Стресс факторы и реакции

Стресс-факторы и их влияние на физиологическое состояние животных

Большее ста лет назад французский физиолог Клод Бернар создал учения о постоянности внутренней среды, которое по высказыванию ученого Холдейна стало самым плодотворным из всех когда-то созданных физиологами [34].

В соответствия с его представлениям [7], все живые клетки высокоорганизованных животных постоянно существуют в циркулирующей водной среде, которая доставляет к ним вещества необходимые для осуществления процессов ассимиляции, и выносят экскреты, которые получаются в результате процессов диссимиляции. Эта циркулирующая жидкость образована плазмой крови, межтканевыми жидкостями и лимфой и является внутренней средой организма, которая по физико-химическим свойствам и содержимому воды, кислорода и питательных веществ обеспечивает энергетические и пластические потребности организма, мало изменяется даже при резких изменениях условий окружающей среды.

Главная идея К. Бернара заключалась в том, что поддержание постоянности внутренней среды осуществляется координированным действием всех превентивных механизмов, которые обеспечивают восстановление параметров внутренней среды при возникновении изменений под действием неблагоприятных факторов внешней среды. Наличие у высокоорганизованных животных специальной организации сложных физиологических механизмов, которые обеспечивают поддержку постоянности внутренней среды, и является тем решающим фактором, который обеспечивает возможность их независимого существования в непостоянных условиях внешней среды [70].

Концепция постоянности внутренней среды организма получила дальнейшее развитие в роботах У. Кеннона [43], который внес существенную коррекцию представления о постоянности внутренней среды. Он предложил для определения вариативных равновесий состояния внешней среды ввести новый термин — гомеостаз (от homeo — подобный и statis — поддержка состояния). Этот термин отображает сформулированное им представление о том, что состояние внутренней среды подобно равновесию, раз и навсегда постоянному, на самом деле речь шла про вариативную динамическую относительную постоянность.

Важным вкладом в развитие учения о гомеостазе есть полученные тем же У. Кенноном факты, указывающие на то, что в реализации коригуюческих гомеостатичных реакций, возникающих в результате возбуждения периферийных сенсорных нервных окончаний, ведущая роль принадлежит симпатоадреналиновой системе. Изменение ее активности, которая реализуется через соединение действия нервной импульсации и гуморальных факторов, обеспечивают координирующее влияние на механизмы само регуляции отдельных органов и систем, которые в конечном результате обеспечивают относительную динамическую постоянность внутренней среды организма в непостоянных условиях внешней среды [9].

Анализируя большой экспериментальный материал он сделал вывод, что в сложном сформированном организме сохранение гомеостаза достигается благодаря механизмам саморегуляции. Причем, подчеркивая ведущую роль нервной системы в реализации этого процесса, он выделял два рабочих механизма, а именно:

— сигнальную систему, которая чувствительная к изменениям внутренней среды и может привести к нарушению гомеостаза;

— коригуюческую систему, которая регулирует интенсивность физиологических реакций, направленных на возвращение в нормальное состояние гомеостаза.

Существенным взносом в теорию гоместаза есть полученные У. Кенноном научные результаты указывающие, что на гомеостатические реакции, которые возникают в результате возбуждения периферических нервных сенсорных окончаний ведущую роль играет симпатоадреналиновая система.

Таким образом, соответственно начальным представлением У. Кеннона, гомеостаза.— это состояние внутренней среды организма, который беспрерывно меняется, но остается относительно постоянным благодаря координационным физиологическим процессам, которые осуществляются на основе саморегуляции отдельных органов и систем.

Механизм действия факторов внутренней и внешней среды на гомеостаз сформулированный впервые в 1936 году ученым Г. Селье [36], как общий адаптивный синдром и назван стрессом. Его определением, стресс — это неспецифичная реакция всего организма, которая обеспечивает приспособление к непостоянным условиям, характеризуется изменением гормонального статуса и имеет общие черты при действии разных факторов. Ганс Сельe акцентировал внимание на важность роли реакции эндокринных желез в процессе адаптации при стрессе. Ученый возражал ведущую роль центральной нервной системы в развития стресса. Концепцию стресса подвергали критике, в основные, советские физиологи, которые традиционно поддерживало идею нервизма [11] и старались положить в основу стрессового синдрома положения про адаптивно — трофическую функцию нервной системы [2].

Г. Сельe, обоснован положение о стрессе в 30-е годы, рассматривал его как патологический процесс, который возникает в организме. Более позднее он изменил свои взгляды и предложил два определения стресса:

эустрес — физиологический или положительный;

дистрес — патологический или отрицательный.

Кроме этого, он подчеркивал [32], что по ошибке рассматривать стресс как исключительно патологическую или физиологическую реакцию организма, такой категоричности следует избегать.

Обобщив большой экспериментальный материал Г. Сельe (1937), сделал вывод, что состояние организма, которое характеризуется проявлением совокупности общих неспецифичных изменений, необходимо называть состоянием стресса, факторы вызывающие такое состояние — стрессорами, а симпатокомплекс, специфический для стресса — адаптивный синдром.

Механизм адаптивного синдрома автор связывает с функцией гипофизарно-адренокортикальной системы, которая в свою очередь функционально связанная с гипоталамичными центрами.

В зависимости от продолжительности и интенсивности стресс-фактора [1] адаптивный синдром был разделен на трех стадии:

Стадия тревоги — возникает вследствие действия раздражителей, которые распространяют свое влияние на большую часть организма. Эта стадия подразделяется на две фазы — шока и контрошока; для этой стадии характерна гипотермия, гипотония, угнетение центральной нервной системы, спад мускульного тонуса, первичная гипергликемия и лейкопения, которые переходят в дальнейшем в гипергликемию и лейкоцитоз;

Стадия резистентности — результат совокупности неспецифических системных реакций, обусловленных продолжительным действием стрессора, который характеризуется повышенной секрецией адреналина и кортикостероидов. Морфологические и биохимические изменения характерны описанной в литературных источниках стадии тревоги;

Стадия истощения — развивается вследствие чрезмерного долго действующего влияния стрессора в отношении которого заранее выработанную резистентность невозможно большее поддерживать. На этой стадии появляются изменения с истощением, которые нередко заканчиваются смертью.

Современные представления о стрессе значительно расширенны, а положение об адаптивном синдроме дополнено и унифицировано.

Как пишут по этому поводу ученые [44], что разработанные Л. А. Орбели и П. Д. Горизонтовым положения дополняют и расширяют учения Г. Селье про общий адаптивный синдром и физиологические механизмы адаптации. Ими была обоснованна связь между процессами, которые происходят в центральной нервной системе и системе эндокринной регуляции в процессе развития адаптивных реакций.

Другие авторы указывают, что стресс не ограничивается центральной нервной системой, а есть совокупностью реакций разных систем организма: скелетно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, кровеносной, терморегуляции, иммунной и др.

По данным исследований Ф. З. Меерсона [9], стресс-синдром играет роль в формировании развития стойкой адаптации, которое обеспечивается двумя путями:

— во-первых — за счет мобилизации энергетических и структурных компонентов организма и их целенаправленного перераспределения в сторону обеспечения функций систем, которые отвечают за адаптацию к данному фактору;

— во-вторых — непосредственным влиянием стрессорных гормонов медиаторов на метаболизм и физиологические функции у животных.

В данное время есть также разные трактования понятий — стресса адаптаци [17].

Так стресс- это совокупность неспецифичных реакций организма в ответ на действие раздражителей разной природы и характера, которые вызовут “напряжение” функции органов и систем, адаптацию организма и поддержание гомеостаза, а адаптация — это адекватные метаболические морфофункциональные реакции организма животных в ответ на продолжительные изменения факторов среды, которые направлены на обеспечение стойкого высокого уровня активности физиологических систем прежде всего, защитной реакции, в новых условиях с целью самосохранения Отмечается, что стресс и адаптация имеют резкую продолжительность в зависимости от времени и силы раздражителя.

Группа ученых указывает, что [15] в стадию тревоги, наряду сo стимуляцией функции гипоталамуса у животных повышается инкреция антидиуретического гормона, который через несколько минут усиливает резорбцию воды с почечных канальцев, что позволяет сохранить внутренний баланс воды при стрессовых перегрузках. Как предполагают авторы, в фазу тревоги с целью пополнения недостаточного количества глюкозы в организме животных усиливается глюкогенолиз из аминокислот, путем преобразования углеводных цепей аминокислот. Также, вследствие нервных стимулов, в гипоталамусе начинают выделяться пусковые гормоны – releasing factors которые путем повышения инкреции АКТГ усиливают образования катаболических гормонов, которые принимают участие в обеспечении гомеостаза в организме животных.

Как показали исследования [37] в коре надпочечных желез животных в стадию тревоги, и в стадию истощения, уменьшается содержимое липидов, снижается специфическая и неспецифичная избираемость, а органы поддаются дегенеративным изменениям. В вышеупомянутые стадии резко снижается, живая масса животных и их производительность.

В стадии резистентности, характерным признаком является повышение резистентности организма [17]. В этой стадии анаболические процессы в организме преобладают над катаболическими. Активизируется действий парасимпатической нервной системы и функции желез внутренней секреции которые в стадию тревоги испытывали угнетение, а содержимое кортикостероидных гормонов стабилизируется.

Г. Сельe [54] отмечает, что в стадии резистентности у животных возможно изменяется характер неспецифичной реакции, то есть повышается секреции гормона роста и минералокортикоидов.

При продолжительном действии стрессового фактора выше описанная стадия переходит в стадию истощения со своими характерными изменениями[3].

Открытие [50] условных рефлексов предотвратило направление концепции стресса на понимание способности организма выходить на уровень готовности к экстремальным стрессогенным влияниям, опережая их.

Таким образом, И. П. Павлов приходил к выводу, что нервные импульсы могут повлиять на функцию органов и систем животного как положительно, так и отрицательно.

Школами У. Кеннона и Л. Орбели [44] было создано учение о адаптационно-трофической роли симпатичной части вегетативной нервной системы в оградительно-компенсаторных реакциях и как следствие экспериментальное обоснование общепризнанных положений о роли симпато- адреналиновой системы в мобилизации защитных механизмов при действии неблагоприятных факторов.

Анализируя данные литературы и согласовывая их с собственными результатами исследований ряд исследователей [27] пришли к заключению, что в организме животных под влиянием неадекватных факторов, сначала возникают стрессовые реакции на уровне метаболизма и физиологических функций, которые фаза за фазой развития стресса постепенно адаптируются.

У сельскохозяйственных животных функционирует ряд адаптивных механизмов, которые обеспечивают гомеостаз в организме. Развитие стресса у них обусловлено не только характером влияния стрессовых факторов, а и функциональной активностью адаптивных систем. Ученые считают, что оценивая адаптивный синдром у животных не всегда учитывается их индивидуальная реакция на действие стресс-фактора.

Анализ имеющихся в литературе данных такого плана разрешает сделать вывод, что одинаковые по силе и продолжительности действия факторы вызовут у отдельных животных отличные реакции, которые зависят от исходного уровня общей реактивности организма [13]. В зависимости от продолжительности и интенсивности действия стрессора, животные или адаптируются к нему, или у них развивается патологическое состояние, которое может стать хроническим и даже закончиться гибелью животного [7].

Для подтверждения выше описанного, много ученых рассматривают отрицательные изменения, которые проходят в организме животных, из позиции теории о стрессах.

Так, Verhagen J.M.F. [48] указывает, что при действии на животных низких температур сначала резко усиливаются затраты АТФ в скелетных мышцах, которые сыграют важную роль в процессах терморегуляции за счет усиления их сокращения ( термогенез”). Также, по данным автора, четырехчасовое переохлаждение животных, адаптированных к низким температурам, вызовет более выраженное уменьшение креатинфосфата, чем АТФ в скелетных мышцах, которые свидетельствует о процессе гиперемии РТР в скелетных мышцах не только путем окислительного фосфорилирования, но и путем трансфосфорилирования в системе креатинфосфат-АДФ.

Синдром, который возникает при транспортном стрессе, называют »транспортной болезнью». Степень выразительности зависит от продолжительности транспортирования животных, вида транспортного средства, индивидуальной чувствительности животного к действию такого вида стресса[19].

Установлено [6], стресс-состояние у коров при переходе их из беспривязного содержания и доения в доильном помещении на привязное и доение в стойле переносными доильными аппаратами.

Другие исследователи [9], подтвердили нецелесообразность вводить новых коров в стадо, так как это вызовет стрессовое состояние у последних.

Также подтверждено [7], что нарушение технологии содержание стельных коров отдельно влияет на состояние их нервной системы, которая в дальнейшем отражается на полученном приплоде.

Проводя опыты [40] отмечали, что при интенсивном откорме и выращивании животных — условия их содержания нередко вызывают у животных стрессовое состояние.

Таким образом, на всех этапах развития учение о внутренней среде организма — от первооснов, предложенных К. Бернаром, и сформулированных в последние годы — неизменным и не вызывающим сомнений остается представление о том, что обязательным условием поддержки жизнедеятельности организма есть относительная постоянность концентрации питательных веществ— белков, жиров и углеводов, которые обеспечивают энергетические потребности, а также синтез собственных структур и специфических продуктов жизнедеятельности.

geolike.ru

Типы реакций на стресс – факторы. Стрессоустойчивость и методы ее повышения;

Опираясь на характер реагирования людей на стресс, различают два психологических типа[79]:

Тип А (коронарный) – большая уязвимость перед стресс-факторами, низкий порог стресса. Основными характеристиками данного типа реакции являются:

· показатели работоспособности и самочувствия снижаются уже при объективно небольшой интенсивности стрессоров (например, при незначительном замечании со стороны коллег по работе, при незначительном уменьшении со стороны партнера);

· склонность к конкуренции, борьбе;

· стремление к лидерству и власти;

· завышенные требованиями, нетерпеливость по отношению к окружающим;

· склонность загружать себя работой до придела и выше;

· склонность делать несколько дел одновременно;

· неумение отдыхать и т.д.

Тип В — меньше подвержен стрессу и характеризуется:

· склонностью к компромиссу;

· склонностью адаптироваться к ситуации, а «не плыть против течения»;

· способностью спокойно относится к проигрышу;

· ставят перед собой реальные, выполнимые задачи;

· терпеливостью по отношению к другим.

Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих равновесие организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то «пропустить мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов». Есть такое мудрое изречение: «Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо[80]).

Как ни парадоксально это звучит, но для счастья человеку то же необходим определенный уровень стресса – для каждого свой. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной «растительной» жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища одежда, жилье. Стремясь чего достичь в жизни, человек постоянно сталкивается с трудностями и соответственно ежеминутно испытывает влияние стресса.

Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он не избрал. Кто не сумеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перенагрузкой.

Г. Селье утверждал, что мы не должны, да и не можем избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующее отношение к жизни. Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно.

Все мы знаем, что на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по разному, поскольку интерпретируют ее неодинаково. Данная интерпретация называется когнитивной оценкой, и ее можно управлять. Для того, чтобы сделать это грамотно нужно разобраться с тем, как запускается стресс в нашем организме и на каком моменте его можно остановить. Для этого рассмотрим модель психологического стресс по Д.Гринбергу (см. рис 15).

Рис. 15. Модель психологического стресса[81]

Что бы понять, как работает эта модель, кратко остановимся на каждом ее этапе, вплоть до последствий длительного стресса.

Предположим, вы обучаетесь в колледже, вы успешны в учебе и значимы в кругу товарищей. Ваше общение и учеба доставляет вам удовольствие. Вы хорошо знаете ребят в группе, у вас отличные с ними отношения, вы находите общий язык с преподавателями. Но жизненная ситуация складывается так, что ваша семья переезжает в другой город. Вы едите с семьей, то есть возникает ситуация, к которой вы должны адаптироваться (первый этап — жизненная ситуация).

Вы считаете эту ситуацию «концом света»! Надо менять колледж. Вы там никого не знаете. Найдете ли вы там друзей? Примут ли вас в группе? Какие там преподаватели? Вопросы, заботы, проблемы (второй этап – восприятие ситуации как стрессовой).

Признайте, однако, что многие воспримут это событие, как внушающее среднее беспокойство. Некоторые из ваших друзей могут сказать:

1. Ура! Новое место, новые люди.

2. Но это не самое страшное, что могло случиться; главное, все здоровы, привыкну.

3. Настоящую дружбу расстоянием не разрушишь, будим ездить в гости.

Люди, воспринявшие ситуацию таким образом, установили барьер между ситуацией и восприятием ее. О том, как это происходит, поговорим чуть позже.

Вы, однако, восприняли переезд как травматическое событие, и это вызвало эмоциональное возбуждение. Вы испытали страх перед будущем, сомнения в своей состоятельности. Вы расстроены и не знаете, что делать. Эти чувства находят отклик в физиологической реакции: у вас меняется состав крови, больше выделяется соляной кислоты, снижается иммунитет и т.д. (третий и четвертый этап — эмоциональное, физиологическое возбуждение) Если вы не положите себе сейчас, то повышается риск развития какой-либо связанной со стрессом болезни (пятый этап – последствия).

Перед нами ситуация, воспринимаемая как стрессовая (внушающая беспокойство). На нее возникает эмоциональная реакция, так как мы испытываем страдание, волнение.

Негативные эмоции, вызванные стресс – факторами, повышают вероятность необдуманных реакций, что не всегда является правильным.

В этом случаи человек действует в рамках своего автоматизированного поведения, которое возникает как следствие определенной установки.

Установка неосознаваемое состояние готовности личности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим ее людям или объектам.[82]

Выделяют следующие установки, которые могут воздействовать на наше поведение и приводить к стрессу: отрицательная установка на себя («У меня не получиться», «я не смогу», «я проиграю»), страх повторения ситуации («Я не сдам экзамен, как не сдал прошлый») и т.д.

В этом случаи выбора ответной реакции на ситуацию, как таковой, нет: человек не выбирает реакцию, за него это делает установка. То есть установка на определенный стресс – фактор, автоматически вызывает реакцию.

Выделяют следующие часто встречающиеся реакции на стресс:

· уход из ситуации,

· регрессия (обида, жалость к себе)

· зацикливание на негативных чувствах

В результате действия стресс-факторов высока вероятность появления заболеваний или других негативных последствий. В подобных случаях можно вмешаться до того, как эти последствия наступят. Вмешательства заключаются в установлении барьеров на разных участках модели теории стресса. Так как развитие стресса идет по строгой схеме, при этом начало следующей фазы возможно только при полном развитии предыдущей. Любое нарушение этой последовательности в той или иной мере повлияет на процесс.

Например: Перед вами жизненная ситуация, требующая адаптации. Между первой фазой ( возникновение жизненной ситуации) и следующей (восприятие ситуации, как стрессовой) можно поставить барьер. Этот барьер может состоять из назначенного лечения, проявления упорства, силы воли с вашей стороны. Вы не позволите сложившейся ситуации нарушить свое душевное равновесие. Вы можете сосредоточиться на положительной стороне, которая имеется в любой ситуации, так как она могла сложиться и хуже. Или можно поставить барьер между второй и третьей фазой (восприятие ситуации, как стрессовой и эмоциональной реакцией на нее). Посмотрите, может быть, те проблемы, которые привели Вас в состояние стресса, совсем незначительные и Вы «раздуваете из мухи слона», а может быть у Вас уже вошло в привычку страдать, жаловаться, видеть только плохое. О. Бальзак сказал: «Ничто так не пьянит человека, как его собственные страдания.»
Безусловно, для того, чтобы начать строить счастливую жизнь, надо иметь определённую долю смелости. Это ведь тоже большая перемена в жизни, а готовы ли Вы к ней или Вам привычнее жить по-старому. Выбор за Вами. Как сказал Л.Н. Толстой: «Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым». Вот и мы призываем Вас верить в эту возможность. Учитесь мечтать, учитесь рисовать своё будущее.

Итак, управлять стрессом можно и нужно. Но, лучше всего не допускать той стадии стресса, которая может принести вред организму. Это возможно если у Вас высокий уровень стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивостьсовокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), связанные со стрессовой ситуацией, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Вот несколько советов для повышения Вашей стрессоустойчивости и профилактики дистресса[83]:

  1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.
  2. Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник. Так Вы не будите бояться, что забудете важные события и встречи. Ведь ожидание срывов — это то же стресс.
  3. Делайте все во время. «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Подумайте, может прийти завтра, и Вы утоните в делах.
  4. Научитесь говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить нет — самый лучший.
  5. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.
  6. Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.
  7. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожится. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.
  8. Уделяйте внимание своему здоровью. Во время посещайте врачей и занимайтесь спортом.
  9. Высыпайтесь.
  10. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.
  11. Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
  12. Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.
  13. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
  14. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны.
  15. Помните, что « Жизнь — прекрасна!».Ожидайте от жизни позитива, умейте его находить и сохранять!
  16. «Улыбнитесь миру, чтобы он улыбнулся вам». В борьбе со стрессом используйте смех. При смехе в крови увеличивается содержание эндорфинов, что дает человеку оптимизм, бодрость и хорошее настроение.

Если стресс произошел, то:

1. Отвлекайтесь. Если вы думаете о стрессовой ситуации очень много, плача, переживая, то это может привести к настоящей психической травме и ухудшению здоровья. Но возникает вопрос, Ваши переживания, что то изменят — Нет. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

2. Снижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему. Помните даже из безвыходной ситуации всегда можно найти выход, только надо подумать, а эмоции очень часто мешают этому мыслительному процессу.

3. Действуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Энергия стресса буквально захлестывает человека. Подавлять ее бесполезно. Для этого потребуется энергия еще большей силы. Поэтому не подавляйте, а действуйте. Врачи рекомендуют «выхаживать» стресс, гулять пешком не менее 1,5 часов в день.

4. Расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту.

Основные выводы:

1. Стресс бывает двух видов: эустресс- положительный, мобилизующий человека и дистресс- разрушающий, создающий состояние перенапряжения;

2. Стрессоры (факторы стресса) у каждого человека индивидуальны. Они бывают внешние (холод, люди) и внутренние (здоровье, эмоции).

3. Есть 2 типа реакции на стресс: тип «А» имеет повышенную чувствительность к стрессу и тип «В» характеризующийся высокой стрессоустойчивостью.

4. Стрессом нужно и можно управлять.

Контрольные вопросы

1. В чем отличие эустресса от дистресса?

2. Почему мы говорим, что стрессоры у каждого человека свои, с чем это связано?

3. Почему эмоциональная реакция на ситуацию может спровоцировать стресс?

4. Дайте характеристику поведения типа «А» и типа «В». Какие качества помогают типу «В» быть устойчивым к стрессу?

5. Какие приемы профилактики стресса Вы знаете?

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1.

Пройдите тест «Самооценка стрессоустойчивости личности»[84]и выясните свой уровня стрессоустойчивости.

studopedia.su

Основные реакции человека на стресс и факторы развития стресса

Стресс! Само звучание этого английского слова, кажется, доносит до нас энергию некой мрачной, полной угроз стихии. Так же как и в русском слове «смерч», слышатся неодолимые, слепые и беспощадные силы природы. Стресс – это угроза, беда, напасть. Служащий страдает от несправедливых придирок своего шефа, и его язва желудка, скорее всего следствие стресса. Стресс – это комплекс боли и страха у человека, когда бормашина высверливает полость в больном зубе, стресс – это автомобильная авария.

Диспетчер огромного аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания – это, возможно, сотни погибших авиапассажиров; спортсмен-штангист, до предела напрягающий каждую мышцу и безумно жаждущий победы на олимпийских играх; журналист, старающийся вовремя поспеть в редакцию с сенсационным материалом; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все эти люди испытывают стресс и его тяжелые последствия. Новой заботой психиатров на Западе стал, говорят «инфляционный стресс»; они теперь все больше беседуют с пациентами о деньгах, пытаясь чуть ли не планировать их расходы

Ученые изучают стресс у зимовщиков Антарктиды, у людей, работающих на Памире в условиях высокогорья, у рабочих, «привязанных» к ленте конвейера, у трудящихся в ночную смену. Исследователи в лабораториях стараются имитировать стресс в опытах с животными. Испытываются самые различные вызывающие стресс факторы – «стрессоры». Стрессором для собаки, грызущей хвост, может быть даже ласковое прикосновение руки хозяина. Стрессором для зайца в лесу – свежие следы лисицы

В экспериментах подопытную крысу заставляют часами бежать во вращающемся колесе, захлебываясь водой, плавать с грузом или без него в бассейне. Стресс у кроликов вызывают, например, обездвиживанием, крепко привязывая его на сутки к столу.

Даже растения, как полагают, переживают стрессовые состояния. Впервые, по-видимому, стресс у растений отчетливо наблюдали в Берлине, когда там было введено газовое освещение. При этом погибли столетние липы на знаменитой Унтер ден Линден.

В Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах физиологи растений стараются установить зоны толерантности (терпимости) растений к ухудшению внешних условий, очертить область температур, влажности, силы света, те контуры, где растения находятся в комфортных условиях и где для них начинается стрессовая зона.

Словом «стресс» вовсю пользуются экологи. Они сделали смелый шаг – вывернули этот термин наизнанку, применив понятие «стресс» к результатам воздействия человека на окружающую среду. И попытка оказалась удачной – появилась возможность ввести меру «давления» техногенных факторов на природу. Так возник «индекс стресса». На его основе была составлена таблица, в которой первые, но отнюдь не почетные места занимает пестицидная, углекислотная, тепловая и прочая химическая и промышленная «нечисть». Подверженность к стрессу зависит и от профессии человека. Считается (оценки сделаны за рубежом), что наибольший стресс испытывают шахтеры – 8,3 условного балла, полицейские – 7,7, репортеры – 7,5. Наименьшие же потери несут астрономы – 3,4 балла, музейные работники – 2,8 и библиотекари – 2. Немалый стресс испытывает человек во время защиты диссертации. Используя телеметрические системы, удалось «скрытой камерой» зарегистрировать сердечную деятельность диссертанта. Временами частота сердечных сокращений увеличивалась у него до 160 ударов в минуту (как после быстрого бега!), резко «пульсировала» форма зубцов электрокардиограммы

На представительных научных форумах обсуждаются всевозможные виды стресса. Стресс физический, болевой, холодовой, эмоциональный, стресс военный, индустриальный, психический, медицинский, спортивный, космический. Начать – не перечесть!. Специального внимания заслуживают стрессовые ситуации, возникающие в школе и имеющие отношение к учёбе ребёнка: контрольные работы, домашние задания, отметки, экзамены ( как в традиционной форме, так и в форме ЕГЭ).

1 Что такое стресс?

Итак, стресс (от англ. stress – давление, нажим, напряжение) – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Понятие «стресс» было введено канадским эндокринологом, психологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т. д. ). Селье говорит, что стресса невозможно избежать. Жизнь – это постоянный стресс (т. е. необходимость приспосабливаться). Мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный – эустресс и вредоносный – дистресс. Поэтому под стрессом понимают реакции организма на негативные воздействия внешней среды. Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил. Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий: например, положительный эмоциональный фон.

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс. Дистресс (в переводе с английского distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.

Основные реакции человека на стрессовую ситуацию

1. Реакция стресса

Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т. е. стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

3. Активная защита от стресса

Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т. п. )

4. Активная релаксация (расслабление)

Повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую.

Факторы, влияющие на развитие стресса.

1. Генетическая предрасположенность

2. Тип высшей нервной деятельности

3. Детские неврозы

4. Различные факторы среды, в том числе биологические и социальные.

Таким образом, стресс – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Очевидно, что повышение стрессоустойчивости может оказать серьёзное влияние на состояние физического и психического состояния учащихся и успешность обучения в школе, а следовательно при сдаче экзаменов.

Методика и испытуемые.

Данное исследование проводилось на базе школы МОУСОШ п. Коммунистический в первом полугодии 2008-2009 учебного года. Исследование проводилось в 9-11 классах. В исследовании участвовало 57 человек. Для получения результатов использовались методики: диагностика «САН» и «Шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга».

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Цель: Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния. Итоговый показатель по каждой категории может находиться в диапазоне от 1 до 7 баллов. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

Шкала ситуативной тревожности.

Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озадаченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, в данном случае экзамен, и может быть разной по интенсивности и динамичности во времени. Эта методика была создана Ч. Д. Спилбергом. Цель: Выявить уровень ситуативной тревожности во время экзамена.

Бланк шкалы включает в себя инструкцию и 20 вопросов-суждений. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности Итоговый показатель по шкале может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше показатель, тем выше уровень ситуативной тревожности. При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.

Анализ данных и выводы.

Таким образом, анализируя полученные результаты по 2 методикам всех учащихся нашей школы 9-11 классов по отношению к экзамену можно разделить на три группы:

I группа учащихся, экзамен не является для них стрессом (т. к. они не испытывают волнения).

II группа, они находятся на грани между стрессовым и не стрессовым состоянием.

III группа. Экзамен является для них стрессом.

Поэтому при правильно организованном педагогическом процессе подготовка к экзаменам может приносить радость, а сдача экзаменов служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. В нашей школе имеется антистрессовая программа производственной фирмы”Аматея “, которая позволяет сгладить тревожные переживания и сопутствующие им реакции во время подготовки к экзаменам. Учащиеся нашей школы с удовольствием посещают такие занятия.

Кроме того существуют специальные приёмы релаксации по снижению экзаменационного стресса.

Давно известно, что смех — это лучшее лекарство, которое особенно хорошо действует против стресса. Смех является сигналом центрам стрессового синдрома отключить свою защитную аварийную систему. Какой это прекрасный инструмент для преодоления стресса! Когда Вы смеетесь, отдыхают лицевые мышцы, падает эмоциональное напряжение. Как это сбрасывает напряжение, когда человек способен посмеяться над существующими проблемами, когда о тревожащих мыслях высказываются откровенно, когда видят перспективу изменения своего положения. Поэтому, когда возникнут трудности, вспомните анекдоты, смешные истории, позовите друзей и смейтесь на здоровье!

Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие.

При творческом отношении танец приобретает свойства, позволяющие высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне.

Также я предлагаю следующую Стратегию сдачи экзамена.

Спать ложитесь пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновляйте зубрежку. Психологи говорят, что тогда в памяти остается лишь материал, отработанный утром. Не опаздывайте на экзамен, не одевайтесь вызывающе. Получив билет, назовите его номер. Комментировать содержание радостными или скорбными репликами не стоит. Не стоит также, прочитав билет и поняв, что вы плохо подготовлены по нему, просить экзаменационную комиссию заменить его. Помните, что вторая попытка оценивается на балл ниже.

Сев на место, успокойтесь, сосредоточьтесь и постарайтесь вникнуть в содержание вопросов. За время, отведенное на подготовку (а это 20 – 25 минут), не стремитесь записать ответ на вопрос слово в слово, а лучше постарайтесь составить подробный план, запишите формулировки, примеры. Отшлифуйте и зафиксируйте начало ответа, оно должно быть содержательным и безупречным. Помните, что методички, справочники и т. п. , находящиеся в вашем распоряжении во время экзамена, — ваши прямые помощники, так как в них содержится значительная часть информации, необходимой для ответа.

Ответ советую начать с плана. В этом случае преподаватель сразу оценит не только круг вопросов, которые вы собираетесь изложить по билету, но и вашу способность логически мыслить и грамотно строить ответ. Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Демонстрация неограниченных возможностей вашей памяти непременно должна сопровождаться обобщениями, выявлением взаимосвязей различных явлений и закономерностей. Держитесь уверенно, но не вызывающе, отвечайте ровным, четким, но не громким голосом. При благоприятном стечении обстоятельств ваш ответ на каждый вопрос должен продолжаться не более 5 – 7 минут. Кроме того, не исключено, что произведенное на преподавателей впечатление будет настолько сильным, что они не будут задавать вам дополнительные вопросы. Надеюсь, что данные советы помогут вам хорошо подготовиться к экзаменам и сдать их только на «5».

www.hintfox.com