Стресс как психологический феномен

Стресс как психологический феномен

Стресс как психологический феномен: понятие, виды, симптомы, причины стресса

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье» имеет различное значение для разных людей. В современной научной литературе термин «стресс» используется в трёх значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс — фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние трактуется как эмоции, защитные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке [19, с. 46]. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле употребляли данный термин У. Кеннон, и Г. Селье.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, среди которых ярко выражены физиологический и психологический. Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не в состоянии справиться с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е., когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, тревоги, обиды и т.д. [11, с. 80].

Г. Селье выделил 3 этапа в развитии стресса. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость в сопротивлении к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счёт второстепенных задач. На втором этапе — стабилизации всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, всё как будто налаживается, но внутренне идёт перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и в некоторых случаях смерти [16, с. 73]. Однако это не значит, что стресс только негативно влияет на организм, он также является и важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека, так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде.

Существует множество факторов, вызывающих стресс: большая учебная и рабочая нагрузки, неблагоприятные физические условия, резкие изменения в жизни человека, затруднения в отношениях с людьми, проблемы со здоровьем и безопасностью, финансовые трудности. Одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека. Стрессовая реакция возникает как из-за реальных событий, так и существующих лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». Согласно подсчетам психологов, порядка 70 % наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в нашем воображении. К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом. Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и стрессовых состояний. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например, в общении с другими людьми, или накапливаются. Стресс может проявляться в самых различных формах: плохое настроение, депрессия, неспособность сосредоточиться на работе, головные боли, проблемы с памятью, отсутствие интереса к окружающим, повышенная обидчивость, постоянная усталость, чувство раздраженности, пессимизм.

Факторами, уменьшающими влияния стресса на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу влияния неблагоприятных факторов на организм человека. Важную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. «Проявление волевых качеств (силы воли) — это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)» [15, с. 192]. Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регулировании психических состояний, в том, как человек реагирует на влияние стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, обладающими слабой силой нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные, с оптимистическим мышлением люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.

Существует несколько правил, которые помогут бороться со стрессом. Во-первых, нельзя позволять стрессовой ситуации прогрессировать, т.к. стресс имеет свойство накапливаться. Во-вторых, следует помнить о том, что стресс особенно интенсивно накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том объекте, который его вызывает. В-третьих, нужно помнить, что существует много способов снятия стресса, например физические упражнения, массаж, полноценный сон, здоровое и правильное питание, дыхательные упражнения, расслабляющая музыка, встречи с друзьями, любимое хобби.

Из этого можно сделать вывод, что стресс — это не просто нервное напряжение. Стресс — это ответная реакция организма или какой-либо живой системы, ткани на предъявленное к нему требование. Если изменились условия — нужно к ним приспособиться. Стресс — это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с самого утра до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный несет негативные последствия.

studwood.ru

В наше время, когда темп жизни ускоряется с каждым годом все больше и больше, человеку труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. В итоге такой образ жизни приводит к истощению нервной системы. Возрастают как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс. В силу всех этих причин здоровье людей во всем мире нельзя считать благополучным. Множество заболеваний: сердечнососудистые, язва, бронхиальная астма, диабет, различные поражения кожи, все они вызваны стрессом и объединены под названием психосоматические заболевания.

Дак что же такое стресс? Актуальный вопрос в наши дни, границы понятия «стресс» очень сильно изменились ведь этот термин звучит повсюду — на работе и дома, в кругу друзей и средствах массовой информации. Сложно составить нужную картину понятия «стресс». В разных профессиях стресс объясняется по-разному, например, специалисты менеджмента подразумевают под стрессом воздействие социальных факторов, врачи — физиологические механизмы нагрузок, обыватели — все, что мешает им жить, а в психологии чаще всего под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие[16].

В данной курсовой работе мы рассмотрим понятие стресса как явления, его виды и, наконец, предложим методы борьбы с ним.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

— выявить характерные признаки и виды стресса,

— рассмотреть причины возникновения стресса,

— рассмотреть способы борьбы со стрессом.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографический список составляет 15 наименований.

Феномен стресса

стресс психологический социальный

Стресс одновременно является физиологическим, психическим и социальным явлением. Он характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. По Г. Селье стресс — это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм [9].

Организм противопоставляет воздействиям среды, прежде всего, свою сильнейшую способность гибко приспосабливаться. Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, который получил название — общий адаптационный синдром (ОАС).

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды [10].

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. При нарушении равновесия процессов и систем организма параметры внутренней среды нарушаются, тогда организм начинает болеть. Это болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное функционирование организма. Если же сохранить равновесие внутренней среды при помощи прежних параметров не получается, то организм может попытаться задействовать другие параметры и изменять их для достижения желаемого результата. В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального, т.е. проявляться в виде заболевания. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда это динамическое, а не статическое равновесие, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Человек существо биосоциальное поэтому стрессорами для него могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Из этого следует, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Ко всему выше сказанному необходимо добавить понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическая адаптация — это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация включает в себя кроме удовлетворения и реализации актуальных потребностей ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками [1,4].

Г. Селье в своих исследованиях доказал, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. Из этого автор сделал вывод что стресс — это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это — приспособительная реакция организма. Она протекает в три фазы:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистенции);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

На первой стадии — стадии тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных системных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. У большинства людей к концу первой стадии отмечается некоторое повышение работоспособности.

Вслед за первой стадией наступает вторая. Ее обычно называют стадией резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Возникает равновесие между силой вопроса — непривычным требованием окружающей среды и силой ответа — изменением гомеостаза, новым уровнем равновесий внутренней среды организма. Эта стадия может длиться очень долго — месяцами и даже годами.

Тогда неизбежно наступает третья стадия — стадия истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй стадиях, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что в свою очередь заканчивается истощением [9,15].

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Автор приводит следующий пример: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целый и невредимый, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым [9].

Позднее Г. Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress — истощение, несчастье, горе, недомогание, нужда) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи [9,15].

Все это можно подытожить таким образом: стресс — это умение организма приспосабливаться к окружающей среде, по другому его можно назвать общим адаптационным синдромом. Стресс — это ответ организма на экстремальное воздействие. Это воздействие может быть как положительным (эустресс), так и отрицательным (дистресс). Рассматривать более подробно мы будем дистресс, так как он создает опасность для нашего психического и физического здоровья.

studbooks.net

Феномен «сгорания» у людей различных профессий

Чаще всего синдром хронической усталости, бессонница развиваются у людей, которые не умеют отдыхать после работы, переключать свои мысли с проблем на работе на какие-то другие виды деятельности.

Бизнесмены часто жалуются на то, что даже дома, в кругу семьи, их мысли (и не только мысли, но и телефонные звонки) постоянно возвращаются к работе. Перед сном эти мысли продолжают крутиться в голове, в результате чего человек не может долго заснуть и постепенно у него развивается бессонница.

Постоянное недосыпание, длинный рабочий день (более 8 часов) являются сильным стрессом для организма, который, в конце концов, начинает трубить тревогу, напоминать о своих потребностях различными недомоганиями начиная от чувства усталости, напряжения, повышенной раздражительности, головной боли и заканчивая различными психосоматическими расстройствами, такими как повышенное артериальное давление, коронарный тромбоз, аллергии, астма, запоры, колиты, расстройства пищеварения, кожные заболевания и другие.

В большей степени феномену «сгорания» подвержены люди тех профессий, которые в силу специфики своей деятельности должны постоянно общаться с другими. (Мы не рассматриваем здесь вредное производство.) К таким специальностям относятся: педагог, врач, психолог, актер, менеджер, маклер и другие.

Наверное, больше всего рискуют врачи и психологи, так как «загружаясь» проблемами и болезнями своих пациентов они рискуют «подхватить» похожую проблему или болезнь, которые передаются им через каналы общения (коммуникации). Поэтому психологи разработали специальные методы, позволяющие им «не заражаться» проблемами своих клиентов.

С практикой нарабатывается профессионализм, уровень которого напрямую зависит от умения человека «отключаться» от своей работы, когда это необходимо (возможно это звучит парадоксально). О феномене «сгорания» в народе говорят: » замылился глаз». Так, врач может перестать обращать пристальное внимание на проблемы пациента, которого он длительное время лечит. В таких случаях, внимание специалиста сужено, сосредоточено на каких-то других аспектах проблемы и он не может подойти к решению вопроса системно, охватить взглядом совокупность всех факторов.

Учителя во время тренинга говорили мне, что работать более «экологично» им мешает маленькая зарплата, во время своей работы они не могут сосредоточить внимание на учебном процессе, так как им мешают мысли о бытовых, семейных делах.

Профессионал сам принимает решение, будут ли его личные проблемы: финансовые, семейные и прочие, сказываться на качестве его работы или он будет стараться выполнять свою работу хорошо независимо от этих проблем. Этот момент выбора во многом характеризует профессиональную позицию человека, качество его работы.

Так, известный артист Юрий Соломин говорит своим студентам в театральном училище: «Вы должны забыть о любовных увлечениях первые два года учебы и полностью погрузиться в свою специальность. Нужно уметь переносить простуду «на ногах», на случай, если вас не кому будет заменить во время спектакля. Когда вы приходите домой, после спектакля «сбрасывайте» с себя все роли, оставляйте их за порогом».

Видимо, не только из этических соображений, но также из-за проблемы «сгорания» зарубежные специалисты стараются не смешивать деловые и личные отношения. Об этой проблеме наглядно свидетельствует плакат: «Водитель! Если ты одной рукой ведешь машину, а другой – обнимаешь девушку, значит, и то и другое ты делаешь плохо!».

Таким образом, вы можете «сгорать» на нелюбимой работе, которая вам надоела, не интересна, которая не достаточно вознаграждается материально. Тогда стоит задуматься действительно ли это то, к чему вы стремились в своей жизни? Что вас удерживает на такой работе? Не стоит ли подыскать что-то еще?

Постепенно у каждого вырабатываются свои способы снять напряжение, отдохнуть от большой нагрузки на работе. К «неэкологичным» способам отдыха относятся: частое употребление алкоголя, наркотиков, курение, переедание, азартные игры. Эти способы являются «неэкологичными», так как не зная других возможностей расслабиться и снять стресс, человек может к ним привыкнуть и получить зависимость от них. Так, например, известно, что шоферы, особенно те, кто ездит в длительные рейсы, много пьют, чтобы снять накопившееся во время работы напряжение, часто становятся алкоголиками. Гораздо более «экологичными» видами отдыха после работы, многие считают пешие прогулки, общение с друзьями или в своей семье, просмотр телепередач, горячую ванну или душ и так далее.

Здесь важно, насколько вы умеете планировать свое время. Если вы работаете по 12 часов в сутки, и приходя домой продолжаете это делать (не важно реально или в своей голове), значит ваша работоспособность будет постепенно снижаться. Вы постоянно «варитесь» внутри своих проблем и не можете хотя бы на время отключиться от них, посмотреть на свои проблемы со стороны.

Итак, необходимо планировать свое время таким образом, чтобы во время работы и после нее у вас был небольшой отдых. Не важно, чем вы будете заниматься во время отдыха, важно, чтобы в это время ваша голова была свободна от работы. Если во время отдыха вы не можете отделаться от мыслей о работе, попробуйте договориться с «ответственной частью себя», которая занята этими проблемами, что она даст вам немного отдохнуть, и потом вы снова начнете думать о проблеме, в то время, которое вы для этого определите. Как говорила известная героиня Скарлет О’Хара: «Я не буду думать об этом сейчас. Я подумаю об этом завтра». В итоге вы более эффективно будете управлять своим состоянием. Проблемы не решаться от того что вы будете думать о них перед сном или всю ночь. Как говорится в известной пословице: «Утро вечера мудренее». Запланируйте себе для этого другое время.

Если вы чувствуете, что вам не удается расслабиться, вы испытываете постоянное напряжение, головную боль, попытайтесь научиться методам релаксации, вхождения в транс или медитации. Для начала это лучше делать под руководством специалиста – психолога или психотерапевта. Далее вы сможете совершенствовать новый опыт по книгам, таким как «Самогипноз» О.Брайен, «Новый гипноз. Практическое руководство» Жан Беккио, Шарль Жюслен, «Формирование транса» Д.Гриндер, Р.Бэндлер.

Вы можете испробовать на себе «Технику самогипноза Бетти Эриксон»:

  1. Устройтесь поудобнее. Найдите позу, которую вы легко сможете сохранять все время, пока будете проделывать этот процесс. Можно сесть или лечь, хотя лучше сидеть, это удержит вас от засыпания. Выпрямитесь, глядите перед собой, дышите медленно и легко. Позвольте себе расслабиться.
  2. Время. Определите, сколько времени вы собираетесь потратить, и объявите его себе, например, «Я собираюсь загипнотизировать себя на 20 минут. » (или сколько хотите). Вас восхитит точность, с которой ваши «внутренние часы» следят для вас за временем.
  3. Цель. Теперь объявите себе цель погружения в самогипноз. В этом процессе мы позволяем подсознанию работать скорее над некоторой целью, чем над последовательностью внушений, следовательно, формулировка цели должна учитывать этот факт. Вот что говорю я: «. с целью позволить моему подсознанию произвести соответствующие настройки, чтобы помочь мне ____________». Вставьте вместо прочерка то, чего вы хотите достичь, например, «развить более доверительные отношения с людьми». Я знаю, что этот текст слишком «книжный», но в таком виде я получил его от Джона Гриндера. Точные слова, впрочем, совершенно не важны, важен факт, что вы передаете процесс своему подсознанию.
  4. Состояние по выходу. Наконец, объявите себе, в каком состоянии вы хотите быть, когда завершите этот процесс. Обычно, в гипнозе мы слышим о том, что «возвращаться» нужно, чувствуя себя «проснувшимся, собранным и освеженным», но в реальном мире это может быть не то, что вам нужно. Например, если вы собираетесь заняться самогипнозом на сон грядущий, вы можете предпочесть вернуться «расслабленным и готовым ко сну». Если вы занимаетесь этим перед каким-то делом, вы можете захотеть выйти из транса «мотивированным и энергичным». Просто скажите себе: «И когда я закончу, я буду чувствовать себя ___________».

psyonline.ru

Стрессоустойчивость как психологический феномен

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 11715 раз

Библиографическое описание:

Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 243-246. — URL https://moluch.ru/archive/44/5363/ (дата обращения: 23.06.2018).

В современных условиях существенно возросла интенсивность и напряженность жизни и деятельности людей, соответственно увеличивается частота возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний.

Эти состояния снижают успешность и качество выполнения своих должностных обязанностей у людей, включенных в профессиональную деятельность, или требуют дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня, что, в свою очередь приводит к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров, снижение удовлетворенности трудом, деформации личностных и характерологических качеств.

Все это неизбежно предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке, состоянию морального духа, психологической подготовке, психическому здоровью, устойчивости психики сотрудников различных организаций в условиях специфической профессиональной деятельности. Данный аспект может быть реализован в том случае, если сотрудник сможет умело противостоять стресс-факторам, воздействующим на него в процессе профессиональной деятельности.

Использование мероприятий по профилактике стрессовых состояний сотрудников способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья. Психопрофилактика проводимая в процессе профессиональной деятельности, позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье сотрудников организации, что способствует повышению уровня профессиональной готовности, укреплению дисциплины и правопорядка, снижению преступности и травматизма. Разработка проблемы позволяет вооружить руководителей всех уровней обоснованными рекомендациями по предупреждению опасного воздействия стресс-факторов, снижающих психическое здоровье, по психопрофилактике стрессовых состояний сотрудников в конкретных ситуациях жизни и деятельности.

Очевидным становится тот факт, что устойчивое поведение сотрудников в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха профессиональной деятельности как индивидуальной, так и совместной. Таким образом, профилактика стрессов посредством развития у сотрудников достаточно высокого уровня стрессоустойчивости является первостепенной задачей специалистов-психологов специализирующихся на психологическом обеспечении профессиональной деятельности. Для того чтобы научить сотрудников успешно преодолевать стрессовые ситуации, необходимо, прежде всего, провести всесторонний психологический анализ понятия «стрессоустойчивость».

Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств формирования, поддержания, зависимости ее от особенностей профессиональной деятельности имеет важное значение для сотрудников организации, деятельность которых очень часто протекает в динамично меняющихся условиях.

В современной науке для описания способности личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях исследователи используют различные термины:

    «устойчивость личности» (Л.И. Божович, 1966; Б. Басаров, 1981),

    «нравственная устойчивость» (В.Э. Чудновский, 1978),

    «психическая устойчивость» (В.М. Генковска, 1990; М.Ф. Секач, 1999; А.А. Коренев, 2006),

    «психологическая устойчивость» (С.А. Козлов, 1995; В.В. Аршинова, 2007; С.А. Шувалова, 2008),

    «стрессоустойчивость» (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, 2004),

    «устойчивость к стрессу» (Б.В. Кулагин, 1984; Л.А. Кандыбович, 2001),

    «нервно-психическая устойчивость» (A.M. Столяренко, 1972; П.П. Дорогов, 2008),

    «помехоустойчивость» (Н.П. Казаченко, 1976; А.Ф. Ануфриев, 1984),

    «эмоциональная устойчивость» (Л.М. Аболин, 1984; В.Г. Пичугин, 2009; Е.М. Семенова, 2006),

    «морально-психологическая устойчивость» (Н.Ф. Феденко, 1984),

    «эмоционально-волевая устойчивость» (В.Ф. Власов, 1990; И.И. Рудской, 2004),

    «профессионально-психологическая устойчивость» (Е.В. Василенко, 2008).

    Все перечисленные виды устойчивости специфичны, но в их основе находятся утверждения, что это:


    способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях;

    способность личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.

    Однако устойчивость в целом нельзя свести только к под­держанию определенных состояний, она охватывает сохраняе­мость процесса — последовательность состояний во времени. Ее отличает активный характер (можно рассматривать как процесс и как результат), она является неотъемлемой час­тью развития, стороной процесса адаптации.

    Устойчивость, в широком смысле, необходимо рассматривать как функцию двух переменных — окружающей среды и внутренней структуры системы. Исходя из этого, можно предположить, что все существующие виды устойчивости, являются составными компонентами такого целостного явления как – психическая устойчивость личности, но характеризуют его различные стороны.

    В психологическом плане устойчивость отра­жает функциональные характеристики профессионально зна­чимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы дея­тельности требованиям конкретных рабочих ситуаций.

    Исходя из этого, можно утверждать, что стрессоустойчивость является частным случаем психической устойчивости, проявляющейся при действии стресс-факторов, и их специфичность будет определяться конкретным видом деятельности.

    Таким образом, стрессоустойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.

    Проведенный анализ научных источников показал, что единого подхода к формулировке определения стрессоустойчивости нет, и авторы трактуют его по-своему.

    Например, в психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

    С.В. Субботин утверждает, что «стрессоустойчивость — комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности», к данному определению присоединяются А.А. Баранов, отмечая, что данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, то же отмечает позднее и Н.В. Суворова [2, с. 352].

    В работах Б.Х. Варданяна и С.В. Субботина прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятельности (успешность-неуспешность) и как характеристики, обеспечивающей гомеостаз личности как системы, на основании этого стрессоустойчивость можно рассматривать как деятельностный и личностный показатель [1, с. 156].

    О.В. Лозгачева в своей работе по формированию стрессоустойчивости на этапе профессионализации под стрессоустойчивостыо понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [5, с. 158].

    В социально-психологическом исследовании по формированию стрессоустойчивости у человека Ли Канг Хи сформулировал следующее определение «стрессоустойчивость — психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него служебные и бытовые задачи без потерь (физических и психических), то есть находясь в состоянии психофизического равновесия» [4, с. 26].

    По мнению ведущего современного специалиста в области изучения психологического стресса В.А. Бодрова, исходной позицией в изучении стрессоустойчивости должно служить определение этого понятия, которое ряд авторов сводит лишь к понятию эмоциональной устойчивости, хотя данные понятия не являются тождественными. Под стрессоустойчивостью он понимает «интегративное свойство человека, которое, во-первых, характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней (гигиенические условия, социальное окружение и т.п.) и внутренней (личной) среды и деятельности. Во-вторых, оно определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях. И, в-третьих, это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов (и оперативных резервов) организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности» [2, с. 352].

    Понимание структуры стрессоустойчивости личности опирается на традиционно сложившемся в психологии подходе к представлению о структуре психики. Исходя из этого стрессоустойчивость, как и психическую устойчивость можно рассматривать как динамическую структуру (М.Ф. Секач, 1999; А.А. Напримеров, 2001; О.Д. Привалова, 2004 и др.). Основными компонентами динамической структуры личности являются:

      эмоциональный, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляющийся в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи;

      волевой, который выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации. Волевой компонент выполняет контрольно-оценочную функцию сохранения и восстановления целесообразной регуляции деятельности.

      интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления.

    Однако приведенный перечень для отражения сущности понятия стрессоустойчивости далеко не полон. Некоторые авторы (Ю.Н. Гурьянов, 2001; С.А. Козлов, 1995; В.Ф. Власов, 1990) выделяют еще ряд структурных компонентов:


    мотивационный, отражающий устремленность личности на выполнение поставленной задачи. Мотивационный компонент представлен проявлением различных мотивационных тенденций, выполняющих побудительную, смыслообразующую и регулятивную функцию;

    физиологический компонент, определяющий запас энергети­ческих возможностей организма;

    познавательный, характеризующий степень осознания и понимания служебной задачи. Познавательный компонент обеспечивает функцию создания, структурирования ориентировочной основы профессиональной деятельности, текущего анализа и прогнозирования динамики служебных ситуаций;

    операциональный (моторный), объединяющий применяемые способы и приемы деятельности. Операциональный (моторный) компонент обеспечивает владение способами и приемами деятельности, необходимыми навыками и умениями по использованию технических и др. средств;

    коммуникативный компонент, характеризующий социально-психологический аспект деятельности личности, состояние готовности к взаимодействию[3, с. 470].

    Изучая устойчивость к стрессу у оперативных сотрудников таможенных органов Н.И. Бережная, рассматривает категорию стрессоустойчивости как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

      психофизиологического (тип, свойства центральной нервной системы);

      мотивационного, считая, что сила мотивов во многом определяет эмоциональную устойчивость;

      эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

      волевого, выражающегося в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;

      профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;

      интеллектуального, действующего на оценку требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. [5, с. 158].

      В зависимости от характера деятельности структурные компоненты, как психической устойчивости, так и стрессоустойчивости занимают в ней различные «ранговые места», при этом «удельный вес» составных компонентов не всегда одинаков. Все они находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация невыраженности одних за счет большей развитости других.

      Таким образом, обобщая вышеуказанное, можно сделать следующие выводы:

      В современной науке для описания способности личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в сложных условиях исследователи применяют различные термины: «психическая устойчивость», «психологическая устойчивость», «стрессоустойчивость», «нервно-психическая устойчивость», «помехоустойчивость», «морально-психологическая устойчивость», «эмоционально-волевая устойчивость», «психофизиологическая устойчивость», «профессионально-психологическая устойчивость» и др.

      На современном этапе развития психологического знания о содержании стрессоустойчивости личности присутствуют различные точки зрения. Так ряд авторов рассматривают данный феномен (качество, черта, свойство) в основном с функциональных позиций, как характерис­тика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, как способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях. В работах других ученых прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчи­вости. Эта особенность проявляется в рассмотрении стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятель­ности (успешность-неуспешность) и как характеристики, обеспечивающей гомеостаз личности как системы, что позволяет рассматривать стрессоустойчивость как показатель деятельностный и личностный.

      В структуре стрессоустойчивости личности психологи выделяют эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операциональный и другие компоненты. Причем все компоненты стрессоустойчивости, как и психической устойчивости находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация невыраженности одних за счет большей развитости других.

      Банников В.В. Влияние социально-психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: дис. . канд. психол. наук: М., 2003. С. 156.

      Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. С. 352.

      Гурьянов Ю.Н. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России. Учебное пособие в 2-х частях. — М.: Академия ФПС России, 2001. С. 470.

      Ли Канг Хи Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека.: Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М.: РГСУ, 2005. С. 26.

      Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: На примере юридического Вуза. дис. …канд. психол. наук: Екатеринбург , 2004. С. 158.

      Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии – 1997 — № 1.
      moluch.ru