Стресс научная литература

Анализ понятия «стресс» в научной литературе

Понятие «стресс» используется и в обыденной жизни, и в литературе, по различным, подчас мало взаимосвязанным научным направлением. Это создает разночтения указанного понятия.

Стресс – это психическое и физиологическое состояние человека, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Эти воздействия называются стрессорами, стресс-факторами, психогенными факторами. Поскольку стресс связан с возникновением определенных эмоций, эти факторы часто также называются эмоциогенными. [26]

Основным вектором развития физиологии и медицины с середины 19 – начала 20 вв. стало формирование представления об интегрированном функционировании организма как единого целого во всем многообразии взаимодействий с внешней средой. Существенный вклад в развитие данного направления внес, в частности, известный немецкий врач и патологоанатом Р.Вирхов. Согласно разработанной им теории, всякое заболевание представляет собой нарушений на клеточном уровне, а болезнь — это целостный процесс, имеющий определенную локализацию и причинно-следственную цепочку последовательных изменений. Он впервые показал социальную природу многих распространенных заболеваний.

Непосредственным прародителем концепции стресса стал крупнейший французский физиолог К. Бернар. Он экспериментально разработал принципы поддержания постоянства внутренних сред организма, лежащих в основе теории гомеостаз. Для того чтобы выжить в постоянно изменяющихся внешних условиях, организм должен сохранять сбалансированный режим протекания жизненно важных функций в минимальном диапазоне допустимых изменений: для нормальной жизнедеятельности у нас должна поддерживаться постоянная температура тела, кровяное давление и осмотическое давление в клетках, состав крови, содержание кислоты в желудочном соке и многое другое. Любой выход за пределы допустимого диапазона чреват срывом механизмов адаптации, возникновением болезней и даже летальным исходом. Для того чтобы организм мог пластично адаптироваться и активно действовать в столь изменчивом внешнем мире, природа снабдила нас сложнейшими регуляторными механизмами, включающими слаженную работу нейрогуморальных, барьерных и выделительных систем.

Теория гомеостаза получила развитие в работах известного американского психофизиолога У. Кеннона, показавшего решающую роль вегетативной нервной системы и гормональной регуляции в формировании приспособительного поведения. Им впервые была продемонстрирована непосредственная связь между гуморальными механизмами энергетической мобилизации и возникновением эмоциональных реакций, определяющих целостный паттерн реагирования живого существа на осложнении ситуации. [17]

Естественным развитием изучения природных адаптационных процессов стало создание концепции стресса Ганса Селье в 1986 г. «Стрессовая реакция неспецифична», — так, сформулировал более чем полстолетия назад первооткрыватель стресса канадский физиолог Ганс Селье, т. е. стресс – есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему раздражение, превышающее определенный порог. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления соответствующего сигнала в центральную нервную систему. Дальнейшее развитие событий идет, по Г. Селье, в следующей последовательности. После воздействия стрессора импульс от коры головного мозга попадает в гипоталамус (центр эмоций), затем происходит стимуляция нервной системы, в результате раздражается мозговое вещество надпочечников, которое увеличивает отдачу адреналина в кровь. Это стимулирует сердечную деятельность, ускоряет обменные процессы и т. д. [26]

Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда «наготове», и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно, крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
Начало развития детского воображения, как правило, связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая .

Временная перспектива как характеристика психологического времени
Понятие временной перспективы было предложено К. Левиным. Введение этой категории дополняло понятие «жизненного пространства», которое представляло единицу человеческой личности. Введением этого понятия К. Левин подчеркивал тот факт, что .

Изучение детско-родительских и межличностных отношений старших дошкольников
Констатирующий эксперимент, цель которого в определении детей с проблемными межличностными отношениями, проводился 25.01.2010 года в МДОУ «Детский сад №22 «Березка» г. Зеленогорска Красноярского края. В качестве испытуемых отобрана подго .

www.safepsychology.ru

Стресс — подробно

Данное понятие было введено в обиход канадским ученым Гансом Селье. Еще в 1936 году он обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально «стресс» и означает «напряжение»). Иными словами, стресс — целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни.

Селье выделил две разновидности стресса — физиологический (эустресс) и патологический (дистресс). Последний возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей. Именно в этом значении данное понятие получило распространение в повседневной речи и даже в отечественной научной литературе.

С этой точки зрения так называемый эмоциональный (психологический) стресс требует неоднозначной оценки: в зависимости от силы, длительности, положительной или отрицательной эмоциональной реакции он может протекать в нормальных пределах или переходить в болезненное состояние.

Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом (100) в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следуют развод (75), тюремное заключение (63), тяжелая болезнь (53), крупный долг (31)… Исследователи считают, что накопление в течение одного года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьезную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события: свадьба (50), рождение ребенка (39), выдающееся личное достижение (28), повышение по службе (27), переезд на новое место жительства (20) и даже отпуск (13)! Таким образом, если вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жилье, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат — «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

Нечто подобное обнаружили в своих исследованиях ученые из университета города Инсбрук. Они изучали психологическое самочувствие отпускников, приезжающих из-за рубежа на этот знаменитый горный курорт. Выяснилось, что многие люди, временно освободившись от повседневных забот, начинают страдать от душевных проблем, проявляют склонность к меланхолии и даже к агрессии. Психологи считают, что большинство отдыхающих испытывают чрезмерную психологическую нагрузку от столкновения с новой средой, чужими нравами и языком, а также от резкой смены образа жизни. Это нелишне иметь в виду тем, кто мечтает исколесить весь свет. Видимо, для душевного равновесия полезнее все-таки не слишком часто менять место проведения отпуска.

Таким образом, становится очевидно, что стресс — неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколь-нибудь значительными событиями — как огорчительными, так и приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупреждать потенциальные неудачи, но и отказ от личных достижений и житейских радостей.

Так с чем же надо бороться? Конечно, только с патологическим стрессом. Ведь нередко мы сами загоняем себя в тупик, откуда можно выбраться лишь с ощутимыми эмоциональными потерями. Вот таких-то «тупиков» и следует избегать. Не надо браться за работу, которая вам явно не по силам, не надо одалживать денег, если долг очень трудно будет отдать, не надо заводить поспешный роман, если не представляете всех его последствий…

Но как бы мы ни старались, избежать всех неприятностей не удастся. А между прочим, негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные эмоции. (Как говорил Джон Стэйнбек: «Что толку в тепле, если холод не подчеркнет всей его прелести?») Любой нормальный человек порой испытывает огорчение, разочарование, гнев. Но, чтобы эти переживания не привели к патологическому стрессу, надо стараться их преодолевать. Простейшее средство — физическая активность, хотя бы просто прогулка. А вот «разряжаться» на окружающих не следует: скорее всего ваше раздражение бумерангом к вам же и вернется. Помогает смена деятельности, когда положительные эмоции от какого-то приятного занятия вытесняют огорчение. Правду, попытка победить сильный стресс столь же сильной радостью таит в себе угрозу. Так, студент, отправившийся с друзьями на шумную дискотеку после изнурительного экзамена, фактически удваивает свое психологическое напряжение и в итоге чувствует себя окончательно, разбитым и опустошенным.

Создатель теории стресса Ганс Селье утверждал: «Стресс — это жизнь». Пока мы живы, мы постоянно будем радоваться и огорчаться. Конечно, надо уметь расслабляться, однако если эмоциональное напряжение вовсе исчезнет из нашей жизни — это будет означать, что жизнь закончилась.

www.psychologos.ru

злоупотребление вредными привычками;

потеря чувства юмора;

постоянное ощущение голода или его отсутствие.

Данные симптомы могут проявляться по отдельности, но их появление может повлечь за собой серьезные проблемы, нервные срывы, снижение работоспособности человека.

Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. «Проявление волевых качеств (силы воли) — это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)» [10,47]. Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.

Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться [8,59]. Таким образом, стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.

Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие.

В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается.

Возможные реакции организма на стресс. Реакция стресса, человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Пассивность,она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека. Активная защита от стресса, когда человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья. Активная релаксация (расслабление),которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

Таким образом, стресс — это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс — это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.

1.2. Особенности стресса в жизни студента. Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Эмоциональное напряжение у студентов начинается, по крайней мере, за 3 — 4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, функциональное заболевание нервной системы, когда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Исследователи выделяют 3 группы студентов: 1-я группа — с невротическими расстройствами; 2-я группа — с риском их развития; 3-я группа — здоровые. Уровень невротических расстройств возрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях [2,62].

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

Для современного студента, стресс является реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Для студента вуза этими проблемами и трудностями могут быть:

несданные во время и незащищенные практические, лабораторные работы;

не выполненные или выполненные неправильно задания;

большое количество пропусков по какому-либо предмету;

отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;

недостаточно полные знания по дисциплине;

плохая успеваемость по определенной дисциплине;

перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;

конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя — с другой;

отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).

Сюда можно отнести личностные факторы: болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.

Существует множество методов борьбы со стрессом. В данной работе остановимся на тех, которые предлагает Д. Майерс [14,178].

1. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.

3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.

4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.

6. Хорошим лекарством от стресса является смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.

8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.

9. Существует ряд упражнений для борьбы со стрессом. К ним относятся 3 вида упражнений: релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога); концентрирующие упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня; противострессовые дыхательные упражнения.

Итак, стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

Глава 2. Исследование психологических особенностей учебного стресса у студентов.

2.1. Анализ результатов исследования психологических особенностей учебного стресса у студентов.

Исследовательская часть работы проводилась на базе Югорского Государственного университета, в городе Ханты-Мансийске. В исследовании участвовали студенты 1 курса, обучающиеся по специальности педагогика — психология, в количестве 15 человек.

На первом этапе нашей работы мы исследовали основные причины учебного стресса, выявили, в чем проявляется стресс, определили основные приемы снятия стресса студентами, с помощью теста на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. (Приложение 1).

Суть этой методики состоит в том, что студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл — минимум, 10 баллов максимум. На 2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 — открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.

Полученные результаты проведенного исследования можно изложить в виде таблицы (Таб.1).

Результаты исследования причин стресса студентов

www.scienceforum.ru

Стресс научная литература

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 8079

Комментариев к научной работе: 1

Поделиться с друзьями:

Актуальность данной темы заключается в следующем: в современном мире нам постоянно приходится сталкиваться с различными стрессовыми факторами, и, к сожалению, большинство людей не умеют с ними справляться. И поэтому каждому человеку необходимо научится справляться со стрессовыми ситуациями.

Стресс – это состояние напряжения и перенапряженности. Разрушительный стресс снижает эффективность работы и качество жизни человека, ухудшает его здоровье

Распространенная прежде фраза, что «все болезни от нервов» трансформировалась — «все болезни от стрессов». И не без основания. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше [15, 3 С.].

Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок, специалисты менеджмента — воздействие социальных факторов; обыватели — все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. Stress — давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие [13, 79 C.].

Проблема нашей работы заключается в следующем: когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима. Таким образом, исходя из проблемы, наша цель заключается в разработке рекомендации по преодолению стрессового состояния студентов конкретных групп Финансово экономического института.

Объект исследования студенты группы БУ-14 и ЭТ-14. А предмет исследования стрессы и стрессоустойчивость.

Для достижения цели мы использовали следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и основные характеристики стресса

2. Дать определение понятию стрессоустойчивости

3. Рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса,

4. Провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

Гипотеза исследования заключалась в следующем: если студенческая группа за один семестр имеет по нескольку курсовых работ, немало экзаменов и зачетов, то подверженность к стрессовому состоянию у них больше, чем у группы, у которой экзаменов и зачетов меньше.

Основным методом нашей социологической работы является методика выявления степени подверженности стрессовым воздействиям, составитель которой Е.А.Тарасов.

Впервые понятие стресса возникло для определения генерализованной реакции организма — “общего адаптационного синдрома” (Г. Селье, 1936 г.) — в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

В переводе с английского «стресс» обозначает натяжение, давление, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» — затягивать [15, 9 С.].

Понятие «стресс» подверглась со временем значимым переменам и начало иметь более обширное значение. Термин «стрессор» стал означать никак не физиологическое, но и психическое влияние, а термин «стресс» — отклик никак не только лишь в физиологически вредоносные воздействия, однако и во всевозможные действия, активизирующие негативные чувства [15,11 С.].

Научные заметки о стрессе, как правило, наступают с претензий в недостатках конкретных определений, а в словарях предоставляются не какое-то одно, а множество сосуществующих, а большое число ужившихся. В Оксфордском словаре нам дается пять определений стресса, из числа их имеется последующие: побуждающая и принуждающая сила; напряжение либо значительная издержка энергии; силы, оказывающие влияние на организм.

Селье смог выделить три стадии стресса. Первая — реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия — истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания [13, 83 С.].

Только потом Селье предложил выделить 2 вида стресса дистресс (от английского слова distress — истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. А дистресс наступает у тех, кто довольно таки часто подвергается к стрессорным ситуациям, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий [13, 80 С.].

Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом. Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.[14]

В последние годы отмечают условность полного разделения психического и физиологического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные — замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства [13, 83 С.].

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги — это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства».

Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него [15,12 С.].

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «. можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [2, 24 С.].

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [5, 20 С.].

Таким образом, стрессоустойчивость — это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс — это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. У каждого есть свое мнение насчет стресса, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.

Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека[21]. Данная система обуславливает:

1) функциональное единство всех органов и систем человека;

2) связь всего организма с окружающей средой.

Нервная система имеет и свою структурную единицу, которая именуется нейроном. Нейроны – это клетки, которые имеют специальные отростки. Именно нейроны строят нейронные цепи. Регуляцию работы внутренних органов процессов обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения осуществляет вегетативная нервная система. Деятельность вегетативной нервной системы направлена на сохранение постоянство внутренней среды — гомеостаза. Стресс вызывает, прежде всего, активацию симпатической нервной системы. Такая активация происходит рефлекторно при любом эмоциональном возбуждении, необязательно отрицательном. Однако само по себе подобное возбуждение еще не оказывает болезнетворного действия, поскольку резервы медиаторов в нервных окончаниях при длительном раздражении быстро истощаются. Для развития стресса необходимо включение главного физиологического и биохимического звена стресса — «реакции борьбы или бегства».

При такой реакции происходит рефлекторная активация коры надпочечников и «вторичные» мощный выброс в кровь адреналина и норадреналина. Состояние, возникающее при повышении уровня содержания этих веществ в крови сходно с состоянием возбуждения под влиянием внешних эмоциональных раздражителей: повышается артериальное давление, сужаются сосуды, учащается пульс и дыхание, повышается уровень холестерина. Частое повторение этих реакций может привести к развитию гипертонии, язвы желудка и другим поражением внутренних органов.

При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. Усиленный выброс адреналина и норадреналина в кровь и был необходим для быстрого развития мышечной активности [15,13 С.].

В наши дни стресс чаще всего вовсе не требует от человека энергичных физических действий — требует скорее подавление активности, чем её проявление, и в результате поражаются органы. Вредное действие стресса, однако, этим не ограничивается. Первоначальный выброс истощает запас гормонов в коре надпочечника: начинается их поспешная «заготовка», а через некоторое время после стресса достаточно даже слабого воздействия, чтобы началось их поспешное выделение. Этот биохимический механизм и обусловливает те всем хорошо известные ситуации, когда после трудного дня, после неприятности на работе возникают срывы по мелочам на близких.

Если после каждого стресса — в самой стрессогенной ситуации или вскоре после неё — требовалась физическая активность, избыток адреналина и норадреналина был бы потрачен на её обеспечение и стресс мог бы не иметь вредных последствий [15, 15 С.].

Таким образом, физическая активность — необходимая и действенная защита против возникновения дистресса. Другое, столь же необходимое средство защиты, направленное против истощения возбуждаемых при стрессе нейроэндокринных систем, на усиление восстановительных процессов, на снижение общей чувствительности к стрессам, — это расслабление. Если же защитные меры не принимаются или оказываются недостаточными, а стрессы повторяются, приводя к чувству беспомощности, отчаяния, то возникает дистресс — так называемые психосоматические заболевания (поражение отдельных органов или систем) или общее недомогание, плохое настроение и т.д. [15, 15 С.].

В возникновении и течении стресса обнаруживаются три взаимодействующих звена: 1) оценка стрессогенного события, в которой нередко сталкиваются эмоции и рассудок; 2) физиологические и биохимические реакции на само событие и на его оценку; 3) действие, поведенческие реакции, направленные на устранение причин и последствий стресса и имеющие целью избежать его в будущем.

Сердечно — сосудистые заболевания (гипертония, ишемическая болезнь), а также сосудистые (мигрень, болезнь Рейно) чаще всего рассматривают как следствие повторных сосудосуживающих симпатических реакций при стрессе.

Влияет стресс и на возникновение аллергических заболеваний. Напряжение мышц, связанное со стрессом, вызывает различные патологические симптомы: головные боли, боли в пояснице, мышцах шеи. Типичной «мишенью» стресса является кожа. Не проявляясь в каком-то конкретном заболевании, хронические стрессы могут приводить к постоянному подавленному настроению. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница — все это следы деятельности дистресса. Такое состояние Авиценна характеризовал, как «не здоровое, но и не больное». Трудное засыпание и еще более мучительное пробуждение…Нередко — чувство «тупой щемящей тоски, которая нападает на человека в предчувствии загадочной и ничем не мотивируемой угрозы, тоски беспредметной, самой себя питающей, почти осязаемой». В итоге возникает ощущение, что жизнь в тягость [15, 16 С.].

Таким образом, мы приходим к выводу, что стресс — это реакция физического происхождения. Имеет последствия не только психологического характера. Стресс может «уничтожить» человека изнутри.

Впервые слово «стресс» встретилось в 1303 году в стихах поэта Роберта Маннинга: «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе».

В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало больше полувека назад. В 1936 году в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье (тогда еще никому неизвестного) под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами» [15,9 С.].

Когда Селье был студентом, он обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом.Учение о стрессе в настоящее время получило достаточно широкую известность. Ещё исследования В. Кеннона (1927,1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды [15,10 С.].

Термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены всё тем же Г. Селье (1950,1960), который показал независимость процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки. Воздействия могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление.

В соответствии с системным подходом, в наше время, стресс изучается с позиций физиологического, психологического, и поведенческого уровней. Одна из первых таких попыток была предпринята Р. Лазарусом. Стресс физиологической природы представляет собой, по мнению автора, непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. Отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Именно Р. Лазарус, развивая учение о стрессе (1956, 1970), выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс [19, 11 С.].

Представители первого направления рассматривают стресс как порождение внешней ситуации или, как определяет Л.М. Аболин, эмоциональная ситуация отождествляется со стрессором. Иначе говоря, стресс воспринимается как реакция на какие-либо воздействия, или как сами эти воздействия [1, 15 С.].

На наш взгляд, объективистский подход не учитывает того, что внешние напряженные условия являются стрессогенными только потенциально и не обязательно приведут к развитию стресса.

Субъективисты обозначают свой подход как интеракционную проблему, и представитель данного направления Н. Эндлер (1989), рассуждая о любых проявлениях личности, в том числе о стрессе, отмечал в нем специфический способ взаимодействия субъекта с самим собой и с окружающей средой.

Основоположником субъективистского подхода считается уже упоминавшийся нами ранее Р. Лазарус, который обусловливал стресс двумя личностными особенностями:

1) представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;

2) представлением о своих способностях влиять на последствия [7, 39 С.].

Похожие представления об эмоциональном стрессе можно найти и у В.Э. Мильмана (1980), который рассматривает стресс, как функцию двух факторов: величины потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения [10,73 С.].

Обобщая различные взгляды на природу стресса в современной научной литературе, можно сказать, что термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

Известный исследователь стресса Г.Селье отмечает, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь [8, 64 С.].

В последнее время данная проблема привлекла внимание многих ученых. Например, академик О.Г. Газенко пишет: «…Особенно сложной является оценка состояния на грани так называемых норм и патологии, когда ещё не развилось какое-либо конкретное заболевание, но равновесие между организмом и средой явно нарушено и состояние не может быть квалифицированно, как нормальное» [18, 5 С.].

В опубликованной монографии в 1979 года профессора Р.М. Баевского пишется, что «Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии», которая рассматривает проблему стресса с точки зрения науки. Также заметно активизировались изучение и попытки систематизации переходных состояний психиатрами и психоневрологами (Н.Д. Лакосина, С.Б. Семитов, В.Я. Семке, Б.В. Шостакович)[22].

Проблемой стресса занимаются так же спортивные психологи. Особенно интересны исследования тех психологов и психогигиенистов, которые по своей работе заняты наблюдением практически здоровых лиц, чья деятельность проходит в чрезвычайно напряжённых условиях с особо сложными требованиями к механизму приспособления организма. С представителями такого рода деятельности связана работа спортивных психологов и психогигиенистов. Потому представляют интерес последние работы в спортивной психологии.

За последние десятилетие вышло немало книг по спортивной психологии: и ряд переводных монографий, и международный сборник «Стресс и тревога в спорте», и несколько работ советских авторов. К несомненным успехам можно отнести сборник «Стресс и тревога в спорте» (составитель Ю.Л. Ханин) и монографию Г.Д. Горбунова «Психопедагогика в спорте». Эти книги играют несомненную положительную роль в просвещении тренеров и спортсменов в подготовке их к совместной работе с психологом. Это само по себе очень важно, т.к. почти в каждой книги звучит мыли о том, что тренеры не понимают психологов, не могут сформулировать свои задания, не перенимают доступные им самим новые методы в работе [18, 6 С.].

Недостатком большинства книг является отсутствие единой теоретической концепции, главного направления работы, нацеленной на практическую эффективность. Лишь В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов в книге «надежность в спорте» представляют материал с позиции теории надёжности, а Б.А. Вяткин в работе «Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях» — психического стресса.

Отсутствие единой и сходной позиции приводит к таким различиям мнений, которые порой выглядят абсурдом. В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов наглядно демонстрируют это, показывая, что за период с 1977 по 1980 год разными авторами дано 15 определений такого кардинального для спорта понятия, как надёжность. И если такая путаница находится в исходной терминологии, то приходится ли удивляться, что даже основной смысл работы психолога в спортивной команде трактуется разными авторами по-разному.

Л. Леви (1967) обнаружил положительную корреляцию между интенсивностью эмоционального возбуждения, выделением адреналина и норадреналина с мочой. Ф. Элмадьян и др. (1957) указывали на такие же результаты, сравнивая выделения катехоламинов во время напряженных ситуаций у хоккеистов и боксёров. В современных исследованиях, оценивая травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в экстремальных ситуациях, на психическую деятельность человека, выделяют непатологические психоэмоциональные реакции и патологические состояния (психогении) [18,10 С.].

В последнее время ученые и практики разрабатывают специальные рекомендации для представителей стрессогенных профессий, спортсменов и люде, которые наиболее часто подергаются стрессам в целях повысить психологическую устойчивость этих общества.

В работах, где изучаются психологические проблемы стресса доказывается зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации, от психологической структуры личности (отношение человека к трудностям в работе, успеху и неудаче, уверенности и неуверенности в своих силах, направленности личности, уровня ее притязаний и реальных возможностей и т.п.

Помимо работ по стрессу в спорте встречаются работы некоторых ученых по стрессу в профессиональной деятельности. Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности.

В работах Р.А. Каразек, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживания стресса возникают при взаимодействии между двумя факторами — ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»).

Высокую напряженность имеет такая профессия, в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль над способами и результатами выполнения заданий.

Из всего выше нами сказанного можно сделать вывод, что понятие стресса рассматривалось в разное время и в разных направлениях и науках, например, в спорте и в профессиональной деятельности человека. Именно поэтому, как нам кажется, нет одного определенного понятия стресса. Стресс в разное время и в разных направлениях определяется по-разному.

С целью выявления разработки рекомендаций по преодолению стрессового состояния мы провели социологическое исследования среди студентов групп ЭТ-14 и БУ-14 в форме анкетирования (см. Приложение 1). Для составления анкетирования мы воспользовались методикой Тарасова Е.А степени выявления подверженности стрессовым воздействиям.

Наша гипотеза исследования заключалась в следующем: если студенческая группа за один семестр имеет по нескольку курсовых работ, немало экзаменов и зачетов, то подверженность к стрессовому состоянию у них больше, чем у группы, у которой экзаменов и зачетов меньше. Мы узнали, что группа Эт-14 за семестр 3 экзамена и 7 зачетов, курсовых работ за этот семестр, оказывается, у них нет. А группа Бу-14 за семестр должна сдать 4 экзамена, тоже 7 зачетов и одну курсовую работу. Следовательно, по нашей гипотезе подверженность к стрессовому состоянию у группы Бу-14 должна быть больше.

Количество студентов Эт-14 составляет 9 человек. Анкету выполнили

7 студентов, так как двое отсутствовали по причине болезни. Гендерная

структура опрошенной группы Эт-14 представлена в диаграмме 1.

Диагр. 1 Гендерная структура опрошенной группы Эт-14

Результаты анкетирования приведены в диаграмме 2. Исходя из результатов анкетирования, видно, что разница между максимальным и минимальным значением составляет 12 баллов. У студентов группы Эт-14 отсутствуют те, кто относится в последней стадии стрессового состояния (от 61 балла и более). Т.е. охарактеризуются, как человек, который живет, как водитель машины, одновременно жмущий на газ и на тормоза. Которому, следовало бы поменять повседневный образ жизни. Такой человек, который находится под депрессией, угрожает своему здоровью и психологическому настрою. Таким людям необходимо обратиться за медицинской помощью. Так как последствия могут быть необратимы.

В третьей стадии (предпоследней, т.е. от 47 до 60 баллов) относятся 3 студента, треть всей группы. Жизнь таких людей психологи называют беспристрастной борьбой. Они бывают честолюбивыми и мечтают о солидной карьере. Для них мнение других чрезвычайно важно, и это держит их в постоянном напряжении. Если они будут продолжать в том же духе, то многого можете добиться, но вряд ли им это доставит радость, Им нужно постараться избегать лишних споров, усмирять свой гнев, вызванный мелочами, не пытаться добиваться максимального результата.

Причинами возникновения стрессов не всегда бывает перегруженность в учебе. Причинами могут послужить семейные проблемы, взаимоотношения со сверстниками и многое другое. Не удивительно, то, что все трое респондентов, которые оказались в третьей стадии, все семейные студенты. Ведь именно им очень сложно объединить одновременно и учебу и семью.

Большинство студентов группы Эт-14 оказались во второй стадии подверженности стрессовым состояниям (от 31 до 46 баллов). Вторая стадия характеризует людей, обычно наполненных деятельностью и напряжением. И такие люди порой страдают от стрессов, в первую очередь это связано со стремлением чего-то достичь. Для них есть один общий совет: не изменять свой образ жизни, нужно оставить для себя немного времени для укрепления своей психологической защиты.

Не удивляет и тот факт, что из четырех респондентов, оказавшихся в этом числе, единственный парень в группе набрал самый наименьший балл. Как говорят некоторые специалисты, мужчины подвержены стрессовым состояниям на несколько процентов меньше женщин. И девушки, которые оказались в этой стадии, образцово успевают по всем предметам. Следовательно, у них нет страха отчисления или получить плохую оценку при сдаче экзаменов.

В первой стадии (т.е. до 30 баллов), к сожалению, никто из группы не подвергся. Первую стадию специалисты включают людей живущих спокойной, размеренной и прагматичной жизнью, которые очень быстро успевают справляться с жизненными проблемами. Они не страдают ни от ложного честолюбия и ни от чрезмерной скромности.

В связи с интенсивным ритмом жизни, очень редко кто может оказаться в первой стадии подверженности стрессов. Тем более, через несколько недель уже начинается пора сдачи зимней сессии, и никакой студент в данное время не бывает в таком спокойном состоянии.

Количество студентов группы Бу-14 составляет 15 человек. Анкету не сделали 2 студента по причине отсутствия по болезни. Гендерная структура

опрошенной группе приведена в диаграмме 3.

Диагр. 3 Гендерная структура опрошенной группы Бу-14

Результаты анкетирования данной группы приведены в диаграмме 4. Разница между максимальным и минимальным значением составляет 14 баллов, что на два раза больше предыдущей группы. Как и группа Эт-14 у данной группы нет студентов, относящихся в последней четвертой стадии, которая охарактеризует людей с самым высоким показателем подверженности стрессовому состоянию.

Максимальное значение, т.е. 52 балла получила девушка, которая пришла из академического отпуска. Как признается староста группы, ей тяжело дается сдавать разницу экзаменов и зачетов, и совместить семью и учебу.

Итого в этой группе в третьей стадии оказались пять студентов, это на два студента больше, чем предыдущей группе. Это доказывает действительность нашей гипотезы, что подверженность стрессовым состояниям напрямую зависит от перегруженности на учебе.

Во второй стадии попали шесть оставшихся студентов группы. Минимальные баллы получил парень (38 баллов), это также доказывает теорию психологов, что парни страдают от стрессов меньше, чем девушки.

И в первой стадии, как следовало, никто не попал. На сегодняшний день, все подвержены стрессовым состояниям, еще одним примером может служить школьник Вася, который получил двойку по истории. Ведь это оценка повлияет на его табель успеваемости, которой он потом похвастается своим родителям. И людей, живущих спокойной и размеренной жизнью, в настоящее время найти довольно сложно, так как в современном мире многие подвергаются к депрессии, также существуют много жизненных факторов, которые подвергают людей к стрессу.

Исходя из результатов анкетирования, предлагаются такие рекомендации:

1. Нужно следовать простым правилам, которые заметно сократят

— Необходимо полдня в неделю стараться проводить время на себя;

— Не реже одного раза в день говорить дорогому вам человеку теплые слова, не нужно сомневаться, что он не скажет того же вам в ответ.

— 2 или 3 раза в неделю предлагается заняться легким видом спорта, которые не должны быть изматывающимися.

— Введите дневник, в котором вы будете описывать все, что произошло за день и ваше состояние в целом. Это научит эффективно планировать жизнь.

— Рекомендуется пить много воды, для того чтобы поддержать свое тело в хорошей форме.

— Следует фиксировать свои успехи и достижения.

2. Нужно уметь целесообразно принимать помощь других людей. Так как они могут помочь нам нужными советами в сложной ситуации. Обратная связь с другими людьми важна, потому что, распоряжаясь своими собственными делами в зрелом возрасте, мы помним: от нас зависит скорость выполнения дел, мы устанавливаем свои стандарты

3. Необходимо соблюдать режим дня и нужно сбалансировать рацион питания. Ведь, подверженность студента стрессовым состояниям во время экзаменационной сессии довольно высока. И рационализация питания и соблюдения режима дня значительно сократит тревогу и панику при сдаче экзаменов.

4. Также студентам рекомендуется не переусердствовать в учебе. Излишняя нагрузка приводит человека, не только студента, к усталости и сонливости. Эти состояния приводят к депрессии, к различным заболеваниям.

В нашей работе мы рассмотрели проблему стресса и стрессоустойчивости. Выяснили, что стресс — это часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но не избегать его. Здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса — это не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие — болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжения.

Необходимо помнить, что стресс может «повредить» не только психическое здоровье человека, но и физическую сторону нашего организма. Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни.

Мы уверены, что рекомендации, представленные нашей работе, помогут студентам снизить риск подверженности стрессу.

Поставленные на данном этапе, при наличии имеющегося инструментария, цель и задачи выполнены и решены.

Список использованной литературы:

1. Аболин Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань.: КазГУ, 2009. 264 с.

2. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. — М.: 2013. 345 с.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Издательство Московского университета, 2011. — 200 с.

4. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. — М.: Физкультура и спорт, 2010. – 148 с.

5. Данилова П.Н. / Основные виды стресса/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tsuslik.ru/ (дата обращения: 21.07.2011)

6. Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс. — М.: Наука, 2010, 245 с.

7. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс /Под ред. Л.Леви. — Л.: Медицина, 2010. 135 с.

8. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. — М.: Радикс, 2009. 237 с.

9. Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. – СПб .: Питер,2011. 256 с.

10. Монина Г.Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости. – СПб.: Речь, 2009. – 250 с.

11.Немчинов Т.А. / Состояния нервно-психического напряжения / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://okrapive.narod.ru/ (дата обращения: 02.05.2013)

12. Психические состояния./ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2010. 198 с.

13. Рогов Е.И. Эмоции и воля. — М.: Гуманит. изд. Центр, 2013. 312 с.

14. Ромек В. Г. /Концепция стресса Г. Селье/[Электронный ресурс] Режим доступа: http://psyera.ru/ (дата обращения: 23.09.2014)

15. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? — М.: Физкультура и спорт, 2008.

16. Селье Г. На уровне целого организма. — М: Наука, 2012. – 121 с.

17. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. – М: Эксмо, 2011. 267 с.

18. Тарасов Е.А. Как победить стресс. — М.: Айрис-пресс, 2012. 211 с.

19. Титова И.Р./ Стресс и депрессия — две стороны одного процесса/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.medinfo.ru/ (дата обращения: 17.04.2012)

20. Управляем стрессом. – М. : Книги Искателя, 2012. – 255 с

21. Уильям-дем-Льюис. Д. Язык эффективного общения. – М.: «Эксмо», 2009 – 234 с.

22. Энрих Георг/ Скафандр от стресса. – М: Айрис-пресс, 2009. – 52 с.

23. Федорова О.А. Стрессу – нет. «Кадровик. Управление персоналом» 2010, №01 С. 28-32.

24. Филин С./Концепции современного естествознания: конспект лекций/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/ (дата обращения: 14.08.2013)

25. Чайкина А.В./Дистресс и эустресс/[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.varpics.com/ (дата обращения: 16.02.2010)

26. . Хильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. — М.: ФиС, 2013. 211 с.

27. Хороводина П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,2014. 233 с.

28. Чурилова Т.М., Топчий М.В. Стресс как объект научной рефлексии /

.– Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009.- 312 с.

29. Якушева В. И./ Что такое стресс и как с ним бороться?/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psyfactor.org/ (дата обращения 03.12.2011)

30. Яковлева П.И./Определение стресса/[Электронный ресурс] Режим доступа: http://konnova.ucoz.ru/(дата обращения 02.05.2010)

Уважаемый респондент! Вам необходимо ответить на 20 вопросов теста, давая один из четырёх возможных вариантов ответов: