Стресс профессиональной деятельности менеджера

Финансовый Менеджмент

психологические аспекты маркетинга и менеджмента в процессе его эволюции

Макс Вебер, Анри Файоля, Кароль Адамецки, Ф. У. Тейлор, Лилиан Джилбрет, Г. Эмерсон, Э. Мейо

Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк Джилбрет, Мэри Паркер Фолле, Дуглас Мак-Грегор, Грейсон О’Делл

Мори Дзэдзи, Акио Морито, Й. Олстон и др.

Можно сказать, что стресс в профессиональной деятельности менеджера – одна из ее отличительных особенностей. Причины, его вызывающие, – стрессоры сами по себе достаточно разнообразны, но все-таки к числу наиболее характерных из них обычно относят:

повышенную ответственность за качество работы подчиненных и результаты деятельности организации в целом;

высокие требования к надежности (безошибочности) собственной деятельности;

– большой объем работы и связанные с ним перегрузки;

необходимость принимать слишком много решений;

– необходимость работать быстро и подчас в условиях дефицита времени;

взаимоотношения на работе (с вышестоящим руководством, подчиненными, клиентами);

перспективу ухода (в том числе преждевременного) на пенсию и др.

Среди профессионально важных качеств, с ориентацией на которые осуществляется психологический отбор менеджеров, есть и явно несущие на себе стрессовую нагрузку. Это стремление увеличить круг своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня; умение находить необходимые решения в условиях большой степени риска; способность принимать жесткие, непопулярные, но оправданные в конкретной ситуации решения.

Проблема стресса становится особенно серьезной для менеджера, если ему присущ так называемый личностный стиль поведения по типу А. Установлено, что личности типа А с большой долей вероятности подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям в силу свойственных им особенностей поведения. Они отличаются настойчивой устремленностью к успеху, конкурентностью, эгоцетризмом, стремлением все делать в ускоренном темпе по принципу «время не ждет» (которого им, как правило, не хватает на осуществление всего намеченного), постоянным напряжением, высокой работоспособностью.

Таким образом, стрессоустойчивость менеджера является одним из определяющих факторов в обеспечении его здоровья. Ее формирование представляет собой важную практическую задачу, которая не имеет однозначного решения и требует принять во внимание ряд аспектов.

Немалые ресурсы в противодействии стрессу связаны с качеством профессиональной подготовки менеджера. Чем она более обстоятельна и систематична, тем больше у менеджера возможностей справиться в своей деятельности с нестандартными ситуациями. Еще одну, уже достаточно апробированную, возможность в этом плане дает общая физическая подготовка, которой следует уделять постоянное внимание. Не последнюю роль играет организация питания, а в случае необходимости и соблюдение специальной диеты. Признание заслуг со стороны непосредственного руководства, уважение сотрудников, авторитет в глазах подчиненных – все это тоже существенно помогает менеджеру преодолевать испытания стрессом. Противодействие ему станет намного успешнее, если менеджер будет придерживаться в организации своей деловой и личной жизни следующих рекомендаций:

  • Уметь распоряжаться собственным временем. Надо найти в этом вопросе правильный подход и проявлять настойчивость в его реализации.
  • Отделять существенное от второстепенного. Не пытаться браться за все. Следует оставлять время только на самое важное дело с точки зрения конечных целей.
  • Поддерживать и развивать контакты, наиболее важные для основной работы.
  • Не забывать, что главная ответственность за успешность профессиональной карьеры лежит на самом человеке.
  • Не замыкаться в себе и помнить, что немало полезного для своей работы можно получить от активного общения с окружающей средой (руководством, коллегами, сотрудниками, друзьями).
  • Уметь вознаграждать себя за хорошие достижения в работе. Причем вознаграждение далеко не всегда должно выражаться в денежном поощрении (можно отметить свой успех в кругу друзей, приобрести какую-то ценную для себя книгу, отправиться в туристический поход, путешествие и т.д.).
  • Надо заботиться о поддержании в себе душевной бодрости и положительного отношения к своей работе (не «застревать» на ошибках, неудачах).
  • Активно развивать и укреплять свои сильные стороны, терпеливо исправляя недостатки.
  • Не жалеть сил на создание крепкой семьи. Крепкая семья – одно из главных условий достижения деловых успехов.
  • Оберегать и поддерживать отношения с друзьями. На этом не следует экономить время.

finansoviy-m-ru.1gb.ru

Управление стрессами и конфликтами

Стрессы в профессиональной деятельности менеджера

Профессиональный стресс и его негативные последствия

Изначально явление стресса изучалось медициной и психологией, однако в последнее время этим явлением интересуются исследователи и консультанты в области управления, руководители и рядовые менеджеры. Издаются специальные пособия, проводятся научные и обучающие семинары, создана Международная ассоциация управления стрессом, большой популярностью пользуются интернет-ресурсы, посвященные этой проблеме.

Рост интереса к данной проблеме связан с тем, что в новых условиях стресс стал неотъемлемым обстоятельством жизни и деятельности множества людей, он влияет на их настроение и здоровье, на удовлетворенность работой и ее результаты. Профессия менеджера — одна из тех, где управлению стрессами уделяется особое внимание.

Необходимость приспосабливаться к внешней среде заставляет человека вырабатывать адаптивные (приспособительные) реакции. В тех случаях, когда этого оказывается недостаточно, и с неблагоприятными внешними условиями справиться не удается, возникает повышенное эмоциональное напряжение, которое и было названо стрессом. Сущность стрессовой реакции состоит в активации организма, мобилизации его ресурсов для улучшения адаптации к новой ситуации. При умеренном стрессе улучшаются внимание, память, мышление, что помогает достичь более высоких результатов, в срок выполнить задание, предотвратить неприятности, а иногда стресс даже спасает жизнь. При благоприятных условиях это состояние может перейти в оптимальное рабочее, а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, связанное со снижением работоспособности, ухудшением самочувствия, физиологическими расстройствами и истощением энергетических ресурсов. Такое состояние получило название дистресс; именно это явление вызывает обеспокоенность как исследователей, так и людей, его переживающих, так что чаще в литературе понятия «стресс» и дистресс» употребляются как синонимы.

Симптомы, возникающие на этой стадии развития, являются не столько проявлениями стресса, сколько его последствиями. Человек становится беспокойным, раздражительным, не способен сосредоточиться, затрудняется принимать простые решения, часто впадает в панику. У него могут развиться неврозы, психосоматические заболевания, поведенческие и эмоциональные нарушения (например, депрессия, упадок сил и так называемый «синдром хронической усталости»). Термин синдром используется для обозначения набора признаков, имеющих общий механизм возникновения и характеризующих определенное неблагополучное или болезненное состояние.

Для ряда так называемых коммуникативных (сервисных) профессий, в том числе и для менеджеров, характерно проявление синдрома профессионального (эмоционального) выгорания, который может развиться в результате длительного действия факторов, вызывающих стресс (стрессоров). Профессиональное выгорание возникает на фоне хронического стресса, истощения эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Этому способствует накопление отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Выделяют следующие основные проявления синдрома эмоционального выгорания:

а) чувство безразличия, эмоционального истощения, хронической усталости (физическое недомогание, подавленность, раздражительность, постоянные беспричинные негативные переживания, беспокойство и тревога, неспособность отдаваться работе так, как это было прежде, при этом переживание «гиперответственности» и страх неудачи);

б) дегуманизация (негативное отношение к подчиненным, коллегам и клиентам, повышенная критичность к окружающим, дистанцирование или, наоборот, повышение зависимости от них, увеличение числа конфликтов, восприятие деловых партнеров, клиентов и коллег как средства достижения своих целей);

в) негативное самовосприятие в профессиональном плане (недооценка уровня своей подготовки и способностей, своих профессиональных достижений, служебных достоинств и перспектив);

г) негативное отношение к работе и нерациональное оперирование рабочим временем (работа воспринимается как тяжелая и неинтересная, ее результаты безразличны, трудовая мотивация снижена; трудно правильно расставить приоритеты, сотрудник начинает хуже работать, уклоняется от ответственности, нерационально тратит рабочее время, не выполняет приоритетные задачи и «застревает» на мелких деталях, часто берет работу на дом и не выполняет ее, упускает что-то важное и «застревает» на второстепенных деталях, и т.д.).

Для снятия напряжения некоторые начинают злоупотреблять сильнодействующими лекарствами, алкоголем и курением. В результате человек либо серьезно заболевает, либо «уходит в себя», отстраняется от работы, либо увольняется, чтобы полностью изменить образ жизни.

Таким образом, возникающие в работе менеджера стрессы могут приводить к крайне негативным последствиям как для самого работника, так и для организации в целом. Для профилактики и преодоления деструктивных последствий профессиональных стрессов изучаются причины их возникновения и разрабатываются программы по управлению стрессами (стресс-менеджмент).

studbooks.net

Стресс в профессиональной деятельности менеджера

Виды и причины профессионального стресса (дистресса). Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации. Правила поведения в условиях стресса. Основные характеристики манипулятора и его жертвы. Проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни.

Подобные документы

Природа и причины профессионального стресса. Стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса, стратегии и модели его преодоления. Психологическое обоснование применяемых методов и методик. Характеристика выборочной совокупности.

дипломная работа, добавлен 04.03.2011

Определение понятия стресса и стрессора. Основные виды стресса. Симптомы стресса с психосоматическими заболеваниями. Методы психотерапии стресса. Когнитивно-поведенческая психотерапия стресса. Роль стресса в развитии психосоматических заболеваний.

реферат, добавлен 11.08.2016

Понятие стресса, основные причины. Стресс и фрустрация. Физиологические механизмы стресса. Причины и признаки стрессового напряжения. Способы выхода из стресса. Факторы вызывающие стресс. Методы профилактики стресса. Стрессовый и нестрессовый стиль жизни.

курсовая работа, добавлен 23.01.2010

Понятие и причины возникновения стрессов. Теории и модели профессионального стресса. Оценка нервно-психической устойчивости личности и адекватного разрешения конфликтов. Исследование феномена профессионального стресса в процессе деятельности работников.

курсовая работа, добавлен 25.02.2010

Исследование феномена стресса в условиях современного технологического общества. Анализ теорий и причин возникновения стрессов, определение внешних и внутренних стрессоров. Стадии динамики развития стресса, на которых происходит развитие дистресса.

статья, добавлен 28.05.2017

Понятия стресса, дистресса и аффекта. Причины, симптомы и последствия положительного стресса (эвстресса) и негативного типа стресса (дистресса). Способы борьбы с психологическими переживаниями, которые негативно влияют на эмоциональное состояние личности.

реферат, добавлен 29.04.2014

Определение понятия стресса, его влияния на организм. Классификация и основные психологические проявления стресса. Разработка рекомендаций для руководителей по нейтрализации влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации.

дипломная работа, добавлен 17.01.2016

Природа стресса — состояния напряжения, возникающего у человека под влиянием сильных воздействий. Факторы, которые влияют на возникновение стресса личности в организации. Особенности построения антистрессовой стратегии. Управление стрессами в коллективе.

реферат, добавлен 11.10.2014

Основные черты психического стресса. Особенности проявления и причины эустресса, дистресса, эмоционального и психологического стресса. Преимущества и проявления стрессоустойчивости в повседневной жизни. Психологические средства стрессоустойчивости.

курсовая работа, добавлен 20.01.2015

Понятие стресса, признаки стрессового напряжения, причины возникновения этого состояния. Признаки кратковременного и затяжного стресса. Формы адаптации. Опытно-экспериментальное исследование профессионального стресса медицинских работников среднего звена.

allbest.ru

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Реферат на тему

«Стресс в профессиональной деятельности менеджера»

По дисциплине: Психология

Родионова Ю.А

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную и отрицательную формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Сама проблема стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии дурака-начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником-дураком). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т.п.

Во всех этих и подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого достоинства в условиях современного производства. Но особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном — в справедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает в праве человеку чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и чувствовать себя полноценным гражданином и личностью. Все это, в итоге, создает базу и для стресса, и для фрустрации, и для глубочайшего внутреннего кризиса работника. Конечно, частично такой работник может успокоить себя тем, что «важны не деньги, а сам процесс труда» или «ощущение того, что твой труд полезен людям, даже безотносительно того, насколько люди благодарят работника». Но в глубине души ущемленный в зарплате работник все равно сохраняет обиду (если у него еще осталось хоть какое-то достоинство). И эта обида, которая должна быть направлена на тех, от кого зависит оплата труда, направляется на самого работника (согласно механизму образования дистресса, разрушающего самого человека). А может, так и должно быть? Может это и есть главное наказание для работника за неуважение к самому себе и к своему труду.

Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью» (Самоукина, 1999. С. 186). Фактически речь скорее идет о профессиональном дистрессе. К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс (дистресс) — это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.

Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса) (Самоукина, 1999. С. 186-187):

· Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

· Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

· Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде (см. Самоукина, 1999. С. 189-190). При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:

· в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;

· в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);

· в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием».

Основные правила поведения в условиях стресса:

· наблюдать за самим собой;

· искать способы «остановки» самого себя (типа «взять перерыв», «сделать паузу в общении»);

· перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься);

· задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).

Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:

· раздражительность в деловом общении.

1. )привычка общаться на повышенных тонах;

2). неуверенность самого человека (как известно, часто «собака громко лает от страха» — Н.П.);

3) тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п.

· коммуникативная агрессия. Главная причина — стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе.

Главная проблема — человек не всегда осознает собственной агрессивности.

Принцип справедливости в общении выражается в следующем правиле: «Сколько сил, времени и поддержки человек отдает в общении с кем-то, столько же сил, времени и поддержки он получает от другого человека».

Важную роль в профессиональном общении играет способность формулировать отказ в деловых отношениях. Предлагается формула вежливого отказа, включающая три основных этапа высказывания:

· фраза, имеющая положительное содержание (положительную оценку собеседника, отношения или ситуации);

· фраза, содержащая отрицательное отношение (формулировку отказа и его объективных причин);

· фраза, содержащая опять положительное содержание (положительный прогноз удовлетворения просьбы партнера в будущем ради сохранения хороших с ним отношений).

Особо острой и нерешенной является проблема манипулирования в деловом общении. Выделяются основные характеристики манипулятора и его жертвы. Главные цели манипулятора — корысть и самоутверждение. Главная добыча манипулятора — хорошие, добрые и гуманные люди (манипулятор как бы «завидует» им, а также пользуется их добротой и открытостью). Сам манипулятор не способен к открытости и искренности (и нередко даже страдает от этого,т.к. сам является «игрушкой»).

Предлагаются основные варианты защиты от манипулирования:

· укрепление своей жизненной позиции;

· укрепление уверенности в себе (каждый может ошибаться, менять свои ценности, имеет право на «отказ»… и не стоит из-за этого винить себя);

· владение техниками общения (понимать, что реально происходит в общении, понимать самого себя и т.п.).

Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.

Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь — несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.

Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще «бояться жить»…

Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов».

Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха.

Особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред). Формула «Все зло от больших денег» действительно срабатывает, но… если они приходят неожиданно и, главное, — незаслуженно. Количество денег (много их или мало) — относительно.

Проблемы (для богатого) начинаются тогда, когда оказывается, что не все можно купить за деньги (например, не каждая женщина «продается», да и вообще, возможно ли «покупать» любовь, если это действительно настоящая любовь. ). И тогда богатый человек, опасаясь неудач с такими «покупками», сам стремится оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что еще больше усугубляет его личностную деградацию.

· отсутствие адекватной реакции, что влечет за собой нежелательные (негативные) последствия;

· новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемые ситуации;

· мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведет к перенапряжению).

В целом можно выделить две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде»:

1. В более узкой трактовке стресс — это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т.е. перегрузка, сверх-стимуляция и т.п.

2. В более широкой трактовке стресс — это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек — среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника.

Анализируя причины низкой удовлетворенности трудом, выделяются следующие их основные группы :

1) Связанные с условиями труда: риск для здоровья и безопасности; интенсивность заданного темпа и физической нагрузки; большая продолжительность труда (особенно, если она навязана кем-то); вечерние и ночные смены; неопределенность заданий; недостаток контроля в течение работы.

2) Связанные с содержанием труда: недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи (одни и те же примитивные операции).

3) Связанные с взаимоотношениями в группе; отсутствие возможности реально взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным (реальным) взаимодействием; неприятие сослуживцами.

4) Связанные с руководством: изоляция от процесса принятия решения; невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаток внимания и понимания со стороны руководства.

5) Связанные с особенностями организации: большие организации с уровневым подразделением (особенно при относительно небольшом числе уровней в организации, когда особенно очевидна иерархическая разница); штатная должность (по сравнению с карьерным перемещением, ростом в рамках одной должности); дискриминация при приеме на работу.

6) Связанные с заработной платой и служебным ростом: низкое материальное вознаграждение; ощущение несправедливости в зарплате; отсутствие перспектив в продвижении по службе.

Выделяется также характеристика «желательных» условий труда:

· Работа должна соответствовать «интеллектуальному запросу» работника, что ведет к его личной заинтересованности;

· работа должна быть не слишком утомительной;

· вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям (установкам) работника;

· условия труда должны быть совместимы с физическими потребностями и содействовать достижению трудовых целей;

· работа должна способствовать росту самооценки работника ;

· факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать достижению значимости труда.

Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

· слишком много работы (перегрузки);

· плохие физические условия труда;

· дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь…);

· необходимость самостоятельного принятия решения.

Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

· ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства («в том числе и «соблазн сачкануть во время работы» — Н.П.);

· ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен, или чего он не желает делать…

· ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.). Заметим, что ответственность за людей — более стрессогенна;

· слишком низкая ответственность (больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе);

· малая степень участия в принятии решений в организации.

Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:

· взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;

· трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

Факторы, связанные с деловой карьерой:

· два основных стрессогенных фактора: профессиональная «неуспешность», боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;

· отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений);

· несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.

Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:

· неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);

· ограничение свободы поведения, интриги и т.п.

Внеорганизационные источники стрессов:

Основные проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни:

· распределение времени (работник мечется между семьей и домом, таким образом, сам менеджер «нуждается в социальной поддержке для борьбы с «подводными камнями» семейной жизни»);

· перенесение кризисов из одной ситуации в другую. Ряд авторов считают, что идеалом для руководителя является схема: «Работающий, пробивающий себе дорогу муж — заботливая жена» (где жена — как «группа поддержки»). Другой вариант семьи руководителя: «Две карьеры с акцентом на полное разделение и невмешательство».

Мобильность менеджера — ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т.п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена).

Также выделяют основные направления управления производственным стрессом:

· Изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте;

· обеспечение большей автономии работника.

· Построение «мостов» между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже «возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)».

· Повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений).

Самое главное — создание в организации благоприятного социально-психологического климата.

Как справиться со стрессом?

· Найдите или создайте себе хобби. Часто в случае стресса рекомендуют спокойные виды занятий, но на самом деле это зависит от темперамента человека. Для кого-то настоящим хобби станет икебана или скрапбукинг, а кто-то души не чает в альпинизме или сплаве по горным рекам.

· Сходите в спортзал. Рекомендация стара как мир, однако ее эффективность не вызывает сомнений. Во время занятий спортом в организме выделяют эндорфины — гормоны счастья — которые мгновенно снижают уровень стресса в организме. Кстати, эти же гормоны выделяются и во время секса, так что регулярные занятия сексом — это прекрасный способ снятия стресса.

· Организуйте правильное питание. Большое количество вредной пищи — лишь дополнительная нагрузка на организм, а никак не источник энергии. Уменьшите количество жирного и жареного, добавьте «антистрессовых» продуктов (фрукты, овощи, свежевыжатые соки, морепродукты — источники витаминов группы В, С, магния и других полезных микроэлементов) — и ваше «антистрессовое» меню готово!

· Улыбайтесь больше. Психофизиологии доказали, что мимика на лице и эмоция, испытываемая человеком, неразрывно связаны: так же как переживание радости способно вызвать улыбку, так и улыбка способна вызвать переживание радости.

· Организуйте общение с близкими и приятными людьми. Это один из важнейших советов, т.к. именно такого рода общение выполняет психотерапевтическую функцию — человек делится самым важным, получает поддержку и участие, и его ресурсы волшебным образом восстанавливаются.

· Постарайтесь ограничить общение с неприятными людьми. По крайней мере, разберитесь со своим кругом общения — возможно, есть подруги, рядом с которыми вы чувствуете себя неуверенно и уже забыли, зачем вообще с ними общаться. Ну а что касается людей, общения с которыми вам не избежать — взаимодействуя с ними можно представлять их в смешном виде.

· Старайтесь чаще и больше выражать те эмоции, которые вы действительно испытываете в настоящий момент. Это позволит вам почувствовать серьезное облегчение, т.к. львиная доля человеческих ресурсов уходит на сдерживание эмоций.

· Смена деятельности. Нейрофизиологами доказано, что долгое выполнение однообразной деятельности вызывает у человека состояние монотонии, которое угнетающе действует на нервную систему человека. Все, что нужно в этом случае — переключиться на другую деятельность. Например, посидев у компьютера, сделать перерыв и заняться уборкой.

· Устранение таких стрессоров как шум, потоки негативной информации из Интернета, духота. Сюда же можно отнести уменьшение нагрузки по работе, количества семейных дел (если они являются источниками стресса).

· Примите расслабляющую ванную, добавьте в нее морской соли, используйте ароматические масла и ваши любимые гели для душа и кремы. Эффективность этой рекомендации обусловлена совместным влиянием на обоняние и тактильные ощущения.

· Послушайте любимую музыку или посмотрите любимый фильм. Это подарит вам положительные эмоции, что всегда действует ободряюще. Такой прием особенно эффективен при необходимости снять психологический стресс.

манипулятор жертва профессиональный стресс

В сложной современной экономике эффективность бизнеса зависит от обычных людей и чувство ответственности за общее дело часто становится причиной напряжения и даже стресса на работе. Каждый сотрудник знает, что должен повышать квалификацию, менеджер заботится о мотивации, а руководитель стремиться достичь поставленных акционерами целей. Создается впечатление, что есть некий ритм бизнеса, которому надо соответствовать и этот ритм становиться все быстрее и быстрее.

Человек в большом городе пребывает в состоянии постоянного напряжения. Важно везде и все успеть: утром привести себя в порядок, позавтракать, отправить детей в школу. Успеть на автобус, на работу… Рабочий график расписан на недели и месяцы вперед, поэтому особенно остро дефицит времени ощущается на рабочем месте. Кажется, что как только человек переступает порог проходной или офиса, он из милого добропорядочного гражданина превращается в свирепого Цербера, готового порвать каждого встречного. А всё почему? Производственный стресс!

И все же, несмотря на то, что стресс является нормальной частью нашей жизни, не стоит забывать, что постоянный стресс на работе существенно снижает производительность труда, физическое и эмоциональное здоровье. Именно поэтому так важно найти способы, чтобы держать производственный стресс под контролем.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 1983. 141 с.

Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. 448 с.

Мельник И. Уловки споров. М., 1991. 13 с.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф.Основы менеджмента. М.: Дело,1992.

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. 536 с.

Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992. 109 с.

Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л.Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.

Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1997. 240 с.

Размещено на Allbest.ru

Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

курсовая работа [66,5 K], добавлен 20.05.2012

Анализ идеи Г. Селье об адаптационных ресурсах стресса, тезисы классической теории. Основные направления стресса: экологический, транзактный и регуляторный. Причины возникновения информационных стрессов. Особенности профессионального стресса менеджеров.

дипломная работа [429,8 K], добавлен 16.06.2012

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

реферат [29,3 K], добавлен 28.06.2008

Психология стресса: генезис развития и современное состояние проблемы. Сущность и классификация психических состояний . Стресс в профессиональной деятельности. Понятие стресса. Теории и модели профессионального стресса.

дипломная работа [121,5 K], добавлен 28.08.2004

Понятие и причины возникновения стрессов. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников. Исследование феномена профессионального стресса медицинских работников в процессе профессиональной деятельности.

дипломная работа [71,6 K], добавлен 07.11.2005

Изучение понятия стресса. Причины профессионального стресса — феномена, выражающегося в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Отличительные черты профессионального стресса у медицинских работников.

контрольная работа [25,7 K], добавлен 25.10.2010

Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

реферат [14,6 K], добавлен 15.12.2009

Проблема стресса и дистресса в труде. Причины возникновения стресса, зарубежный подход к стрессу в труде. Сущность и структура производственного конфликта. Позитивные и негативные функции и результаты. Структурные элементы и характеристики конфликтов.

контрольная работа [20,3 K], добавлен 16.02.2010

Понятие стресса по теории Г. Селье. Причины стресса, методы его профилактики и преодоления. Стресс в работе менеджера. Степень устойчивости к стрессам. Определение степени напряжённости и факторы, провоцирующие стресс. Тренинг «профилактика радостью».

презентация [1,2 M], добавлен 11.10.2016

Основные виды стресса. Стрессоустойчивость, личность и ее характеристики. Принципы проведения тренингов. Правило наивысшей активности. Роль стресса в деятельности менеджера. Принцип персонификации высказывания, отсутствия критики и доброжелательности.

курсовая работа [55,1 K], добавлен 23.05.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

revolution.allbest.ru