Стресс судаков

Системные основы эмоционального стресса — Судаков К.В.

Год выпуска: 2010

Автор: Судаков К.В., Умрюхин П.Е.

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Современная физиология характеризуется все нарастающей тенденцией проникновения в тайны молекулярно-генетических механизмов жизнедеятельности. Это, безусловно, важная тенденция научной мысли. Тем не менее ведущая задача физиологии — стремление понять закономерности работы целого организма в его связях с внешней средой.
Одной из ведущих проблем в этом плане является проблема эмоционального стресса.
Социально-экономические преобразования в России привели к резкому возрастанию стрессорных нагрузок в разных сферах жизни людей. Этому также способствовали участившиеся военные конфликты, естественные и техногенные катастрофы, а также технократические тенденции современного общества.
Психоэмоциональный стресс, с одной стороны, является защитной приспособительной реакцией, мобилизующей организм на преодоление всевозможных мешающих нормальной жизнедеятельности препятствий, особенно таких частых конфликтных ситуаций, в которых субъект ограничен в возможностях удовлетворения своих жизненно важных биологических и социальных потребностей. С другой стороны, в условиях острых или, наоборот, длительных и непрерывных конфликтных ситуаций у отдельных предрасположенных субъектов эмоциональный стресс трансформируется в свою противоположность — патогенный фактор, нарушающий нормальные физиологические функции, что приводит в конечном счете к формированию разнообразных психосоматических заболеваний.

«Системные основы эмоционального стресса»

  1. Конфликтная ситуация как причина формирования эмоционального стресса
  2. Медико-социальные аспекты психоэмоционального стресса
  3. Системные механизмы эмоционального стресса
  4. Эмоции как ведущие звенья функциональных систем организма
  5. Информационные взаимосвязи функциональных систем в нормальном организме
  6. Дезинтеграция функциональных систем при эмоциональном стрессе
  7. Неспецифический информационный синдром дезинтеграции функциональных систем при экстремальных воздействиях на человека
  8. Первичная реакция лимбико-ретикулярных структур головного мозга на эмоциональный стресс
  9. Индивидуальная устойчивость и предрасположенность к эмоциональному стрессу
  10. Прогностические критерии индивидуальной устойчивости животных к эмоциональному стрессу
  11. Индивидуальные реакции соединительной ткани на стрессорные нагрузки у крыс с различной чувствительностью к эмоциональному стрессу
  12. Электрическая активность структур головного мозга у крыс с различной устойчивостью к стрессорным нагрузкам
  13. Нейромедиаторы и нейропептиды в механизмах устойчивости к эмоциональному стрессу
  14. Катехоламины надпочечников у крыс с различной устойчивостью к эмоциональному стрессу
  15. Пути предотвращения медико-социальных последствий эмоционального стресса
  16. Реабилитация постстрессорного синдрома

Заключение
Литература

www.booksmed.com

К.В. Судаков, П.Е. Умрюхин СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Транскрипт

1 К.В. Судаков, П.Е. Умрюхин СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА 2010

2 УДК ББК 56.1 С89 Судаков К.В., Умрюхин П.Е. С89 Системные основы эмоционального стресса. М.: ГЭОТАР-Медиа, с.: ил. ISBN В издании обобщены данные многолетних исследований авторов о системных механизмах устойчивости к стрессорным нагрузкам. В них впервые было установлено первичное участие лимбико-ретикулярных структур головного мозга в механизмах эмоционального стресса. Определены индивидуальные изменения вегетативных функций при однотипных эмоциональных нагрузках. Выявлена роль регуляторных олигопептидов в механизмах устойчивости к эмоциональным стрессам. Книга предназначена для физиологов, патофизиологов, фармакологов, врачей-неврологов, психиатров, а также студентов, интересующихся актуальными вопросами современной науки. УДК ББК 56.1 ISBN Судаков К.В., Умрюхин П.Е., 2009

3 СОДЕРЖАНИЕ Введение Конфликтная ситуация как причина формирования эмоционального стресса Медико-социальные аспекты психоэмоционального стресса Системные механизмы эмоционального стресса Эмоции как ведущие звенья функциональных систем организма Информационные взаимосвязи функциональных систем в нормальном организме Дезинтеграция функциональных систем при эмоциональном стрессе Неспецифический информационный синдром дезинтеграции функциональных систем при экстремальных воздействиях на человека Первичная реакция лимбико-ретикулярных структур головного мозга на эмоциональный стресс Индивидуальная устойчивость и предрасположенность к эмоциональному стрессу Прогностические критерии индивидуальной устойчивости животных к эмоциональному стрессу Индивидуальные реакции соединительной ткани на стрессорные нагрузки у крыс с различной чувствительностью к эмоциональному стрессу Электрическая активность структур головного мозга у крыс с различной устойчивостью к стрессорным нагрузкам Нейромедиаторы и нейропептиды в механизмах устойчивости к эмоциональному стрессу Катехоламины надпочечников у крыс с различной устойчивостью к эмоциональному стрессу Пути предотвращения медико-социальных последствий эмоционального стресса Реабилитация постстрессорного синдрома Заключение Литература

4 Авторы выражают благодарность Институту Поведения и лично Капустину В.В. ВВЕДЕНИЕ Современная физиология характеризуется все нарастающей тенденцией проникновения в тайны молекулярно-генетических механизмов жизнедеятельности. Это, безусловно, важная тенденция научной мысли. Тем не менее ведущая задача физиологии стремление понять закономерности работы целого организма в его связях с внешней средой. Одной из ведущих проблем в этом плане является проблема эмоционального стресса. Социально-экономические преобразования в России привели к резкому возрастанию стрессорных нагрузок в разных сферах жизни людей. Этому также способствовали участившиеся военные конфликты, естественные и техногенные катастрофы, а также технократические тенденции современного общества. Психоэмоциональный стресс, с одной стороны, является защитной приспособительной реакцией, мобилизующей организм на преодоление всевозможных мешающих нормальной жизнедеятельности препятствий, особенно таких частых конфликтных ситуаций, в которых субъект ограничен в возможностях удовлетворения своих жизненно важных биологических и социальных потребностей. С другой стороны, в условиях острых или, наоборот, длительных и непрерывных конфликтных ситуаций у отдельных предрасположенных субъектов эмоциональный стресс трансформируется в свою противоположность патогенный фактор, нарушающий нормальные физиологические функции, что приводит в конечном счете к формированию разнообразных психосоматических заболеваний.

5 КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ПРИЧИНА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА Ведущей причиной формирования эмоционального стресса являются так называемые конфликтные ситуации. Конфликтная ситуация ситуация, в которой субъекты при наличии у них выраженной потребности остро или хронически ограничены в ее удовлетворении. Авиценна, был, пожалуй, первым, кто продемонстрировал проявление эмоционального стресса в конфликтной ситуации у животного хорезмскому шаху Мамуну Второму. Как известно, Авиценна посадил ягненка в клетку и поместил ее рядом с другой клеткой, в которой находился волк. У ягненка на основе постоянного страха развились депрессия, расстройство сердечно-сосудистых функций и дыхания, и животное, которое не могло избежать опасного соседства с волком, погибло (рис. 1). И.П. Павлов (1927) также наблюдал развитие у животных невротических состояний после конфликтной ситуации Ленинградского наводнения 1924 г. Д.И. Миминошвили и Г.О Макагян в 1956 г. в Сухуми смоделировали конфликтную ситуацию у обезьян (гамадрилов-павианов). Они изолировали самца лидера стаи в клетку, установленную напротив его прежней колонии. У изолированного от стаи вожака в выраженной конфликтной ситуации в течение нескольких месяцев сформировалась устойчивая артериальная гипертензия, и животное погибло от инфаркта миокарда. Социальные условия часто ставят современного человека в конфликтные ситуации, порождающие эмоциональный стресс. Ведущее место в возникновении конфликтных ситуаций в жизни современного человека, как это ни парадоксально, принадлежит научнотехническому прогрессу. Благодаря ему человечество сегодня живет в комфортных условиях и пользуется многими социальными благами: изобилием продуктов питания, благоустроенными жилищами, воз-

docplayer.ru

Простые средства от бессонницы Анна Тарди

Системные основы эмоционального стресса Судаков

Нейровизуализация структурных и гемодинамических нарушений при травме мозга — захарова н. С другой стороны, в условиях острых или, наоборот, длительных и непрерывных конфликтных ситуаций у отдельных предрасположенных субъектов эмоциональный стресс трансформируется в свою противоположность патогенный фактор, нарушающий нормальные физиологические функции, что приводит в конечном счете к формированию разнообразных психосоматических заболеваний. В них впервые было установлено первичное участие лимбико-ретикулярных структур головного мозга в механизмах эмоционального стресса.

Неспецифический информационный синдром дезинтеграции функциональных систем при экстремальных воздействиях на человека первичная реакция лимбико-ретикулярных структур головного мозга на эмоциональный стресс прогностические критерии индивидуальной устойчивости животных к эмоциональному стрессу индивидуальные реакции соединительной ткани на стрессорные нагрузки у крыс с различной чувствительностью к эмоциональному стрессу электрическая активность структур головного мозга у крыс с различной устойчивостью к стрессорным нагрузкам нейромедиаторы и нейропептиды в механизмах устойчивости к эмоциональному стрессу катехоламины надпочечников у крыс с различной устойчивостью к эмоциональному стрессу нейровизуализация структурных и гемодинамических нарушений при травме мозга — захарова н. Описываются особенности высшей нервной деятельности человека, методы диагностики психологических и психофизиологических качеств. И мы тоже не рискнули святотатственно дополнять и модифицировать текст.

Естественно, они не вошли в книгу, написанную более двадцати лет назад. Социально-экономические преобразования в россии привели к резкому возрастанию стрессорных нагрузок в разных сферах жизни людей. В учебнике рассматриваются основные принципы высшей нервной деятельности, физиология анализаторов, условнорефлекторная деятельность животных и человека, физиологические механизмы поведения, структура поведенческого акта. Хочу лишь пояснить, почему мы переиздаем ее через двадцать лет.

Системные основы эмоционального стресса — судаков к в В издании обобщены данные многолетних исследований авторов о системных механизмах устойчивости к стрессорным нагрузкам.

В них впервые было установлено первичное участие лимбико-ретикулярных структур головного мозга в механизмах эмоционального стресса. Одной из ведущих проблем в этом плане является проблема эмоционального стресса. В учебнике рассматриваются основные принципы высшей нервной деятельности, физиология анализаторов, условнорефлекторная деятельность животных и человека, физиологические механизмы поведения, структура поведенческого акта. Описываются особенности высшей нервной деятельности человека, методы диагностики психологических и психофизиологических качеств.

diner.inf-center.ru

НАУЧНАЯ ДЕФИНИЦИЯ «СТРЕСС»: ПОДХОДЫ К ТОЛКОВАНИЮ И КЛАССИФИКАЦИИ

Павлова Анфиса Валерьевна

студент 4 курса, факультет экономики и управления НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Патрахина Татьяна Николаевна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Господство динамичного образа жизни, постоянно меняющееся окружение ведет к увеличению количества стрессовых ситуаций. Стресс влияет на все виды человеческой деятельности, особенно это касается трудовой активности. Основным направлением в изучении стресса служит поиск причин его возникновения и способов его преодоления, либо полной ликвидации, а также предотвращение появления стресса в будущем.

Изначально слово «стресс» использовалось в физике в XVIII—XIX веках и обозначало собой [10]:

а. силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой;

б. деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы.

Французский физиолог, К. Бернард, во второй половине XIX века заложил основы изучения внутренней среды живого организма и взаимосвязи ее с внешней средой. Он заметил, что «постоянство внутренней среды есть условие свободной, независимой жизни. Это достигается посредством процесса, который поддерживает во внутренней среде все условия, необходимые для жизни элементов» [11].

В начале XX века американский физиолог, У.Б. Кеннон, на основе экспериментального исследования, в отличии от К. Бернарда, чьи выводы основывались на биологических обобщениях, выявил значимость постоянства внутренней среды организма и предложил название для «координированных физиологических процессов, которое поддерживают большинство устойчивых состояний организма» [12]. Он ввел термин «гомеостазис» (от древнегреческого homoios — одинаковый и stasis — состояние), обозначающий способность сохранять постоянство.

Доктор медицины и философии XX века, Г. Селье, перенес слово «стресс» в медицину и заложил теоретические основы учения о стрессе. Началом изучения стресса, послужило его письмо «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованное в 1936 году в журнале “Nature”. В нем ученый описал стресс как стандартные реакции организма на действие различных болезнетворных раздражителей. Дальнейшее изучение показало, что организм при помощи вырабатываемых им гормонов адаптируется к любому фактору, который вызывает стресс.

Многие исследователи в своих монографиях отмечают, что у стресса нет четкого и единого определения, как отмечает В.А. Бодров, «в этой области не существует установившейся терминологии, даже определения стресса часто очень существенно различаются» [2, с. 4].

Само понятие стресс в таких областях знаний как психология, биология, медицина и других чаще всего используется в двух значениях [13, с. 8]:

а. физический, химический или эмоциональный фактор, вызывающий физиологическое или психологическое напряжение, и который может быть источником болезни;

б. сама болезнь, которая возникает в результате действия этих факторов.

Отсюда следует, что с одной стороны, стресс — это некий фактор, который воздействует на организм, а с другой — результат влияния этого фактора.

При этом исследования стресса, которые проводились в последние десятилетия, расширили характеристику этого термина. К примеру, С. Вожнер, проводя исследования в 70-е гг. ХХ в., предложил идентифицировать понятие «стресс» с понятиями «фрустрация» и «угроза» [13, с. 8].

Американский психолог Дж. МакГрат дает следующее определение слову стресс «это воспринимаемый существенный дисбаланс между требованием и возможностью прогнозирования реализации этого требования в условиях, когда выполнить его невозможно» [3, с. 17].

Его соотечественник, Р. Лазарус, один из первых, кто выявил «опосредующую роль психологических процессов в возникновении стресса и…процессов оценки стрессового стимула» [4]. Он отмечает, что «стресс возникает тогда, когда индивидуумы чувствуют, что они не в состоянии справиться с предъявляемыми им требованиями или угрозой для их благополучия» [7].

Коллега Р. Лазаруса, С. Фолкман, сделала акцент на взаимодействии индивидуума и внешней среды и описала стресс как «уровень взаимодействия между личностью и окружающей средой, который оценивается личностью как превышающий ее (личности) ресурсы и создающий угрозу благополучию» [7].

По мнению английского ученого Т. Кокса, стресс является угрозой нормальному течению жизни человека, его физическому и психическому здоровью, и выражает собой индивидуальный феномен, который является результатом взаимодействия человека и ситуации, в которой он находится [6, с. 4].

Несмотря на то, что понятие стресс было предложено зарубежными учеными, в России этой проблеме уделялось большое внимание.

Так, В.Л. Марищук описывал стресс, как состояние, характеризующееся большим выбросом стероидных гормонов. При этом он отмечал, что стресс является физиологическим, т. е. сопровождается различными физиологическими реакциями и всегда эмоциональным, т. е. сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями [1, с. 7].

По словам Ю.Г. Чиркова, стресс противоречив, неуловим, туманен, его сила заключается в масштабности охвата жизненных проявлений, а слабость — в неопределенности и расплывчатости его границ [20, с. 75].

Российский исследователь, В.А. Бордов, в своей монографии «Информационный стресс» пишет, что стресс объединяет большой круг вопросов, которые связанны с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. [2, с. 2].

Научная дефиниция «стресс» описывается и в различных отечественных справочных изданиях. Так Толковый словарь С.И. Ожегова определяет стресс как состояние повышенного нервного напряжения или перенапряжения, вызванное сильным воздействием [17]. Толковый словарь под редакцией Т.Ф. Ефремовой расширяет определение, добавляя, что стресс представляет собой «попытку организма самостоятельно справиться с агрессией внешней среды» [16].

Психологическая энциклопедия в свою очередь, сужает определение и характеризует стресс как психическое напряжение, которое возникает у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в трудных условиях [9].

Специфическое толкование с позиции социума дает социологический словарь, в котором стресс представлен как различные виды социального напряжения, давления, нагрузок, которые требуют многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения и взаимодействия [14].

Любое сильное влияние на организм может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям. В случае если сильное воздействие приводит к перенапряжению, то отсюда следует, что стресс может принимать две формы: разрушающую и созидающую. На этом фоне исследователи выделяют эустресс и дистресс.

Эустресс или положительный стресс (приставка «эу» с греч. — хороший) повышает приспособленческие возможности организма, улучшая реакции и психическую деятельность и проявляется в результате положительных событий в жизни. В состоянии эустресса у человека появляется невероятный подъем сил и творческой энергии. При этом ученые утверждают, что кратковременное состояние эустресса полезно для здоровья человека.

Противоположностью этому виду стресса выступает дистресс или разрушающий стресс (приставка «dys» с греч. — расстройство), который вызывается отрицательными раздражителями. Дистресс пагубно влияет как на психическое, так и физическое здоровье человека, в связи, с чем снижается способность организма бороться с внешними раздражителями. Время протекания такого стресса различно, но обычно он длится долго. Человек теряет желание бороться с дистрессом из-за психологического истощения, наступает апатия и депрессия. Поэтому дистресс необходимо предотвращать или, если человек оказался в таком состоянии — лечить.

Существуют множество походов к классификации стресса. Их появление «определяется современными взглядами ученых на сущность и механизмы стрессовой реакции» [13, с. 26]. Как считают исследователи, возникновение того или иного вида стресса определяется влиянием на человека различных факторов, которые связаны с содержанием, условиями и организацией деятельности человека.

Г. Селье одним из первых предложил выделить физиологический стресс (заболевание организма) и психологический стресс (стимулируется отношениями между людьми, социальным положением в обществе и т. д.)

В соответствии с современными подходами к пониманию видов стресса российские ученые (В.В. Бодров, Д.Н. Исаев, К.В. Судаков) выделяют эмоциональный и информационный стрессы.

Эмоциональный стресс, по мнению К.В. Судакова, представляет собой состояние сильно выраженного психоэмоционального переживания индивидом конфликтных жизненных ситуаций, остро или длительно ограничивающие удовлетворение его социальных или биологических потребностей [15, с. 5].

Как считает В.А. Бодров, причины возникновения информационного стресса связаны с «экстремальными воздействиями факторов рабочего процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей трудовой деятельности» [2, с. 35]. Причинами также могут являться ситуации, когда человек не справляется с поставленной задачей за определенное время при высокой ответственности, и внешние сообщения о возможной угрозе.

Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова с позиции сфер деятельности человека, а именно трудовой, выделяют следующие виды стрессов [5, с. 12]:

а. рабочий стресс — возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места;

б. профессиональный стресс — связанный с профессией, родом или видом деятельности;

в. организационный стресс — появляется по причине негативного влияния на работника особенностей организации.

Современные ученые наиболее часто прибегают к понятию профессионального стресса.

Н.С. Фонталова определяет профессиональный стресс как «многоплановый феномен, совокупность физических и психологических реакций субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию» [18, с. 182].

Российский исследователь Л.В. Лялина, в рамках профессионального стресса рассматривает такой вид стресса как коммуникативный, который непосредственно связан с проблемами делового общения, когда у человека повышается раздражительность, снижается способность противостоять коммуникативной агрессии со стороны и неспособность выявлять манипуляцию и противостоять ей [8].

Избавиться от стресса достаточно сложно, поэтому важно научиться управлять стрессом, более эффективно справляться со стрессовыми ситуациями и снимать накопившееся напряжение.

Для этого у современных управленцев имеется эффективный инструмент — стресс-менеджмент — процесс управления стрессом. С точки зрения современных исследователей, стресс-менеджмент включает в себя «три главных направления: профилактику стрессогенных факторов, уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий» [19].

Таким образом, можно сделать вывод, что стресс является неотъемлемой частью жизни человека и представляет собой ответную реакцию организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное равновесие.

sibac.info

Стресс судаков

Судаков Константин Викторович

Доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, академик РАН

Область научных интересов: изучение системных механизмов целенаправленного поведения мотиваций человека и животных, выяснение нейрофизиологических и нейрохимических механизмов целенаправленного поведения

Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина РАМН

Кафедра нормальной физиологии Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова.

  • Подробнее об авторе
  • Книги автора

Образование

Окончил ​1-й Московский медицинский институт имени И. М. Сеченова.

В 1967 году защитил докторскую диссертацию.

Основные достижения​

В последнее десятилетие академик К.В. Судаков создал новое приоритетное направление

в области медико-биологических наук – социальную физиологию — для изучения физиологических показателей человека в реальных условиях жизнедеятельности.

Впервые сформулировал и обосновал закономерности иерархического, мультипараметрического и последовательного взаимодействия функциональных систем в целом организме,

новые представления о системогенезе поведенческих актов и импринтинговом механизме формирования акцептора результатов действия.

Им разработаны новые представления о системном квантовании процессов жизнедеятельности и предложены голографический и информационный принципы построения функциональных систем.

К.В. Судаковым сформулированы принципиально новые теоретические положения о системных механизмах биологических мотиваций.

Им выявлены и описаны структурная и химическая интеграции церебральных механизмов биологических мотиваций, взаимодействие мотивационных возбуждений с геномом нервных клеток и с подкрепляющими возбуждениями на корково-подкорковых уровнях ЦНС.

Исследования механизмов эмоциональных стрессов позволили К.В. Судакову расширить классические представления об их природе.

Им сформулирована концепция о динамическом церебро-висцеральном синдроме эмоционального стресса – ведущей причины психосоматических заболеваний,

изучены физиологические механизмы устойчивости к стрессогенным воздействиям.

Им сформулированы оригинальные представления о неспецифическом реабилитационном синдроме.

Автор свыше 650 научных работ, в том числе 8 персональных монографий, двух учебников по нормальной физиологии и 17 книг в соавторстве.

Основные научные труды К. В. Судакова посвящены изучению системных механизмов целенаправленного поведения — мотиваций человека и животных, а также эмоций и эмоциональных стрессов.

«Информационный феномен жизнедеятельности» (1999)

«Системные механизмы эмоционального стресса» (1981)

«Рефлекс и функциональная система» (1998)

«Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу» (1998)

«Эмоциональный стресс и артериальная гипертензия» (1976)

«Биологические мотивации» (1971)

«Теория функциональных систем» (1997)

Участие в общественных организациях и проектах

​С 1996 года по настоящее время является академиком-секретарем отделения медико-биологических наук РАМН.

Награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» III (2009) и IV степени (2002)

Орден Трудового Красного Знамени (1986)

Орден Дружбы народов (1992)

В 1997 году присвоено звание Заслуженного деятеля науки Российской Федерации

Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры нормальной физиологии Первого МГМУ имени И.М. Сеченова. Из широкого набора исследований функций организма животных и методик обследования.

medlib.ru