Стресс педагогика

Предотвращение стрессов в процессе педагогической деятельности

Психологические науки

  • Орифбоева Дилафруз Дадамирзаевна , преподаватель
  • Наманганский государственный университет, Узбекистан
  • ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРЕССОВ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • МЕТОДЫ
  • ПРОФИЛАКТИКА
  • ЗДОРОВЬЕ
  • ПЕДАГОГ
  • СПОСОБЫ
  • СБЕРЕЖЕНИЕ

Похожие материалы

Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда можно найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения.

От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической — техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями т.д.

Такая ситуация потенциально содержат в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс…

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Основные признаки стресса:

  • физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);
  • эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);
  • поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).
  • Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.

    Причины возникновения стресса.

    Рассмотрим стрессовые ситуации:

    • неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
    • конфликты с коллегами;
    • чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;
    • слишком высокая ответственность;
    • тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.
    • Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда ( повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.), а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.

      Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил. Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель.

      Психологический дискомфорт учителя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках. Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Мышцы, поражённые стрессом, сокращаются и остаются в этом состоянии. Представьте себе, что вы долго несёте что-то тяжелое, рука немеет, вы останавливаетесь и трясете её – можно нести дальше. А вот «трясти» желудок, сердце, как её, невозможно. Как быть? Как помочь себе?

      Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности.

      Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.

      К таким методам защиты от стрессов можно отнести:

    • технику правильного дыхания;
    • аутотренинги, медитация с использованием спокойной, мягкой музыки;
    • релаксация, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
    • физические упражнения, стимулирующие обмен веществ, тканевой обмен, эндокринную систему;
    • Список литературы

      1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 1999. – 105с.
      2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Речь, 2005. – 336с.
      3. Гримак Л.П. Общение с собой: начало психологии активности.-М.: Политиздат,1991-320 с
      4. Алексеева О.Л.,Программа снятия психоэмоционального напряжения у педагогов. г.Дно стр 25.

      Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      novainfo.ru

      Найдено 7 определений термина Стресс

      состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

      англ. давление) – обозначает обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения. Различают стресс положительный и стресс отрицательный. Открытие и описание механизма стресса принадлежит канадскому ученому Гансу Селье (1907-1982 гг.).

      термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстримальные воздействия (стрессоры). В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стрессов: эмоциональный, информационный, социальный и другие. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное (дистресс) влияние на деятельность человека, поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стрессов.

      состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий. Кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты (раздражители) вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Такие функции независимы от специфического воздействия. Это и составляет сущность С. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, вызвавшая С. Имеет значение лишь интенсивность воздействия. Но при значительной интенсивности и неприятной ситуации С. может перейти в дистресс, горе, несчастье, сильное недомогание, истощение.

      от англ, stress — напряжение, давление) — состояние напряжения; совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов — холода, голодания, психических и физических травм. Способность или неспособность индивида контролировать стрессовые ситуации может иметь решающее значение для его функционирования. Умеренный стресс может быть преодолен физическими упражнениями или медитацией (напр., йогой или иными восточными методами медитации); при сильном стрессе часто необходима психотерапия для раскрытия и устранения его причин. Иногда изменение окружения или жизненной ситуации может оказать терапевтический эффект.

      англ. – напряжение) – эмоциональная реакция, возникающая в ответ на экстремальные (неожиданные, разрушающие, болевые и др.) воздействия среды. Стресс проявляется как нарушение физиологической, психологической и социальной гармонии личности. Стрессы бывают информационные, эмоциональные, физиологические. Более всего стрессу подвергаются люди с высоким уровнем притязаний, загруженные работой и не умеющие жить в единстве с природой. Признаки стресса: невозможность сосредоточиться, ошибки, ухудшение памяти, чувство усталости, замедленный или ускоренный темп речи, блуждающие мысли, физические боли, повышенная возбудимость, работа без радости, потеря чувства юмора и др. В жизни человека стресс играет двоякую роль. С одной стороны, он разрушает гармонию, подавляет настроение, вызывает страх и раздражение, но, с другой – «проучивает», т.е. формирует терпение и «боевую готовность» и приспособление к новым условиям. Стресс может не только понижать, но и повышать работоспособность, особенно в искусстве, спорте, в творчестве. Стрессогенные ситуации неизбежны в жизни, они позволяют человеку переживать страдания, ведущие к духовному росту, к мудрости, и смирению

      англ. stress — напряжение), состояние психофизиол. напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики Понятие С. ввел в 1936 канад физиолог Г Селье Он различает эустресс — нормальный С, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс — патологич. С, проявляющийся в болезненных симптомах Селье считал С. неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число раздражителей. В частности, если на мозг ребенка с детства не будет действовать определ кол-во сенсорных, эмоциональных и социальных раздражителей, то психич. процессы не смогут гармонич. но развиваться и социализации личности не произойдет, особенно отчетливо это видно на примерах полной психич. депривации. На обилие раздражителей организм реагирует состоянием С, к-рое играет мобилизующую и потому положительную роль Раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном кол-ве могут вызвать дистресс и затем повлечь соматич заболевания, деформации психики и даже гибель человека Один и тот же раздражитель (стрессор). для одного человека может оказаться мобилизующим, полезным, а для другого может иметь негативные последствия. Способность реагировать на интенсивные внеш. раздражители определяется индивидуально-психол особенностями конкретной личности психофизиол. конституцией, чувствительностью к воздействиям (сенситивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внеш. воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. Поэтому в целях воспитания развитой личности не следует ограждать ребенка от абсолютно всех нежелательных воздействий. Поскольку на протяжении всей его жизни родители и воспитатели все равно не смогут поддерживать вокруг него «тепличные» условия, то чрезмерная опека впоследствии может сформировать личность, не способную противостоять жизненным проблемам и по любому незначит. поводу впадающую в дистресс.

      Лит Левитов H Д О психич. состояниях человека, M, 1964, Эмоциональный стресс, [пер с англ] Л, 1970 Селье Г, Стресс без дистресса, [пер с англ], M, 1979

      Найдено схем по теме Стресс — 0

      Найдено научныех статей по теме Стресс — 0

      Найдено книг по теме Стресс — 0

      Найдено презентаций по теме Стресс — 0

      Найдено рефератов по теме Стресс — 0

      Узнай стоимость написания

      Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
      Узнай стоимость!

      didacts.ru

      Стрессы в работе педагога. Стрессменеджмент

      В течение всего прошлого года мы с коллегами по колледжу обучались в Межрегиональном институте повышения квалификации специалистов НПО по специальности «Педагог-психолог». 3 дня назад я защитила диплом. Тема моей дипломной работы: « Стрессы в работе педагога. Стрессменеджмент». Я работала над этой темой в течение 2-х месяцев. Хочу поделиться с Вами некоторыми аспектами своей работы.

      Стресс — это состояние общего психофизического напряжения, возникающее у индивида под влиянием экстремальных условий, нарушающее механизмы адаптации систем организма и психики.

      Стрессоустойчивость — это интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности.

      Интересные результаты получили английские психологи, исследуя зависимость стрессов от профессии. На самом верху таблицы из 22 позиций находятся профессии шахтера (8,3 балла по 10-балльной шкале) и полицейского (7,7 балла). Замыкают ее работники музея (2,6 балл); библиотекари (2,0 балла). Профессия педагога (6,2 балла) занимает высокую восьмую позицию.

      Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов, самообладания и саморегуляции. По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Поэтому изучение стрессоустойчивости педагога является одной из наиболее актуальных научно-практических задач. С данной проблемой связаны труды Г. Селье, Л. Леви, Р. Лазаруса, Э. Ушаковой, П. Фресса, Ю. С. Савенко, Л.А. Китаевой-Смык, Ф. Е. Василюка и др.

      Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным напряжением, социальным напряжением (выстраивание индивидуальной модели общения с воспитанниками и коллегами, координация общения в коллективе), а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности. Данное состояние напряжения создает барьеры в профессиональной деятельности педагога; последствия блокируют его коммуникативную активность (нарушают взаимодействие с воспитанником и педагогическим коллективом), влияют на физическое и психическое здоровье и в целом на адаптацию (стрессоустойчивость) педагога. Кроме того, стрессовые состояния существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, деформация личностных и характерологических качеств личности педагога.

      В ходе воздействия стресса на личность педагога и снижения стрессоустойчивости в результате профессиональной деятельности можно говорить о формировании синдрома эмоционального выгорания. Термин «эмоциональное выгорание» впервые ввел американский психолог Х.Фреденберг в 1974 году. Другой основоположник идеи выгорания Кристина Маслач определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к другим. В.В.Бойко, разработчик тестов по проблемам эмоционального выгорания, рассматривает феномен «эмоционального сгорания» как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоции в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

      Эмоциональное выгорание — это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

      1) нервное (тревожное) напряжение — его создает хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

      2) резистенция, т. е. сопротивление — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

      3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса.

      Таким образом, эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности и отрицательно сказывается на профессиональной деятельности педагога и его отношениях с партнерами.

      Проблема стрессоустойчивости педагогов выступает как проблема обеспечения сохранения и повышения продуктивности профессиональной деятельности в условиях резкого возрастания нагрузок, укрепления психологического здоровья, преодоления критических жизненных ситуаций.

      Стресс-менеджмент в педагогической деятельности

      В буквальном переводе с английского стресс-менеджмент означает «управление стрессом» . Дать однозначное определение этому термину не просто: стресс-менеджмент включает в себя и управление собой и своим поведением непосредственно в момент стресса, и преодоление негативных последствий стрессовых ситуаций.

      Зачем учиться управлять стрессом? Может быть лучше научиться его избегать? Все дело в том, что совершенно огранить себя от стрессоров (факторов, вызывающих стресс) невозможно . Даже если вы запретесь в четырех стенах, это не поможет вам сбежать от стресса: изоляция может быть сильнейшим стрессогенным фактором.

      Но если стресс нельзя предотвратить, это не значит, что с ним невозможно бороться. Осознанное управление стрессом поможет успешно справиться со стрессовой ситуацией и ее последствиями . Для этого-то и нужен стресс-менеджмент.

      Управление стрессом в профессиональной деятельности делится на два уровня: стресс-менеджмент на уровне организации и стресс-менеджмент на уровне отдельных сотрудников . Эти два аспекта тесно связаны. С одной стороны, педагог не может самостоятельно преодолеть стресс, если в учебном заведении не созданы условия для этого. С другой стороны, созданные руководством условия не помогут работникам бороться со стрессом, если они сами не желают этого делать.

      Стресс-менеджмент на уровне организации включает в себя такие меры:

      — создание благоприятного организационного климата;

      — налаженная система обратной связи;

      — участие сотрудников в процессе принятие решений;

      — командные и проектные формы организации труда;

      — четкое определение должностных обязанностей и границ личной ответственности;

      — равномерное распределение рабочей нагрузки;

      — социальная поддержка персонала;

      — специальные программы управления стрессами.

      Своевременное распознавание стресса. Пожалуй, самая первая стадия управления стрессом – это его своевременное распознавание. Цель — своевременно начать поиск причины стресса. На данном этапе следует уделить центральное внимание симптомам стресса — его поведенческим, интеллектуальным, физиологическим и эмоциональным проявлениям у работников. При этом конечно надо учитывать, что анализ ситуации путем простого наблюдения не всегда представляется возможным и требует комплексного подхода, поэтому исследование логичнее вести в двух направлениях: диагностика объективных показателей деятельности и анализ субъективных показателей.

      Методы диагностики стрессового состояния

      а) объективная оценка — помогает изучить физиологические признаки: показатели деятельности различных отделов центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и эндокринной систем.

      К сожалению, этот метод требует наличия больших средств и времени, сложного инструментария и специалистов, обладающих обширными знаниями в области физиологии и психофизиологии. Поэтому на практике чаще используется второй подход.

      б) субъективная оценка — анкетирование и интервьюирование. Этот метод используется с целью получения информации об основных симптомах и реакциях непосредственно у самого работника. Для этого применяется система специализированных тестов, которые могут строиться по разным правилам:

      В зависимости от преобладания физиологических или психологических симптомов можно определить наличие соответственно физиологического или психологического стресса — это будет большим подспорьем в работе с персоналом, поскольку изменение внешних факторов работы является всегда менее болезненным и сложным мероприятием: часто для решения такого рода проблемы бывает достаточно обычного отдыха.

      К сожалению, очень тяжело обстоит дело с определением уровня стресса, без чего невозможно четко сказать, имеем ли мы дело с недавно возникшим состоянием или это хроническое явление, перерастающее в синдром профессионального выгорания.

      В использованных источниках практически нет информации о том, как составлять тесты для измерения проявлений стресса во времени. Наиболее ценной информацией для психолога стало бы знание о моменте возникновения стрессового состояния и динамике его проявления, поскольку, чем больше продолжительность этого явления, тем более обширные и сложные курсы лечения придется применять.

      Для борьбы со стрессом очень важно желание самих педагогов научиться справляться со стрессовыми ситуациями.

      Индивидуальный стресс-менеджмент включает в себя два основных направления: релаксацию и модификацию поведения.

      Базовая техника релаксации была разработана еще в начале прошлого века. Она состояла в последовательной концентрации на различных частях тела, попеременном расслаблении и напряжении мышц. От пациентов требовалось сосредоточить свое внимание на ощущениях, возникающих при расслаблении, что помогало постепенно достичь все более полной релаксации. Конечно, за сто с лишним лет эти базовые техники успели усовершенствоваться, и сейчас релаксация объединяет в себе подходы медитации и аутотренинга.

      Модификация поведения особенно необходима педагогам, отличающимся повышенной активностью, чрезмерной напористостью и живущим с постоянным ощущением цейтнота. Модификация поведения заключается в замене негативной эмоциональной реакции, связанной со стрессовой ситуацией, на позитивную.

      Индивидуальный стресс-менеджмент зависит от личных качеств педагогов — на то он и индивидуальный. Существует такое понятие, как индивидуальный временной предел стресса . Некоторым нипочем даже длительные значительные перегрузки, такие работники достаточно легко адаптируются к стрессу, не теряя работоспособности. Кому-то достаточно даже небольшой перегрузки, чтобы почувствовать себя полностью выбитым из колеи. А есть категория педагогов, которых стресс мобилизует — только в стрессовой ситуации они способны работать с полной отдачей.

      Стресс-менеджмент — это не просто модное словосочетание. Управление стрессом — это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Работа без стресса невозможна, даже самый дружелюбный коллектив и самая спокойная должность не гарантируют полного избавления от стрессоров. Поэтому необходимо осознанное управление стрессом.

      Если для кого-то данная тема актуальна – привожу список рекомендуемой литературы

      1.Абаков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.

      2.Бодров В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора. // Психологический журнал. — 2007. — №4. — С. 25-28

      3.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР-СЭ, 2006.

      4.Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования и мифы. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

      5.Виткин Дж. Женщина и стресс. — СПб.: Питер-Пресс, 2006.

      6.Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005.

      7.Воробьева М.А. Эмоциональное выгорание педагогов. Диагностика. Профилактика: учеб.- метод. пособие / М.А. Воробьева. – Екатеринбург: УрГИ, 2006 г.

      8.Гессельхарт Р., Хофманн-Буркарт К. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации. М.: ОМЕГА-Л, 2006.

      9.Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004.

      10.Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Стресс-менеджмент. СПб.: Питер, 2012.

      11. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. СПб.: Питер, 2008.

      12.Картрайт С., Купер К. Стресс на рабочем месте / Пер. с англ. – Х.: Гуманитарный Центр, 2004.

      13.Клегг Б. Стресс-менеджмент. С.Пб.: ИД Нева, 2003.

      14.Коноваленко М.Ю. Стресс в работе педагога: техники самопомощи. //Директор школы.- 2011.- №8.

      15.Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта, 2008.

      16.Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). — М.: Дело. 2004.

      17.Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб.: Речь, 2009.

      18.Орленко С. Феномен профессионального выгорания учителей. // Школьный психолог. 2008, №17. – С. 30-33.

      19.Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

      20.Руденский Е. В. Социально-психологические деформации личности учителя// Мир психологии. — 2008. — №2. — С.171-173.

      21.Родионов В., Ступницкая М., Ступницкая К. Учительский стресс. // Школьный психолог. 2006, №4.

      22.Селье Г. Стресс без дистресса — М.: Прогресс, 1979.

      23.Селье Ганс. Что такое стресс.//Психология мотивации и эмоций/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002.

      24.Семенов П. Как защититься от стресса? Практические рекомендации и методики. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

      25.Соколов А. Жизнь без стресса. М:. ИД София, 2003.

      26.Ушакова Е. Здоровье учителя: причины недугов и их профилактика// Директор школы. — 2009. — №1.

      27.Фонтана Д. Как справиться со стрессом: пер. с англ. — М.: Педагогика — Пресс, 2005. 28. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006.

      vyadrinkin.ru

      Стресс педагогика

      Стрессы – вечный спутник жизни человека. Они необходимы для нормальной жизни и обеспечения здоровья человека. Стрессы опасны тогда, когда их воздействия превышают адаптационные возможности человека. Поэтому можно говорить о хорошем и плохом стрессе. Однако по мере развития цивилизации стрессовость жизни и деятельности людей возрастает, все более нарастает негативное воздействие стрессовых обстоятельств на психику человека: техногенных катастроф, стихийных бедствий, социальных потрясений, насилия, этнических, межрегиональных, религиозных и других конфликтов.

      Таким образом, под стрессом понимается общее явление, включающее в себя совокупность стрессовых факторов, ситуаций, обстоятельств и возникающих под их влиянием стрессовых состояний у людей.

      Стрессоры – настоящий бич нашего времени. Однако исследования специалистов показали, что в определенной степени стресс полезен для человека, поскольку играет мобилизационную и побуждающую роль в его жизнедеятельности и способствует адаптации к изменившимся условиям жизни и деятельности.

      Все многообразие стрессоров, вызывающих у человека стрессовые состояния, можно свести в три группы:

      стрессоры прошлого времени (например, накопленные обиды, неудачи, ошибки прошлых лет, постстрессовые состояния, возникшие в результате воздействий прошедших экстремальных обстоятельств и т.п.);

      стрессоры настоящего времени (любая проблема, болезни и т.п.);

      стрессоры будущего времени (предстоящая сдача экзаменов, возможный раздал собственности, развод и т.п.).

      Знание и понимание истоков стрессовых состояний необходимо для более успешной их коррекции, а возможно, и недопущения.

      Особый класс психических явлений человека составляют психические состояния, под которыми принято понимать своеобразие функционирования психики человека в данный момент или в течение какого-то времени.

      Привычным явлением стал стресс на работе. Фактически любая служебная ситуация может стать и является потенциальным источником стресса. К числу наиболее распространенных стрессовых ситуаций, возникающих на работе, относятся:

      — неорганизованность или неспособность распределять время;

      — конфликт с начальниками или коллегами;

      — недостаточная квалификация специалиста, его профессиональная неподготовленность;

      — чувство перегруженности работой;

      — слишком высокая или слишком низкая ответственность;

      — неспособность укладываться в сроки;

      — неумение применять свои навыки;

      — отсутствие поддержки со стороны руководства и др.

      Психическая напряженность – одно из наиболее часто встречающихся стрессовых состояний. На работе наиболее типичными стрессорами, вызывающими у специалиста психическую напряженность, являются: дефицит времени, ограниченность информации о тех или иных обстоятельствах профессиональной деятельности, высокая динамика или монотония трудовой деятельности, низкий уровень социальной защищенности работника, высокая интенсивность труда и др.

      Напряженность – это состояние повышенного функционирования психики и организма человека в тех или иных обстоятельствах.

      Современная медицина считает, что стресс является основной причиной многих заболеваний. Вместе с тем стресс все больше становится повседневным условием нашей жизни, возникает привычка к нему, мы научились жить со стрессом.

      www.solidpsyholog.ru