Стресс шкала

Шкала психологического стресса

Стресс сопровождает нас везде. Нам уже известно о том, что непродолжительный стресс не опасен, а даже напротив, тонизирует и дает энергию. Опасным же является продолжительный стресс, постепенно накапливающийся и влекущий за собой целый ряд всевозможных заболеваний.
Для того, чтобы лучше понять что представляет из себя стресс, вспомним про атмосферное давление, которое постоянно на нас действует. Почему оно не раздавливает нас в лепешку? Да потому, что из нашего тела также действует давление, которое противостоит внешнему. На любое давление есть сопротивление. И чем больше давление, тем большее сопротивления необходимо для равновесия и сохранения формы.

В плане психологическом все то же самое. Мы постоянно ощущаем давление, от нас все время чего-то ждут, мы беспрерывно имеем дело с внешними раздражителями, которые не устают на нас воздействовать. И нам приходится противостоять этому «добру» на протяжении всей нашей жизни. К сожалению, наши силовые запасы не безграничны, мы не можем справляться с продолжительным стрессовым воздействием и не нарваться на последствия в виде болезней, хронической усталости, депрессии, преждевременного старения и т.д.

Для того, чтобы помочь человеку справиться со стрессом, необходимо понять причины этого стресса, т.е. выяснить какие факторы вызывают в человеке стрессовое состояние. Важным этапом на пути изучения психологического состояния индивида является также измерение уровня стресса. Для современных психологов и психотерапевтов этот шаг является одним из первых для определения проблем, с которыми в последствии психотерапевт и его клиент будут иметь дело.

Благодаря специальным тестам, можно понять структуру переживаний человека, измерить стрессовые ощущения в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях, выявить степень влияния внешних воздействий (стрессоров) на основные сферы жизни индивида.

На разных людей могут по-разному воздействовать одни и те же факторы. Все зависит от темперамента человека, его характера, привычек, воспитания, жизненных принципов и ценностей.

Основными источниками негативного воздействия обычно становятся:

  • Отношения в семье
  • Отношения на работе
  • Несоответствие реальной действительности с внутренними убеждениями
  • Большие перемены в жизни (переезд, увольнение, смена работы, свадьба, развод)
  • Проблема заключается в том, что большинство людей даже не знают, что они находятся в состоянии стресса и настолько к нему привыкли, что считают это своим нормальным состоянием.

    Определить свой уровень стресса достаточно просто. Существуют специальные тесты, которые помогут вам самостоятельно определить ваше психологическое состояние.

    Приведем парочку из них.

    Вам предлагается оценить свое состояние с помощью списка симптомов стресса. Если вы замечаете у себя тот или иной симптом, приплюсуйте один балл. В конце подсчитайте баллы. Если вы набрали меньше 10 баллов, беспокоиться не о чем, если больше 10, необходимо принять меры. Баллы от 20 до 30 говорят о высоком уровне стресса, а от 30 и выше – об очень высоком.

    Физиологические симптомы стресса:

    • Частая головная боль
    • Мигрень
    • Боли неопределенного характера
    • Нарушения пищеварения
    • Газы, вздутие живота
    • Запор, диарея
    • Боли в животе резкого характера
    • Ощущение сильного, учащенного или нерегулярного сердцебиения
    • Ощущение нехватки воздуха при вдохе
    • Тошнота
    • Судороги
    • Повышенная утомляемость
    • Частые аллергические реакции
    • Повышенное потоотделение
    • Сжимание челюсти, сжимание кистей рук в кулаки
    • Состояния обморока
    • Частые инфекционные заболевания
    • Рецидив болезней
    • Резкое похудание или, наоборот, увеличение веса
    • Учащение мочеиспускания
    • Покалывание в конечностях
    • Боли в спине, шее
    • Кожная сыпь
    • Ощущение комка в горле
    • Затруднение зрительной концентрации
    • Интеллектуальные симптомы стресса:

    • Нерешительность
    • Ухудшение памяти
    • Проблема концентрации внимания
    • Проблема усидчивости
    • «Туннельное» зрение
    • Неприятные сновидения, кошмары
    • Безынициативность
    • Ошибки в действиях
    • Преобладание негативных мыслей
    • Импульсивность в мыслях, поспешность в принятии решений
    • Эмоциональные симптомы стресса:

    • Беспокойные состояния
    • Повышенная раздражительность
    • Подозрительность
    • Депрессивные настроения
    • Суетливость
    • Чувство напряжения
    • Чувство истощенности
    • Приступы гнева
    • Юмор циничного характера
    • Тревожность
    • Недостаток уверенности
    • Неудовлетворенность жизнью
    • Отчужденность
    • Снижение уровня заинтересованности
    • Заниженная самооценка
    • Чувство неудовлетворения работой

    Поведенческие симптомы стресса:

  • Отсутствие аппетита или переедание
  • Речевые нарушения
  • Неосторожность при вождении автомобиля
  • Дрожь в голосе
  • Увеличение количества конфликтов в семье
  • Проблемы с распределением времени
  • Избегание дружеского общения
  • Неухоженность
  • Ложь, антисоциальное поведение
  • Отсутствие развития
  • Снижение продуктивности
  • Бессонница, нарушения сна
  • Более частое курение, употребление большего количества алкоголя
  • Повышенная занятость, отсутствие отдыха
  • Следующий тест поможет вам еще глубже изучить свое внутреннее состояние, и получить ясную картину наличия или отсутствия у вас стрессовых симптомов.

    Шкала психологического стресса

    Вам предлагается дать оценку состояниям по степени их присутствия у вас. Используйте цифры от 1 до 8, где 1 — это полное отрицание присутствия в вас данного состояния, а 8 – постоянное присутствие состояния в вашей нынешней жизни.

    1. 1 Я нахожусь в состоянии напряжения и взволнованности
    2. 2 Я ощущаю ком горле и/или сухость во рту
    3. 3 Мне не хватает времени на отдых, я слишком загружен работой
    4. 4 Я плохо пережевываю пищу, пропускаю приемы пищи
    5. 5 В моей голове неразбериха, мои планы постоянно меняются, мысли крутятся по кругу
    6. 6 Я чувствую себя изолированным, одиноким, меня никто не понимает
    7. 7 Я испытываю физическое недомогание, головные боли, боли в спине, шее, спазмы в желудке
    8. 8 Я чувствую обеспокоенность, поглощенность мыслями, измученность
    9. 9 Меня бросает то в жар, то в холод
    10. 10 Я плачу по любому поводу
    11. 11 Я чувствую усталость
    12. 12 Я забываю о делах, которые должен сделать
    13. 13 Мои челюсти крепко стиснуты
    14. 14 Я спокоен
    15. 15 У меня проблемы с дыханием
    16. 16 Я страдаю от проблем с пищеварением
    17. 17 Я чувствую себя взволнованным, смущенным, обеспокоенным
    18. 18 Я вздрагиваю от любого шороха
    19. 19 Я долго засыпаю (более получаса)
    20. 20 Мне сложно концентрировать внимание
    21. 21 Я выгляжу уставшим, у меня круги под глазами
    22. 22 Я чувствую груз на своих плечах
    23. 23 Я не могу находиться на одном месте, я должен двигаться (из-за встревоженности)
    24. 24 Я напряжен
    25. 25 Я не могу контролировать свои эмоции, жесты, настроение

    Теперь посчитайте что получилось, сложив все баллы. Если ваш результат не превысил 100 баллов, то стресс вам не угрожает. Если ваш результат составил 100-125 баллов, то вы обладатель среднего уровня стресса, если 125 и выше — у вас высокий уровень стресса.

    Тех, у кото все в норме, хочется поздравить, ну а тем, у кого налицо все признаки стресса, не следует затягивать с его устранением. Главное, признайтесь себе в том, что стресс у вас есть. А что с этим делать дальше? Подберите для себя наиболее оптимальный вариант справиться со стрессом и воплотите его в жизнь!

    my-power.info

    Шкала стресса (LCU)

    Для того чтобы оценить влияние совокупности отрицательных жизненных ситуаций, приводящих к нервно-психическому стрессу, на состояние здоровья людей, была предложена шкала стресса (смотрите ниже), отражающая различные события жизни. Общее количество событий в течение определенного промежутка времени или сумма их балльных оценок, вычисленных по этой шкале, служит характеристикой стресса — «единицей жизненных изменений» (“Life change unit” — LCU).

    Было проведено много исследований, в которых использовалась упомянутая шкала. Оказалось, что те, у кого за год LCU был:

  • ниже 150 ед. — не жаловались на дефекты здоровья в прошедшем году и были здоровы в последующем году;
  • от 150 до 300 ед. — у 50 % отмечались различные заболевания;
  • более 300 ед. — болезни возникали у 70 % обследованных.
  • В другом исследовании показано, что 93% различных болезней (аллергические, инфекционные, психосоматические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата) впервые возникали или рецидивировали в период подъема LCU более 150 ед., а при динамическом наблюдении в последующие годы было обнаружено, что в группе повышенного риска (более 250 ед.) заболели 49% наблюдаемых, в группе низкого риска (менее 150 ед.) — только 9%.

    Ученые исследовали 41 больного язвенной болезнью с локализацией язвы в двенадцатиперстной кишке в послеоперационном периоде и установили, что пик LCU (183 ед.) наблюдался в год, предшествующий операции; причем, чем выше был уровень единиц жизненных изменений перед операцией, тем больше у этих больных было послеоперационных осложнений. Другие авторы обнаружили, что за полгода до инфаркта миокарда количество LCU возрастает в 2 раза по сравнению с периодами 2-3-летней давности. У пациентов, умерших от инфаркта миокарда, и у больных депрессией, покончивших жизнь самоубийством, то есть у лиц с совершенно разными состояниями и заболеваниями, за 6 мес до смерти наблюдали подъем LCU, который в 4 раза превышал уровень предыдущего периода. Все это убедительно свидетельствует о том, что нарастание интенсивности нервного стресса ведет к увеличению риска заболевания и определяет не только осложнения в его течении, но даже смертельные исходы.

    Похожие медицинские статьи

    2 thoughts on “ Шкала стресса (LCU) ”

    Вот ведь верно говорят, что все болезни от нервов. И инфаркт, инсульт, диабет и язва и все что угодно. Только вот как подготовить себя к неприятностям, которые готовит нам жизнь? И реально ли это? Получается, чтоб уберечь себя от многих болезней надо укреплять нервы. Надо принимать витамины группы В, они укрепляют нервную систему. А еще надо правильно питаться, закалятся, высыпаться и заниматься спортом. Одним словом — вести здоровый образ жизни, насколько это возможно в современном мире. И тогда, возможно, влияние стресса не будет так пагубно сказываться на организме. Хотя и не факт. Все, с завтрашнего дня начинаю вести здоровую жизнь!

    Стоит учесть, что не только негативные события влияют на уровень стресса в человека, но и некоторые очень яркие положительные. Да и не нужно рассматривать стресс только в качестве вреда организму, он иногда позволяет мобилизоваться и найти выход с сложной ситуации. Конечно же на это идет большая затрата сил, что может негативно сказаться на здоровье в дальнейшем. Но, как по мне, важно развить свою психологическую устойчивость, ведь в современном мире стрессовые факторы всегда окружают человека. Даже знаю что ученые доказали, что фильмы ужасов, тренируют становиться более устойчивыми и делает человека более сильным психологически.

    newvrach.ru

    Шкала стресса

    В сентябре прошлого года Максим, сын моих друзей, пошел в первый класс. Через два месяца этого веселого, любознательного парня будто подменили. Ребенок стал непослушным, капризным и обидчивым, а когда по утрам он собирается в школу, особенно после выходных, дело доходит буквально до истерик. Родителей Максима всерьез тревожит, что сын плохо ест, спит беспокойно, гулять не хочет, а сил на выполнение домашних заданий у него совсем не остается. Мама отвела его к педиатру, сдали все анализы, которые были назначены, но никаких отклонений не обнаружилось. Доктор говорит, что все это из-за стресса.

    Добрый доктор Селье

    Канадский биолог и врач Ганс Селье в 50-е годы прошлого века выпустил труд «Стрессв нашей жизни», ставший в этой области классическим. Селье определил стресс как «универсальную реакцию организма на различные раздражители». Он объяснил, что любая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни и с которой организм не может справиться, становится причиной стресса.

    Селье выделил три стадии реакции организма на стрессовое воздействие. Сначала – стадия тревоги: в организме происходят изменения, в первую очередь снижается иммунитет. Затем следует стадия адаптации, когда признаки тревоги почти исчезают. И, наконец, наступает стадия истощения: энергия организма, затраченная на сопротивление стрессу, иссякает, и, если ситуация не изменяется, вновь появляется тревога.

    Груз на детских плечах

    Мне было 13 лет, и тренеры по плаванию шутя называли меня «олимпийской надеждой». Однажды, за сутки до соревнования, мне сообщили, что нужно ехать в другой город в составе чужой команды, где я никого не знал, и с новым тренером. Я откровенно струсил.

    Как и все мои сверстники, я знал несколько способов симуляции болезни, вроде натирания градусника до нужной температуры или приема сахара с йодом, но ни один из них не применял. В день отъезда температура перевалила за 39, а как только поездку отменили, она снова стала нормальной. Это ли не стресс?

    Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Увы, последние исследования доказали, что малыши, так же как и их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок и непосильного психологического давления. В итоге каждый третий ребенок испытывает стресс.

    Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.

    В школу – за знаниями?

    Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Как показывают исследования отечественных ученых, психика детей, которые попадают на школьную скамью в один из самых критических периодов своей жизни, подвергается атаке со всех сторон. Дискомфортны и смена уютной детсадовской группы на однообразно обставленный класс, и необходимость часами сидеть в неудобной позе, когда природа требует игры. Раздражают некорректные высказывания учителей и обидные выпады одноклассников. Но все это «цветочки» по сравнению с нагрузкой, которая обрушивается на первоклассника, и постоянной гонкой за призрачным успехом: не опоздать, быть лучше других, прочитать-написать, вовремя сдать и т.д.

    Современные дети – настоящие труженики. Родители заставляют любимое чадо штудировать учебники, записывают его в спортивные секции, художественные классы и музыкальные школы и в итоге просто «загоняют» ребенка, требуя, чтобы тот «соответствовал» постоянно изменяющемуся миру. А у самих-то это получается?

    Эдуард Днепров, бывший Министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часовв неделю, чтобы выполнить все домашние задания. А в неделе, между прочим, всего 168 часов!

    «При школьной нагрузке в 65–70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять, – объяснил Днепров в интервью журналу «Здоровье школьника». – При этом даже в Министерстве образования признают, что дети не усваивают и 60% программы. На самом деле еще больше – до 80%. А сколько за этим детских страданий и слез?»

    Уже в младшей школе дети начинают видеть, что кто-то умнее, кто-то сильнее, кто-то красивее, а кто-то богаче их – такие открытия нещадно бьют по их слабой психике. А уж издевательства и оскорбления, эти «обязательные школьные предметы», устойчиво занимают первые позиции в списке причин детского стресса.

    Ребенок постоянно дрожит от страха: вдруг он ответит неправильно, вдруг услышит насмешку учителя или издевку одноклассников, вдруг не оправдает надежд родителей? По словам психологов, эти состояния опасны, поскольку их последствия сложно предсказать.

    Для нас уже стала привычной информация о том, что в США ребенок с оружием пришел в школу и расстрелял учителей и одноклассников. Мало того, в США за последние десять лет самоубийц среди подростков стало в два с лишним раза больше!

    Ситуация в нашей стране не намного лучше. Вернувшись на днях из школы, мой сын с порога заявил: «У нас сегодня такое было!» Оказалось, вызванный к доске новенький неожиданно встал на четвереньки и начал лаять на учителя.

    Есть и плюсы

    Надо признать, небольшое количество стресса может быть даже полезным.

    Случайные выбросы в кровь кортизола и адреналина, элементов, вырабатываемых организмом в ответ на стресс, могут дать ребенку дополнительный толчок для преодоления каких-либо физических или умственных барьеров. Заведующий кафедрой нервных болезней академии имени Сеченова академик Александр Вейн отметил, что каждый человек, готовясь к экзаменам или занимаясь спортом, испытывает либо психический, либо физический стресс. Но здоровому организму стресс повредить не может. В малых дозах он даже полезен.

    Тем не менее частые и продолжительные стрессы накладывают отпечаток не только на настроение, но и на психику детей. Врачи предупреждают: жизнь в состоянии напряжения может привести к психозу и бессоннице.

    К счастью, с этим «недугом» можно справиться. Для этого родители должны научиться конструктивно решать личные проблемы и объяснить ребенку, что только в союзе с близкими людьми можно найти выход из самых тяжелых ситуаций.

    www.za-partoi.ru

    Шкала стресса и примеры обострения аутичных симптомов

    Аутизм — это такая штука, которая позволяет и заставляет ощущать мир особенным образом. Это можно и нужно расценивать как преимущество. Но это не всегда так. Изменённая сенсорика, повышенная тревожность и сложности с переключением внимания могут приводить к сенсорным перегрузкам и как следствие к аутичным истерикам. Для аутиста очень важно умение предупреждать, предотвращать и откладывать истерики. Для этого можно использовать так называемую «Десятибалльную шкалу сенсорной перегрузки» или «Десятибалльную шкалу стресса». Конечно, эта шкала не обязательно должна состоять из десяти пунктов. Но своё состояние/самочувствие я разделила именно на десять стадий. Сразу предупрежу о том, что если вы впервые начнёте пользоваться такой шкалой, то вы можете столкнуться с проблемой зацикливания на своём состоянии. Помните, что цель использования данной шкалы в том, чтобы помочь аутисту объективно оценивать своё самочувствие и при необходимости применять стратегии по уменьшению стресса.

    ***
    Десятибалльная шкала стресса

    Стадия 1.

    Описание: Полное расслабление.

    Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение, никакого мышечного напряжения.

    Познание: Мозг выключен, если его включить, или если он самопроизвольно включится, то уровень стресса повысится минимум до стадии 2.

    Общение: Общаться пока не готова, для этого требуется «загрузка системы». Если кто-то со мной заговорит, то уровень стресса повысится минимум до стадии 3.

    Сенсорика: Тихая комната. Из сенсорных раздражителей только свет в окне.

    Частота: Очень редко. Иногда несколько секунд сразу после пробуждения. Естественно, не по будильнику, и не от других шумов — в этом случае скачок минимум до стадии 3.

    Стадия 2.

    Описание: Незначительные усилия.

    Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение, мышцы напряжены только в случае физической активности или неудобной позы. Видимые стереотипии начинаются уже с этой стадии.

    Познание: Думаю о том, о чём мне нравится думать. Занимаюсь специальным интересом. Доступны любые когнитивные навыки. Я не занимаюсь ничем трудным или раздражающим.

    Общение: Вероятно, я нахожусь одна. Доступны все коммуникативные навыки, но если начать общаться, то уровень стресса возрастет минимум до стадии 3.

    Сенсорика: Тихая комната, сенсорные стрессоры сводятся к незначительным раздражителям (кто-то из родственников ходит по квартире, брякает посудой на кухне, гудение компьютера, «фоновая» музыка, которую специально включаю).

    Частота: Время от времени, когда я занимаюсь специальными интересами или размышлениями об интересных мне вещах.

    Стадия 3.

    Описание: Умеренные усилия.

    Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение, мышцы напряжены только в случае физической активности, неудобной позы или незначительной тревожности.

    Познание: Может возникнуть кратковременная фрустрация (менее одной минуты), но доступ ко всем когнитивным навыкам продолжает сохраняться.

    Общение: Вероятно, идет общение со знакомым человеком один на один, и разговор идет о нераздражающем предмете.

    Сенсорика: Есть многочисленные незначительные сенсорные раздражители, но ни один из них не мешает мышлению.

    Частота: Определенные периоды этого состояния в «хорошие» дни.

    Стадия 4.

    Описание: Высокий уровень усилий, низкий долговременный стресс.

    Физическое самочувствие: Постоянная низкая тревожность. Вероятно, мышечное напряжение, вероятно, странная поза.

    Познание: Есть доступ ко всем когнитивным навыкам, но уровень толерантности к фрустрации снижен.

    Общение: Стадия может быть связана с беседой с несколькими людьми в тихой комнате. Все коммуникативные навыки доступны.

    Сенсорика: Присутствует один или несколько умеренных сенсорных раздражителей.

    Частота: Определенные периоды этого состояния в «хорошие» дни.

    Стадия 5.

    Описание: Умеренный стресс.

    Физическое самочувствие: Постоянная умеренная тревожность. Возможно, мышечное напряжение. Возможно, незначительная физическая неуклюжесть.

    Познание: Есть доступ ко всем когнитивным навыкам, но выносливость и толерантность к фрустрации сильно снижены.

    Общение: Коммуникация становится более упрощенной, используется больше готовых сценариев разговора.

    Сенсорика: Присутствует «навязчивый» сенсорный раздражитель (навязчивый звук или чувство холода), но на этой стадии я могу сравнительно легко переключать с него внимание.

    Частота: Представляет собой наилучшие периоды «плохих дней» и наихудшие периоды «хороших дней».

    Стадия 6.

    Описание: Легкая сенсорная перегрузка.

    Физическое самочувствие: Учащается сердцебиение. Чувство жажды. Уровень тревожности возрастает. Возможно, мышечное напряжение, тремор или наоборот слабость в мышцах, повышенная потливость.

    Познание: Высшие когнитивные навыки работают плохо. Возникают сложности с работой, которая требует большого объема кратковременной памяти. Возникают проблемы с переключением внимания. Возможны ошибки по неосторожности.

    Общение: Способность к коммуникации относительно сохранена, но требует больших усилий. Желательно уклонение от общения на этой стадии.

    Сенсорика: Становится трудно переключать внимание с «навязчивых» сенсорных раздражителей.

    Частота: Происходит почти каждый день, как правило, на работе или после неё. Длится обычно не более часа, прежде чем начинается эскалация или уменьшение. Следует за интенсивными когнитивными усилиями или во время физической усталости.

    Стратегия: Желательно уединиться. Если это невозможно перейти к выполнению рабочих обязанностей, требующих только механические действия.

    Стадия 7.

    Описание: Умеренная сенсорная перегрузка.

    Физическое самочувствие: Добавляются чувство «сдавленности» в груди, чувство нехватки воздуха. Высокий уровень тревожности. Возможно, руки становятся «ледяными» и приобретают синеватый цвет.

    Познание: Высшие когнитивные навыки не работают. Часто возникает «ступор». Переключение внимания на этой стадии — очень сложная задача.

    Общение: Можно выражать простые идеи без задержки. Но для выражения более сложных идей требуется время, т. е. возникают лаги в несколько секунд.

    Сенсорика: Почти невозможно переключить внимание с «навязчивых» сенсорных раздражителей.

    Частота: Происходит примерно раз в неделю, когда не получается предотвратить эскалацию стресса на стадии 6.

    Стратегия: Единственное решение — уединиться (хотя бы периодически уединятся на несколько минут).

    Стадия 8.

    Описание: На грани истерики.

    Физическое самочувствие: Ощущение комка в горле, чувство головокружения. Возможно чувство, что предметы нереальны или, что я на самом деле не здесь. Тревожность зашкаливает. Отчаянное желание «сбежать».

    Познание: Невозможно планировать, рассуждать логически или решать проблемы. Невозможно выбрать из двух или более альтернатив. Сохраняется способность следовать простому, заранее составленному плану. Могу плакать, но на людях стараюсь это подавлять.

    Общение: Любая коммуникация требует раздумий, и должна быть мысленно записана, прежде чем ее удастся произнести.

    Сенсорика: Сенсорные раздражители «запутывают» внимание и с большой вероятностью приводят к эскалации до стадии истерики.

    Частота: Примерно раз в месяц.

    Стратегия: В идеале нужно отправиться домой. Но, как правило, это не возможно. В этом случае — обязательно где-нибудь уединиться и всплакнуть.

    Стадия 9.

    Описание: Тихая истерика.

    Физическое самочувствие: Инстинктивное сворачивание в калачик, желание куда-нибудь «вжаться», например в диван. Возможно инстинктивное глубокое, громкое дыхание.

    Познание: Невозможно думать рационально. Велика вероятность неконтролируемых рыданий.

    Общение: Не способна сказать ни слова. Способна понимать речь. Но слова «что с тобой?», «что случилось?», «не расстраивайся ты так», «успокойся», «чего ты так реагируешь?» и т.п. с большой долей вероятности «тихую» истерику превратят во «враждебную».

    Сенсорика: Сенсорное восприятие притупляется.

    Частота: смотри стадию 10.

    *Стадия 9 протекает без эскалации на стадию 10 только, если рядом со мной нет людей или присутствует только один близкий человек, который гладит меня по спине и периодически убирает волосы с лица, чтобы проверить плачу я или нет.

    Стадия 10.

    Описание: Враждебная истерика.

    Физическое самочувствие: Добавляется дрожь во всём теле.

    Познание: Попытки думать рационально, предпринимаемые для ответов на вышеперечисленные вопросы оказываются тщетными.

    Общение: Любая коммуникация сводится к попыткам ответить на задаваемые мне вопросы, повторению одной или нескольких фраз, всхлипам, и воплям. В сильно «приставучих» с большой долей вероятности полетит первое, что попадётся под руку.

    Сенсорика: Сенсорное восприятие обостряется. Раздражает все. Особенно другие люди, их вид, их голоса, их слова.

    Частота: Истерики (стадии 9 и 10) в разные периоды в жизни имели разную частоту. В период учёбы в школе сравнительно часто, но думаю до 10 раз в год (помогали воображение и уход от реальности). В период учёбы в университете в среднем 4 раза в год. Как устроилась на первую работу — участились — за 5 месяцев 3 раза. За последние 30 дней на первой работе 3 раза. За Новогодние праздники — 10 дней — 1 раз. Пока искала работу — за неделю — 1 раз. Пока работаю нынешней работе (второй) за 3 месяца — 1 раз. Эти подсчёты количества истерик не включают «рецидивы». Т.е. без «повторной истерики», которая происходит, например, на следующий день, т.к. я так и не «успокоилась» хотя бы до стадии 5.

    Ещё скажу, что однажды созданную шкалу стресса необходимо время от времени модифицировать, так как с течение времени, взрослением, старением аутичные симптомы могут меняться. В моей жизни аутичные черты обострялись и ослаблялись с течением жизни.

    Приведу примеры обострения аутичных симптомов, имевших место в моей жизни:

    1. Перевод в другую школу.

    Перед тем как я пошла в третий класс, семья переехала в другой город и меня перевели в другую школу. Для меня это стало огромным стрессом. Сложно описать словами, что я тогда чувствовала. Целый год. Дикая тревожность, сны переполненные тревогой, ощущение бетонной плиты на плечах. Каждый будний день — идти в школу. А там — всё не так, всё непривычно. Люди — не понятно о чём они говорят, что от них ждать. Сначала улыбаются, потом издеваются. Громкие звуки, голоса. Дикие проблемы со вниманием. Родители наряжали меня в ужасный, сковывающий движения, шерстяной пиджак и волновались исключительно о моих оценках, которые, естественно, ухудшились. Было тяжело. Думаю, в этот период моей жизни частота истерик была выше, чем упомянутые 10 раз в год.

    Через год после перевода в новую школу у меня всё-таки появилась подруга, и я стала общаться с ещё двумя одноклассницами. После 2,5 лет общения все трое от меня отвернулись. После этого я 1,5 года развлекалась тем, что засекала, сколько времени я молчу, находясь в школе. Почти всё время вела себя «как глухая». Уговаривала себя, что мне никто не нужен, что мне и одной хорошо. Иногда успешно. Погрузилась в свой мир. Там мне было тепло и уютно. Но бывало грустно и одиноко.

    3. Практика на 4-м курсе университета.

    В период учёбы на физико-математическом факультете мои аутичные симптомы значительно ослабли. Но на 4-м курсе университета меня взяли как практиканта на ювелирный завод. И проблемы вспомнились. Режимное предприятие, в пригороде, далеко от города. Чувствовала себя там как взаперти. Ни с кем не разговаривала. (Только с начальником о том, что конкретно мне делать.) На обед ходила — садилась за отдельный стол. Почти всё время состояние было такое. На грани истерики. Ездила туда через день. Но и двух недель не выдержала. На пятый день сбежала. Сделала всё дома, написала сама отзыв, принесла начальнику на подпись и в университете сдала практику, получив 5-ку. И продолжила учиться на любимом физмате.

    После окончания университета, меня приняли в качестве программиста-стажёра во франчайзинговую фирму. В коллектив я не вписалась. Сидела тихонько за компьютером и что-то там ваяла. Что именно никому не было интересно, начальница только иногда (раз в две недели — месяц) подходила чего-нибудь говорила, что-нибудь спрашивала. А так. не человек — тень какая-то. Со мной даже конфетами не делились. Придёт кто-нибудь с конфетами, всем раздаст, а я сижу как глухая, пялюсь в свой монитор — и конфетки мне не достаётся. Работа была рядом с домом, так что я на обед домой бегала. Через какое-то время на меня повесили обязанность консультировать клиентов по телефону. Это был кошмар. Ступор стал моим постоянным спутником. Следующим шагом должны были стать выезды к клиентам. И тут я окончательно поняла, что это всё не для меня и убежала оттуда.

    5. Принятие аутизма.

    Узнав о Синдроме Аспергера, я стряхнула с себя неизбежно налипший «адаптационный мох». Возможно, стала выглядеть немного более аутично.

    В заключении хотелось бы обратиться к аутистам и сказать следующее. Пожалуйста, берегите себя.

    Представленный выше материал — текст Татьяны «Maritim», 10.05.2011

    www.aspergers.ru