Стресс и стрессоустойчивость статья

Стресс, стрессоустойчивость и управление

О стрессах пишут часто и много. И кажется, что ничего нового на эту тему сказать попросту невозможно. Однако, при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в подавляющем большинстве публикаций мы находим лишь причитания о том, что стрессы мешают нам жить спокойно и счастливо. Трудно найти определение стресса, сколько-нибудь серьезное, тем более научное, объяснение глубинных причин и механизмов его возникновения, описание защитных способностей и возможностей человека в стрессовых ситуациях и т.п. И зачастую возникает впечатление, что война со стрессом давно проиграна и остается уповать лишь на медицину и фармакологию. Да еще, простите, забыл, — на алкогольную промышленность. Но так ли это?

Стресс без преувеличений

Замечательно проснуться рано утром свежим, бодрым, полным сил. С радостью вспомнить о запланированных на день делах. Ощущая внутреннее нетерпение, проделать утренний моцион и … .

Извини, читатель. Я понимаю, насколько наше обычное утро отличается от описанного выше. Стало глупо, банально и даже пошло радоваться обыденным вещам и явлениям. Серые будни сменяются такими же серыми, однообразными праздниками. И усталость. Хроническая усталость. От всего. Что же случилось с нами?

Так эмоционально воспринимается третья, завершающая стадия стресса, наиболее протяженная и разрушительная. Обычно ее ошибочно рассматривают как его отголосок, последствие. Две первые – тревога и внутреннее психическое напряжение – интенсивнее и ярче. Именно они зачастую отождествляются со стрессом.

Начиная с работ Ганса Селье (30-е годы ХХ в.) вплоть до наших дней, ученые изобрели немало определений стресса. Однако, уже само их разнообразие – отсутствие единства – свидетельствует о недостаточной глубине понимания. Причины наблюдаемого положения, как представляется, носят методологический характер. Во-первых, человек в процессе стресса рассматривается, главным образом, как индивид. То есть зачастую упускаются из виду его личностные черты и свойства. Во-вторых, стресс, как правило, исследуется в рамках упрощенной бихевиористской (рефлексологической) модели взаимодействия типа «стимул-реакция». Вследствие этого подхода изучались, главным образом, физиологические и психофизиологические механизмы возникновения стресса. При этом стало очевидно, что область их действия охватывает не только корковые и подкорковые зоны головного мозга человека, но также процессы внутриклеточного и даже генетического уровня. Был открыт так называемый генный фактор Р66, которым в ситуациях стресса запускается процесс старения организма на клеточном уровне.

Кроме того, процесс протекания стресса изучался, главным образом, на людях, оказавшихся в экстремальных ситуациях (военные конфликты, стихийные бедствия, масштабные социальные потрясения, личные события трагического характера и т.п.). Стрессы, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни, пока еще не стали объектом пристального внимания исследователей.

Описанные выше методологические особенности породили систематическую недооценку значимости психологических факторов. Возникло упрощенное, однобокое, преимущественно физиологическое понимание природы стресса. На этой основе появилось искушение разрешить все проблемы с помощью фармакологии. Уже существуют «таблетки храбрости», «лекарство от страха», активно разрабатываются средства, блокирующие действие генного фактора Р66, с целью создания «таблетки от старости» и т.д. Это, на мой взгляд, чрезвычайно опасно, поскольку таким образом человек грубо вторгается в сферы, системной сложности которых он до конца не представляет. Изучение всех, в том числе отдаленных, последствий применения подобных таблеток предполагает необходимость проведения длительных и дорогостоящих лонгитюдных исследований, которые, разумеется, не проводятся. Аналогией может быть положение с генетически модифицированными продуктами.

Но еще большая опасность заключается в том, что предлагаемый фармакологический путь как бы превращает в ненужность процесс самосовершенствования личности, сопряженный с упорным каждодневным трудом. Зачем познавать мир, учиться, изменяться и согласовываться, а ведь именно рассогласование, внутреннее и внешнее, порождает в нас тревогу и прочие негативные переживания, когда можно просто проглотить таблетку. Легкость зачаровывает, но непременно обманет.

Стресс можно, в общем, определить как неадекватную реакцию личности на те или иные проявления, внутренние и внешние, которые, собственно, и выступают как раздражители или стрессоры. Ключевую роль в процессе возникновения стресса играет механизм непринятия того проявления, с которым личность сталкивается. Каждый из собственного опыта знает, что в качестве стрессора может выступать все, что угодно: взгляд, слово, действие, событие, затерявшаяся вещь и т.д., и т.п. Поэтому дело не столько в самом стрессоре, сколько в нашем отношении к нему. Если личность не в состоянии своевременно измениться, признав факт реального существования раздражителя, не соглашаясь с этим фактом и не принимая его реальности, он закономерно превращается в стрессор. Не принимая реальности, личность рассогласовывается с ней, что порождает негативные переживания, внутреннее психическое напряжение, а в дальнейшем тягостное психологическое состояние, болезни, преждевременное старение и смерть.

Рассмотрим один пример. Изучение экстремальных ситуаций показывает, что наиболее мощным стрессором является страх смерти. Именно он, в конечном счете, деморализует людей, превращая их поведение в неразумное, неэффективное и неуправляемое. Причины данного феномена коренятся в особенностях мировоззрения, точнее, в системе ценностей, современной массовой личности. Основу ее образует представление о том, что жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Нередко ему придаются сверхценностный смысл и значение. Смерть – конец жизни – обессмысливает все и вся. Таким образом, в действительности то, что исследователями определяется как страх смерти, на деле является страхом потерять жизнь – умереть. Вследствие этого любая угроза жизни выступает в качестве мощнейшего стрессора. Заградительные отряды в условиях ведения военных действий, изобретенные, кстати, не советскими военачальниками, а задолго до них, оказываются чуть ли не единственным эффективным инструментом управления. Идя в атаку, если повезет, можешь выжить, а побежав назад, погибнешь наверняка.

Угроза жизни прекратит свое действие в качестве стрессора лишь в том случае, если в системе ценностей личности произойдет соответствующее изменение, и жизнь не будет рассматриваться в качестве сверхценности. Исторический опыт показывает, что для отдельных людей, которых обычно считают исключительными, называя подвижниками, героями или фанатиками, более значимыми могут быть такие ценности, как истина, честь, долг, вера, интересы отечества, интересы семьи и отдельных ее членов и т.д. В этом случае утрата жизни – смерть — признается в качестве реальной возможности и принимается как меньшее зло. Вследствие этого данный раздражитель не превращается в стрессор.

Таким образом, у человека, переживающего стресс, есть две возможности: подавить чрезмерно интенсивные переживания с помощью фармакологических средств или наркотиков или изменить свое отношение к раздражителю, приняв реальность как закономерную и необходимую. Последнее возможно, разумеется, лишь в случае соответствующего изменения мировоззрения.

Как показывают исследования, один и тот же раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. В то время как для одних он превращается в стрессор и порождает стрессовую реакцию, другие его просто не замечают. Это обусловлено индивидуальными личностными различиями. В конечном счете все определяет система ценностей личности, проявляющаяся в соответствующих чертах и свойствах.

Иначе говоря, людей можно сравнивать между собой с точки зрения присущих им индивидуальных уровней стрессоустойчивости. При этом, пожалуй, одним из самых интересных вопросов становится определение основных направлений изменения личности в целях повышения уровня ее стрессоустойчивости.

За последние 20 лет в ходе реализуемой нами программы исследования стрессоустойчивости было охвачено более 73 тыс. человек, проживающих на территории стран СНГ. При этом удалось построить многофакторную математическую модель, позволяющую описывать, объяснять и предсказывать поведение людей в разнообразных стрессовых ситуациях.

Не вдаваясь в детали и подробности, прежде всего, можно отметить то, что более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще. Это данность мира, которую невозможно изменить.

Из множества изученных черт и свойств личности наиболее мощными факторами повышения уровня стрессоустойчивости являются общий энергетический потенциал личности, уровень развития интуиции, уровень развития логических способностей, эмоциональная зрелость личности, в том числе входящие в данный сложный фактор эмоциональная устойчивость и уровень эмоционального контроля; пластичность (гибкость, готовность личности к изменениям), тип темперамента (сильный тип высшей нервной деятельности по И.П.Павлову), уровень развития рефлексии и др.

На основе полученных результатов были разработаны тестологические инструменты, которые позволяют с высокой степенью надежности и достоверности выделять из массы людей тех, кто обладает повышенной стрессоустойчивостью. Это чрезвычайно важно, особенно при решении задач, связанных с подбором персонала. Вообще говоря, любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера, прямо и непосредственно связана с уровнем стрессоустойчивости. Она тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Сниженная стрессоустойчивость, напротив, приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.

Принципиальное значение данный параметр получает в связи с требованиями, которые предъявляются особенностями некоторых профессий, спряженных, прежде всего, с повышенной ответственностью. К числу таких профессий можно отнести, в первую очередь, управление различными видами транспорта (авиационного, водного, железнодорожного, автомобильного), обеспечение безопасности, медицинскую и преподавательскую деятельность и т.д. Разумеется, в процессе отбора кандидатов для работы в указанных профессиональных областях приходится учитывать десятки, иногда сотни, личностных черт и свойств, но стрессоустойчивость при этом непременно является одним из важнейших параметров.

Уровень стрессоустойчивости личности не представляет собой чего-то неизменного. Под воздействием различных факторов он может как повышаться, так и понижаться. Последнее активно используется организаторами так называемых деструктивных культов (церковь свидетелей Иеговы, Белое Братство, церковь «Новая жизнь», различные антисциентистские и псевдорелигиозные секты и т.п.). Разрушая систему ценностей и привычную картину мира неофита, они в десятки раз снижают присущий ему уровень эмоциональной устойчивости и защищенности, а, в конечном счете, стрессоустойчивости. При этом различные страхи становятся главным инструментом манипулирования.

На основе упоминавшейся выше математической модели нами было разработано несколько психологических технологий, которые позволяют существенно повысить уровень стрессоустойчивости личности. В ходе специально ориентированных семинаров-тренингов продолжительностью от 2 до 6 дней участники имеют возможность развить данное свойство, обеспечив тем самым большую независимость от повседневных раздражителей, которые до занятий, как правило, выступали в качестве стрессоров. Обретенная таким образом стрессоустойчивость, во-первых, обусловливает значительное повышение уровня эффективности профессиональной деятельности, во-вторых, обеспечивает кардинальное изменение образа и качества жизни.

Поскольку генный фактор Р66 включает механизм старения организма на клеточном уровне лишь в условиях стресса, то есть стрессовая реакция является своеобразным спусковым крючком, повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни. По предварительным оценкам (пока они носят, главным образом, теоретический характер, поскольку осуществляемые нами лонгитюдные исследования до получения практического результата необходимо проводить в течение 30-40 лет), человек, научившийся в ходе семинара сохранять психологическую устойчивость под воздействием наиболее часто встречающихся повседневных, «бытовых» раздражителей, может продлить свою жизнь примерно на 30%, не прибегая к фармакологическим средствам.

Возможно ли управление в состоянии стресса?

Как известно, стресс порождает тотальное изменение личности, охватывая физиологические, эмоциональные и интеллектуальные процессы. При этом способность принимать осознанные решения резко снижается либо блокируется вовсе. Понятно, что в этом случае не может быть и речи об эффективном управлении. Переживая острый стресс, человек не может управлять ни самим собой, ни другими. В случае стрессовых реакций меньшей интенсивности сохраняется относительная возможность осознанного поведения и принятия решений. Однако, резко возрастает количество совершаемых ошибок и эффективность деятельности в целом падает.

В свете вышесказанного для любой компании становится жизненно важной и необходимой организация подбора персонала вообще и менеджеров, в частности, прежде всего с учетом их стрессоустойчивости. Вполне успешно решить эту задачу позволяют разработанные нами тестологические инструменты. Повысить уровень стрессоустойчивости уже работающих сотрудников можно в ходе упоминавшихся выше семинаров-тренингов. Однако, широкому распространению имеющихся технологий, на мой взгляд, серьезно мешает пока еще свойственное большинству руководителей недостаточное понимание масштабов опасности, порождаемой сотрудниками с низким уровнем стрессоустойчивости, а также возможностей современной психологии.

sbiblio.com

Стресс. Что делать?

Стрессовые ситуации есть в жизни у каждого. Но для одних людей стресс — это урок, который добавляет новых знаний и умений. А других стрессовые ситуации «выбивают из колеи» и затрудняют дальнейшую жизнь.

Психоэмоциональные стрессы бывают самые разнообразные по своему виду и силе воздействий. Вряд ли, найдется человек, у которого в жизни не было стрессов. Правда, есть особая категория людей — психопаты (что-то среднее между психически здоровыми людьми и нет), которые не чувствительны к стрессам совсем, для них жизнь — это игра, которую они проходят «по головам», ломая судьбы и разбивая сердца всем тем, кто встречается у них на пути, но сейчас речь не о них. Сегодня речь пойдет об эмоционально «живых» людях.

У каждого человека свои переживания, свои проблемы, свои стрессы. Абсолютно счастливых и беспроблемных людей нет.

У кого-то отец болен неизлечимо и уже 7-й год лежит парализован после перенесенного инсульта; у кого-то сын пьет или принимает наркотики и не желает лечиться; у кого-то на работе начальник «самодур» и кричит бесконечно по поводу и без; а еще кто-то 30 лет сражается со свекровью, живущей в соседней комнате; кто-то потерял огромные деньги, строя свой личный бизнес; у кого-то обокрали второй раз за год квартиру; или дочь теряет сознание от голода, желая быть идеально стройной; у кого-то муж ушел к любовнице, а у кого-то погиб на войне; а еще у кого-то муж постоянно пьет и закатывает пьяные истерики; у кого-то ребенок с ДЦП; а еще кому-то потерял близкого человека в ДТП. И такие ситуации можно перечислять до бесконечности.

Хорошо, когда есть рядом люди, готовые выслушать и поддержать. Но иногда мы не можем своим близким рассказать о своих истинных чувствах. Мы, как правило, жалеем своих родственников или стесняемся своих друзей, и не можем рассказать им все то, что на самом деле чувствуем. Вот мы и «варимся» в своих немых эмоциях. И если стрессовая ситуация длительная или мощная, то мы часто не в силах перенести ее без негативных последствий для себя.

Беспрерывное обдумывание имеющейся проблемы и поиск выхода из сложившейся ситуации вызывает чувство постоянной тревожности. Нарушается сон: или невозможно уснуть и приходится ворочаться в кровати до поздней ночи, или при быстром засыпании возникает тревожное просыпание в течении всей ночи с беспокойными сновидениями. А в течении дня возникает сонливость и недомогание. Снижается работоспособность. Появляется рассеянность, которая ощущается, как снижение памяти, также снижается способность запоминать и воспринимать новую информацию. Появляются частые непонятные головные боли, ощущение тяжести в голове или во всем теле, возможны расстройства работы пищеварительной системы (боли в области желудка, изжоги, склонность к поносам или запорам, изменение пищевого поведения — переедание или отсутствие аппетита), боли в области сердца, ощущение приступов сердцебиения и нехватки воздуха. Появляется бесконечная раздражительность. Нет ощущения комфортности. Сама жизнь не приносит удовольствие.

Как избавиться от стресса?

Хорошо, если можно избавится от источника стресса одномоментно. Хорошо, если есть возможность бросить все и уехать на необитаемый остров на 2 недели, чтобы дать время душе и телу отдохнуть и восстановиться. Хорошо, если получится «нырнуть с головой» в любимую работу и забыть все.

А если нет? Если источник тревожности неисчерпаем? Если отпуск даже длиною в месяц не способен принести облегчения и успокоения? Если работа отходит на второй план и невозможно не только работать, но и просто сосредоточится на чем-то другом?

Не «растягивайте удовольствие». Сегодня в наличии большой выбор фармацевтических препаратов, способных повысить стрессоустойчивость и помочь победить любой стресс. При удачной комбинации лекарственных средств и психологической помощи можно справиться со стрессовой ситуацией быстро. Но при условии, что все сделано вовремя. А если затягивать такую ситуацию на годы, то потом восстанавливаться приходится очень долго. Так как «нервная система ооочень медленно восстанавливается».

Психотерапию при любых стрессах невозможно переоценить. Всегда хорошо разобраться в своих чувствах, озвучить их и обдумать. Определить приоритеты. А главное — научиться воспринимать жизнь такой, как она есть. Научиться реагировать на стресс без вреда для себя. Если от проблемы нельзя избавиться, значит надо изменить к ней свое отношение — и это не просто слова.

Мы не можем оградить себя от стресса. Но мы можем минимизировать то разрушительное действие, которое он способен нам нанести. Точно так же, как мы не можем остановить ливень с градом, но можем захватить с собой зонт и надеть резиновые сапоги.

acmd.clinic

Две стороны медали под названием «стресс»

Стресс — это слово прочно вошло в нашу жизнь. О нем рассуждают и менеджеры и домохозяйки, его ругают, боятся, и пережить его не желают никому. А зря! Согласно Гансу Селье (автор теории стресса), стресс является основной частью жизни каждого человека, и он так же неизбежен как процесс питания или дыхания. Стресс можно сравнить по своему значению с солью. Пересолишь — есть нельзя, а без нее тоже никуда. Как соль придает вкус нашей пище, так и стресс — придает «вкус жизни». Для каждого человека очень важны стимулирующие, созидающие и формирующие влияния стресса. Умеренной силы стресс улучшает внимание, повышает заинтересованность в достижении поставленной цели, повышает эмоциональную окраску, сдвигает соматические показатели организма в сторону интенсификации. И этот факт доказан и медиками, и психологами, и физиологами. Именно стресс запускает в организме человека физиологические и психологические составляющие, направленные на приспособление к новой ситуации, обеспечивая при этом сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Но стресс стрессу — рознь.

Существуют три фазы стресса:

  • тревога (мобилизуются все защитные силы, повышается работоспособность организма)
  • стабилизация (стадия сбалансированного расходования адаптационных резервов организма)
  • истощение (сильное перенапряжение, ведущее к резкому упадку и развитию психосоматических и неврологических заболеваний)

Нетрудно догадаться, что негативной является только третья фаза. Поэтому очень важно, чтобы стрессовые воздействия не превышали приспособительные возможности человека. Коварность негативного проявления стресса заключается в том, что в одних и тех же ситуациях при одинаковых информационных, психологических и физических нагрузках у разных людей наступает разная стадия стресса, и у ряда людей — это стадия истощения. Страшным в этой ситуации является то, что другие, имеющие более высокий коэффициент стрессоустойчивости, не могут понять причины «срыва» и адекватно отреагировать на него, вовремя изменить отношение к человеку, тем самым способствуют большему усилению негативных воздействий на него. Очень тяжелы и страшны для человека последствия таких «срывов», однако в данной статье мы не будем это затрагивать, так как об этом сказано и написано очень много.

Есть в стрессах зло, есть в них и добро. А какой стороной он повернется к вам зависит от того, знаете ли вы:

  • Как перевести стресс из опасной фазы или пограничного состояния в безопасную и более продуктивную для вас фазу?
  • Какой ваш коэффициент стрессоустойчивости (ваша предельная нагрузка, после которой наступает истощение)?
  • Если «срыв» все-таки произошел, то какой метод будет эффективным именно для вас и поможет как можно быстрее и с «наименьшими потерями» выйти из неприятного состояния?
  • Именно знание ответов на эти вопросы позволяет построить максимально эффективную стратегию управления стрессами, что превращает вас из «раба обстоятельств» в хозяина положения, который умеет поворачивать медаль так, как ему удобно и извлекать пользу даже из негативной ситуации. В этом и заключается стресс-менеджмент. Стресс-менеджмент это не столько мероприятия по расслаблению, сколько правильно подобранная стратегия поведения. Все связанное с расслаблением это всего лишь попытка избежать стресса, смягчить его воздействие и тем самым продлить это состояние. Не имеет смысла бояться стрессовых воздействий, а лучше научиться ими управлять, понимая себя и свои реакции даже в сложных ситуациях. Ведь прожить без стрессов не удастся никому, да и не к чему это, ведь жизнь без них для человека ведет к физиологическим заболеваниям. Научиться управлять стрессом можно тремя способами:

    1. Самостоятельно обратиться к книгам по стресс-менеджменту (отвечающим на выше поставленные вопросы). Достоинством этого способа является то, что вы получаете информацию тогда, когда вам удобно и затраты на нее можно растянуть во времени. Недостатками являются отсутствие индивидуального подхода и обратной связи.
    2. Пройти тренинги по стресс-менеджменту, отработав общие и индивидуальные техники противостояния негативным проявлениям стресса. К достоинствам можно отнести наличие более-менее индивидуального подхода и возможность наработать навыки общего и личностного характера. К сожалению, не все тренинги содержат диагностический комплекс и, соответственно, не позволяют вам наработать систему личностного управления стрессом. Наш совет: обращайте пристальное внимание на программу тренинга и соблюдение ее, тогда вы избежите ненужных разочарований.
    3. Пройти диагностику по стрессоустойчивости и выработать свою программу наибольшей эффективности поведения с помощью консультирования. Достоинствами являются сугубо индивидуальный подход, выбор удобного для вас времени, сохранение конфиденциальности. Недостатком является высокая цена данной услуги.
    4. Выбор способа управления стрессом это личное дело каждого, а необходимость сделать этот выбор обусловлена всеми внешними факторами нашей жизни. Надеемся, что данная информация поможет вам взглянуть на проблему стресса более адекватно и увидеть не только негативную сторону медали, но и позитивную.

      www.aumworld.ru

      Стрессоустойчивость: понятие и формирование

      Сурай Татьяна Вячеславовна,Студентка, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Тула,Sparrow.ua@yandex.ru

      Стрессоустойчивость: понятие и формирование

      Аннотация.В статье раскрываетсяпонятие стрессоустойчивости, определяемое разными учеными. Автор рассматривает способы формированиястрессоустойчивости, котораявыступает важнейшим качеством для современного человека. Ключевые слова:стрессоустойчивость.

      Ученые посчитали, что за всю жизнь у большинства людей количество негативных переживаний значительно превосходит количество позитивных эмоций, именно в этом случае и говорят, что человек постоянно испытывает стресс. Что такое стресс, к чему он приводит, как ему противостоять,развивая свою стрессоустойчивость –это и будет целью настоящей статьи. Актуальность исследования стрессоустойчивости обусловлена увеличивающимся объемом требований со стороны работодателей к качественной составляющей работы, а, следовательно, и уровню подготовки и опыта специалистов, ее выполняющих. Условия развития большинства экономических систем, производства, существования рынка труда и организации кадровой политики, развитых и развивающихся, в экономическом плане стран, характеризуется высоким напряжением интеллектуальных, психических и соматических ресурсов человека, в ситуации увеличения объемов собственно производства товаров и услуг.Проблемой стрессоустойчивости личности в условиях трудовой деятельности занимались такие видные ученые как: Г. Селье (основоположник исследований стресса, как явления), И.М. Сеченов и его последователь И.П. Павлов (исследовавшие данный вопрос в приложении к оптимизации условий трудовой деятельности), К. К. Платонов, Е.А. Климов, В. Вундт, У. Джемс, Т. Кокс, К. Маккей, Р. Лазарус. Данной тематики касались в своих работах так же такие видные исследователи, как А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Р.С.Немов, Б.Г.Ананьев и многие другие.Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «. можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности»[1, с.5].На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что стрессоустойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою трактовку стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке»[1, с.5].В работе «Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний» стрессоустойчивость понимается как интегративное психологическое образование, включающее в себя: личностный компонент, определяющий развитие когнитивной, мотивационной, эмоциональнорегулятивной функций, и поведенческий компонент, включающий актуализацию и применение антистрессовых стратегий [2].Избежать стрессов нельзя, вся наша жизнь –это огромный комплекс воздействующих на нас факторов. И многие их этих факторов являются стрессовыми: загазованность улиц, пробки на дорогах, неурядицына работе и тем более в семье. Однако, главный секрет стрессоустойчивости –мы можем влиять на себя, на свою реакцию на эти факторы, правильно направлять свои реакции и контролировать их.Многие исследователи склонны считать стрессоустойчивость результатом тренировок, однако, не следует отрицать, что у каждого человека есть определенный набор личностных черт и физиологических особенностей, которые определяют его устойчивость к стрессу.Стрессоустойчивость –это термин в психологии, который трактуется как сочетание личностных качеств, позволяющих человеку противостоять психологическим перегрузкам без негативных последствий для своей психики и окружающих[3].Н.И. Бережная рассматривает стрессоустойчивость как качество личности состоящее из совокупности следующих компонентов:a)психофизиологического (тип, свойства нервной системы);b)мотивационного. Сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость;c)эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;d)волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;e)профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;f)интеллектуального –оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. [4]

      Психологи говорят о том, что взрослая сформировавшаяся личность должна уметь сопротивляться различным стрессовым ситуациям, не паниковать, а иметь силы действовать спокойно и рационально. Однако одни и те же стрессогенные факторы влияют на всех поразному. Есть люди, для которых ремонт и отделочные работы в квартире –больший стресс, чем спасение человека из пожара.Значит, быть устойчивым к стрессу –это иметь адекватную реакцию напроисходящее, а в случае необходимости мобилизовать свою психику и действовать здраво. Можно ли тренировать это качество в себе? Да, можно. Для этого нужно привыкать к напряженному труду (не только физическому), ставить перед собой реальные цели и достигать их, несмотря на лень или другие «важные» причины. Ведь делать чтото вопреки своему желанию –тоже стресс.Выделяют следующие этапы в процессе развития стрессоустойчивости.1) Интерпретация и оценка ситуации:А) требования ситуации, величина нагрузки, степень угрозы (благополучию, здоровью, авторитету и др.),Б) возможности организма и личности,В) соотношение требований ситуации и возможностей человека. Кроме некоторых физиологических стрессоров, все другие не действуют на человека напрямую, непосредственно воздействует образ стрессора, интерпретация стрессора, ситуации.2) Оценка (анализ) стрессовых изменений в своем организме. Часто «мишенью» стрессорного воздействия является какаялибо отдельная система организма или сфера личности.3) Наиболее важнымэтапом является адаптационный процесс.В нем может доминировать одно из трех направлений:А) противодействие,Б) приспособление,В) уход от стрессорного воздействия.[5]Стрессоустойчивость –это полезное и порой необходимое качество для современного человека, но не стоит путать его с бесчувственностью и жестокостью. Иначе мы превратимся в холодные и жестокие создания, не способные на открытые и прекрасные эмоции.В процессе эволюции сложилось так, что стрессовые реакции в организме –это реакции борьбы. Те гормоны, которые выбрасываются в кровь –выбрасываются с определённой целью: заставить нас двигаться и бороться за свою жизнь. Современный же человек испытывая стресс и имея все эти переживания, продолжает сидеть на месте и ничего не делать. Это в корне не правильно, потому что как только мы начинаем двигаться большая часть крови идёт к мышцам и с ней идут гормоны вызывающие снижение иммунитета и разрушение желудочнокишечного тракта. Поэтому двигаться во время стресса необходимо. [6]Втех ситуациях,когда физическая активность по какимлибо причинам невозможна, следует прибегать к технике дыхательных упражнений. У людей в стрессовой ситуации дыхание становится поверхностным и сбитым, причина этого напряжение мышц живота и мышц грудной клетки. Поэтомунеобходимо в таких ситуациях контролировать своё дыхание, дышать глубоко, медленно, максимально расслабив живот.Также действенным средством для повышения стрессоустойчивости психологи считают самомассаж области затылка и шеи. Например, для снятия напряжения можно сцепив руки за головой, производить систематическое надавливание на границу шеи и затылка сзади, одновременно сопротивляясь этому мышцами шеи. Чередуя упражнение с периодическим расслаблением, быстро снимаетсянапряжение,позволяетрасслабитьсяи в результате среагировать на раздражитель более спокойно. [7]

      Работать до изнеможения и постоянно вгонять себя в стрессовые ситуации изза нехватки времени, или накручивать себе негативные последствия, выбивают организм из привычной ему колеи и, как следствие, падает устойчивость к стрессу.Полноценный сон –обязательное условие полноценного восстановления физических и психических сил, а правильное питание обеспечит хорошее самочувствие и убережет от дополнительных проблем со здоровьем.Занятие любимым делом или просто отдых помогают получить моральное удовлетворение, отвлечься от проблем и снять напряжение.

      Всегда требуется чередовать умственное напряжение с физическим, потому что это уравновешивает нервную систему. Даже когда захватывает гнев, необходимо двигаться, дабы выпустить из своего организма возбуждение. Посещение спортивного зала, пробежки или элементарная зарядка позволяютпреобразовать психологический негатив в физическое действие.

      Общение тоже может выступать как фактор стрессоустойчивости. Общаясь с людьмии стараться поставить себя на их место, понять эмоции и мотивы поступков, помогает выстроить правильную картину происходящего. И если отказатьсяот негативных определений вотношении окружающих, то наш внутренниймир будет гораздо устойчивым. Итак, можно выделить следующие приемы стрессоустойчивости:умение сосредоточиться в стрессовой ситуации;знание методик релаксации;способность к изменению собственных установок;наличие адаптивных и адекватныхзащитных и компенсаторных механизмов;умение эффективного планирования времени в стрессовой ситуации;эффективный контроль эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер;способность к сохранению спокойствия в стрессовой ситуации (но не безразличие).Стрессоустойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.Аустойчивое поведение в условиях стресса является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха вдеятельности как индивидуальной, так и совместной.

      Способы формирования стрессоустойчивости:психологическая компетентность, т.е. осознание своих личностных, психофизиологических качеств; знания симптомов, характеристик и картины стрессового состояния; осознание его последствий;жизненный опыт, в том числе поведение в тех или иных ситуациях, способ реагирования, сложившиеся отношения;личностные особенности, в том числе направленность, мотивация, уровень личностной саморегуляции, готовность к активным действиям, владение психорегулятивными технологиями поведения; умение строить межличностные отношения.Фактор стрессоустойчивости проявляется тем выраженнее, чем большими ресурсами к противодействию стрессу человек обладает. Объем этих ресурсов определяется индивидуальными физиологическими особенностями каждого человека. Однако, в случае, если человек обладает навыками управления своими ресурсами в процессе воздействия стресса, умениями в краткие сроки активно восполнять их, обладать навыками выявления потенциально стрессогенных ситуаций и избегания их, а так же привлечения для сопротивления воздействию стресса внешних ресурсов –уровень его стрессоустойчивости повышается пропорциональности уровни развития этих навыков.Таким образом, основными способами или факторами, влияющими на стрессоустойчивость,являются физиологический, поведенческий и субъективный, социальнопсихологический фактор, в первую очередь изменения в общении, а также психологический фактор стресса.

      Ссылки наисточники1.Киреева М. В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных профессий /Киреева М. В..// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки –2011. –№8 (113), Т.11. –С. 6.2.Хуторная, М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук (19.00.13) /Хуторная, Маргарита Леонидовна; ТГУ им. Г.Р. Державина. –Тамбов, 2007. –182 с. 3.Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2012. 584 с.4.Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации:автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук (19.00.03)/ Лозгачева, Оксана Викторовна; На примере юридического Вуза. –Екатеринбург, 2004. –158 с.5.Подольский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. спб.: Питер, 2004. 208 с.6. Митева И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. М.: Академия, 2007.188с.7.Каменюкин А. Антистресс тренинг / А. Каменюкин, Д. Ковпак. СПб.: Питер, 2008.99с.

      e-koncept.ru