Стресс и их влияние на личность студента

Стресс и их влияние на личность студента

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 1274

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

В наше время студенты, испытывая высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе учебы, часто не справляются в полной мере с учебной деятельностью. Главной причиной этого является снижение уровня стрессоустойчивости и проявляется, как нарушение познавательных процессов личности (восприятие информации, памяти, мыслительных операций), так и нарушение в эмоциональной сфере, снижение мотивации.

Стрессоустойчивость представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Проблему стрессоустойчивости студентов и студентов медиков в частности рассматривали с разных позиций и применением разнообразных методик.

К примеру наши коллеги из Арзамасского медицинского колледжа использовали в анализе уровня стрессоустойчивости студентов начальных курсов тест-опросник Айзенка для изучения темперамента и характера, тест оценки уровня общительности ( В.Ф. Ряховского) и определение индекса групповой сплоченности Сишора . И в результате по тест-опроснику Айзенка установлено, что 30% эмоционально неустойчивы, 30% эмоционально стабильны, 40% имеют средний показатель нейротизма ( что зависит от соотношения типов темперамента) А согласно индексу групповой сплоченности Сишора студенты набрали минимальные значения (8 баллов) т.к. для студентов первого курса адаптация друг к другу находится еще в стадии формирования. Оценка уровня общительности показал, что 40% имеют нормальную коммуникабельность, 10% замкнутые предпочитающие одиночество, 10% некоммуникабельные, 20% весьма общительные, 20% сверхобщительные. Результаты проведенной работы показали, что есть необходимость в коррекционных мероприятиях.

Андреева А,А. в своей диссертации на тему «Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов» рассматривает эту проблему с точки зрения психолого-педагогическое исследования. В своей работе она использовала следующие методики: методика многофакторного исследования личности опросник Р.Б. Кэттелла, опросник нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин), методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк), методика САН, методика диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин), методика «Куда ты идешь: к стрессу или от него?», методика «Стрессоры», авторская методика «Стрессоустойчивость в учебной деятельности»; «Изучение системы отношений студенческой молодежи» (М.И. Старов), анализ результатов успеваемости студентов в учебной деятельности.

На основании результатов своего исследования автор пришла к выводам что:

1. Стрессоустойчивость студентов в учебной деятельности является комплексным свойством личности, включающим такие личностные компоненты, как низкая личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень нервно-психического напряжения, адекватная самооценка, высокая работоспособность, эмоциональная устойчивость, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности и реализуется в когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах деятельности личности.

2. Позитивное отношение студентов к учебной деятельности определяется как сознательная, избирательная, активная позиция студента, характеризующаяся с эмоциональной стороны ее принятием, с содержательной стороны — гармонией мотивов в процессе развития стрессоустойчивости через положительные результаты учебной деятельности.

3. Факторами, влияющими на развитие стрессоустойчивости и позитивного отношения к учебной деятельности, являются такие внешние факторы, как «педагогическое воздействие», «межличностное взаимодействие», «система деятельностей в вузе», «стимулирование»; и внутренние — психофизиологические, социально-психологические, психолого-педагогические особенности личности;

4. Психолого-педагогическая технология повышения уровня стрессоустойчивости студентов, представляющая собой совокупность психолого-педагогических методов, техник, приемов, средств, влияет на развитие позитивного отношения студентов к учебной деятельности.

С точки зрения общественного здоровья эту тему осветил в своей диссертации Миронов С.В. «Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения их медицинского обслуживания» Обучение медицинским специальностям связано с повышенным уровнем стресса. Это приводит к более высокому уровню заболеваемости болезнями желудочно-кишечного тракта, чем в среднем по популяции. 65% будущих медицинских работников отмечают более 1 типичного симптома заболевания желудочно-кишечного тракта. При этом наиболее значимым этиологическим фактором является стресс, обусловленный особенностями получаемого медицинского образования.

В качестве инструментария при оценке уровней стресса студентов-медиков

наиболее часто используются шкалы Perceived Stress Scale (PSS) (шкала

27 восприятия стресса) и the Depression, Anxiety and Stress Scale (DASS) (шкала депрессии, беспокойства и стресса). Исследователи (S.M. Willcock [et al.], 2004; E. Warnecke [et al.], 2011) отмечают, что заболеваемость студентов-медиков психическими расстройствами стремительно возрастает на старших курсах додипломного обучения вследствие выраженного психологического стресса.

Эта тенденция сохраняется и при прохождении последипломного обучения. E. Warnecke на основе оригинальных исследованийпредлагают внедрение программ тренировки памяти, которые позволят развивать стрессоустойчивость среди студентов-медиков. Это необходимо, так как уровни стресса, депрессии и страха среди студентов-медиков являются высокими.

Особенно это актуально, по данным исследования, для студентов-медиков старших курсов. При этом обучение студентов практикам психологической релаксации помогает существенно снизить уровень стресса (на 2,78-3,41 балл по шкале DASS) (D. Oman, 2008; E. Warnecke, 2011)

В итоге можно сказать, что в разных областях наук рассматривают данную тему, актуальность которой вряд ли возможно переоценить. Студент рассматривается, как одна из важнейших ступеней формирования здоровой и целостной личности и если в некоторых случаях не помочь,возможно не совсем стрессоустойчивым, то это может привести к формированию преждевременных проблем у человека в частности, и у человечества в глобальном рассмотрении проблемы.

В нашем исследовании мы планируем создать комплексную систему оценки устойчивости студентов-медиков к факторам стресса. Использование комплексной методики позволит вобрать все лучшее, что уже применяли исследователи, создать емкий и адекватный инструментарий для практического внедрения в нашем ВУЗе.

Литература

Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов Дисс. на соиск…. канд. психол. наук, Тамбов, 2009 – 219с. Электронный ресурс Режим доступа: http://www.dissercat.com /content/stressoustoichivost-kak-faktor-razvitiya-pozitivnogo-otnosheniya-k-uchebnoi-deyatelnosti-u-s#ixzz3PIXxYlUw (дата обращения 18.01.15)

Белова Е.А. Социально-перцептивная обусловленность структурно-динамических проявдений стресса в юношеских группах. Дисс. на соиск…. канд. психол. наук, Кострома, 2014 – 192с. Электронный ресурс Режим доступа: http://ksu.edu.ru/attachments/article /722/dissertacia_belovaEA.pdf (дата обращения 18.01.15)

3.Миронов С.В. Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения их медицинского обслуживания. Дисс. на соиск…. канд. мед. наук, Москва, 2014 – 150с. Электронный ресурс Режим доступа: etess.ru/3meditsina/467580-1-sostoyanie-zdorovya-rossiyskih-inostrannih-studentov-medicinskogo-vuza-puti-uluchsheniya-medicinskogo-obsluzhivaniya.php (дата обращения 18.01.15)

4. Прохоров, А.О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие для вузов (под ред. Прохорова А.О.) / А.О., Г.Ш. Габдреева . — СПб: Речь, 2004.-480 с.

5. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. — 304 с.

www.scienceforum.ru

Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов

Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблема психического здоровья студентов весьма актуальна.

Стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента.

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету [2]. Причину, вызывающую стресс, психологи называют стрессор. Стрессоры — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния – стресса [1,230]

В основном, у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Очень часто в жизни студента возникают такие ситуации, когда одно дело еще не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда при всем желании не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени на подготовку к экзамену.

Когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать.

Стресс, испытываемый студентами, сказывается на обучении. Трудности с успеваемостью, в свою очередь, также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

Исследования (данной проблемой занимались такие учёные-психологи, как Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Ганс Селье, Юрий Иосифович Александров и др.) показали, что стресс — это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.

Актуальной становится задача развития у студентов навыков самоконтроля, формирования навыков управления факторами, вызывающими стресс.

Авторами статьи было проведено исследование влияния факторов личного и учебного плана на возникновение стресса у студентов первого курса и выявление основных приёмов и методов борьбы со стрессами. Возраст участников — 16-18 лет, пол – женский; количество респондентов – 21 человек. Это студентки специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Для исследования были использованы 2 методики:

Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых [4]. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания.

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона (студентам предлагалось ответить на 10 вопросов) [4]. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости.

Результаты проведенного тестирования были представлены в форме диаграмм, гистограмм, таблиц и анализа полученных результатов.

В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами возникновения стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам, отсутствие учебников, строгие преподаватели, непостоянное расписание, занятия в две смены, излишне серьёзное отношение к учёбе (Рис.1.)

Вклад отдельных проблем в общую картину стресса

Многие студенты – первокурсники не умеют организовывать свой режим, недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха, что ведет к ухудшению работоспособности, внимания, памяти, и в целом, к значительному снижению успеваемости. Студенты сталкиваются с такими проблемами и трудностями, как:

— несданные вовремя лабораторные работы;

— невыполненные или выполненные неправильно задания;

— большое количество пропусков по какому-либо предмету;

— недостаточно полные знания по дисциплине;

— плохая успеваемость по определенной дисциплине;

— отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

— плохие физические условия: отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум.

Стресс, связанный с учёбой (Рис.2.), проявляется в постоянной спешке, нехватке времени, плохом настроении, плохом сне, потере уверенности, снижении самооценки, повышении утомляемости, что сказывается на понижении работоспособности студентов.

Средний показатель экзаменационного волнения в группе составляет 87% . Данный показатель значительно превышает норму, что лишь подтверждает, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором. У большинства студентов проявляются такие признаки экзаменационного стресса, как учащенное сердцебиение, скованность и дрожание мышц, головные боли. Также отдельные студенты выделили затрудненную речь.

Основными способами снятия стресса (Рис.3.) является сон (15респондентов), общение с друзьями и любимым человеком (18 респондентов). Прогулка на свежем воздухе (13 респондентов) и вкусная еда (13 респондентов) тоже являются эффективными способами снятия стресса. Радует то, что алкоголь, наркотики для снятия стресса в исследуемой группе не используются.

Анализ полученных результатов диагностики стрессоустойчивости студентов показал, что самое большое количество баллов среди тестируемых набрали 3 респондента (от 24,2 — 34,1 баллов). Это низкая степень сопротивляемости стрессу, что говорит о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на их жизнь, и студенты им не очень сильно сопротивляются.

2 респондента из 21, набравшие самое маленькое количество баллов (от 6,8 — 14,1 баллов), имеют высокий уровень устойчивости к стрессовым ситуациям.

16 студентов имеют средний уровень стрессоустойчивости (14,2 — 24,1 баллов), который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Совершенно исключить из студенческой жизни стрессовые ситуации невозможно, однако можно попытаться свести к минимуму.

В ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского» многое делается, чтобы помочь студентам избежать цейтнота: режим дня ОУ, расписание занятий, экзаменов, план работы на семестр, (год), график дежурств и т.п. Это позволяет распланировать свои повседневные дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент; не браться за несколько дел одновременно, выполнять некоторые задания заранее с учетом своей нагрузки, чтобы предотвратить стресс в период сессии. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этих правил.

Особо следует подчеркнуть, что, планируя свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.

Для сохранения своих душевных и физических сил студентам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, например, массаж активных точек:

— массаж мочек ушей;

— надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;

— массаж переносицы и области «третьего глаза»;

— противострессовое дыхание (дыхательная гимнастика):

— вдох на 4 счёта; задержка дыхания на 4 счёта; выдох на 4 счёта; задержка дыхания на 4 счёта (повторить 4-5раз) и др.

Таким образом, в результате исследования были сделаны выводы, что студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций; важнейшим стрессогеном является острая нехватка времени, сопровождающая студенческую жизнь с первого до последнего года учебы. Именно ограничение во времени — физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья.

Стресс в учебном процессе необходимо и возможно регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий.

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению, мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни». [3]

1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] — М.: ПЕРСЭ, 2006. — 528 с.

2. Понятие стресс. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.ayzdorov.ru /ttermini_stress.php.

3. Селье Г. Стресс без дистресса / Селье Г. – М.: Книга по Требованию, 2012. — 66 с.

4. Психологические тесты [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.no-stress.ru/testy/stress.html

5. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46005.htm.

6. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]. — СПб.: Питер, 2006. — с.256

e-koncept.ru

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Наджибуло Шахбозбек Паймон

студент факультета «Общая медицина», КазНМУ им. Асфендиярова, г. Алматы

Нуртазина Айсана Абаевна

Мадалиева Санам Хакимовна

научный руководитель, КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова преподаватель кафедры коммуникативных навыков, г. Алматы

Высокая изменчивость и сложность современного мира приводят к тому, что стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Причем уровень стресса большинства людей превосходит их психофизиологические возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия [5, с. 47].

Анализируя различные психологические исследования можно сделать вывод, что в настоящее время наблюдаются тенденции к интегрированным системным подходам в области изучения стресса. В то же время остаются вопросы, которые не получили достаточного освещения в современной психологической науке, в частности, связанные с особенностями переживания стрессовых состояний студентами медицинских специальностей. Проблематикой работы является возникновение стрессовых состояний у студентов медицинских специальностей, переживаемых ими в различных сферах их жизни. Поэтому, основной целью работы является выявление особенностей проявлений стрессовых состояний у студентов-медиков [4, с. 103].

Что такое стресс и стрессоустойчивость? Определение стресса, по Гансу Селье — это неспецифический ответ организма на любое воздействие на организм (реакция на сильное чувство или ощущение). По воздействию стресса на организм человека стресс делится на два вида: дистресс (выраженный отрицательный и оказывающий вредное влияние) и эустресс (выраженный положительный и оказывающий позитивное влияние). Стрессоустойчивость (с точки зрения медицины) — это индивидуальный, сборный параметр человека, образуемый под влиянием жизненного опыта и личностных качеств, позволяющий переносить стресс без вредных последствий для организма [2, 56 с].

На сегодняшний день известно большое количество работ о стрессе, о влиянии стресса на поведение человека, об изменениях в организме человека и поведении групп людей под «фоновым» стрессом [1, с. 33].

На основе вышеизложенного была поставлена цель — найти качественное и количественное влияние стресса и стрессоустойчивости на одну из важнейших качеств современного человека и студентов, в частности, на их умственную работоспособность.

·Определение влияния образа жизни на стрессоустойчивость.

·Определение влияния стрессоустойчивости на умственную деятельность.

·Найти связь между стрессоустойчивостью и релаксацией

В исследовании приняли участие 100 студентов КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова в возрасте 18—22 года. Метод отбора — простой случайный бесповторный.

Методики. Cтудентам были розданы анкеты с различными видами тестов:

Тест № 1 — тест на стрессочуствительность [3, c. 199].

Тест № 2 — тест на стрессоустойчивость [3, с. 175].

Тест № 3 — тестирование на анализ образа жизни [3, с. 229].

Задание для оценки умственной работоспособности [3, c. 304].

Была проведена статистическая обработка полученных данных.

1. После обработки тестов на стрессочувствительность (СЧ) были получены следующие данные, по результатам которых студенты были разделены на 3 группы:

·Средняя СЧ — 54 % и

2.В этих же группах был проведен анализ влияния режима труда и отдыха у студентов на их стрессоустойчивость (таб. 1).:

Распределение опрошенных студентов по субгруппам

sibac.info

Стресс в жизни студента

Исследование влияния факторов личного и учебного плана на возникновение стресса у студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Причины возникновения, формы и признаки проявления стресса, основные приемы снятия и методы борьбы со стрессами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему:

«Стресс в жизни студента»

Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении — это стресс для многих студентов.

Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.

Студенту необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые роли и модифицировать старые, в результате чего они также могут испытывать стресс.

Данной проблемой занимались следующие психологи: Уолтер Кэннон, Ганс Селье, Леонид Александрович Китаев-Смык, Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Юрий Иосифович Александров и пр.

Цель нашей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.

Предметом исследования являются психологические особенности учебного стресса у студентов.

Так же мы сформулировали гипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении основными причинами возникновения стресса у студентов являются факторы как личного, так и учебного плана.

1. Сущность понятия «стресс»

В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения.

Стресс понимается как нажим, давление, напряжение (англ).

Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция — определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса — нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Г. Селье.

Также стресс — это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия — чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы (Кузнецов А. Г) — вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.

Встречается и такое определение стресса — ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.

У стресса можно выделить две формы:

а) стресс полезный — эутостресс,

б) стресс вредоносный — дисстрес.

Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов. Чтобы стресс принял характер эутостресса, необходимо наличие определенных условий:

§ Положительный эмоциональный фон;

§ Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

§ Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

§ Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:

§ Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т. д.;

§ Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

§ Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

2. Стресс в жизни студента

стресс студент учебный

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т. е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие:

§ несданные во время и незащищенные лабораторные работы;

§ не выполненные или выполненные неправильно задания;

§ большое количество пропусков по какому-либо предмету;

§ отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;

§ недостаточно полные знания по дисциплине;

§ плохая успеваемость по определенной дисциплине;

§ перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т. е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;

§ конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя — с другой;

§ отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

§ плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).

Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.

3. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов


Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса студентов

Исследование учебного стресса мы проводили среди студентов 10134 группы юридического факультета. Возраст участников — 17-19 лет, пол — женский, мужской. В диагностике участвовало 25 студентов.

Для исследования мы выбрали 2 методики:

Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10_и балльной шкале, где 1 балл — минимум, 10 баллов максимум. 2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 — открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).

Методика включает 10 вопросов. При выполнении теста студентам было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто).

4. Диагностика учебного стресса у студентов

Результаты проведенных методик мы предоставили в форме таблиц и анализа полученных результатов.

Таблица 1 — Причины стресса студентов.

Результаты, max = 10 б.

Большая учебная нагрузка

Страх перед будущим

Нежелание учится или разочарование в профессии

Непонятные, скучные учебники

Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами

Проблемы в личной жизни

Неумение правильно организовать свой режим дня

Излишнее серьезное отношение к учебе

Жизнь вдали от родителей

Конфликт в группе

Проблемы совместного проживания с другими студентами

Иное — трудности в изучении непрофильных предметов (информатика, математика)

Итак, основными причинами возникновения стресса у студентов являются строгие преподаватели и жизнь вдали от родителей. Меньше всего студентов волнует проблема совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе (можно сделать вывод о том, что группа дружная).

Средний показатель экзаменационного волнения в группе — 7, 9 Студенты волнуются больше нормы, возможно, это связано с одной из популярных причин стресса «страх перед будущим».

Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы:

Значительно уменьшился у 1 студентов

Незначительно уменьшился у 3 студентов

Не изменился у 12 студента

Незначительно возрос у 5 студентов

Значительно увеличился у 4 студентов

Таблица 2 — Проявление стресса у студентов

Спешка, ощущение постоянной нехватки времени

Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания

Плохое настроение, депрессия

Невозможность избавиться от посторонних мыслей

Низкая работоспособность, повышенная утомляемость

Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами

Потеря уверенности, снижение самооценки

Нарушение социальных контактов, проблемы в общении

Учащенное сердцебиение, боли в сердце

Проблемы с желудочно-кишечным трактом

Напряжение или дрожание мышц

Проявляется стресс в группе в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологические признаки проявления стресса у большинства студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе.

Таблица 3 — Приемы снятия стресса

Способ снятия стресса

Общение с друзьями или любимым человеком

Прогулки на свежем воздухе

Перерыв в работе или учебе

Иное: танцы, принятие душа, смена деятельности, самовнушение.

Основным способом снятия стресса является сон (используют 97 % опрошенных). Радует то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются.

Таблица 4 — Признаки проявления стресса

Признак проявления стресса

Выбор студентов, в%

Головные или иные боли

Скованность, дрожание мышц

Иное: нарушение сна, боли в животе.

Из биологических признаков проявления стресса можно выделить учащение сердцебиения и различные боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей части студентов.

Таблица 5 — Самооценка стрессоустойчивости

Результаты, max = 40 б.

Итого: оценка «хорошо» у 28 % студентов, «удовлетворительно» у 48 %, «плохо» у 20 % и очень плохо 4 %.

При проведении теста, определяющего уровень самооценки стрессоустойчивости, средний показатель стрессоустойчивости составил 19, 76 из 40 возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости студентов, который означает адекватность восприятия своей стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости студентов в группе.

5. Методы борьбы со стрессами

Существует множество методов борьбы со стрессом, к которым может прибегнуть студент-первокурсник:

1. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.

3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.

4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.

6. Хорошим лекарством от стресса является смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.

8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т. д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.

Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов

Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. «Проявление волевых качеств (силы воли) — это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)». Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.

Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.

Таким образом, мы видим, что стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.

Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе.

В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Применительно к учебной деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором. и самопринятие.

Стресс могут вызывать и личностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.

4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций человек способен решить сам, не прибегая к посторонней помощи.

5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов.

6. Понять и принять, что серьезные перемены — это неотъемлемая часть жизни.

7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

Заключение

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все — от новорожденного до немощного старика.

Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.

Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтверждена. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.

Итак, стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЭ. — 2006. — с. 528

2. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — с. 256

3. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — с. 288

4. Ресурс Интернета: http://www.no-stress.ru/testy/stress.html

5. А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. Психологические технологии управления состоянием человека Издат. «Смысл» 2009.

6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983.

7. Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982.

otherreferats.allbest.ru