Стресс дошкольника

Содержание:

Причины и проявления стресса у дошкольников

Стресс дошкольников является защитной реакцией организма ребенка. Он возникает в тех случаях, когда дети сталкиваются с неизвестным и новым. Оно вторгается в их уютную жизнь. У них совершенно нет никакого опыта, который бы помог справиться с ситуацией. Дошкольнику тяжело побороть стресс без родителей или вмешательства профессионала.

После наступления 3 лет приходит время, когда дети учатся адаптироваться в обществе. Первые столкновения с ним могут спровоцировать у дошкольников стресс. До этого момента обычно малыша окружают лишь родные люди. Они пребывают в атмосфере обожания и восхищения.

В 2-3 года круг общения ребенка резко расширяется. Он контактирует не только с членами семьи. Дошкольник начинает соприкасаться со сверстниками и взрослыми людьми в детском саду, во дворе.

Новая среда может спровоцировать у малыша сильные болезненные переживания. Особенно тяжело тем детям, которые постоянно находились только под опекой матери. Социализация вызывает у них боязнь.

У детей в дошкольном периоде первопричиной возникновения стресса является поступление в детское учреждение. Поводом для этого становится:

  • отсутствие рядом родителей;
  • отсутствие опыта коммуникации с другими детьми;
  • вынужденное пребывание в окружении всего чужого (людей, обстановки);
  • новые требования к поведению (соблюдение режима);
  • конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями.
  • Кроме адаптации к детскому саду, виновниками болезненных переживаний у дошкольника могут быть следующие факторы:

  • внезапная перемена жизненных условий (переезд, стихийное бедствие, пожар, смерть члена семьи);
  • посещение больницы (прививки, госпитализация);
  • внутрисемейные отношения (скандалы, неправильное воспитание);
  • соперничество между сверстниками или братьями и сестрами;
  • просмотр несущих негативную информацию телевизионных передач;
  • длительное проведение времени за компьютером;
  • компьютерные игры с насилием;
  • страхи (боязнь пауков, собак, ос, воды, грозы, голода, одиночества).
  • Источники стресса в виде воспоминаний или страхов начинают преследовать малыша.

    У детей достаточно нелегко определить присутствие стресса. Ведь до 7 лет, находясь в постоянном развитии, они часто изменяются. Стрессовое состояние легко отнести за присущие растущему организму недомогания. Тем более что переживания детей скрыты очень глубоко: это помогает им оставаться незамеченными и разрушает детскую душу.

    Интенсивность и разрушительная сила стресса способствуют его проявлению в действительности. Это выражается в нарушении аппетита, сна, переменах в поведении и настроении малыша.

    Существует ряд проявлений, по которым можно узнать, что дошкольник находится в состоянии стресса:

    1. Постоянное пребывание в плохом настроении без явного основания. Его ничего не радует. Он постоянно плачет, негодует, капризничает, требует.
    2. Появление вредных привычек. Малыш начинает обкусывать ногти, дергать себя за волосы, накручивать их на пальцы.
    3. Возврат в детство. Дошкольник хочет, чтобы его возили в коляске, качали на ручках, берет в рот пустышку, начинает пачкать штаны.
    4. Усиление страхов, присущих детям более раннего возраста (боится чудовищ, расстаться с родителями, уснуть сам).
    5. Неадекватная реакция, проявление агрессии в обычных ситуациях. Раздражительность.
    6. Появление заикания или других дефектов речи.
    7. Присутствие нервных (навязчивых) движений.
    8. Повышенная активность или, наоборот, заторможенность.
    9. Отсутствие желания общаться с людьми.
    10. Отсутствие аппетита или, наоборот, бесконечное чувство голода.

    Все вышеперечисленные признаки могут периодически наблюдаться в поведении любого ребенка. Это нельзя назвать стрессом. О том, что дитя пребывает в стрессовом состоянии, свидетельствует следующее:

  • Необычное поведение длится долгое время (неделю или больше).
  • Поведение ребенка напоминает поведение младших по возрасту детей.
  • Поведение дошкольника отрицательно воздействует на его каждодневную жизнь.
  • Методы борьбы

    Чтобы победить детские стрессы, требуется установить их корень. Устранение источника болезненных переживаний поможет ребенку побороть стресс. Это достаточно непросто. Это обусловлено тем, что в период от 3 до 7 лет ребенок не может описать свои переживания словами. Он не способен к разговору по душам.

    Поэтому необходимо понаблюдать за малышом. Он обязательно выкажет свои страхи во время игры, беседуя с любимыми игрушками. Действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является рисование и игра.

    Когда причина будет установлена, следует подумать вместе с ребенком о том, как с ней справиться. Объяснять крохе все нужно простыми, доступными для его понимания словами. Нужно спросить у него, что лучше сделать. В большинстве случаев дети дают совершенно правильные и конкретные рекомендации относительно решения проблемы.

    При этом родители должны постоянно не терять самообладания. Даже в те моменты, когда дитя начинает без конца капризничать длительное время. Никогда нельзя ругать его, кричать, угрожать. Он должен чувствовать бесконечную любовь и заботу. В некоторых случаях даже просто ласковые слова благоприятствуют снятию внутреннего напряжения.

    Специалисты советуют обнимать детей как можно чаще (не менее 4-5 раз в день). Полезно играть с ними в ролевые игры, читать книги. Устранению стресса благоприятствует совместное проведение свободного времени. Очень полезно купание в реке, катание на роликах, коньках или велосипеде, пешие прогулки. Во время прогулок нельзя запрещать детям кричать и быть активными. Это поможет им выплеснуть негативную энергию. Избавиться от нее также поможет рисование яркими красками.

    Ни в коем разе нельзя заменить общение с малышом сидением в интернете или перед телевизором.

    Ведь проблема социализации лишь усугубляется, если ребенок постоянно проводит время перед экраном. Если проблему не удается нейтрализовать, то лучше обратиться за помощью к специалисту.

    Предупреждение

    Предупредить стрессы у детей в дошкольный период поможет живое общение, проявление интереса к ребенку, его чувствам и поступкам. Следует больше разговаривать с малышом, чтобы он имел возможность высказать все, что его интересует, беспокоит, чем заняты его мысли. При этом необходимо обнимать малыша, гладить по головке и спинке, брать за ручку, усаживать на колени.

    Если ребенка угнетают какие-то необоснованные страхи или снятся ужасные сны, надо поговорить с ним об этом. Следует убедить его, что ему ничего не угрожает. Никогда нельзя высмеивать детские страхи.

    Прекрасной профилактикой для стрессов является тишина. Надо давать возможность детям по несколько часов ежедневно находиться в тихой обстановке. Для этого требуется выключать все приборы, издающие шум.

    Великолепными профилактическими мероприятиями по борьбе со стрессами у детей станут:

    • регулярные пешие прогулки;
    • правильное питание;
    • следование режиму;
    • постоянное позитивное общение со сверстниками и взрослыми людьми;
    • посильная помощь родителям;
    • адекватные физические нагрузки;
    • расслабление с помощью выполнения массажа, просмотра веселых мультиков, передач о природе;
    • посещение развлекательных детских центров или кафе, небольшие подарки.
    • Следует быть внимательным к детям. Это всегда поможет избежать стрессов и их последствий.

      apofreidu.ru

      Детский стресс. Причины, симптомы и помощь

      Детский стресс— причины и симптомы

      Почему может возникать детский стресс? Это особого рода реакция ребенка на столкновение с чем-то новым, с чем он еще не умеет бороться, не умеет противостоять этому. Это могут быть нелады в семье (ребенок остро чувствует напряженность между родителями и другими членами семьи), развод родителей, катастрофы, травмы, насилие, появление нового ребёнка в семье, переезд, чрезмерные нагрузки в садике или в школе, расставание, даже недолгое, с родителями, смерть домашнего животного. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

      Стресс проявляются по-разному в каждом возрасте, по каким же признакам можно определить, что наша кроха находится в стрессовой ситуации?

      Симптомы детского стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

      • чрезмерная раздражительность;
      • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
      • ухудшение сна.
      • Симптомы детского стресса у малышей дошкольного возраста:

        • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
        • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
        • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни темноты, смерти и т.п.;
        • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
        • появление дефектов речи;
        • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
        • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.
        • Симптомы детского стресса у школьников младших классов:

          • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
          • ночные кошмары;
          • быстрая утомляемость;
          • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
          • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
          • ложь;
          • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
          • расстройства без видимой на то причины;
          • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
          • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
          • агрессивное отношение к окружающим;
          • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
          • заниженная самооценка;
          • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
          • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
          • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
          • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.
          • Детский стресс — помогаем преодолеть

            Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.

            Основная трудность состоит в том, что, коли уж даже мы, взрослые люди, порой не можем справиться со стрессом, нашему малышу преодолеть эту душевную напряженность еще сложнее, так как он впервые столкнулся с этим, у него нет представлений о путях выхода из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, мы должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже наш опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы.

            Также стоит обратить внимание на то, что, как и у нас, у детей психологическое состояние тесно связано с физическим, а потому, методы борьбы с детским стрессом должны включать не только игры, но и:

            • обязательные ежедневные прогулки;
            • хорошее питание;
            • соблюдение режима дня;
            • общение с родственниками и друзьями;
            • физические нагрузки;
            • обращение к психологу;
            • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.
            • Игры особенно могут помочь ребенку справиться со стрессовой ситуацией. Например, прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются. В игре можно проиграть тяжело перенесенную малышом ситуацию, породившую стресс, но так, чтобы конец у этой ситуации был оптимистическим. Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя виноватым. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.

              Читайте также

              Детская агрессия: в чем причины и как решить проблему?

              m.woman.ru

              Статья на тему:
              Стрессы дошкольника. Симптомы, причины, возможные последствия. Способы адаптации

              Как часто мы в нашей жизни слышим слово «стресс»? Кто – то задумывался о нем. Думаю ни один человек, пока с ним не столкнется, вряд ли задумывался. И уж тем более никто не говорит о детском стрессе. Попробуем в нем разобраться.

              Предварительный просмотр:

              Как часто мы в нашей жизни слышим слово «стресс»? Кто – то задумывался о нем. Думаю ни один человек, пока с ним не столкнется, вряд ли задумывался.

              Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше взрослых.

              Учет психологического состояния является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и в семье.

              С приходом ребенка в детский сад или в другое дошкольное учреждение начинается новый этап в жизни не только ребенка, но и их родителей. Так как же помочь не только детям, но и родителям пережить этот этап с меньшими потерями. Как суметь сохранить психоэмоциональное здоровье ребенка и себя.

              Слово «стресс» пришло из английского языка и в переводе означает «нажим», давление, напряжение». Словарь практического психолога дает следующее толкование стресса: «термин, для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры»

              Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г.Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческих уровнях.

              В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – стресс физиологический и психологический. Последний подразделяют на стресс информационный и стресс эмоциональный.

              Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе – при высокой ответственности за последствия решения. Стресс эмоциональный проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды, и пр.

              Одним из первых дал определение стресса дал канадский физиолог Ганс Селье. В упрощенном виде стресс, по его мнению, это все , что ведет к старению организма или вызывает болезни.

              Стресс представляет собой неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Необходимо пояснить слово «неспецифический». Дело в том, что практически каждое предъявленное организму требование, в некотором смысле своеобразно, т.е. специфично. Каждый гормон в организме обладает определенным действием. Адреналин учащает пульс, и повышает кровеносное давление, одновременно повышает уровень сахара в крови. Гормон инсулин, снижает сахар в крови. Это касается и других гормонов, однако независимо от того, какого рода изменения, они предъявляют определенные требования к изменениям. Это требование неспецифично, т.к. состоит в адаптации к возникшей трудности, какого бы рода она не была. Другими словами, неспецифические требования к приспособлению организма, имеющие целью восстановить нормальное состояние, и есть, по Г.Селье, сущность стресса.

              Симптомы стресса чрезвычайно разнообразны. Он может вызваться самыми разными факторами, а также по-разному проявляться у разных индивидов. Субъективно он всегда переживается как некий дискомфорт. Организм как бы сигнализирует – что не в порядке, что-то нужно менять. Симптомами стресса могут быть хроническая усталость, раздражительность, фантомные боли.

              Когда мы оказываемся в состоянии, стресса то непременно возникают различные физиологические и психологические симптомы, о подлинном значении которых мы не всегда догадываемся. Симптомы эти сигнализируют нам о том, что необходимо пересмотреть приоритеты. Вот некоторые из этих признаков.

              Одиночество . Мы чувствуем, отдаляемся от семьи и друзей. Или же у нас возникает стойкое впечатление, что мы «затерялись в толпе».

              Чувство неуверенности в себе . Мы вдруг начинаем ощущать себя как- то неловко, в обществе людей, с которыми у нас раньше были прекрасные отношения. Нам кажется, что они поглядывают на нас не вполне доброжелательно или даже осуждающе.

              Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием . Мы легко забываем содержание недавних разговоров, силимся вспомнить, что нам еще нужно сделать. Нам трудно собраться с мыслями.

              Нежелание общаться с людьми. У нас пропадает интерес к людям. Когда они начинают проявлять интерес к нашей персоне, нас это раздражает.

              Усталость и расстройство сна. Мы постоянно чувствуем себя выжитыми как лимон, и, тем не менее, нам часто трудно заснуть.

              Колебание настроения. Настроение не устойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Нам хочется плакать.

              Раздражимость и вспыльчивость. Мы теряем самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу мы способны выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречаем в штыки.

              Беспокойство. Нам не сидится на месте: мы ерзаем, что-то перекладываем и теребим. То и дело нас подмывает встать куда-то пойти.

              Бурная активность. Нередко, испытывая томительное внутреннее беспокойство, мы с головой окунаемся в работу, как бы пытаясь забыться. Но стресс может проявлять себя и противоположным образом: мы упорно отклоняемся от насущных дел.

              Боязнь тишины. Нам не приятно, когда нас окружает тишина. Поэтому мы непрерывно говорим, или, оставаясь в помещении одни включаем телевизор или радио.

              У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребенка, начиная в виде воспоминаний или страха преследовать его.

              Ребенок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако все же существуют некоторые признаки, по которым Вы сможете определить, что ребенок пребывает в состоянии стресса.

              Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2 лет:

              -демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;

              Симптомы стресса детей дошкольного возраста:

              -возросшая требовательность и частое проявление негодования;

              -«возвращение в детство» (ребенок 3-5 лет снова берет в рот пустышку, мочится в штаны и. д.);

              -чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.

              -частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;

              -появление дефектов речи;

              -гиперактивность или, наоборот, снижение активности;

              -слезная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

              Стрессом для дошкольника может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребенок обычно прибывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружен только своими родными и близкими, которые души в нем не чают. А вот в возрасте 2-3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.

              Конечно, самой частой причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребенок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребенок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того причиной стресса у детей 2-5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.

              Многие не задумываются, что стресс детей может иметь последствия. Давайте рассмотрим, каковы же эти последствия:

              -если причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.

              -если причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать замкнутость ребенка и проблемы с психикой.

              -в особо тяжелых случаях стресс может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.

              -после пережитого стресса у ребенка могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка.

              -стресс может привести к развитию невроза

              -дети, пережившие стресс, склонны приобретать хронические заболевания: астму, сахарный диабет

              Начало посещения детского сада неизбежно связано с кардинальными изменениями социального контекста – ребенок попадает из семьи в совершенно другую среду, функционирование которой регулируют один-два взрослых. Это, безусловно, абсолютно новая и незнакомая ребенку ситуация, которая ставит перед ним задачи социально – психологической адаптации.

              Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс.

              Процесс адаптации ребенка к детскому саду – это процесс не быстрый, не проходящий в один день. В среднем на это уходит 3 месяца. Безусловно, в этот период очень важна включенность родителей и их поддержка. Для успешной адаптации необходимо взаимодействие всех специалистов детского сада (воспитателей, медиков, психологов и др.) и родителей.

              Первые три месяца необходимо проводить игровые сеансы на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы детей, включать их в совместную деятельность, рассказывать истории и сказки про их новую социальную роль.

              Важно через игру или беседу помочь ребенку отреагировать свои чувства, которые возникают в связи с посещением детского сада: выразить свои страх, агрессию, грусть, тревогу.

              Очень важно не только прямое отреагирование в игре, но и символическое. Главным инструментом здесь является творчество. Педагог-психолог может предложить нарисовать детский сад, группу, воспитателя. Если ребенок еще не умеет рисовать, можно сделать аппликацию, подобрать цвета и раскрасить готовый рисунок и др.

              Многие дети испытывают тревогу по поводу того, что мама не вернется. Здесь можно использовать игры, в которых ребенку предлагается показать, что мама делает на работе и как приходит за ним в детский сад, а также рассказывать разные истории про детский сад, мам и детей.

              Если прошло 3 месяца, а у ребенка не проходят симптомы, которые появились в связи с началом посещения детского сада, необходимо обратить на это внимание родителей и посоветовать индивидуальную работу.

              Очень важна работа, направленная на выстраивание отношений между ребенком и воспитателем. Дети часто просто боятся и не знают как обратиться ко взрослому, задача психолога научить и помочь наладить контакт. Показать, что здесь желание ребенка никто не может угадывать, детей очень много и, если ему что нужно, необходимо спросить у воспитателя.

              Педагог-психолог может научить ребенка выстраивать отношения с другими детьми при отсутствии родителей. Им может хватать элементарных знаний, умений, навыков, чтобы выстраивать этот процесс эффективно. Это может быть одним из значимых стрессирующих факторов. Можно использовать коммуникативные игры посредством предметов: чтобы дети в игровой форме могли моделировать с помощью взрослого различные ситуации, возникающие в детском саду.

              Обычно ребенок имеет опыт взаимодействия с вещами, которые принадлежат ему, родителям, бабушкам. Он не всегда знает, есть свои и чужие вещи. Часто у него возникает желание забрать понравившуюся игрушку домой, или он не бережно (иногда творчески) относится к имуществу. Педагог-психолог в этом случае может помочь преодолевать эгоцентрическую позицию: объяснить разницу понятий «свое» и «чужое»; предложить ребенку подумать, приятно ли было ему, если бы забрали его вещи; рассказать, что если каждый будет забирать игрушки домой, играть будет не во что; сломанные вещи не всегда можно починить, а раскрашенный стол придется оттирать и т. д.

              Обобщая все выше сказанное, хотелось бы отметить, что негативные последствия адаптации чаще всего связанны с совокупным действием рассмотренных выше факторов. Поэтому нам взрослым отводится важная роль по предотвращению и смягчению детского стресса

              Адаптация к детскому саду – это сложный и долгий процесс. Только любовь и принятие ребенка родителями в этот период, а также грамотная работа специалистов могут помочь ему преодолеть все трудности, открыв пути для дальнейшего благоприятного развития.

              1.Гюнинен О.В. Как помочь ребенку пережить стресс. Методическая рекомендация для педагогов и родителей

              2.Казакова Е.С Индивидуально-психологические особенности детей переживших стрессовые ситуации

              3.Лебедева Н.Б. Детский стресс. /Справочник педагога-психолога вып.10, 2013 стр31

              4.Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ Волгоград: Учитель,2011.-188с

              5.Сорин А.В. Ребенок идет в детский сад. / Справочник педагога-психолога вып.8, 2013 стр32

              6.Тимофеева Л.Л, Бережнова О.В. Детская психология:проблема адаптации

              http/www.deti-club.ru/detskaya- psihologiya-problema -adaptacii-k-dou

              7.Широкова Г.А. Практикум для детского психолога /Изд.7-е- Ростов н/Д:Феникс,2010, -314

              8.Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет.сада / А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой.-М.:Просвещение, 1985.-176с

              nsportal.ru

              Стресс у детей — как помочь ребенку? Средства и лекарства от стресса для детей

              Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше, чем взрослые. Стрессовое состояние может быть связано с первыми самостоятельными шагами, поступлением в первый класс, половым созреванием и многим другим. Далеко не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение. Полностью уберечь ребенка от всех трудностей невозможно, однако в силах родителей научить малыша правильно реагировать на неприятности и справляться с нервным напряжением.

              Как проявляется стресс у детей

              Основным проявлением стресса у ребенка является резкое изменение его поведения. Некоторые малыши могут вести себя как младенцы: начинают сосать палец, мочатся в постель. Дети постарше становятся замкнутыми и молчаливыми, избегают общения со сверстниками и взрослыми. Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках детской агрессии, потере контроля над своим поведением. Признаком стресса является судорожный тик: дерганье отдельных мышц, частое глотание, наматывание на палец пряди волос и т. д. На фоне стресса у ребенка может развиться повышенная утомляемость, тошнота и психосоматические расстройства.

              В чем кроются причины детского стресса

              Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем малыш в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде детских страхов или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста малыша.

              У новорожденных и детей до 2 лет

              У новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом.

              У детей от 2 до 5 лет

              Стресс у дошкольника может вызвать кратковременная или длительная разлука с близкими, адаптация ребенка к детскому саду, посещение парикмахерской или врача, а также другие нарушения привычного уклада жизни.

              У детей младшего школьного возраста

              У ребенка в возрасте до 10 лет причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.

              Как помочь ребенку справиться со стрессом

              Давайте выход эмоциям

              Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции. Решить проблему накопления негатива помогут откровенные беседы со взрослыми, ведение дневника, какое-либо хобби.

              Решайте проблему вместе

              Не стесняйтесь обсуждать с ребенком его проблемы, при необходимости обращайтесь за помощью к психологам или тем людям, которые являются авторитетом для малыша.

              Компенсируйте эмоциональные нагрузки

              Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений. Ребенок может посещать спортивную секцию или бассейн, кататься на велосипеде и т. д. Все эти занятия способствуют выработке «гормонов счастья» (эндорфинов), которые помогают справиться со стрессом.

              Соблюдайте режим

              Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребенка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки – умеренными, а сон – полноценным. Важно не допускать ситуаций, когда ребенок отказывается от еды, сна или отдыха, пропускает школьные занятия.

              Прививайте ребенку уверенность в себе

              Поддержка и вера в будущее требуется ребенку даже больше, чем взрослому. Расскажите малышу о том, что сложные периоды в жизни всегда сменяются светлыми и радостными.

              Помогайте ребенку расслабиться

              Справиться со стрессовой ситуацией ребенку может помочь общение с друзьями, поход по магазинам, мультфильмы, компьютерные игры или сеанс массажа. Предложите малышу выбрать одно из этих занятий и научите его обращать внимание не только на негативные, но и на позитивные моменты.

              В некоторых ситуациях перечисленных выше мероприятий может оказаться недостаточно, поскольку организм ребенка самостоятельно не справляется с последствиями нервного напряжения, эмоциональных переживаний и переутомления. В таких случаях специалисты рекомендуют принимать лекарственные препараты от стресса для детей. К таким средствам предъявляются повышенные требования, в частности, они должны иметь высокий профиль безопасности, не вызывать зависимости и привыкания.

              Многочисленные положительные рекомендации и отзывы получил препарат «Тенотен детский». Специалисты отмечают следующие преимущества «Тенотена детского»:

            • широкий спектр эффектов (препарат успокаивает, снимает внешние признаки стресса, способствует улучшению памяти и концентрации внимания);
            • не выявлено побочных действий препарата.

            Тенотен Детский – спокойствие и жизнерадостность Вашего малыша!

            Читайте так же.

            Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

            Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

            Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

            Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

            Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

            Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

            Приступы мигрени у детей

            Приступы мигрени у детей

            Примерно 10% людей страдает от мигрени

            Ребенок не хочет гулять

            Ребенок не хочет гулять

            Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

            www.tenoten-deti.ru