Стресс менеджмент кратко

Стресс менеджмент как часть менеджмента организации

СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ЧАСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал «Справочник по управлению персоналом» № 2 за 2009 год

Реакция на стресс, повышенное нервное напряжение, – это ответ человеческого организма на любое предъявленное ему внешней средой требование. По мнению основоположника теории стресса Ганса Селье, это «адаптация к возникшей трудности, какой бы она ни была». Важно направить стрессовую реакцию в безопасное русло. Данную задачу и решает стресс-менеджмент.

Стресс под контролем

Концепция стресс-менеджмента предполагает обучение сотрудников компании:

— навыкам диагностики стрессовых ситуаций (следует заметить – в индивидуальном порядке, поскольку реакции людей на стресс сильно разнятся);

— приемам смягчения негативных воздействий с учетом собственных «слабых мест»;

— способам максимально быстрой и эффективной нейтрализации закономерных, с точки зрения физиологии, реакций человеческого организма на изменения внешней среды.

Стресс-менеджмент связан с такими видами управления, как менеджмент внутрифирменных коммуникаций, риск-менеджмент, конфликт-менеджмент, поскольку они оказывают стрессовое влияние на весь коллектив компании или некоторых сотрудников. Но в большинстве случаев реакция (то есть всевозможные мероприятия по стресс-менеджменту) на упомянутое стрессовое влияние чаще всего носит спонтанный характер, и задачи решаются исключительно тактические, что в корне противоречит концепции управления стрессом.

Управление стрессом включает следующие меры:

— признание (в том числе, и на высшем управленческом уровне) того факта, что на сотрудников оказывается воздействие, которое может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье, а значит, и на делах предприятия;

— создание разветвленной системы мер, направленных на ослабление и профилактику, как самого воздействия, так и его возможных последствий.

Стресс-менеджмент в России все еще находится на этапе становления. До разразившегося осенью 2008 г. кризиса управление стрессом заключалось в следующем: проводились специальные тренинги; в «социальный» бюджет закладывались немалые средства для того, чтобы сотрудники имели возможность поддерживать свое физическое здоровье, например, посещать бассейн или тренажерный зал. Во многих организациях серьезно, не «для галочки», проводились кампании по борьбе с курением, занятия с приглашенным специалистом по йоге или консультации психолога. Медицинское страхование персонала стало настолько привычным, что воспринималось как норма, а его отсутствие – напротив, как недоработка руководства.

Кризис все изменил. Грустная закономерность: в сложной и нестабильной ситуации экономить приходится в первую очередь на обучении и «социалке». Это никому не нравится, но иных вариантов немного. Другая сторона медали – именно в условиях кризиса мероприятия по стресс-менеджменту особенно своевременны и дают максимальный эффект, повышая не только сопротивляемость сотрудников стрессовой нагрузке, но и уровень их лояльности к компании и руководству. Как это происходит?

На данный момент практически в любой профессиональной деятельности, а особенно в так называемых «квалифицированных видах труда», наиболее типичны и распространены следующие причины стресса:

Дефицит времени и высокая ответственность вкупе с боязнью совершить ошибку.

Неясные перспективы профессионального роста и развития карьеры, кризисы ее завершения.

Социальная значимость, престиж профессии и стремление к ее соответствию внутренним запросам личности.

Напряженный психологический климат в организации, рабочей группе.

Изменение характера информационных нагрузок как следствие внедрения в компании IT-технологий.

Деперсонализация профессиональных контактов.

Проблема распределения времени.

Анализ этого внушительного списка приводит к выводу о том, что избежать столкновения, как минимум, с половиной из перечисленных в нем стрессоров невозможно в принципе, а некоторые из них (например, пункты 1, 2, 4) вследствие кризиса приобрели чрезвычайно высокую актуальность.

Защита от стресса

Классические способы борьбы со стрессом в профессиональной деятельности: реорганизация трудового процесса, специальные тренировки, питание, фармакотерапия, функциональная музыка, средства мультимедиа, методы психологической саморегуляции состояний. До кризиса частично они использовались в нашей стране, но, увы, «в народ» так и не пошли. Более простые средства, почти не требующие материальных затрат, тоже, как ни странно, пока используются довольно редко. Рассмотрим на примерах.

Пример 1, докризисный. Несколько лет назад руководство очень уважаемого банка решило серьезно заняться стресс-менеджментом. Было приобретено дорогостоящее оборудование, обустроена специальная комната релаксации для сотрудников: огромный аквариум с тропическими рыбками, несколько массажных кресел, «сухой бассейн», наполненный разноцветными шариками из мягкого пластика, мерцающие огоньки, пятьдесят ароматов эфирных масел, расслабляющая музыка, зимний сад. Потратив большие деньги на интерьер, руководители забыли о главном – объяснить сотрудникам, для чего все это создано. Поэтому сначала в релаксационную комнату ходили на экскурсии, потом стали использовать как «курилку», обсуждая в ней профессиональные вопросы. Когда были сломаны два массажных кресла, а кто-то покормил рыбок бутербродом с колбасой, комнату заперли на замок. С тех пор чтобы пойти «побороться со стрессом», приходилось писать заявление и собирать три подписи.

Что показательно: те немногие, кто использовал комнату релаксации по ее прямому назначению – в течение 10–15 минут отдохнуть и восстановить силы, начальниками отделов воспринимались как лентяи, подыскивающие повод увильнуть от работы. Высшее руководство было раздосадовано тем, что подчиненные не оценили заботу. А ведь надо было лишь, во-первых, рассказать сотрудникам о том, зачем нужна комната релаксации и как ею пользоваться, и, во-вторых, объяснить начальникам отделов, что задачи, которые с ее помощью решаются, – суть стратегические, поскольку «здоровый и уравновешенный работник – эффективен и мотивирован». Просто? Куда же проще! Но вот, не предусмотрели мелочей, а в результате пострадали как люди, которые утратили возможность быстрого восполнения сил, так и сама идея стресс-менеджмента, оказавшаяся в этом банке изрядно скомпрометированной.

Пример 2, «кризисный». Та же компания, те же руководители, куда более напряженная обстановка – ведь банковская сфера первой испытала на себе воздействие кризиса. И принципиально иной подход руководства к стресс-менеджменту. Что же было сделано?

Сначала директора, разумеется, с помощью сотрудников HR-отдела, трезво оценили текущую ситуацию и определили, с какими стрессорами предстоит бороться. Общая картина не радовала: витали слухи о том, что «всех уволят» и «всем сократят зарплату в два раза», психологический климат заметно ухудшился, стало гораздо больше конфликтов, упала трудовая дисциплина. Люди начали чаще болеть, но на работу все равно приходили – чтобы не раздражать руководство. В приватных беседах сотрудники жаловались друг другу: «почва уходит из-под ног, и непонятно, что нас ждет впереди». Следовательно, главными стрессорами стали два фактора: недостаток информации и проистекающее из него чувство потери стабильности, а именно она, напомним, в классической пирамиде Маслоу относится к базовым потребностям человека и подлежит удовлетворению в первую очередь.

Приняли план антистрессовых мероприятий. Понятное дело, одной комнаты релаксации уже было мало – даже если не собирать все подписи для ее посещения, требовались иные меры, впрочем, куда более простые и менее затратные. Сотрудников проинформировали о положении дел в банке и его перспективах на ближайшие четыре месяца. Сообщение было структурировано так:

— признание руководством проблем;

— рассказ о мерах, в том числе и непопулярных, которые были и будут приняты, с объяснением причин (но не оправданием), по которым пришлось на них пойти;

— обозначение минимального срока действия некоторых мер (например, сокращение бюджета на «социалку») – чтобы у сотрудников не возникло ощущения, что это навсегда.

Это если и не успокоило людей полностью, то, по крайней мере, снизило психологическое напряжение. Заметно изменился психологический климат в организации.

Кстати, тогда же руководство вновь открыло комнату релаксации для свободного доступа – но уже учтя предыдущие ошибки и попросив сотрудников HR-отдела довести до всеобщего сведения как смысл релаксации в специальном помещении, так и правила пользования инвентарем. Сейчас комната стала популярной. Кроме того, банк заключил договор на абонентское обслуживание с центром психологической помощи, и теперь сотрудники могут проконсультироваться с квалифицированным психологом, оплачивая при этом 50% стоимости его услуг. И это обходится банку в куда меньшую сумму, чем оплата посещения персоналом фитнес-центра, от которой пришлось отказаться в целях экономии.

Кризис – в помощь

Кризис и его последствия еще долго будут влиять на российскую экономику. И что же делать отечественным компаниям в ситуации, когда бюджета на стресс-менеджмент практически нет, а необходимость в антистрессовых мероприятиях колоссальна? Выходом могут быть следующие меры:

Приложить максимум усилий для того, чтобы хотя бы частично нейтрализовать воздействие неизбежно сопутствующего кризису стрессора: страха за будущее. Полностью побороть его вряд ли удастся, но даже незначительное уменьшение скажется на общей атмосфере в компании. Свято место пусто не бывает – если у людей нет сколько-нибудь правдивой (или даже правдоподобной) информации, они придумают свою, поверят в нее и найдут в ней обоснование всему: и опозданиям, и низкому качеству работы, и конфликтам с коллегами. Поэтому информационный вакуум следует устранить – и лучше всего это получится у HR-службы.

Весьма желательно установить, какие именно стрессоры, кроме присущих кризисной ситуации, чаще всего возникают в конкретной компании. Некоторые из них довольно легко нейтрализуются путем обучения персонала (конечно, в кризис бюджет на развитие сокращается, но совсем обучение, скорее всего, не остановится). И вовсе не обязательно проводить тренинг или семинар по тематике стресс-менеджмента. Одна из распространенных ошибок – считать, что тренинг «управление стрессом» поможет победить накопившиеся за долгий срок проблемы, помноженные на «проверку кризисом».

При патологической нехватке времени поможет курс по тайм-менеджменту. Давление тяжкого груза ответственности на «топов» снимается тренировкой навыка делегирования полномочий на курсах вроде «Эффективный менеджмент» или «Базовые управленческие навыки». Несовершенство профессионального взаимодействия преодолевается на занятиях по развитию коммуникативной компетентности. Прочие же вопросы, требующие только индивидуального подхода – решаются HR-политикой, одним обучением обойтись сложно.

Так, информационные нагрузки, непомерно возросшие вследствие внедрения новых технологий (или увольнения части сотрудников с последующим распределением объема их работы между оставшимися), нередко появляются не как логичное продолжение кризиса, а просто потому, что люди не были подготовлены к грядущим изменениям, и им не дали времени к ним привыкнуть. Неважный психологический климат в компании может быть связан с нехваткой мероприятий по командообразованию (от грамотно организованного корпоративного праздника до свежего анекдота на внутреннем сайте). Решению личных проблем кого-либо из сотрудников поможет «разговор по душам», «подарок» в виде двух дней отпуска. Даже если совсем нет возможности материальной поддержки, вовремя побеседовать с человеком – значит, применить технологию управления стрессом. В конечном счете, это одна из обязанностей специалистов отдела персонала, хотя у них часто не только не хватает времени на нее, но и нет даже уверенности в том, что она нужна.

HR-менеджерам почти всегда приходится доказывать и руководителям, и коллегам из других отделов, что идея управления стрессами имеет право на существование, а также обосновывать его значимость для компании. Убедить в необходимости стресс-менеджмента сложно, потому что непонятно, как оценить эффект, – разве что по уменьшению жалоб клиентов или сокращению поломок оргтехники. Или по тому, что сотрудники стали меньше конфликтовать. Или, еще туманнее, – по позитивным изменениям психологического климата… Субъективный критерий можно выбрать самостоятельно, – стопроцентно объективного, к сожалению, нет. И кризис (не было бы счастья, да несчастье помогло) может прийти на помощь HR-специалистам. Ведь в условиях экономического спада именно трудовые усилия персонала компании приобретают решающее значение для удержания бизнеса на плаву. А их качество нельзя обеспечить репрессивными мерами: человек в ситуации нестабильности крепче держится за свою работу, но это совсем не означает, что он лучше ее выполняет. Значит, чтобы обеспечить нужный уровень эффективности, надо людям помочь:

works.doklad.ru

Стресс-менеджмент для учащихся и студентов

Автор Татьяна в 13/06/2016 . Опубликовано Психология здоровья

Сейчас пора экзаменов, многие школьники и студенты переживают не лучшее время — все, кто полгода откладывал учебу на мифическое «завтра» (любимое слово испанцев, кстати), теперь вынуждены выкладываться по полной.
Столь интенсивные нагрузки изматывают, поэтому самое время узнать, как можно (легально, естественно!) расслабиться и восстановить потраченные нервы.

  • Спать. Бессонные ночи в обычное время полны веселья, тогда как необходимость бодрствовать ночью во время сессии приносит лишь разочарование. Плюс, сказывается на производительности и когнитивных способностях. Поэтому при любом удобном случае рекомендуем ложиться спать. Подремав даже пятнадцать минут, вы взбодритесь и почувствуете прилив сил.
  • Визуализировать. Это легко, эффективно и просто приятно. Просто включите ваше воображение и направляйте его в нужное русло: можно представлять что-то приятное, чтобы снять стресс, а можно занять его чем-то более практичным, например, репетировать презентацию или защиту диплома.
  • Тренироваться. Один из самых эффективных способов выпустить пар — пойти на тренировку. Бег, катание на велосипеде, йога или занятия в качалке не только сделают вас сильнее (и умнее, это научно доказано!), но и позволят освободить сознание для того, что вам сейчас нужнее всего. Хотите — поразмышляйте, помечтайте о близком человеке, хотите — продумайте ответ на экзаменационный вопрос или порешайте сложную задачу, пока работает ваше тело.
  • Дышать. Возможно, самый быстрый способ остыть, успокоиться и очистить свой разум от лишнего — дыхательные упражнения. Вовсе не обязательно учить что-то специально, просто, почувствовав волнение, постарайтесь глубоко и медленно подышать.
  • Играть мускулами. Прогрессивная мышечная релаксация — интересная техника, которая появилась сравнительно недавно. Если кратко, то для того чтобы избавиться от стресса, нужно напрягать и расслаблять мышцы — делать это можно как непосредственно в момент воздействия стресса, так и в любое удобное время, например, перед сном.
  • Слушать музыку. Это даже не обсуждается: музыка способна оказывать благотворное влияние на наше психическое состояние. Расслабиться и уснуть, взбодриться и зарядиться энергией на целый день… да даже просто с удовольствием провести время — и то полезно для учебы!
  • Поддерживать порядок. Беспорядок очень на самом деле очень мешает (если вы, конечно, не неимоверно творческая личность) и сказывается на производительности. Прежде чем сесть за зубрежку, разберите стол, вставая из-за него, убирайте все, что вам в ближайшее время не понадобится. Так вы избавитесь от всего, что может вас отвлечь.
  • Правильно питаться. Многие знают, но никто не пользуется тем, что нам дает сама природа: еду, способную поднять настроение и помочь бороться со стрессом. Сюда можно отнести как полезную, так и вкусную пищу. С последней только, главное, не перестараться!
  • Позитивно мыслить. Вы знали о том, что оптимисты априори получают больше благоприятных возможностей, потому что просто настроены на то, чтобы их замечать! Привычка мыслить позитивно благоприятным образом сказывается на здоровье, отношениях с другими людьми и даже способна обусловить успех.
  • aboutyourself.ru

    Портал «Экономистъ» — Ваш успех в учебе и работе!

    Менеджмент

    Стресс — обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

    Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 11.8).

    Физиологические признаки стресса-язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

    Потребности в окружающей среде

    Поведение (реакции на потребности)

    Н Эффективные I реакции I

    Неадекватные I ситуации I 1 I

    Физиологические I реакции 1

    Причины стресса. Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс; который мы поддерживаем в своем окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

    Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

    Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса (рис. 11.9).

    По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

    Рис. 11.9. Типичные симптомы стресса

    Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса* принесет пользу как ему, так и организации.

    Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

    Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 11.10).

    Организационные факторы. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

    Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда ра-

    ботник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства — с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения. Факторы, вызывающие стресс

    1 . Перегрузка 2. Конфликт ролей 3. Неопределенность ролей 4. Неинтересная работа

    1 . Уход на пенсию 2. Свадьба (развод) 3. Привлечение по суду 4. Увольнение с работы 5. Наказание (выговор) 6. Смерть близкого 7. Переход на другую работу 8. Потеря вложенных в банк средств и т.п.

    Рис. 11.10. Основные причины стресса

    Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

    Неинтересная работа — четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

    В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

    Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и могут привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

    Однако следует отметить, что и положительные жизненные события, как и отрицательные, например свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., мргут вызвать такой же или даже больший стресс. 292

    Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

    1) оценивать способности, потребности и склонности Ваших работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы;

    2) разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания.

    3) четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;

    4) использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;

    5) обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

    6) выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

    1. Совещание у директора фирмы «Атлант». Подводились акты работы за I квартал текущего года. Ситуация на рынке холодильников изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереализованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора И.И.Петрова. В свою очередь И.И.Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холодильников и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. В.П.Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит. Возник конфликт.

    2. Определите природу и тип известного Вам конфликта (причины, объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конфликтом.

    3. Обсудите с коллегой ярко запомнившийся Вам конфликт. Оцените правильность Вашего поведения по разрешению конфликта. Посмотрите на себя со стороны. Какие ошибки на пути преодоления конфликта совершил Ваш оппонент?

    Вопросы для повторения

    1. Что такое конфликт? Что лежит в его основе?

    2. Определите возможные последствия функционального конфликта.

    3. Выявите роль дисфункциональных конфликтов.

    4. Какие типы конфликтов Вам известны? Дайте их характеристику. Вспомните один или несколько из четырех типов конфликтов из Вашей жизни.

    5. Назовите и поясните основные причины конфликтов.

    6. Опишите пять основных стилей отношений между людьми, используемые для разрешения конфликта.

    7. Назовите и поясните четыре фазы развития конфликта.

    8. Как Вы понимаете стресс?

    9. Представьте и поясните модель стрессовой реакции.

    10. Назовите причины стресса.

    1. Бородин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. М, 1989.

    2. Вишнякова Н.Ф. Конфликт — это творчество. Мн., 1994.

    3. Зигерт В., Ленг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

    4. Лукьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Мн., 1989.

    5. МесконМ.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

    6. Селье Т. Стресс без дистресса /Пер. с англ. М., 1982.

    7. Храмов О. В. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций. Л., 1989.

    8. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, конфликты. Казань, 1992.

    9. Кремень М.А. Управление коллективом. М., 1997.

    finlit.online

    Стресс-менеджмент в педагогической деятельности

    Стресс-менеджмент — это не просто модное словосочетание. Управление стрессом — это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Работа без стресса невозможна, даже самый дружелюбный коллектив и самая спокойная должность не гарантируют полного избавления от стрессоров. Поэтому необходимо осознанное управление стрессом. На эффективность педагогической деятельности при переходе на новые образовательные стандарты большое влияние будет оказывать определенный уровень развития данной профессиональной компетенции у педагога. В качестве характеристики ее уровней можно рассмотреть, например, уровни, предложенные О. Беловой «Компетенция стресс-менеджмент и уровни ее проявления».

    1 уровень. Эффективно работает в ситуации с низким уровнем стресса, способен поддерживать концентрацию в течение ограниченного периода напряженности, ищет баланс между обязанностями на работе и обязанностями в личной жизни.

    2 уровень. Приспосабливается к непродолжительным сильным стрессовым ситуациям, сохраняет самообладание, в ситуации короткого, но интенсивного стресса, осознает личные стрессоры и предпринимает действия для того, чтобы ограничить их влияние, контролирует возможные проблемы и стрессы (например, не слишком остро реагирует на то, что говорят другие, и т.д.).

    3 уровень. Адаптируется к длительным стрессовым ситуациям, эффективно противостоит длительным стрессам, изменяя методы работы. Способен принимать эффективные решения в стрессовой ситуации.

    4 уровень. Использует стратегии управления стрессом, развивает и применяет стратегии совладания со стрессом (например, физические упражнения, массаж, курсы стресс-менеджмента). Признает необходимость регулировать степень рабочей нагрузки, участвует в разработке процедур, способствующих понижению уровня стресса, без снижения производительности.

    5 уровень. Помогает другим управлять стрессом. Демонстрирует поведение, которое помогает другим оставаться спокойными, но сосредоточенными и энергичными в течение всего периода стресса. Использует свой личный опыт для того, чтобы помогать другим распознавать и совладать со стрессом. Ищет способы совладания со стрессом или снижения напряжения.

    Зачастую незнание основных признаков стресса приводит к ухудшению самочувствия педагога, что непременно оказывает негативное влияние на педагогический процесс. Педагоги, не знающие методики стресс-менеджмента, более подвержены синдрому «профессионального выгорания», которое может затронуть не одного учителя, а весь педагогический коллектив, так как известны случаи, когда «выгорали» целые отделы. Для того чтобы справиться со стрессовой ситуацией и избежать возможные последствия ее воздействия, необходимо целенаправленно и осознанно подойти к управлению стрессом. И для формирования профессиональной компетентности в области стресс-менеджмента нужно освоить методику управления стрессом. Управление стрессом в профессиональной деятельности делится на два уровня: стресс-менеджмент на уровне организации и стресс-менеджмент на уровне отдельных сотрудников. Эти два аспекта тесно связаны. С одной стороны, педагог не может самостоятельно преодолеть стресс, если в учебном заведении не созданы условия для этого. С другой стороны, созданные руководством условия не помогут работникам бороться со стрессом, если они сами не желают этого делать.

    Стресс-менеджмент на уровне организации включает в себя такие меры:

    — создание благоприятного организационного климата;

    — налаженная система обратной связи;

    — участие сотрудников в процессе принятие решений;

    — командные и проектные формы организации труда;

    — четкое определение должностных обязанностей и границ личной ответственности;

    — равномерное распределение рабочей нагрузки;

    — социальная поддержка персонала;

    — специальные программы управления стрессами.

    Индивидуальный стресс-менеджмент включает в себя два основных направления: релаксацию и модификацию поведения.

    Базовая техника релаксации была разработана еще в начале прошлого века. Она состояла в последовательной концентрации на различных частях тела, попеременном расслаблении и напряжении мышц. От пациентов требовалось сосредоточить свое внимание на ощущениях, возникающих при расслаблении, что помогало постепенно достичь все более полной релаксации. Конечно, за сто с лишним лет эти базовые техники успели усовершенствоваться, и сейчас релаксация объединяет в себе подходы медитации и аутотренинга.

    Модификация поведения особенно необходима педагогам, отличающимся повышенной активностью, чрезмерной напористостью и живущим с постоянным ощущением цейтнота. Модификация поведения заключается в замене негативной эмоциональной реакции, связанной со стрессовой ситуацией, на позитивную.

    Индивидуальный стресс-менеджмент зависит от личных качеств педагогов — на то он и индивидуальный. Существует такое понятие, как индивидуальный временной предел стресса. Некоторым нипочем даже длительные значительные перегрузки, такие работники достаточно легко адаптируются к стрессу, не теряя работоспособности. Кому-то достаточно даже небольшой перегрузки, чтобы почувствовать себя полностью выбитым из колеи. А есть категория педагогов, которых стресс мобилизует — только в стрессовой ситуации они способны работать с полной отдачей.

    Для преодоления стресса крайне необходимо желание самих сотрудников научиться справляться со стрессовыми ситуациями. Таким образом, управление стрессом должно включать в себя следующие действия:

    • совершенствование навыков и самообразование;
    • обязательные перерывы для отдыха;
    • постоянное обновление материала для урока и совершенствование технологий обучения;
    • во всех ситуациях находить положительные моменты;
    • представление положительного результата исхода событий.

    Напряжение — основная причина формирования стресса, поэтому основным средством по профилактике неблагоприятных функциональных состояний является применение методики стресс-менеджмента, а именно саморегуляции, рефлексии и восстановления. Именно использование методики стресс-менеджмента поможет сохранить психологическое здоровье учителя, в том числе молодого специалиста и предотвратит «профессиональное выгорание». Так как деятельность учителя непосредственная связана со стрессом, то длительное воздействие способствует формированию такой реакции как синдром «профессионального (эмоционального) выгорания». Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это специфическая реакция организма, которая возникает из-за длительного воздействия на организм учителя профессионального стресса средней интенсивности. В целом, это определенный механизм, выработанный личностью, для полного или частичного блокирования эмоций в ответ на травмирующий фактор. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях в коллективе. Зачастую в литературе понятия «эмоциональное выгорание» отождествляют с понятием «профессиональное выгорание», так как во втором понятии можно уже говорить о личной деформации под влиянием профессионального стресса. Возникновение стресса в профессиональной деятельности формируется под влиянием несоответствия между личностью и теми требованиями, которые к ней предъявляются. Однако нельзя говорить о том, что воздействие стрессора обязательно приведет к «выгоранию», возможны ситуации, когда рабочие условия являются причиной хронической усталости, которая довольно часто сопутствует «выгоранию».

    multiurok.ru