Стресс презентация менеджмент

Содержание:

Презентация к уроку по теме:
Стресс-менеджмент, или Приёмы профилактики и преодоления

Авторская презентация по модульным курсам » Стресс-менеджмент, или Приёмы профилактики и преодоления».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Cтресс-менеджмент , или Приемы профилактики и преодоления Подготовила: Марышева Елена Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ Красноармейская СОШ .

Что такое стресс? Стресс — это состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях «Негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации»

Факторы стресса 1группа – нам неподвластны 2группа – мы можем оказать влияние Положительные мысли создают благоприятные ситуации в нашей жизни , а негативные — болезни и страдания.

Три стадии стресса Стадия тревоги. Стадия сопротивления. Стадия истощения

Реакция на стресс Время Переживаемые эмоции и чувства Событие Радость, восторг Общение с детьми обида Общение с администрацией гнев Общение с родителями

Тактика поведения Первая — когда враг игнорируется или делается попытка сосуществовать с ним. Вторая тактика — это бой. Третья тактика — это бегство от врага без попыток сосуществовать или уничтожить его.

Шкала перемен, оказывающих стрессовое воздействие на человека

Профессиональный стресс Повседневная работа учителя постоянно погружает его в эмоционально напряженные ситуации: ученики не могут усвоить учебный материал, не проявляют должного усердия, нарушают дисциплину. Время от времени возникают конфликты с родителями. Коллеги не всегда проявляют понимание в отношении нагрузки. Администрация чрезмерно загружает дополнительными обязанностями или излишне контролирует, требуя разнообразных отчетов.

Основные факторы стресса учителя перегрузки; конфликтные ситуации, возникающие с различными категориями участников образовательного процесса (коллеги, администрация, ученики, родители учеников); систематические нововведения, вынуждающие менять привычные формы работы; неудовлетворенность социальным статусом.

Первый шаг сделан, второй — за вами Нужно ли вам учиться бороться со стрессом? Что нужно взять на вооружение? -уступать в мелочах, стоять на главном -сон («Об этом я буду думать завтра) — «место покоя» -мобилизоваться

Упражнения Упражнение с глубоким дыханием. Физические нагрузки (спорт, работа на участке, прогулки)

3 .Прослушивание музыки 4 .Расслабление мышц рук. 5. Расслабление мышц лица. 6 .Упражнение на изменение нереалистичных убеждений (рациональные и иррациональные мысли)

«Самое большое, на что способны другие, — это поддержать и направить тебя, когда ты блуждаешь в потёмках. Но путь к свету ты должен пройти сам, полагаясь лишь на свои силы и способности.» В.А.Родионов

Желаю удачи и будьте здоровы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неуспевающий ребёнок младшего школьного возраста — проблема в современной школе.Как помочь таким детям? Чаще всего педагог ограничивается дополнительными занятиями. или, что ещё хуже — давление на род.

Система работы по предупреждению и преодолению трудностей учения.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, ком­бинируются различные методы, техники и приемы, — как традиционные, так и нетрадиционные (аретерапев.

На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием «трудности обучения». Целесообра.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичн.

Становление целостной личности невозможно без языковой составляющей. Нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников и имеют одинаковую этиол.

Представленный материал может быть использован учителями — логопедами, работающими в логопедических пунктах общеобразовательных учреждений.

nsportal.ru

Стресс-менеджмент «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни» — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемКсения Тюменцева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Стресс-менеджмент «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни»» — Транскрипт:

1 Стресс-менеджмент «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни» Ганс Селье Гайнутдинов Р.М. канд. психологических наук 1

2 Стресс Стресс – (от англ. stress давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз англ.неспецифическая (общая) реакция организма ( Уолтер Кэннон; Ганс Селье 1936 год) Уолтер Кэннон Ганс Селье

3 Словом стресс (от англ. stress – давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры. Стресс менеджмент (управление стрессами) популярная наука о том, как можно управлять собой в моменты стресса, а также, как максимально эффективно преодолевать последствия негативных ситуаций.

4 Кривая стресса Вывод по кривой стресса: умело поддерживать здоровый стресс

5 В профессиональной деятельности выделяют два основных уровня управление стрессами на уровне организации управление стрессами на уровне отдельной личности.

6 К организационным мерам управления стрессами относятся: создание благоприятного организационного климата; повышение уровня культуры управления; меры социальной поддержки персонала; научная организация труда; психологические меры (использование приемов внушения); использование руководителем различных форм самоконтроля;

7 Руководителю – «прежде -исцелись сам» Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки и т. д. Руководитель должен сначала научиться справляться со своим собственным стрессом. Только после этого можно говорить об анти стрессовом руководстве.

8 К индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса относятся прежде всего умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения. Релаксация в современной интерпретации объединяет два подхода: аутотренинг и медитацию. Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения. Важным в антистрессовой работе руководителя является профилактика профессионального выгорания сотрудников ОУ

9 Термин эмоциональное выгорание Введен в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Согласно современным данным, под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, редукцию профессиональных достижений и деперсонализацию (цинизм)

10 Составляющие ЭВ Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

11 Составляющие ЭВ Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

12 Факторы выгорания Организационные факторы: условия материальной среды, содержание работы и социально- психологические условия деятельности; Внутренние факторы;

13 Внутренние факторы: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивная интериоризация обстоятельств профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности; неэмоциональность или неумение общаться; алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связана с тревогой; трудоголизм; люди без ресурсов …

14 Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них; Дестабилизирующая организация деятельности: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней бюрократического шума – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе.

15 Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д. Например, педагог: за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются

16 Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности Определяется: конфликтностью по вертикали, в системе руководитель – подчиненный, «педагог- студент» и по горизонтали, в системе коллега – коллега; «педагог-родитель». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы

17 Психологически трудный контингент У педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который портит вам нервы или доведет до белого каления. Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: не следует обращать внимание…

18 Постепенно он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно: профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной

19 Склонность к эмоциональной ригидности: эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан; повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться; формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.

20 Интенсивная интериоризация Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль; По молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Профессор Решетова Т.В. называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами Я.

21 Гайнутдинов Р.М. канд. психологических наук 21 Один из элементов профилактики выгорания — формирование устойчивости к стрессам Вначале должна идти диагностика: Нужно ли вам бороться со стрессом? Каким образом, с помощью каких средств вы справляетесь с ним? Какова «цена» вашего успеха, ваших достижений и вашей работы для вашего психического и физического здоровья? В чем основные причины стрессов, которые вы испытываете? Стресс или дистресс Совет дня от психолога: не можешь изменить ситуацию – измени точку зрения на нее!

22 Гайнутдинов Р.М. канд. психологических наук Физическая нагрузка: лучший способ избавиться от стресса — «вогнать его в мышцы», спортзал, танцы, аэробика… 2. Восточные практики (йога, дыхательная гимнастика, единоборства …) 3. Оздоровительные процедуры: Баня. Массаж. Бассейн, СПА. 4.Гирудотерапия… 5.Дача, работа на земле, колка дров… 6.Природа: лес, водоем, солнце… 7. Сон 8.Искусство: Музыка. Хорошая книга. Фильм. Театр… 9.Путешествия, поездки, отдых на море… 10.Хобби: Вязание. Шитье. Коллекционирование. Литература…. 11. Компьютерные игры, соц. сети, … 12. Бытовые занятия, требующие внимания или дающие физическую нагрузку: Уборка. Выбивание ковров. Ремонт… 13.Шопинг. Выбор и заказ обновки… 14. Встреча с друзьями Внимание со стороны близкого человека. Подарок… 16.Флирт. Секс… 17.Алкоголь. Табак. Наркотик… 18.…. Житейские способы снятия напряженности и стресса

23 Специальные техники и методики: 1. Аутотренинг 2. Медитативные техники 3. Релаксационные техники 4. Йога 5. Дыхательная гимнастика 6. Психокоррекционные группы: — Т- группы; группы встреч; гештальт- группы; группы психодрамы; группы телесной терапии; группы тренинга умений.

24 Отдыхайте БСЭ: «В физиологическом смысле отдых состояние особой деятельности, когда клетка, оставаясь свободной от работы, восстанавливает свой нормальный состав». Мозг формирует 2% массы тела человека, но потребляет четверть кислорода, поступающего в организм — больше гуляйте. Физические упражнения способствуют снабжению мозга кислородом и кровью, а также стимулируют выделение нейротропных факторов, кот. предотвращают разрушение клеток мозга. Больше тренируйтесь. Мозг наращивает силу при активном использовании. Больше получайте разносторонних знаний. Мозг восстанавливает энергию во сне, но: при времени сна меньшем 4- х часов смертность возрастает в 2,5 раза, а когда человек спит больше 10 часов, смертность становится в 1,5 раза выше. Спите оптимальное время.

25 Выгорание очень инфекционно поэтому может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; Взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание выгорающих. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса.

26 Выгоранием могут страдать и организации высокая текучесть кадров; снижение вовлеченности сотрудников в работу; поиск козла отпущения; антагонизм групповых процессов и наличие группировок; режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство, или проявлении беспомощности и безнадежности; развитие критического отношения к сотрудникам; недостаток сотрудничества среди персонала; прогрессирующее падение инициативы; рост чувства неудовлетворенности от работы; проявления нелояльности к организации и её руководителям

27 Ведущий фактор формирования позиций Человек рождается в позиции Я не Окей, ты Окей (зависим от сильных взрослых) – Т. Харрис; Если ребенка любят, он доверяет родителям, научается договариваться с ними – эта позиция меняется на другую. Поглаживания (физические, психологические) как проявление любви и миролюбия мира.

28 Пространство жизненных позиций Другой Окей Другой не Окей Я Окей Здоровая позиция (я Окей — Ты Окей) Позиция победителя Позиция превосходства (я Окей — Ты не Окей) Позиция «над» (в мягкой форме — непрошенный советчик; в самой жесткой – убийца) Я не Окей Депрессивная позиция (я не Окей — Ты Окей) Позиция неудачника Позиция безнадежности (я не Окей — Ты не Окей) – феномен «выученной беспомощности» Позиция проигрыша

29 «Деловые люди, которые не знают, как бороться со стрессами, умирают молодыми» Нобелевский лауреат А.Кэррел

30 Как говорил Ницше: Все что не убивает нас – делает нас сильней. Человек справится с любым «как», если знает «зачем».

31 Как говорят гештальтпсихологи «Я есть я, и я живу не для того, чтобы оправдывать твои ожидания» «И ты есть ты и ты живешь не для того, чтобы оправдывать мои ожидания»

32 Время летит, и жизнь проходит мимо Многие из нас уже обнаружили, что времени и сил на семью, на друзей и, что хуже всего, на самих себя остается все меньше. По сути, мы стареем быстрее, чем наши родители. Каждый день мы говорим себе: «Вот закончу это дело – и сразу начну больше времени уделять себе, семье, друзьям, наконец!» А вот и не получится. Еще до того как мы заканчиваем «это дело», на нас сваливается еще несколько таких же или даже еще более важных – и свободного времени у нас так и не появляется. Важно понять, что оно не возникнет само собой

33 Средства структурирования времени как средства профилактики стресса Нужно рассматривать время, затрачиваемое на себя, свою семью, близких, как религиозные праздники. Какое бы Священное писание мы ни взяли – Библию, Тору, Коран или другое, – мы не найдем там слов вроде «почитайте Господа, когда найдете время». Есть определенные дни, когда верующие отмечают Рождество, Хануку и подобные праздники. Так же строго определено и зарезервировано должно быть наше личное время, отведенное на семью, близких и самих себя. Иначе мы никогда не найдем времени на самое важное в жизни – работа никогда не кончается и постоянно порождает новую работу.

34 Создай «священное писание» собственной жизни Если мы посмотрим внимательно на верующих людей, мы обнаружим, что они меньше подвержены стрессу. Их жизнь регламентирована религией, эти люди вверяют себя высшей силе, как бы они ее ни определяли, и действуют «по инструкции», заложенной в Священном писании. Неверующим в этом плане сложнее – им приходится самостоятельно разрабатывать для себя подобные «инструкции» и следовать правилам организации труда и отдыха столь же неукоснительно, как Священному писанию! Берегите себя для других и других для себя…

35 Список рекомендованной литературы: Резник С.Д., Удалов Ф.Е. Персональный менеджмент. Учебник. М Гайнутдинов Р.М. канд. психологических наук 35

36 Спасибо за внимание! Даты следующих вебинаров вы найдете на сайте

www.myshared.ru

Презентация на тему: «Стресс — менеджмент»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Stress – management (УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ)

Что такое стресс-менеджмент? это специальная технология, при помощи которой можно: минимизировать стрессовое воздействие на человека; нейтрализовать последствия неизбежного стрессового воздействия на него.

Немного статистики: 100% стресс – смерть близкого человека; 73% — развод; 63% — тюрьма; 53% — болезнь, травма; 50% — свадьба; 47% — увольнение; 45% — выход на пенсию; 40% — изменение финансового положения; 25% — перемены в условиях жизни; 13% — отпуск.

Положительные стороны стресса Стресс является не только злом, не только бедой, но является и великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание. Стресс придает остроту жизни. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде. Стресс делает нас «лучше».

«ДЕРЕВО СТРЕССА» Листья — симптомы стресса, плоды — болезни, к которым приводит стресс, ствол дерева стресса — это напряжение, корни — причины стресса, или стрессоры.

Как можно справляться со стрессом? Симптоматические методы – нейтрализация последствий на уровне тела (нарушение сна,раздражительность, психосоматические заболевания и д.р.). Результаты быстрые, но крайне нестойкие. Каузальные – устранение ситуации, вызывающей стресс или изменение отношения человека к этой ситуации. «Не можешь поменять ситуацию, поменяй свое к ней отношение». Поменять ситуацию не всегда возможно, а поменять отношение к ней на деле не так просто и не для каждого приминимо. Профилактические – управлять стрессом на всех уровнях.

Интеллект Чувства, эмоции Бессознательное Тело Дух Миссия, ценности, смыслы Позитивный подход Удовольствия, любовь, хобби, принятие Визуализация ЗОЖ Уровни проявления стресса: Техники управления стрессом:

  • Чаплиева Екатерина Николаевна
  • 76
  • 19.04.2018
  • Номер материала: ДБ-1473824

    Не нашли то что искали?

    Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

    Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

    Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

    Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    infourok.ru

    Презентация к открытому уроку по теме «стрессменеджмент»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    ТЕМА УРОКА «СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ» ТЕМА УРОКА «СЕКРЕТАРСКИЙ СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ»

    Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) Ме́неджмент (от англ. management) — управление, руководство, умение управлять)

    Вернадский Владимир Иванович (28 февраля 1863 — 6 января 1945) — русский учёный-физиолог

    «Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек»

    Ганс Гуго Бруно Селье (26 января 1907— 16 октября 1982) канадский физиолог и эндокринолог австро-венгерского происхождения

    ВОЗРАСТ И СТРЕСС

    Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни. Ганс Селье

    Нечеткие ролевые обязанности

    Личные проблемы сотрудника

    СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ – ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШО! Стрессоустойчивость – это способность человека выдерживать стрессовые нагрузки без негативных последствий

    Первый урок стрессоустойчивости: анализ ситуации

    Категории стрессовых ситуаций управляемые неуправляемые

    Второй урок стрессоустойчивости: находим выход эмоциям

    Третий урок стрессоустойчивости: выполняем упражнения

    Четвертый урок стрессоустойчивости: заботимся о своем здоровье

    Пятый урок стрессоустойчивости: агрессии – нет!

    Задание: разделить фотографии по номерам, назвать причины стресса и способы снятия стресса

    Причины стресса Способы снятия стресса 2 Личные проблемы 1 Музыка 4 Много дел одновременно 3 Расчесать волосы 6 Жара, духота 5 Аромотерапия 8 Нехватка времени 7 Сон 9 Чужая карьера 10 Выдавить лимон 13 Агрессивный руководитель 11 Спорт (бокс) 16 Зарплата 12 Лекарственные препараты 17 Беспорядок, неубранное помещение 14 Крик 15 Цветотерапия 18 Поплакать

    Миф 1: Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении

    Миф 2: От стресса страдают только психологически слабые люди

    Миф 3: Установить причины стресса несложно

    Миф 4: Все люди реагируют на стресс одинаково

    Миф 5: Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса

    «Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого!» (В.В. Путин)

    Домашнее задание 1 Составить конспект в тетради по опорному конспекту. 2 Пройти тестирование «Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость)» 3 Подготовиться к контрольной работе по теме 4.1 «Деловое общение с коллегами и посетителями».

    • Эрстенюк Алла Леонидовна
    • 659
    • 11.02.2016
    • Номер материала: ДВ-444226

      Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

      Вам будут интересны эти курсы:

      Вы первый можете оставить свой комментарий

      Сертификат о создании сайта

      Грамота за использование ИКТ в работе педагога

      Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

      Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»