Стресс и цнс

Наша способность реагировать на какие-либо опасные для нашей жизни или здоровья события существовала ещё во времена наших далёких предков. Когда человеку угрожает опасность, его мыщцы непроизвольно напрягаются, внимание фокусируется, а нервная система подготавливает его к одному из двух возможных действий – «дерись или беги». В современной жизни, куда более сложной и быстротечной, вызывающие стресс факторы, как правило, чаще всего психологического или социального плана; они возникают перед нами настолько часто, что совсем не дают нам передышки. Слишком длительный или слишком часто повторяющийся стресс организма в конечном итоге может привести к сердечным заболеваниям, избыточному весу, артриту, депрессии и даже способен ускорить процесс старения.
Около 2/3 всех, кто по тем или иным причинам обращается к врачу – жертвы стресса. Стресс действительно может вызвать заболевания или обострить уже существующие. Как показал проведённый в США опрос, около 60% населения как минимум раз в неделю подвергается стрессу. За стрессом непременно следуют прогулы работы (школ, университетов), затраты на лечение, утрата производительности и т.д. – если подсчитать все затраты, связанные с этим, то мы получим цифру около 300 миллиардов долларов.
Стресс порой бывает очень трудно распознать, т.к. у каждого человека он проявляется по-разному. В настоящее время учёные определяют стресс так: «любой внешний раздражитель, способный нанести ущерб гомеостазу (т.е. «равновесию» человеческого организма)». Стресс также может быть вызван самим человеком, если он постоянно живёт в страхе того, что скоро что-то пойдёт не так. Психологический и психосоциальный стресс-факторы в наши дни наиболее распространены, можно даже сказать, что они поочерёдно сменяют друг друга. Утрата контроля над собой в конце концов неизменно приведёт Вас к стрессу психологического характера, а тот, в свою очередь, повлечёт за собой серьёзный ущерб Вашему организму. Но наибольший вред здоровью человека приносят хронические симптомы стресса.
Сделанные за последние 10 лет научные открытия дали учёным понять: стресс приносит человеческому организму и вред, но в какой-то степени и пользу тоже. Допустим, Вам предстоит какая-то тяжёлая физическая нагрузка или просто физическая работа. Если направить стресс в нужное русло, он придаст Вам сил, необходимых для того, чтобы справиться с поставленной перед Вами задачей. Кроме того, благодаря быстрой реакции организма на стресс, телесное и умственное здоровье человека остаётся невредимым, а гомеостаз не нарушается. Но если стресс затягивается на слишком длительный срок, то признаки реакции организма на него начинают проявляться даже тогда, когда в них нет никакой надобности, что в конечном счёте ведёт к нарушению биохимического баланса организма и к развитию какого-либо заболевания.
По мнению учёных, то, как у того или иного человека проявляется стресс, во многом зависит от восприятия этим человеком окружающего мира. Точнее, восприятие внешнего мира как раз и формирует реакцию на стресс. Таким образом, если Вы научитесь контролировать своё восприятие окружающего мира, Вы сможете избежать либо в значительной степени смягчить воздействие стресс-факторов на Ваш организм.

Мгновенная реакция.
Любая стрессовая ситуация активизирует в человеческом мозге три очень сложных системы, контролирующие как физическую, так и умственную активность организма.
Путём долгих научных исследований и экспериментов (в основном ставились опыты на животных: крысах, мышах и человекоподобных приматах, таких, как обезьяны) учёные наконец приблизились к пониманию того, как работают эти системы.
Первая из них – соматическая нервная система. Она посылает сигналы в мышцы, чтобы мы могли реагировать на внешние сигналы, поступающие от органов чувств. К примеру, если Вы, подойдя к морю, вдруг видите в нём акулу, то, конечно же, Вы тут же отскакиваете в обратную сторону.
Следующая – вегетативная нервная система. В ней также содержится две подсистемы – симпатическая и парасимпатическая. Симпатическая нервная система отвечает за наши действия при экстренных ситуациях, а парасимпатическая – поддерживает основные функции организма (например, пищеварение) и постепенно прекращает влияние симпатической нервной системы на организм.
У каждой из этих систем есть своя чётко обозначенная роль. Симпатическая система также расслабляет определённые группы артерий, чтобы увеличить приток крови к мышцам. А количество крови, поступающей под кожу, к почкам и пищеварительному тракту – наоборот, сокращается. В противоположность ей, парасимпатическая система помогает организму достичь расслабления после того, как стресс-фактор устранён, а также поддерживает протекание основных физиологических процессов организма. Человеческому организму нельзя слишком долго оставаться в состоянии готовности к стрессу, т.к. это может повлечь за собой серьёзный ущерб здоровью. Деятельность парасимпатической системы в значительной мере смягчает урон, нанесённый действиями симпатической системы.
Ну и, наконец, третья система – нейроэндокринная. Её ролью также служит поддержание внутренних процессов организма. Кроме нервных систем, существуют разнообразные стрессовые гормоны, которые, распространяясь через кровь по всему телу, стимулируют выработку других гормонов, затрагивающих такие процессы, как метаболизм и сексуальные функции.
Основные из таких стрессовых гормонов – эпинефрин (также известный как адреналин) и кортизол. Когда организм подвергается воздействию стресс-факторов, эпинефрин, содержащий в себе группы нейротрансмиттеров, почти сразу же выбрасывается в кровь. Задача эпинефрина – поддерживать организм в состоянии повышенной готовности, необходимой для устранения стрессовой ситуации.
Также существуют так называемые глюкокортикоиды (выделяемые надпочечниками), которые при стрессовой ситуации вызывают в организме целую совокупность различных процессов.
Они задействуют все ресурсы организма для того, чтобы ускорить кровообращение, и деактивируют те процессы, в которых нет надобности в момент стрессовой ситуации (к примеру, процесс пищеварения, а также процессы роста и размножения). У приматов основным глюкокортикоидом является кортизол (гидрокортизон), а у грызунов – кортикостерон. Глюкокортиконы выполняют несколько функций: они помогают организму реагировать на стресс-фактор, а затем принимают активное участие в устранении негативных последствий стресса и восстановлении гомеостаза. При появлении стресс-фактора, эпинефрин отправляет накопленную энергию в мышцы для придания им дополнительного тонуса. Кортизол способствует быстрому восстановлению затраченной энергии и одновременно с тем поддерживает деятельность сердечно-сосудистой системы. Также глюкокортикоиды отвечают за процесс пищеварения.
Уровень кортизола (циклично меняющийся на протяжении суток) обычно достигает пика ранним утром, как раз перед пробуждением человека. Благодаря действию этого гормона мы можем понять, что пора вставать, также он способствует аппетиту и поддержанию мышечной активности. Когда мы совершаем путешествия на большие расстояния и пересекаем несколько часовых поясов, наши внутренние часы сбиваются, но при этом кортизол способствует адаптации организма к новым условиям – причём как можно более плавной, иначе она могла бы навредить нашему здоровью. Но пока эта адаптация не произойдёт, организм будет подавать сигналы о том, что пора поесть или поспать в самое неподходящее для этого время.
Сильный стресс также вносит свой вклад в функционирование памяти (ведь при стрессовой ситуации мы всегда думаем над тем, как нам следует поступить, привлекая к этому весь наш жизненный опыт), повышает активность иммунной системы и помогает нам защитить себя от различного рода патогенов. Кортизол и эпинефрин вызывают движение иммунных клеток по кровеносным сосудам, направляя их в то место, в котором они могут защитить человека от возможной инфекции.
Ну а глюкокортикоиды не просто помогают нам реагировать на стресс-факторы – они также служат неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и помогают адаптировать к окружающей среде. Скажем больше, мы с вами бы не прожили.
Хронический стресс.
Если в ходе затянувшегося стресса вырабатывается слишком большое количество глюкокортикоидов или эпинефрина, это ведёт к плачевным результатам. Под воздействием стресса, как правило, ускоряются все процессы нашего организма, улучшается память, иммунная система и гомеостаз, а также возрастает мышечная активность. Но если Вы сами при этом стоите в пробке или находитесь где-то в самом хвосте длиннющей очереди к кассе в супермаркете, то никакая мышечная активность Вам при этом не нужна. Но тем не менее, процессы организма всё равно ускоряются – и если подобное будет происходить с Вами слишком часто, то последствия могут быть весьма разнообразными: ослабнет память и иммунная система, а выработанная во время стресса энергия, так и не нашедшая себе применения, будет скапливаться в Вашем организме в виде жира.
Избыток кортизола также влечёт за собой негативные последствия: ослабевают мышцы и нарушаются процессы, помогающие поддерживать здоровье нашего организма. Повышенное содержание эпинефрина в крови ведёт к повышенному кровяному давлению. Ну а если у Вас избыток и эпинефрина, и кортизола, то это чревато хронической гипертонией (высокое кровяное давление), ожирением и атеросклерозом (сужение и последующая закупорка сосудов). Также эпинефрин увеличивает концентрацию различных вырабатываемых организмом веществ, что приводит к воспалительным процессам – а в сочетании с хроническим стрессом это может закончиться артритом или преждевременным старением головного мозга.
Повышенный уровень глюкортикоидов также может лишить Вас сна, ну а недостаток сна, в свою очередь, приводит к ещё большему повышению этого уровня – и получается замкнутый круг.
Также учёными была выявлена связь между хроническим стрессом и такими заболеваниями, как колит, закупорка сосудов, импотенция и потеря полового влечения у мужчин, нарушение менструального цикла у женщин, а также старческий диабет. В ходе научного эксперимента у крыс, которым делали инъекции глюкокортикоидов, был обнаружен упадок активности гиппокампа – той части головного мозга, которая отвечает за обучение, память и эмоции.
Также чрезмерное количество глюкокортикоидов может привести к поражению нервных клеток. Более того, если избыточное количество глюкокортикоидов наблюдается в организме ещё до рождения или сразу после него, повреждённые нейроны головного мозга уже никогда не восстановятся, и рост самого мозга может сильно замедлиться.
Иммунная система, получающая сигналы от нервной системы, также реагирует на гормоны, содержащиеся в организме, включая и стрессовые гормоны. И, хотя резкое увеличение их количества и укрепляет иммунную систему, в конечном итоге она ослабнет в ещё большей степени, если их количество так и не сократится.
Иммунная система, укреплённая при самом возникновении стресса, успешно может защищать Вас от различных инфекционных заболеваний, однако и её упадок (вызванный избытком гормонов) также может принести определённую пользу Вашему организму. Если Вы испытали кратковременный стресс, то иммунная система, чья деятельность была улучшена гормонами, ими же возвращается в прежнее состояние сразу же, как только Вы преодолели стресс. Лишившись подобного контроля со стороны гормонов, мы подвергаемся риску появления аутоиммунных заболеваний (которые как раз и связаны с повышенной активностью иммунной системы) – проще говоря, наша иммунная система начинает действовать против нас самих. Синтетические глюкокортикоиды – такие, как гидрокортизон или преднизон, используются при лечении подобных заболеваний, т.к. они подавляют иммунную активность.
Один из способов узнать, подвержен тот или иной человек стрессу или нет – определить, какое качество в нём преобладает – самоконтроль или беспомощность. Скорее всего, благодаря этой взаимосвязи в скором времени можно будет дать ответ на вопрос, почему стресс так по-разному проявляется у разных людей. В данный момент учёные пытаются выяснить, как именно преобладание одного из этих двух качеств воздействует на восприятие человеком различных стресс-факторов и какие это влечёт за собой последствия.
Вегетативная нервная система постоянно передаёт сигналы сердечно-сосудистой системе, и любая стрессовая ситуация незамедлительно сказывается на частоте сердцебиения и на кровяном давлении. Благодаря этим изменениям наш организм может более успешно противостоять стрессу. Но если психологические стресс-факторы возникают перед нами практически постоянно, последствия могут быть очень печальными (например, всё тот же атеросклероз или сердечный приступ).
Как предполагают учёные, у людей тех профессий, которые связаны с большим нервным напряжением и низким уровнем контроля (например, телефонные операторы, официанты, кассиры), с намного большей вероятностью могут возникнуть сердечные заболевания, чем у тех, кто сам диктует ритм своей работы.
Тип поведения также может повлиять на риск появления сердечных заболеваний. Например, конфликтные, враждебные, постоянно чем-то раздражённые люди подвергаются наибольшему риску. Проведённый учёными эксперимент показал, что при появлении какого-либо внешнего раздражителя у агрессивных от природы людей наблюдается усиленный отток крови к мышечным тканям и повышение кровяного давления в сравнении с теми, кто от природы не был агрессивен или раздражителен. Также у тех, кто был склонен к агрессивному поведению, был обнаружен повышенный уровень содержания стрессовых гормонов.
Так что если у Вас неуживчивый характер, если Вы постоянно срываетесь на ком-то, если Вы агрессивны – задумайтесь, не пора ли делать какие-то изменения в себе, хотя бы для того, чтобы сберечь своё собственное здоровье?


Реакция на стресс.
При возникновении стрессовой ситуации активизируется симпатическая нервная система. Нервными клетками выделяется норэпинефрин, а надпочечниками – эпинефрин. Эти два вещества, задействуя рецепторы, расположенные по всему телу (но главным образом в кровеносных сосудах), подготавливают к работе наше сердце и мышцы.
Ацетилхолин, вырабатываемый парасимпатической нервной системой, напротив, производит расслабляющий эффект. Активизируется пищеварительный процесс, сердцебиение замедляется и уменьшаются зрачки.
Нейроэндокринная система держит под своим контролем внутренние процессы нашего организма. Центром управления этой системы служит кортиколиберин (или КЛГ – «кортиколибериновый гормон») – пептид, формируемый цепью аминокислот. Высвобождаемый гипоталамусом кортиколиберин движется по направлению к гипофизу, где он стимулирует процесс образования адренокортикотропного гормона (АКТГ). В свою очередь, АКТГ движется к надпочечникам, стимулируя процесс образования кортизола

www.happymozg.ru

Стресс и ЦНС: откуда берутся «невоспитанные» дети?

Что общего у стресса, невнимательности и плохой памяти? В школе и особенно в детском саду и то и другое списывают на невоспитанность и неусидчивость ребенка. Быть может, маленькому непоседе нужны не замечания и выговоры, а обследование и лечение?

Увлекшись техническим прогрессом, человек отбирает у самого себя ценнейший дар – способность говорить. Маленькие дети все чаще и чаще произносят свое первое слово в два года. Некоторые молчат и до трех лет. Порой малыша отдают в ясли с одной-единственной целью – чтобы он, наконец, начал разговаривать.

Говорить сложно, написать можно

Студентам на лекциях тоже непросто: когда нет презентаций и слайдов, когда схемы не изображены на доске, большая часть информации попросту проходит мимо. Ведь читать проще, чем слушать.

Почему с каждым годом все больше и больше детей-аутистов? «По одной из научных теорий, причина в том, что мы теряем вербальную речь. Нам проще писать, чем говорить», – объясняет доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней Первого МГМУ имени Сеченова Лусине Хачатрян. Отправить СМС проще, чем позвонить по телефону. Написать по электронной почте или в соцсети – еще проще, чем отправить СМС. А грудничок, который еще не видел погремушки, уже прекрасно знает, что такое планшет. Свое первое слово он скажет в два года и даже позже.

Каждый 73-й ребенок в Москве страдает аутизмом – и вполне вероятно, что эти цифры занижены. Мало кто захочет ставить своего малыша на учет с таким диагнозом. Один из признаков детского аутизма – как раз молчание.

В первые годы жизни исключительно важно… все. Если ребенок в младенчестве не ползал или ползал мало, во взрослом возрасте у него будут проблемы с общением. У детей, которые не ползают, не вырабатываются важные связи между левым и правым полушарием мозга. Вот такие вот » мелочи » .

«И что с того, что вертимся и что чуть-чуть шумим? «

Песня из старого детского фильма о Петрове и Васечкине сегодня актуальна как никогда. 35% школьников в наши дни не могут учиться. Не потому, что у них проблемы с умственным развитием, вовсе нет. Смышленые и любознательные ребята просто-напросто не могут усидеть на уроке. Не позволяют нервы. » Какой невоспитанный ребенок! » – говорят учителя в начальной школе и воспитатели в детском саду.

А ребенок вовсе не невоспитанный, он просто нездоров. У многих детей еще в младенчестве поражена центральная нервная система. Причин поражения ЦНС множество, и самая очевидная из них – здоровье мам. Хронические болезни, инфекции, стрессы.

Что » бьет » по нервной системе

Когда женщина во время беременности переносит инфекцию или получает травму, страдает и малыш, пусть он еще и не родился. Но, по данным исследования 2013 года, инфекции и травмы – только второй и третий среди факторов, «бьющих» по детским нервам. На первом месте – внутриутробная гипоксия. Из-за острой нехватки кислорода начинаются поражения мозга.

Есть и другие причины – например, фетоплацентарная недостаточность, при которой ребенок не получает необходимые питательные вещества. Авитаминоз неполезен и для взрослого. Для не родившегося еще малыша он не просто неполезен, а очень опасен.

Фетоплацентарная недостаточность может быть вызвана сахарным диабетом, анемией, атеросклерозом, гипертонией, другими заболеваниями сердца и сосудов, болезнями легких, печени, почек, щитовидной железы и… прочих внутренних органов. Да и попросту инфекцией, которую » поймала » будущая мама.

При фетоплацентарной недостаточности возникают грозные осложнения – гипоксия (о ней уже было сказано выше), задержка внутриутробного развития.

Бывает и так, что нейроны разрушаются сами. Белки, запускающие этот процесс, ученым известны.

Родовые травмы, хорошо знакомые не одному поколению родителей, современная медицина еще не преодолела. Следующая причина поражений детской нервной системы описана в гуляющей по Интернету инструкции для молодых мам и пап: » Когда вы уроните своего ребенка. Нет, не если, а именно когда » . Дети падают с пеленальных столиков, колясок, из рук взрослых и даже с кровати. Распознать сотрясение мозга у грудничка очень сложно. Его признаки похожи на проявления многих других болезней: ребенок чаще плачет, хуже спит, бледнеет, теряет аппетит, срыгивает при кормлении, без видимых причин встревожен и капризен. Довольно часто после сотрясения бывает рвота.

А у детей, родившихся значительно раньше срока, нервная система развивается не всегда правильно.

Чем опасно поверхностное излечение

К непоседливому ребенку взрослые часто относятся со всей строгостью. Вместо лечения малыш терпит «воспитание». Не вертись, не бегай, не болтай, двойки за поведение, замечания в дневник, » приглашения » родителей в школу… Но исправить ситуацию не получается. И тогда в ход идут успокоительные – от валерьянки и пустырника до тяжелых препаратов, которые назначают взрослым пациентам (иногда не с неврологическими, а с психиатрическими диагнозами).

Убрать симптомы, не излечив причину, значит загнать заболевание внутрь. Устранение внешних проявлений может привести к новой болезни и даже смерти больного.
» Симптоматически вылеченный » диатез становится астмой. У маленького пациента меняется настроение и характер. Не зря говорят, что астматика и язвенника можно сразу узнать в толпе. О диагнозе скажут эмоции.

От женщины уходит муж, и она начинает пить антидепрессанты. В скором времени у нее появляется опухоль груди. Психосоматические болезни (то есть вызванные душевными потрясениями) поверхностное излечение превращает в соматические. С более серьезными поражениями внутренних органов, которые одной психотерапией не всегда исправишь.

» Сорвав с дерева плохие плоды, мы же не считаем, что дерево выздоровело » , – замечает Лусине Хачатрян. Но к себе и нашим детям почему-то относимся по-другому.

Что же нужно непоседе?

Не спешите искать успокоительные в домашней аптечке.

Ребенку, который нервничает, быстро устает, не может усидеть на уроках и просто сосредоточиться, задирает более слабых или не может дать сдачи хулиганам, необходимо:

●посетить логопеда, психолога и офтальмолога. Иногда будут полезны и консультации других врачей. На нервы действуют самые разные заболевания – например, болезни желудочно-кишечного тракта;

●пройти медицинское обследование – МРТ (магнитно-резонансную томографию) головного мозга, электроэнцефалографию, транскраниальную допплерографию сосудов головного мозга. Томограф (аппарат, который проводит МРТ) бывает закрытого и открытого типа. Находиться внутри закрытого томографа многие взрослые и дети не в состоянии – при ряде сердечно-сосудистых заболеваний, после инсультов, при астме, при проблемах с нервной системой и др. В таком случае лучше пройти томографию на оборудовании открытого типа;

●выполнить тесты эмоционально-психологического состояния (цветовой тест Люшера и шкала тревожности CMAS);

●сдать анализы крови – общий и биохимический.

Только врач может решить, нужны ли ребенку валерьянка, пустырник и Гомеострес.

О чем не сообщил доктор Спок?

Почему болезни называются психосоматическими? Потому что душевное потрясение вредно не только для психики, но и для всего организма. У каждого человека есть свой самый слабый орган – именно по нему и ударит стресс. И неважно, что человек еще маленький, а стресс, с точки зрения взрослых, небольшой.

Нервное перенапряжение может чувствовать даже младенец, а советы доктора Спока не подходить к плачущему малышу медицина уже давно опровергла. Детям плакать вредно! Из-за долгого плача у грудничков начинается грыжа – и заодно страдает все та же нервная система. А «воспитать» грудничка все равно не получится: еще не умея говорить, кроха обращается к взрослым как может. Кто-то из родителей со временем начинает понимать: так ребенок плачет, когда замерз, так – когда голоден, так – когда болеет…

Невнимание родных – главный стресс раннего детства. Психологи говорят, что детские огорчения от того, что взрослые не спешат к маленькому, влияют на всю дальнейшую жизнь. Испугавшись одиночества в младенчестве, повзрослевший человек готов на все, чтобы быть вместе… хоть с кем-то. Готов все отдать за иллюзию тепла и любви. В друзья он выберет людей, которые будут его использовать. А супруг или супруга когда-то позабытого взрослыми малыша почти наверняка окажется домашним тираном, вымещающим свою агрессию на родных и близких.

Вовремя заговорить ребенку не дает то же самое невнимание. А если разговаривать не с кем, то и незачем.

У стресса возраста нет

Болезни и визиты к врачу, прорезывание первых зубов, первые дни в яслях или детском садике, путешествия, смена климата и часового пояса (для ребенка поездка на курорт – не удовольствие, а огромнейший стресс) – все эти потрясения влияют не только на неокрепшую психику, но и на весь растущий организм. Первые проявления стресса у малышей бывают очень разными – гиперактивность, нарушения сна, проблемы с аппетитом, тики, тревожность, суетливость и даже агрессия.

Строго говоря, все эти симптомы к возрасту не привязаны: отказываться от еды по утрам может и 15-летний подросток. Бывает и так, что аппетит пропадает исключительно перед школой, а в субботу и воскресенье девушка или юноша ест с удовольствием.

Школа и нервы

Первый раз в первый класс – несмотря на всю торжественность этого события, огромный стресс для малыша. Особенно если он не ходил в детский сад: не привык слушаться чужих взрослых, не учился жить в коллективе ровесников… Но даже у вчерашнего детсадовца школа резко меняет уклад жизни. Помимо замечаний от воспитателей, появляются оценки в дневнике, ответы у доски, домашние задания. Первые друзья и первые ссоры.

А еще школа и детский сад формируют у малыша отношение к себе. Иногда – на всю будущую жизнь. Уважать себя или нет, ребенок часто решает по оценкам взрослых, поэтому личность педагога очень важна. С кем хотят дружить в классе? Это тоже зависит от учителя.

Реакций на стресс у школьника еще больше, чем у маленького ребенка:

●проблемы с вниманием;

●не очень хорошая память;

●обгрызенные ручки, карандаши и ногти;

●грустное настроение и нежелание общаться;

●отказ от любимых игр, книг и мультиков;

●и все те же бессонница, тики и отказ от еды.

У стресса возраста нет.

Играть, рисовать, разговаривать

Детские стрессы переходят с нами и во взрослую жизнь. Поэтому родителям придется срочно принимать меры.

Малышу важнее всего чувствовать, что родные всегда рядом, что они любят его. Ведь главный источник стресса – равнодушие и невнимание. Для маленького ребенка любовь и безопасность – одно и то же.

Чаще будьте рядом с крохой, играйте с ним, держите его за руку, берите «на ручки», обнимайте. А чтобы помочь нервной системе правильно развиваться, вспомните старые детские занятия – кубики, конструктор, краски и карандаши, мелки и пластилин.

Если вас огорчают рисунки на обоях – наклейте на стены в квартире большие белые листы ватмана. Обои не пострадают, зато у ребенка будет в порядке жизненно важная для него мелкая моторика. Рисовать, вязать, писать (ручкой, а не на компьютере) – все эти и многие другие действия развивают важнейшие функции головного мозга. В том числе речь, воображение, внимание.

Следите за детским режимом – чем младше ребенок, тем сильнее ему необходим отдых. Не перепоручайте воспитание малыша планшету, телевизору и компьютеру – у дошкольника еще не сформировано зрение.

И снова о детском садике

Если ребенка нужно будет отдавать в ясли или детсад – сделайте переход на новый режим плавным. Врачи советуют вначале приходить в садик в гости: в первый раз – на час, потом – на три-четыре, потом – на день… Иногда неврологи рекомендуют такой плавный переход и первоклашкам. Сперва – один день в неделю по два-три урока.

О том, чему научить ребенка до того, как он отправится в детский сад, и как правильно перевести кроху на новый режим, рассказано на нашем сайте в статье » Кто ходит в садик по утрам, тот поступает мудро » .

Если вы заметили у ребенка сильную агрессию – узнайте, как складываются его отношения с другими детьми во дворе и в садике, а также с воспитателем. И обязательно обратитесь к хорошему врачу.

Даже если очень заняты, обязательно выслушайте малыша, который пришел к вам что-то спросить или рассказать. Услышав ваше «мне некогда», ребенок замкнется в себе и не скажет об очень важном. Например, о том, как воспитательница второй день подряд стыдит их с товарищем перед всей группой. И остальные ребята уже начали над ними смеяться.

Физкультура и… искренность

Режим, правильное питание и те занятия спортом, которые нравятся, защитят от стрессов и ребенка, и взрослого. А ощущение, что мама и папа всегда рядом и всегда на твоей стороне – как воздух нужно даже самостоятельному подростку. Вместе собирать замок из » Лего » , кататься на роликах и велосипедах, запускать радиоуправляемый вертолет. Ходить на каток и ездить на шашлыки, собирать землянику и подтягиваться на турниках… Играть в шахматы и шашки, бадминтон и волейбол, плавать в бассейне, учиться танцевать и кататься на лыжах – все это отвлечет школьника от уроков и оценок, поможет ему собраться и поверить в себя.

Искренность, как и в дошкольном детстве, остается самым главным. Даже если вам некогда – найдите несколько минут. Послушайте. Постарайтесь не смеяться и не ругаться.

Когда родители и дети – друзья, очень многое решается легче. И в школе, и на работе, и в жизни.

Автор: Алтайская Екатерина
По материалам встречи клуба » Оциллобус «

zen.yandex.ru

Нервная система: 10 заблуждений и мифов

Различные нарушения нервной системы встречаются у 15-20% населения. Эти нарушения могут проявляться вегето-сосудистой дистонией, хронической утомляемостью, депрессией, сонливостью днем и бессонницей ночью, страхами, тревогой, безволием, головными болями, раздражительностью, повышенной чувствительностью к погодным изменениям и другими симптомами, носящими индивидуальный характер.

Несмотря на убедительные научные данные, повсеместно распространены устаревшие, примитивные или ошибочные представления о причинах и способах устранения этих состояний. К сожалению, этому в немалой степени способствует и отсутствие должной эрудиции среди медработников. Мифы в данной области знаний крайне живучи и приносят немалый вред хотя бы потому, что не оставляют ничего другого, кроме как мириться с возникшими нервными расстройствами (миф — широко распространённое, массовое заблуждение, преподносимое как научный факт) Наиболее стойкие и распространенные заблуждения состоят в следующем.

Миф первый: «Главной причиной нервных расстройств являются стрессы» — Если бы это соответствовало истине, такие расстройства никогда не возникали бы на фоне полного жизненного благополучия. Жизненные реалии, однако, весьма часто свидетельствуют о совершенно обратном. Стресс, действительно, может приводить к нервным нарушениям. Но для этого он должен быть либо слишком сильным, либо слишком длительным. В остальных случаях последствия стрессов наступают лишь у тех, чья нервная система была нарушена еще до наступления стрессовых событий.

Нервные нагрузки здесь всего лишь играют роль проявителя, используемого в фотографии, то есть делают скрытое — явным. Если, например, обычный порыв ветра валит деревянный забор — то главной причиной этого события будет отнюдь не ветер, а слабость и ненадежность сооружения. Частым, хоть и не обязательным показателем нездоровья нервной системы служит повышенная чувствительность к прохождению атмосферных фронтов. Вообще, для ослабленной нервной системы в роли «стресса» может выступать все, что угодно, например — капающая из крана вода или самый незначительный бытовой конфликт. С другой стороны, каждый может вспомнить немало примеров, когда люди, долгое время находившиеся в крайне незавидных, тяжелых обстоятельствах, становились от них только сильнее — и духом, и телом. Разница в малом — в правильной или нарушенной работе нервной клетки…

Миф второй: «Все болезни — от нервов» Это одно из давних, наиболее устойчивых заблуждений. Если бы данное утверждение было бы справедливым, это означало бы, например, что любая армия после месяца боевых действий полностью превращалась бы в походный лазарет. Ведь, по идее, столь мощный стресс, как реальный бой, должен был бы вызвать заболевания у всех, кто в нем участвовал. Но на самом деле такие явления отнюдь не носят столь массового характера. В мирной жизни также существует немало профессий, связанных с повышенными нервными нагрузками. Это — врачи «скорой помощи», работники сферы обслуживания, педагоги и пр. Среди представителей названных профессий, однако, нет всеобщей и обязательной заболеваемости.

Принцип «Все болезни — от нервов» означает, что болезни возникают «на ровном месте», по единственной причине нарушения нервной регуляции. — Мол, человек был полностью здоров, но после вызванных неприятностями переживаний стал испытывать, например, боли в сердце. Отсюда — вывод: нервные нагрузки вызвали заболевание сердца. В действительности же за всем этим кроется нечто другое: дело в том, что многие заболевания носят скрытый характер и далеко не всегда сопровождаются болевыми ощущениями.

Очень часто эти заболевания проявляют себя лишь тогда, когда к ним предъявляются повышенные требования, в том числе — связанные с «нервами». Например, больной зуб может долго не выдавать себя, пока на него не попадет горячая или холодная вода.

Сердце, которое мы только что упоминали, также может быть поражено болезнью, но в начальных или умеренных стадиях это может не давать ни боли, ни других неприятных ощущений. Основным, а в большинстве случаев — единственным методом исследования сердца является кардиограмма. При этом, общепринятые методы ее проведения оставляют нераспознанными большую часть сердечных недомоганий. Цитата: «ЭКГ, снятая в покое и вне сердечного приступа, не позволяет диагностировать около 70% всех сердечных заболеваний» («Стандарты диагностики и лечения» СПб, 2005г).

В диагностике других внутренних органов имеются проблемы ничуть не меньшие, о чем — далее. Таким образом, утверждение «Все болезни — от нервов» изначально неверно. Нервные нагрузки всего лишь ставят организм в такие условия, что начинают проявляться те заболевания, которыми он уже был болен. О реальных причинах и правилах лечения этих заболеваний — на страницах книги «Анатомия жизненной силы. Секреты восстановления нервной системы», доступно и доходчиво.

Миф третий: «При нервных расстройствах нужно принимать только те препараты, которые непосредственно действуют на нервную систему».

Прежде чем перейти к фактам, опровергающим эту точку зрения, можно поставить простые вопросы о том, что нужно лечить, если рыба в пруду больна — рыбу или пруд? Может быть, заболевания внутренних органов вредят только им самим? Возможно ли, чтобы нарушение деятельности какого-либо органа никак не отражалось на состоянии организма?

Очевидно, нет. Но нервная система человека — такая же его часть, как сердечно — сосудистая, эндокринная или любая другая. Имеется целый ряд заболеваний, возникающих непосредственно в мозге. Именно для их лечения должны приниматься лекарства, напрямую влияющие на мозговую ткань. При этом, несравнимо более часто нервно-психологические проблемы являются следствием общих нарушений физиологии или биохимии организма. Например, хронические заболевания внутренних органов имеют очень важное свойство: все они, так или иначе, нарушают мозговое кровообращение. Кроме этого, каждый из этих органов способен оказывать свое, особое влияние на нервную систему — в силу тех специфических задач, которые он выполняет в организме.

Упрощенно, эти задачи сводятся к тому, чтобы поддерживать постоянство состава крови — так называемый «гомеостаз». Если данное условие не выполняется, то спустя некоторое время возникают нарушения тех биохимических процессов, которые обеспечивают работу мозговых клеток. Это и является одной из главных причин всевозможных нервных расстройств, которые, к слову, могут быть единственным проявлением заболеваний внутренних органов.

Имеется официальная статистика, согласно которой у лиц с хроническим течением этих заболеваний, нервно-психические отклонения отмечаются в 4 — 5 раз чаще, чем среди всего населения в целом. Весьма показателен эксперимент, когда паукам вводили кровь здоровых людей, после чего в жизнедеятельности насекомых не отмечалось никаких изменений. Но, когда паукам вводили кровь, взятую от психически больных, поведение членистоногих резко менялось. В частности, они начинали совершенно иначе плести паутину, которая становилась уродливой, неправильной и ни на что не годной (при расстройствах некоторых органов в крови человека могут находиться десятки веществ, которые и сегодня не могут быть идентифицированы).

Сведения о том, что заболевания внутренних органов нарушают работу мозга, накапливались очень долго. Эти сведения подтверждались, в частности, слишком малой эффективностью общеоздоровительных мероприятий, применяемых при ослаблении нервной системы, тогда как прицельное лечение нарушенных органов приводило к ее скорой реабилитации.

Интересно, что такие же наблюдения сделала и китайская медицина много столетий назад: иглоукалывание так называемых «общеукрепляющих точек» часто давало мало пользы, а разительные исцеления происходили лишь тогда, когда использовались точки, связанные с конкретными ослабленными органами. В трудах классиков европейской медицины говорится о том, что «… не нужно назначать нервоукрепляющее лечение, а надо доискиваться и атаковать те причины внутри организма, которые привели к ослаблению нервной системы.»

К сожалению, знания такого рода изложены лишь в специальной научной литературе. К еще большему сожалению, выявление и лечение хронических, вялотекущих заболеваний отнюдь не относится к приоритетам современной поликлинической медицины.

В «Анатомии жизненной силы…» наглядно показано, как и за счет чего происходит угнетение нервной системы при наиболее частых и распространенных нарушениях со стороны внутренних органов. Приведены косвенные и малозначительные, казалось бы, признаки, которыми проявляются эти нарушения. Также описаны доступные и эффективные методы их устранения, наряду с описанием механизма их лечебного действия.

Миф четвертый: «При ослаблении жизненного тонуса нужно принимать тонизирующие средства вроде элеутерококка, родиолы розовой или пантокрина» Тонизирующие средства (так называемые «адаптогены») на самом деле не могут устранить ни одной причины ослабления жизненного тонуса. Их могут принимать только здоровые люди перед значительными физическими или нервными нагрузками, например — перед дальним путешествием за рулем. Прием этих средств лицами с ослабленной нервной системой приведет только к тому, что будут израсходованы их последние внутренние резервы. Ограничимся мнением д.м.н., профессора И.В.Киреева: «тонизирующие средства облегчают состояние пациента на непродолжительное время, за счет индивидуального потенциала организма» Другими словами — даже при очень скромных доходах можно обедать в ресторанах. Но только три дня в месяц. За счет чего питаться далее — неизвестно.

Миф пятый: «Целеустремленность и любые другие качества человека зависят только от него самого» Всякий думающий человек подозревает, по меньшей мере, что это не совсем так. Что же касается научных взглядов, они могут быть представлены следующими данными: За целеустремленную деятельность у человека отвечают особые участки мозга — лобные доли.

Имеется довольно много причин, способных нарушить их нормальное состояние. Например — затрудненное или сниженное кровообращение в данной области мозга. При этом абсолютно не страдают мышление, память и вегетативные рефлексы (кроме тяжелых, клинических случаев) Однако, подобные нарушения вызывают изменения в тонких нейрональных механизмах целеполагания, из-за чего человек становится несобранным, неспособным к концентрации внимания и волевым усилиям для достижения цели (в быту: «Без царя в голове», «В голове — ветер» и др.).

Заметим, что нарушения в разных зонах мозга вызывают самые различные изменения в психологии человека. Так, при нарушениях в одной из таких зон начинают резко преобладать инстинкт самосохранения, беспричинная тревога и страх, а отклонения в работе других зон делают людей слишком смешливыми. Вообще, важнейшие психологические характеристики личности в огромной, превалирующей степени зависят от особенностей работы некоторых мозговых структур. При помощи электроэнцефалограмм, например, было выявлено, каким образом влияет на личностные качества человека преобладающая у него частота биоэлектрической активности мозга:

— лица с хорошо выраженным альфа-ритмом (8-13 Гц) — это активные, стабильные и надежные люди. Для них характерны высокая активность и упорство, точность в работе, особенно в условиях стресса, хорошая память;

— лица с преобладающим бета-ритмом (15-35 Гц) демонстрировали низкую концентрацию внимания и неаккуратность, допускали большое количество ошибок при низкой скорости работы, обнаруживали низкую устойчивость к стрессу. Кроме этого, было выявлено, что лица, у которых нервные центры работали в унисон друг с другом в передних отделах мозга — характеризовались выраженной авторитарностью, независимостью, самоуверенностью, критичностью. Но по мере того, как этот унисон смещался назад, к центральной и теменно-затылочной областям мозга (соответственно 50 и 20 % испытуемых), эти психологические качества претерпевали изменения вплоть до прямо противоположных. Проведенное в США исследование объяснило, например, почему подростки, в большей степени, чем взрослые, склонны к рискованным поступкам: употреблению наркотиков, случайным половым связям, вождению автомобиля в нетрезвом виде и пр. Изучив данные энцефалограмм, ученые пришли к выводу, что у молодых людей, по сравнению со взрослыми, значительно уменьшена биологическая активность в тех участках мозга, которые отвечают за принятие осмысленных решений.

Попутно развеем еще один миф о том, что человек, якобы, сам создает свой характер. Ошибочность данного суждения следует хотя бы из того факта, что основные черты характера складываются примерно к четырехлетнему возрасту. В большинстве случаев, это тот период детства, начиная с которого люди помнят себя. Таким образом, «костяк» характера формируется без учета наших пожеланий (в пословицах: «Детеныш льва уже похож на льва», «Луком родился, — луком, а не розой и умрешь»).

Методом позитронной томографии были получены сведения о том, что каждому типу характера здоровых людей соответствуют определенные особенности кровотока в различных областях мозга (то же, к слову, лежит и в основе деления людей на две большие группы — интровертов и экстравертов) .

По схожим, независимым от нас причинам возникают индивидуальные особенности походки, почерка и многое другое. При всем этом, можно легко избавиться от многих нежелательных черт своего характера, если устранить те препятствия, которые мешают нормальной работе нервных клеток. Как именно — в моей книге.

Миф шестой: «Депрессию вызывают или тяжелые жизненные обстоятельства, или неправильный, пессимистический образ мыслей».

Очевидно, нужно согласиться с тем, что далеко не у всех, кто оказался в сложных жизненных условиях, возникает депрессия. Как правило, здоровая и сильная нервная система позволяет перенести вынужденную смену жизненного уклада без особого ущерба для себя. Стоит, однако, заметить, что этот процесс обычно сопровождается весьма болезненным периодом, в течение которого происходит понижение «уровня притязаний», то есть отказ от ожидаемых или привычных жизненных благ. Нечто подобное происходит и в случае неизбежных утрат близких. Если же потеря близкого человека вызывает стойкие и все более усиливающиеся негативные симптомы, это заставляет подозревать наличие в организме скрытых телесных или нервных заболеваний. В частности, если кто-либо в таких случаях начинает заметно терять в весе — это повод думать о наличии рака желудка.

Что до «печального образа мыслей» и якобы порождаемой им депрессии, то все обстоит несколько иначе: вначале возникает депрессия, и только затем ей находят различные правдоподобные объяснения («Все — плохо», «Жизнь бессмысленна» и пр.). С другой стороны, каждый без труда может припомнить разудалых розовощеких увальней, пышущих жизнелюбием во всех его формах, но обладающих при этом крайне примитивной жизненной философией. Депрессия есть проявление нарушенной деятельности мозговых клеток (безусловно, наряду с этим существуют и такие события, как «горе» или «большое горе». Они могут вызвать депрессию и у абсолютно здоровых людей, но душевные раны в этом случае рано или поздно затягиваются. Тогда говорят, что «Время лечит»).

Различить в себе депрессию иногда весьма трудно, поскольку она может прятаться под разными одеждами и масками. Даже те, кто точно знает о своей подверженности депрессиям, далеко не всегда могут распознать очередное обострение данного заболевания, настолько естественными кажутся им рисуемые депрессией мрачные картины мировосприятия. На страницах «Анатомии жизненной силы…» приведен полный перечень прямых и косвенных признаков, которые позволят выявить у себя возможное наличие депрессивных расстройств.

Миф седьмой: «Если человек не может избавиться от курения — значит у него слабая сила воли». — Заблуждение, имеющее давние корни и чрезвычайно широко распространенное. Ошибочность данного мнения состоит в следующем:

Известно, что компоненты табачного дыма начинают, рано или поздно, участвовать в биохимических реакциях организма, вытесняя собой вещества, специально предназначенные для этого природой. Мало того, что это извращает важнейшие процессы в организме, — курение вызывает перестройку работы нервной системы, после чего ей будут требоваться все новые и новые порции никотина. При отказе от курения в мозге должны произойти обратные изменения, которые позволят ему вновь перейти на «полное внутреннее обеспечение». Но данный процесс происходит лишь у тех, чья нервная система обладает высокими возможностями адаптации, то есть способности к приспособлению (общеизвестные примеры адаптации — это моржевание и открытие «второго дыхания» у бегунов на длинные дистанции).

Согласно статистике, способность к адаптации снижена, в той или иной степени, примерно у 30% населения — по причинам, от них не зависящим и доступно описанным далее. Приспособительные реакции происходят на клеточном уровне, поэтому повысить свои адаптивные возможности с помощью «силы воли» практически невозможно (ибо сказано: «Выше головы не прыгнешь»).

Описано, например, немало случаев, когда людей, желающих во что бы то ни стало покончить с курением, по их просьбе увозили и оставляли далеко в тайге или в других местах, где приобретение сигарет было бы невозможным. Но уже через день-два табачное воздержание становилось настолько невыносимым («физиологическая абстиненция»), что вынуждало этих людей курить прошлогоднюю листву и напролом добираться до ближайшего поселения.

Также, персоналу кардиологических стационаров хорошо известны отнюдь не единичные эпизоды, когда их пациенты продолжали курить, даже находясь под угрозой повторных инфарктов. Исходя из таковых реалий, лицам со сниженной адаптивностью, намеревающимся отказаться от курения, предварительно рекомендуется прием препаратов, искусственно улучшающих работу мозга — вплоть до антидепрессантов. Примерно таким же образом обстоят дела и с алкогольной зависимостью. Попутно заметим, что приспособительные возможности небезграничны и у лиц со здоровой нервной системой. Например, одна из пыток, применяемых криминалитетом, состоит в насильственных инъекциях тяжелых наркотиков, после чего человек становится наркоманом. Дальнейшее известно.

Все вышесказанное, впрочем, никоим образом не отменяет эффективности описанных в книге методов, способных восстановить силу и нормальную адаптивную способность нервных клеток.

Миф восьмой: «Нервные клетки не восстанавливаются» (вариант: «Сердитые клетки не восстанавливаются») Этот миф утверждает, что нервные переживания, проявляемые в виде гнева или других отрицательных эмоций, влекут за собой необратимую гибель нервной ткани. На самом деле, отмирание нервных клеток — процесс постоянный и естественный. Обновление этих клеток происходит в разных участках мозга со скоростью от 15 до 100% в год. При стрессах усиленно «расходуются» не сами нервные клетки, а те вещества, которые обеспечивают их работу и взаимодействие между собой (прежде всего — так называемые «нейротрансмиттеры»).

Из-за этого может возникнуть постоянный дефицит этих веществ и, как следствие — затяжное нервное расстройство (полезно знать, что упомянутые вещества безвозвратно тратятся мозгом при любых психических процессах, в том числе — при мышлении, общении и даже тогда, когда человек испытывает удовольствие. Всегда действует один и тот же природный механизм: если каких-либо впечатлений становится чересчур много, мозг отказывается их правильно воспринимать (отсюда — пословицы: «Где тебя любят — туда не учащай», «Гость и рыба плохо пахнут на третий день» и др.). Из истории, например, известно, что многие восточные властители, регулярно пресыщаясь всеми возможными земными утехами, полностью утрачивали способность получать удовольствие от чего бы то ни было. Вследствие этого обещались немалые вознаграждения любому, кто смог бы вернуть им хотя бы какую-то радость жизни. Еще один пример — это так называемый «принцип конфетной фабрики», согласно которому даже у людей, которые очень любили сладости, уже после месяца работы на кондитерском производстве возникает стойкое отвращение к данной продукции).

Миф девятый: «Лень — это придуманный недуг для тех, кто не хочет работать» Обычно считают, что у человека имеется только три природных инстинкта: самосохранение, продление рода и пищевой. Между тем, этих инстинктов у человека гораздо больше. Один из них — это «инстинкт экономии жизненных сил». В народном фольклоре он присутствует, например, в виде поговорки «Глупец начнет думать, когда устанет». Данный инстинкт присущ всему живому: в научных экспериментах любые подопытные особи всегда отыскивают наиболее легкий путь к кормушке. Найдя его, в дальнейшем они пользуются только им («Мы все ленивы и нелюбознательны» А.С. Пушкин) В то же время, имеется определенное количество людей, которые испытывают постоянную потребность в труде.

Таким способом они уходят от внутреннего дискомфорта, вызванного переизбытком энергии. Но и в этом случае силы тратятся ими только на ту деятельность, которая способна принести пользу или доставить удовольствие, например — игру в футбол. Необходимость расходовать энергию на бессмысленную работу вызывает страдания и активное неприятие. Например, для наказания отроков во времена Петра I, их заставляли в буквальном смысле «толочь воду в ступе» (По большому счету, инстинкт экономии жизненных сил требует довольно жесткого равновесия между трудом и получаемым вознаграждением. Попытки длительно игнорировать данное условие привели, в частности, к отмене крепостного права в России и к экономическому краху СССР).

Лень — это не что иное, как проявление инстинкта экономии жизненных сил. Частое возникновение этого чувства свидетельствует о том, что запасы энергии в организме снижены. Лень, апатия — наиболее частые симптомы синдрома хронической усталости — то есть измененного, нездорового состояния организма. Но при любом состоянии организма много энергии тратится на его внутренние запросы, в том числе — на поддержание температуры тела, сердечные сокращения, дыхательные движения. Достаточно большое количество энергии уходит только на то, чтобы держать мембраны нервных клеток под определенным электрическим напряжением, что равнозначно простому поддержанию сознания. Таким образом, возникновение лени или апатии — это биологическая защита от «разбазаривания» жизненных сил в случае их дефицита. Непонимание данного механизма служит почвой для бесчисленных семейных конфликтов, а также вызывает у многих людей идеи самообвинения («Я стал слишком ленивый»).

Миф десятый: «Хроническая усталость пройдет, если дать организму отдых» Опровержение: у здоровых людей, даже связанных с тяжелой и каждодневной физической работой, силы полностью восстанавливаются после ночного сна. В то же время, многие ощущают постоянную усталость и при отсутствии мышечной нагрузки как таковой. Разгадка этого противоречия в том, что образование или высвобождение энергии в организме могут быть нарушены на любом этапе, в силу разнообразных внутренних причин.

Например, одна из них — незаметное ослабление работы щитовидной железы (гормоны, вырабатываемые данной железой — тот же керосин, которым брызгают на сырые дрова) В результате обмен веществ и энергии в организме и мозге замедляется, становясь неполноценным. Очень часто, к сожалению, подобные причины нервных расстройств игнорируются психиатрами и врачами других специальностей. Для справки — до 14% пациентов, направляемых к психиатрам или психотерапевтам по поводу слабости или депрессии, на самом деле страдают только от сниженной деятельности щитовидной железы.

О других, гораздо более частых и распространенных причинах ослабления жизненной энергии — в книге А. Торнова «Анатомия жизненной силы. Секреты восстановления нервной системы». Книга в формате «Word».

Связь: substant@mail.ru. Это единственный адрес, с которого данная книга может быть получена легально, в полной и доработанной авторской версии.

© А.Г. Торнов, 2013
© Публикуется с любезного разрешения автора

psyfactor.org