Степень заикания

Заикание у детей

Проявление заикания у детей дошкольного возраста

Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только, а иногда и не столько с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились.

Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. При этом учитывается характер общения, особенности поведения в деятельности. Тяжесть дефекта рассматривается следующим образом.

Легкая степень — дети свободно вступают в общение в любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только при самостоятельной речи.

Средняя степень — дети испытывают затруднения в общении в новых, а также важных для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата — дыхательном, голосовом, артикулярном — во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи.

Тяжелая степень — заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций, проявляется во всех видах речи.

По нашим данным, в речи детей 4—7 лет в целом преобладают судороги клонического характера средней степени выраженности (в 42% случаев), тонические (в 34% случаев), смешанные (42%), но имеются особенности проявления заикания по возрастным группам. Так, заикающимся детям 4—5 лет свойственны тонические и смешанные (тоно-клонические) судороги средней степени с преимущественной локализацией в дыхательном и голосовом отделах периферического речевого аппарата; заикающимся детям 5—6 лет — клонические судороги средней степени выраженности с преобладающей локализацией в дыхательном и артикуляционном отделах речи; у заикающихся детей 6—7 лет клонические и тонические судороги средней и тяжелой степеней выявляются почти в равном количестве во всех отделах периферического речевого аппарата.

pedlib.ru

Легкая степень заикания

Когда мы имеем дело с заиканием легкой степени, то всегда возникает вопрос: а стоит ли с ним бороться? На первый взгляд кажется, что оно совершенно не мешает человеку общаться и плодотворно жить. Но первое впечатление бывает обманчиво, поэтому стоит поговорить о том, как правильно к нему относиться.

Первые симптомы легкого заикания, как, впрочем, и любого другого, проявляются у детей в том возрасте, когда они начинают говорить фразовой речью, особенно сложными предложениями, а именно: от двух до пяти лет. Патология развивается на основе целого комплекса предпосылок, а спусковым крючком может выступить психическое потрясение, соматические заболевания, одновременное овладение двумя языками, подражание чужой неправильной речи, некоторые психологические особенности ребенка и многое другое.

Легкая степень заикания бывает почти незаметной. Ребенок связно изъясняется и плавно говорит в знакомой обстановке, достаточно ритмично, без неожиданных пауз и болезненных повторов. Характер его речи незначительно изменяется только в возбужденном состоянии, если существует внешнее давление (например, требование говорить быстрее) или внутренний эмоциональный подъем. Тогда появляются паузы и задержки речи, сбивается дыхание, мы слышим судорожные повторы звуков или слогов, замедляется темп речи.

Но, к сожалению, свойство заикания таково, что оно не остается неизменным в течение жизни. Ни одному заикающемуся нельзя гарантировать, что его заикание останется в первозданном виде. Почему?

Во-первых, заикание само по себе развивается волнообразно: есть периоды улучшения и ухудшения, даже если жизненная ситуация стабильна. Во-вторых, у каждого ребенка наступает момент социализации, когда он начинает проводить большую часть времени не со своими близкими, а с другими детьми и чужими взрослыми. Эта ситуация становится для ребенка стрессовой, даже если все складывается благополучно, просто потому, что это новая непривычная для него среда.

Если же общение в новом месте складывается не совсем гладко, то тогда ситуация еще больше обостряется. В таком состоянии речь ребенка естественно ухудшается, и незаметные легкие запинки становятся очевидными для всех. Этого бывает достаточно, чтобы ребенка кто-то подразнил или даже просто обратил внимание на его заикливую речь. В результате — фиксация на дефекте и первые страхи, сначала незначительные, а со временем они могут стать серьезной проблемой.

Когда наступает школьный возраст, то кроме новой среды волнующим фактором становятся ответы на уроках в присутствии всего класса и ответственность за оценку, что тоже заставляет волноваться и отражается на речи отрицательно. Постепенно у ребенка начинают появляться, так называемые, уловки (способы избегать запинки), которые не облегчают картину заикания, а наоборот делают ее более сложной.

Подростковый возраст — еще один рубеж. В этом возрасте дети особенно ранимы, закомплексованы и имеют свойство преувеличивать свои недостатки. Чем больше они переживают по поводу дефекта, тем сильнее проявляются речевые судороги и все заметнее становятся болезненные переживания по поводу речи. Очень велики шансы, что заикание, на которое не обращают внимания пока оно проявляется легко, будет усугубляться и из легкой перейдет в среднюю и даже тяжелую степень. В результате постепенно может ограничиться круг общения ребенка, возможность выбора увлечений, а со временем сузится выбор профессиональной деятельности и других жизненных возможностей.

Вот почему очень важно не закрывать глаза на вроде бы малозаметные симптомы. Правы те родители, которые сразу же ищут способы, как вылечить заикание. Эта сложная проблема требует комплексного подхода с участием нескольких разных специалистов: педиатра, психиатра, невропатолога, логопеда.

Лечение заикания легкой степени в ЦКЗ «Арлилия»

Центр «Арлилия» предлагает квалифицированную диагностику и полноценное лечение от заикания на основе авторской методики профессора Л. Арутюнян. Опытные специалисты помогут избавиться от недуга уже на стадии его становления. Запишитесь на консультацию как можно раньше: пусть речь ребенка формируется правильно.

www.arlilia.ru

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Хочу понять степень своего заикания

Описание: Общие вопросы по тематике сайта.
Модераторы: Inkognito, Skif

Здравствуйте! Я тут новичок)
Хочу понять степень своего заикания, может у меня и нет почти проблемы.
В общем заикание у меня с 2 лет (сейчас мне 24), вроде как от испуга, в больнице при сдаче анализа на меня накричали. До школы своего заикания не помню, да и всегда была общительным ребенком. Вот в школе все изменилось. в первом еще нормально было, помню даже, что хорошо прошла проверку на скорость чтения) а вот дальше все изменилось, я замкнулась из за заикания, стала боятся говорить, мне было трудно произнести слово, был ступор, но при этом были периоды когда все было отлично, могла спокойно рассказывать и читать стихи. это было до 8 класса, затем стало хуже и вообще «замолчала» и уже меня учителя не трогали.
Поступила в универ. и вот тут очень интересно, за весь период учебы я ни разу не отвечала, только сессии +диплом, наедине с преподом, немного с запинками, но в целом нормально, но! я была так скажем «активисткой» постоянно какие то выступления на сцене и т.д и там вообще не заикалась, страх сцены был, скорее даже не страх а волнение которое наоборот помогало. Т.е перед аудиторией на парах — панический страх, на сцене — все ок.
Сейчас такая ситуация: начинаю запинаться и экать когда нервничаю и не уверенна в себе, если я спокойна и уверенна, нет страха то говорю нормально с очень редкими запинками которые меня не волнуют. панически боюсь звонить по телефону. с близкими и друзьями говорю нормально, с новыми зависит от ситуации и степени волнения. Но в целом все равно фоном идет страх говорить.
Мне кажется, что у меня заикание больше психологического характера. замкнутость, куча внутренних проблем, страхов. боязнь высказать свое мнение, навязываться кому то, а что подумают люди, засмеют и т.д нет уверенности, стержня внутри, принятия себя.
Хочу вот пойти на курсы актерского мастерства или ораторского искусства, походить к психологу и больше говорить и говорить, сама замечаю, что это помогает. У меня нет цели достичь идеальной речи, просто спокойно не боясь начать говорить.
В общем сорри за кашу) может у кого есть какие нибудь мысли? все плохо или не очень?)) может у кого также было?

Добавлено спустя 7 минут 42 секунды:
Еще такое замечаю за собой, начинаю боятся и запинаться когда думаю о заикании, если я не концентрируюсь на этом то все проходит нормально. грубо нужно концентрировать на цели, а не том как я это сделаю

Форум о заикании

Тяжелая степень заикания. Депрессия. Социофобия

Описание: Личный опыт участников форума по преодолению заикания.
Модераторы: Inkognito, Skif

Привет. Я новичок на форуме. Давно хотел завести что-то вроде дневника куда бы выкладывал мысли на разный счет. Мне бы хотелось вести дневник в форме небольших заметок. Этот сайт показался одним из наиболее подходящих, хотя есть спорные моменты. Простите за беспорядочный слог, не часто приходится общаться даже в интернете.

В силу своей замкнутости (и нелюдимости) я хочу воздержатся от подробного представления. И я бы хотел, чтобы люди, читающие этот дневник, также воздержались от личных вопросов, ограничившись следующими фактами. Я — человек с тяжелой степенью заикания, запущенной логофобией, почти не имеющий контактов с окружающим миром. Про степень я напишу в отдельной заметке. Меня можно назвать молодым. Хотя, кажется, молодость проходит мимо. От форума не жду советов или помощи. Хочется записать «мысли на бумагу». А может это сиюминутная прихоть. Возможно кому-то будут интересны мысли человека с запущенной болезнью (заиканием) и смена их хода (если задержусь), в ином случае дневник будет «для себя».

Думал, что представление выйдет длиннее. Но что есть — то есть. Сегодня напишу заметку про степень заикания. Автор открыт к объективному диалогу по конкретным вопросам, не касающимся его личности (мнительность )

Тяжелая степень заикания, в последующем ТСЗ

В последний раз степень заикания была поставлена в школе, в старших классах. После этого обследования не проходил, как и лечение. Предположительно усилилась с годами. Предугадывая ваше негодование, скажу, что корень халатства лежит в определенных причинно-следственных связях, о которых, возможно, расскажу в последующих заметках. Как и многие люди с заиканием, автор страдает логофобией, проявляющейся в разной форме в разные отрезки жизни (по нарастающей). Пиком логофобии, при котором автор перестал вести социальную жизнь, стал конец школы.

Тяжелая степень логоневроза — заикание наблюдается постоянно, при этом нередко сопровождается судорожными движениями мышц лица, рук, ног и т.д. При этом общение становится практически невозможным. Недавно в голову начали приходить сравнения с немыми людьми. Напишу несколько сравнительных тезисов.

— они имеют больший уровень понимания в обществе, чем люди с ТСЗ, которых можно перепутать с людьми, обладающими гораздо более серьезной патологией

— имеют лучшую степень кооперирования друг с другом. Таких детей отдают в специальные коррекционные школы, где они обучаются среди равных себе. Из плюсов таких заведений — отсутствие буллинга из-за речи и возможность улучшить свое состояние для не-немых людей с проблемами речи. В СНГ посещение таких школ является позором и родитель предпочтет отдать заикающегося ребенка в обычное заведение. Предположительно, при систематических занятиях в коррекционных школах ребенок мог бы улучшить свою речь или избавиться от заикания насовсем. Из плюсов же обычных школ — возможность свыкнуться с речью, преодолев трудности с социализацией, войти во взрослую жизнь. Как-бы то ни было автор не может назвать свою жизнь в обычной школе счастливой.

— не мучаются от осознания факта нестабильности речи. Например, когда человек находится один — речь более-менее хорошая/нормальная, когда с кем-то — ужасная.

Я не хочу сказать, что хотел бы родиться немым или быть им. Наверняка подобные люди обладают целым рядом невидимых нам комплексов, страхов, своей трагедией, превышающей уровень заикания. Автор бросает взгляд со стороны ТСЗ при большой сложности (практически невозможности) выражать мысли голосом и, при наличии того, терзаться моральными переживаниями. На сегодня все.

Почему же тогда те дети, которые сейчас занимаются в таких школах (и детских садах), не избавляются?

Nick , не до конца понял вопрос. Немой не сможет улучшить, но у человека с речевыми проблемами есть бОльшие шансы на нормальную речь. Многие родители безразлично относятся к заиканию, преуменьшают значение и, упустив время, человек понижает свои шансы хотя бы потому, что по статистике в детстве избавиться от заикания проще.

Также я затронул тему общественного мнения. Когда суждения окружающих для родителей де-факто важнее, чем реальные потребности их ребенка. На формирование этих мнения влияет целый ряд факторов: общественных, социальных, психологических, экономических. Наличие которых, при безучастных родителях так или иначе становится препятствием ребенку перед улучшением речи.

Замечательно, если кому-то повезло родиться в хорошей семье, с детства занимающейся развитием и воспитанием ребенка. Но многие дети в странах СНГ не получают той доли внимания, которая необходима. Государство могло бы играть бОльшую роль в жизни семьи, как это происходит в европейских странах. Мысли по этому поводу опишу в одной из своих заметок.

«Почему же тогда те дети, которые сейчас занимаются в таких школах (и детских садах), не избавляются?»
Я не сталкивался с такими школами лично, поэтому моделирую лишь гипотетическую ситуацию. В этом дневнике я записываю мысли на разный счет. Возможно, виной уровень образования и медицины в стране проживания.

Существуют защитные механизмы, направленные на минимизацию отрицательных переживаний и действующие бессознательно. Такие как отрицание. Перед тем как этот психический процесс запустится могут пройти годы, сопровождающиеся логофобией, неуверенностью в себе, самоуничижением и внешними факторами. Автор может похвастаться не одним расстройством, например, обсессивно-компульсивным (самопоставленным), и, возможно, теми, о которых автор еще не подозревает. Для постороннего взгляда социальная изоляция выглядит как просто закрыться в комнате. Хотя запущенные процессы могут пугать или даже ужасать обычных людей. Человек, у которого включился механизм отрицания не может объективно оценить свои действия и имеет большее число личностных проблем, чем логофобия и неуверенность в себе. Поэтому и подход должен быть комплексным. Действительность определяет сознание, но человек — разумное существо, способное на волевые действия. А теперь перехожу к вопросу.

Один из самых распространенных советов заикающимся — читать вслух. Представьте, что вы читаете 1 страницу обычной книги полчаса . После этого вас поглощает отчаяние и чувство безысходности, нормального будущего не видится впринципе. После наступает всепоглощающее желание убежать от всех. И нет никого, кто бы поддержал. Так люди и запираются. Сейчас, кажется, автор прошел стадию отрицания, но получил новые трудности, сопутствующие социальной изоляции. Может быть напишу заметку про изменение мышления с течением времени (по личному опыту). Правда это уже ближе к теме социофобии/депрессии.

Так вышло, что моим лечением никто не занимался. Если не считать занятиями перекривляния и единственный совет: говори на выдохе. Самым полезным, что автор нашел для себя было поддержание правильного темпа и ритма. Помогает мало и не помогает от судорог. Думаю, автору сможет помочь более профессиональная, чем самообучение, комплексная помощь психотерапевта с логопедом. Но всегда есть но:
— социофобия
— внешность как у мертвеца
— отсутствие средств
— рационализация
Спойлер Знаменитый пример рационализации — басня «Лисица и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный».

Клин,
просто вспомнила, прочитав ваши рассуждения по поводу немых:

недавно смотрела американский сериал про тюрьму. Там, как обычно, есть линия главных героев и параллельно рассказываются истории других заключенных. Два сезона там присутствовала одна немая женщина. Потом, вдруг на тюремном концерте, она неожиданно запела. И показали ее историю.

Оказывается, она ужасно заикалась в молодости, именно ваша ТСЗ. И она замолчала. Решила не говорить вообще. Стать немой. И так жила лет тридцать. Правда, в секте. Потом убила сожителя и попала в тюрьму. И также молчала. Все всегда считали ее немой.

Вообще, я сначала как то удивилась этой истории, думаю, ну совсем чудеса пишут в сценарии.

Потом подумала, что да, наверно, так возможно. А тут и вы пишете на эту же тему. Т е. вам тоже такая мысль, видимо, в голову пришла.

И главное, после этого концерта она не вышла из роли немой. У нее уже была своя, уважаемая ниша в тюремной иерархии и т.д. Как говорится, человек принял решение и все.

Фильм «Оранжевый хит сезона»

Вообще, там как то так показано, что она и в секту пришла из за невозможности жить в обществе, от большого горя этой ТСЗ. А там к ней ласково отнеслись, видимо, там и посоветовали замолчать.

Добавлено спустя 40 секунд:
а это сериал. сериалы не очень привлекают

Дмитрий781 , если поставить вопрос ребром, то исход ситуации будет разный, и зависит это от человека и его окружения: от интеграции в общество до совершения преступлений или самоубийства .

Я рад, что у вас нашлись моральные и психологические силы вести активную социальную жизнь. И предложенный вами способ — оптимистический, я уверен будет полезен для многих . Иногда у автора возникает желание просто взять и пройтись по улице. Кажется, что все так просто и не должно вызывать никаких трудностей. Все страхи кажутся преувеличенными. Из памяти вылазят воспоминания об обычных днях до изоляции. А подходя к двери, начинается паническая атака.

Тем не менее это один из самых эффективных приемов по преодолению страхов, но не единственный. В данной ситуации мне кажется, что попытки обобщения сравнимы с попытками найти лекарство от всех болезней. К всеобщему сожалению, панацеи не существует, а людская психика — слишком сложная вещь, чтобы решить все проблемы универсальным советом. Кроме того, преуменьшение (иногда можно понимать как закрытие глаз на проблему) как и преувеличение «лишних симптомов и проблем» тоже неправильно. Хотя при правильном внушении «преуменьшения» правильному клиенту можно достичь значительных позитивных результатов.

Добавлено спустя 21 минуту 6 секунд:
sarasin , спасибо за отзыв. Человек с низкой самооценкой легко попадает под влияние других людей. Пусть история — художественный вымысел, наверняка можно найти много аналогий в реальной жизни. Ужасно до чего может довести избегание как смысл жизни человека.

Клин , надеюсь вы не столкнётесь здесь с унижением и травлей, как я (также, будучи новичком) в своё время.

Хотя, точнее будет написать, с попыткой унизить меня и затравить)), т.к. даже самые неадекватные хамы (малакас тот же!) ломают об меня зубы. ))))

Клин,
вы, наверно, ругаете себя в таких ситуациях (как и мы все)), но вообще то, это довольно частое явление и у людей без заикания (хотя в это и трудно поверить)

Вот знаменитое стихотворение Бродского на эту тему «Не выходи из комнаты». Давно уж было написано.

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

stuttering.su

Показатели степени выраженности заикания в различных формах речи до и после коррекционного курса. 458

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

А) сопряженная речь г) спонтанная речь ж) чтение

Б) отраженная речь д) ритмизированная речь з) пересказ

В) шепотная речь е) стихотворная речь

Рис. 13 Рита А., 16 лет

Это тот случай, когда мы вправе говорить о полном устранении заикания: речевые судороги отсутствуют во всех формах речи.

Рис. 14 Александр Г., 9лет

Исследование степени выраженности заикания у Александра Г. после коррекционного курса дало нам возможность выявить речевую судорожность в легкой степени в спонтанной речи, при пересказе и чтении. Во всех остальных речевых формах запинки не проявляются. При сравнении картины заикания до и после коррекционного курса видно, что тяжесть заикания снижена во всех формах речи, а в некоторых из них вплоть до полного избавления. Только при возрастании эмоционального напряжения появлялись речевые судороги, но их количество было незначительным, и Александр справлялся с затруднениями и уверенно завершал монолог. Это говорит о сформированном речевом самоконтроле. Исходя из всего вышесказанного, мы делаем вывод, что в результате коррекционно-логопедической работы произошли положительные изменения, речь значительно улучшилась.

Рис. 14 Миша Д., 11 лет

Исследовав состояние речи у Михаила Д. после курса коррекционно-логопедического воздействия, мы выявили отсутствие речевых судорог в сопряженной, отраженной, шепотной, стихотворной, ритмизированной речи. Легкая степень заикания была отмечена в спонтанной речи, а также при чтении и пересказе.

Сравнение степени выраженности заикания до и после коррекционных мероприятий показывает, что выраженность заикания снизилась в тех формах речи, в которых оно проявлялось при первичном обследовании. Не удалось полностью ликвидировать судорожные проявления в более сложных формах речи. Запинки проявлялись при чтении незнакомых текстов и при пересказе прочитанного или услышанного, но их тяжесть и количество были незначительными и они легко преодолевались говорящим.

Рис. 15 Эльвира К., 16 лет

Исследование выраженности заикания после проведенного курса коррекционно-логопедического воздействия выявило заикание легкой степени тяжести в спонтанной речи и при пересказе. В остальных формах речи заикание не проявлялось. Заикание, проявлявшееся в средней степени тяжести в отраженной речи и при пересказе до обучения, не было выявлено после коррекционной работы. Такой положительный результат был достигнут за счет высокой личной мотивации девушки и желания преодолеть заикание.

Рис. 16 Альвина К., 16 лет

Исследование выраженности заикания у Альвины К. после прохождения ею курса коррекции дало нам следующие результаты:

— в легкой степени: отраженная и стихотворная;

— в простых формах речи – отраженной, ритмизированной, шепотной – речевые судороги не проявлялись;

— заикание средней степени тяжести проявлялось в спонтанной речи и при чтении и пересказе.

Добившись достаточно хорошего результата в более легких формах речи, нам не удалось достичь того же в остальных. Затруднения возникали во время функциональных тренировок, при выступлении на публику и в спонтанных диалогах.

Рис. 17 Илья Е., 17 лет

Исследовав степень выраженности заикания у Ильи Е. после завершения курса коррекции, мы обнаружили следующую картину:

— заикание в легкой степени выраженности было выявлено в сопряженной, шепотной, ритмизированной и отраженной речи;

— средней степени тяжести заикание отмечено при чтении, пересказе, в стихотворной и спонтанной речи.

Сравнительный анализ результатов позволяет говорить о снижении степени заикания во всех речевых формах. Не удалось достичь наилучшего результата при вольном изложении материала, недостаточно автоматизировался темп и ритм речи. По-прежнему огромное влияние на Илью оказывают логофобии.

Рис. 18 Ирина У., 14 лет

Сопоставив результаты первичного и вторичного обследования мы можем сказать, что в легкой степени заикания в виде незначительных запинок, не оказывающих влияние на плавное протекание речи в целом, проявляется в спонтанной речи – в свободных беседах и выступлениях пред аудиторией.

Данные свидетельствуют, что в результате проведенной работы по преодолению заикания улучшение речи отмечено у всех детей: ни у одного человека не было выявлено высокой степени заикания у 2 человек улучшения незначительные до среднего уровня, у 4 человек выявлены значительные успехи и 1 человек полностью избавился от заикания. Сравнительные данные отображены на круговых диаграммах до и после коррекционного обучения с учетом степени заикания (Рис. 19).

Рис. 19 Сравнительный анализ степени заикания до и после обучения

studepedia.org