Стресс его характеристика и последствия

Стресс и его последствия для психического здоровья

По данным исследований в России примерно 70% населения постоянно находятся в состоянии стресса, из них 30% — в состоянии сильного стресса. Проведенные исследования показали, что 7 из 10 россиян хотя бы раз в жизни сталкивались с синдромом хронической усталости.

Важно понимать, что стресс становится опасен только тогда, когда он чрезмерен и/или постоянен. Необходимо помнить, что даже отрицательный опыт полезен. Он не только несет негативные эмоции, но при этом способен стимулировать нас к активной деятельности и принятию важных решений. Полностью избежать стресса невозможно, это сделало бы жизнь скучной и неинтересной.

Для лучшего понимания стресса необходимо знать, что сами по себе жизненные события не являются его причинами. Главное здесь то, как человек воспринимает ситуацию. Все по-разному реагируют на происходящее, например, для кого-то публичные выступления являются источником сильного стресса, в то время как для других это нейтральная или даже приятная ситуация. Причины возникновения стресса разнообразны, а формы проявления индивидуальны.

Стресс (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Нужно отметить, что стресс бывает разный: он может возникать как в ответ на негативные ситуации, так и на положительные. В современной науке стресс разделяют на стресс (понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм») и дистресс (негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться). Первый тип стресса возникает у всех, но не несет вреда, даже наоборот – помогает мобилизовать силы, адаптироваться к ситуации. Второй тип (дистресс) вредит здоровью человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

Симптомы дистресса:

  • мышечное напряжение, особенно в шее и плечах;
  • расстройство желудка;
  • головная боль;
  • бессонница;
  • переедание, употребление алкоголя, курение;
  • учащенное сердцебиение;
  • усталость;
  • раздражительность;
  • депрессия;
  • гнев;
  • тревога;
  • перепады настроения;
  • ощущение усталости;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • забывчивость;
  • негативные, повторяющиеся мысли.
  • Сильный стресс вредит здоровью человека весьма существенно. Из-за него в первую очередь страдает физическое здоровье – мы чаще болеем простудными заболеваниями, обостряются наши хронические болезни, стресс отражается на нашем внешнем виде. Все это становится в свою очередь дополнительным источником для переживаний, тревоги. Возникает замкнутый круг. Однако стресс наносит серьезный вред не только физическому здоровью, но также влияет на психическое состояние и эмоциональное благополучие. Мы начинаем чаще расстраиваться, злиться, нервничать. В итоге наше эмоциональное состояние ухудшается, расстраиваются отношения с окружающими людьми, возникают проблемы в учебе и работе. Длительное пребывание в подобном состоянии приводит к появлению депрессивных и тревожных расстройств. Непродуктивные способы борьбы со стрессом (например, употребление алкоголя, переедание, «срывание зла» на близких) приводят к ухудшению ситуации.

    Для того, чтобы однажды возникший негативный стресс не стал постоянным спутником, необходимо соблюдать некоторые правила, которые помогут Вам стать более устойчивым к стрессу, а взгляд на ситуацию сделать менее негативным.

    Вот несколько способов повысить стрессоустойчивость:

    • обратите внимание на возникшую проблему, не игнорируйте ее и не ждите, что она разрешится сама собой;
    • постарайтесь определить, что именно в ситуации вызывает стресс;
    • подумайте, что значит для Вас эта ситуация;
    • помните, что стресс можно уменьшить. Подумайте, как это можно сделать. Сделайте перерыв, смените обстановку, отвлекитесь на что-то.
    • научитесь контролировать собственные эмоции. Постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны – так ли она катастрофична, как кажется на первый взгляд? Поговорите о проблемной ситуации с близкими людьми, попросите о помощи и поддержке.
    • постарайтесь контролировать ваше физическое состояние. В трудной ситуации дышите глубоко и медленно, это нормализует сердечный ритм, сделайте несколько релаксационных упражнений, чтобы снять мышечное напряжение. Также не забывайте о регулярных занятиях спортом и правильном питании, постарайтесь снизить потребление никотина и кофеина и правильно чередуйте работу с отдыхом.
    • научитесь эффективно использовать Ваше время. Составляйте план дел на день, старайтесь ничего не оставлять на потом, выполнять все в срок.
    • будьте внимательны и терпеливы к себе.
    • Если Вы чувствуете, что ваши попытки снизить переживаемый стресс не приводят к успеху, обратитесь за психологической помощью к специалисту.

      psyservice.mgppu.ru

      Стресс и его последствия

      Стресс представляет собой специфическую реакцию организма и психики человека на внешние или внутренние воздействия, приводящие к нарушению эмоционального спокойствия и чувства равновесия.

      Для полноценного развития нам необходимо, чтобы среда вокруг нас менялась, появлялись новые люди, события, провоцируя соответствующие им внутренние изменения в психоэмоциональном состоянии. Но такие перемены положительны лишь тогда, когда они достигают определенного уровня или слегка его превосходят. Если же эти перемены слишком резкие и интенсивные, либо же затягиваются по времени, и человеку требуются значительные усилия для адаптации к ним, то организм реагирует на них как на стресс.

      Физический стресс возникает в результате переживания человеком боли, ощущения голода, жажды, жары, холода, инфекции, сильного физического перенапряжения и т.п.

      Психологический стресс является следствием сильного нервного перенапряжения, вызванного каким-либо переживанием. Любая сильная эмоция, как то положительная, так и отрицательная, является стрессом для человека, особенно, если воздействует на него длительное время, поскольку сопровождается рядом физиологических процессов, в т.ч. выбросом в кровь веществ, влияющих на работу внутренних органов.

      Давайте более подробно рассмотрим, как наш организм реагирует на стресс. Независимо от причины и вида стресса, организм реагирует на него

      синдромом общей адаптации:

      1 фаза: Реакция тревоги. Организм реагирует на сильный стресс выделением гормонов надпочечников, которые мобилизуют его энергию, подготавливая человека к каким-либо активным действиям. Если человек смог реализовать эти действия и они были успешны, а источник стресса исчез, то организм возвращается к своему привычному состоянию. В противном случае организм переходит в следующую фазу реагирования.

      2 фаза: Адаптация к стрессу. Организм пытается приспособиться к стрессу, все больше увеличивая активность надпочечников, которые выбрасывают в кровь вещества, направленные на снижение воспалительного процесса. На этом этапе организм как бы ведет военные действия против стрессовых агентов, пытаясь сдержать их, но не в силах полностью уничтожить. Это требует значительных затрат энергии, т.к. нельзя ни на минуту ослабить отпор агрессивным факторам. Естественно, что такая ситуация не может продолжаться вечно. Рано или поздно организм вынужден сдаться.

      3 фаза: Фаза истощения. У организма больше нет ресурсов, чтобы сдерживать стресс, и он начинает медленно разрушаться под его воздействием. Человек чувствует себя усталым, вымотанным, у него нет ни сил, ни желания что-либо делать, начинают «поднимать голову» хронические заболевания, появляются новые болячки.

      Начинают появляться высыпания на коже, выпадают волосы, учащаются простудные заболевания, начинаются аллергии, нарушения работы пищеварительной и сердечно-сосудистой системы, страдает сексуальная функция, развиваются тики и судороги, нарушается сон.

      Т.о., человек как бы попадает в замкнутый круг, когда у него не только нет сил для борьбы со стрессом, но их даже недостаточно, чтобы расслабиться и восстановить истощенные ресурсы, а нужно как-то жить дальше и выполнять каждодневные задачи, которые ставит перед ним жизнь.

      Кроме вышеперечисленных физических признаков стресса, есть также и психологические признаки стрессового состояния:

      Ухудшение памяти и внимания, тревога и беспокойство, чрезмерные эмоциональные реакции по незначительному поводу, приступы гнева или периоды депрессии, раздражительность и вспыльчивость, капризность и постоянное ощущение неудовлетворенности, субъективное ощущение перегруженности, угнетенность и подавленность, апатия и утрата интереса. То, что раньше радовало, начинает приносить меньше удовольствия или становится совсем безразличным.

      Человек может попытаться компенсировать возникающее чувство внутренней неудовлетворенности искусственным путем: начать переедать, употреблять алкоголь, наркотики, стимуляторы, чаще курить, изменить сексуальное поведение, начать играть в азартные игры, совершать импульсивные, необдуманные поступки и т.п.

      Если у вас наблюдается хотя бы половина этих признаков, то вам нужно внимательнее проанализировать свое состояние и текущую ситуацию: А не находитесь ли вы в состоянии стресса?

      К стрессогенным факторам относятся : ограничение свободы и личного пространства (маленькая квартира), временные ограничения (аврал на работе), присутствие постоянно довлеющего фактора (нестабильное материальное состояние), стихийные бедствия и катастрофы, смерть, развод, замужество, рождение ребенка, разлука со значимым человеком (другом, любимым), переезд, смена места работы и школы, авария, болезнь, изменение привычного жизненного уклада и т.п.

      Возникает вполне закономерный вопрос, как же лучше всего справляться со стрессом .

      Прежде всего, для того, чтобы активизировать и выпустить эмоции, сопровождающие стрессовую ситуацию, необходимо более глубокое дыхание. Делайте глубокий вдох и выдох, в 2 раза медленнее, чем обычно. При этом обращайте внимание на ощущения, возникающие в теле. Если начинаются судороги или покалывание в конечностях — остановитесь. Это значит, что ваш организм перенасытился кислородом, и ему нужно дать время на восстановление.

      Если вам нужно быстро успокоиться, также поможет дыхание: медленно вдыхайте через нос, сделайте 1-2 секундную задержку и как можно медленнее выдыхайте через рот. Постарайтесь расслабить лицо и тело, плавно перемещая свое внимание с одной части тела на другую. Можете встряхнуть конечностями, что снимет с них лишнее напряжение.

      Для борьбы со стрессом и его профилактики неоценимую помощь могут оказать ваши близкие и друзья, просто позволив вам высказаться, выплеснув накопившееся напряжение наружу. Можете вести дневник с записями — это не менее действенное средство утилизации негативных эмоций.

      Хорошо снимает с тела стресс (а через него и с психики) любая двигательная активность. Это может быть спорт (как одиночные занятия, так и командные игры) или какие-то домашние дела, где вы можете активно двигаться (лучше ручная стирка, выбивание ковров, уборка). Кроме того, такое занятие может отвлечь вас от неприятной ситуации и направить мысли в новое, более приятное русло. Ведь часто мы сами усугубляем ситуацию, продолжая «накручивать» себя даже спустя какое-то время.

      Еще одним хорошим способом избавиться от стресса являются музыка, пение и танцы. Музыка очень сильно воздействует на наше эмоциональное состояние, сильно изменяя его в ту или иную сторону (конечно, лучше в хорошую). А танцы позволяют не только сбросить лишнее напряжение, но и выразить свое внутреннее состояние посредством движений, что тоже способствует его нормализации. Наконец, пение, ценно не только как средство самовыражения, но и как естественный регулятор дыхания, что тоже не маловажно.

      Желаю вам как можно реже попадать в стрессовые ситуации, а если уж попали, то выходить из них с чувством победителя, преодолевшего еще одно препятствие на пути своего развития!

      Узнать, находитесь ли вы в состоянии скрытого стресса можно, воспользовавшись тестом Скрытый стресс.

      psyholog-praktik.ru

      Министерство образования и науки Российской Федерации

      ГОУ ВПО Чувашский педагогический университет им. И.Я.Яковлева

      по дисциплине: Менеджмент

      Стресс и его последствия

      1. Общие понятия стресса

      1.1 Понятие стресса

      1.2 Стадии стресса

      1.3 Причины возникновения стресса

      1.4 Методы борьбы со стрессом

      2. Стресс в управленческом труде

      2.1 Стресс на работе

      2.2 Причины возникновения стресса на работе

      2.3 Методы борьбы со стрессом на работе

      3. Исследование последствий стресса у сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А. Г. Николаева»

      3.1 Характеристика МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева

      3.2 Цель исследования

      3.3 Методы исследования

      3.4 Вывод исследования и некоторые рекомендации по борьбе со стрессом

      Список использованной литературы

      стресс дистресс управленческий работа

      Целью данного курсового проекта является изучение стресса и его последствия в организации.

      В соответствии с данной целью будут выделены следующие задачи:

      1.Узнать, что же представляет собой термин «стресс».

      2.Выявить причины и последствия стресса у сотрудников организации.

      3.Проанализировать проблему стресса, его последствия и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

      4.Сделать вывод о проделанной работе.

      Объектом исследования являются сотрудники МОУ «Шоршелской СОШ им. А. Г. Николаева».

      Актуальность курсового проекта.

      Стресс – это «тихий убийца», он проник повсюду и его воздействия на организм губительны, особенно в последние годы. Стресс с большей силой затронул все население страны, этому поспособствовал финансовый кризис. Следовательно, кому как не трудоспособным людям приходится каждодневно испытывать стресс.

      Ведь стрессы, возникают из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и еще одной из самых главных причин, является загруженность на работе. Сегодня к выше перечисленным причинам можно прибавить, извещение об увольнении, сокращении, понижении и даже мрачные мысли об этом.

      Узнать, что же представляет собой термин «стресс».

      Выявить причины и последствия стресса у сотрудников организации.

      Проанализировать проблему стресса, его последствия и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

      Сделать вывод о проделанной работе.

      Актуальность темы исследования заключается в том, что именно в последние годы стресс с большей силой затронул все население страны, этому поспособствовал финансовый кризис. А это говорит о том, что кому как не трудоспособным людям приходится каждодневно испытывать стресс.

      Ведь стрессы, возникают из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и еще одной из самых главных причин, является загруженность на работе. Сегодня, извещение об увольнении, сокращении, понижении и даже мрачные мысли, об этом приводят к стрессу.

      Многие люди даже не задумываются о том, что они находятся в постоянном состоянии стресса. Это то психическое состояние организма, когда чрезмерное перенапряжение организма препятствует полноценному восстановлению сил, а иногда приводит к истощению. В народе бытует выражение «Все болезни от нервов». И не напрасно! Ведь, когда мы работаем человек работает, мы он не спрашиваем спрашивает у нашего своего организма: «Не устал ли ты?» Этому способствует то, что Мы не жалеем себя сегодня люди хотят прожить свой жизненный путь достойно и в достатке, а потому что хотим жить достойно в этом жестоком мире! и не жалеют себя.

      Раньше к профессиям, наиболее часто вызывающие стресс, относили те, на которых людям приходилось постоянно находиться в напряженном состоянии. А также наиболее стрессовой работой считалась работа сотрудников экстренных служб. Сейчас же этот список расширился, к наиболее стрессовым профессиям относят работу преподавателей, менеджеров, сотрудников области услуг, т.е. в тех отраслях, где приходится контактировать с другими людьми. Им приходится сталкиваться с, неуравновешенными, недоброжелательными, некоммуникабельными людьми, что, естественно, постепенно приводит в стрессовое состояние.

      Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины и последствия стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

      1.Общие понятия стресса

      1.1 Понятие стресса

      Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики — для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающий его деформацию». У них позаимствовал этот термин канадский физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внутренних и внешних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «Стресс в нашей жизнь» и, согласно теории Селье, обозначало психическое напряжение, возникающие у человека под давлением трудных условий — как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Гансу Селье пришлось почти пять лет доказывать скептически настроенным коллегам по всему миру уместность употребления этого технического слова в медицине. И когда его, наконец, внесли во все словари, оказалось, что человечество только и ждало названия для своих душевных и телесных расстройств .

      Стресс (от англ. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса »

      В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса.

      Эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.

      Дистресс – это патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

      1. Головная боль;

      2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

      3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

      4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

      5. Рассеянность, ухудшение памяти;

      6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

      7. Переменчивое настроение, усталость, вялость.

      В психологической литературе также активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека Дистресс в ответ на определенное событие.

      Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

      Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.

      Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

      1.2 Стадии стресса

      Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем четыре фазы (стадии).

      Первая фаза — стадия тревоги:

      Тревога — реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги — это мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. Вслед за первой наступает вторая фаза – привыкание:

      Привыкание — длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как «анемия спортсменов», «спортивная тахикардия».

      Вслед за второй наступает третья фаза-истощение:

      Истощение — при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания существования.

      Последняя фаза- болезнь. Болезнь — развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.

      works.doklad.ru

      Проблема стресса, его последствия и способы борьбы

      Психологические науки

    • Басыров Азат Салаватович , магистр, студент
    • Игебаева Фания Абдулхаковна , кандидат наук, доцент, доцент
    • Башкирский государственный аграрный университет
      • ПРИЗНАКИ СТРЕССА
      • СТРЕССОРЫ
      • СТРЕСС
      • ФАКТОРЫ СТРЕССА
      • СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ
      • Похожие материалы

        Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций [3].

        Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно — эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов [10; 12].

        Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. [1].

        Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе.

        В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке, имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время. Наиболее общей и полной является классификация жизненного стресса, один из вариантов которого предложен Р. Т. Wong [2].

        Во внутреннем квадрате обозначена самая суть нашего существования, которую называют «Я сила», «умственная сила», психическая энергия, или внутренние ресурсы. Это то, что позволяет индивиду преодолевать кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уязвимости к разным, связанным со стрессом, расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

        Следующая область – внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п. [4].

        Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми [9; 11].

        Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид, и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

        Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п. [5].

        Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса [8; 10].

        Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, – например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация [2].

        Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

        Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:

      • Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.
      • Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным [4].

      • Конфликт ролей. Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром [4].
      • Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества [7; 9].

        Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства – с другой.

      • Неопределенность ролей. Она возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства – что они должны делать, как они должны делать, и как их после этого будут оценивать [3].
      • Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
      • Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс [6; 8].
      • Что может быть противопоставлено стрессу?

        Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы:

      • Первая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.
      • Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.
      • Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.

      Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако, требующий терпения. В течение нескольких недель – по возможности ежедневно – необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах, были обнаружены признаки стресса. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло [2].

      Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

      Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

      Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс [5].

      Сделаем вывод

      Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.

      Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

      Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь [1].

      Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех [2].

      Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно можно освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в нашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д. [4].

      Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего, вам поможет самовнушение – просто нужно думать о прекрасном, о том, что у вас все хорошо… Так оно и будет, ведь, мысль обычно материализуется!

      Список литературы

      1. Богословский В.В. Общая психология [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. Институтов / Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 2011.
      2. Вагин И.О. Стресс [Текст]: книга / И.О. Вагин.- Издат. «Наука». Москва 2003
      3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. Институтов / Л.П. Гримак. – М.: Политиздат, 2009.
      4. Кадыров Р.В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD): состояние проблемы, психодиагностика и психологическая помощь [Текст]: учебное пособие / Р.В. Кадыров.- М.: Наука, 2008.
      5. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса [Текст]: книга / Л.А. Кижаев-Смык. — Издат. «Наука». Москва 2003.
      6. Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 576 с.
      7. Рушман, Э.М. Надо ли убегать от стресса? [Текст]: книга / Э.М. Рушман.- М.: Физкультура и спорт, 2008.
      8. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. с. 94-95.
      9. Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 64 – 65.
      10. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. с. 14-15.
      11. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма [Текст]: книга / (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко, Р.А. Тригранян. – М.: Наука, 2008.
      12. Хаснуллина А.В. Стресс [Текст]: книга / (отв. ред. навст. предисл. А.В. Хаснуллина. – М.: Наука, 2008.

      Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      novainfo.ru