное образование на условиях инклюзивного образования на основе адаптированной образовательной программы (АОП ДО) в комбинированной группе (инклюзивной). В статье рассматриваются вопросы, касающиеся времени возникновения заикания, форм проявления заикания, основные причины, вызывающие это тяжелое речевое нарушение. Приводятся основные симптомы, проявляющиеся при разных формах заикания, а также варианты течения заикания. Рассматривается лечебно-педагогический комплекс, рекомендуемый для преодоления заикания. Практическое значение для педагогов ДОО и родителей детей с заиканием имеют приведенные в статье «правила речи» для заикающегося. Выполнение и соблюдение в дальнейшем «правил речи» необходимо для устранения заикания и формирования у детей нового навыка плавной речи. Полезными могут быть и советы для педагогов и родителей, оказывающих детям с заиканием психолого-педагогическую помощь и поддержку в ходе комплексной коррекционной работы. Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающих не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка – соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить. Раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях (ДОО) все активнее внедряется в практику. В группы дошкольной образовательной организации зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этой категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

После обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) оформляется заключение и рекомендации по организации образовательного маршрута для ребенка. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии формулируются выводы: нуждается ли этот ребенок в создании специальных образовательных условий в дошкольной образовательной организации (ДОО) или специальных образовательных условий не требуется.

В зависимости от сложности нарушения и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ в рекомендации ПМПК указывается вид адаптированной программы для такого ребенка, которая должна быть разработана в ДОО и по которой он будет получать образование. Возможны варианты рекомендаций по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей или комбинированной направленности.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП ДО). Вся группа детей с ОВЗ будет осваивать разработанную для них одну адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

1. Белякова Л.И. Основные логопедические технологии, формирование плавной речи у заикающихся // Де­фек­тология. – 2001. – №4. – С. 49–53.
2. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы: [Электронный ресурс] / А.И. Богомолова // www.pedlib
3. Борисова Е.А. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Владос. – 2002. – 272 с.
5. Ворошилова Е.Л. Система работы с заикающимися дошкольниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – №2. – С. 30.
6. Гегелия Н.А. Родителям о заикании детей и подростков // Дефектоло-
гия. – 1998. – №4. – С. 88–93.
7. Гладковская Л.М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5–6 лет // Лого-
пед. – 2008. – №1. – С. 49–56.
8. Гладковская Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием // Логопед. – 2008. – №8. – С. 60–67.
9. Гончарова Н. Коррекция заикания // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3.– С. 59.
10. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. – 2005. – №6. – С. 28–32.
11. Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб.: Питер Ком. – 1998. – 186 с.
12. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет. – М.: Сфера. – 2006. – 192 с.
13. Комплексный метод преодоления заикания у детей в условиях санатория: [Электронный ресурс] / www.kved // Курортные ведомости. – 2009. – № 1 (52).
14. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. – М.: Эксмо-пресс, 2002.
15. Набиева Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы // Дефектология. – 1998. – №4. – С. 30.
16. Рождественская В.И. Игры и упражнения для исправления заикания.– М.: Просвещение. – 1978. – 64 с.
17. Руденко И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – №1. – С. 14–17.
18. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М.: Владос, 2000. – 208 с.
19. Сикорский И.А. Заикание. – М.: Аст­рель. – 2005. – 192 с.
20. Скрыпник И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием // Дошкольное воспитание. – 1996. – №5. – С. 2–10.
21. Скрыпник И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием // Дошкольное воспитание. – 1996. – №6. – С. 40–46.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

тяжелые нарушения речи (ТНР), заикание, формы заикания, виды судорог при заикании, причины заикания, логофобия, правила речи для устранения заикания

sdo-journal.ru

Использование компьютерных технологий в преодолении заикания

Секция: Педагогика

Использование компьютерных технологий в преодолении заикания

Сегодня наша жизнь тесно связана с компьютерными технологиями, которые активно входят в систему обучения. По определению Словаря профессионального образования: «компьютерные технологии в обучении – это совокупность приемов и методов передачи информации обучающемуся, контроль восприятия, переработки и использования полученных знаний в реальной жизни с помощью компьютеров» [4, с. 538.].

Актуальность темы исследования: «Использование компьютерных технологий в преодолении заикания» заключается в следующем:

· во-первых, заикание часто встречается у детей дошкольного возраста и представляет особую трудность для коррекции;

· во-вторых, своеобразие проведения коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости в школе, а также снизить риск социальной дезадаптации;

· в-третьих, разработка компьютерных технологий в коррекционной работе по преодолению логоневрозов представляет собой одну из новых и интересных направлений развития логопедии.

Тема является мультидисциплинарной. В ее развитие внесли вклад врачи (B. Lee, J. Kamiya, Д. Любар), педагоги (В.А. Раздольский, М.Ю. Ларкин), психологи (А.А. Маланичева, В.И. Воскресенский, А.В. Крапухина, Ф.Черри) [3, с. 220].

Сегодня накоплен значительный опыт использования компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений, в том числе и заикания. В нашей статье мы затронули наиболее используемые компьютерные технологии в преодолении логоневроза.

Одним из первых методов коррекции нарушений была компьютерная программа «ЭХО-эффекта». Она была открыта врачом B. Lee в 1952 году. Сущность технологии заключается в том, что при использовании данной программы человек слышит свою речь, немного отсроченную во времени, в результате чего пациентом самостоятельно корригируется темп и ритм речи, что в большинстве случаев приводит к снижению речевой судорожности. На основании этого открытия польским физиком Б. Адамчиком сконструирован «ЭХО-аппарат», работающий по принципу регуляции обратной связи. Механизм «ЭХО-эффекта» заключается в целенаправленном замедлении темпа речи у заикающегося. Но, как и каждый метод, «ЭХО» имеет как плюсы, так и минусы. К плюсам относят: выработку более сильного, уверенного голоса в процессе оречевления, улучшение артикуляции звуков речи, значительное снижение речевых судорог. Также главное достоинство «ЭХО-эффекта» состоит в том, что программа может использоваться для пациентов любого возраста. Минус метода заключаются в том, что возможно изменение модуляция голоса, вследствие этого речь становится более монотонной. В этом случае предполагается, что специалист должен постоянно следить за атакой голоса и интонацией заикающегося. При применении данного метода с пациентом проводятся психотерапевтические беседы, которые нацелены на осознание необходимости применения аппаратуры для выработки новых речевых навыков и их автоматизации [1, с. 304].

Еще одним продуктивным методом коррекции логоневроза является метод биологической обратной связи, который используется в мировой практике более 40 лет. По определению Большой медицинской энциклопедии: Биологическая обратная связь – это метод лечения, при котором пациенты обучаются влиять на собственные физиологические параметры (частоту сердечных сокращений, болевые синдромы и проч.), реагируя на сигналы от организма, полученные в виде картинки, музыки и т. д. [2, с. 734].

Данный метод был предложен в 1969 году исследователями США. Наибольший вклад внесли в разработку программы открытие доктор J. Kamiya (1968), который доказал, что человек может самостоятельно изменять показатели своей электроэнцефалограммы при наличии обратной связи [6, р.56–60.] и исследования физиологов N.E. Miller и L.V. DiCara (1968), посвященные научению животных контролировать рефлексы их внутренних органов [5, р. 489–494.].

Данный метод терапевтического воздействия использовался для лечения различных заболеваний таких как: артериальное давление, эпилепсия, сердечные аритмии, головные боли, тревожные состояния, астма и т.д. Поэтому существуют различные направления метода биологической обратной связи: по параметрам дыхания, по количеству сердечных сокращений, по параметрам активности головного мозга. Метод достаточно на высоком уровне зарекомендовал себя в медицинском сообществе, так как достаточно прост в использовании и давал высокий процент избавления от различных нарушений.

С начала 70-х годов XX века метод биологической обратной связи набирал популярность в других странах Европы (Франция, Италия, Германия, Австрия). В 1998 году под руководством кандидата биологических наук Сметанкина Александра Афанасьевича был разработан метод БОС, направленный на коррекцию речевых нарушений, в том числе и заикания. Данная программа направлена на развитие самоконтроля пациента. При этом реализация метода биологической обратной связи происходит только при наличии у пациента полного чувства комфортности и расслабления организма. В ходе сеанса опытный инструктор пытается научить пациента контролировать его физиологические процессы, которые он воспринимает в виде звуковых или световых символов обратной связи. Метод БОС может применяться как для взрослых, так и для детей, начиная с 4–5 летнего возраста.

Сущность данного метода при коррекции логоневроза заключается в том, что пациент может самостоятельно и целенаправленно изменять течение нарушенной физиологической функции, влияющей на процесс речеобразования (дыхания, голосообразования, моторной реализации речи). На первом этапе метода БОС происходит постановка диафрагмального дыхания. Когда данный тип дыхания закреплен, переходят ко второму этапу работы – работы над артикуляцией. При использовании метода БОС предусматривается контроль заикающегося за сокращением мышц при помощи зрительной и звуковой обратной связи. На третьем этапе идет работа над голосообразованием. Речевой материал отрабатывается поэтапно, с увеличением сложности: беззвучно, шепотом, с использованием голоса. Сначала происходит отработка умений на материале гласных, затем на материале слогов, слов, фраз и текстов. Четвертый этап предполагает тренировку по чтению стихов, песен, прозаических текстов. На пятом этапе происходит автоматизация навыка устной вербализации в условиях спонтанной речи [4, с. 36–58.]. По мнению А.А. Сметанкина данный метод может использоваться не только для коррекции речевых нарушений, но и для профилактики их возникновения [4, с. 36–58.].

На протяжении последних лет в практической логопедии специалистами активно используется программа по коррекции речевых нарушений Speech Viewer («Видимая речь»). Данный метод был предложен в 1989 году американской корпорацией IBM. Это интерактивная компьютерная технология, по которой воспринимаемые звуковые сигналы преобразуются в соответствующие образы. Данная программа направлена на коррекцию звукопроизношения, выработку правильного речевого дыхания, работу по улучшению просодических компонентов речи (темп, тембр, ритм, высота голоса) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Метод состоит из 14 модулей, каждый из которых отвечает за формирование определенных речевых навыков. Так, например, модуль «Громкость» предназначен для выработки оптимальной громкости голоса у заикающегося. С помощью картинного изображения (например, мальчик надувает шар) можно модулировать голосом: чем выше громкость, тем шарик раздут больше, чем ниже – меньше. Модуль «Высота» направлен на выработку оптимальной высоты голоса. С помощью изображения фортепиано ребенок в игровой форме может сориентироваться в тембральных характеристиках голоса и выбрать приемлемый тембральный диапазон. Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания, в котором заикающемуся необходимо корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. Данный метод представлен в игровой форме, что повышает интерес и мотивацию детей в преодолении речевых нарушений. [5, с. 336]

На сегодняшний день англичане активно работают над различными компьютерными технологиями в области коррекции речевых нарушений. Так, например, в 2006 году была разработана компьютерная программа «Демосфен-03» при участии отечественного врача – психотерапевта И.Ю. Рассказова и компанией City University of London. В данный продукт входят тренинги, направленные на выработку плавности речи, выразительности и интонации. Данная программа также может применяться в работе, как с детьми, так и с взрослыми.

В России компьютерные технологии в области коррекции заикания используются в медицинских, общеобразовательных, реабилитационных и специальных коррекционных учреждениях.

В заключении можно сказать о том, что, начиная с 50-х годов XX века и до сегодняшнего дня, ведутся разработки интерактивных технологий устранения различных речевых нарушений, в том числе и заикания. Наиболее известными в России являются такие компьютерные программы как «Видимая речь», «Демосфен-03», метод Биологической обратной связи и «ЭХО-эффекта». К сожалению, не все образовательные учреждения могут позволить использование данных программ вследствие нехватки финансовых средств.

nauchforum.ru

Нетрадиционный подход в коррекции заикания

XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Нетрадиционный подход в коррекции заикания

На протяжении многих столетий ученые предпринимают попытки выработать эффективные и надежные средства коррекции заикания. В разное время методы лечения логоневроза существования человечества отличались друг от друга.

На сегодняшний день широко используются традиционные методики коррекции заикания. Например, методика, разработанная Лилией Зиновьевной Арутюнян, профессором кафедры логопедии МПГУ им. М.А. Шолохова [2, с. 680]. Данная методика освоена на синхронизации речи с пальцами рук. Так и нетрадиционным методам коррекции заикания у детей. По определению Большого энциклопедического словаря «нетрадиционный – это не являющийся традиционным, связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский» [1, с.768]. Эти методы связаны с релаксацией, максимальным расслаблением мимических мышц, мышц диафрагмы и мышц артикуляционного аппарата, что позволяет добиться плавности в речи.

Одним из таких методов является использование песка и воды в коррекционной работе с заикающимися детьми. Надо отметить, песок и вода знакомы ребенку с самого детства. Малыш находится в водной среде еще до появления на свет. После рождения ребенок контактирует с водой с первых дней своей жизни. Подрастая, дети выходят на улицу, прыгают по лужам и пускают кораблики. С особым интересом малыши играют с песком: строят башни, лепят фигурки, делают дорожки. Именно эта тесная связь периода раннего детства ребенка с песком и водой легли в основу данной методики.

В ходе игры дети медленно погружают пальцы в песок, лепят фигурки, заполняют ямки в песке с водой. Именно процесс погружения рук в теплую воду способствует устранению отрицательного настроения, снимает мускульное напряжение рук, судороги и способствует развитию мелкой моторики. В ходе игры в воде с песком, дети начинают самостоятельно проговаривать роли героев, с которыми они играют. В этот момент полностью отсутствуют запинки судорожного характера, т.к. наедине с собой отсутствует фиксация на судорогах, которые препятствуют общению.

Данный нетрадиционный метод может использоваться в практике учителя-логопеда при коррекции нарушений, обучении и развитии ребенка. Логопед может использовать песок и воду при работе над подвижностью артикуляционного аппарата, например, при выполнении упражнения «Качели», ребенок может ритмично двигать языком вверх-вниз, одновременно указательным пальцем ведущей руки проводит по песку или воде в том же направлении. При автоматизации звуков, вводя в речь звук [Р], логопед просит рисовать букву Р на песке, с одновременным проговариванием данного звука. Для развития связной речи малыш может дорисовать картинку на песке и составить по ней рассказ. Также с помощью данного метода можно развивать звуковой анализ слова – чертить на песке схемы слов и предложений, разных по степени сложности [3, с. 49–56].

Не менее интересным нетрадиционным средством коррекции заикания является музыка. Известно, что большинство детей, страдающих заиканием, в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, страха, неуверенности, речевого негативизма [4, с.30–35]. Музыка, как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу ребенка, оказывает расслабляющее действие на его психику. Музыкотерапия как психотерапевтический метод (термин имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой») начал использоваться на рубеже XIX–XX столетий. Но в сфере коррекции заикания терапия с помощью музыки применяется последние тридцать лет [11, с.52]. Суть метода заключается в создании у ребенка положительного эмоционального фона и хорошего настроения в процессе прослушания плавных мелодий, что, в свою очередь, способствует устранению невротизации малыша. Для выработки мягкой атаки голоса, правильного диафрагмального дыхания, отработки темпа и ритма речи, постановки правильного ударения в коррекционной работе используется пение. При пропевании слов симптомы заикания исчезают, а у ребенка формируется плавность и выразительность речи. Отсутствие судорог, в свою очередь, создает предпосылки для избавления логофобии, которая также может наблюдаться у заикающегося [7, с. 48–73]. Данный метод не требует специальных умений и навыков. Музыкотерапия может использоваться родителями ребенка самостоятельно. Достаточно подобрать спокойную музыку, например «Звуки природы» (шум прибоя, звуки дождя и т.д.), и включать её во время игровой деятельности ребенка или перед сном. Такие сеансы следует проводить ежедневно в течение длительного времени. В результате применения музыкотерапии у детей понижается уровень тревожности, уменьшается чрезмерное эмоциональное и мышечное напряжение [6, с. 118–122].

На протяжении нескольких лет логопедами-практиками с успехом используется такой нетрадиционный способ коррекции заикания как арт-терапия. По определению Большого энциклопедического словаря «арт-терапия – это метод лечения нервных и психических заболеваний средствами искусства и самовыражения в искусстве» [1, с. 768]. Использование данного метода направлено на снятие стресса, который присутствует детей. Стрессовое состояние способствует нарастанию судорог, которые распространяются с мышц речевого аппарата на мышцы шеи, груди, конечностей. Одной из особенностей детей с логоневрозом состоит в том, что они не могут вербально вынести во вне свое нарастающее напряжение. Ребенок с заиканием «переносит» нарастающее давление из одних мышц в другие путем, например, пощелкивания пальцами рук, переминанием с ноги на ногу [10, с. 10–14]. В процессе арт-терапи, ребенок может наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает. В отличие от речи, в процессе арт-терапии малыш с легкостью «говорит» не вербально, по средствам рисунка [8, с. 256]. Раскрывая свои творческие замыслы, ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, что приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении.

Характерной особенностью детей с логоневрозом является бледная мимика, отсутствие чувства ритма, нарушение общей и мелкой моторики, что отражается на развитии речевой функции и коммуникации в целом. Поэтому еще одним способом, исправления данного нарушения, является метод театрализации. При использовании метода на практике выделяют четыре этапа.

Первый этап связан с использованием игровых упражнений по развитию мимики. Ребенку предлагается изобразить эмоции: испуг, обиду, удивление и т.д. Как правило, детям на данном этапе предлагают проиграть упражнения по развитию пантомимики и жестов. Малышам даются задания показать при помощи общей моторики и мимики определенные игровые ситуации: «Расцвели, как цветы», «Полетим, как птицы», «Жук перевернулся на спину», «Идут пингвины», «Идет медведь по лесу» и т.д. Благодаря таким упражнениям движения приобретают большую уверенность. Дети учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица и жестов [9, с. 200].

Второй этап театрализации характеризуется использованием совместного с логопедом проговаривания ребенком текста с одновременным показом слов соответствующими действиями. Тексты заранее заучиваются ребенком, чтобы исключить сосредоточение внимания на нем.

На третьем этапе дети постепенно овладевают умением отвечать на вопросы различного характера Здесь предлагают ребенку разыграть небольшое театральное представление с куклами-марионетками. Данный вид работы позволяет малышу активизировать диалогическую речь.

На пятом, завершающем, этапе театрализации, когда дети овладели элементами жестовой речи и пантомимики, а также в достаточной мере развита диалогическая речь, в которой практически исключены судорожные запинки, можно разыграть настоящее театрализованное представление, позволяющее ребенку повысить самооценку, быть уверенным при выступлении перед зрителями, мамами и папами. [5, с. 82–84].

Обобщая результаты выше изложенного, можно сделать вывод о том, что помимо традиционных подходов в коррекции логоневроза, существуют нетрадиционные подходы, такие как использование на занятиях песка и воды, музыкотерапии, арт-терапии, театрализации действий. Данные методы позволяют достичь максимального расслабления артикуляционных и мимических мышц, что способствует избавлению от запинок судорожного характера в речи ребенка.