Стресс научные исследования

Постоянный стресс может изменить размер головного мозга — исследование

Укрепить нервную систему поможет новейшая разработка — молекулярная активация биологически активных веществ в электрическом поле.

Об отрицательном воздействии стресса на здоровье человека знает каждый школьник. А вот о том, что стресс приводит к изменениям размера головного мозга, не могли предположить даже ученые.

Недавно медики провели исследование с детенышами обезьян. Его целью было изучение влияния стресса на психическое здоровье малышей и выявление отдаленных последствий стресса.

Стресс изменяет размер головного мозга — исследование

В ходе эксперимента подопытных разделили на две группы: первую группу на шесть месяцев оставили с матерями, вторую на это время лишили родительской опеки. Детеныши, находящиеся без взрослых обезьян, должны были самостоятельно заботиться о себе и своих сверстниках.

После полугода представителей обоих групп поместили в естественные условия. Спустя еще несколько месяцев пребывания детенышей в привычной для них среде ученые провели сканирование головного мозга подопытных. Результаты исследования оказались неожиданными: стресс приводит к изменениям головного мозга.

У обезьян, лишенных материнской поддержки, области мозга, связанные со стрессом, по-прежнему оставались увеличенными. И это несмотря на то, что малыши после экстремальных условий в течение продолжительного времени находились в естественной среде. Однако стопроцентно утверждать, что стресс в будущем обязательно повлияет на головной мозг, на основании только данного эксперимента нельзя. Для этого необходимы дальнейшие исследования.

Еще одно последствие стресса

Другое испытание показало, что у крыс, находившихся в условиях хронического стресса, гиппокамп уменьшается в размерах. Гиппокамп представляет собой участок головного мозга, который участвует в формировании эмоций и воспоминаний.

На сегодняшний день ученые пока не пришли к единому мнению: посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) приводит к уменьшению гиппокампа или, наоборот, люди с маленьким гиппокампом более подвержены посттравматическим стрессовым расстройствам. Новое исследование поможет поставить точку в данном споре и даст ответ на вопрос о том, влияют ли стрессорные факторы на изменение головного мозга.

Как правильно выйти из стресса

Пока одни ученые изучают проблему влияния экстремальных условий на организмы животных, европейские врачи ищут пути правильного и, главное, безопасного выхода из стресса для человека. Наибольшей популярностью у западных медиков пользуется сбалансированный или «экологичный» подход к лечению стресса.

Его сущность заключается в назначении сфокусированной терапии, отличающейся минимумом побочных эффектов. Вместо длинного перечня препаратов, имеющих множественные, достаточно серьезные последствия для здоровья, используются новые методы укрепления нервной системы. В их основе лежит применение новейших разработок в области биологических наук, таких как молекулярная активация — результат работы испанского национального исследовательского совета (C.S.I.C.)

С этой целью биологически активные вещества на определенное время помещают в электрическое поле, причем для каждой группы веществ разработаны свои специальные условия. В итоге происходит изменение электронно-ядерной структуры молекул, что увеличивает их терапевтические свойства. Молекулы более эффективно вступают в реакции, оставаясь при этом абсолютно безопасными для человека.

Минимум побочных действий — максимум полезных эффектов

Подобные средства на основе активизированных натуральных компонентов пользуются большой популярностью у европейских врачей. В России молекулярно активированное средство также есть в продаже в аптеках под торговой маркой Депрексил.

Отличительной особенностью данного продукта является комплексное воздействие на нервную систему и психику человека. Благодаря натуральному составу, у Депрексила отсутствуют побочные эффекты. Такие компоненты, как гинкго билоба, карнитин, витамин С, селенит натрия, яблочная кислота, витамин В6 помогают улучшить память, внимание, положительно влияют на настроение и сон и способствуют снятию тревоги и напряжения, повышая общую работоспособность. Благодаря магнию, аргинину, фолиевой кислоте и лактобактериям в составе Депрексила также улучшается состояние иммунной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем организма.

Стресс — проблема, требующая пристального внимания

Таким образом, проблема стресса не утрачивает своей актуальности и нуждается в тщательном изучении и анализе. Будущие работы ученых должны помочь выявить и предотвратить отрицательные последствия стресса не только на головной мозг человека, но и на его здоровье в целом.

www.aif.ru

Стресс научные исследования

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 1163

Поделиться с друзьями:

Испокон веков стресс являлся основополагающим фактором развития человека. Внешние раздражители действуют на организм, тем самым способствуя проявлению адаптации человека к изменившимся условиям или способами изменения поведения человека. На сегодняшний день стресс является главным фактором заболеваний как физических, так и моральных т.к. стрессовые факторы встречаются на каждом шагу: переходишь через дорогу и внезапно едет машина — стресс, сидя в тишине раздается громкий звук — стресс, и подобные стрессовые ситуации, происходящие за день можно перечислять бесконечно. Именно поэтому проблема стресса в современном мире более чем актуальна.

Стресс, как психологический термин заимствован из техники, где его прямое определение — «обозначение внешней силы приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, т.е. временное или постоянное изменение структуры объекта» [3]. Термин, благодаря своей многогранности очень распространен в разных отраслях научных знаний, в том числе в медицине, психологии, социологии, физиологии и т.п. в данных науках феномен обозначается как состояния человека, которые возникают в ответ на внешние и раздражители. Одним из первых обозначений стресса было определено в физиологии, где он рассматривался как неспецифическая реакция организма на любой раздражитель. Энциклопедический словарь представляет стресс как «состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий, а адаптационный синдром (общий адаптационный синдром) — как совокупность защитных реакций человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе» [6].

Изучением проблемы стресса занимались многие ученые прошлого столетия, но главная фамилия в этом направлении это, безусловно, Г. Селье, потому что этот ученый первый предложил теорию стресса в 1936 году. Более того, фамилия Погодаева должна быть изучена т.к. он рассматривает стресс как «состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга» [3]. Помимо этого, Р. Лазарус и С. Фолькман Л.B. Куликов представляют в своих работах стресс как важные и значимые взаимоотношения среды и человека. В работах Э. Фромма стресс это вид эмоциогенных ситуаций, в процессе которых нарушается адаптация. Ю.С. Савенко определяет психологический стресс как состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации. Помимо выше перечисленных ученых, вопросами стресса занимались такие психологи, как А.В. Алексеев Л.П. Гримак, Л.B. Куликов, А.О. Прохоров, М.С. Яницкий и др. [2],

На данном этапе исследования стресса нет определенного описания этого феномена, поэтому в литературных источниках он определяется как минимум в трех значениях.

Стресс как следствие напряжения или эмоциональной возбудимости, которые возникают в процессе воздействия внешних факторов на человека. Сейчас они носят названия: «стрессоры»

Стресс как личностная реакция на внешние проявления, в этом значении он рассматривается как отражение внутреннего состояния человека и проявляется в виде эмоций и способов поведения

Стресс как физический ответ организма на раздражители среды

Из выше изложенного материала по определению стресса можно сделать вывод, что на сегодняшнем этапе развития нет определенного описания этого понятия, поэтому было бы целесообразно говорить о подходах изучения стресса в психологии. На сегодняшний момент более актуальны 3 подхода изучения стресса [2].

Первый подход отражается в концепции адаптационного синдрома, предложенного Г. Селье, здесь феномен рассматривается как ответная реакция на внешние раздражители, которые проявляются в нервно- психических напряжениях, негативных проявлениях поведения, состоянии дезадаптации и т.д. Концепция основоположника теории стресса заключается в 3 основных положениях, которые являются важными и значимыми в управлении стрессом [4].

Положение представляет собой физиологическую реакцию на стрессор и не зависит от его природы. Не зависимо от степени выраженности стресса существует «общий адаптационный синдром», как некая защитная реакция организма.

Положение заключается в динамике развития адаптационного синдрома, в этом положении представлены 3 основные стадии адаптации, предложенные Г. Селье. Стадия тревоги — время когда организм подстраивается под первичное воздействия стрессора на человека, в этот период прослеживается уменьшение резистентности. Вторая стадия заключается в устойчивости и адаптации организма к изменившимся условиям внешней среды, более того вырабатывается иммунитет на воздействие стрессора, наступает момент снижения тревоги и страха, пульс обычно приходит в норму и организм оптимизируется.

Положение наступает только при продолжительном воздействии стрессора на организм, это некая стадия истощения иммунной системы к стрессовой ситуации, начинает расти возбудимость, тревога и истощение. Если человек находится длительное время в этой стадии, то она переходит в болезни, депрессию и т.д..

Чуть позже, А. Каган и Л. Леви продолжили исследование Г. Селье и в своих работах изучали стресс-факторы в виде посредников, в своих работах они изучали взаимодействие внешних влияний и генетических факторов, образуя тем самым определенную психобиологическую программу, которая обуславливает «склонность к реагированию по определенному образцу». Данная программа предопределяет ответ организма на стрессовую реакцию, который может осуществить предболезненное состояние человека, и как следствие саму болезнь. В любой момент в этот процесс могут вступить различные «помехи», способные модифицировать влияние причинных факторов. Психосоциальная модель первого подхода внесла важный вклад в развитие изучения стресса, т.к. благодаря ей феномен начали рассматривать как процесс взаимодействия с неразрывной связью между всеми причинными факторами. Стресс начали рассматривать как особое влияние на продуктивность деятельности человека.

Ко второму подходу изучения стресса относятся такие фамилии как Дж. Вайтц, М. Франкенхойзер Р. Лазарус и т.д. В рамках этого подхода стресс рассматривается как характеристика внешней среды и более того как процесс стресс- факторов. Выдвинутое отношение к феномену рассматривается в виде U–образной функции, которая изображает взаимосвязь эффективности деятельности и предъявляемыми требованиями общества. Стресс здесь рассматривается как ряд причин, воздействующих на организм, более того изучения в рамках подхода изучения направлены на выявление и диагностику стресс- факторов окружающей среды и внутреннего состояния организма [1].

Стрессовые ситуации возникают в тот момент когда идет несоответствие внешней среды и внутреннего состояния организма, более того существенное влияние оказывает либо завышенные либо слишком заниженные требования к человеку социума, что в свою очередь приводит к нарушению баланса организма.

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках этого подхода главной задачей является определение субъективных отношений человека к стрессовой ситуации, и более того выявление объективных параметров, вызывающих те или иные последствия стрессовой ситуации (реакции, состояния, синдромы, болезни адаптации).

На основании анализа двух походов изучения стресса, можно сделать вывод, что между ними много общего, более существенно от этих подходов отличается третий, т.к. в рамках этого подхода стресс изучается как ответная реакция на отсутствие «соответствия» между способностями человека и предъявляемыми средой требованиями.

Самой известной концепцией этого подхода является трансактная модель стресса Кокса и Макэйя, ее сущность заключается в том, что стресс может быть изучен как часть системы взаимодействия личности и социума. Отличается подход тем, что данная модель делает акцент на наличие обратной связи между системами, т.е. феномен рассматривается не как реакция, а как замкнутость системы [5].

Т. Кокс и Дж. Макэй в рамках данного подхода выделили 5 стадий:

1. действие внешних требований социума на человека

2. осознание самих требований и собственных возможностей противостоять им

3. изменения психологического и физиологического состояний организма

4. реакция противодействия стрессовой ситуации

5. обратная связь, влияющая на все остальные стадии динамической системы стресса и формирование исхода каждой из них.

Разработанные стадии, по мнению авторов, представляют систему, которая в свою очередь наиболее оптимально описывает процесс действия стресса. В соответствии с данной моделью стресс рассматривается как процесс–помеха, как отражение взаимодействия между личностью и ее окружением [1].

Еще один вариант представленного подхода принадлежит Р. Лазарусу, который предложил когнитивную модель психологического стресса. Данная теория утверждает: «стресс развивается в том случае, когда требования, предъявляемые человеку, становятся для него испытанием или превосходят его возможности приспосабливаться». Возникновение и развитие феномена, по мнению автора, напрямую зависит от окружающей среды и объективности механизмов защиты человека. Более того, важным моментом появления стресса является умение оценивать ситуацию, а стресс-реакция напрямую связана с чувствами силы или беспомощности в сложившейся ситуации.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что данный подход в отличие от предыдущих моделей более широко апеллирует психологическими факторами. Преимущество подхода заключается в том, что он позволяет определить пути профилактики преодоления стресса. Но, по мнению Т. Кокса, третий подход непригоден в тех ситуациях, когда человек подвергается внезапному физическому утомлению, такие ситуации хорошо описывают первые подходы изучения стресса.

По результатам анализа психологической литературы можно сделать вывод, что на сегодняшний день проблема стресса до конца не изучена, более того, современные исследования рассматривают данный феномен с позиции своих наук, но представленные подходы изучения в большой мере описывают все области проявления и изучения стресса.

Литература

Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 1981.

Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3.

Мельников В.И. Психологическая природа стрессовых состояний личности. Сб.науч.тр. / Отв.ред.В.Г. Леонтьев.-Новосибирск. :НГПУ,2000. С.56-59.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: Медицина, 1960.

Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс. – М., 1970.

Неспособность или потеря доверительного общения с близким окружением;

Низкий уровень или отсутствие социальной поддержки;

Физические и эмоциональные перегрузки на работе.

Изучением стресса и всех аспектов, касающихся этого состояния организма, занимались такие ученые, как Ганс Селье, Р. Лазарус, Ю.В. Щербатых, Р. Ланьера, Фолкмен, Павлов и другие. Они внесли значительный вклад в развитие этой области науки.

Особое внимание следует уделить Гансу Селье, так как именно он является основоположником учения о стрессе. Концепция стресса впервые была сформулирована им в 1936 г. Он еe разработал, проверил в экспериментах на животных и сделал попытку построить новую единую теорию медицины. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе стала возросшая актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он может спровоцировать начало практически любого заболевания. Поэтому в настоящее время растет потребность в расширении наших знаний о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Стресс, как указывал Г. Селье, «является не только злом, не только бедой, но является и великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание». Стресс, по мнению Г. Селье: это не только повреждения и болезни, «но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы». В этом, естественно, состоит положительная роль стресса, его важное социальное значение. Стрeсс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде. При изучении механизмов стресса Г. Селье выявил роль гормонов в стрессорных реакциях и тем самым установил их участие в неэндокринных заболеваниях. Эксперименты на животных показали, что изменения внутренних органов, вызванные инъекцией вытяжек из желез, аналогичны изменениям, отмеченным при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении, при воздействии холода и жары и многих других раздражителей. Эта реакция была впервые описана Г. Селье в 1936 г. как «синдром, вызываемый различными вредными агентами», впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром, или синдром биологического стрeсса. Г. Селье развитие стресса во времени разделил на три стадии:

1) реакция тревоги;

2) стадия резистентности;

3) стадия истощения.

После того как Ганс Селье сформулировал понятие синдрома биологического стресса, были выявлены ранее неизвестные биохимические и структурные изменения организма в ответ на неспецифический стресс. Врачи особое внимание обращали на биохимические сдвиги в организме и на нервные реакции. По мнению Г. Селье, важную роль в реакциях стресса играют гормоны. Гениальность Г. Селье, по мнению большинства ученых, заключается в том, что он сформулировал новую концепцию, позволяющую в разрозненных и пестрых результатах воздействия разнообразных агентов увидеть частные проявления целостного синдрома. В окончательном виде Г. Селье дал определение стресса в своей книге «Стрeсс бездистресса». Он пишет: «стрeсс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование»[8]. У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители — одни из самых распространенных стрессоров, результат воздействия которых обычно наблюдается у пациентов психотерапевтов и психиатров. Можно с уверенностью утверждать, что стрeсс связан с приятными и неприятными переживаниями. Физиологический стресс наиболее слаб в минуты спокойствия, но никогда не равен нулю. Полная свобода от стресса означает смерть.

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, получил широкое распространение как в науке, так и за ее пределами. Часто этот термин применяется для обозначения целого ряда физиологических и психических состояний человека в трудных условиях.

Появление понятия «стресс» в психологии связано с именем Р. Лазаруса, Р. Ланьера, Фолкмена. В дальнейшем стресс становится важной психологической категорией.

Анализируя психические проявления синдрома, описанного Г. Селье, учеными было введено понятие психологического (эмоционального) стресса.

Многолетние исследования в области психологического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при психологическом стрессе влияние психических стрессоров опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, тогда, когда в результате его психологической переработки возникает ощущение угрозы. Обычно это происходит в случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, необходимыми для удовлетворения данных потребностей. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта, личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм, определяющий особенности и уровень стресса [11].

Психологический стрeсс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда.Прежде всего, психологов интересуют всякого рода нарушения психического здоровья, которые имеют в своем основании психические факторы. Различают несколько способов классификации стрессорных реакций, но в основном психологи их подразделяют на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса. Подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Д. Натт выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности: настроение (например, волнение);когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);поведенческие реакции.

Практически ежедневно человек сталкивается с различными компонентами тревожности. Жизнь без стресса невозможна. Сопровождая человека везде и всюду, стресс мешает успешной реализации определенных действий, а иногда наоборот стимулирует на выполнение тех или иных задач. Возможно, жизнь без стресса действительно была бы скучной, но дабы не наносить вред своей нервной системе и организму в целом, человек должен выработать стрессоустойчивость. Сделать это можно придерживаясь определенных правил и методик, которых на сегодняшний день очень много.

[1] Александров Ю.И. Психофизиология СПб 2006, с 326

[2] Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М. Инт-т. Психологии РАН 1995, с 128-135

[3] Герасимов И.В. Стресс: психологические основы и методы снятия Журнал«Психология, социология и педагогика» Февраль, 2013

[4] Гиссен Л.Д. Время стрессов Москва 1990, с 8-20

[5] Китаев-Смык Л.А. Психология стрессаМ.: Наука, 1983 с 165

[6] Кленова М.А., Захарова Ю.С. Индивидуально-психологические особенности склонности к стрессуЖурнал«Психология, социология и педагогика» Апрель, 2015

[7] Кузнецова, Петровская, Рязанцева «Психология стресса и эмоционального выгорания» 2012, с 112-124

[8] Селье Г. «Стресс без дистресса» — Прогресс 1982

[9]Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности Когито-Центр 2010, с 212

[10] Щербатых Ю.В. Психология страха. М.: Эксмо-пресс, 1999 с 416

[11] Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции» Питер СПБ 2012 с 234

[12] Щербатых Ю.В. «Психология стресса» М.: Эксмо, 2006. — 304 с.

www.scienceforum.ru

5 научных способов победить стресс

Ежедневно мы попадаем в стрессовые ситуации, которые в той или иной степени влияют на наше психологическое здоровье. По данным Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), в 2015 году количество взрослых работающих людей, которые по крайней мере раз в месяц испытывали «экстремальный» стресс, выросло почти в два раза. И с этим определенно нужно что-то делать.

К счастью, наука давно обратилась к изучению этого вопроса, а потому к сегодняшнему моменту ученые сформировали целый список методик, позволяющих снизить пагубное влияние стресса. Ниже — сразу пять способов победить стресс, обращаясь к данным исследований и экспериментов.

Позвоните другу

Или отправьте ему сообщение в социальной сети. Согласно серии исследований American Psychological Association, возможность поделиться своими чувствами с другим человеком снижает уровень стресса в несколько раз. Причем, здесь важно учесть, что «доверенным лицом» должен стать тот, который вам по-настоящему близок.

Слушайте музыку

Даниэль Дж. Левитин, нейробиолог из Университета Макгилла, проанализировал данные около 400 исследований, чтобы доказать, что музыка может улучшить наше психическое здоровье. Это происходит за счет снижения уровня кортизола, гормона стресса, что не только усиливает релаксацию, но и укрепляет иммунную систему. В частности, исследования показывают, что люди, которые слушали любимую музыку перед проведением операции, были более спокойными, чем те, кто этого не делал.

Исследование, проведенное экспертами колледжа Лафайетт в Пенсильвании, позволило говорить о том, что поцелуй в течение 15 минут позволяет значительно снизить влияние стрессов на организм человека. NBC сообщает, что ученые анализировали состав слюны до и после поцелуя, и обнаружили, что по завершении этого безусловно приятного мероприятия уровень кортизола в ней был значительно ниже.

Практикуйте йогу

Почему все йоги кажутся такими спокойными? Ответ прост — потому что они находятся в гармонии с собой и окружающим миром, так что стрессы обходят их стороной. По данным клиники Мейо, йога не просто помогает уменьшить беспокойство, но улучшает настроение и гибкость, является отличным «лекарством» от бессонницы и депрессии, а также снижает риск высокого кровяного давления и сердечно-сосудистых заболеваний.

med.vesti.ru

Психологические науки

Арутюнян Е.С., Вольская Ю.А.

Арутюнян Евгения Севановна – магистр,

Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций;

Вольская Юлия Александровна – лаборант-исследователь,

НИЛ Клиническая лингвистика,

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

Аннотация: в статье исследуется влияние моббинга на сотрудников организации и его последствия в виде стресса. В работе описывается проведенное исследование, в результате которого было выявлено, что проявление моббинг-процессов в трудовом коллективе способствует формированию стресса. Таким образом, авторами статьи было выявлено, что стресс как последствие моббинга оказывает негативное влияние на здоровье сотрудников.

Ключевые слова: моббинг, психологический террор, моббинг-процесс, стресс, соматические заболевания, психологические переживания, трудовой коллектив.

Список литературы

  1. Ларченко Н.А. Моббинг, или психологическое насилие в трудовом коллективе: мет. пособ. / Н.А. Ларченко. Волгоград, 2015. С. 25.
  2. Эберхард Г.Ф. Конфликты на работе / Г.Ф. Эберхард. М.: Омега-Л, 2014. 117 с.
  3. Хандурина Г.Н. Психологические аспекты психосоматических заболеваний: учеб. пособие. / Г.Н. Хандурина. Хабаровск: Дальневосточный государственный медицинский университет, 2009. 64 с.
  4. Колодей К. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления: пер. с нем. / К. Колодец. Харьков, 2007. 368 с.
  5. Теммоева Л.А. Личностно-психотипологические особенности больных, страдающих различными психосоматическими заболеваниями / Л.А. Теммоева, И.В. Боев // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2010. № 2. С. 96-99.
  6. Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум / Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.

Ссылка для цитирования данной статьи

Краткая ссылка. Арутюнян Е.С., Вольская Ю.А. СТРЕСС КАК ПОСЛЕДСТВИЕ МОББИНГА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ // Научные исследования №2(21). 2018. С. <см. журнал>.

scientificresearch.ru