Стрельникова от заикания отзывы

Лечение заикания с помощью дыхательной системы

Привет всем я Сева мне 19 лет! Заикаюсь с ранних лет но решил, что наступило время и я должен оставить его, избавиться от заикания! Рассказываю про своего знакомого который перестал заикаться, именно этот способ он подсказал мне. Скажу так — ребята вам терять нечего вы уже заикаетесь! Но не думаете , что всё придёт сразу всё проходит постепенно и мучительно долго . Знакомый мне рассказывал , что прозанимавшись 3 недели у него не было ни каких изменений , нет они конечно же были но он ожидал чего то скорого, говорит , что бросил всё, перестал короче у него был стресс он не знал поможет ли это ему — ему это помогло я свидетель! Через некоторое время снова стал заниматься и постепенно ,да, ура! Он почувствовал, что с его речью становиться, что то странное и заикаться он стал меньше и реже, что вот- вот и уже всё он не будет заикаться, но это всё ещё длилось очень долго! Но в итоге я вам скажу, что сейчас мой знакомый не заикается и стал таким болтун говорит и говорит без умолку )))))! И сразу добавлю, лечить заикание без хорошего дыхания смысла нет ,он так считает! Поэтому он в начале занимался по методике Стрельниковой А.Н. ,а потом ну когда у него был стресс решил попробовать программу axSoft Speech corrector ! Дословно он сказал так хочешь больше не заикаться объязательно делай дыхательные упражнения по Стрельниковой и совмещай их с упражнениями на программе axSoft Speech corrector и иди к своей цели!! ))

Используя дыхательную гимнастику Стрельниковой для лечения заикания, следует поставить перед собой 3 основные задачи:

1. научиться дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись до самого низа;

2. постоянно тренировать диафрагму, заставляя ее активно участвовать в голосообразовании;

3. тесно смыкая голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Наиболее эффективны при заикании упражнения «Насос» и «Обхвати плечи». Эти упражнения рекомендуется делать 2 раза в день перед едой или через 1, 5 ч после нее.

Упражнение «Насос», в котором шумный короткий вдох выполняется при наклоне, позволяет заполнить воздухом основание легких, которые у заикающихся плохо вентилируются. В результате вырабатывается предельно глубокое дыхание «в спину», как называла его Стрельникова.

В упражнении «Обхвати плечи» в момент вдоха носом сужается верхушка легких, и воздух поступает в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы, которые до этого не участвовали в процессе дыхания. Голосовые связки в это время делают встречное движение, а движение обхвата плеч при шумном вдохе позволяет связкам теснее сомкнуться.

Для лечения заикания, помимо дыхательных упражнений, в методике Стрельниковой используются упражнения для постановки голоса.

Прежде чем приступать к выполнению упражнений для постановки голоса, необходимо выполнить дыхательные упражнения «Насос» и «Обхвати плечи», которые приводят в активное состояние все органы, участвующие в дыхании и речеобразовании.

После этого следует встать прямо, ноги поставить чуть уже ширины плеч, положить руки ладонями на живот и, слегка наклоняясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот, одновременно надавливая на него в момент наклона.

«Обними плечи», или сведение рук перед грудью. Стоя прямо, поднимите руки на уровень плеч, согните в локтях одна над другой (перед грудью, чуть ниже шеи) параллельно друг другу. Начните ритмично сводить руки, как бы стремясь обнять самого себя, одновременно делая вдохи. К примеру, левая рука тянется к правому плечу, а правая — к левой подмышке, при этом не обязательно касаться ладонями плеч или подмышек. Мышцы не напрягайте, руки далеко за спину не заводите, не раскидывайте их широко в стороны. «Обними плечи» можно выполнять как стоя, так лёжа и сидя. Выполните два раза по 96 вдохов-движений, всего две «сотни».

Примечание: по Стрельниковой «сотня» — это 96 повторов (вдохов). «Тысяча» — 960 вдохов. Рекомендуется выполнять 4, 8, 16 или 32 вдоха, не сбиваясь со счёта, после чего отдохнуть несколько секунд, и продолжить. В сумме нужно сделать от «сотни» до нескольких «тысяч» за раз.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью — в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

Повторим упражнение: снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или через рот.

Сделайте подряд 8 упражнений (поклонов-вдохов), после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд — и снова 8 поклонов-вдохов.

Норма — 12 раз по 8 вдохов. В общей сложности — 96 вдохов-выдохов — Стрельниковская «сотня». Вы можете выполнять и по 16 вдохов-движений, затем пауза 3-5 секунд и снова 16 вдохов-поклонов. В этом случае необходимые 96 вдохов-движений разбиваются на 6 подходов с паузами между ними. В итоге получатся все те же 96 дыхательных упражнений.

Выполняйте упражнения по 15-20 минут утром перед завтраком и столько же вечером после ужина. Первые результаты вы заметите спустя 2-3 месяца. Вы заметите перемены: дыхание станет более свободным, а голос – естественным.

Актерские упражнения. Говорить также на легком поклоне вперед, напрягая брюшной пресс в то мгновение, когда вы кланяетесь:
РИ, РУ, РЭ, РО;
ЛИ, ЛУ, ЛЭ, ЛО;
МИ, МУ, МЭ, МО;
ВИ, ВУ, ВЭ, ВО;
ФИ, ФУ, ФЭ, ФО;
ЗИ, ЗУ, ЗЭ, ЗО;
СИ, СУ, СЭ, СО;
ЦИ, ЦУ, ЦЭ, ЦО,
ЖИ, ЖУ, ЖЭ, ЖО;
ШИ, ШУ, ШЭ, ШО;
ЧИ, ЧУ, ЧЭ, ЧО;
ЩИ, ЩУ, ЩЭ, ЩО;
БИ, БУ, БЭ, БО;
ПИ, ПУ, ПЭ, ПО;
ПРИ, ПРУ, ПРЭ, ПРО;
ДИ, ДУ, ДЭ, ДО;
ТИ, ТУ, ТЭ, ТО;
ТРИ, ТРУ, ТРЭ, ТРО;
ГИ, ГУ, ГЭ, ГО;
КИ, КУ, КЭ, КО;
КРИ, КРУ, КРЭ, КРО;
ХИ, ХУ, ХЭ, ХО;

Сделать при наклоне вперед одновременный глубокий вдох через рот и, не выпрямляясь, задержать вдох, считая вслух до 8. На одном задержанном глубоком вдохе необходимо постараться насчитать не менее 10-15 «восьмерок».

www.axwap.com

Стрельникова от заикания отзывы

Щетинин М. Н. — Дыхательная гимнастиика Стрельниковой

А пока у большинства нет возможности делать стрель-никовскую гимнастику под контролем специалиста, советую осваивать ее по описанию. Если вы будете четко следовать рекомендациям, изложенным в этой книге, постоянно прислушиваться к своему самочувствию и при любых неприятных ощущениях снижать нагрузку, опасаться вам будет нечего. Вот отзывы тех, кто избавился с помощью стрельниковской гимнастики, освоенной по описанию, от вегетососудистой дистонии и других заболеваний:

«Я, Гордиенко Лариса Владимировна, 39 лет, из Ставропольского края. Занимаюсь стрельниковской дыхательной гимнастикой один год. За это время почти прекратились приступы бронхиальной астмы, потом исчезли боли в желчном пузыре. Пропал хронический насморк, исчезла вегетососудистая дистония.

Благодаря этой гимнастике, я могу работать на производстве, а иначе была бы инвалидом. Ваша гимнастика восстанавливает силы, оздоровляет весь организм. «

«Пишет вам Харькова Лидия Васильевна из Ленинградской области. Мне 43 года. Год назад слегла от сильнейшей сосудистой дистонии. Не могла ходить, жила только на таблетках, по нескольку раз в день вызывала «скорую помощь». Все лето пролежала в больнице. И вдруг в «Сельской жизни»- гимнастика Стрельниковой!

Я уцепилась за эту гимнастику, как утопающий за соломинку, уже год занимаюсь (сначала делала 2 раза в день, сейчас — 1 раз). Я не мыслю теперь свою жизнь без этой гимнастики. Поначалу, когда начала делать дыхательные упражнения, мне было очень плохо. Но я не отступила, я поверила и поняла, что это мое спасение. Теперь все хорошо. Работаю, радуюсь, хоть и трудной сейчас, жизни. Спасибо вам. Низкий поклон. «

И еще одно письмо:

«. Ваша поистине чудодейственная гимнастика оказала столь серьезный лечебный эффект, что теперь я забыл и о вегетососудистой дистопии, и об остеохондрозе, и о внезапных, скачках давления, — написал мне полковник В.Г. Моисеев. — Сейчас это для меня мелочи жизни, а было время (с 1989 по 1997 г.), когда я был убежден, что без традиционных амбулаторных и стационарных курсов лечения обойтись просто невозможно. И, вполне понятно, обращался к врачам и лечился по месту службы, как правило, в поликлиниках. Однако применение препаратов типа цинаризин, кавентон, ноотропил и пр. заметного и, главное, длительного облегчения не давало, а их использование в сочетании с физиопроцедурами (массаж, ванны, электрофорез и т.д.) хотя и приносило положительные результаты, но также на непродолжительное время.

Теперь положение изменилось. Ваша так называемая стрельниковская дыхательная гимнастика, изначально направленная на тренинг и укрепление органов дыхания, поистине дар Божий и для всего организма в целом. Если уже после 7-го сеанса я ощутил заметное улучшение самочувствия, то после 12-го в свои 45 почувствовал себя эдак лет на десять моложе.

. В настоящее время я каждый день, как вы и учили, повторяю стрелъниковские «сотни». Утром это зарядка для бодрости на весь рабочий день, а вечером- восстановление сил и просто крепкий сон».

Метод Александры Николаевны Стрельниковой помогает избавиться и от такого неприятного недуга, как заикание, хотя его лечение требует очень большого труда, а заболевание отступает гораздо медленнее, чем другие. Улучшение речи почти всегда происходит не сразу, а скачкообразно. Ведь помимо дыхательной гимнастики заикающимся нужны еще и специальные звуковые упражнения, помогающие голосовым связкам тесно сомкнуться и приводящие в рабочее состояние весь речевой аппарат.

Причины и механизмы заикания, к сожалению, пока недостаточно выяснены и изучены. Бытует, например, мнение, что в основе его часто лежит испуг. Но все дети пугаются, однако не все начинают после этого заикаться. Заикаются, как правило, те, кто имеет к этому наследственную (генную) предрасположенность: заикается кто-то из родителей либо даже дальний родственник. Возможно, кто-то в семье очень быстро говорит (скороговоркой) или имеет вялую и нечеткую в артикуляционном отношении речь.

Некоторые полагают, что заикающийся — ущербная личность. Но и ребенок, который рано начал ro-N ворить, читать, писать, даже ребенок-полиглот, может, пережив нервный стресс, тоже начать заикаться.

Очень много одаренных людей — поэтов, композиторов, актеров — в детстве заикались, а потом полностью преодолели свой недуг.

К сожалению, логофобия (страх речи) развивает у большинства детей, страдающих заиканием, некоторую закомплексованность, которая впоследствии может перейти в отчужденность, замкнутость и даже озлобленность. А ребенок, чувствующий себя неполноценным, не может реализоваться как личность.

Отсюда в будущем проблемы с работой, несложившаяся личная жизнь, узкий круг друзей.

Современная логопедическая наука в лечении заикания практически стоит на месте. В логопедических детсадах детей учат четко выговаривать звуки, но не учат преодолевать ларингоспазм!

Существует лечение гипнозом, но оно не всегда приносит ощутимые результаты — прежде всего потому, что не все дети и подростки поддаются его воздействию. К тому же неизвестно, как в дальнейшем гипноз скажется на состоянии человека. В моей лечебной практике были случаи, когда гипнотическое воздействие на заикающихся подростков вызывало через несколько месяцев или лет не только ухудшение речи, но и головные боли, бессонницу, ухудшение памяти и даже галлюцинации. К тому же подчинение воле другого человека, в данном случае — гипнотизера, не только не вырабатывает у заикающегося подростка уверенности в себе, в своих силах и возможностях, а, наоборот, воспитывает в нем нерешительность, психологическую зависимость от другого человека.

«Ты абсолютно здоров!» — внушает гипнотизер заикающемуся подростку. А у того поверхностное (ключичное) дыхание и больная носоглотка. «Твой голос звучит плавно и мелодично!» А у подростка пассивная диафрагма и слабые, не смыкающиеся полностью голосовые связки. «Твое тело пластично и послушно!» А у ребенка ревматический сколиоз, задержка физического и полового развития.

Ну как же можно научить человека говорить звучно и красиво, если у него плохо — работают мышцы, участвующие в звукообразовании?! Если его тело непластично и не способно ритмично двигаться?!

И уж совсем варварским я считаю лечение заикающихся подростков психотропными препаратами, которое крайне негативно отражается не только на психике (вызывает заторможенность, вялость, сонливость) и желудке (чревато гастритами и язвой), но и служит причиной различных половых расстройств у юношей.

При лечении заикания у юношей и подростков врачи вообще не уделяют никакого внимания половой сфере. Однако нельзя забывать, что в звукообразовании (голосообразовании) участвуют три системы: дыхательная, нервная и половая; половая и нервная — тесно взаимосвязаны. Мужские половые гормоны (андрогены) особенно сильно влияют на голосовую функцию в период мутации у мальчиков (13-17 лет).

Возьмите, к примеру, любой детский хор. В 10-12 лет поют и мальчики, и девочки. А в 14-15 — только девочки. И если в хоре поет мальчик этого возраста, значит, у него поздняя мутация голоса, которая является следствием нарушений в половой и эндокринной системах (эктопия яичек, крипторхизм, микропенис либо ади-позо-гипогенитальная дистрофия, недостаточность функций щитовидной железы и надпочечников и т.д.). Существуют и другие отклонения в половом развитии юношей, влияющие на голосообразование: фимоз, варикозное расширение вен семенного канатика, паховая грыжа. При любых отклонениях в половом развитии подростка, страдающего заиканием, следует в первую очередь проконсультироваться у специалиста.

У девочек мутации голоса проходят более сглаженно, но если имеются какие-то нарушения (например, альгоменорея — болезненные менструации), то девочку-подростка следует обязательно показать гинекологу. Функциональная альгоменорея наблюдается при заболеваниях центральной нервной системы, а органическая — при пороках развития половых органов. И та, и другая напрямую влияют на функцию голосообразования (голос часто «садится», становится тусклым, на голосовых связках нередко образуются певческие узелки). И если во время месячных стрельниковская дыхательная гимнастика девушкам просто необходима, то ни о каких звуковых упражнениях в этот период не может быть и речи.

Вся логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, говорить не спеша, не волнуясь. Но ведь когда ребенок не волнуется, он и не заикается. Он заикается, когда волнуется!

Я учу своих пациентов говорить, преодолевая ларингоспазм любой степени тяжести именно в момент волнения, на занятиях даже искусственно создаю такие ситуации.

Итак, что нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки?

Прежде всего научить его правильно дышать! Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимаются плечи и напрягаются мышцы лица и шеи.

Говорят на выдохе короткими фразами, «натыкаясь» на ларингоспазм. Затем снова судорожно делают вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда только одно слово или один слог. Диафрагма (а она — самая сильная из всех мышц, участвующих и в дыхании, и в голосообразовании) при таком ключичном типе дыхания принимает меньшее участие в фонации. К тому же воздухом заполняются преимущественно узкие верхушки легких. Следовательно, воздуха не хватает на длинную фразу. Когда заикающегося ребенка логопеды учат говорить на выдохе, он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое взял при вдохе. Воздушная струя, широким потоком проходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.

Так как голосовые связки «не в тонусе», голос ребенка слабый, тембр голоса некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не просить в магазине показать -ему ту или иную вещь.

Какой же выход из этого положения? Заикающемуся ребенку надо изменить, стереотип дыхания и речи. Но как?

Первое: научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований.

Второе: тренировать диафрагму, заставлять ее активно участвовать в голосообразовании, создать так называемую опору.

Третье: тесно сомкнуть голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Всего этого можно добиться с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Из комплекса советую взять два наших упражнения: «Насос» и «Обними плечи» (см. главу вторую) — и делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день (утром и вечером) до еды или через полтора-два часа после нее (желательно делать и другие упражнения комплекса).

При шумном, коротком вдохе носом на поклоне («Насос») воздух заполняет все легкие снизу доверху, и прежде всего их широкие нижние основания, которые, как правило, у заикающихся плохо вентилируются. Вырабатывается предельно глубокое дыхание, так называемое «дыхание в спину» (термин А.Н. Стрельниковой).

В упражнении «Обними плечи» в момент шумного, короткого вдоха носом «зажимается» узкая верхушка легких и воздух толчком посылается в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы (пузырьки легочной ткани), которые до этого не участвовали активно в процессе дыхания. К тому же голосовые связки во время фонации тоже делают встречное, почти горизонтальное движение в гортани, и, обнимая себя за плечи в момент шумного, короткого вдоха носом, мы помогаем им теснее сомкнуться.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) после одного сеанса стрельниковской дыхательной гимнастики увеличивается на 0,2-0,4 литра, что подтверждено исследованиями в Центральном НИИ туберкулеза Российской академии медицинских наук и в 9-й гарнизонной поликлинике Министерства обороны России.

После двух-трех месяцев ежедневной тренировки по системе А. Н. Стрельниковой (по 10-15 минут утром и вечером) у занимающихся меняется стереотип дыхания. Оно становится предельно глубоким. Насыщая весь организм кислородом, наша гимнастика активизирует общие обменные процессы, делает заикающегося здоровым и выносливым, тренируя прежде всего легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани и носоглотки. Воздушная струя, проходя при пассивном выдохе (так называемом теплом выдохе) через гортань, колеблет голосовые связки, тем самым великолепно массирует их, заставляя во время фонации смыкаться на всем протяжении. Вот почему все оперные и эстрадные певцы, которые у нас занимались, говорят одно и то же: достаточно перед спектаклем или концертом 10-15 минут сделать эту гимнастику — и голос звучит свободно и легко, и ты без страха берешь самые высокие ноты.

Речевой центр, находящийся в левом полушарии коры головного мозга, почти полностью сформирован к седьмому году жизни ребенка. Поэтому наиболее целесообразно брать на лечение детей начиная с шестилетнего возраста. Но иногда, когда у пятилетнего или четырехлетнего ребенка прогрессирующее заикание, приходится делать исключение. В этих случаях я включаю в занятия кого-то из родителей и начинаю обучать гимнастике их обоих. Все дети — маленькие обезьянки, они любят копировать взрослых.

Большим авторитетом у своих детей (особенно мальчишек) пользуются папы, поэтому ребенка гораздо проще обучить, если его отец знает гимнастику и,, может правильно показать то или иное упражнение. Мой двадцатилетний опыт занятий с детьми показывает, что ‘в тех семьях, где родители делают гимнастику сами, дети будут делать ее всегда, а в тех, где родители хотят «художественно руководить», дети не будут ею заниматься.

Как я уже говорил, при лечении заикания помимо стрельниковской дыхательной гимнастики, изменяющей стереотип дыхания, необходимы еще и специальные звуковые упражнения для постановки голоса.

Они выполняются при активно работающей диафрагме — «на опоре». Благодаря им преодолевается ларингоспазм любой степени тяжести.

Я не знаю ни одного случая, чтобы стрельниковская система не помогла, каким бы сильным заикание ни было. Исключение составляют те молодые люди, которые, взяв два-три урока, прекращают занятия, считая, что им это не подходит. Вот почему я с уверенностью берусь обучать нашему методу пациентов с очень сильной степенью заикания, когда все предыдущие методы лечения не дали результата.

Хочу привести отзывы своих пациентов, которые подтверждают тот факт, что и в зрелом возрасте с помощью метода Стрельниковой можно избавиться от заикания. Положительный эффект нашей системы настолько стабилен, что даже последующие стрессы, полученные в экстремальных жизненных ситуациях, не приводят опять к прежнему уровню заикания.

«С Александрой Николаевной Стрельниковой и Михаилом Николаевичем Щетининым я познакомилась в марте 1988 года, — вспоминает Елена Ивановна Попова, живущая в Батайске Ростовской области. — Было мне тогда уже 40 лет. Речь тяжелая, запинки на каждом слове. Почти ежегодное лечение заикания в различных клиниках страны (у Казимира Марковича Дубровского в Харькове, в ЛОРНИИ в Ленинграде, в областной больнице Ростова-на-Дону, в клинике № 8 им. Соловьева в Москве, в Бердянске и Сочи — гипнозом, в Тбилиси — биотоками) не давало желаемых результатов. Речь поначалу немного улучшалась, а затем либо возвращалась к прежнему уровню, либо резко ухудшалась, особенно после гипноза.

Под руководством Александры Николаевны я прозанималась 20 дней. И несмотря на длительный период заикания (более 30 лет), речь моя заметно улучшилась. Я поняла, что получила сильное и надежное оружие против своего недуга».

Москвич Алексей Мишкин начал заниматься у нас с Александрой Николаевной в 1981 году, когда ему было 17 лет. Страдал сильным заиканием с трех лет, посещал логопедический детсад, где его речь улучшилась, но, когда пошел в школу, заикание вернулось. Говорить с каждым годом ему становилось все труднее.

Когда учился в старших классах, лечился в московском Речевом центре. Гипноз не дал никакого улучшения речи, а медикаменты спровоцировали боли в печени.

«С каждой неделей занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой и специальными упражнениями для постановки голоса речь моя улучшалась, — рассказывает А. Мишкин. — Дыхание стало глубоким и объемным, исчезло сильное напряжение мышц груди и шеи, а также подергивание лица во время ларингоспазма.

Полностью пропал страх перед труднопроизносимыми звуками, речь приобрела плавность, голос- приятный тембр. Я стал испытывать удовольствие от своей речи, чего раньше никогда не было. Через полгода после начала занятий полностью избавился от заикания.

В 1984 — 1986 годах служил в Афганистане. Пережил два года войны. Во время службы гимнастикой, конечно, не занимался. Мобилизовался, работаю в милиции.

Все эти годы в речи не было даже малейшего намека на заикание. Сейчас стрельниковской гимнастикой Занимаюсь регулярно. Она держит меня в форме, снимает усталость и легко излечивает от простудных заболеваний».

Эти примеры, надеюсь, окончательно убедили вас в эффективности метода А.Н. Стрельниковой. И теперь вы с уверенностью в успехе можете приступить к практическим занятиям.

Прежде чем делать упражнения для постановки голоса, необходимо выполнить дыхательные упражнения «Насос» и «Обними плечи». Они приведут в рабочее состояние все органы, участвующие в дыхании и в звукообразовании (легкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму и т.д.).

Затем нужно встать прямо, ноги чуть уже чем на ширине плеч, положить ладони обеих рук на брюшной пресс и, слегка кланяясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот во время поклона, надавливая на него ладонями сверху вниз. При этом создается «опора», без которой невозможна постановка голоса.

Все звуковые упражнения делаются только на «опоре».

Алфавит для заикающихся. Говорить на легком поклоне вперед 8 раз каждый звук: Р, Л, М, Н, В, Ф, 3, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, X.

Следить за одновременностью движения и звука. О дыхании не думать, оно происходит автоматически; Дышать только через рот. Голова опущена, спина круг лая. Говорить всем телом, освобождая его от чрезмерных напряжений, чтобы каждая буква «дошла» до спины, восстановив порванные болезнью связи звуковедения.

Актерские упражнения. Говорить также на легком поклоне вперед, напрягая брюшной пресс в то мгновение, когда вы кланяетесь:

medbookaide.ru

Форум о заикании

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Метод естественного дыхания

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Inkognito, Skif

МЕТОД ЕСТЕСТВЕННОГО ДЫХАНИЯ

По просьбам трудящихся выкладываю данный метод в отдельную тему.

Сначала я хочу рассказать вам мою историю, которая, как я думаю, поможет объяснить мой метод.

К тому времени, когда я открыла свой метод, я практиковала медитацию на протяжении 4-х лет. Одна из частей медитации включала наблюдение / сосредоточение / слежение за естественным движением дыхания. Именно эту технику я применила однажды в своей речи в 1976 году. Результаты были просто потрясающие.

У меня было заикание средней / тяжёлой степени – в зависимости от обстоятельств. Моя мама запомнила его как тяжёлое, потому что, когда я говорила с ней или с другим значимым для меня людьми, заикание достигало своего предела. Оно было менее тяжёлое, когда я была расслаблена и счастлива, но даже в такие моменты могло неожиданно настигнуть меня.

Самое трудное для меня было произнести своё имя, что неминуемо вгоняло меня в состояние паники. Я даже выдумала причудливый способ, для того, чтобы справиться с данной задачей. Когда меня спрашивали моё имя, я говорила: «Эээ, я заикаюсь и не могу назвать своё имя, но я могу произнести его для вас по звукам — Н – И – Н – А». Но часто у меня получалось произнести имя абсолютно нормально. Естественно, что люди смотрели на меня, как на ненормальную.

Так продолжалось и дальше. Бесчисленные выдуманные мной способы избежать определённые трудные слова и звуки, которые постоянно менялись и только усложняли мою жизнь. Одну неделю я не могла говорить слова, начинающиеся с «д», другую – любые слова, начинающиеся с гласного звука. Я выдумывала тысячи способов избежать их, чтобы как-то справиться с жизнью и закончила тем, что много лет после окончания школы просидела на скучных работах. Потому что я всегда выбирала работу, где мне не требовалось много говорить, особенно по телефону. Я даже не могла работать обычной официанткой, потому что я просто не могла принять заказ, никого не смущая своим заиканием. Неудивительно, что я стала музыкантом, т.к. это было то, что я могла делать без необходимости говорить.

Кстати, школа была ещё большим кошмаром для меня. Я покрывалась холодным потом оттого, что знала ответ, но не могла ничего сказать и оттого что понимала, что учитель никогда не узнает об этом. Я очень хотела играть в спектаклях, декламировать стихи или просто рассказывать что-нибудь на уроках, но я не могла.

В 1972 году я стала посещать уроки медитации, отчасти оттого, что думала, что медитация поможет мне избавиться от заикания. Но, к моему разочарованию, медитация не сильно помогала. Так прошли следующие четыре года. Но за эти четыре года я научилась через медитацию достигать спокойного, расслабленного состояния. И часть этой медитации включала сосредоточение на дыхании. Каждый день около 15 минут утром и вечером я, сидя с закрытыми глазами, пыталась мысленно следовать за движением своего дыхания. Сначала было сложно долго удерживать внимание, но если мне удавалось в течение определённого периода времени полностью сосредоточиться на своём дыхании, я начинала ощущать то особое спокойное и расслабленное состояние. Я осознала тот простой факт, что моё дыхание не требует абсолютно никаких усилий и течёт совершенно естественно, постепенно становясь немного глубже.

Я часто замечала, что моё дыхание нередко становилось очень поверхностным, а также то, что когда я сосредотачивалась на какой-либо деятельности, например, на банальном мытье посуды, я фактически всегда как бы сдерживала его. Мне было интересно, какое влияние это оказывает на меня, но я пока ещё не понимала, что дыхание может непосредственно влиять на мою речь. Я не понимала, почему у моего дыхания такой странный несвязный сбивчивый ритм.

И вот однажды я сидела и читала то, что мой учитель говорил о процессе медитации. Слова были примерно такими: «Чтобы войти в состояние медитации, вы должны уметь расслабиться. Как вы можете войти в состояние медитации, если вы напряжены?»

Эти слова поразили меня, словно удар молнии. В тот момент я с необычайной ясностью осознала, что моё заикание может быть ничем иным, как неспособностью расслабиться во время речи. И, разумеется, я знала, как расслабляться – ведь я на протяжении 4-х лет практиковала очень глубокую форму релаксации достигаемую путём медитации, которой я занималась ежедневно. В том момент я совершенно ясно понимала, что если мне удастся научиться наблюдать своё дыхание и достичь того самого расслабленного и спокойного состояния, которое было так хорошо мне знакомо, ВО ВРЕМЯ РЕЧИ – я смогу побороть рефлекс заикания и вернуться к плавной речи.

Я подумала: «В следующий раз, когда я буду говорить, моё заикание значительно уменьшится или полностью исчезнет».

Спустя несколько минут, кто-то зашёл в мою комнату (я жила в общежитии). Он что-то сказал мне, я сконцентрировалась на своём дыхании и ответила ему – совершенно без заикания. Само качество моей речи значительно изменилось. Речь текла плавно, без напряжения, без какого-либо форсирования с моей стороны. Казалось, что она идёт больше из живота, чем изо рта. А самое главное – теперь моя речь была согласована с моим дыханием. Я просто вдохнула и позволила словам как бы вытекать из меня на выдохе. А когда запас воздуха постепенно истекал, вместо того, чтобы пытаться выдавить из себя как можно больше слов, я просто подождала (наблюдая за дыханием) следующего вдоха и начала произносить следующую фразу на другом выдохе.

Я просто не могла поверить в это. Я прыгала от счастья. Я знала, что это был день, когда я «взломала» тайну заикания и возможно очень скоро снова вернусь к абсолютно плавной речи. Это было свыше моих самых смелых желаний.

Конечно, после 20 лет заикания, я не стала за одну ночь человеком с полностью здоровой речью – ещё много предстояло работать над собой. Я всё ещё напрягалась в ожидании заикания перед тем, как что-нибудь сказать. Я всё ещё избегала речевых ситуаций, особенно разговоров по телефону. А больше всего боялась выступать перед большими группами людей – будучи заикой подобное выступление заканчивалось для меня полным провалом.

Но вместе с тем я знала, что преодолела огромный барьер и что самое худшее позади. Теперь у меня было средство возвращения к плавной речи и способ избежать заикания во всех ситуациях.

Итак, с того самого момента, когда я думала, что заикание приближается, я напоминала себе наблюдать за дыханием и начинать говорить на выдохе и опля — заикание исчезало. Время шло, и мне удавалось не заикаться всё больше и больше. Страх начал исчезать, а тревожное ожидание заикания постепенно растворяться, пока, наконец, от страха не осталось ни малейшего следа.

А раз не осталось страха, значит, не нужно было больше сознательно думать о разговоре на выдохе, потому что правильный способ говорения был восстановлен. Я полагаю, что должен пройти определённый период времени, в течение которого нужно СОЗНАТЕЛЬНО практиковать данный метод, пока привычка заикаться не будет сломлена. И мне на это потребовалось немало времени. Для сведения, люди, которых я встречала в период с 1976 по 1980 говорят мне, что помнят у меня лёгкое заикание, которое слегка обострялось, когда я должна была говорить больше чем с двумя людьми. А с 1980 никто, из тех, кого я встречала, не может допустить и мысли о том, что я когда-либо заикалась.

Последний прорыв был, когда я осознала, что могу говорить без заикания перед большим количеством людей. Это произошло в 1987, когда я вступила в «Клуб планирования жизни». Первое, что мы должны были сделать – сказать наше имя перед всей группой. Когда пришла моя очередь, я вдруг почувствовала старый страх и панику, но, применив метод, сказала «Нина» на выдохе, чётко, уверенно и плавно. И с того момента никакого страха выступлений перед большими группами людей не испытывала и ничего больше не могло остановить меня. На следующий год я поступила в колледж на специальность «социология» и к своему изумлению обнаружила, что могу уверенно и чётко отвечать на вопросы перед большим количеством людей и это было действительно здорово – ведь я не могла делать этого в школе.

Но без той внезапной вспышки осознания ничего бы этого не было, и я всё ещё была бы заикающимся, замкнутым, разочарованным человеком и жила бы свою жизнь гораздо ниже своих реальных возможностей. К сведению, я всё ещё профессиональный музыкант, даю уроки игры на скрипки в школах и дома. Преподавание – это то, чего я бы никогда не смогла бы достичь, будучи заикой. Я также организую и провожу семинары. Это то, о чём раньше я могла только мечтать. Кроме того, я должна организовывать выступления для джаз-оркестра в котором я играю. А это включает в себя бесчисленное количество телефонных звонков, часто очень важным и нетерпеливым промоутерам.

Я могла бы продолжать этот список, но не буду, ибо это уже становиться скучным и теперь подробно опишу свой метод.

Рекомендации к применению

Необходимо заниматься дважды в день, по 10 – 15 минут. Найдите тихое место, где вас никто не будет беспокоить. Удобно сядьте, спина прямая и закройте глаза. Можно опустить шторы.

Почувствуйте движение своего дыхания. Я всегда представляла себе дыхание, как движение вверх – вниз. Но вы можете представить как движение внутрь – наружу. Внимательно наблюдайте за каждым движением вашего дыхания. Когда появляются посторонние мысли – не пытайтесь бороться с ними; просто спокойно возвращайте своё внимание обратно к своему дыханию. Мысли могут появляться снова и снова – не беспокойтесь. Просто продолжайте аккуратно возвращать своё внимание.

Со временем, вы почувствуете волну спокойствия, наплывающую на вас изнутри. Это не то чувство, которое можно легко поймать (оно может быть очень неуловимым), но если оно прейдет – заботливо отнеситесь к нему и наслаждайтесь им как можно дольше.

Сделайте наблюдение за своим дыханием повседневной практикой на некоторое время – до того, как попытаться применить это в речи. Даже не пытайтесь применять его в речи пока не почувствуете спокойствие во время выполнения. Вы должны хотя бы чуть-чуть научиться ощущать это спокойствие, перед тем как в первый раз попытаться применить в своей речи.

Когда вы будете готовы, возможно, через пару недель или месяц:

В положении стоя немного последите за своим дыханием, пока не почувствуете немного спокойствия.

Затем на выдохе произнесите всего лишь одно слово. Например, слово «я». Позвольте слову как бы выскользнуть из вас; можно представить, что оно идёт из вашего живота, а не изо рта.

Подождите следующего выдоха и скажите другое слово. Можете сказать «наконец».

Или придумайте свою фразу, состоящую из 6 слов.

Затем скажите «Я наконец» (или любые ваши два слова)

Затем «ясно чувствую» (точно также)

Затем «полное спокойствие»

Затем «Я наконец ясно»

Затем «чувствую полное спокойствие»

Затем «Я наконец ясно чувствую»

Затем «Я наконец ясно чувствую полное спокойствие» (или любая ваша фраза, состоящая из шести слов).

Делайте это ежедневно, пока не привыкните.

Затем проделайте тоже самое с членом вашей семьи или с близким другом. Вы должны смотреть им в глаза, когда говорите, ибо избегание зрительного контакта с собеседником – это одно из разновидностей избегающего поведения заики.

Когда вы привыкли к этому, выйдите со своим другом или членом семьи прогуляться до ближайшего кафе и проделайте тоже самое в окружении посторонних людей.

Если вдруг заикание начинает снова появляться — вернитесь на один шаг назад. Вы должны очень уверенно культивировать в себе это чувство спокойствия.

После проделайте всё вышеперечисленное с двумя людьми, которых хорошо знаете. Затем с кем-нибудь, кого вы плохо знаете.

Не забывайте всегда смотреть людям в глаза – это очень важно. Вы учитесь преодолевать выработанный на протяжении многих лет страх и ожидание заикания.

В конце, проделайте упражнение со случайным встречным. Скажите то, что хотите ему сказать, но только на выдохе. И не пытайтесь сказать слишком много на выдохе. Когда чувствуете, что запас воздуха истекает, просто сделайте паузу, сделайте другой вдох и говорите снова. Вот так говорят обычные люди со здоровой речью.

То, чему вы пытаетесь научиться – это говорить, оставаясь расслабленным и без всяких усилий. Вы также учитесь говорить согласованно со своим дыханием – как раз то, что вы разучились делать, когда начали заикаться. Вам нужно заново этому научиться. На это потребуется время, это не произойдет за ночь, но если вы примените данный метод правильно, результаты не заставят себя ждать.

Удачи и всего самого наилучшего !

Нина (автор метода)

НЕБОЛЬШОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ

Научиться нормально говорить на выдохе не так просто, как может на первый взгляд показаться. Необходимы время и тренировка. Если действительно хотите освоить этот метод, лучше всего сначала привыкнуть концентрироваться на своём дыхании: 10 минут утром и вечером на протяжении месяца, перед тем как попытаться применить этот метод в речи. Это ощущение должно стать вам хорошо знакомым, перед тем как метод сработает в речи.

Я практиковала медитацию на протяжении 4-х лет, перед тем как поняла, что могу практиковать её во время речи, чем и устранила своё заикание. Медитация включала в себя наблюдение за своим дыханием с закрытыми глазами и ртом, 15 минут дважды в день. Также я практиковала её в течение дня, сидя в автобусе или прогуливаясь по улице – она может помочь вам почувствовать себя очень спокойно (в этом её главный смысл).

Так, что если вы серьёзно решили заняться своей проблемой – практикуйте наблюдение за дыханием (БЕЗ КАКОГО-ЛИБО НАПРЯЖЕНИЯ ИЛИ УСИЛИЯ; НЕ ПЫТАЙТЕСЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЫХАНИЕ – ПРОСТО СМОТРИТЕ ЗА ЕГО ДВИЖЕНИЕМ). И не беспокойтесь о том, что ваше сознание может постоянно отвлекаться – это естественно – просто продолжайте всё-время возвращать своё внимание обратно).

Когда во время наблюдения за дыханием научитесь чувствовать слегка изменённое состояние – спокойное расслабленное состояние – можете попытаться применить данную технику в речи.

В положении стоя скажите одно слово на выдохе. Представьте что слово идёт не из вашего горла, а из живота – это может сильно помочь. Затем два слова, затем три, потом целую фразу. Попробуйте проделать тоже самое с тем человеком, с которым вы обычно заикаетесь. Обязательно смотрите ему в глаза. На освоение этой техники вам потребуется много времени и постоянная практика. Многие люди склонны попробовать метод несколько раз и забросить, если он им сразу же не помогает. Помните, что вы пытаетесь изменить свою привычку, которая очень сильно закрепилась в вашем сознании. Вы должны выработать в себе новую привычку расслабляться во время речи, вместо вашей старой привычки напрягаться, и оставаться расслабленным до конца речи.

Не форсируйте вашу речь – позвольте ей плавно течь. Я должна сказать, что этот метод, который я однажды открыла для себя, работал так хорошо, что через пару лет мне больше не требовалось думать о нём, заикание было устранено навсегда – я уже не заикаюсь на протяжении 20 лет.

Главное, что нужно помнить – «не бросаться» в речь, пытаясь выдавить из себя слова. Позвольте словам выскальзывать на вашем выдохе без каких-либо усилий. И всегда говорите фразами, а не длинным «потоком сознания» — по крайней мере, пока.

Есть два способа практиковать данную медитацию. Дома найдите уютное место, где никто не будет вас беспокоить, удобно сядьте и сконцентрируйтесь на движении вашего дыхания (не пытайтесь как-либо повлиять или изменить его). Просо наблюдайте за ним. Закрытые глаза и рот могут помочь вам сконцентрироваться.

Второй способ. Медитацию можно практиковать и в дополнительное время в течение дня, например, идя по улице или сидя в автобусе. Можете закрыть глаза, если обстоятельства позволяют. И лучше не делайте медитацию, когда вы за рулём.

Лучше представлять дыхание как движение вверх-вниз, внутрь-наружу или как вам удобно. Я всегда представляла дыхание, как движении вверх – вниз. Никогда не пытайтесь использовать дыхательные техники, типа, «вдох через нос, выдох через рот». Это дыхательное упражнение для деторождения и глубокой релаксации. Данная техника медитации – всего лишь наблюдение за дыханием – ни больше, ни меньше. Если вам легче сосредоточиться с открытыми глазами и ртом – практикуйте медитацию так. Главное, чтобы вам было удобно.

Практикуя данную медитацию, вы научитесь чувствовать внутренне приятное состояние спокойствия. Это то состояние, которого необходимо достигнуть, перед тем как попытаться применить метод в речи. Смысл этого всего – научиться культивировать в себе состояние спокойствия, противоположное состоянию беспокойства, тревоги и напряжения, которое заики испытывают в ожидании речи (неважно, осознавая его или нет).

Вы должны стремиться вернуться к тому безмятежному состоянию (в речи), в котором вы были до того, как начали заикаться – то состояние, которое позволяло вам говорить без заикания. Можно провести параллель с плаванием. Любой маленький ребёнок может плавать, так же как все маленькие дети говорят вначале без заикания. И если ребёнку ничто не помешает – он будет прекрасно плавать. Также, без каких либо препятствий своей речи ребёнок будет хорошо говорить.

Но если что-то заставит ребёнка бояться воды, он будет напрягаться и утонет, даже несмотря на то, что нет более естественной вещи для человека, чем держаться на воде, прилагая для этого минимум усилий – стоит лишь расслабиться и позволить воде держать вас.

Также и с речью. Если что-то заставило вас бояться речи, вы легко можете утратить природную лёгкость речи – речь станет для вас чем-то трудным.

Наблюдение за своим дыханием и максимально расслабленная речь на выдохе и построенная фразами – это состояние, схожее с расслаблением и уверенностью в том, что вода будет держать вас, когда вы плаваете. Это напряжение заставляет вас тонуть, и это напряжение заставляет вас заикаться. Это ваши мысли о том, что речь требует каких-то усилий с вашей стороны.

Много лет назад я осознала это, я поняла свои ошибки. И после этого восстановление своей речи было лишь делом времени.

stuttering.su