Стресс статья в журналах

Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса

Проблема стресса и стрессоустойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Впервые слово «стресс» встретилось в 1303 году в стихах поэта Р. Маннинга «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе» [1].

Первым, кто стал изучать стресс, был канадский ученый Г. Селье. В журнале «Nature» 4 июля 1936 г. было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В этом письме приводились данные о стандартных реакциях организма, которые возникали из-за воздействия различных болезнетворных агентов. Эти данные положили начало учению о стрессе.

По мнению Г. Селье, «. стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование [2]. В своей книге он писал, что факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они запускают одинаковую, биологическую реакцию, которая состоит в активации приспособительных способностей организма.

Г. Селье выделяет три стадии стресса. Первая – реакция тревоги из-за столкновения человека со стрессором, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления(резистентности), когда организму удается успешно справится с внешними воздействиями. Если действие стрессогенных факторов долгое время не удается устранить, то наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются, начинают использоваться невосстановимые ресурсы. В этот период организм хуже сопротивляется новым воздействиям, увеличивая опасность заболеваний.

Позднее Г. Селье предлагает разделять стресс на два вида: дистресс (distress – истощение, несчастье) и эустресс. Эустресс Г. Селье рассматривает как положительный фактор, источник радости от усилия и успешного преодоления, повышения активности. При таком виде стресса происходит активизация процессов самосознания, осмысления, памяти. Дистресс наступает лишь при чрезмерных стрессах, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, невозможности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.

Таким образом, психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс. В этот термин включаются эмоционально-психические реакции, синдромы, аффективные реакции, а также физиологические механизмы, лежащие в их основе.

Первым, кто попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса, был Р. Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную [3]. В последние годы отмечают условность разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот.

Дж. Эверли и Р. Розенфельд считают, что в превращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмоциональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат [4].

Л.А. Китаев-Смык полагает возможным понимание «стресса» как неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические проявления адаптивной активности при действии любых значимых для организма факторов можно обозначать как стресс в широком смысле. Он говорил, что индивидуальная выраженность стресса, в частности его неблагоприятных проявлений, в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную свою роль [5].

По мнению А.С. Разумова имеющиеся стрессовые факторы можно разделить на следующие группы:

1. Стрессоры активной деятельности: их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленной деятельности. Эти стрессоры способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее. Это могут быть:

А) экстремальные стрессоры — участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;

Б) производственные стрессоры — работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и другие.

В) стрессоры психосоциальной мотивации — разного рода соревнования и конкурсы.

2. Стрессоры оценок: могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:

А) старт-стрессоры и стрессоры памяти — предстоящие состязания, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.

Б) стрессоры, побед и поражений — успехи в карьере, искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребенка, поражения, неуспехи, непризнания в деятельности, болезнь близкого человека.

В) стрессоры зрелищ — спортивные зрелища, фильмы, театральные представления, изобразительное искусство и другие.

3. Стрессоры рассогласования деятельности:

А) стрессоры разобщения: конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и другие.

Б) стрессоры ограничений — психосоциальных и физиологических: заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и другие.

4. Физические и природные стрессоры: мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, вибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясения и другие [6].

Таким образом, любой стресс является физиологическим, так как сопровождается различными физиологическими реакциями и может возникать из-за боли, высокой и низкой температуры воздуха, шума, вибрации, гипоксии, непереносимости запахов и других причин, и всегда эмоциональным, так как обладает соответствующими эмоциональными переживаниями, также стресс может быть и информационным, который возникает по причине внезапности, новизны обстановки, недостатка или избытка информации. Любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение называются стрессорами. Для того чтобы не сбиваться с рабочего ритма, нужно иметь хорошую стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость личности — это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [7].

Многие авторы сводят устойчивость, толерантность к стрессу к понятию «эмоциональная устойчивость». Давая определение эмоциональной устойчивости П.Б. Зильберман имеет в виду не устойчивость или стабильность эмоциональных переживаний человека, а интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке [8].

Л.М. Аболин дает свое определение понятия, понимая под эмоциональной устойчивостью свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуют между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели [9].

О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость — способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека [10].

Таким образом, авторы отмечают, что эмоциональная устойчивость как свойство психики отражает способность человека успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях.

Исследователи В.А. Бодров и А.А. Обознов под термином «стрессоустойчивость» понимают интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности [11].

А.А. Баранов под стрессоустойчивостью понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы [12].

Исследователь Б.Б. Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья [13] предполагая, что оценка индивидуальной устойчивости к стрессу требует учета влияния, как устойчивых личностных черт, так и ситуативных компонентов, отражаемых в состояниях.

В.А. Пономаренко считает, что в экстремальных ситуациях физиологические механизмы ориентировочной реакции, доминанта, стереотипы, оперативная память могут выступать как помеха для решения задач, а «интеллектуальный уровень поведенческих действий с подключением нравственных резервов в виде долга и чести на основе отношения к своей профессии и к себе, как профессионалу, формирует новую смыслообразующую цель — преодоление и победу» [14]. Таким образом, быстрота и готовность переключения с одного уровня регуляции поведения к другому — фундамент психологической устойчивости.

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),

Б) эмоционального компонента — эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,

В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),

Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,

Д) информационного компонента — профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач,

Е) интеллектуального компонента — оценка, прогноз, принятие решений о способах действий [15].

Некоторые авторы сводят стрессоустойчивость к понятию «жизнестойкости». Наиболее полно и точно, по мнению Д.А. Леонтьева, понятие жизнестойкости описал С. Мадди. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из трех компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом [16].

Компонент вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного [17].

Жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и тому подобное), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям [18].

К факторам (ресурсам), влияющим на стрессоустойчивость, можно отнести (по Китаеву-Смыку Л.А.): врожденные особенности организма и ранний детский опыт; личностные особенности; направленность человека, его установки и ценности; факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего) [19].

Несмотря на то, что у различных авторов нет единства в отношении содержания понятия «стрессоустойчивость», большинство из них под стрессоустойчивостью понимают совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить стресс — значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями не только профессиональной деятельности, но и повседневной — без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессоустойчивость личности играет важную роль в преодолении стресса, потому что от нее зависит не только психическое состояние человека, но и профессиональная и повседневная деятельность, ведь чем выше стрессоустойчивость, тем лучше и быстрее преодолевается стресс и тем менее разрушительное воздействии он оказывает на человека. Таким образом, стрессоустойчивость личности — важнейший фактор преодоления стресса.

1. Петрушин, В.И. Неврозы большого города / В.И. Петрушин. — М.: Говорящая книга, 2004. — 368 с.

2. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Книга по требованию, 2012. — 66 с.

3. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. — М., 1993. — 123 с.

4. Эверли, Дж.С. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ. / Дж.С. Эверли, Р. Розенфельд. — М.: Медицина, 2003. — 224 с.

5. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. — М.: Наука, 1983. — С. 542-543.

6. Петрушин, В.И. Ук. соч.

7. Величковский, Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. дис. . канд.психол.наук / Б.Б. Величковский. — М.: Академический проект, 2007. — 28 с.

8. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. — Казань: изд-во Казанского университета, 1987. — 262 с.

10. Сиротин, О.А. Эмоциональная устойчивость / О.А. Сиротин. — М., 1972. — 11 с.

11. Бодров, В.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора / В.А. Бодров, А.А. Обознов // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 4. — С. 32 — 44.

12. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения / Л.М. Аболин // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С. 57.

13. Величковский, Б.Б. Ук. соч.

14. Пономаренко, В.А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизнедеятельности / В.А. Пономаренко // Мир психологии. — 2006. — № 4. — С. 38 — 46.

15. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. — 2012. — № 9. — С. 243-246.

16. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. — М.: Смысл, 2006. — 89 с.

18. Петрушин, В.И. Ук. соч.

19. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. — М.: Академический Проект, 2009. — 943 с.

e-koncept.ru

Стресс: эмоциональная составляющая

Дата публикации: 05.05.2016 2016-05-05

Статья просмотрена: 167 раз

Равочкин Н. Н., Клещеногов А. С. Стресс: эмоциональная составляющая // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1374-1376. — URL https://moluch.ru/archive/114/29564/ (дата обращения: 25.06.2018).

The article examines the emotional component of stress. We study the genesis of the concept of «stress» in works of domestic and foreign researchers. In conclusion the author’s understanding of stress is given.

Keywords: stress, emotional stress, adaptation, organism.

Актуальность обращения к заявленной проблеме обусловлена ростом напряжения социального, включающего, в свою очередь, эмоциональное напряжение каждого отдельного индивида, вызываемое конкретными стрессорами.

Проводя анализ литературы на предмет связи стресса и эмоционального напряжения на теоретическом уровне, отметим, что, например, в работах В. Л. Марищука не раз делается авторский акцент на разность понятий «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность». Первое понятие, как он считает, определяется активизацией различных систем организма ввиду активных волевых действий, второе же характеризуется интеримарным уменьшением уровня резистентности психических процессов и трудоспособности. Однако множество авторов не считают целесообразным разделять данные понятия, т. к. считают это нелогичным по многим причинам. В первую очередь, из-за приравнивания автором понятий «эмоциональное напряжение» и «волевое напряжение», что согласно мнению большинства, является некорректным. Поэтому в настоящее время, не выделяют четкую границу и «разрешается» применять как одно, так и другое вышеуказанное понятие с единым смыслом [3].

Некоторые авторы, в частности Л. В. Куликов, считают, что не нужно «напряжение» маркировать как «эмоциональное». Это объясняется невозможностью предположить наличие напряжения, не сопровождающееся какими-либо эмоциями. Однако считается, что «эмоциональное» указывает на первостепенную значимость развивающихся эмоциональных составляющих напряжения. Ведь Н. И. Наенко и О. В. Овчинников, к примеру, выделяют операциональную напряженность, возникающую в результате тяжелого труда. В данном случае имеют место присутствовать различные эмоции, но они играют второстепенную роль, в связи с чем понятие «эмоциональная напряженность» целесообразно указывать в полном виде [1, 4].

Эмоциональная напряженность способна оказывать различный эффект на характер деятельности организма. Например, при непредвиденной драке с хулиганами будет отмечаться повышение мышечной силы, однако, кроме того, возможно нарушение моторной координации.

В настоящее время очень часто можно услышать термин «стресс», подразумевающий, как правило, отличное понятие от впервые предложенного У. Кэнноном. В своих работах он связывает данный термин с феноменом «борьбы — бегства» и рассматривался исключительно со стороны физиологии. Органом, играющим основную роль в развитии данного феномена, является мозговой слой надпочечников, а сам процесс «борьбы –бегства» как будто бы готовит мускулы к активному акту ввиду воздействия на организм какой-либо опасности. И данная реакция позволяет организму бороться с опасностью или бежать от нее [7].

Г. Селье был тем, кто популяризировал термин «стресс». Им было написано немало работ посвященных данному понятию или затрагивающих его. Интересным фактом является то, что сами представления Селье о понимании понятия стресса круто менялись в течение его жизни и со временем в своих работах он все более отходил от первоначального определения данного термина. В его первых работах стресс рассматривается исключительно со стороны физиологии и биологии. В связи с этим имелось понимание стресса как физиологической реакции в ответ на воздействия различной природы, носящие отрицательный характер. Селье говорил о том, что главнейшую роль в данной реакции играет эндокринная система.

Однако позже сам Селье указывал на то, что при стрессе имеют место быть не только функциональные изменения в организме, но и морфологические, которые являются необратимыми. И уже в тот момент существовало множество примеров, когда после перенесенной тяжелой психологической травмы, особенно во времена Второй Мировой войны, у людей развивались заболевания, зачастую онкологические, различных систем организма [5].

Эти примеры говорили о слабости понятий Селье о стрессе и его отрицании главнейшей роли ЦНС в развитии описываемых реакций. Однако со временем сам Селье начал менять представление о стрессе, рассматривая его со стороны психофизиологии, что привело к постепенному размыванию границ данного понятия. В 1974 г. он опубликовал работу под названием «Стресс без дистресса», где ввел дополнительные понятия.

Г. Селье разделял стресс на два вида: дистресс, который связан негативными эмоциями, и эустресс, который связан с позитивными эмоциями. В связи с этим в границы описываемых понятий вошли и физиологические явления, а в частности, сон. Он писал, что во сне человек также подвергается стрессу ввиду того, что «любая биологическая деятельность оставляет необратимые химические рубцы» [6].

Впоследствии ученые все больше задавались вопросами о реальных границах стресса как эмоционального напряжения. Согласно точке зрения Л. Леви, стресс необходимо рассматривать как некую совокупность различных эмоциональных состояний, граница которой соответствует несерьезным сдвигам гомеостаза. Как положительные, так и отрицательные эмоции тесно связаны с различным изменениями в гомеостазе [2].

В 1970 году Р. Лазарус постарался разделить физиологическое и психологическое определение стресса. Он предложил теорию, в контексте которой стресс делился на 2 вида: физиологический и психический. Физиологический стресс обусловлен наличием настоящего физического раздражающего фактора, а психический связан с ожиданием человеком будущей опасной или трудной ситуации. Но изложенное разграничение крайне условно, т. к. в физиологическом стрессе всегда присутствуют составляющие стресса психического — и наоборот. Поэтому в данном случае правомернее говорить о причинах, вызвавших стресс, а не о изменениях в организме при нем.

Кроме того, с точки зрения физиологии, вызывает вопросы распространенное мнение о том, что стресс является абсолютно физиологической адаптационной реакцией, направленной на восстановление гомеостаза. С. Майер и М. Ландеслагер еще в 1985 году говорили о том, что в стрессовой ситуации активно выделяется гормон кортизол, позволяющий организму использовать более высокий уровень энергии в связи с усиленным расщеплением пептидов, а также поддерживающий цифры артериального давления. Но, ко всему прочему, он снижает уровень иммунной защиты. В связи с этим во время длительного стресса, а также после него человек нередко страдает простудой, ОРВИ и т. п. Именно поэтому утверждать, что стресс полезен для организма нельзя, говоря о по-настоящему опасном уровне эмоционального напряжения. Но и не стоит рассматривать стресс исключительно в ключе патологии, на что указывает В. Н. Цыган и В. Я. Апчел. В данном случае, возможно, будто сам организм «выбирает» лучшее из двух зол.

В наши же дни понятие «стресс» все чаще применяют к любому психоэмоциональному напряжению, к примеру, сдача экзамена, задержка на работе, подготовка к свиданию. Границы данного определения становятся все более расплывчивыми, а особенности проявления для каждого организма во многом индивидуальны. Поэтому со временем влияние данного термина уменьшается, так как зачастую невозможно понять смысл его употребления без подробного описания автором. И в данном случае возникают вопросы о целесообразности применения обсуждаемого понятия.

В заключение, обобщая всю вышеизложенную информацию, получаем результат, что стрессом можно считать различные эмоциональные реакции организма, возникающие как ответ на разногласие между требованиями к нему и способностью удовлетворить данные требования ресурсами же самого организма.

1. Куликов Л. В. Психогигиена личности. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.

2. Леви Л. Эмоциональный стресс. — М.: Медицина, 1970. — 329 с.

3. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведения и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб.: Сентябрь, 2001. — 260 с.

4. Наенко, Н. И. О различении состояний психической напряженности Текст. / Н. И. Наенко, О. В. Овчинникова // Психологические исследования. — М., 1970. Вып. 2. — 40–46 с.

5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме, М.: Медгиз, 1960. — 255 с.

6. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 66 с.

7. W. B. Cannon; physiological regulation of normal states: some tentative postulates concerning biological homeostatics. — Paris: Les Éditions Médicales, 1926. — p. 91.

moluch.ru

Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого—экономические последствия

Найденова С. В. 1 , Пономарев П. А. 2 Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого—экономические последствия //II Международная научно-практическая конференция «Современные инновации: фундаментальные и прикладные исследования» , 2015, 2(2) — см. журнал

______________________________________________________________

1 Найденова Светлана Валентиновна / Naidenova Svetlana Valentinovnaмагистрант;

2 Пономарев Петр Андреевич / Ponomarev Petr Andreevichкандидат философских наук, профессор,

кафедра психологии и педагогики, социально—гуманитарный факультет,

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты, Ростовская область

Аннотация: статья посвящена психологическим особенностям профессионального стресса, причинам его возникновения, структуре и разновидностям его протекания, а также последствиям воздействия стресс-факторов на человека. Представлена специфика проявления профессионального стресса в совокупности воздействия объективных и субъективных факторов. Дается определение и характеристика синдрома профессионального выгорания и его последствий для личности.

Abstract: the article is devoted to the psychological characteristics of professional stress, causes of its origin, structure and variety of its course and consequences of the impact of stress-factors on the person. Presented specifics manifestations professional stress in the aggregate impact of objective and subjective factors. The definition and characteristics of burnout and its consequences for the individual.

Ключевые слова: профессиональный стресс, стресс—факторы, стресс, профессиональное выгорание, деформация личности.

Keywords: professional stress, stress–factors, stress, professional burnout, deformation of the individual.

scienceproblems.ru

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Дата публикации: 12.04.2017 2017-04-12

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева В. М. Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 2-4. — URL https://moluch.ru/archive/148/42018/ (дата обращения: 25.06.2018).

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса, особенно в студенческой среде. Основной задачей, которая была поставлена автором в данной статье — было рассмотреть отдельные аспекты проблемы стресса, исследовать стрессоустойчивость студентов, выявить пути коррекции предэкзаменационного стресса, оказать психологическую помощь тем студентам, которые оказались в трудной ситуации в рамках образовательного пространства.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, коррекция, тревожность, эмоциональная неустойчивость.

В век всеобщей глобализации и интеграции проблема эмоционального благополучия людей все острее встает перед обществом Трудности социального, экономического плана приводят к ухудшению как физического, так и психического здоровья. Стресс — весьма короткое слово, но проблемы, которые возникают при этом, мешают человеку адаптироваться в обществе, влияют на его взаимоотношения в коллективе и т. д.

Сегодня как никогда встает перед нами вопрос о своевременной диагностике стресса, выявления стрессоустойчивости людей. Обучение на педагогическом факультете, подготовка к профессиональной деятельности психолога в системе образования, поставило меня перед задачей выявить основные причины стресса и постараться исследовать данную проблему в системе высшей школы. Передо мной была поставлена задача рассмотреть особенности проявления стресса у студентов первого курса, состояние предэкзаменационного стресса, разработать программу выхода из данного состояния, организовать работу в рамках центра оказания психологической помощи студентам нашего вуза.

Прежде чем перейти к экспериментальной части исследования, мне представилось необходимым рассмотреть само понятие стресса, виды стресса, остановиться на самом понятии стресс. Общеизвестно, что термин стресс был впервые использован Г. Селье. Однако, в дальнейшем учеными было предложено достаточно много определений стресса. Но, на наш взгляд, определение стресса как реакция организма на какие-либо внешние события, достаточно лаконично определяет суть данного состояния. История разработки и исследования стресса представлена противоречивыми мнениями, различными подходами к данной проблеме. Мы остановимся лишь на некоторых из них.

Нам показался интересным подход Щербатых Ю. В., который весьма компактно представил и описал механизм формирования психологического стресса [7, с. 27].

Определяя стресс другой известный психолог — Немов Р. С. пишет: «Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку» [5, с. 442].

С точки зрения русского ученого, физиолога Ю. И. Александрова, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья» [6, с. 326].

Не менее интересные исследования были проведены Китаевым-Смык [4], который проанализировал не только факторы, приводящие к стрессу, но и предложил способы коррекции стресса, необходимые для восстановления здоровья человека в жизненных неурядицах. Данное состояние приводит к определенным изменениям состояния человека: меняется поведение, меняется настрой, происходят изменения на уровне физиологических и психологических процессов.

В азербайджанской науке данная проблема занимает определенное место в трудах таких психологов, как: Алиев Б. Г. [1], Байрамов А. С. [2], Джаббаров Р.В [3].

Анализ литературы по данной проблеме позволил нам четко разграничить виды стресса: долговременный, кратковременный, положительный и негативный стресс (стресс — дистресс), физиологический, психоэмоциональный, информационный и т. д.

Для того, чтобы понять как стресс отражается на студентах нашего вуза, мы попытались провести экспериментальное исследование, суть которого заключалась в следующем:

— Диагностика стрессоустойчивости студентов;

— организация и проведение семинара на тему «Стресс: за и против»

Диагностирование состояния студентов было осуществлено с помощью теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона [8]. Результаты данного теста были распределены следующим образом:

Как видим, хорошая стрессоустойчивость была выявлена лишь у 24 человек, что составило 34, 1 % от общего числа респондентов.

На следующем этапе нами был проведен опрос среди студентов первого курса факультета «социально-психологическая служба в образовании» (анкета разработана нами), причем данный опрос был проведен перед сессией. Вопросы, на которые мы получили ответы, были разделены на 2 группы: вопросы, носящие информационный характер предполагали знание студентов о стрессе и следующий блок вопросов непосредственно связанные с наличием у каждого обследуемого предэкзаменационного стресса. Так полученные нами результаты были распределены следующим образом: