Стресс и здоровье классный час

Классный час на тему Стресс. Способы борьбы со стрессом

«Стресс. Способы борьбы со стрессом».

Цель: определить понятие и причины стресса, понятие страха, устойчивость организма к стрессу, пути выхода из стрессовых ситуаций.

Ход классного часа:

    Вводная беседа: «Стресс и здоровье человека».

      Кто испытывал стресс?

      При каких обстоятельствах?

      Чем чаще всего вызывается стресс?

      (тревога, неуверенность, напряжение и т.д.)

        Стресс это хорошо или плохо?

        «Стресс — это реакция организма при резких и сильных воздействиях на него. Когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность, он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникать дрожь и т.д.»

        На человека накричали, его обругали, оскорбили, а он не может ничего ответить. Что испытывает этот человек?

        Что испытываете вы в такой ситуации?

        Человек начинает волноваться, переживать, внутри его зреет взрыв. Такое состояние называется стрессом.

        Стресс с англ.яз. переводится как «давление, напряжение, усиление». Это всё стресс со знаком «-» . «Стресс со знаком «+» это движение жизни» — говорил канадский учёный.

        Во время стресса в организм человека выделяется гормон адреналина — особое вещество, которое заставляет наши мышцы двигаться быстрее. Если мы двигаемся, нам легче, а если мы стоим на месте, нам хочется бежать.

        Активное действие — это естественный способ выхода из стресса, способ справиться с ним.

        Как можно снять стресс?

        Способы борьбы со стрессом.

        Обратиться к тому, кто вас выслушает и поймёт

        Выбирать тёплые, яркие цвета в одежде

        Смотреть на зелёный тон

        Хорошее питание, чередование активной работы с отдыхом

        Больше гулять на свежем воздухе.

      В Древнем Риме говорили: «Управляй своим настроением, ибо оно будет управлять, повелевать тобой».

      Когда вам захочется ощутить прилив энергии, следуйте нашим советам:

        Выйдите погулять на несколько минут. Смена впечатлений, свежий воздух снимут стресс.

        Вдыхая через нос, думайте: «Я вдыхаю здоровье, а выдыхаю неприятности, токсины, болезни.

        Сделайте «березку». Побудьте в позе около 15-30 секунд. Прилив крови к голове значительно прояснит ее.

        Разыграйте кого-нибудь из домочадцев, посмейтесь вместе, посмотрите комедию или вспомните последний анекдот. Смех снимает напряжение и усталость.

        Вы должны вот-вот выскочить из дому. Перед тем как надеть туфли, сядьте, прикройте глаза и на 30 секунд перенеситесь к лесному костру или на пляж, где вечернее солнце мягко согревает, а шум волн убаюкивает. Через полминуты вы почувствуете себя отдохнувшим.

        Считайте ваши удачи! На каждую сегодняшнюю неудачу или невезение, вероятно, найдется 10 или больше случаев, когда вам повезло! Подумайте о них.

          Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся и тревожатся.

          Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Не сидите, скрючившись в одном и том же положении весь день.

          Высыпайтесь. Если необходимо, испробуйте будильник для напоминания о том, что пора идти спать.

          Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом и рабочее место так, чтобы вы могли всегда найти вещи, которые ищете.

          Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь, не ворчите, не испытывайте недовольство другими.

          Питание должно быть правильным, здоровым, а пища должна содержать необходимое количество витаминов, белков, жиров и углеводов.

          Белки являются основным строительным материалом клеток. Потребность в белках удовлетворяет как животная пища (молоко, мясо, яйца, рыба, творог), так и растительная (орехи, семечки, проросшее зерно, горох, бобовые культуры, грибы, крупы).

          Растительная пища более легкая, поэтому при стрессовом состоянии рекомендуется предпочтение отдавать ей.

          Особое внимание следует уделять углеводам. Присутствие в организме углеводов способствует улучшению эмоционального состояния. Из всех углеводов наиболее важной является глюкоза. В большом количестве глюкоза содержится во фруктах.

          Не обойтись без витаминов. Витамин В1 — при его недостатке у человека развивается быстрая утомляемость, сонливость, раздражительность, боли в суставах и мышцах. Он содержится в фасоли, горохе, бобах, овсяной крупе, хлебе грубого помола.

          Важное значение для борьбы со стрессом имеет витамин В6. Для этого надо употреблять печень, гречневую крупу.

          Витамин С — свежее молоко, капуста, перец, помидоры, салат и другая зелень, лимоны, мандарины, грейпфруты, черная смородина, яблоки, плоды шиповника.

            Водные процедуры — закаливающее, общеукрепляющее, оздоравливающее и успокаивающее средство.

            Солнечные ванны — одно из средств лечения стресса.

            Лекарственные настои помогут выйти из стрессового состояния. Валериана и мелисса лекарственная используются в качестве успокаивающего средства.

            Окружающая природа является источником положительной энергии для человека. Береза может стать настоящим лекарством для человека, страдающего от стресса. Сосна занимает второе место после березы по степени положительного влияния на человека. Ива тоже воздействует успокаивающее, снимает проявления бессонницы, снимает агрессию. Тополь придает ясность мышлению, создает ощущение простора. Заряд бодрости можно получить от тополя, дуба, акации. Если вы находитесь в состоянии крайнего возбуждения, обратитесь за помощью к липе, клену, иве.

            Причины стресса помогают устранить домашние животные. Животные помогают снять чувство усталости и боли, избавиться от страха, преодолеть чувство тоски и одиночества.

            Занятия физкультурой, спортом обязательны. Движение — это наш лекарь.
            botana.cc

            Классный час по теме:
            Здоровье, стресс, вредные привычки

            Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

            Предварительный просмотр:

            Кочкина Олеся Сергеевна

            МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2»

            Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора. Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками, прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении. Рассматриваются также психологические факторы, как результат действия биологических и социальных факторов. Здоровье — это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

            Признаками здоровья являются:

            1. устойчивость к действию повреждающих факторов;
            2. показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;
            3. функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;
            4. наличие резервных возможностей организма;
            5. отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;
            6. высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
            7. Факторами риска для здоровья являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение. Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой обеспечивается комплексом факторов – биологических, социальных, политических, экономических, культурных, психологических, которые объединяются в 4 группы с различным вкладом в индивидуальное здоровье: их соотношение применительно к нашей стране выглядит следующим образом:

            8. генетические факторы – 15-20%;
            9. состояние окружающей среды – 20-25%;
            10. медицинское обеспечение – 8-10%;
            11. условия и образ жизни людей – 50-55%.
            12. Существует деление факторов повреждающих здоровье на так называемые объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: плохая экология, фактор наследственности, психо-эмоциональное напряжение (стрессы), уровень развития медицины, социально-экономический статус страны. К субъективным факторам относятся: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психо-эмоциональное напряжение. В качестве основных составляющих здорового образа жизни можно назвать способность к рефлекции, состояние среды обитания, приемлемый режим труда и отдыха. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Отказ от вредных привычек , и прежде всего отказ от курения как самой часто встречающейся пагубной привычки — это еще один важный шаг на пути к собственному здоровью. От курения стоит отказаться хотя бы потому, что это наносит вред вашим детям и самым близким людям. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

              nsportal.ru

              Методическая разработка на тему:
              Открытый классный час «Стресс-друг или враг? Или как развивать стрессоустойчивость»

              тема стресса актуальна в наше время.

              Цели и задачи: познакомить с понятием стресса, стрессоустойчивости; познакомить с профилактикой стресса и рекомендациями для восстановления.

              Ребята, в начале нашей встречи я вам предлагаю посмотреть ролик, а вы постарайтесь определить тему сегодняшнего классного часа.

              Почему я выбрала тему стресса для нашего классного часа? Вы растете, впереди у вас взрослая жизнь, которая преподнесет вам много испытаний, приятных и не очень. И хочется, чтоб вы с наименьшими потерями для вашего здоровья, физического и морального, выходили из всех непростых ситуаций.

              Каждый из нас ежедневно сталкивается с таким явлением, как «Стресс». Что вы знаете о стрессе?

              Давайте ваше отношение к стрессу каждый определит смайлом. У каждого два смайла на выбор. Выберите тот, который соответствует вашему настроению относительно стресса. (ребята вешают на доску соответствующие смайлы.)

              Когда говорят: “Я нахожусь в стрессе”, — то подразумевают, что человек чувствует напряжение, нервозность, усталость, беспомощность.

              Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает давление, угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье в 1936 г., он определил стресс как реакцию организма, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма.

              Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу. Способность организма справляться с этими перегрузками называют стрессоустойчивостью.

              Что может стать причиной стресса для вас? (ответы)

              Приведем элементарные примеры стрессовой ситуации в вашей жизни. (выборочно ребятам раздаются листки с заданием обыграть стрессовую ситуацию монологом):

              1. Завтра контрольная, я ничего не знаю, я провалюсь! Ээх, учить надо было! Что мне делать?!

              2. Я разбил стекло в школе.Вот это мне дома попадет. Не пойду домой! В школу не пойду.

              3. Не успел домой прийти со школы, а уже кучу заданий дали: в магазин сходи, мусор вынеси, с братом поиграй, в комнате убери, уроки сделай! А жить когда?

              Все эти ситуации являются стрессовыми в вашем возрасте. Почему? (ответы детей)

              Волнение, чувство вины, дискомфорт от множества поручений, предчувствие наказания.

              Школа,экзамены, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе, события, радостные или печальные в семье могут стать источником значительного стресса для вас, что повлияет на учебу и здоровье.

              Обычно, когда говорят о стрессе, подразумевают нечто отрицательное. Как только то, что приносит вред и разрушения. А может представить жизнь без стресса? Нет. Стресс постоянно рядом. Более того, для того чтобы наш организм мог нормально функционировать, ему регулярно необходима порция стресса. Проблема начинается тогда, когда эта порция слишком велика. Вот именно тогда, стоит говорить об умении управлять стрессом и развитии стрессоустойчивости.

              Зачем нужна эта пресловутая «стрессоустойчивость», которая требуется практически в любой деятельности в наши дни? (ответы детей)

              Вспомните игру «Что? Где? Когда?». В чем ее суть? (ответы)

              Суть в том, что человек должен выполнить задачу (отгадать ответ) в условиях мощного стресса (лимит времени, нервозность из-за желания выиграть, крики членов команды). В таких условиях нелегко – особенно капитану команды – выбрать правильный ответ. Это и есть самая настоящая ситуация стресса, где нужно проявить стрессоустойчивость.

              Другой пример, передача «Кто хочет стать миллионером». Каждый телезритель, смотря эту программу, хоть раз в жизни давал правильный ответ с первых же секунд, или угадывал верный вариант и недоумевал потом: почему он не смог? Это же элементарно! В этом и суть стрессовой ситуации – воздействие факторов стресса, которые ухудшают мыслительные или двигательные способности. Как человеку, лежа на диване, легко давать правильные ответы – и было бы очень трудно в зале, под прицелом глаз публики, при ограничении времени, при сверхценности приза.

              Поэтому в жизни часто вершины успеха достигает не тот, кто более одарен, а тот, кто более стрессоустойчив. Ведь в нашей повседневной жизни очень много факторов стресса, которые хотят помешать нам достичь цели.

              Стрессоустойчивость поможет воспринимать раздражающие факторы, как жужжание мухи за стеклом. Муху видно, но почти не слышно, и ее от вас отделяет прозрачная броня. Ваша внутренняя броня. Вот, что такое стрессоустойчивость.

              Давайте проведем небольшой тест и проверим. Насколько вы подвержены стрессу.

              Цель: выяснить, подвержен ли школьник стрессу.

              Вам будет зачитан ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером «+», если нет — «-«.

            13. У меня бывают головные боли после напряженной работы.
            14. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.
            15. В школе я чувствую себя неуютно.
            16. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.
            17. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
            18. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
            19. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.
            20. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
            21. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.
            22. Я болезненно реагирую на критические замечания.
            23. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
            1. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете.
            2. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.
            3. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
            4. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные.
            5. Меня тревожат возможные неудачи в учебе.
            6. Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.
            7. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
            8. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
            9. После ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться.
            10. Подсчитайте количество положительных ответов: 0-6 — низкий уровень тревожности; 7-13 — средний уровень тревожности; 14-20 — высокий уровень тревожности.

            11. Чем меньше у вас положительных ответов, тем спокойнее вы реагируете на события. Вас не слишком беспокоят ваши отношения с людьми и ваши успехи в школе. Этому может быть несколько объяснений. Возможно, все в вашей жизни складывается так хорошо, что вас даже не беспокоят эти вопросы.
            12. Второй вариант — природа наградила вас темпераментом, который позволяет невозмутимо воспринимать укусы и удары судьбы. Вам можно позавидовать. Главное, чтобы ваша эмоциональная броня не мешала вам общаться с людьми.
            13. Третий вариант — проблемы есть, но вы стараетесь делать вид, что их нет, уподобляясь одной большой и глупой африканской птице.
            14. Если вы ответили «да» более чем на половину вопросов, вероятно, хорошая учеба дается вам ценой большого нервного напряжения. Обратите внимание на режим дня, займитесь спортом, пересмотрите свои привычки. Определите, что для вас сейчас самое главное, и на время отложите второстепенные дела. Не сравнивайте себя с другими! Возможно, у вас более тонкая и чувствительная нервная система, чем у других людей. Учитывайте это при планировании своей работы. Временно ограничьте свои контакты несколькими близкими людьми, которые вас понимают.

              Вот вы немного узнали о своих отношениях со стрессом. Давайте разбираться дальше с этой проблемой.

              Стрессоустойчивость – это способность быть спокойным и выполнять свою задачу в условиях стресса.

              Как ее развивать?

              Есть два пути в развитии стрессоустойчивости: работая с умом и работая с телом. Это универсальное качество, которое можно тренировать и на физическом уровне, например: йога, боевые искусства, и на ментальном, используя интеллектуальные методы, идя внутрь себя, исследуя и познавая себя. Хорошо попробовать оба метода, они взаимодополняемы и дают «золотую середину», будучи использованы вместе.

              Все методы развития стрессоустойчивости можно объединить в три большие группы:

              • до стресса («профилактика»), и эта часть, пожалуй, самая эффективная

              • во время стресса («скорая помощь»),

              • и после стресса («восстановление»).

              Это превращение стрессоустойчивости из привитого качества в рефлекс.

              Перед вами несколько советов по профилактике стресса.

              Стресс не убивает, мы сами себя убиваем неправильной реакцией на него.

              Делаем стресс позитивным.

              То, что есть, и то, что мы в этом видим — две большие разницы.

              Стресс не враг, а друг – все зависит от того, как к нему относиться. Не стоит бояться стресса. Он может и помочь!

              «2\3 того что мы видим мы видим, за нашими глазами» — китайская мудрость. Додумывание и встраивание в контекст реальности несуществующего, любимое наше занятие! Помните это, лишь увеличивает напряжение. То что есть, и то, что мы в этом видим — две большие разницы. Но поверив, это, становится нашей реальностью.

              Притча в тему: «У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошёл мимо него вор и испугался — подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошёл влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидав дерево, расплакался: ему показалось, что это привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом.»

              Вывод? Мы видим то, что хотим видеть.

              В идеале стрессоустойчивость должна стать свойством характера, привычкой, частью натуры: как экономность или щедрость, вспыльчивость, или флегматичность – сама по себе.

              Как же узнать, что стресс вас настиг?

              Первыми и достаточно частыми проявлениями стресса являются раздражительность усталость, утомляемость, общая слабость.

              КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ?«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

              Какую бы профилактику мы не вели, но стресс все-таки случился. Что делать? Перед вами несколько советов.

              1.Скажите себе: «Стоп!» Соберите всю силу воли в кулак. Сосчитайте в уме до десяти. Сделайте медленный вдох через нос и ненадолго задержите дыхание. После этого так же медленно выдохните. И так несколько циклов.

              2.Если вам удалось уединиться, можно потопать ногами. Через пол уходит отрицательная энергия. Выпейте 20 — 40 капель успокоительного (в зависимости от вашего возраста).

              3.Обязательно выйдите из стрессового пространства. Если у вас проблемы в семье, лучше пойти погулять или сходить в гости, чтобы не усугублять свое состояние.

              Игра «Кричалки – шепталки – молчалки».

              Цель: саморегуляция, снятие страсса.

              Из разноцветного картона изготавливаются три ладони: красная, желтая и синяя. Это – сигналы. Когда учитель поднимает красную ладонь – «кричалку» — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку» — можно тихо передвигаться и общаться шепотом; синюю – «молчалку» — дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».

              Цель: саморегуляция, снятие стресса.

              Участники располагаются по кругу. Игру начинает учитель, он тихим шепотом, еле слышно зовет: «Ежик!» Далее в строгой последовательности ученики должны незначительно повышать голос, причем каждый следующий должен сказать немного громче предыдущего, пока последний не дойдет до громкого крика. Игра проходит несколькими кругами.

              Упражнение «Воздушный шарик»

              Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается. Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается. А потом-«надувается вновь. Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

              Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

              Участников просят поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения, и самонаблюдениями, как по его ходу менялось их состояние.

              « ВОССТАНОВЛЕНИЕ» что это такое, как вы думаете? (ответы)

              После сильной стрессовой ситуации человеку необходим период для того, чтоб «прийти в себя», восстановиться.

              1.Человеку, в качестве восстановительной процедуры, показан массаж – это дает ощущение доверия, безопасности, а значит – расслабляет и приносит позитивные эмоции.

              2.Точно так же позитивные ощущения могут дать братья наши меньшие – животные, птицы, рыбы.

              3.Старайтесь почаще быть на природе, купаться, ходить в лес, баню.

              4.Занимайтесь физкультурой (которая также полезна для снятия стресса). Физическая культура не должна быть еще одной тягостной, обязанностью по расписанию, а удовольствием, о котором приятно подумать, сидя в рабочем кресле, разминая мышцы и глядя на часы.

              5.Оживите свою жизнь спонтанной радостью!

              (Все советы обсуждаются с ребятами)

              Поскольку вы все ученики, то для вас есть несколько особых советов для развития стрессоустойчивости. Они объединяют в себе все три группы развития.

              Рекомендации для учащихся.

              1. Признайтесь себе в слабых и сильных сторонах. Все завышенные ожидания приводят к стрессу. Ожидайте реалистичного. Мыслите позитивно.

              2. Никогда не говорите о себе плохо.

              3.Высыпайтесь, позволяйте себе расслабиться;

              4.Соблюдайте режим труда и отдыха, правильный и оптимальный режим дня.

              5.Радуйтесь каждому своему успеху в учебе, хвалите себя («Я – молодец!», «У меня получилось!» и т.д.);

              6.Дружите с одноклассниками — это поможет вам противостоять стрессу.

              7.Гуляйте на воздухе, занимайтесь активно спортом.

              8.Слушайте музыку, позволяющую вам расслабиться.

              Проблема стресса актуальна в жизни каждого человека. В школьные годы каждый ученик сталкивается со стрессовыми ситуациями каждый день. Очень важно научиться предвидеть эти ситуации и противостоять стрессу.

              Вспомните тему нашего классного часа.

              Так чем же является стресс для человека, другом или врагом?

              Чтобы подытожить наше занятие предлагаю обобщить все мною сказанное, вами услышанное.

              Разобьемся на три группы, каждая из которых получит экспертную карту.

              Первая группа ищет слова, сочетания слов, характеризующие стресс с негативной стороны.

              Вторая группа ищет слова, сочетания слов, характеризующие стресс с положительной стороны.

              Третья группа внимательно слушает результаты первой и второй группы, вспоминает услышанное сегодня и делает вывод, выбирая из предложенных, по сегодняшней теме.

              (Обсуждение работы, в ходе которой все должны прийти к выводу, что придерживаясь рекомендаций, мы можем все стрессовые ситуации обратить нам во благо. Мы станем сильнее, крепче духом, сможем критично относится к себе, извлекать уроки из полученного опыта, не зацикливаясь на прошлом и смотреть смело и с улыбкой в будущее .)

              Наша задача даже стрессовую ситуацию обратить себе во благо. Все в наших руках.

              Все, что вы сегодня узнали о стрессе изменило ли отношение к нему? Если да, определите свое отношение смайлом и повесьте его на доску. Вот видите, все не так уж и страшно. Главное, работать над собой, рад развитием стрессоустойчивости.

              Как итог нашего занятия послушайте еще одну притчу.

              СЛАЙД 22(на фоне музыки).

              «Один старый человек всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается каждым моментом уходящей жизни. Его родные сидели вокруг, и один спросил:

              — Почему вы смеётесь? Всю свою жизнь вы смеялись, и мы всё не решались спросить, как вам это удаётся? И вот сейчас, в последние минуты, вы смеётесь! Что здесь смешного?

              Старый человек ответил:

              —Внутри я свободен в своём выборе. Просто это — мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня — блаженство или страдание? И так случается, что я выбираю (Как вы думаете, что выбрал мастер?)блаженство, ведь это так естественно!».

              СЛАЙД 23 (музыка)

              Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для организма. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс

              Мнение о том, что стресс- неизбежное зло прочно поселилось в наших умах. Однако, стресс- это то, что сопровождает нас всю историю. Он сопровождал человека, когда мы охотились на мамонта, открывали новые материки, дрались во дворе за игрушки, защищали диплом, проходили собеседование при трудоустройстве на работу, стояли в пробках.

              Смотрите на жизнь с радостной улыбкой, думайте о хорошем, не зацикливайтесь на прошлых обидах, проблемах, но извлекайте из них уроки, занимайтесь спортом, будьте позитивными, добрыми, отзывчивыми! И окружающий вас мир улыбнется вам в ответ! (гиперссылка)

              Надеюсь, все услышанное вами сегодня поможет вам в дальнейшем.Всего вам доброго. Наша беседа подошла к концу.

              Классный час «Стресс: польза или вред?»

              Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

              «Начальная школа №17 г.Бор»

              Стресс: польза или вред?

              Работу выполнила: Кулагина Ирина Леонидовна,

              педагог – психолог МБОУ НШ № 17

              2.1 Цель и задачи классного часа ………………………………………4

              2.2 Формы и методы проведения классного часа…. ………………. . 4

              2.3 Сценарий классного часа….……………………….. ……………. 5

              Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития человека в процессе его жизнедеятельности. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все люди, а особенно дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья людей – психического, физического и социального. Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром. В противном случае человек испытывает стрессовую ситуацию. Тема стресса является актуальной в наше время. Изо дня в день мы слышим о негативном влиянии стресса на человека, на его здоровье, поступки и поведение. Хотелось бы узнать, есть ли что – то положительное в этом явлении? Как преодолевать и бороться со стрессом и не позволять ему себя победить? В этом мы попробуем разобраться, разработав классный час для обучающихся 4 класса «Стресс: польза или вред?»

              Актуальность разработки состоит в использовании элементов тренинга и инсценировки.

              2. Основная часть

              2.1 Цель и задачи классного часа

              Цель: формирование навыков преодоления стрессовых ситуаций с помощью различных методов и приемов.

              1. Раскрыть понятие стресса.

              2. Познакомить с влиянием стресса на физиологическое и душевное здоровье человека.

              3. Познакомить учащихся с примерами положительного воздействия стресса на человека.

              4. Обучить навыкам преодоления стрессовых ситуаций.

              2.2 Формы и методы проведения классного часа

              Формы работы : классный час с элементами тренинга, индивидуальная и групповая работа.

              Время проведения : 45–50 минут.

              Место проведения: МБОУ НШ № 17, 4 класс

              Наглядные: использование кроссворда, оформление буклета «Стресс», компьютерная презентация.

              Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции.

              2. 3 Сценарий классного часа

              Прозвенел звонок сейчас,

              Начинаем классный час.

              Встаньте дети, не ленитесь,

              И, прошу вас, улыбнитесь.

              Игра: «Я рад тебя видеть…!» — все встают в круг, по кругу каждый говорит соседу следующую фразу: «Я рад тебя видеть (имя)…!».

              Тему нашего классного часа вы попробуете определить сами. А поможет нам в этом кроссворд. (Приложение 1). Дети отгадывают кроссворд, работая в группах.

              2). Знакомство с понятием стресса и его стадиями.

              — Сегодня мы поговорим с вами о стрессе. Попробуйте изобразить стресс, используя разные средства (в виде рисунка, жестов, мимики, ассоциаций).

              Упражнение в группах « Какие ситуации являются стрессовыми?»

              Все ребята в группах по кругу высказывают предположения о ситуациях, которые, по их мнению являются стрессовыми. Затем один представитель от каждой группы называет эти ситуации. Психолог записывает их на доске.

              Исходя из сказанного, попробуем дать определение стресса. (Слайд 2).

              С тресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.

              (Слайд 3). Стадии стресса.

              В своём развитии стресс проходит три стадии . Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовится действовать.

              Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

              Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения . Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь.

              3). Влияние стресса на человека.

              — Расскажите, как, на ваш взгляд, стресс влияет на человека. (Ответы детей)

              Влияние стресса на здоровье человека огромно.

              1. Ухудшается концентрация внимания и памяти. Влияние стресса на работоспособность огромно: лишь в редких случаях человек с головой уходит в работу. Ему свойственна быстрая утомляемость.

              2. Сильнейшие головные боли.

              3. Наблюдается учащение сердцебиения, может случиться инфаркт миокарда, обостряется гипертоническая болезнь.

              4. Хроническое недосыпание.

              6. Страдает и желудочно-кишечный тракт: обостряются или открываются язвенная болезнь и гастрит.

              7. Снижается иммунитет и как следствие — частые вирусные заболевания.

              8. В стрессовых ситуациях гормоны вырабатываются в огромных количествах и отрицательно влияют на работу нервной системы и внутренних органов.

              9. Некоторые специалисты считают, что именно стресс провоцирует рост онкологических клеток.

              10. К сожалению, некоторые последствия стресса настолько тяжелы, что необратимы: редким, но всё же последствием бывает дегенерация клеток как спинного, так и головного мозга.

              При стрессе человек может потерять желание вообще что-либо делать и даже жить. У него появляется раздражительность, агрессивность, нетерпимость, приступы гнева. Также бывают депрессии, неврозы, эмоциональная неустойчивость, бессонница.

              — Как вы думаете, нужно ли помочь человеку, находящемуся в стрессовой ситуации? (ответы детей)

              — А может ли человек сам себе помочь? (ответы детей)

              4). Навыки преодоления стрессовых ситуаций.

              Упражнение «Внутренний луч» (выполняют дети).

              Упражнение направлено на снижение внутренней напряженности на начальной стадии стресса. Оно поможет вам, если стресс вызван состоянием одиночества, непонимания. Расслабившись и успокоившись, представьте такую картину. В верхней части вашей головы возникает светлый луч. Он движется сверху вниз и медленно освещает ваше лицо, шею, руки и плечи теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, исчезают складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает ваш новый облик — успешного и благополучного человека, сдержанного, стабильного, хорошо владеющего собой.

              — Давайте познакомимся, какие бывают способы и приемы борьбы со стрессом. (Слайды 5 и 6).

              Упражнение «Дыхательные техники» (выполняют дети).

              Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания. Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох. Дышите таким образом несколько минут.

              К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться. Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.

              Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоится.

              Упражнение «Смех – дело серьезное» (выполняют дети).

              Ученые установили, что веселые люди живут дольше. Еще в XVI веке врач Амбруаз Парэ говорил: «Веселый человек всегда выздоравливает». Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации – это смех. (Видео «Улыбка»).

              Задание: я называю жизненную ситуацию – вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ. Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: «Что стоишь, как корова?»

              Обучение навыкам саморегуляции (Приложение 2).

              Упражнение 1 «Продумай заранее».

              Упражнение 2 «Расслабление под музыку»

              Упражнение 3 «Домик».

              Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли. Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика. Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

              — Давайте прочитаем высказывание Ганса Селье, автора теории стресса:

              «Отсутствие стресса есть смерть». (Слайд 7). Как вы его понимаете? (Ответы) То есть если бы человек не испытывал стрессовых ситуаций, он бы не выжил как вид. Существует 2 вида стресса: дистресс (отрицательный) и эустресс (положительный). (Слайд 8).

              Эустресс (от греч. эу — «хороший» или «настоящий») — благоприятный стресс, в результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его адаптация к стрессовому фактору и ликвидация самого стресса. Он нас делает сильнее и выносливее.

              Примеры положительного воздействия стресса

              • Мобилизация внутренних ресурсов перед экзаменами. Характерны уверенность в себе, адекватная оценка своих сил.

              • Высокопрофессиональные спортсмены часто описывают необычное состояние тела и психики, появляющееся у них во время соревнований. Для него характерна спокойная настороженность. В результате увеличиваются скорость, сила и координация, происходит полная концентрация на существующем моменте.

              — Давайте подведем итог нашего сегодняшнего классного часа. Что нового вы сегодня узнали? Был ли классный час для вас интересным и полезным?

              — У каждого из вас лежат на парте смайлики. (Приложение 3).

              Подойдите к доске и прикрепите один из них к плакату «Дистресс и эустресс». (Приложение 4).

              — Каждому из вас я предлагаю памятку «Я учусь владеть собой»

              (Приложение 2) и буклет «Что такое стресс?»

              — Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу «Спасибо» и «До свидания» (сначала все говорят громко в большом кругу, а потом все подходят к середине и говорят шепотом).

              4. Список литературы

              1. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус. 2000. — № 5.

              2. Грегор О. Как противостоять стрессу //Стресс жизни. — СПб, 2011.

              3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 2008.

              4. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2013.

              5. Леви Л. Некоторые принципы психофизиологических исследо­ваний и источники ошибок / Эмоциональный стресс. — Л., 2010.

              6. Левис Ш. Ребенок и стресс. — СПб., 2002.

              7. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, трево­ги //Вопросы психологии. — 2012. — № 1.

              8. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тре­вожности //Психологическая наука и образование. — 2008. — № 2.

              infourok.ru