Стресс у студента

Стресс в жизни студента

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. www.trafficcase.ru

Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Можно выделить 3 группы студентов: 1-я группа — с невротическими расстройствами; 2-я группа — с риском их развития; 3-я группа — здоровые. Уровень невротических расстройств возрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях.

Валеологический подход к стрессу предполагает перевод стрессовой ситуации в состояние тренировки, когда организм работает в сознательно определенных пределах негативных факторов среды. В результате организм оказывается подготовленным, натренированным к стрессовой ситуации. Т.е. напряженная работа у студентов во время семестра будет сопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этого правила.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тре-нинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

www.psyguides.ru

Стресс у студента

Говорят, что «от сессии до сессии живут студенты весело». Действительно, четыре месяца проходят почти у всех студентов без забот и хлопот. Исключение составляют лишь те, которые не уложились в рамки экзаменационной сессии и сдают задолженности в течение учебного семестра. Что же все-таки происходит со студентами во время летней и зимней сессии? Ответов на этот вопрос много, но однозначно можно сказать, что все они подвержены стрессу.

Стресс — это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс – это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.

Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

К примеру, для студента технического вуза такими проблемами и трудностями могут быть следующие:

— несданные во время и незащищенные лабораторные работы;

— не выполненные или выполненные неправильно расчетно-графические задания;

— большое количество пропусков по какому-либо предмету;

— отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;

— недостаточно полные знания по дисциплине;

— плохая успеваемость по определенной дисциплине;

— перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;

— конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя — с другой;

— отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

— плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).

Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.

Мною был проведен социологический опрос на тему «Стресс во время сессии» среди своих одногруппников, студентов второго курса Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. Оказалось, что 19% студентов не испытывают стресс во время сессии вообще. Точнее говоря, этот стресс незначительный, и студент просто не замечает его. Подавляющее большинство (81% опрошенных) подвержены стрессу как в период экзаменов, так и на зачетной неделе.

На вопрос «как вы боретесь со стрессом в период экзаменационной сессии?» большинство студентов ответили, что снимают напряжение с помощью прогулок на свежем воздухе или общения с друзьями. У других повышается аппетит, и они начинают кушать больше шоколада, сладостей. Студенты, имеющие вредные привычки, курят чаще, а также иногда начинают употреблять спиртные напитки.

Существует множество методов борьбы со стрессом. Могу предложить лишь некоторые, к которым может прибегнуть любой современный студент.

1.При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.

www.cs-alternativa.ru

Экзаменационный стресс у студентов — как справиться с волнением

По данным социологических опросов студенты относятся к экзаменам, как к интеллектуальной и эмоциональной перегрузке. На экзаменационный стресс влияют различные факторы, например, зависимость результата и дальнейшего получения стипендии. Ухудшают эмоциональную перегрузку длительное ожидание экзамена, строгий преподаватель, сложный предмет и жесткий лимит времени. Согласно исследованиям у некоторых студентов давление и пульс достигали показателей гипертоников со стажем заболевания. Как уменьшить страх перед экзаменом? Рассмотрим рекомендации психологов. Итак, как бороться с таким явлением, как экзаменационный стресс у студентов.

Как проявляется стресс перед экзаменом

Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:

  • Активное реагирование. Перед важным событием у части студентов происходит учащение пульса, повышается артериальное давление.
  • Пассивное реагирование. У некоторых студентов, наоборот, от страха снижается общая активность организма. У них падает артериальное давление, замедляется ритм сердца, ослабляется мышечный тонус. Обычно к концу сессии такие люди сдают оставшиеся экзамены по инерции, они готовы получить любой результат, лишь бы эта «мука» завершилась.
  • Встречается и эмоционально-конструктивное поведение при стрессе. У студентов повышается интеллектуальная деятельность, они не испытывают сильных эмоциональных переживаний, а лишь сосредотачивают свое внимание на имеющейся задаче.

    Исследователи, изучавшие проблему, считают, что экзамены стимулируют мозговую деятельность и повышают познавательный интерес, активность. Психолог Саразон доказывает, что стресс во время сессии нужен. Так, те студенты, которые волновались перед экзаменами, улучшили свои показатели по сравнению с теми, кто не испытывает стресса в ситуации оценки. При этом нужно учитывать вид нервной деятельности. Для человека со слабой нервной системой любой экзамен является сильным стрессом, он может и не показать своих знаний. А для флегматика с высшим типом нервной деятельности, наоборот, лучше переживать и бояться, тогда результат будет лучше.

    Так, что же делать, когда стресс перед экзаменами не дает сосредоточиться и ухудшает самочувствие? Как справиться с волнением?

    Общие рекомендации психологов

    Хотя стресс в жизни студента и является неотъемлемой частью, нужно чтобы экзамен не стал причиной нервного срыва. Поэтому предложены общие рекомендации, помогающие вернуть устойчивость.

  • Старайтесь объективно оценивать свои знания и верить в себя. Обычно человек рисует себе страшные картины, но на самом деле это обычный рабочий процесс для преподавателя.
  • Не пытайтесь быть совершенными. Для чего нужна именно эта оценка? Что она изменит в вашей изни и на что повлияет? Ответы на такие вопросы помогут снизить важность и зависимость от высокой оценки. Придерживайтесь золотой середины и не пытайтесь брать невозможные барьеры. Сейчас экзамены кажутся масштабным мероприятием в жизни, но если смотреть на них в аспекте всей жизни, то это всего лишь незначительнее событие.
  • Ограничьте перед экзаменами потребление чая, кофе и газированных напитков. Кофеин возбуждает мозг и делает его невосприимчивым к информации. Лучше съесть апельсин, банан или грецкие орехи. Многие студенты знают о приливах сил после шоколада. Некоторые запасаются на период сессии шоколадками, но эффект бодрости от него кратковременный и длится примерно полчаса.
  • Дыхательные техники преодоления стресса

    Существует множество дыхательных техник, они отвлекают человека от волнения, стресса, насыщают мозг кислородом и позволяют выровнять эмоциональное состояние. Наиболее популярные упражнения описаны ниже.

    «Полное дыхание»

    1. Одну руку положите на живот, а вторую на область груди.
    2. Вдох начните с живота, полностью заполнив его воздухом.
    3. После того, как достигнут максимальный уровень, заполните воздухом верхние отделы легких — грудь.
    4. После двухсекундной задержки на вдохе медленно выдыхайте – сначала втягивая живот, а после опуская грудь.
    5. Практиковаться в таком дыхании начинайте с минуты, постепенно увеличивая время, длину выдоха и задержку дыхания.

      Этот способ можно применять перед экзаменами и любых других сложных ситуациях. После полного дыхания уменьшается тревога, появляется ясность и силы спокойно оценивать ситуацию.

      «Активирующее дыхание»

      Если при полном дыхании можно успокоиться и снять стресс, то активирующая техника предполагает мобилизацию. Расслабляющий эффект достигается, когда выдох длиннее вдоха. Чтобы собраться и сконцентрироваться, выполните технику «полное дыхание» в обратной последовательности – замедленный вдох и резкий выдох.

      Метод ресурсного якорения

      Как привлечь дополнительные ресурсы для сдачи экзамена? С помощью якорения! Методика рассчитана на приобщение организма к позитивному опыту и получение дополнительной уверенности, смелости в сложной ситуации.

    6. Подумайте о негативном моменте, неприятном событии, во время которого проявлялась сильная тревога.
    7. Подумайте — какое качество пригодилось бы в этой ситуации? Например: уверенность, спокойствие, настойчивость. Выберите качество, которое поможет хорошо себя чувствовать.
    8. Когда ресурсы выбраны, вспомните моменты в вашей жизни, когда это качество проявлялась. Например, вы играли со щенком и отдавали ему команды, чувствуя себя сильным и спокойным. Или уверенно отвечали у доски, смело поднимали руку на занятии точно зная верный ответ.
    9. Зафиксируйте момент проживания ресурсного состояния, погрузитесь в него полностью. Представьте, что это качество — свет, заполняющий всё ваше тело.
    10. Запуск якоря. Лучше всего работает телесный якорь. Во время погружения в ресурсное состояние, возьмите себя правой рукой за большой палец левой руки или незаметно прикоснуться к мочке. Аудиалы могут использовать словесный якорь – слово «уверенность» и «смелость». Теперь это прикосновение или слово — спусковой крючок.
    11. Якоря применяют в любой ситуации, когда необходимо запустить нужное состояние уверенности или спокойствия. Практикуясь в якорении, можно вызывать необходимое состояние в сложной экзаменационной обстановке.
    12. Подберите под себя набор якорей, которые будут отвечать за ресурсные состояния и заякорите их. Теперь вы вооружены!
    13. Психологические упражнения

      Когда перед экзаменом теряется самообладание и трудно справиться со стрессом, используйте упражнения для снятия тревоги. Но помните, что любые советы психолога будут неэффективны, если не практиковать упражнения и не пробовать справиться с предэкзаменационным волнением. Итак, упражнения для снятия стресса:

    14. Напрягите все части тела последовательно, начиная с пальцев ног и завершая мышцами шеи. Держите напряжение 10 секунд. После этого расслабьте мышцы в той же последовательности — от пальцев ног до шеи. Выполнение техники способствует мощному расслаблению, уходят неприятные соматические ощущения от волнения.
    15. Сядьте, займите удобную позу и положите руки на колени. Ноги при этом должны твердо стоят на опоре. Считайте до десяти, совершая на каждый счет медленный вдох и медленный выдох. Затем закройте глаза и посчитать в обратном порядке. Задержите дыхание, выдыхайте надо на пятый счет. При выдохе представьте как уменьшается напряжение. Постепенно увеличивайте счет до тридцати.
    16. Большим пальцем правой руки надавите на середину ладони левой руки. Именно там находится точка внимания. После десяти повторений такую же манипуляцию повторите на другой ладони. При каждом нажатии делайте вдох, а при ослаблении надавливания — выдох.
    17. Хорошо помогают в тревожных моментах формулы самовнушения. Они должны быть составлены кратко и позитивно. Например: «Я уверен в себе, я ощущаю бодрость. Моя речь спокойна». На каждом слове делайте вдох. После проговаривания сделайте глубокий выдох с сильным чувством освобождения.
    18. Сожмите ладонь в кулак, большой палец внутри. Сжимайте с небольшим усилием, пять или шесть раз. При сжимании делайте выдох, при разжимании — вдох. Можно выполнять упражнение с закрытыми глазами, тогда эффект от него увеличится. Техника помогает лучше запоминать, поэтому, ее хорошо использовать при подготовке к экзаменам.
    19. Видео: беседа с практикующим психологом «Стресс у студентов»

      Если волнение не проходит, то имеются советы, как получить уверенность с помощью народных средств. Хорошо справляются с тревогой травяные отвары: ромашка, пустырник или зверобой. Но с успокоительными средствами лучше не переусердствовать, иначе можно потерять мотивацию в достижении. Умеренная тревожность подстегивает мышление и позволяет добиваться лучших результатов.

      ostresse.ru

      В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Стресс понимается как нажим, давление, напряжение (англ.).Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Обучение в высшем учебном заведении — это стресс для большинства студентов. Воздействие стресса на учащегося начинается с самого начала учебного пути, и преследует его в той или иной степени постоянно. У студентов подверженных стрессу возникают проблемы с получением, переработкой и применением в дальнейшем полученных знаний, что препятствует академической успеваемости. Проблемы с успеваемостью в свою очередь создают дополнительные проблемы. Стресс усугубляется.

      Жизнь студента наполнена напряжением, волнительными ситуациями и переживаниями. Возникновение стресса у студентов происходит в основном из-за большого потока новой информации, возникновения проблемных ситуаций, связанных с угрозой неуспеваемости, дефицита времени, конфликта с преподавателем, и, как правило, во время сессии. Конкретными причинами стресса для студента технического высшего учебного заведения может стать недостаток сна; несданные во время и незащищенные лабораторные работы; не выполненные или выполненные неправильно расчетно-графические задания; большое количество пропусков по какому-либо предмету; отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине; недостаточно полные знания по дисциплине; плохая успеваемость по определенной дисциплине. Мнение о том, что все болезни проистекают «от нервов» признается справедливым и в научном обществе, и среди обывателей. Поэтому каждый студент должен помнить о необходимости сохранения душевного равновесия, особенно во время сессии. Масса экзаменов, зачетов, курсовых работ являются обоснованной причиной для стрессовой ситуации, однако дальнейшее развитие событий: усугубление недуга или преодоления возникших проблем, зависит только от характера человека.

      Каждый студент в отдельности должен выделить для себя индивидуальные методы борьбы со стрессом. Но следует обозначить некоторые общие средства в борьбе со стрессом. В учебной деятельности важно оптимально распределить, время как на выполнение поставленных задач, так и на отдых. Если существует, какой, либо конфликт его следует разрешить, разногласия устранить. Очень важно чувство контроля ситуации, что вероятно является самым важным для преодоления стресса. Важный способ снятия психического напряжения — это активизация чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. Прогулки на свежем воздухе; посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино); общение с друзьями или другой приятной компанией так же являются неотъемлемыми методами борьбы со стрессом у студентов.

      www.rae.ru

      Причины стресса студентов

      Многие люди испытывают стресс от разных факторов, вне зависимости от возраста: все хоть раз в жизни находились в сложных ситуациях. Часто проявляется стресс у студентов, ведь процесс обучения бывает тяжелым. Сессии, экзамены и лекции приносят сильную нагрузку на организм, который порой не справляется с напряжением.

      Учебный процесс может привести к появлению стресса у студента

      Жизнь студента наполнена различными эмоциональными ситуациями. Практически всегда стресс в жизни студента начинается из-за ежедневного потока информации и других факторов современной жизни.

      Причины возникновения стресса

      Когда начинается учебный процесс, на смену хорошим эмоциям приходит лень, усталость и стресс. Психологи смогли определить причины появления стресса у студентов:

    20. Отказ. Студент во время своего пребывания в учебном заведении может получать множество отказов. В этом случае молодежь может испытывать разочарование и опустошение.
    21. Страх неизвестности часто мешает достичь высот. Если вы перестанете бояться неудач, а запасетесь терпением и уверенностью, то получите желаемое.
    22. То, что студент не успевает сделать за день, должно быть грамотно распределено на следующий. Отсутствие распорядка приводит к стрессам. Нельзя откладывать все вечно на завтра: когда накопится много дел, студент рискует развить негативную сторону своего психоэмоционального состояния.
    23. Требовательность родителей.
    24. Коллектив. Смена обстановки и круга общения могут повлиять на тех людей, кому сложно социализироваться.
    25. Учебный стресс может появиться из-за темпа современной жизни, постоянной спешки, пробках на дорогах, потери важных документов, ключей и т. д.
    26. Если информация, преподнесенная преподавателем, невразумительна. Лучше сразу переспросить, уточнить, попросить указать на ошибки.
    27. Причин может быть очень много, все зависит от характера и воспитания человека.

      Рекомендации по устранению стресса

      Убрать стресс из жизни студента должны попробовать его родители. Если им не удалось помочь, необходимо обратиться к психологу. Существует несколько методик, которые помогут снять стресс и восстановить стрессоустойчивость:

      1. Правильно тратить свое время. Особенности этого метода помогут наладить учебу. Его мозг не будет перенапрягаться и думать, как бы все успеть. Если научиться правильно распределять свое время, то человек будет больше отдыхать и набираться сил.
      2. Контролировать себя. Студент научится избегать стрессовых ситуаций и контролировать свое поведение.
      3. Больше времени проводить на свежем воздухе.
      4. Спать не менее 8 часов и только ночью.
      5. Общаться с друзьями только в свободное время или в выходные. Прогулки не должны отвлекать от учебы.
      6. Находить выход из любой стрессовой ситуации, быть положительно настроенным. Любые конфликты можно решить мирным путем.
      7. Делать физические упражнения по утрам и заниматься спортом.

      Профилактика

      Для сохранения стрессоустойчивости необходимо выполнять такие действия:

      • нельзя занижать самооценку;
      • справедливо относиться к уровню знаний;
      • стараться не перенапрягаться;
      • нельзя ставить на первое место учебу, сессию и экзамены.

      Перед экзаменом лучше не пить кофе, чай или газировку, но рекомендуется употреблять в пищу фрукты, шоколад.

      Прохладный душ поможет взбодриться, укрепить иммунитет. Психофизиология человека должна всегда работать над контролем.

      Необходимо не только контролировать эмоции, но и давать отдыхать голове. Для этого можно сходить на расслабляющий массаж, посетить театр или музей, гулять на свежем воздухе.

      В борьбе со стрессом прекрасно поможет смех. Это хорошее средство для повышения настроения и возобновления сил. Смех способствует выработке антистрессовых гормонов. Рекомендации психологов для борьбы с напряжением часто используют дыхательную гимнастику. Такой вид диагностики направлен на появление стрессоустойчивости, его еще называют методом ресурсного якорения. Такие методы часто используют люди разных возрастов.

      Поход в музей поможет расслабиться

      Последствия расстройства

      Если учащейся во время экзаменов находится в состоянии стресса и при этом выпил много кофе, у него может подняться давление и появятся проблемы с сердцем. Когда причины стресса не выявлены, и он не проходит, то проблема может перейти на органы и сильно отразиться на состоянии человека. Начнется активация симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Такие процессы негативно сказываются на человеческой самооценке.

      Учебный процесс нарушается, человек не может сосредоточиться. Портится самочувствие и настроение. Давление увеличивается, постепенно разрушая кровеносные сосуды.

      Такие факторы сильно влияют на учебный процесс и работоспособность.

      Ускоренное сердцебиение и сильное перенапряжение негативно влияют на здоровье, поэтому студенты обращаются за помощью к алкоголю и специальным препаратам, чтобы нейтрализовать нервное состояние. Такие методы расслабления приводят к зависимости и еще больше портят без того непростую ситуацию.

      Из-за стресса студенту сложно сосредоточиться на учебе

      Заключение

      Формирование стресса у человека может начаться даже в процессе общения не с теми людьми, и для его нейтрализации необходимо прикладывать некоторые усилия. Стресс – это частая проблема у многих людей. С ней могут сталкиваться дети начальных классов во время учебы, а также подростки и студенты технического вуза разных специальностей. Главное, вовремя заметить эту проблему и устранить причины появления. Существует множество методов, которые можно попробовать в домашних условиях. Факторы, которые могут положительно повлиять на жизнь человека – это нормальный сон, полноценный отдых, здоровое питание и физические упражнения. Если человек будет следить за своим состоянием и контролировать эмоции, стресса можно легко избежать.

      urazuma.ru