Стресс и методы борьбы с ним

Стресс – это защитная реакция организма, его физиологический и индивидуальный ответ на внешние раздражители, направленный на восстановления гомеостаза, то есть равновесия между организмом и внешней средой. В современном обществе под стрессом часто понимают элементарное нервное перенапряжение, но это неправильно, так как это не просто душевные волнения или напряжение, а это универсальная физиологическая реакция, имеющая свои симптомы и фазы. Симптомы стресса могут быть различны: повышение температуры, слабость, потеря аппетита, бессонница, депрессивные состояния.

Как бороться со стрессом?

Прежде всего надо найти причину, вызвавшую стресс. Конечно, часто это нам не под силу, поэтому есть ряд способов, которые позволяют нормализовать состояние и прийти в себя.

Во-первых, нормализуйте сон. В нашей жизни мы уже не подчиняемся биологическим ритмам сна и бодрствования, а следуем городскому и рабочему режиму. Отсутствие нормального сна и недосыпание – очень частые причины стресса. Здесь главное не попасть в порочный круг, когда стресс провоцирует бессонницу, а бессонница – стресс. Проблема режима существует у множества людей и ее необходимо исправлять, так как сон – третья часть нашей жизнедеятельности.

Во-вторых, следите за питанием. Неправильное или недостаточное питание ухудшает умственную деятельность и эмоциональное состояние человека. Во время стрессовых нагрузок сделайте упор на растительно-белковую диету.

Остальное – эмоциональные состояния, напрямую связанные со стрессом, которым необходимо дать выход наружу для нормализации сознания. В нашей жизни мы не так часто выражаем истинные чувства, подчиняясь правилам поведения, этикету, обусловленностям и прочее. Когда нам плохо, мы говорим, что все прекрасно; когда злимся, то улыбаемся и загоняем негатив глубоко внутрь, забывая, что в один прекрасный день он напомнит о себе стрессовым состоянием. Поэтому необходимо выражать свои чувства и эмоции, но делать это правильно.

Например, эмоции выражаются в танцах. Есть пословица: если вы умеете говорить – вы умеете петь, если умеете ходить – вы умеете танцевать. Существуют даже школы танцевальной терапии, где человека учат выражать свои эмоции в движении, и неважно, умеет ли он танцевать или нет.

Эмоции выражаются и великолепно передаются в музыке. Кому-то надо творить ее, чтобы выразить себя, кому-то слушать. Музыкотерапия – очень распространенное на сегодня явление, которое помогает многим людям.

Многим помогает религия. У верующих людей огромный эмоциональный выход идет при молитве. Особенно интересно то, что некоторые пациенты, не реагирующие на обычное лечение, с помощью молитвы, эмоциональных выходов, нормализовывали свое состояние и выздоравливали.

Очень хорошо действует на психику природа. Жизнь в городе генетически еще не закрепилась, и при контакте с природой любой человек обретает некоторое успокоение. Если нет возможности выйти прогуляться по лесу, то порой достаточно озеленить свою квартиру растениями. Также очень важно для психологического спокойствия иметь домашних животных.

Еще один очень эффективный способ – это расслабление, или релаксация. Но методом расслабления пользуется мало людей, так как он подразумевает уход в себя, полное расслабление и отключение мыслей от всех повседневных проблем и невзгод. Не у всех так получается, поэтому этим сильным антистрессовым методом пользуются лишь единицы.

Ароматерапия – метод, известный еще с древних времен. Существует огромное количество ароматических масел и их смесей, которые используются для снятия стресса: анис, апельсин, базилик, бергамот, душица, ель, жасмин, лаванда, лимон, мандарин, мята перечная, роза, розмарин. Ароматерапевты не рекомендуют использовать одно и то же масло долго, так как снижается его эффективность. Хороший эффект будут иметь ванны с парой капель ароматических масел.

Следует помнить: для того чтобы избежать стрессовых напряжений, необходимо придерживаться здорового питания, полноценного сна, отказа от вредных привычек и спокойного и веселого восприятия окружающего мира.

trioda.ru

Стресс и методы борьбы с ним

Стресс выступает в качестве физиологического состояния, которое помогает людям справиться с различными сложностями и опасностями, однако, его избыток будет оказывать влияние на ухудшение качества жизни и привести к тому, что возникнут серьезные заболевания. Соответственно необходимо знать его источники и методы борьбы с ним. Стрессовые ситуации способны вызывать дискомфорт, что будет проявляться в качестве болей в животе, повышенной потливости, головных болях, повышенной раздражительности, бессоннице и депрессии. Было проведено множество исследований, согласно результатам которых было доказано, что за счет хронического стресса будет увеличиваться количество заболеваний, включая опасные для жизни.

Следует обратить внимание на то, что, что в результате стресса будет усугубляться язвенная болезнь, а также возникнет синдром раздраженного кишечника. Кроме того, он способен оказывать воздействие и на сердечно- сосудистую систему, становится причиной роста риска гипертонии, а также болезней коронарной артерии, что является причиной возникновения сердечного приступа. Длительный стресс способен оказать воздействие на психическое состояние здоровья. Люди, находящиеся в стрессовом состоянии, часто страдают от бессонницы, снижения концентрации внимания. Кроме того, у них могут наблюдаться частые перепады настроения, что становится причиной возникновения депрессии. Во избежание указанных выше последствий, необходимо научиться справляться со стрессом.

Самым главным условием для того, чтобы одержать победу над стрессом является полное расслабление. Основным принципом борьбы со стрессом является создание условий, в которых удастся избегать ситуаций, при которых возникает стресс. Однако, всем известно, что в современном мире, сделать это крайне сложно. Соответственно, если в Вашей жизни часто возникают подобного рода ситуации, необходимо облегчить степень их воздействия на здоровье. Отличным средством выступает использование различных методов релаксации, которые способствуют успокоению человека. Попробуйте замедлить дыхание, потушить свет в комнате, остаться в полумраке и расслабиться, можно также отправиться на прогулку по парку в солнечный день. К счастью, современные условия позволяют каждому из нас принять расслабляющую ванну с добавлением эфирных масел. Все мы знаем о том, что живем в бешеном ритме современной жизни, а значит, зачастую ведем неправильный образ жизни. Это тоже может выступать в качестве одной из основ для создания благоприятных для стресса условий. Ведите здоровый образ жизни, это будет способствовать более быстрому избавлению от стресса. Кстати, люди, активно занимающиеся разными видами спорта, не так сильно подвержены риску стрессовых ситуаций. Это легко объяснить тем, что за счет физических нагрузок снимается напряжение.

Важно также и мыслить оптимистично. Чаще смейтесь, общайтесь с друзьями и близкими людьми, отдыхайте и уединяйтесь с природой. Кстати, сбалансированная диета тоже оказывает влияние на здоровье.

И в заключение хотелось бы предложить одно интересное упражнение, при помощи которого можно избавиться от неприятных воспоминаний и ощущений. У него крайне любопытное название «Фотоальбом». Следует выбрать из жизни эпизод, воспоминания о котором будут вызывать неприятные переживания и представить себе его в качестве определенной последовательности фотографий. После чего эти «фотографии» мысленно складываются в альбом, который ставится на самую дальнюю полку. «Проходит» время и изображения полностью выцветают, а значит, и неприятных воспоминаний больше нет. Упражнение крайне простое, но действенное.

www.igra-zhizni.ru

Стресс и способы борьбы с ним

Очень часто нашему рабочему настроению и производительности мешает лишнее напряжение, стресс. Как же с ним бороться?

Стресс (от английского stress – нажим, напор, давление, нагрузка) – неспецифическая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, а также соответствующее состояние нервной системы, ответная реакция организма. Начиная с внутриутробного периода, организм человека регулярно подвергается воздействию различных факторов, провоцирующих стресс. Мужчины и женщины в равной степени подвержены стрессу.

Виды стресса

В медицине выделяют два вида стресса:

  • Эустресс – так называемая положительная форма стресса, активизирующий стресс. Как правило, является кратковременным и дает организму толчок для мобилизации внутренних ресурсов личности. Улучшает физиологические и психологические (воображение, память) функции организма.
  • Дистресс – отрицательная форма стресса. Как правило, это постоянное воздействие на организм человека, вызывающее сбой физиологических и психологических функций организма. Ухудшает состояние организма, снижает внимание и память.
  • По характеру воздействия стресс бывает:

  • Нервно-психический – воздействие на организм различных событий и эмоций.
  • Тепловой/холодовой – возникший в результате термического воздействия на организм.
  • Химический – воздействие на организм различных токсических веществ.
  • Биологический – стресс, возникший в результате травм, заболеваний.
  • Симптомы стресса

    • Депрессия
    • Нарушения сна, бессонница
    • Постоянное чувство подавленности
    • Нарушение аппетита – чаще всего, снижение аппетита и отказ от еды, но может быть и наоборот – переедание и чрезмерное поглощение пищи.
    • Слезливость, плаксивость
    • Неадекватная реакция на происходящее вокруг
    • Высокая раздражимость, человека очень легко вывести из себя
    • Постоянное напряжение, невозможность расслабиться
    • Снижение памяти и внимания
    • Отсутствие интереса к жизни
    • Возникновение нервных тиков (дергающийся глаз, люди, грызущие ногти)
    • Причины стресса

      Причиной стресса может стать все, что угодно – все, что волнует конкретного человека. Поэтому для каждого эти причины индивидуальны – начиная от разбитой любимой кружки и заканчивая смертью близкого человека.

      Способы борьбы со стрессом. Для того чтобы бороться со стрессом для начала надо выявить его причину. Вероятно, что для возвращения к нормальному ритму жизни необходимо всего лишь выяснить и устранить причину стресса.

      Занятия спортом, йога, танцы, дыхательная гимнастика – известно, что физические упражнения вызывают выброс гормонов радости – эндорфинов, который улучшает настроение и повышает стрессоустойчивость организма.

      Главное – подобрать тот вид занятий, который придется по душе.

      К тому же, в результате занятий спортом человек приобретает красивое и накачанное тело, что существенно поднимает самооценку.

      Правильное питание – необходимо употреблять легкую и хорошо усваиваемую пищу, питаться часто и небольшими порциями. Многие продукты, например, бананы, шоколад, миндальный орех способствуют выработке серотонина – гормона счастья. Для профилактики и борьбы со стрессом необходимо ограничить употребление кофеина, жирной и острой пищи, обилия сладкого. Нормализация сна – поскольку бессонница является одним из главных последствий стресса, и организм не может нормально отдыхать в ночное время, требуется нормализовать режим. Прослушивание релаксирующей музыки, проветривание комнаты, ароматерапия – все это может помочь нормализации сна.

      Народная медицина – некоторые лекарственные травы и сборы обладают выраженным седативным действием. Например, из ромашки аптечной, валерианы, зверобоя, мелиссы можно готовить настои, которые рекомендуется употреблять 2-3 раза в день. Пустырник и валериана выпускаются в форме настойки, но с ними необходимо быть осторожными, так как они содержат спирт.

      Лекарственные препараты

    • Препататы, изготовленные на основе экстрактов из лекарственных растений – «Ново-Пассит», «Персен».
    • Гомеопатические препараты – «Гомеостресс», «Тенотен».
    • Витаминные и минеральные комплексы – «Алфавит», «Центрум», «Компливит» и так далее.
    • Антидепрессанты и транквилизаторы – применяются при тяжелых формах.
    • стресса, при выраженных стрессовых расстройствах и затяжных депрессиях. Большинство этих препаратов относятся к рецептурным, то есть их продажа возможна только при наличии рецепта от врача, поэтому перед их применением необходима обязательная консультация специалиста. Кроме того, они являются сильнодействующими и могут вызывать привыкание, поэтому во время приема также необходимо наблюдение врача.

      • Встречи с друзьями – зачастую человеку, чтоб избавиться от стресса, нужно выговориться близкому, который поймет и поддержит. Также проговаривание проблемной ситуации помогает взглянуть на нее под другим углом и быстрее в ней разобраться.
      • Консультация психолога – в безвыходной, казалось бы, ситуации может помочь разобраться грамотный психолог.
      • Активный отдых – существует теория, что для снятия стресса необходимо подвергнуть организм еще большему стрессу. Катание на байдарках, прыжки с парашютом, картинги другие экстремальные виды спорта отлично подойдут для снятия нервного напряжения.
      • m.womanwiki.ru

        Ответ 14. Стресс и методы борьбы с ним.

        Процесс адаптации зачастую бывает сопряжен со стрессом. Стресс, во-первых, представляет собой особое нервное состояние индивида, порожденное тем, что окружающая действительность в его восприятии существенно отличается от ожиданий.

        1) физиологический, вызываемый излишними физическими нагрузками;

        2) психологический, обусловленный сложными отношениями с окружающими;

        3) информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации;

        4) управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых решений, особенно в условиях недостатка времени;

        5) эмоциональный, проявляющийся в ситуациях угрозы, опасности, неожиданной радости.

        Основными источниками стрессовых ситуаций принято считать:

        во-первых, особенности трудового процесса (ритм, напряженность, однообразие, монотонность, отсутствие необходимых перерывов и т.п.);

        во-вторых, положение индивида в организации (высокое обычно связано со значительными нервными и физическими перегрузками, низкое — с малой престижностью, плохими условиями труда, невозможностью реализовать себя, отсутствием должного уважения со стороны окружающих, неудовлетворительной заработной платой);

        в-третьих, служебные конфликты, неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие взаимной поддержки и помощи, плохие отношения с руководством (например, стресс может возникнуть, когда работник не получает от руководителя того, что необходимо, по его мнению, для работы);

        в-четвертых, трудности согласования служебных и семейных отношений.

        Во многих случаях имеет место одновременное действие нескольких этих факторов. Толчок стрессу дает какое-то из ряда вон выходящее событие, которое субъект начинает внутренне оценивать, и если последствия предполагаются негативными, возникает стресс. Он проявляется в состоянии тревоги, предчувствии опасности, физическом недомогании.

        Человек начинает сопротивляться, искать способ преодоления ситуации путем изменения хода событий, внутреннего отношения к ним или того и другого одновременно. В краткосрочном периоде считается более эффективным сконцентрироваться на втором варианте (дать выход эмоциям — гневу, тревоге, потери уверенности в себе); в долгосрочном — на первом, т.е. решить проблему. На выбор характера действий влияют личные качества и ситуация, имеющиеся ресурсы, самостоятельность, возможность что-то сделать, поддержка со стороны.

        В период стресса организм мобилизует все свои силы для сопротивления, которое продолжается, пока сила действия стрессора не превышает возможностей сопротивляться. В противном случае происходит истощение сил.

        Если преодоление ситуации окажется быстрым и успешным, ее негативные последствия будут незначительны; при неудаче, наоборот, наступает болезнь, а порой и смерть. Обычно люди, уверенные в своих силах и способности изменить положение дел, лучше пользуются имеющимися у них ресурсами и успешно справляются с неприятностями.

        Для управления стрессом необходимо тщательно проанализировать ситуацию, выявить факторы, его порождающие, и определить, какие из них поддаются целенаправленному воздействию.

        Затем происходит первичное вмешательство с целью их ослабления или полного преодоления, например организационные преобразования в виде перепроектирования работ (обогащение их содержания, сокращение объема, должностная ротация, улучшение условий труда) или наращивание ресурсов, необходимых для преодоления стресса.

        Если это не помогает, возникает нужда во вторичном вмешательстве — повышении способностей индивида самостоятельно справиться с причинами и симптомами стресса. Для .этого можно прибегнуть, например к тренингу, самовнушению с обязательным вознаграждением себя за успехи.

        Наконец, в острых случаях или в том случае, когда первичное и вторичное вмешательство оказались безуспешными, наступает необходимость вмешательства врачей или консультантов-психологов.

        Рассмотрим основные психологические способы управления стрессами.

        1. Волевой контроль за состоянием своего организма на основе обучения соответствующим методам (например, последовательной мышечной релаксации — упражнениям по расслаблению и напряжению мышц, аутотренингу и т.п.).

        2. Сознательное изменение процессов восприятия и оценки ситуации. Здесь можно выделить: отрицание (уклонение от восприятия негативной информации); вытеснение (забывание или переключение на другое); принятие обстоятельств такими, какие они есть; замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной; рационализацию (внушение себе мысли о малозначимости проблемы, незаинтересованности в ней на самом деле и проч.).

        3. Эмоционально-психологическая разрядка с помощью сна, слез, разговора с сочувствующими лицами.

        4. Изменение позиции по отношению к проблеме в виде снижения требований и претензий к себе и другим, перепоручение ее решения другим и ограничения собственных контактов, игнорирования и бездействия.

        xn--80aaivjfyj3e.com

        СТРЕСС И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ В ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

        канд. пед. наук, доц., кафедра Педагогики и методики начального обучения, заведующая кафедрой, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный институт имени М.К. Аммосова»,

        STRESS AND HOW TO DEAL WITH IT IN THE PRE-EXAM PERIOD

        Larisa Mamedova

        phD, Associate Professor Technical Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education “North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova”, The Department of Pedagogy and methodology of primary education, Head of Department,

        Anna Yudina

        2nd year student, Department of Pedagogy and methodology of primary education,

        technical Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education “North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova”,

        АННОТАЦИЯ.

        Стресс наиболее распространен в наши дни. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. В данной статье на основе анализа изученной литературы, представлены причины предэкзаменационного стресса старших школьников. Стресс дезорганизует деятельность школьника, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье ребенка. Поэтому необходимо знать не только причины, но и методы, способствующие снижению предэкзаменационного стресса.

        ABSTRACT

        Stress is the most common in our days. It is a condition of excessively heavy and prolonged psychological stress that occurs in a person when his nervous system gets emotional overload. In this article, based on the analysis of the study of literature, presented the reasons for pre-examination stress older students. Stress disorganize activity of the student violates the normal course of his behavior. Stress, especially if they are frequent and long lasting, have a negative impact not only on psychological state, but also on the physical health of the child. Therefore it is necessary to know not only the causes, but also the methods that reduce pre-examination stress.

        Ключевые слова: Стресс, экзамен, предэкзаменационный стресс, психическое напряжение, предэкзаменационный период, школьники.

        Keywords: Stress test, pre-exam stress, mental stress, pre-examination period, students.

        Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие стресса характерно для каждого из нас. Так любые неудачи, происходящие в нашей жизни, мы связываем со стрессом или усталостью, вызванной стрессом.

        Во многих психологических источниках стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникшее у человека в процессе деятельности, в экстремально-ложных условиях. Американские же психологи к стрессу относят «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справится с требованиями ситуации» [1].

        Анализ научных трудов показывает, что предэкзаменационный стресс занимает ведущее место сред причин, вызывающее психическое напряжение у школьников. Это связанно с тем, что экзамен понимается ими как особая критическая ситуация, которая повлияет на социальное и материальное положение и дальнейшее поступление в вузы. Такие причины, как необходимость правильного ответа в короткий отрезок времени, невольный выбор билета или вопроса, предающий экзамену неясность, являются основными причинами эмоционального напряжения.

        Самый ответственный момент у школьников – это сдача выпускных экзаменов. Так как он направлен не просто на проверку знаний, а на проверку знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Необходимо отметить, что стресс может возникать не только при нагрузке, но и при ее отсутствии. В экзаменационный период жизнь детей и взрослых наполнена эмоциональной напряженностью. Это период напряженной работы, эмоционального подъема, полный тревоги, и ожиданий. Его многие ученые называют стрессовым периодом не только в жизни учеников, но и их родителей.

        В федеральном законе «Об образовании Российской федерации» прописаны требования о создании необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, безопасного обучения и воспитания, а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

        Цель исследования: на основе анализа литературы выявить причины появления стресса и подобрать способы борьбы с ним у старших школьников в предэкзаменационный период.

        Решению проблем и вопросов, связанных с изучением стресса, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности, причины возникновения стресса рассматриваются в изученных нами трудах таких авторов, как: Вострокнутов Н.В. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др.

        Изучение стресса в учебной деятельности и процессе воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности, посвящены работы Р.Х. Габдреевой, К.С. Лебединской, А.М. Прихожан, Н.Д. Твороговой, А.С. Спиваковской.

        Итак, проведенный нами анализ литературы по данной проблеме исследования показал, что причин предэкзаменационного стресса бывает несколько: интенсивная умственная деятельность; нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками; нарушения режима сна и отдыха; сомнения в собственных знаниях; сомнения в собственных способностях (умение логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание); страх перед экзаменом в силу личностных особенностей (тревожности, неуверенности в себе); боязнь незнакомой, непредвиденной ситуации.

        В «качестве главного фактора, провоцирующего появление экзаменационного стресса можно выделить отрицательные переживания» [1, с. 3]. Экзамены как раз и относятся к такой категории, так как они проверяют не только знания обучающегося, но и испытывают его нервную систему на прочность. У большинства школьников отмечается тревожное состояние перед экзаменом, в результате чего у них повышается артериальное давление, учащается чистота сердечных сокращений, нарушается нормальное соотношения фаз сна. Организм учащегося так реагирует на предэкзаменационный стресс не только от самого стрессового фактора, но и от индивидуальных качеств учащегося. В некоторых случаях экзамен может оказать пагубное воздействие на психику, приведшую к невротическим расстройствам.

        Экзаменационный период длится 2–3 недели, но этого вполне достаточно для возникновения и развития предэкзаменационного стресса. «Проявление, которого наблюдается возбудимостью, тревогой, нарушением сна, нестабильным артериальным давлением, что приводит к необоснованному страху перед экзаменом» [4, с. 38].

        Для снижения стрессовых факторов, травмирующих нервную систему и организм в целом, необходимо проводить мероприятия, направленные на профилактику и снижение стресса, позволяющие легко справится с предстоящими экзаменами и подготовкой к ним.

        Методов психо-эмоциональной коррекции достаточно много, и главная задача в том, чтобы выбрать те, которые отвечали бы, индивидуальным особенностям и реальным условиям. Наиболее эффективными являются следующие способы: дыхательная гимнастика; различные методы релаксации; физические упражнения; психотерапия; физиотерапевтические мероприятия; аутогенная тренировка, телесно-ориентированные психометодики, танцевально-двигательные психометодики, арттерапевтические методы и др.

        Рассмотрим некоторые методы более подробней.

        Танцевально-двигательные техники. Например: техника «Боди-джаз», «Гармоничный танец» и т. п. Данные техники направлены не только на «вовлечение участников в тренинг или сплочение группы, но и на развитие стрессоустойчивости» [3, с. 65]. Так как танцевальные движения влияют на эмоциональное состояние человека.

        Арт-методики. Музыкотерапия, танцетерапия, изотерапия дают возможность школьникам в процессе творчества выходу эмоциям, через движения, голос. Необходимо отметить, «что в процессе таких пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение» [2, с. 25].

        Телесно-ориентированные психометодики. Данный тренинг способствует улучшению самочувствия, обучает школьников понимать свое эмоциональное состояние и контролировать свое тело, также эмоциональные реакции на различные ситуации.

        Таким образом, мы предполагаем, что данные методы будут способствовать снижению предэкзаменационного стресса у старших школьников. Обобщая итог, можно отметить недостаточность изученных проявлений психологического стресса, возможных психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий в сфере стресса.

        Список литературы:

        1. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: диссертация канд. психол. наук: 19.00.07 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: – 2009. – 219 с.
        2. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. – 2010. – № 12. – С. 24.
        3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб: Речь, 2014. – 248 с.
        4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256с.

        sibac.info