Стресс и репродуктивное здоровье

Влияние стресса на здоровье человека

Влияние стресса на здоровье человека, как правило, резко-негативно и об этом написано немало статей и целых трактатов. Наверное, в этой статье не будет открыто Америки, но все же, кое-что мы проясним в этом вопросе и, что немаловажно, упомянем о том, как бороться со стрессом или, по возможности его не допускать или, если можно так выразиться – быть готовым к нему.

Чтобы разобраться, как влияет стресс на здоровье человека, нужно сначала определить, что такое стресс. А стресс – это, как правило, какое-то эмоциональное потрясение, возникшее в результате какой-либо ситуации, возможно и даже скорее всего – неожиданной, к которой человек был не готов.

В контексте данной статьи не важно, какая ситуация предшествовала стрессу. Ведь ситуаций может возникать бесконечное количество. Но нам важно то, как свести к минимуму фактор неожиданности к этим ситуациям, чтобы эмоциональное потрясение было минимальным или, чтобы его совсем не случилось. Наша цель – получить из возникшей ситуации не разрушающую энергию, а ту, которая нас сделает сильнее и здоровее.

Хотя я не совсем правильно выразился. Энергия всегда одна, это наше восприятие делает ее разрушающей или созидающей. Да, это от нас зависит, обратим мы возникшую ситуацию себе на пользу или получим от нее колоссальный вред. Поэтому, чтобы влияние стресса на здоровье человека было, по крайней мере, минимальным, ему(человеку) необходимо учиться владеть собой, своим восприятием, становиться хозяином самого себя.

Мудрецы говорят, что с человеком не может ничего произойти такого, чтобы он с этим не смог справиться. Другими словами перефразировать это можно так: «Бог нам не дает таких испытаний, которые мы не можем вынести или с которыми мы не сможем справиться». Значит любая ситуация идет нам на пользу, если мы ее принимаем. Ну а если наше восприятие настроено крайне — негативно, то мы получаем стресс во всем его проявлении.

Наверное, не зря все просветленные говорили «Принимайте все, что с вами происходит, ничего не отвергайте». Из этого можно сделать вывод, что принятие дает нам силу и энергию, а непринятие – разрушает и делает нас слабее. Чтобы принимать все, что с нами происходит, необходимо все время помнить – «Не суди, да не судим будешь»!

Весь стресс и его влияние мы получаем в результате интерпретации нашего осуждающего ума, так как он (наш ум) еще не является нашим другом, а пытается доминировать и диктовать свои условия. А чтобы сделать его другом и полезным инструментом нам необходимо постоянно пробовать быть наблюдателем (свидетелем) разных ситуаций, которые случаются с нами. Это не всегда будет получаться, но нужно продолжать стремиться быть свидетелем происходящего. И если вы постоянно помните, что судить грешно, то наблюдать за происходящим будет все легче и легче.

А когда вы научитесь быть наблюдателем, то любая жизненная ситуация будет делать вас сильнее и энергичнее, и ваше здоровье не будет страдать от разрушающего действия стресса, так как все мироздание постоянно пытается нас наполнять энергией, только не всегда мы открыты для этого… А всего то и нужно – это принимать происходящее. Конечно – легко говорить, гораздо труднее сделать, но если постоянно пытаться, то это когда-нибудь получится и влияние стресса на здоровье человека изменится, так как самого стресса не станет.

Принимать происходящее легче, когда начинаешь практиковать медитацию. Сейчас очень много развелось «учителей» медитации, которые не имеют о ней ни малейшего понятия. Они учат что-то представлять в своем воображении, говорят, что вы «должны» расслабиться. Все это не имеет с медитацией ничего общего. Понятие «должны» уже вносит напряжение, оно накладывает на вас обязательство, так как же вы можете расслабиться, находясь в напряжении?

Поверьте мне, я имею 20-ти летний опыт медитации и утверждаю, что медитация – это состояние «Не Ума», она за границами ума и умом вы ее не поймете, а эти «гуру» оперируют умственными понятиями и пытаются, как бы это сказать правильно, впихнуть медитацию в рамки ума – что по определению НЕВОЗМОЖНО! Прошу прощения за мой французский, но иначе не скажешь.

Медитация может только случиться с вами, а научиться медитации невозможно. Она может прийти, когда вы молча сидите и наблюдаете, например, за своим дыханием, или за движениями энергии в вашем теле или что-то делаете и одновременно наблюдаете за своими действиями. Есть много методов, но везде должны присутствовать ВЫ, а не ваш ум, о чем вышеупомянутые «учителя» даже не подозревают. Наверное, придется сделать сайт о медитации, а то такого начитаешься, что хоть стой, хоть падай.

Буду благодарен за Ваше мнение

zdorovjecheloveka.ru

Роль влияния стресса в репродуктивном здоровье человека

Репродуктивное здоровье человека предполагает собой не только отсутствие различных болезней, но обязательную гармонию и баланс физического, полового, психосоциального и сексуального развития, а также их психического и соматического благополучия.

Женская репродуктивная система в первую очередь реагирует на неблагоприятные внутренние и внешние факторы, ввиду чего появляются новые реакции адаптации при определённых условиях. Различные факторы, такие как: гиподинамия, повышение интеллектуальных и психологических нагрузок, способность приспособления к ним, агрессивная среда обитания человека, ухудшение экологической остановки и др. являются проблемой первого плана в нарушениях эндокринной системы и заболеваний репродуктивной системы. И наиболее частой причиной, при этом, является именно психоэмоциональный стресс.

Стресс (как адаптационно-трофический синдром человека) имеет под собой очень сложный генез и природу. Если самым оптимальным способом в адаптации к чрезвычайным ситуациям воздействия среды на человека является его прохождение через физиологический стресс, то патологический длительный и тяжёлый стресс не может быть механизмом и процессом адаптации. К тому же, подобный стресс срывает процессы и механизмы способности приспособления, имеющиеся в организме человека. Такой стресс является патологическим и представляет собой вид болезни. Благоприятным условием для возникновения патологического стресса может служить преодоление, так называемого, лимита стрессовых систем. Если, к примеру, у человека есть постоянное внутреннее напряжение, то даже самый простой раздражитель или ситуация могут привести к срыву в эмоциональной адаптации организма.

Дезадаптоз, это функциональное состояние человека, результатом которого может служить воздействие стрессового фактора, к примеру, последствия приспособления к каким-либо новым условиям, либо развитие различных заболеваний, либо восстановление здоровья и т.д.

На данный момент на практике различают два понятия: физический стресс и психологический стресс. Однако, это лишь условные различия, так как эмоции человека в реакциях приспособления составляют неотъемлемую часть и зависят от различных двигательных, вегетативных комплексов и эндокринных компонентов.

При анализе данного заболевания (стресса) выявлено, что мужчины реже страдают расстройствами адаптации, но при этом у них чаще встречаются сосудистые катастрофы и внезапные смерти в отличие от женщин.

В настоящее время, самым распространённым патогенетическим фактором нарушения репродуктивной функции женщины служит рассогласованность фазы гормональной секреции в данной системе. Причиной этого являются отрицательные длительные эмоции женщины, психическое напряжение и хронический стресс. Всё это сопутствует расстройству адаптации и сильно ухудшает гинекологические эндокринные синдромы в организме женщины. Хроническое нарушение гормонального состояния репродуктивного здоровья женщины требуют новых подходов к лечению. Вместе с традиционными методами лечения, которые не всегда восстанавливают репродуктивную функцию, следует применять не медикаментозное лечение направленных на устранение стрессовых факторов. Это будет способствовать полному, максимальному восстановлению репродуктивной функции женщины и гармонии её жизни.

tetrad-smerti.ru

Автореферат и диссертация по медицине (14.01.01) на тему: Особенности репродуктивного здоровья женщин при воздействии психотравмирующих факторов

Автореферат диссертации по медицине на тему Особенности репродуктивного здоровья женщин при воздействии психотравмирующих факторов

РАФИЕВА ЗАРИНА ХАМДАМОВНА

ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ

14.01.01- акушерство и гинекология

Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора медицинских наук

Работа выполнена в Таджикском Государственном Медицинском Университете имени Абуали ибн Сино МЗ РТ

профессор Абдурахманов Фаррух Муинович

д.м.н., профессор Хритинин Дмитрий Фёдорович

доктор медицинских наук,

доктор медицинских наук, профессор

Серов Владимир Николаевич Панина Ольга Борисовна

профессор Торчинов Амнрхаи Михайлович

ГОУ ДПО «Российская академия последипломного образования Министерства здравоохранения и социального развития РФ»

Защита состоится М. 01. ..2010 года в <к часов на заседании

диссертационного совета Д 208.072.12 при ГОУ ВПО РГМУ Росздрава по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1

Автореферат разослан «. » . ¡ 0,05), в 1 подгруппе — в 3,0% наблюдений. В контрольной группе данное осложнение не регистрировалось.

Осложнениями третьего периода родов были частичное плотное прикрепление плаценты, гипо- и атоническое кровотечение, встречавшиеся во всех подгруппах почти с одинаковой частотой.

Таким образом, нами выявлено, что наибольшее количество осложнений во время беременности, в родах и в последовом периоде, встречалось у пациенток 1 подгруппы. Частота аномалий родовой деятельности (первичная и вто-рич- ная слабость родовых сил, дискоординация родовой деятельности), наблю-20

дались у перенесших стресс в третьем триместре на сроках гестации 32-36 недель, когда формировались основные механизмы координации родовой деятельности.

Подытоживая данные клинических исследований, можно отметить, что последствия влияния острого психоэмоционального стресса на течение беременности в различные ее сроки свидетельствует об увеличении риска развития различных перинатальных осложнений.

Перинатальная смертность в случаях антенатального стресса более чем 2 раза превышала общепопуляционный уровень и 1,5 раза была выше, чем в коп-, трольнон группе. Основное место в структуре причин перинатальной смертности занимали асфиксия и гипоксия, врожденные пороки развития плода. Наибольшее количество перинатальной смертности наблюдалось у детей, родившихся от женщин, перенесших острый психоэмоциональный стресс в сроки беременности до 10 недель.

Среди перенесших стресс в первом, начале и середине второго триместра беременности наблюдалась тенденция к отставанию рожденных детей по массе и длине тела, т.е. к ретардации, наиболее выраженной у перенесших стресс в ранние сроки беременности и в период завершения формирования плаценты (1416 недель). Состояние новорожденных детей и их адаптационные возможности в первые минуты после рождения зависели от срока беременности в момент стрессового воздействия.

Эти показатели ухудшались со сроком беременности в момент стрессового воздействия и наибольшей глубины процессов истощения у новорожденных, перенесших антенатальный стресс в первой половине внутриутробного развития, особенно в ранние сроки, поскольку наибольшее число новорожденных в этой группе родились в состоянии различных степеней тяжести асфиксии.

Под нашим наблюдением находилось 289 доношенных детей, родившихся у женщин основной группы и 108 новорожденных контрольной группы. 88 (30,4%) новорожденных основной группы родились в удовлетворительном состоянии и 201 (69,1%) — в среднетяжелом и тяжелом, из которых 14 новорож-

денных в крайне тяжелом, 9 — погибли в течение первых 3-12 дней жизни. Оценка состояния новорожденных по шкале Апгар на 1 и 5 минуте в среднем составила в основной группе — 6-7, 5-4 и менее балла. Ранние неонатальные осложнения имели место у 27,9% новорожденных основной группы, синдром двигательных расстройств достоверно чаще встречался у детей рожденных у матерей, перенесших психоэмоциональный стресс и составил соответственно 27,6% и 1,8% в контрольной (р случаев на 1-2 эпикризных срока. Задержка НПР II степени диагноетнрова-36

лась в большей степени в возрасте 7-9 месяцев (20%), снижаясь к трем годам до 7,5%.

Дети второй группы имели задержку НПР по 3-4 и даже 5 показателям (в возрасте 1-3 и 3-6 месяцев) (20,6% и 17%), к 1 году и на втором году жизни, снижаясь до 7,5%. В этой группе детей в возрасте 9 месяцев наблюдалось (1,6%) атипичное и негармоничное развитие, которое было таковым до конца первого года (1,6%) и на втором году жизни (!,6%).

Изредка нормальное НПР регистрировалось в третьей группе детей, т.е. реже, чем в других группах (45,6%-55,5%). Исключение составили дети в возрасте от 7 до 12 месяцев (60,0%-75,3%). Наименьшее количество детей, имевших нормальное НПР, наблюдалось в возрасте 6 месяцев (43,7%), с увеличением их возраста возрастал названный удельный вес, который к концу раннего периода составил 60%.

Большинство детей с задержкой НПР регистрировались в четвертой группе, в которой ее степень на 1-2 годах жизни по 2-3 анализаторам была у 20,2% детей в первые 3 месяца жизни. Она снижалась к 9 месяцам до 13,5% и до 4,2 к трем годам. Задержка НПР (I степени по 1-4 и редко 5 анализаторам наблюдалась чаше в 3 месячном — до 17,7%, п 6 месячном возрасте — 10.0%. через Л года понижалась до 4,2% случаев. Задержка Ш степени наблюдалась чаше в 3 и 6 месяцев (13,5%).

Таким образом, нормальное, соответствующее биологическому НПР регистрировалось в 320 (64%), опережение в НПР — в 36 (7,1%), задержка в НПР в 147 (28,9%) случаев в течение всего раннего возраста. Все случаи нарушения анализаторов у этик детей приходились на различное число эппкризных сроков. Чаще отмечается задержка на один (48,4) реже — на два эппкризных срока (26%). При этом моторный коэффициент в 61,3% случаев приближался к 50%.

Таким образом, в исследованных группах детей регистрировались нарушения нервно-психического развития в дошкольном и младшем школьном возрасте, которые в подростковом возрасте проявлялись в виде страхов, часто связанных с экстремальными ситуациями, с частой сменой настроения, нарушением

внимания, отсутствием потребности в общении с другими детьми, преобладанием отрицательных эмоций.

Нарушения в половом развитии выявлено у детей подросткового возраста, родившихся от матерей; перенесших психотравмирующий стресс в первой, второй и третьей группах наблюдения. В контрольной группе данного нарушения не наблюдалось.. Следует отметить, что у части детей, особенно у девочек основной группы низкие темпы полового созревания наблюдались с 9-летнего возраста: задержка в формировании молочной железы, оволосения лобка и подмышечной области и наступления менархе, при отсутствии у мальчиков возрастной динамики размеров половых органов. В то же время и у тех и у других созревание репродуктивной системы происходило без каких-либо конституциональных особенностей.

Таким образом, у детей, родившихся в семьях находившихся под влиянием психотравмирующих факторов, нарушались процессы закладки и созревания репродуктивной системы и формирование гипоталамо-гипофизарно-гонадных взаимосвязей.

В экспериментальных условиях исследовались эффективность влияния стресса и дефицита белка в рационе питания на репродуктивную функцию и состояние потомства 20 белых крыс. Выявлены изменения параметров красной крови и уровня рН при комбинированном воздействии. У подопытных животных установлены иммунодефицит и аллергизация организма, о чем свидетельствуют изменения параметров клеточного и гуморального иммунитета. Результаты проведенных исследований показали, что хроническое воздействие стресса приводит к развитию анемии (85%), снижению энзиматической активности клеток периферической крови на 22,4 — 26,0% по сравнению с контрольной группой, различным изменениям иммунного статуса подопытных животных (табл. 1).

При комбинированном влиянии — стресса и дефицита белка в рационе наблюдается снижение адаптационных возможностей организма в виде тканевой и клеточной гипоксии, аллергизании и анемизашш организма, что приводило к выраженным изменениям в репродуктивной системе, проявляемой нарушением

эстрального цикла и патологий яичников. При кратковременном воздействии изученных факторов на организм животных отмечены функциональные расстройства структурной трансформацией фолликулярного аппарата с разрастанием в нем соединительной ткани, что свидетельствует об угасании функции органа.

Основные показатели подопытных животных

Показатели Опыт Контроль

1 емоглобин, г/л 107,2 ±0,90* П8,2±1,0

Мертворождаемость, % 10* 6,1

Коэффициент лактации, % 53,3±6,1* 84,2±2,95

Коэффициент выживаемости, % 68,9±3,8* 82.9±2,82

Возраст эструса, дни 126,1±1,01* 105,3±0,53

Экспериментальное исследование показало наличие повышенного числа мертворожденных и погибших животных сразу после рождения, увеличение хю-сшаталыюй смертности в течение 4 недель развития. Наибольшая гибель потомства отмечена в 1-2 недели жизни.

На 14 крольчихах исследовалось воздействие холодового стресса на их потомство. После воздействия холодового стресса и белковом дефиците увеличилось число мертворожденных и погибших сразу после рождения, а также общая постиатялыш смертность в последующие 4 недели развития оставшихся живыми особями. Наибольшая гибель последних отмечена в первую же неделю их жизни.

При воздействии холодового стресса на 2 и 4 неделе жизни у молодняка отмечено снижение прироста веса тела, а при сочетанием воздействии стресса и дефицита белка — н течение всех первых 4 недель наблюдения. В опытной груп-

rie животных, испытавших влияние холодового стресса на фоне дефицита белка, масса тела, соответствующая животным контрольной группы, восстанавливалась к концу второго месяца после рождения.

В половозрелом возрасте у них, относящихся к первому поколению, отмечается особенно высокая частота нарушений генеративной функции нарушения астрального цикла. При совместном воздействии холодового стресса и дефицита белка в пищевом рационе на потомство в антенатальном периоде приводит к еще более выраженным и длительным соответствующим отдаленным эффектам воздействия стресса на организм.

Воздействие стресса на 2-4 педеле жизни замедляло прирост массы тела потомства. Вследствие этого, масса тела опытных животных сравнивалась с таковой животных контрольной группы только к 4-5 месяцу жизни.

После рождения животные контрольной группы через 70-75 дней становились половозрелыми в 30,0% случаев. Воздействие стресса в антенатальном периоде приводило к правильному эстральному циклу в этом возрасте только в 52% случаев. Продолжительность эстрального цикла у потомства не имела достоверных отличий в группах сравнения.

Расстройства в организме подопытных животных при воздействии стресса корригировались комплексом медикаментозных средств, таких как витамины группы В, аскорбиновая кислота, рутин, фолиевая кислота, витамин А, токоферола — ацетат, эесеициальные фосфолилнды, препараты железа, десенсибилизирующие препараты, белковые концентраты.

Таким образом, проведенные клинические и экспериментальные исследования свидетельствуют о негативном влиянии острого психо-эмоционального стресса на репродуктивное здоровье женщин и их потомство.

1. Острый психо-эмоциональный стресс, перенесенный беременной, приводит к нарушению внутриутробного развитие плода, вследствие чего перинатальная смертность увеличивается в два раза, включая потери доношенных детей.

2. Установлена зависимость развития перинатальной патологии от стадии и срока беременности при воздействии стресса. Изучены особенности течения гестацпонного процесса по триместрам. Клиническое течение нервно-психической патологии проходило на фоне беременности и особенно нестабильная психика наблюдалась (в 50% случаев) у женщин, переживших стресс в первом триместре. Особенности психических состояний вместе со сроками беременности обуславливали различные виды акушерских п экс-трагенитальных осложнений, развитие которых детерминировано острым психоэмоциональным стрессом в анамнезе.

3. Функциональная активность фето-плацентарного комплекса после острого психо-эмоционального стресса находится в прямой зависимости от проявлений общего адаптационного синдрома, в течение которого стадия тревоги продолжается, в среднем, до 10 суток с момента действия стресса, стадия резистентности — до окончания первого месяца, стадия истощения -до конца беременности.

4. Острый нсихо-эмоциональный стресс вызывает у будущей матери различные патологические последствия, обусловленные сроками беременности, тяжесть течения которой находится в обратной связи с ними, (гестозы, угроза прерывания, экстрагеиитальная патология, самопроизвольные выкидыши и преждевременные роды).

5. Острый стресс у беременных женщин приводит к наиболее серьезным последствиям для новорожденных детей (острая гипоксия, асфиксия,’недостаточность массы тела). То же при хроническом — к’относительно высокому уровню заболеваемости детей, по сравнению с рожденными от матерей, неподвергшихся воздействию етреесогенного фактора.

6. Нарушения физического развития чаще диагностируется у детей третьей и четвертой групп наблюдения, т.е. у детей, родившихся через 4 и 7 лет после получения стресса матерями в зонах конфликта. Наиболее уязвимыми во всех четырех группах наблюдения является период новорожденностн, дошкольный и школьный период.

7. Физическое развитие девочек и девушек при воздействии психоэмоционального стресса характеризуется высокой частотой замедления прироста длины и массы тела (27,5% и 14,8%, соответственно), формирования костного таза (10,5%) на фоне анемизации (37%), хронических заболеваний ( 46,6%), что в конечном итоге определяет задержку сроков и темпов появления вторичных половых признаков и наступления менархе.

8. Становление регуляции менструального цикла у девушек, подвергшихся воздействию психо-эмоционапьного стресса, сопровождается высокой частотой задержки сроков наступления менархе (32,8%), нарушений менструальной функции на завершающих стадиях полового развития (43,5%), при этом частота проявлений гиперапдрогении на стадии Р5 составляет 13,220,6%.

9. Нарушение механизма течения периода становления регуляции менструальной функции сопровождается формированием диссоциации выработки гонадотропных и половых гормонов с формированием различных типов ановуляции: гипо -, нормо-, пгперэстрогении и гиперандрогенной, характеризующихся различными клиническими проявлениями.

10. В экспериментальных условиях установлено, что хроническая интоксикация стрессовых факторов, приводит к нарушениям функции репродуктивной системы у подопытных животных, что проявляется нарушениями регуляции эстрального цикла с развитием функциональных и структурных изменений в яичниках. ‘

11. Развитие беременности при стрессе приводит к рождению ослабленного потомства, которое менее адаптировано к внеутробной жизни, что под-

тверждается более высокой постнатаяьной гибелью и более медленным развитием.

12. Экспериментальные исследования показали, что совместное воздействие холодового стресса и дефицит белка в пищевом рационе беременных животных приводит к еще более выраженным и длительным патогенетическим изменениям в организме их потомства.

13. Акушерско-пснхологнческая помощь беременным, перенесшим острый психо-эмоцлональный стресс, проводилась с учетом динамики общего адаптационного синдрома, обусловленной стадиями и формами проявления его течения, что позволило снизить перинатальную смертность в среднем на 14,8 промилей.

1. При беременности оптимальна двухэтапная программа психологического скрининга, включающая в себя: первый этан (на первичном приёме в женской консультации) — выявление вида и времени стресса. Второй этап — на специализированном приёме психолога перинатального центра или женской консультации — глубокое психологическое исследование личности.

2. Группой риска по развитию хронического стресса следует считать беременных, раннее получивших психоэмоциональный стресс, (война, социально-экономическое неблагополучие, горе-потеря близкого человека, разлука с близкими родственниками — вынужденная миграция).

3. При остром психоэмоциональном стрессе в период беременности наиболее приемлемым для психологической диагностики следует считать метод клинического интервью с одновременным проведением психологической коррекции.

4. Профилактику и лечение беременных женщин, находившихся под воздействием психотравмирующих факторов, следует проводить в три этапа: первый этап — организация неотложной акушерской помощи сразу после действия экстремального фактора.

Второй этап — организация углубленного обследования в стационаре и лечение в отделении патологии беременных или в перинатальном центре (первый, второй месяц после получения стресса).

Третий этап — организация углубленного диспансерного наблюдения по системе однодневного диагностического стационара и лечение отдаленных последствий стресса (со второго месяца от момента экстремальной ситуации до конца беременности).

5. При остром психоэмоциональном стрессе рекомендуются такие методы психокоррекции как психотерапия — гипноз, психологическое интервью, психо-педагогнка.

Психологическая коррекция у беременных с хроническим психоэмоциональном стрессом должна проводиться дифференцированно в зависимости от вида стресса и типов психологического реагирования.

6. При выявлении психологического стресса у беременных необходимо проводить углубленную диагностику состояния фетоплацентарной системы, начиная со второго триместра беременности.

7. Медикаментозная профилактика и коррекция перинатальной патологии при стрессе в период беременности должна включать: рациональный анализ (в стационаре или в дневном стационаре), поддерживающую токоли-тическую терапию (амбулаторно). Седативная терапия рекомендуется только при остром стрессе (Грандаксин, начиная со второго триместра беременности).

8. В профилактику и фармакотерапию хронической фетоплацентарной недостаточности при угрозе прерывания и гестозе при стрессе целесообразно включение антигипоксантов (Актовегин), витаминных комплексов (триовит), 2-3 раза за беременность, с учетом вегетативного дисбаланса, поражений печени и нарушении липидного обмена при стрессе рекомендуется проводить курсы метаболических и гепатотропных препаратов (Метионин, глютаминовая кислота, эссенциале).

9. Необходима дородовая госпитализация женщин с психоэмоциональным стрессом в сроке доношенной беременности в акушерский стационар для комплексной оценки и проведения дородовой подготовки. Оптимальным способом родоразрешення беременных с психоэмоциональным стрессом следует считать партнерские роды после проведения подготовки к ним супружеских пар по индивидуальной программе.

10. В штатную структуру перинатальных центров, женских консультаций необходимо ввести медицинского психолога с целью оказания психодиагностической, психотерапевтической помощи беременным при психоэмоциональном стрессе.

11. Установленный нами более низкий уровень здоровья детей родившихся у женщин получивших психоэмоциональный стресс во время войны, в виде отставания в становлении физического развития и нарушения его гармоничности, задержки нервно-психического и полового развития, требует дальнейшего наблюдения состояния здоровья.

12. Дети, родившиеся от женщин, перенесших психоэмоциональный стресс, имеют более высокую заболеваемость и особенности в структуре распространенности заболеваний, что требует их диспансеризации, которая включает в себя оказание диагностического, лечебного и реабилитационного процесса и медико-социальной помощи.

13. Девочки и девушки, получившие стресс в антенатальном периоде или находившиеся под воздействием факторов экстремальной ситуации в младшем возрасте и имеющие отклонения в физическом и половом развитии, в том числе избыточную массу тела, высокий рост, «изолированное» менархе в анамнезе, нуждаются в диспансерном наблюдекин детским гинекологом в течении периода полового созревания, с целью раннего выявления и коррекции нарушений становления репродуктивной функции. Профилактические меры должны включать в себя применение антиоксидантов, ан-тигистаминных, белковых препаратов.

14. Лечение функциональных нарушений ЦНС и обменно-эндокринных изменений при патологическом течении становления менструальной функции должно включать в себя контроль за режимом труда и отдыха, нормализацией весовых параметров, витаминные и психотропные препараты (желательно при участии невропатолога).

15. Женщин репродуктивного возраста, имевших в анамнезе нарушения ЦНС, что повлекло за собой патологическое течение периода становления регуляции менструальной функции, должны включать в группы риска но развитию акушерской патологии, гормоиально-зависяших заболеваний органов- мишеней, что требует постоянного диспансерного наблюдения. К обследованию и лечению этих больных необходимо привлечение эндокринологов и невропатологов.

АКТ!» — адеиокортикотропный гормон

ЛОС — аитиоксидантная система

ЖКТ -желудочно-кищечный тракт

ЗПР — задержка полового развития

ИППГ1 — инфекции, передающиеся половым путем

ИМТ — индекс массы тела

МДА- малоновый диальдегид

МЦВ-мегод цветовых выборов

НМЦ — нарушения менструального цикла

НПР- нервно-психическое развитее

НЦД — нейро циркуляторная дистопия

ПОЛ -перекисное окисление лнпидов

СЗРП- синдром задержки развития плода

ССС — сердечно-сосудистая система

ПТ — тиреотропный гормон

УЗИ — ультразвуковое исследование

ФПК — фетоплацентарный комплекс

ХФПН — хроническая фетоплацентарная недостаточность

11,¡1С- центральная нервная система

ЮМК — ювеиилышс маточные кровотечения

СПИСОК НАУЧНЫХ РАБОТ ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

1. Рафиева З.Х, Мухамадиев И.М., Насырова А.А Результаты проведения лечебных мероприятий у беременных, перенесших экстремальные пснхо-травмирующие сптуации.//Ж.«Здравоохраиекие Таджикистана», Душанбе, 2004, №3, с. 102-104.

2. Мухамадиев И.М. Рафиева З.Х.’Гечение и исходы беременности после эмоционального стресса // Сборник годичной научно-практ. конференции ТГМУ «Две грани стоматологии — наука и здоровье», Душанбе, 2005, с. 129-131.

3. Гаибов А.Г. Рафиева З.Х Актуальные вопросы охраны материнства и детства РТ.// Ж. «Российский Вестник акушера — гинеколога», Москва, 2005, №4, с. 33-35.

4. Абдурахманов Ф.М., Мухамадиев И.М., Рафиева З.Х, Надырова А.Влияние психоэмоционального стресса на течение и исход беременности //Ж. «Российский Веспшк акушера — гинеколога», Москва, 2006, №3, том 6, с. 38-41.

5. Гаибов А.Г., Курбанов Ш.М., Набиева Т.Х., Рафиева З.Х., Акилова С.К. Особнности репродуктивного поведения отдельных возрастных групп населения РТ // Ж. «Вестник Авиценны», Душанбе, 2007, Х»2, с. 78-87.

6. Мухамадиев И.М., Рафиева З.Х Влияние стрессовых ситуаций на течение и исход беременности // Ж. «Вес тник Авиценны», 2007, №4, с. 84-91.

7. Сайфуллоев Ф.Ф, Рафиева З.Х Некоторые особенности демографического поведения населения Республики Таджикистан.// Ж. «Проблемы современной экономики» Евразийский международный научно-аналитический журнал, Санкт-Петербург, 2007, №4 (24), с. 521-522.

8. Рафиева З.Х Регуляция репродуктивной системы девушек, находящиеся в зоне конфликта // Сборник республиканской научно-практической конференции по проблемам природы и эффективного использования природных

ресурсов Таджикистана, посвященной 100 летию профессора О.Ш.Шукурова, Душанбе, 2008, С. 26-28.

9. Лбдурахманова Ф.М., Рафиева З.Х. Репродуктивная система девушек, подвергшихся воздействию психоэмоционального стресса // Ж. «Вестник Авиценны», 2008, №2, с. 34-37.

10. Рафиева З.Х, Абдурахманова Ф.М. Физическое и ¡толовое развитие девушек, подвергшихся воздействию психо-эмоционального стресса// Ж. «Российский вестник акушера-гинеколога», Москва, 2008, №6, с. 6-1-66.

11.Рафиева З.Х. Роль психо-эмоционального состояния беременных женщин в развитии детей после их рождения /У Сборник научных тезисов совместной Республиканской научно-практической конференции «Перспективы развития фундаментальных медицинских наук в Таджикистане» и 56-ой годичной научно-практической конференции ТГМУ им. Абуали ибни Си-но «Перспективы развития семейной медицины в Таджикистане». Посвященной 10-летию семейной медицины в Таджикистане и 90-летию проф. Я.Т.’Гаджиева. Душанбе, 2008, с. 337-338.

12.Рафиева З.Х. Фобигенные страхи у подростков, рожденных от матерей, находившихся в зоне конфликта // Сборник научных тезисов совместной Республиканской научно-практической конференции «Перспективы развития фундаментальных медицинских наук в Таджикистане» и 56-ой годичной научно-практической конференции ТГМУ им. Абуалн ибип Снно «Перспективы развития семенной медицины в Таджикистане». Посвященной 10-лет иго семейной медицины в Таджикистане и 90-летию проф. Я.Т.Таджиева. Душанбе, 2008, с. 338.

13.Рафиева З.Х Оценка психосоматических соотношении у беременных при доношенной беременности, в родах и послеродовом периоде // Сборник научных тезисов совместной Республиканской научно-практической конференции «Перспективы развития фундаментальных медицинских наук в Таджикистане» и 56-ой годичной научно-практической конференции ТГМУ им. Абуали пони Снно «Перспективы развития семейной медицины

в Таджикистане». Посвященной 10-летию семенной медицины в Таджикистане и 90-летию проф. Я.Т.Таджиева. Душанбе, 2008, с. 338-340.

14.Рафиева З.Х Психосоматические соотношения у беременных при доношенной беременности, в родах и послеродовом периоде // Сборник научных тезисов совместной Республиканской научно-практической конференции «Перспективы развития фундаментальных медицинских наук в Таджикистане» и 56-ой годичной научно-практической конференции ТГМУ им. Абуалй ибни Сино «Перспективы развития семейной медицины в Таджикистане». Посвященной 10-летию семейной медицины в Таджикистане и 90-летию проф. Я.Т.Таджиева. Душанбе, 2008, с. 340-341.

15.Рафиева З.Х, Хритинин Д.Ф Оценка нейропсихического статуса женщин, перенесших потерю плода.// Сборник научных тезисов совместной Республиканской научно-практической .конференции «Перспективы развития фундаментальных медицинских наук в Таджикистане» и 56-ой годичной научно-практической конференции ТГМУ им. Абуали ибни Сино «Перспективы развития семейной медицины в Таджикистане». Посвященной 10-летию семейной медицины в Таджикистане и 90-летию проф. Я.Т.Таджиева. Душанбе, 2008, с. 341-342.

16.Рафиева З.Х Психосоматические соотношения у беременных при доношенной беременности// Ж.«Здравоохранение Таджикистана», Душанбе, 2008, №2, с. 159-161.

17.Рафиева З.Х Психосоматические соотношения у беременных при родах в срок и послеродовом периоде// Ж.«Здравоохранение Таджикистана», Душанбе, 2008, №2, с. 161-163.

!8.Рафиева З.Х Оценка психосоматических соотношений у беременных при доношенной беременности, родах в срок и в послеродовом периоде // Ж. «Вестник Авиценны», Душанбе, 2008, № 3, с. 56-59.

19.Рафиева З.Х, Абдурахманов Ф.М. Стресс во время беременности и его влияние на кровопотерю в родах.// Ж. «Вестник Авиценны», Душанбе, 2008, № 4, с. 48-51.

20.Рафиева З.Х, Шукуров Ф.А Влияние стресса и низкого содержания белка в рационе питания на Организм небеременных животных.//’Вестник Педагогического университета им. С.Айни, Душанбе, 2008, №3 (31), с. 75-78.

21 .Рафиева З.Х Стресс и его влияние на репродуктивную систему животных // Ж. Известия МАИ ВШ №2 (02), 2008, с. 38- 42.

22.Абдурахманова Ф.М. Рафиева З.Х Состояние здоровья детей, рождённых от лиц, подвергшихся влиянию психотравмирующих факторов.// Ж.. «Вестник Авиценны», Душанбе, 2009, №1, с. 85-89.

23.Абдурахманова Ф.М. Рафиева З.Х Перинатальные осложнения у беременных женщин, подвергшихся психо-эмоциональному стрессу // Жури. «Вестник Авиценны», Душанбе, 2009, №2, с. 84-88.

24.Рафиева З.Х, Джалолова Х.А.// Влияние некоторых медико-социальных и психоэмоциональных факторов на репродуктивное здоровье //Журн. «Вестник Авиценны», Душанбе, 2009, ЛгЗ, с. 112-115.

25.Рафиева З.Х. Абдурахманова Ф.М Эндокринные нарушения у девушек, перенесших психо-эмоциональный стресс.// Ж. Российский вестник акушера-гинеколога, Москва, 2009, №4, с. 51-55.

26.Рафиева З.Х, Особенности родового акта у женщин с хроническим психо-эмоцпоанльиым стрессом.// Ж. Здравоохранение Таджикистана, №1, 2009, с. 81-83.

27.Рафиева З.Х, Особенности состояния здоровья новорожденных, родившихся у матерей, подвергшихся хроническому психоэмоциональному стрессу // Ж. Здравоохранение Таджикистана, №1, 2009, с.84-86.

28.Рафпева З.Х, Особенности течения первого триместра беременности у женщин с хроническим психо-эмоциоиальным стрессом. // Ж. Здравоохранение Таджикистана, №1,2009, с. 86-88.

29.Рафиев Х.К., Усманова Г.М. Рафиева З.Х Оптимизация санитарно-эпидемиологического надзора за ВБИ в родовспомогательных учреждениях // Монография для врачей. Душанбе, 2009, 56 стр.

30.Рафиева З.Х, Мухамадиев И.М. Беременность при воздействии психоэмоциональных травм // Монография для врачей. Душанбе, 2009, 68 стр.

31 .Рафпева З.Х., Шукуров Ф.А. // Зависимость репродуктор,поп системы и состояние потомства при воздействии холодового стресса. / Сборник трудов 57-годичной научно-практической конференции с международным участием посвященная 70-легию образования ТГМУ им.Абуали ибии Сино, «Вклад ТГМУ в подготовку кадров, медицинскую науку и улучшение здоровья общества», Душанбе, 2009. с. 445-448.

32.Абдурахманова Ф.М, Рафиева З.Х. Стрессовое состояние животных от влияния в антенатальном периоде холодового воздействия и дефицита белка в рационе их питания. . /// Сборник трудов 57-годичной научно-практической конференции с международным участием посвященная 70-летпю образования ТГМУ им.Абуали ибии Сино, «Вклад ТГМУ в подготовку кадров, медицинскую науку и улучшение здоровья общества», Душанбе, 2009, с. 280-282.

33.Абдурахманова Ф.М. Рафиева З.Х.// Физическое развитие детей, рождённых от матерей, находящихся в зоне конфликта и подвергшихся острому пснхо-эмоционалыюму стрессу / Сборник трудов 57-годичной научно-практической конференции с международным участием посвященная 70-летию образования ТГМУ им.Абуали ибни Сино, «Вклад ТГМУ в подготовку кадров, медицинскую науку и улучшение здоровья общества», Душанбе, 2009, с. 282-284.

34.Рафиев Х.К., Рафиева З.Х Руководство по эпидемиологии, клинике, диагностике и лечению и профилактике ВИЧ\СПИДа // Руководство для врачей всех профилей и медицинских учреждений, студентов лечебного, педиатрического, стоматологического ф-тов, ф-та общественного здравоохранения и магистров. 2008, 200 стр., Душанбе.

35.Абдурахманов Ф.М. Рафиева З.Х, Хритинин Д.Ф. Малахов М.Н. Джало-лова Х.А. Особенности состояния здоровья беременных женщин подверг-

ишхся влиянию экстремальных психотравмнрующих ситуаций. // Ж. Вестник Авиценны, Душанбе 2010, №1, стр. 107-110.

36.Рафиева З.Х. «Особенности репродуктивного здоровья женщин при воздействии психотравмнрующих факторов». Методическая рекомендация для врачей, ординаторов и студентов лечебного факультета, РИСО Мин.здрав. Таджикистана, протокол N° 21 от 20 февраля 2010, Душанбе, стр. *

37.Рафиева З.Х Абдурахманова Ф.М Влияние стресса на репродуктивную систему и состояние потомства // Вестник Педагогического университета им. С.Айни, г. Душанбе, 2010, №1(35), с 262-267.

medical-diss.com