Стресс на работе менеджера

TeamManagers

Человек, постоянно работающий с людьми, часто подвергается стрессам на рабочем месте. Все люди разные, и у всех разное мировоззрение и отношение к жизни, а, следовательно и к работе. Стрессовые ситуации случаются на рабочем месте практически каждый день, частота этих ситуаций зависит от количества сотрудников. Как говорилось выше стрессовые ситуации состоят из множества факторов. Менеджеру по работе с персоналом в первую очередь нужно быть стрессоустойчивым человеком, выбрать наиболее подходящий стиль управления, как для себя, так и для существующего персонала.

Стрессовая ситуация начинается уже с собеседования, именно во время беседы можно получить много информации о человеке нанимающемся на работу. Собеседование — это стресс для обеих сторон, принимающих в нем участие, основной задачей менеджера является отследить насколько человек подвержен стрессу, и может ли он с ним бороться.

Работа человека занимает большую часть его жизни, поэтому основные эмоции, как положительные, так и отрицательные, сотрудники иногда проявляют именно на рабочем месте, основная задача менеджера грамотно выходить из таких ситуации с наименьшими потерями. Недовольство сотрудников может иметь очень большое количество причин, таких как:

1. Заработная плата;

2. Продолжительность рабочего дня, график работы;

. Невостребованность в коллективе;

. Отсутствие творчества в работе.

Все эти недовольства в итоге могут вылиться в стрессовую ситуацию. Главной задачей менеджера по управлению персоналом создать комфортную психологическую обстановку в коллективе, проводить собрания, где каждый сотрудник может выразить свои недовольства, по итогам которого можно проводить мероприятия по снижению возникновения стрессовых ситуаций в коллективе.

Способы управления стрессовыми ситуациями

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе. В примере шкалы оценок социальной адаптации обсуждается вопрос о том, как руководители могут помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.

Меню сайта

Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.

Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.

Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.

Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.

Сущность менеджмента. Основы организационного развития.

www.teammanagers.ru

Причины стрессовых ситуаций

Причины стресса

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивидуума.

Организационные факторы. Широко распространенной, понятной причиной стресса в организациях являются перегрузка или, напротив, слишком малая рабочая нагрузка — задание, которое следует завершить за конкретный период времени. По словам доктора Альбрехта: «Работнику просто получили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период. В этом случае обычно возникают беспокойства, фрустрация, а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно невозможным».

Вторым фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но когда его видят, разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забыл заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например, директор завода может требовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

Третий фактор — это неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник неуверен в том, что от него ожидают. В отличии от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать.

Четвертый фактор — неинтересная работа. Обследования 2000 рабочих-мужчин 23 профессий показало, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако, как было показано далее, взгляды на понятие «интересная работа» у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересным или скучным для других.

В дополнение к этим фактором стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Исследования также показали, что неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования друг к другу тоже могут вызвать стресс.

Личностные факторы. Работа представляет собой основной аспект жизни большинства людей, но, несомненно, каждый участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженным результатам работы. В таблице представлена шкала, где отмечено относительное значение стресса, вызванного широко распространенными жизненными событиями. Томас Холмс и Ричард Раэ, разработавшие эту шкалу, пришли к выводу, что люди, набравшие более 300 баллов, почти на 80% подвержены риску испытать чрезмерный физиологический или психологический стресс. Следует отметить, что положительные жизненные события, например повышение по службе или значительное увеличение дохода, могут вызвать такой же стресс, как и отрицательные, или даже больший.

studbooks.net

Стресс на работе менеджера

Стрессоры в работе менеджера

К причинам стресса можно отнести множество факторов, которые условно можно разбить на две группы: организационные стрессоры и личностные. Рассмотрим подробнее обе группы.

Организационные стрессоры.

1 Перегрузка или недостаточная рабочая нагрузка

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения, приближающейся катастрофы), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно ощущает фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и чувствует себя явно невознагражденным.

2 Конфликт ролей

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования, а также в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

3 Неопределенность ролей

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования будут не столько противоречивыми, сколько уклончивыми и неопределенными. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства: что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4 Неинтересная работа

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

В отдельную подгруппу организационных стрессоров необходимо вынести специфические стрессоры, связанные со спецификой труда менеджера. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей.

Во-первых, любого руководителя время от времени охватывает чувство профессиональной несостоятельности.

Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой.

В-третьих, для управленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия. Руководитель время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческие потенции.

В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при не возможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями.

Успешно конкурируют со стрессом на работе так называемые личностные стрессоры (внеслужебные стрессоры). К ним обычно относят следующие:

1 Стресс, вызванный супругом. Возникает, главным образом, в результате столкновения либо темпераментов, либо интересов (нежелание помогать по дому, задержки на работе, ревность, разные взгляды на жизнь, супружеская измена и др.).

2 Стресс, вызванный детьми. Проблема отцов и детей стара, как этот мир, и тем не менее дает о себе знать. Руководитель замечает, что дети делают все совершенно не так, «как надо», забывая, что в свое время он поступал точно так же. Он пытается их «учить жизни», старается передать им свой жизненный опыт. Однако с горечью понимает, что дети больше учатся не у него, а у жизни как таковой. Почему-то им больше нравится учиться на своих ошибках.

3 Стресс, вызванный родителями и родственниками. Здесь та же проблема отцов и детей, однако взгляд уже с другой стороны. Руководитель не может понять, почему он — человек, влияющий на судьбы нескольких сотен людей, все еще остается сыном или дочерью, которых можно продолжать воспитывать. Если это сопряжено с какой-либо формой зависимости, то стрессовые состояния обеспечены наверняка.

4 Стресс, вызванный домашней обстановкой. Главное при этом, что у руководителя слишком большое количество домашних обязанностей и слишком малое время для их исполнения.

5 Стресс, вызванный давлением окружающей среды на семью. Здесь и шумные соседи, и финансовые проблемы, связанные с уплатой по домашним счетам, и возникающие время от времени бытовые проблемы и т.д.

Стресс в профессиональной деятельности менеджера

Можно сказать, что стресс в профессиональной деятельности менеджера – одна из ее отличительных особенностей. Причины, его вызывающие, – стрессоры сами по себе достаточно разнообразны, но все-таки к числу наиболее характерных из них обычно относят:

повышенную ответственность за качество работы подчиненных и результаты деятельности организации в целом;

высокие требования к надежности (безошибочности) собственной деятельности;

– большой объем работы и связанные с ним перегрузки;

необходимость принимать слишком много решений;

– необходимость работать быстро и подчас в условиях дефицита времени;

взаимоотношения на работе (с вышестоящим руководством, подчиненными, клиентами);

перспективу ухода (в том числе преждевременного) на пенсию и др.

Среди профессионально важных качеств, с ориентацией на которые осуществляется психологический отбор менеджеров, есть и явно несущие на себе стрессовую нагрузку. Это стремление увеличить круг своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня; умение находить необходимые решения в условиях большой степени риска; способность принимать жесткие, непопулярные, но оправданные в конкретной ситуации решения.

Проблема стресса становится особенно серьезной для менеджера, если ему присущ так называемый личностный стиль поведения по типу А. Установлено, что личности типа А с большой долей вероятности подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям в силу свойственных им особенностей поведения. Они отличаются настойчивой устремленностью к успеху, конкурентностью, эгоцетризмом, стремлением все делать в ускоренном темпе по принципу «время не ждет» (которого им, как правило, не хватает на осуществление всего намеченного), постоянным напряжением, высокой работоспособностью.

Таким образом, стрессоустойчивость менеджера является одним из определяющих факторов в обеспечении его здоровья. Ее формирование представляет собой важную практическую задачу, которая не имеет однозначного решения и требует принять во внимание ряд аспектов.

Немалые ресурсы в противодействии стрессу связаны с качеством профессиональной подготовки менеджера. Чем она более обстоятельна и систематична, тем больше у менеджера возможностей справиться в своей деятельности с нестандартными ситуациями. Еще одну, уже достаточно апробированную, возможность в этом плане дает общая физическая подготовка, которой следует уделять постоянное внимание. Не последнюю роль играет организация питания, а в случае необходимости и соблюдение специальной диеты. Признание заслуг со стороны непосредственного руководства, уважение сотрудников, авторитет в глазах подчиненных – все это тоже существенно помогает менеджеру преодолевать испытания стрессом. Противодействие ему станет намного успешнее, если менеджер будет придерживаться в организации своей деловой и личной жизни следующих рекомендаций:

Уметь распоряжаться собственным временем. Надо найти в этом вопросе правильный подход и проявлять настойчивость в его реализации.

Отделять существенное от второстепенного. Не пытаться браться за все. Следует оставлять время только на самое важное дело с точки зрения конечных целей.

Поддерживать и развивать контакты, наиболее важные для основной работы.

Не забывать, что главная ответственность за успешность профессиональной карьеры лежит на самом человеке.

Не замыкаться в себе и помнить, что немало полезного для своей работы можно получить от активного общения с окружающей средой (руководством, коллегами, сотрудниками, друзьями).

Уметь вознаграждать себя за хорошие достижения в работе. Причем вознаграждение далеко не всегда должно выражаться в денежном поощрении (можно отметить свой успех в кругу друзей, приобрести какую-то ценную для себя книгу, отправиться в туристический поход, путешествие и т.д.).

• Надо заботиться о поддержании в себе душевной бодрости и положительного отношения к своей работе (не «застревать» на ошибках, неудачах).

Активно развивать и укреплять свои сильные стороны, терпеливо исправляя недостатки.

Не жалеть сил на создание крепкой семьи. Крепкая семья – одно из главных условий достижения деловых успехов.

Оберегать и поддерживать отношения с друзьями. На этом не следует экономить время.

Особый смысл для менеджера содержится в рекомендации даже самым любимым делом не заниматься в ущерб собственному здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. В пользу этого положения высказывались неоднократно врачи, ученые и даже крупнейшие философы мира. Жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было (богатства, карьеры, науки, славы, преходящих наслаждений) есть величайшее, по словам А. Шопенгауэра, безумие. Напротив, считает философ, всем другим следует поступиться ради здоровья. Такого же взгляда придерживается и Г. Спенсер: работа, доводящая до потери здоровья и укорачивающая жизнь, достойна не похвалы, а порицания.

Поддержание психического здоровья в процессе профессиональной деятельности, связанной с влиянием стрессовых факторов, предполагает умение менеджера пользоваться приемами психического самоуправления (саморегулирования), т.е. осуществлять сознательные воздействия на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования). В репертуаре современных техник психической саморегуляции, применяемых для формирования стрессоустойчивости менеджеров, поддержания их психического здоровья, едва ли не основная часть методических приемов и процедур так или иначе берет свое начало в индийской системе йоги, созданной усилиями не одного поколения людей. К йоге можно отнести различные модификации аутогенной тренировки, метод биологической обратной связи, техники медитации, дыхательные упражнения и т.д. Сегодня йога представляет собой детально разработанную систему всестороннего физического развития человека, сохранения его здоровья. Одной из основных ее целей является гармонизация физического, психического и духовного начал в человеке. Стабильность личности, ее психическое равновесие йога трактует как важнейшие условия здоровой жизни. Самоконтролю и самообладанию, т.е. тем свойствам личности, без которых немыслим психологический портрет менеджера нашего времени, йога отводит особую роль. Систематически и правильно организованные тренировки дисциплинируют проявления эмоциональной сферы, делают ее более устойчивой, подчиненной сознательному контролю и управлению.

В последние годы, прежде всего на Западе, получили распространение различного рода программы, семинары, тренинги, целью которых является обучение работников, в том числе и менеджеров, приемам управления стрессом, предупреждения тревожных состояний и психического напряжения, обеспечения психического здоровья. В частности, в них активно применяются релаксационные методики, способствующие нормализации кровяного давления, снижению вероятности сердечных приступов, обеспечивающие защиту от воздействия стресса на здоровье в целом. Как средство эффективного совладания со стрессом используются также приемы медитации, к возможностям которой западная медицина обратилась только в начале 70-х годов нынешнего века. Применяется также и метод биологической обратной связи (или, как его еще называют, метод адаптивного биоуправления), позволяющий сделать обычно не ощущаемые и, следовательно, не осознаваемые процессы в организме ощущаемыми, доступными осознанному самоконтролю и произвольному воздействию на них.

Как показывает практика, хорошо справляется со стрессом менеджер, который владеет техникой расслабляющих упражнений, позволяющих дать отдых телу и уму от физических и психических нагрузок.* В качестве метода расслабления широкую известность и распространение получила аутогенная тренировка (AT). Под AT принято понимать систему приемов психического самовоздействия, овладение которыми делает возможным управление некоторыми вегетативными функциями и психическими процессами. В основе AT лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на ряд процессов, происходящих в организме, в том числе не поддающихся в обычных условиях контролю со стороны сознания. Однако эффект от занятий AT не ограничивается только развитием способности расслабления и произвольной саморегуляции некоторых исходно непроизвольных вегетативных функций. Важно, что AT таит в себе возможности совершенствования личности в целом, развития психических процессов (например, мышления, воли, внимания и др.) и овладения навыками самообладания, стрессоустойчивости. Ключевая роль в успешном освоении метода AT принадлежит самоконтролю, который сопровождает процесс развития релаксационного состояния.

* Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

studopedia.org

Стресс в работе менеджера

1 СТРЕСС В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА 5

1.1 Понятие, причины и источники стресса 5

1.2 Управление и профилактика стресса 14

2 КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Актуальность выбранной темы состоит в том, что на каждом предприятии возникают конфликтные ситуации, а вслед за конфликтами возникает стресс. И что бы правильно противостоять стрессу нужно в первую очередь знать, как правильно преодолевать и заблаговременно к нему готовиться. А также как вести себя в уже наступившей стрессовой и конфликтной ситуации.

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Стресс не обходит никого.

Сам этот термин — «стресс» — стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целая гамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

Стресс вызывают все серьезные события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы. Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла любимая команда, автобусную остановку перенесли дальше от дома.

Жители крупных городов сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины — интенсивный, напряженный ритм жизни, большое количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении (вспомните давку в транспорте), зачастую — более ответственная и нервная, чем у сельских жителей, работа.

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Одного обокрали — он заработал в два раза больше, другого обокрали — он с горя запил и тоже совершил преступление. Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.

Целью данной работы является последовательное рассмотрение особенностей стрессового состояния, динамики его развития, а также влияния стресса на поведение управляющего и его отражение в управленческой деятельности.

а) рассмотреть понятие, причины и источники стресса;

б) определить способы управления и профилактики стресса менеджера;

в) рассмотреть конфликтные ситуации и пути их преодоления в рамках организации.

Предметом исследования является стрессоустойчивое поведение менеджера.

Объектом исследования является конфликтные ситуации и рекомендации по их разрешению.

Степень разработанности проблемы. Изучением данной проблемы занимается большое количество ученых. Основную часть данной работы составили положения концепции стресса Ганса Селье. Также к числу специалистов в этой области относятся Алексеева О., Кибанов А., Ковалев Л.М., Резник С.Д., Урбанович А.А. и многие другие.

Так например Резник С.Д. уделяет большое внимание раскрытию причин и предпосылок развития стресса у менеджеров в организации, а Кибанов А. и Ковалев Л.М. занимались исследованиями конфликтов в организации и путей их разрешений.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников. Во введении указаны актуальность, цель, задачи, объект, предмет и степень разработанности проблемы данной курсовой работы.

В первой главе рассмотрены понятие, причины и источники, управление и профилактика стресса менеджера. Во второй главе рассмотрены конфликтные ситуации и пути их разрешения. Также приводятся определение конфликта и конфликтной ситуации, основные подходы к решению конфликта, стадии его развития, техники разрешения конфликта и рекомендации менеджерам по его разрешению.

В заключении представлены краткие выводы по рассматриваемой теме курсовой работы.

1 СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПСИХИКИ МЕНЕДЖЕРА

1.1 Понятие стресса

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин ввел в 1936 г. выдающийся канадский физиолог Ганс Селье (1907-1982), разработавший общую концепцию стресс как приспособительной реакции организма на воздействие нормальных факторов (стрессогенов). По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на проявление к возросшим требованиям. Также он назвал комплекс этих реакций всеобщим адаптационным синдромом и описал три стадии этого синдрома.

Первая стадия — реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма в ответ на воздействие извне, нарушающее равновесие процессов жизнедеятельности.

За ней наступает вторая стадия — стадия сопротивления, когда организму удается справиться с вредными воздействиями. В период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.

Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощении. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредным воздействиям, увеличивается опасность заболеваний. Однако наступление третьей стадии не обязательно.

Когда мы чувствуем опасность, в нашем организме проис­ходит следующее:

— надпочечники начинают вырабатывать гормон адрена­лин, который «готовит» наше тело к выходу из критической си­туации;

— сердце начинает биться быстрее, а дыхание становится чаще;

— увеличивается приток крови к мозгу, которому требу­ется больше кислорода для активной деятельности во время опасности;

— мускулы напрягаются и готовы действовать;

— прекращается процесс пищеварения, что позволяет ор­ганизму сэкономить немало энергии.

Исходя из этого, к основным психофизиологическим при­знакам стресса можно отнести: вспотевшие ладони, частое сер­дцебиение, обильное потовыделение, возникновение проблем с дыханием, покрасневшее или бледневшее лицо, расширенные зрачки, повышенное кровяное давление, напряженные мыш­цы, ощущение подавленности 1 .

Человек, только что избежавший несчастного случая, мо­жет ощутить в своем теле в момент опасности все перечислен­ные физиологические изменения. Подобные, но не такие силь­ные последствия происходят и в менее опасных ситуациях. К сожалению, если человек не может управлять собой и не способен быстро выходить из стрессовых состояний, во всем орга­низме происходят небольшие, но необратимые изменения.

С другой стороны, стресс — это естественная и неизбеж­ная особенность жизни. В современном обществе (особенно в условиях научно-технической революции) наши стрессоры весьма мало связаны с основными механизмами выживания и значительно больше с социальным успехом, с порождением возрастающих требований жизненных стандартов, а также с необходимостью отвечать ожиданиям других и самих себя. Мы все нуждаемся в определенном уровне стресса, если не хотим скучать и чувствовать себя несчастными. Но обязательный уровень стресса для каждого человека различен. От человека к человеку меняется не только уровень потребности в стрессе, но само содержание или вид необходимого стресса. Окажет ли стресс пагубное воздействие на состояние здоровья или нет, зависит от соответствующей дозы, вида нагрузки и отклика на раздражение 2 .

Стресс как давление, нагрузка или напряжение нейтра­лен. Наше тело не различает, воздействует на него положи­тельный либо отрицательный стресс. Решает здесь то, как вы сами умственно и эмоционально оцениваете соответствую­щую ситуацию. Положительный стресс именуют эустрессом, эвстрессом (греч. хорошо) или эйфорическим стрессом 3 . Отрицательный стресс обозначают словом дистресс (греч. плохо). Сюда включают все остро или хронически воз­никающие ситуации, которые вы ощущаете для себя неудовлетворительными, угрожающими или устрашающими. Здесь речь может идти как о повседневной нервотрепке, так и о чрезвычайных обстоятельствах. Г. Селье прибегал к та­кому пояснению: «В обиходной речи, когда говорят, что чело­век «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому, как выражение «у него температура», означает, что у него повышенная температу­ра, т. е. жар. Обычна же теплопродукция — неотъемлемое свойство жизни. Очевидно, что и психологический стресс недопустимо ассоциировать с дистрессом и видеть в нем только «врага» человека”.

Таким образом, является сам стресс вредным для вашего здоровья или нет, определяется длительностью, интенсивностью, новизной, множественностью стрессовой ситуации. Когда вы слишком много работаете и сильно нагружены. само по себе это не вредит вам до тех пор, пока работа доставляет вам радость и вам сопутствует успех. Но если к напряжению сил добавляется еще разочарование и неудача, то существенно повышается риск заболеваний 4 .

Причины и источники стресса

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

Авторы популярного пособия по основам менеджмента выделяют:

Организационные факторы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связаны с выполнением наших профессиональных обязанностей.

Способы вызвать такой стресс:

Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

Конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

Неопределенность ролей (работник не уверен в том, чего от него ожидают);

works.doklad.ru