Стресс и шок

За такое беспечное легкомыслие приходится достаточно дорого расплачиваться. Расплачиваться разрушенной нервной системой, многочисленными болезнями и постепенно формирующимися необратимыми патологиями психики. Впрочем, можно всему этому и не верить.

Стрессовые ситуации, в которые часто оказывается вовлечён человек, характеризуются, прежде всего, деструктивно-декомпенсационным воздействием различной мощности на психику. Психологическими проявлениями эмоционального стресса являются аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным, разрушительным изменениям в нервно-психических структурах организма человека. Поскольку эмоции вовлекаются во все без исключения акты человеческой жизнедеятельности, то именно психо-эмоциональный аппарат первым включается в стрессовую реакцию при воздействии психотравмирующих событий, ситуаций или происшествий.

При целом ряде обстоятельств, стрессовые психологические травмы и психотравмирующие ситуации могут стать причиной психических расстройств и даже приводить к психическим заболеваниям, при которых эмоциональное возбуждение принимает неослабевающую застойно-стабильную форму. В дальнейшем, даже при нормализации ситуации, застойное нервноэмоциональное возбуждение не ослабевает, активизируя вегетативные механизмы нервной системы и через них расстраивая деятельность внутренних органов и систем. Далее, в психоневротические последствия отдельных непереработанных и неустранённых психологических травм может вовлекаться всё большее и большее количество самых разных аспектов человеческой жизни. Проблема постепенно разрастается.

Серьёзные психологические травмы и потрясения, длительные психотравмирующие ситуации, накапливаясь в памяти, в психических структурах мозга, постепенно приводят к декомпенсации нервно-психической системы . Всё это создаёт благоприятный фон для развития органических психических расстройств и психических заболеваний. Но это уже в конце. А начинается всё с каких-то обычных, неприятных, «выбивающих из колеи» досадных неурядиц, происшествий, конфликтных ситуаций реальной жизни.

Даже единичный стресс может спровоцировать возникновение панических атак . Одним из наиболее значительных по своему разрушающему воздействию на психику и часто встречающихся последствий невыведенных из подсознания психологических травм является, так называемое, посттравматическое стрессовое расстройстве (ПТСР).

Кабинет психолога-психоаналитика
Психологическая переработка и полное устранение последствий
любых стрессовых и шоковых потрясений, психологических травм.
Москва. Центр. Ст. метро: «Красные ворота» (5-7 мин.пешком от метро)
Реальные результаты. Доступный уровень цен. Удобное для Вас время.
Записаться на приём Вы можете с 13 до 21ч. по тел. (495) 423-0192


www.psikab.narod.ru

Тема: « Общие реакции на повреждение: стресс, шок, кома, коллапс, обморок»

1.Изучить биомеханизмы формирования общих стереотипных реакций на повреждение

2.Усвоить структурные и функциональные изменения, возникающие при общих реакциях организма на повреждение.

3. Знать исходы и значение данных реакций для организма человека.

Задание для самоподготовки:

I. Найдите ответы на предлагаемые вопросы:

1.Что понимают под общими реакциями организма на повреждение, назовите формы их проявления.

2.Дайте определение стресса , причины возникновения, проявление стрессовой реакции.

3.Объясните сущность формирования стрессовой реакции.

4.Стадии стресса, их характеристика.

5.Значение стрессов в развитии заболеваний, хронических патологических процессов.

6.Шок- определение, причины возникновения, классификация.

7.Сущность формирования шока: нейрогенная теория.

8.Стадии шока, их характеристика.

9.Патолого-анатомические и патолого-физиологические процессы, возникающие в организме человека при различных видах шока. Понятия о «шоковых органах».

10 Понятие о коллапсе и обмороке, причины развития, патогенез и исходы.

11 Кома- определение, отличительные признаки.

12 Назовите механизмы развития комы, дайте их характеристику?

13 Классификация ком, их отличия, исходы

II. В дневнике для практических работ:

Изобразите графически « порочный круг» при шоке, объясните механизм его формирования и значение в патогенезе шока.

III. В словаре терминов: записать и выучить определение следующих терминов:

Стресс, стрессор, резистентность, шок, кома, коллапс, обморок, «шоковый орган».
IV. В дневнике для практических работ укажите отличительные особенности форм общих реакций

организма на повреждения в виде таблицы:

Литература для самоподготовки:

1 В С Пауков Н К Хитров «Патология» Медицина 1999 год стр 127- 136 Медицина 1989 год стр 125- 134

2 М.К Недъзведь « Патологическая анатомия и физиология» Минск «Высшая школа»1997 год стр 81 — 93.

3 В В Серов « Патологическая анатомия» Медицина 1998 год стр 106- 108

Тема: « Общие стереотипические реакции организма на повреждение».

1. Общие реакции организма на повреждение- общая характеристика, формы проявления.

2. Стресс: этиология, патогенез, стадии, патогенное влияние на организм человека.

3. Шок- этиология, патогенез и морфогенез, особенности видов, исходы.

4. Кома-причины, механизмы развития, формы проявления, клинические особенности.

5. Коллапс и обморок: этиология и патогенез, отличительные особенности.

I. Необходимо всегда помнить, что человек, существуя во внешней среде, всегда может быть подвержен воздействию чрезмерных раздражителей, способных вызывать расстройства функционирования систем и органов и вызвать изменения не совместимые с жизнью человека. На эти воздействия организм человека способен давать комплексные стереотипические патологические реакции на уровне целостного организма и затрагивающие все уровни его жизнедеятельности. Данные реакции могут проявляться в форме стресса, шока, комы, коллапса, обморока. Данные реакции носят приспособительный характер, но они вызывают такие изменения гомеостаза в организме человека, которые могут вызвать необратимые процессы, приводящие к смерти

II. Стресс –общая приспособительная реакция организма человека на воздействие чрезвычайных и патологических раздражителей, проявляющаяся адаптационным синдромом.

Причина: Воздействие чрезмерных и патогенных раздражителей- стрессоров, вызывающих в организме человека повреждения систем и повышенное возбуждение коры конечного мозга.

Общий адаптационный синдром: это приспособительная ответная реакция организма человека на воздействие факторов внешней среды и изменение гомеостаза, направленное на выживание и сохранение жизнедеятельности в новых условиях его существования. Степень проявления и исход синдрома зависит от силы и длительности воздействия стрессоров. Г.Селье определил, что для стрессовой реакции характерна триада однотипных признаков:

-Повышенная активность надпочечников, сопровождающаяся их гипертрофией.

-Снижение активности иммунной системы за счёт угнетения функций вилочковой железы и лимфоидного аппарата.

— Некротические процессы в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта.

Стадии стресса: В процессе формирования стрессовой реакции выделяют три стадии- тревоги, резистентности и истощения.

Стадия тревоги: характеризуется мобилизацией защитно-приспособительных сил организма, направленных на обеспечение функционирование конечного мозга и систем организма в экстремальных условиях.

Проявляется активацией симпатоадреналовой системы, усилением функций коры надпочечников. Это приводит к мощному усилению катаболических процессов, деятельности сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Наблюдается перераспределение крови в пользу головного мозга и сердца ( феномен централизации кровообращения). Эти изменения направлены на ликвидацию повреждений, возникающих под действием стрессоров. При чрезмерно интенсивном воздействии стрессоров на организм человека могут возникать расстройства нейрогуморальной системы , характеризующие избыточным выбросом катехоламинов, глюкокортикоидов, минералокортикоидов, что приводит к возникновению различных патологических процессов и заболеваний, угнетению иммунной системы. Наблюдается обеднение надпочечников гранулами секрета, уменьшение в размерах вилочковой железы, селезёнки, лимфатических узлов, отрицательный азотистый баланс, эозинопения.

Стадия резистентности: Характеризуется ростом устойчивости организма человека к действию стрессоров, отмечается гипертрофия коры надпочечников, устойчивое повышение образования кортикостероидов, усиление процессов анаболизма.

Стадия истощения: Возникает только при длительном воздействии стрессоров, приводящем к истощению компенсаторных сил организма человека, тяжёлым расстройствам функций систем организма и

Биологическая суть стрессовой реакции состоит в повышении неспецифической резистентности организма, которое проявляется уменьшением воспалительных, гиперэргических реакций, повышением сопративл-яемости при действии летальных агентов. Основополагающую роль играют гормоны надпочечников.

Несостоятельность адаптации ведёт к развитию « болезней адаптации»: бронхиальной астмы, неврозов, патологии сердечно- сосудистой системы, почек, пищеварительного тракта, иммунодефицитам.

II. Шок: Остро развивающийся рефлекторная реакция ( патологический процесс) организма челов-ека в ответ на действие чрезвычайного раздражителя, характеризующаяся тяжёлыми нарушениями деятельности жизненно важных систем, в следствии расстройства их нервно- гуморальной регуляции.

Шок полиэтиологичен, он возникает под действием различных раздражителей, но отличающихся чрезвычайной силой, т. е. экстремальных. В зависимости от причин возникновения выделяют следующие виды шока: травматический, ожоговый, анафилактический, гамотрансфузионный, кардиогенный, психогенный, лучевой. Наиболее часто встречающийся травматический шок.

Теории шока: Существует более 20 теорий развития шока. Наиболее обоснованной является нейро-рефлекторная теория. Сущность данной теории заключается в чрезмерном генерализованном возбуждении коры конечного мозга и подкорковых центров под воздействием огромного потока чрезвычайных раздражителей и формированием соответствующей ответной реакции. Клиническое проявление данной реакции является эректильной стадией шока. Перевозбуждение клеток коры конечного мозга приводит к формированию защитной реакции в виде торможения и начала формирования « порочного круга». Это соответствует торпидной стадии шока.

Стадии шока: Эректильная- характеризуется формированием ответной реакции на чрезмерное возбуждение коры конечного мозга по типу адаптационного синдрома. Но данная ответная реакция не обеспечивает резистентности организма и возникает перевозбуждение коры конечного мозга и развитие защитной реакции в виде торможения. По времени данная стадия короткая.

Торпидная- возникает при развитии торможения в коре конечного мозга и характеризуется снижением активности коры конечного мозга и подкорковых центров и формированием «порочного круга».Сущность «порочного круга» заключается в развитии гипоксии головного мозга из-за резкого снижения функционирования ЦНС и, как следствие, нарушения кровообращения и дыхания. Гипоксия ЦНС переводит торможение коры конечного мозга и подкорковых центров в их угнетение, ещё больше усугубляя расстройство дыхания и кровообращения. Расстройство последних ведёт к усилению гипоксии. Таким образом, круг патологических реакций замыкается.

Патологические процессы при шоках:

1.Расстройство гемодинамики, сопровождающееся снижением АД, замедлением работы сердца.

2. Расстройство микроциркуляции характеризующееся снижением тонуса сосудов, увеличением депонирования крови, повышением проницаемости сосудов, развитие ДВС- синдрома и стаза.

3.Развитие токсемии, т. е. попадание в кровяное русло токсических продуктов, образующихся в результате расстройства обмена веществ.

4. Расстройства вентиляции лёгких, перфузии газов и прогрессирующий рост гипоксемии и общей гипоксии

5. Прогрессирующее торможение ЦНС и развитие «порочного круга», что приводит к смерти.

Морфологические стадии шока:

1-я стадия характеризуется перераспределением крови в различных органах с развитием феномена централизации кровообращения в сторону усиления кровоснабжения ЦНС.

2-я стадия: нарушаются реологические свойства крови, приводящие к нарушению обмена веществ и энергии.

3-я стадия проявляется развитием ДВС- синдрома и стазом в микроциркуляторном русле.

4-я стадия характеризуется формированием вторичных изменений во внутренних органах. От тяжести их повреждений зависит исход и жизнь больного.

«Шоковые органы» — это органы, наиболее часто поражаемые при шоках: лёгкие, почки, надпочечники.

« Шоковые лёгкие: наблюдается полнокровие, диапедез эритроцитов, развитие кровоизлияний, ателектазы, снижение проницаемости аэрогематического барьера, развитие ДВС синдрома с отёком . Лёгкие тёмно- красные, на разрезе пёстрые, на поверхности пенистая геморрагическая жидкость. «Шоковое лёгкое» способствует развитию острой дыхательной недостаточности.

«Шоковые почки»: характеризуются ишемизацией коркового вещества, что приводит к дистрофическим, а затем к некротическим изменениям эпителия канальцев нефрона. Почка набухшая, с полнокровными пирамидами и набухшим бледным слоем коры. Некроз коры может приводить к острой почечной недостаточности ( ОПН).

« Шоковые надпочечники»: полнокровные, с массивными участками кровоизлияний в коре и мозговом слое с последующей гибелью их клеток.

Структурные изменения наблюдаются в миокарде сердца и печени в виде дистрофических и некробиотических изменений кардиомиоцитов и гепатоцитов с развитием миокардиопатии и острой печёночной недостаточности, часто с развитием гепаторенального синдрома.

Особенности видов шока:

Травматический шок: развивается на фоне травм, сопровождающихся болевыми факторами, приводящими конечный мозг в условия чрезмерного возбуждения. Эректильная стадия короткая, характеризуется общим вегетативным и двигательным возбуждением. Торпидная стадия характеризуется общими явлениями торможения, переходящими в состояние угнетения ЦНС, формированием «порочного круга», развитием « шокового лёгкого» и « шоковой почки»

Ожоговый шок: для него характерны большая длительность ( до 1-2 часов) эректильной стадии, выраженная токсемия, крово- и плазмопотеря, повышение вязкости крови, гемолиз эритроцитов и выход гемо-глобина. Развивается « шоковая почка».

Анафилактический шок: возникает на повторное введение чужеродного белка , лекарственных препаратов. Эректильная стадия очень короткая, проявляется чувством страха, двигательного беспокойства. Возбуждение ЦНС связано с раздражением рецепторов сосудистого русла медиаторами аллергии и комплексами АГ-АТ. Быстро возникает угнетение функций ЦНС, развиваются бронхоспазм, судороги, асфиксия, падение артериального давления и микроциркуляции. Развивается стаз и сладж, ДВС- синдром.

Гемотрансфузионный шок: возникает на фоне переливания несовместимой и недоброкачественной крови.

Эректильная стадия очень короткая. Торпидная характеризуется общей слабостью, падением АД, сни-жением свёртывания крови и развитием множественных кровоизлияний. Развивается « шоковая почка» из-за попадания в канальцы нефронов почек гемоглобина и наблюдается ОПН с развитием уремии.

IV Кома: постепенно развивающийся процесс прогрессирующего угнетения функций ЦНС сопровождающийся потерей сознания, глубоким расстройством жизненно важных функций организма. Для комы характерно прогрессирующее угнетение головного мозга и утрата сознания.

Причины комы: воздействие экзогенных и эндогенных повреждающих чрезмерных факторов.

Механизмы комы: В основе патогенеза комы лежат несколько общих механизмов, вызывающих патологический процесс.

1. Интоксикационный: характеризуется патогенным влиянием на ЦНС токсических веществ экзогенного и

эндогенного происхождения, приводящее к угнетению её функций и развитию комы.

2. Кислородное и энергетическое голодание: связано с развитием патологических процессов, угнетающих гемодинамику и вентиляцию лёгких, что приводит к прогрессирующей гипоксии. На фоне усиливающейся гипоксии наблюдается ацидоз и тяжёлая форма энергетического дефицита.

3.Нарушение кислотно-основного, электролитного и водного баланса организма: является следствием интоксикации, гипоксии и глубокого расстройства обмена веществ.

Данные механизмы наблюдаются при любых видах ком, имеют различную форму проявления.

1. Угнетение функций головного мозга, сопровождающееся потерей сознания.

2. Расстройство гемодинамики и микроциркуляции в головном мозге.

3. Угнетение функций дыхательного центра и развитие патологических форм дыхания (Куссмауля и Чейн-

4. Глубокие расстройства обмена веществ.

Все данные расстройства часто приводят к смертельному исходу.

1.Уремическая кома: Развивается на фоне прогрессирующей острой и хронической почечной недостаточности в связи с накоплением в крови азотсодержащих шлаков( мочевина) и развитии уремии( мочекровия).

Мочевина начинает выводится железами, не приспособленными для этого, что приводит к развитию воспалительных процессов. Накапливаемые токсические продукты обмена ведёт к нарастающей интоксикации, а также развитию других механизмов комы. Признаки: спутанность сознания, вялость, апатия, обезвоживание в результате рвоты. Затем сознание теряется, развивается токсический отёк головного мозга, судороги. Развивается патологическое дыхание, запах мочевины изо рта, что является признаками приближающейся смерти.

2 Печёночная кома: развивается на фоне печёночной недостаточности. Основной механизм- интоксикация организма из-за угнетения дезинтоксикационной функции печени. Развивается постепенно с нарастанием признаков интоксикации головного мозга. Характерен специфический печёночный( гнилостный) запах изо рта, нарастающая желтуха, кожный зуд, часто наблюдается патологическое дыхание, отёк лёгких.

3.Диабетическая кома: является осложнением сахарного диабета вследствие тяжёлого нарушения углеводного обмена. Проявляется в форме гипергликемической комы и гипогликемической комы.

Гипергликемическая кома возникает при чрезмерном повышении уровня глюкозы в крови из-за недостаточного уровня инсулина в крови или его полного отсутствия. Характерно постепенное развитие, жажда, рвота, потеря сознания, запах ацетона изо рта, выраженная сухость кожи и слизистых оболочек, мягкость глазных яблок из-за потери жидкости, гипергликемия и гиперкетонемия, Куссмаулевское дыхание.

Гипогликемическая кома возникает при избыточном поступлении в кровь инсулина, тяжёлая форма гипогликемии, развитии энергетического голодания головного мозга. Начало острое, прогрессирующая слабость, острое чувство голода, тремор, гиперемия лица, Быстрая потеря сознания, судороги, зрачки расширены, При судорогах АД повышается, а после судорог снижается. Исход может быть летальный.

V. Коллапс: остро развивающаяся сосудистая недостаточность, характеризующаяся резким падением артериального давления, снижением тонуса сосудов и перераспределением крови.

Проявляется: резким падением кровяного давления, гипоксией головного мозга, угнетением жизненно важных функций. В отличии от шока коллапс есть результат первичного расстройства кровообращения, сопровождающееся прогрессивным снижением давления.

Виды коллапса: инфекционный- в результате воздействия токсинов микроорганизмов. Гипоксемический:

В результате попадания в условия низкого атмосферного давления. Геморрагический: на фоне массивной

кровопотери. Ортостатический: появляется при быстрой смене положения тела с горизонтального в вертикального у больных , длительно выдерживающих постельный режим.

Обморок: остро развивающаяся ишемия головного мозга, сопровождающаяся кратковременной потерей сознания. Возникает как следствие спазма кровеносных сосудов головного мозга, или снижения кровяного давления, при котором возникает острая ишемия головного мозга и его гипоксия.
С целью закрепления и систематизации знаний выполните предлагаемые задания:

Ответьте на вопросы словарного диктанта:

1. Потеря сознания в результате острой ишемии головного мозга.

2. Синдром, формирующийся при стрессах.

3. Факторы, вызывающие стресс.

4. Первая стадия шока.

5. Патологическое состояние, характеризующееся прогрессирующим угнетением ЦНС.

6. Кома возникающая на фоне почечной недостаточности.

7. Шок, возникающий при повторном парентеральном введении чужеродного белка.

8.После стадии тревоги идёт стадия________________________________________________

9. Падение артериального давления и перераспределение крови характерно для ______________________

10. Торможение в ЦНС с последующим переходом в угнетение при шоке наблюдается в_________ стадию.

Для самоподготовки и проведению практического занятия №8 для студентов.

Тема: « Опухоли: патофизиологические и патологонатомические характеристики опухолевого процесса».

1. Изучить морфологические и функциональные особенности опухолей, причины их возникновения. Теории опухолей

2. Усвоить патолого-анатомические и патологофизиологические особенности формирования доброкачественных опухолей

3. Знать особенности строения и функционирования злокачественных опухолей, патогенное влияние их на организм человека.

4. Представлять основы гистологической классификации опухолей, особенности отдельных групп.

1 «Альтерация: патологоанатомическая и патологофизиологическая характеристика видов».

2. « Морфология и физиология тканей и клеток».

3. « Компенсаторно – приспособительные реакции».

Найдите ответы на предлагаемые вопросы:

1. Ч то понимают под понятием « опухоль», какие термины его характеризуют?

2. Какие признаки характеризуют опухоль?

3. Что такое атипизм, виды атипизма характерные для опухолевого процесса?

4. Каковы виды и особенности морфологического атипизма?

6. В чём сущность функционального атипизма?

7. Каковы особенности роста опухолей, виды роста, их отличия?

8. Ч то понимают под автономностью опухолей?

9. Каково строение опухоли?

10. Какие опухоли называют доброкачественными, укажите их отличительные особенности?

11. Что понимают под злокачественными опухолями, каковы их отличия от доброкачественных?

12. Каково патогенное влияние злокачественных опухолей на организм человека?

13. Что такое предопухолевые состояния, их характеристика?

14. Какие теории возникновения опухолей существуют, дайте их характеристику?

15 В чём сущность гистологической классификации опухолей?

16. Дайте характеристику группам опухолей согласно гистологической классификации?

В дневниках записать и выучить определения следующих терминов:

1. Онкология. 2. Атипизм.

3. Анаплазия 4. Малигнизация.

5. Метастазирование. 6. Рецидивирование.

7. Саркома. 8. Карцинома.

9. Невус. 10. Тератома.

Провести дифференциальную диагностику злокачественных и доброкачественных опухолей:

zodorov.ru

Стресс и шок

Шок и стресс — это физиологическая реакция организма рыб на неблагоприятные раздражители (например, неподходящие факторы окружающей среды). Среди аквариумистов шок и стресс обычно рассматриваются как краткосрочная и долгосрочная реакция, хотя шок можно воспринимать как крайне острую форму стресса.

Для всех высших организмов испытывать в течение жизни ту или иную степень стресса — это совершенно нормальное явление. Однако при определённых обстоятельствах долгосрочный (хронический) стресс может представлять серьёзную угрозу для здоровья. В аквариуме стресса следует по возможности избегать, особенно когда речь идёт о тех рыбах, здоровье которых и без того уже подвергается риску (например, из-за болезни или травмы, а также после перевозки).

Это физиологическая реакция организма на внезапные потрясения разных типов — обычно на слишком резкое изменение одного или нескольких факторов окружающей среды. Конкретные виды шока рассмотрены в разделах данной главы, посвящённых проблемам окружающей среды. Среди них — нитратный шок (раздел 1.2.9), осмотический шок (раздел 1.1.2), рН-шок (раздел 1.1.3), температурный шок (раздел 1.4.2). Химический шок может представлять собой осмотический шок, рН-шок или их сочетание. Токсический шок — это термин, который иногда используется для обозначения острого отравления (раздел 1.2.1), в том числе тяжёлой отрицательной реакции на химические лекарственные средства.

Признаки. Бывают разные — в зависимости от природы и тяжести поражения. Среди них могут быть следующие: уменьшение интенсивности окраски; ускоренное или замедленное дыхание; лежание на дне (очень распространённый признак) с периодическим резким перемещением на другое место; кроме того, рыбы прячутся среди растений или других декоративных предметов. Иногда шок проявляется в форме бегства, и тогда рыбы неистово мечутся по всему аквариуму вверх, вниз и вдоль стенок, словно стараясь найти выход наружу. В тяжёлых случаях рыбы могут лежать на боку или даже брюхом вверх. Смерть от шока — довольно распространённое явление, особенно среди чувствительных рыб.

Причина. Резкие изменения одного или нескольких факторов окружающей среды. Чаще всего шок наблюдается у рыб, только что запущенных в аквариум, но может последовать за частичной подменой воды, если не уделяется достаточного внимания соответствию параметров новой воды и воды в аквариуме. Подверженность шоку разная у рыб разных видов и разных особей.

Даже при отсутствии значительных изменений параметров воды рыбы, испытывающие сильный стресс, могут проявлять симптомы шока, когда их впервые запускают в аквариум, особенно после перевозки. Такова их реакция на незнакомую окружающую среду. Этот синдром иногда называют «шоком после запуска» или «стрессом после перевозки».

Предотвращение. Рыб нельзя подвергать воздействию резких изменений параметров воды, а также какому-либо типу отравления. При использовании химических лекарственных средств, особенно в форме кратковременных ванн с высокой дозой лекарства, за рыбами следует постоянно наблюдать и следить, не появятся ли у них признаки шока. В случае необходимости процедуру следует прекратить (см. также главу 24).

Лечение. Если шок начинается стремительно и явно (например, в случае, когда он вызван резким изменением температуры или острым отравлением), следует прежде всего установить его причину (для этого нужно проверить параметры воды), а затем немедленно исправить ситуацию. Если поражены все обитатели аквариума (например, когда причиной шока является необдуманная подмена воды), следует изменить условия в аквариуме. Если из-за непривычных параметров воды поражёнными оказались новые рыбы, недавно запущенные в аквариум, их следует перевести в более подходящие условия, т. е. в воду с привычными для них параметрами. Не меняйте химический состав воды в основном аквариуме, чтобы он подходил для новых рыб, так как это вызовет риск возникновения шока у тех рыб, которые уже живут в аквариуме!

Если новые рыбы, только что запущенные в аквариум, испытывают шок из-за перевозки и незнакомого окружения, их следует оставить в покое, чтобы у них была возможность приспособиться к своему новому положению и оправиться от стресса. Их нельзя тыкать или пихать, пытаясь заставить выйти из укрытия, а если они лежат на дне, нельзя заставлять их плавать, так как этот дополнительный стресс может вызвать смертельные последствия. В таких случаях бывает полезно выключить свет в аквариуме до наступления следующего дня, так как период темноты оказывает успокоительный эффект на многих рыб. К тому времени рыбы в большинстве своём оправятся и вольются в новое окружение.

Стресс — это серьёзная проблема для аквариумных рыб. Хронический стресс обычно в конце концов заканчивается смертью — например, от медленного истощения или из-за сниженного иммунитета, а следовательно, повышенной уязвимости перед инфекциями. К несчастью, его воздействие часто недооценивают или же приписывают другим причинам (например, какой-нибудь воображаемой инфекционной болезни).

Стресс несомненно является неотъемлемой составной частью жизни рыб в природе. В частности, страх перед хищниками может служить главным примером природных стрессогенных факторов. Однако в тесных рамках аквариума нередко складываются многочисленные стрессовые ситуации, которые в природе либо вообще не возникают, либо рыбы могут с лёгкостью избежать их, уплыв прочь, в другое место с более благоприятными условиями. Ведь хорошо известно, что шумный и неловкий рыболов вряд ли поймает хотя бы одну рыбу!

Признаки. Признаки стресса многочисленные и неспецифические, поэтому диагноз чаще всего ставится на основе обстоятельств, т. е. известной возможной причины стресса — например, когда рыбу задирают другие рыбы или в воде содержится большое количество нитратов. Среди этих признаков могут присутствовать следующие: потеря аппетита и, в перспективе, постепенно развивающееся истощение; стремление прятаться, в том числе стоять в углах аквариума головой вверх или вниз; нервозность и склонность к панике («блины» на поверхности воды, прыжки, поиск способа бегства через стекло аквариума); ненормальная окраска (обычно гораздо темнее, а иногда бледнее нормальной); учащённое дыхание.

Причина. Неблагоприятные факторы окружающей среды — неподходящий химический состав воды; плохое качество воды; неподходящая температура; неподходящие укрытия или недостаточное их количество; агрессия со стороны других рыб или страх перед агрессией со стороны более крупных или бойких соседей по аквариуму (даже в случае, если на самом деле это мирные и безвредные рыбы); внешние раздражители-например, стук по стеклу аквариума; постоянная или необычная деятельность поблизости от аквариума, громкий шум и сопровождающая его вибрация.

Помимо этого, болезни сами по себе могут быть стрессогенными факторами, как некоторые лекарственные средства и сам процесс лечения. Уход за аквариумом (за исключением случая, когда он выполняется осторожно и спокойно) тоже может вызвать у рыб стресс: постоянные изменения декоративного оформления и других «пустяков», даже если это делается с самыми лучшими намерениями. Если рыбу берут в руки, особенно когда её ловят сачком, упаковывают или перевозят, это всегда источник стресса. Даже размножение у многих рыб может вызывать стресс. Источником стресса может стать преследование (которое иногда является составной частью ритуала ухаживания), потому что у рыбы нет никакой возможности скрыться от настойчивого, но нежеланного поклонника в тесных границах аквариума. Рыбы тех видов, у которых принято заботиться о потомстве, могут во время нереста воспринимать своих соседей по аквариуму, обычно вполне приемлемых, как ужасную угрозу своему выводку и из-за этого испытывать стресс (одновременно причиняя его другим рыбам).

Предотвращение. Вероятно, невозможно полностью избежать каких бы то ни было стрессов у аквариумных рыбок. Однако нужно прилагать все усилия, чтобы обеспечить им как можно более свободную от стрессов окружающую среду путём создания подходящих условий обитания. Для этого нужно соответствующим образом подобрать воду должных химических и физических параметров, декоративное оформление, соседей по аквариуму, питание и т. д. Внешние причины стресса, являющиеся результатом человеческой деятельности, также следует свести к минимуму. Аквариумист должен постоянно проявлять бдительность, регулярно и внимательно наблюдать за своими рыбками и искать у них любые признаки стресса или его потенциальные причины.

Лечение. Установите и устраните причину (причины) стресса. Иногда это означает, что придётся подыскать другое жилище рыбам, если они оказались несовместимыми друг с другом. Помните о том, что наилучшее решение проблемы агрессивности рыб чаще всего состоит в следующем: проще избавиться от одной-единственной рыбы-задиры, чем умножать количество её жертв.

Примечание. Аквариум, свободный от стрессов, — это отличительный знак искусного аквариумиста.

www.e-reading.mobi