Стресс и способы борьбы с ним классный час

Рубрика «Полезные статьи»

Нервная анорексия как вылечиться

Нервная анорексия — плохая привычка или болезнь? Нервная анорексия: похудей или умри! Главная проблема пациенток с нервной анорексией заключается в том, что, видя себя в зеркале, они всерьез думают, что у них постоянные излишки жира. При этом они могут выглядеть не то что худыми, а болезненно тощими. Все дело в психике, она нарушена. Приходя к …

Сильное средство от раздражительности

Обзор успокоительных средств не вызывающих сонливость Проблемы в семье и на работе, высокий ритм жизни, информационные перегрузки, стрессовые ситуации нарушают душевный мир, влияют на нервную систему. Появляется физическая и моральная усталость, нервозность, бессонница. Успокоить нервы и преодолеть подобное состояние помогают успокоительные препараты. Они снимают эмоциональное напряжение, раздражительность, предупреждают истощение нервной системы. После приема многих успокаивающих …

Тревожное депрессивное состояние

Что такое тревожно депрессивное расстройство? Тревожно-депрессивное расстройство относят к категории самых распространенных заболеваний, с которыми регулярно сталкивается человечество на протяжении последнего столетия. Малоутешительная тенденция объясняется тем фактом, что современный человек чаще подвергается различным стрессовым ситуациям и нервным перенапряжениям. Медицинские исследования позволяют говорить о прогнозах, лишенных оптимизма. Так, на фоне дальнейшего несоблюдения психогигиены современным населением депрессия …

Неврозы и самовнушение

Невроз Лечение невроза у детей и взрослых Nav view search Лечение невроза у взрослых При лечении невроза очень важно установить доверительный контакт с больным — это поможет не только выявить психотравмирующие обстоятельства, которые спровоцировали заболевание, но и устранить их. Вообще, лечение невроза требует комплексный подход — это наиболее эффективно. При этом основополагающий метод лечения невроза …

Лечение аутизма в москве бесплатно

Детский аутизм Синдром детского аутизма является одной из наиболее сложных проблем современной психиатрии. Лечение детского атипичного аутизма пытаются осуществлять не только психиатры, но и психологи, педагоги, биологи,специалисты в области социальной реабилитации. Современные клинико-биологические исследования свидетельствуют о нозологической гетерогенности данного заболевания, широкой вариабельности различных видов расстройств аутистического спектра. Клиники лечения аутизма сегодня есть во многих странах …

Пенсионный стресс

PsychologiaGuide Пенсионный стресс и как его преодолевать Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия как цель и смысл жизни, добро и счастье. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом производством, общественной деятельностью. Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко …

Сезонная депрессия относится к

Депрессия и стресс Причины, симптомы и лечение Сезонная депрессия и как с ней бороться Половина четвертого, а уже сгущаются мрачные серые сумерки. От рассвета вообще осталось одно название: солнце, похоже, впало в спячку, вместо него на небо выползают какие-то простуженные облака, норовящие упасть на землю. Дождь становится не только холодным, но еще и наглым: не …

Стресс психология определение

Стресс психология определение Термин «стресс» (от английского stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на …

Бывают ли стрессы у котов

Кошки испытывают стресс от слишком ласковых хозяев Недавние исследования поведения домашних кошек дали любопытный результат: оказывается, питомцам далеко не всегда нравятся ласки хозяина. Специалисты из Университета Сан-Паулу в Бразилии, Университета Линкольна в Великобритании и Венского университета ветеринарной медицины выяснили, что кошка часто испытывает тревогу и беспокойство от прикосновений человека, поэтому чтобы не подвергать её постоянному …

Депрессия при артрозе

Депрессия. Причины и лечение депрессии Глава из книги «Тайная формула здоровья». Автор — доктор Евдокименко©. Опубликована в 2013 году. Все права защищены. В этой главе речь пойдет о депрессии. Что такое депрессия, я думаю, объяснять никому не нужно. У кого она была, тот и сам знает, что это такое. У кого не было, тому и …

psycentr-algis.ru

Презентация классного часа на тему «Стресс и как с ним бороться»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Стресс и как с ним бороться»

У каждого из нас бывает всё на свете… нехорошо. В чём дело, сразу не поймёшь. Просто хочется: спрятаться, заплакать, снова появиться и на кого-нибудь накричать, совершить прочие противоправные действия. Совсем не хочется: работать, общаться, быть добрым и отзывчивым.

Причин у этого состояния, называемого модными словами «СТРЕСС» ИЛИ «депрессия», огромное количество. И все они разные. Но выход один: бороться и не позволять себе раскисать.

Пессимистично настроенный человек не вызывает у окружающих желания общаться, у босса – поощрять у любимого… вообще никакого желания.

И наоборот, улыбчивый и добродушный человек «обречён на успех». Это подтверждают психологи всего мира.

Итак, решено: бороться со стрессом до последней капли грусти! Но как?

Когда всё не так… 5 % людей обращаются к психо-аналитику…

35 % людей отрываются на домашних, любимых… Когда всё не так…

А знаете ли вы, что… Итальянцы снимают стресс, флиртуя с коллегами. В японских офисах выставляют чучело начальника… чтобы его бить.

А знаете ли вы, что… Женщины Гонконга, чтобы снять стресс, предпочитают бить мужей.

А знаете ли вы, что… Один румынский бизнесмен, дабы не подвергать себя стрессу, платит жене за молчание.

А знаете ли вы, что… Американские врачи своих пациенток направляют на курсы… стриптиза.

А знаете ли вы, что… Зимой в университетах Гарварда и Принстона этот способ снятия стресса очень популярен: студенты раздеваются догола и бегают на морозе.

А знаете ли вы, что… Полицейские в Турции снимают стресс, слушая классику. В полицейских участках Анкары звучат произведения Моцарта, Шопена и Бетховена.

А знаете ли вы, что… В Нью-Йорке организован клуб для снятия стресса у собак. Сначала собаки расслабляются, затем специальный инструктор усаживает собак в традиционные для йоги позы.

А знаете ли вы, что… В некоторых американских офисах в качестве способа борьбы со стрессом сотрудники после обеда в течении получаса могут просто… поспать.

Лучшее лекарство — смех Смех снимает стресс, нервное напряжение и хроническую усталость. Помогает избавиться от неприятных мыслей. Способствует скорейшему выздоровлению при самых различных заболеваниях. Феерия хохота позволяет настроиться на волну бодрого состояния духа.

КОГДА ВСЁ НЕ ТАК… делаем так: 1.Сразу после стрессовой ситуации: Встаньте, постарайтесь расслабить сжатые руки, стиснутые зубы, расстегните пуговицы у ворота, помассируйте напряжённую шею. Постойте так некоторое время. Почувствуйте, как сильно ваше тело, и топните ногой уверенно и твёрдо. Повторяйте про себя: «Я здесь стою, это моя территория!». Так вы восстановите ощущение твёрдой земли под ногами и сможете уверенней продолжать действовать.

КОГДА ВСЁ НЕ ТАК… делаем так: 2. Перед сном приготовьте себе ароматическую ванну: смешайте 5-6 капель эфирного масла лаванды или мелисы с пеной для ванны. Получившуюся смесь вылейте в воду комфортной для вас температуры. Полежите так минут 20.

КОГДА ВСЁ НЕ ТАК… делаем так: 3. Не важно, что именно вы сделаете: съедите шоколадку, купите букетик цветов, пойдёте к массажисту или почитаете детектив. Важно то, что в эти минуты, окунувшись в праздничное настроение, вы дадите себе возможность выдоха.

КОГДА ВСЁ НЕ ТАК… делаем так: Каждый день: 4. Чтобы не нервничать и хорошо высыпаться, рекомендуется: 1 ст.л. мёда и выжатый сок ½ лимона растворить в стакане минеральной воды и выпить утром до завтрака. Принимать 1-2 недели.

Смейтесь! Улыбайтесь! Иронизируйте над собой и над обстоятельствами! Умение увидеть смешное, забавное в собственных трудностях – лучший способ изменить отношение к проблеме.

Вряд ли были на свете люди, которые прожили свою жизнь без стрессов.

Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию – стресс. На неблагоприятные воздействия разного рода организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим однотипным, комплексным процессом вне зависимости от того какой раздражитель действует на него.

Стресс включает и физиологические, и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или адаптацию. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических свойств – улучшении внимания, в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели.

Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда когда влияние стрессора превосходит обычные, приспособительные возможности человека. Стрессорами могут быть и физические, и психические раздражители.

Итак, стресс подразделяют на следующие стадии. Стадия тревоги – это «призыв к оружию» защитных физиологических механизмов. Результатом их деятельности является вторая фаза – фаза резистентности (устойчивости), при которой увеличивается сопротивляемость организма, возрастает запас его надежности. При действии психосоциальных факторов симпатическая система готовит организм к борьбе или «бегству». Если стресс вызван болезнью – усиливается продукция антител, направляющихся к пораженному участку. При успешном сопротивлении организма стрессору вторая фаза заканчивается нормализацией состояния организма. Если сил , оказалось недостаточно, а воздействие повреждающего агента продолжается, наступает третья, стадия стресса – истощение, т. к. ни один организм не может находиться постоянно в состоянии напряжения.

infourok.ru

КЛАССНЫЙ ЧАС на тему: «ЭКЗАМЕН БЕЗ СТРЕССА» (11 класс)

Транскрипт

1 КЛАССНЫЙ ЧАС на тему: «ЭКЗАМЕН БЕЗ СТРЕССА» (11 класс) Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Традиционно под стрессом понимается состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном в экстремально сложных условиях. Есть и такое определение, данное американскими психологами: «Стресс негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации». Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. А с введением Государственно итоговой аттестации (ГИА), ЕГЭ ситуация только усугубилась. И для этого существует целый ряд причин: 1. Экзамен это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение обучающегося в школе и его дальнейшую судьбу. 2. Подготовка к экзамену связана с большим напряжением организма: интенсивная умственная деятельность, повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания. 3. Школьник и в повседневной жизни нередко испытывает определенный прессинг, психологическое давление со стороны школы и родителей («До конца урока осталось 15 минут, после звонка работы не принимаю!», «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы. »), а в период сдачи экзаменов это давление только усиливается. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, школьник находится в постоянном опасении оказаться неуспешным. 4. Отсутствие на ЕГЭ знакомых педагогов, поддержки и привычности ситуации, ощущение одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое состояние выпускника, обусловленное самой ситуацией экзамена. Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно (уменьшить интенсивность подготовки, изменить процедуру проведения экзамена и пр.), однако возможно воздействовать на самый важный аспект личность выпускника. Исследования показывают, что в большей части случаев экзаменационный стресс инициируется самим обучающимся, так как именно он приписывает многим факторам 1

2 экзаменационной ситуации стрессогенный характер. Он реагирует на школьные экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. ЦЕЛЬ КЛАССНОГО ЧАСА: способствовать снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара. ЗАДАЧИ 1. Стимулировать обучающихся к размышлению о способах совладения с предэкзаменационным волнением. 2. Формировать критическое отношение к различным путям снижения волнения выделять продуктивные и малопродуктивные. 3. Способствовать осознанию своего психического состояния как внутренне обусловленного, способствовать формированию внутреннего локус-контроля своего поведения. 4. Способствовать расширению репертуара поведения в период подготовки к экзаменам. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ листы бумаги, ручки, цветные карандаши (как вариант лист ватмана, маркер), раздаточный материл тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?», бланки «Моя рабочая неделя» (по возможности предоставить этот материал каждому участнику). доска, мел. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Обучающиеся свободно, по желанию занимают места. I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Ведущий. Здравствуйте! После приветствия, говорит о том, что люди, как правило, любят тесты, и предлагает учащимся выполнить тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?» (Приложение 1). Рекомендуется подчеркнуть, что это популярный тест и его результаты не имеют научного характера. 2

3 Участники выполняют тест и самостоятельно подсчитывают полученные очки. Ведущий, не предлагая называть полученные суммы, зачитывает весь ключ к тесту. Участники, основываясь на полученных суммах очков, выбирают соответствующий результат. Ведущий подчеркивает, что результаты психологических тестов всегда конфиденциальны, каждый сам решает, стоит ли делиться полученной информацией с другими. После ознакомления с результатами ведущий уточняет, всем ли понятно значение слова «стресс». Затем предлагает участникам тренинговые занятия. Где нужно ответить: Какие обстоятельства или события чаще всего вызывают у них стресс? При обсуждении ответов обратить внимание на недостаток времени как стрессовый фактор. Ведущий напоминает, что очень часто в жизни школьника возникают такие ситуации, когда одно дело еще не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда при всем желании не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени на подготовку к экзамену. Ведущий предлагает участникам вспомнить подобные ситуации, которые происходили с ними. Следует обсудить чувства человека, оказавшегося в цейтноте — (недостаток времени). Подводя итог обсуждения, ведущий говорит, что, когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать. О чем говорят такие эмоции и состояния? Исследования показали, что нехватка времени является одной из основных причин стресса у школьников. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Ведущий предлагает участникам подумать, можно ли совершенно исключить из жизни ситуации цейтнота. В высказываниях участников подчеркивается, что невозможно их полностью избежать, однако можно попытаться свести к минимуму. Необходимо обсудить, какие способы придуманы людьми для этого. Ведущий должен подвести участников к мысли о том, что наличие плана, расписания или графика предстоящей работы помогает предотвратить цейтнот и связанный с ним стресс. Участникам предлагается подумать, чем располагает школа, чтобы помочь ребятам избежать цейтнота. В высказываниях подчеркнуть: режим дня школы, расписание уроков, план работы на четверть (неделю, год), график дежурств и т.п (запись на доске). 3

4 Можно обсудить: Чем вызвана необходимость режима дня в школе? Как связан режим дня школы с режимом дня каждого участника? Удобно ли иметь расписание уроков на предстоящий день (неделю), расписание экзаменов, почему? Можно ли также распланировать свои внешкольные дела (предложить высказаться тем, кто посещает какие-либо внешкольные учреждения; выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки заранее с учетом своей дополнительной нагрузки, удобно ли это)? Участникам раздаются бланки «Моя рабочая неделя». (Приложение 2) На этих бланках участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым со средней нагрузкой, зеленым с отдыхом и развлечениями (эта работа начинается на занятии, а завершается дома). Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня. По окончании работы желающие демонстрируют свои бланки. Группа обсуждает, в какое время для данного участника может возникнуть опасность стресса, связанного с цейтнотом (там, где много красного цвета) и предлагает, как можно этого избежать. Ведущий подчеркивает такие варианты предотвращения цейтнота, как: планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент; делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда у участника есть внешкольные занятия; не браться за несколько дел одновременно. Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Участникам предлагается поделиться собственным опытом предотвращения цейтнота при помощи предварительного планирования или других способов. Ведущий обращает внимание на то, что, если все-таки возникает ситуация цейтнота, человеку необходимо в короткий срок мобилизовать все свои силы. Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил. 4

5 МАССАЖ АКТИВНЫХ ТОЧЕК Ведущий знакомит участников с некоторыми приемами такого массажа: массаж мочек ушей; надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком; массаж переносицы и области «третьего глаза». УПРАЖНЕНИЕ НА СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ Представьте песчаную пустыню из сказки об Алладине и волшебной лампе. По ней медленно плывет караван верблюдов с товарами и дарами. Вы видите, как плавно ступают верблюжьи ноги по песку, вздымая мелкую золотистую песчаную пыль. Медленно раскачиваются на боках верблюдов мешки вправо, влево. Гордо и важно вытянуты шеи верблюдов, и только длинные пряди свисающей шерсти мерно раскачиваются вправо и влево в такт размеренному шагу. Верблюды медленно жуют, их веки с длинными пушистыми ресницами полузакрыты, и кажется, будто они спят на ходу. Твое дыхание становится глубоким и ровным. Наблюдая за караваном, ты успокаиваешься. Сердце бьется ровно, свободно. ПРИВЕДЕНИЕ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ ГМ К ГАРМОНИЧНОЙ РАБОТЕ (Упражнение «Перекрестный шаг») Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием. (Упражнение «Косой крест») Упражнение, когда ситуация требует немедленной сосредоточенности. Нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий. 5

6 УМЕНЬШЕНИЕ КИСЛОРОДНОГО ГОЛОДАНИЯ (Упражнение «Энергетическое зевание») Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков. Домашнее задание Обсудить с родителями возможности лучшего распределения своих сил в течение недели с учетом школьных и внешкольных дел; попробовать использовать массаж активных точек для мобилизации сил. Литература 1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., Безруких М.М. Трудности обучения в школе: комплексный подход // Школьный психолог. 2006, Родионов В.А., Ступницкая К.Р., Ступницкая М.А. Прививка от стресса. Ярославль, Рыбина Л. Сможет ли школа избавиться от стрессов? Материалы межрегиональной конференции Министерства образования РФ «Воспитываем здоровое поколение», мая 2004 г. М., Селье Г. Стресс без дистресса. М., Ступницкой М.А. Упражнение на снятие напряжения 6

7 Приложение 1 ТЕСТ «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СТРАВЛЯТЬСЯ СО СТРЕССОМ?» Инструкции: В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их. Утверждение Часто Редко Никогда 1. Я чувствую себя счастливым Я сам могу сделать себя счастливым Меня охватывает чувство безнадежности Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю 5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту Я склонен к грусти Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте Я легко расстраиваюсь Ключ к тесту 0 3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы. 4 7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом. 8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом. 7

8 «Моя рабочая неделя» Приложение 2 День недели Утро День Вечер Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье «Моя рабочая неделя» Приложение 2 День недели Утро День Вечер Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 8

docplayer.ru

Внеклассное мероприятие «Стресс и способы борьбы с ним»

Макеевская специальная общеобразовательная школа-интернат № 35

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

занятия внеурочной деятельности

к методической разработке занятия внеурочной деятельности

«Стресс и способы борьбы с ним».

Нервному напряжению в той или иной степени подвергается любой из обучающихся: то в школу опоздал, то учитель поругает за поведение, то получили в очередной раз плохую оценку, то с другом поссорился. А как же без стресса во время экзамена. Случаясь регулярно, эти мелкие неприятности способны серьезно подорвать эмоциональное и физическое благополучие и спровоцировать проблемы со здоровьем. Поскольку источники стресса полностью устранить вряд ли получится, самое время научиться бороться с его последствиями. Далее – мы разберем, что такое стресс и как с ним бороться. Данное занятие занимает значительное место в системе внеклассной работы, знакомит с понятиями «стресс», «стрессоустойчивость» и борьба со стрессом. Мероприятие было запланировано на конец апреля месяца в рамках недели «Охраны труда» и в придверии выпускных экзаменов. Учитывая возрастные особенности обучающихся в мероприятие были включены конкурсы, посильные для восприятия, игровые ситуации.

«Стресс и способы борьбы с ним».

Участники: 8-А , 8-Б и 9-А, 9-Б классы

Возраст: 14-16 лет

Цель: познакомить с понятиями, влиянием стресса на организм и психику человека, показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях, дать представление о различных методах саморегуляции эмоциональных состояний.

— определить понятия: «стресс», «стрессоустойчивость», «саморегуляция»;

— в игровых ситуациях и упражнениях выделить главные стрессоры, самостоятельно оценить собственные реакции на стресс и возникающие проблемы;

— овладеть некоторыми приемами саморегуляции функциональных состояний организма.

Ожидаемые результаты: осознание того, что стресс неизбежен. Понимание важности обучения приемам саморегуляции для устранения негативных последствий стресса.

— работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы;

Материалы: 15 надувных шаров, 2 ватмана, журналы, ножницы, клей, Экспресс-тест «Подвержен ли ты стрессу?», презентации «Стресс и способы его снятия», «Питание и здоровье», аудиозапись песни Ассоль –«Песенка о хорошем настроении».

ВЕДУЩИЙ:
Добрый день, дорогие зрители! Мы приветствуем вас на телепередаче «О самом главном». О чем наша передача? Ну, конечно же, о здоровье. Ведь еще знаменитый ученый и философ Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что, поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». Наше здоровье зависит от простых вещей, на которые мы редко обращаем внимание. Но можно кардинально улучшить качество жизни. Главное – знать, что менять.
Какова тема нашей передачи вы узнаете чуть позже, а для начала ответьте на несколько вопросов.
Экспресс-тест «Подвержен ли ты стрессу?»
— Переживаешь ли ты из-за непонимания друзей?
— Испытываешь ли ты сомнения в качестве своей учебы?
— Выводят ли тебя из равновесия неожиданные неприятности?
— Нервничаешь ли ты, если приходится кого-то или чего-то ждать?
— Переживаешь ли ты из-за своей внешности?
— Бывают ли ситуации, когда ты думаешь, что не справишься с порученным делом?
— Сильно ли ты устаешь в течение дня?
Если хотя бы на 3 вопроса Вы ответили положительно, значит Вы часто находитесь в состоянии стресса. Если же на большую часть вопросов Вы ответили отрицательно, значит у Вас нет стресса, с чем Вас и поздравляем!
Каждый день все мы подвергаемся различным стрессам, которые могут влиять на наше настроение и самочувствие. Но не всегда мы умеем справиться со стрессовой ситуацией. Поэтому тема нашей сегодняшней встречи – «Боремся со стрессом».
3) Постановка цели.
Сегодня мы постараемся ответить на вопросы:
— Что такое стресс? Как он влияет на организм? Опасен ли стресс для здоровья?
— Выясним причины возникновения стрессов у школьников.
— Узнаем, как бороться со стрессом, и освоим несколько нехитрых способов его преодоления.
Я надеюсь, что все вы станете активными участниками нашего разговора.
По ходу передачи будет проходить опрос зрителей. У вас есть сигнальные карточки, при помощи которых вы сможете выразить свое мнение (согласие или несогласие) по тому или иному вопросу. (ДА-НЕТ карточки разных цветов с надписью)

ХОД ПРОГРАММЫ.
ВЕДУЩИЙ:
Итак, что же такое стресс? Презентация «Стресс и способы борьбы с ним».
Об этом вам расскажет наш «психолог» в рубрике – «ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ».

Термин «стресса» ввёл канадский учённый Ганс Селье, позаимствовав его из сопромата. Стресс — это давление, напряжение, вызванное вследствие воздействия окружающей среды на какой-то предмет и означает — усталость материала,вызванную этим напряжением. С тех пор слово «стресс» стало международным и означает определённое психофизическое состояние человека. Можно долго пытаться дать определение «стрессу», но одно можно точно сказать, что «стресс» — это состояние противоположное спокойствию.

Итак, что же такое стресс?

Стресс — это адаптирующая реакция организма на изменения в окружающей среде, к которым организм не был готов.

Стрессы необходимы. Они учат организмам адаптироваться в новых, часто экстремальных ситуациях, помогают выжить, мобилизуют силы, обогащают новым опытом.

В первую очередь на сильный сигнал отвечают нервы нашего организма, по которым этот сигнал поступает в мозг. Мозг обрабатывает полученную информацию, принимает решение об ответных действиях и, опять же по нервам, передаётся команда к определённым органам.

Организм приготовился или бежать от опасности или биться.

Тот же Ганс Селье заметил, что стресс вызывает три реакции организма на длительное воздействие:

1. мобилизация всех резервов психики. Организм восстаёт против отрицательных эмоций.

2. привыкание, т.е. устойчивость к стрессу.

И если нагрузка продолжается, то

3. нервное и физическое истощение, которое вызывает резкое ослабления всего организма.

(Пример, попробуйте сжать кулак как можно сильнее и побудьте так некоторое время. Скоро Вам покажется, что сжатый кулак привычное состояние и его можно напрячь ещё сильнее и т.д.)

На стрессовые состояния прежде всего реагируют наши сосуды, их стенки сужаются, а спазмы сосудов в момент сильного нервного напряжения могут привести к резкому повышению кровяному давления, нарушению сердечной деятельности и даже к остановке сердца.

Под воздействием любого стресса мозг выделяет в кровь гормон стресса, который при длительном воздействии ведёт к нарушению работы:

Сердца (тахикардия, повышения АДД, инсульту, инфаркту)

Желчного пузыря, печени

Пищеварительного тракта (язвы желудка, 12-ти перстной кишки, нарушение пищеварения, раздражение толстой кишки)

Кожи (экземы, крапивница, чешуйчатый лишай, угри).

Часто люди в состояние стресса ведут себя так, как будто им не хватает воздуха: делают глубокие вдохи, зевают. Причина этого — нарушение функций диафрагмы, которое можно наблюдать на рентгеновском снимке, если спровоцировать у пациента напряжённое состояние каким-то неприятным разговором.

Продолжительный стресс снижает сопротивляемость организма к болезням. Иммунная система, отвечающая за мобилизацию защитных сил организма, слабеет. В крови уменьшается количество лимфоцитов, необходимых для борьбы с бактериями, вирусами,
опухолями.

Возрастает риск заболевания и даже смерти. Наиболее опасное ослабление иммунной системы обнаружено у людей, переживающих сильный в связи со смертью самых близких.

Эмоциональные последствия стрессов — беспокойство, нарушение сна, памяти, способности сосредоточиться.

В тяжёлых случаях развивается депрессия.
А что вы знаете о стрессе? Это мы сейчас проверим.
— Всегда ли нужно бороться со стрессом?
— Правда ли, что на фоне стресса могут возникать серьезные заболевания?
— Каковы причины возникновения стресса у школьников? (ответы зрителей)
— Можем ли мы полностью оградить себя от стрессов?
— Известны ли вам способы борьбы со стрессом? (сегодня вы получите рекомендации наших специалистов…)
— Как вы думаете, можно ли победить стресс при помощи никотина, алкоголя и других психоактивных веществ?
ВЕДУЩИЙ:
Верно, употребление психоактивных веществ лишь на короткое время способно помочь человеку расслабиться, но затем его состояние лишь усугубляется. Такой способ не только не эффективен в борьбе со стрессом, но и наносит вред здоровью в целом.
Рубрика « ПРОДУКТ ДНЯ »
Может ли еда помочь в борьбе со стрессами?
В этом не сомневается ни один специалист. Пища способна усыпить и лишить сна, расслабить и привести в т онус, взбудоражить и успокоить.
Во время стрессовой нагрузки (экзамены, соревнования, напряженный учебный проект, смена жизненных обстоятельств) питание может стать серьезной опорой для организма. Об этом мы поговорим в рубрике «Продукт дня».( презентация О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ )
Группа наших «Диетологов» поможет вам грамотно подобрать меню для антистрессового завтрака.
Антистрессовый завтрак для поднятия настроения

Завтрак, улучшающий настроение включает в себя морковный салат со сметаной, гречневую кашу с грибами, сыр и сок.

Морковь содержит витамин B5, который активизирует работу надпочечников по выработке антистрессовых гормонов. Сыр, содержит другой витамин группы B — B12 — он ускоряет восстановление нервной системы. Гречка содержит сложные углеводы, которые медленно усваиваются и, поэтому, надолго обеспечивают энергией.
4. Какие способы борьбы со стрессом можете предложить вы? (ответы из зала)
Какие еще методы борьбы со стрессом существуют, вы узнаете из рубрики «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (продолжение ).
Проверим, как вы усвоили методы борьбы со стрессом. Я приглашаю сюда 3 человек, желающих принять участие в нашей викторине. Правильно выполнив задания, вы можете получить приз-антистресс.
КРОССВОРД «ПРОДУКТЫ ПРОТИВ СТРЕССА»
Напишите на листе ответы на вопросы.
Что лучше помогает при стрессе:
1) Чай с молоком или просто чай?
2) Смотреть на огонь или смотреть на воду?
3) Прогулка в быстром или медленном темпе?
4) Битье посуды или пение?

ПЕСНЯ исп. Ассоль «Песенка о хорошем настроении»

5. Все мы знаем о пользе физических упражнений, но далеко не каждому известно, что используя различные виды гимнастик, можно предотвратить развитие многих болезней, в том числе и последствия стрессов. Об этих методиках мы расскажем в разделе «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ».

Вас спасет от стрессов спорт
Стадион, бассейн и корт,
Зал, каток — везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды.
Станут мышцы ваши тверды.
Теннис, шейпинг, волейбол,
Каратэ и баскетбол,
Бег с препятствием, крокет…
Стрессу дружно скажем: «Нет!»
Эксперты — специалисты по фитнесу продемонстрируют нам специальные упражнения, которые помогают преодолевать стрессовые состояния.
ПОКАЗ УПРАЖНЕНИЙ. Гимнастика против стресса.

Растягивание плеч. Встаньте прямо и положите руки на плечи.

В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы снять напряжение в шее, плечах и спине.

2. Дотянуться до звезд. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе, опустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.
3. Обхват ног. Сядьте прямо на стул без колес. Прижмите ноги к себе так, чтобы пальцы ног находились на краю стула, а подбородок находился между коленями. Обхватите руками ноги и очень сильно прижмите к себе. В таком положении нужно пробыть около десяти секунд, а потом резко ослабить хватку. Повторите это упражнение 5 раз. Такое упражнение позволит расслабить мышцы спины и плеч. Упражнение рекомендуется делать утром после тяжелой ночи или долгого сна, если Вы чувствуете слабость в мышцах.

4. Поза ребенка. Сядьте на пятки и чуть-чуть разведите колени в стороны. Во время глубокого вдоха поднимите руки вверх и немного потянитесь. Далее уже на выдохе положите руки сначала на колени, а потом на пол перед собой как можно дальше и задержитесь в таком положении секунд 30. Старайтесь дышать в такой позе глубоко и ровно. Вернитесь в исходное положение, повторите это упражнение раз 5.

Это дыхательное упражнение полезно для организма. Оно учит контролировать эмоции, нормализует кровяное давление, улучшает состояние сердечно-сосудистой системы и помогает расслабиться.

Лягте на спину так, чтобы вам было удобно.

Согните ноги в коленях и притяните их к груди. Обхватите голени руками, расслабьте плечи и коснитесь ими пола. Опустите подбородок на грудь, чтобы максимально удлинить шею. Расслабьтесь и закройте глаза.

Дышите животом. Когда вы делаете вдох, живот должен мягко давить на бедра и поднимать их. При выдохе бедра будут опускаться вниз. Не напрягайте ноги. Пусть все движения будут плавными и естественными.

Начните мягко раскачиваться вправо и влево без резких движений. Скорость и большая амплитуда тут не нужна.

Скоординируйте дыхание с раскачиванием. На вдохе отклоняйтесь вправо, на выдохе возвращайтесь в исходное положение. На следующем вдохе отклоняйтесь влево и т.д.

Раскачивайтесь в течение нескольких минут. Почувствуйте полное расслабление. Следите за тем, чтобы вам было спокойно и комфортно. Не переусердствуйте. Постепенно можно увеличивать время выполнения упражнения.

Чтобы чувствовать себя умиротворенно, достаточно делать от 40 вдохов-выдохов животом в день.

Мы выяснили, что дыхательная гимнастика помогает в борьбе со стрессом.
Одним из способов антистрессового дыхания является надувание воздушных шаров.

1) Надуть как можно больше шаров (15 шт.)
2) «Игра в снежки» шарами (2 команды по 3 человека).
3) Решение конфликта – обнять друг друга так, чтобы он лопнул.

В век точных и высоких технологий,
Законы моды стали очень строги.
Диктует мода поколеньям новым,
Что важно всем сегодня быть здоровым!
И это нам своим примером доказывают люди, на плечах которых лежит огромный груз ответственности, они постоянно испытывают мощнейший стресс. Но им отлично удается справляться с ним. Каким образом? А вот как…
Обучающиеся делятся на две команды, и каждая команда составляет коллаж на тему «Как мы боремся со стрессом».

Что ж, дорогие друзья,
В жизни порой нам не все удается,
Трудностей много вам встретить придется.
Но знайте: уменье со стрессом справляться
Поможет надолго здоровым остаться!
Здоровье – залог вашей жизни дальнейшей,
Лишь с ним она будет счастливой, успешной!

Поэтому мы будем продолжать бороться со стрессом. Ведь умение преодолевать стрессы поможет вам не бояться трудностей и добиться в жизни больших успехов!
Сегодня о самом главном вы узнали чуть больше.
Это значит, что мы сделали еще один шаг на пути к здоровью.
На этом мы прощаемся с вами, до новых встреч!

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании: учеб. I модуль. – М.: Nestle Олимпа-Пресс, 2000.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. — 368 с.

Меерсон Ф.З. Адаптация , стресс и профилактика.- М.: Наука, 1981.-278с.

Пантелеева Е. В. Дыхательная гимнастика для детей; Человек — Москва, 2012. — 160 c.

xn--j1ahfl.xn--p1ai