Стресс учебные пособия

Понятия профессионального стресса

Понятия профессионального стресса

Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры. Небольших стрессовых ситуаций невозможно избежать. Как правило, стресс является следствием утомления и усталости. Число «больных», обратившихся за медицинской помощью из-за стресса, растет ежегодно. Основные факторы стресса проявляются во время труда, работы (когда человек не чувствует своей значимости, ему не доверяют определенный род занятий и т. д.): отсутствие обратной связи с коллегами, руководством, условия работы, шум, освещенность, оснащение помещения, где работает человек, чрезмерное давление со стороны коллег и т. д.

Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника.

Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.

Зачастую производственный стресс ведет к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.

Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» – отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации.

Отрасль знаний начала зарождаться еще тогда, когда психология начала формироваться как самостоятельная наука. Огромный вклад в разработку и основу данной отрасли внес знаменитый немецкий ученый, преподававший в Гарвардском университете, Гуго Мюнстерберг. Во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) правительство Великобритании создало Совет по изучению усталости на производстве, в котором большое участие принял Г. Мюнстерберг. В этом Совете он изучал неэффективную работу, усталость, утомляемость работников, занятых в основном ручным трудом.

Впервые термин “психология профессионального здоровья” предложил в 1990 г. психолог Джонатан Рэймонд. Основной целью изучения психологии профессионального здоровья стали изучение негативного влияния стресса на организм и здоровье людей и разработка методов и способов борьбы со стрессом.

Нельзя не отметить, что реакция на стресс у каждого человека индивидуальная. Одни с легкостью переносят все тягости стресса, а другие, наоборот, замыкаются в себе и долго не могут справиться со стрессом. Это связано с возможностями того или иного человека, его личностными характеристиками, степенью информационной загрузки, степенью удовлетворенности трудом, ведь когда занимаешься любимым делом, не замечаешь переутомления и усталости, а с радостью перевыполняешь план на месяц и даже на квартал за неделю.

Стресс негативно влияет на физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания, излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину – стресс.

Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: “стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью”). В литературе встречается также термин “психическое выгорание”, под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов. Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома “выгорания” в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек — человек». По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом.

Установлено, что одним из факторов синдрома “выгорания” является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

· ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;

· высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;

· неудовлетворенность социальным статусом.

Профессиональное “выгорание” сотрудников может быть обусловлено такими причинами:

1) перегруженность или незагруженность работой;

2) организационные перемены;

3) ролевая неопределенность и ролевой конфликт;

4) эпидемия психогенного заболевания;

5) истощение физических и духовных сил;

Формами проявления производственных стрессов являются :

2) агрессивность по отношению к коллегам;

3) нежелание выходить на работу, прогулы;

4) большое количество брака продукции;

5) излишняя нагрузка на работе;

6) гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и другие.

Целью данной работы ставлю перед собой детальное и глубокое рассмотр ение основных методов профилактики производственных стрессов и способов борьбы с их последствиями. Для этого следует еще раз вернуться к определению понятия стресс. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)».

Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс — это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?

Что может быть противопоставлено стрессу?

Перечислим основные пункты профилактики стрессов и способы борьбы с их последствиями:

1) создание благоприятного организационного климата;

2) предоставление работникам возможности самим организовывать свою работу;

3) четкое определение обязанностей работников;

4) устранение причин, ведущих к перегруженности или недогруженности работой;

5) социальная поддержка;

6) психологическая помощь на предприятии;

7) программы общего оздоровления.

Необходимо также помнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все дела на неделю вперед.

Не ставьте перед собой «наполеоновские» планы, ведь только люди с “наполеоновскими” возможностями и силами могут выполнить такие планы. Ведь именно перенапряжение, большое количество работы и дел являются источником зарождения стресса и конфликтов в коллективе.

Следует также отметить важность индивидуальных подходов к предотвращению стрессов. Как было уже сказано ранее, каждый человек по-своему переживает стресс и стрессовые ситуации. Одни уходят в себя и надолго абстрагируются от всего мира, другим, наоборот, необходимо постоянное общение, для того чтобы стресс не стал для них хроническим заболеванием. Каждому, кто попал в стрессовую ситуацию, по возможности необходимо обратиться к организационному психологу или психологу на стороне для того, чтобы быстрее выйти из стрессовой ситуации без особых осложнений. Ведь если «не лечить» стресс, то он может перерасти в различного рода заболевания, и тогда времени на восстановление потребуется намного больше. Психолог поможет и обучит технике релаксации, при которой человек сможет на время отвлечься от всех проблем.

Существуют еще и организационно-психологические меры, направленные на профилактику профессионального стресса. Так, например:

1. В понедельник целесообразно ограничить объем служебных мероприятий (собраний, совещаний).

2. С целью необходимости упорядочения времени проведения производственных совещаний, технических советов целесообразно проведение их на всех уровнях управления во второй половине рабочего дня в понедельник и пятницу. При длительности совещания более 1,5 часа необходимо назначение 10-15-минутных перерывов через 1,5 часа работы.

3. Для предотвращения эмоционального перенапряжения необходимо составлять четкие временные планы-графики производственных совещаний с указанием их содержания. Также необходимо избегать планирования излишне длительных совещаний.

4. Для создания благоприятного психологического климата необходимо привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса в производственных коллективах. Подобное участие помогает персоналу принять перемены и дает ему возможность высказать свое мнение и «озвучить» претензии.

5. Необходимо предоставлять сотрудникам самим организовывать свою работу. Понимание того, что у работающих есть определенное право самим решать, что и как делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.

6. Нужно обеспечить четкое определение должностных обязанностей работников. С целью снижения возможности возникновения стресса, связанного с ролевой неопределенностью, надо четко определить должностные обязанности работников и сферу их ответственности.

7. Для устранения причин, ведущих к перегруженности или недогрузке работой, руководитель предприятия должен надлежащим образом организовать процессы обучения, беспристрастные решения о повышении в должности и справедливое распределение обязанностей, обеспечить хорошее соответствие требований работы способностям того, кто ее выполняет.

8. Рекомендуется обеспечить в организации систему оказания сотрудникам социальной поддержки, которая сделает их менее уязвимыми для негативных последствий стресса. Социальная поддержка способна минимизировать негативные последствия стресса. Одно из объяснений этого феномена заключается в том, что социальная поддержка смягчает воздействие стрессов на лиц, находящихся в сложной ситуации, особенно если эта ситуация — следствие перегруженности работой или ролевого конфликта. Оказать действенную социальную поддержку способны сплоченные рабочие группы и руководители первой линии — супервизоры, обученные доброжелательному и заботливому отношению к подчиненным.

9. Целесообразно использовать модификацию поведения как эффективный способ повышения устойчивости к стрессам людей определенного психологического типа личности, имеющих склонность к тревожности, гиперреактивности, с повышенным риском развития ишемической болезни сердца. К характеристикам личности, на которые следует повлиять, относятся чрезмерная напористость, навязанное самому себе постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Необходимо формировать у работников позитивную эмоциональную реакцию на стрессовые обстоятельства, изменять информационное значение некоторых раздражителей за счет потери ими патогенных свойств путем использования методики рациональной психокоррекции.

works.doklad.ru

Стресс учебные пособия

Проблема психологического стресса приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Это обусловлено, с одной стороны, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой — социальным характером последствий производственных стрессов.

Стереотип восприятия стресса, как неизбежного зла прочно поселился в наших умах. Однако, стресс это то, что сопровождает нас всю историю. Он сопровождал человека, когда мы охотились на мамонта, открывали новые материки, дрались во дворе за игрушки, защищали диплом, проходили собеседование при трудоустройстве на работу, стояли в пробках… Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно видим, слышим и читаем в средствах массовой информации о несчастных случаях, спровоцированных стрессом, – стресс давно и прочно вошел в наш повседневный обиход. Стресс постоянно рядом. Более того, для того чтобы наш организм мог нормально функционировать, ему регулярно необходима порция стресса. Проблема начинается тогда, когда эта порция слишком велика.

Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

Тибетская медицина объясняет состояние стресса дисбалансом трех жидкостей в организме: крови, желчи и лимфы. Избыток каждой из них приводит к дисбалансу, что порождает определенные симптомы: страх вызывает повышение кровяного давления, тревога приводит к избытку желчи, усталость и депрессия — лимфы.

Английский психотерапевт Майк Джордж отмечает, что любой дисбаланс, например, между интересами семьи и работы, ведет к стрессу. Американские психологи дают более житейское определение: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

В широком понимании стресс — это любое более или менее выраженное напряжение организма. В этом качестве стресс — нормальное явление. Дело в его интенсивности. При достаточно сильном и продолжительном действии стресс-фактора реакция может стать болезнетворной основой различных функциональных нарушений. Современная жизнь все ощутимее нарушает сложившийся механизм отношений человека с окружающей средой. Число факторов, приводящих к состоянию стресса, так велико и они так часто возникают, что человек практически постоянно находится в состоянии стресса. Причины психического стресса достаточно разнообразны: личностные противоречия, производственные и финансовые трудности, семейная атмосфера, затруднения в трудовой деятельности (страх перед работой, профессиональные трудности, высокий темп принятия решений).

В предлагаемом пособии «Психология стресса» раскрывается сущность стресса как «неспецифического ответа организма на любое предъявляемое ему требование». Представление о психологическом стрессе, его особенностях и динамике как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим обоснованием для управления стрессом, его профилактики и преодоления. Ученые посчитали, что за всю жизнь у большинства людей количество негативных переживаний значительно превосходит количество позитивных эмоций, именно в этом случае и говорят, что человек постоянно испытывает стресс.

Учебное пособие адресовано, прежде всего, студентам-психологам. В процессе изучения психологии стресса студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть. По мере изучения курса студенты устанавливают основные причины возникновения стресса и факторы, влияющие на его динамику. Учебное пособие «Психология стресса» также будет интересно преподавателям и аспирантам психологических факультетов высших учебных заведений, психологам-практикам, организующим семинары и тренинги по стресс- менеджменту, а также всем интересующимся психологией.

В структуру учебного пособия входят теоретические разделы, вопросы для самоконтроля, практикум по психодиагностике стресса и стрессовых состояний, включающий обширный методический инструментарий и примеры использования методик в реальных условиях деятельности практического психолога. В частности, в пособии представлены методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности; Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях; Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса; методики для диагностики профессиональных стрессоров; методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Материал, излагаемый в учебном пособии, может представлять интерес не только для студентов, но и преподавателей, работающих с ними, работников образования, руководителей и менеджеров разных уровней, изучающих теорию и практику стресс–менеджмента.

www.expeducation.ru

Стресс учебное пособие

Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Практическое занятие №1.

Многозначность определения понятия «стресс». Специфика определения стресса в психофизиологии, психологии, социологии, конфликтологии, педагогике.

Взаимосвязь термина «стресс» с другими понятиями, характеризующими эмоциональные состояния: «тревога», «фрустрация», «психическое напряжение» и др.

История развития концепций адаптации и гомеостатического регулирования в физиологии и психофизиологии.

Понятие общего адаптационного синдрома, введённого Г. Селье. «Триада признаков» стресса по Г.Селье, физиологические механизмы возникновения.

Эустресс и дистресс в концепции Г. Селье. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс, стресса в дистресс.

Роль теории Г.Селье в развитии психологических концепций изучения стресса.

Наиболее спорные моменты концепции стресса Г. Селье.

Современные психологические подходы к изучению стресса:

экологический (В. Касл, П. Варра),

транзактный (Т.Кокс, С. Хобфолл, Л. Лазарус),

регуляторный (Д. Бродбент, А.Б. Леонова; В.И. Медведев).

Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса . Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.

Кокс Т. Стресс. – М.: Медицина, 1981.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. – 255 с.

Селье Г. Психофизиология стресса. М., 1991.

Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.

Практическое занятие № 2.

Характеристика основных видов стресса (физиологический, психологический, эмоциональный, информационный, организационный). Психологический подход Л. Лазаруса в понимании психологического и физиологического стресса.

Понятие «стрессора». Классификация факторов, вызывающих стресс (микрострессоры, макрострессоры, критические события, хронические стрессоры). Степень подконтрольности стрессора.

Понятие стрессоустойчивости личности. Патофизиологические механизмы, лежащие в основе различной стрессорной устойчивости.

Социально-психологические ресурсы стрессоустойчивости и возможности ее формирования.

^ Задания для самостоятельной работы по разделу

Практическое занятие № 3.

Формы проявления стресса (физиологический, когнитивный, поведенческий, эмоциональный уровень).

Кризисные ранги стресса (ступенчатые изменения проявлений стресса) при чрезмерном нарастании экстремальных воздействий Л.А.Китаев-Смык ( Л.А. Китаев-Смык Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с. ).

Концепция адекватности реагирования на экстремальное воздействие, состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования (В.И.Медведев).

Структурно-системное описание стрессовых состояний, субсиндромы стресса (М.Франкенхойзер, Л.А.Китаев-Смык).

Объективные и субъективные оценки уровня стресса. Факторы, влияющие на развитие стресса.

Гендерные особенности развития стрессовых состояний.

Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.

Щербатых Ю.В. Психология стресса. — М.: Академия, 2005. — 250с.

Практическое занятие № 4.

Понятие психологического стресса. Теории и модели психологического стресса (Р. Лазарус, С. Хобфолл).

Объективные причины возникновения психологического стресса (условия жизни и работы, экономические факторы и др.).

Субъективные причины возникновения психологического стресса (личностные особенности, когнитивный диссонанс, невозможность реализации актуальных потребностей и др.).

Субъективные факторы, способствующие усилению/уменьшению интенсивности психологического стресса.

Эмоциональный и информационный стрессы как разновидность психологического стресса (определение, причины возникновения, особенности).

Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса.

Стратегии и стили преодоления психологического стресса:

механизмы психологических защит и их классификация;

стратегии преодоления стресса (копинг-механизмы). Индивидуальные стили «совладающего поведения» (модель С. Хобфолла). Возможности целенаправленного формирования адекватных стратегий преодоления стресса.

эффективность совладающего со стрессом поведения: кратковременные и долговременные последствия

Характеристика (описание, пояснение)

Причины психологического стресса

На что направлено действие стрессора

Наличие реальной угрозы жизни или здоровью

Характер эмоциональных переживаний

Временные границы предмета стресса

Влияние личностных качеств

Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб.: Речь, 2004. – 166с.

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ , 2006. – 528 с.

Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т.27, №1. – С.122-133.

Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.2: процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т.27, №2. – С.113-123

Габдреева, Г. Ш. Психологическая защита личности в хроничсеких стрессовых ситуациях / Г. Ш. Габдреева // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманит. науки. – 2007. – №1. – С. 84-94

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб. Питер, 2006. – 256 с.

Киршбаум, Э.И. Психологическая защита/ Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 176с.

Никольская, Н.М. Психологическая защита у детей / Н. М. Никольская, Р. М. Грановская. – Спб.: Речь, 2001. – 507 с.

Постылякова, Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности / Ю.В. Постылякова // Психологический журнал. – 2005. – Т.26, №6. – С.35-43

Практическое занятие № 5.

Стресс и адаптация. Уровни адаптации и формы проявлений дезадаптации на личностном и поведенческом уровнях.

Понятие психического здоровья. Стресс и здоровье человека.

Понятие профессионального здоровья. Проблемы сохранения профессионального здоровья человека.

Стресс и пограничные состояния.

Болезни «стрессовой этиологии» и формы личностной дезадаптации.

Стресс и суицидальное поведение. Виды суицидального поведения.

Критерии оценки негативных последствий стресса на индивидуальном и популяционном уровне.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. – 368 с.

Колесникова, Т.И. Психологический мир личности и его безопасность /Т.И. Колесникова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176с.

Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений. – М., 2005.

Митина, Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. — 2005. — N 7.

Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб., 2002.

Возрастная специфика стресса. Возрастной кризис как фактор стресса.

Стрессы в детском возрасте. Ситуации повышенного риска, предрасполагающие к возникновению психологического стресса у детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста, подростничества. Стресс в ситуации профессионального самоопределения и становления.

Детско-родительские конфликты как причина стресса.

Стресс и его преодоление в период взрослости.

Стресс в постпенсионном возрасте.

Серых А.Б. Стресс у детей: причины, диагностика, помощь // Преподаватель ХХI век, № 3, 2004, с.33-38.

Левис Ш., Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. – СПб: Питер, 1996. – 208 с.

Школьный стресс: причины, последствия, профилактика / М.И. Степанова // Вестник образования России. – 2005. — № 10. – с. 62-66.

Сущность понятия «чрезвычайная (экстремальная) ситуация».

Этапы психической адаптации и дезадаптации в изменённых условиях существования.

Понятие травматического стресса, фазы развития, психологические последствия.

Типы травматических ситуаций (И.Г. Малкина-Пых, Д.Н. Исаев).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): определение, виды (острое, хроническое, отсроченное).

Клинические симптомы ПТСР.

Типы ПТСР (картина личности: тревожный, астенический, дисфорический, соматоформный).

Цель и задачи экстренной психологической помощи. Основные направления работы.

Техники экстренной психологической помощи в очаге экстремальной ситуации.

Бадхен А.А. Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством. Сост. Т.И. Михайлова, М.М. Певзнер. СПб., ин-т ГАРМОНИЯ, 2001 г.

Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. — 2006. — № 2. -С.113-123.

Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.

Калмыкова Е.С. , Е.А. Миско, Тарабрина Н.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал, 2001. Т. 22, № 4, с. 70-80.

Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т.22 № 1.

Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. Минск.: Харвест, 1999 г.

Сельченок К. В. Психология экстремальных ситуаций. Минск.: Харвест, 2002. – 480 с.

Практическое занятие № 8.

Феноменология профессионального стресса. Виды и специфика стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности (рабочий, профессиональный, организационный).

Теории и модели профессионального стресса.

Основные источники (причины) развития профессионального стресса (В. Зигерт, Л. Ланг, Е. С. Кузьмин, В. Дибшлаг).

Стресс и профессиональное развитие (кризисы профессионального развития как факторы стресса).

Новые информационные технологии и организационные источники стресса.

Синдром эмоционального выгорания как результат профессионального стресса:

понятие синдрома эмоционального выгорания в современной психологии, основные составляющие синдрома профессионального выгорания;

факторы риска профессионального выгорания;

симптомы профессионального выгорания;

возможности профилактики и диагностики синдрома эмоционального выгорания.

Задания для самостоятельной работы

Разработайте конспект выступления на педагогическом совете на тему «Профессиональный стресс педагога».

Разработайте план мероприятий по профилактике стресса в педагогической деятельности.

Составьте рекомендации для педагогов по профилактике профессионального стресса.

Составьте рекомендации для педагогов по повышению профессиональной стрессоустойчивости.

Составьте рекомендации для администрации школы по профилактике стресса в педагогической деятельности.

Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352.

Бодров В. А. Развитие учения о профессиональном утомлении человека. Ч.3: Механизмы регуляции состояния профессионального утомления / В. А. Бодров // Психологический журнал. — 2010. — Т. 31, N 5.

Бодров В.А. Развитие учения о профессиональном утомлении человека. Ч. 3: Механизмы регуляции состояния профессионального утомления / В. А. Бодров // Психологический журнал. — 2010. — Т. 31, N 5. — С. 89-99.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб., 2005. – 336 с.

Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. 448 с.

Леонова А., Мотовилина И. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений // Психологический журнал. — 2004. — № 2. -С.79-92.

Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 96 с.

Общая классификация методов профилактики и коррекции стресса.

Основы профилактической работы со стрессом и стрессовыми состояниями.

Методы преодоления стресса, способы саморегуляции стрессовых состояний.

Техники преодоления последствий стресса

Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое здоровье. Учеб.пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 112 с.

Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2: Стратегии и стили преодоления стресса / В. А. Бодров// Психологический журнал. — 2006. — Т. 27, N 3. — С. 106-116.

Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 3: Процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т.27, № 2. – С. 113-123.

Бодров В.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. — 2000.-Т.21, № 4.-С.32-40.

Постылякова Ю. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. — 2005. -№6.

Монина Г.Б. Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009. – 250 с.

Рутман Э.М. Как преодолеть стресс. – М.: ТОО «ТП», В.Секачев, 1998 г. – 160 с.

Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования Санкт-Петербург 2009

6.6. Стресс: природа и причины. Методы снятия стресса

Стресс (от анг. – напряжение) – состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных неблагоприятных факторов. При стрессе в организме в ответ на негативное внешнее воздействие возникают защитные физиологические реакции.

П отребности человека

Р еакция на потребности Позитивный результат

Рис. 23. Схема стресса

На начало стресса указывает постоянная усталость, раздражительность, хандра или частая смена настроения по незначительным причинам, депрессия. Работа, раньше выполняемая легко и с интересом, вызывает утомление, скуку и раздражение. Трудно сосредоточиться, подводит память, появляется рассеянность, после выходных или отпуска не чувствуешь себя отдохнувшим Далеко не все люди предпринимают необходимые усилия для изменения создавшегося положения.

6.7. Взаимосвязь конфликта и стресса.

Пути предупреждения стрессовых ситуаций

Советы для предотвращения стрессовых ситуаций

успех в жизни и удовлетворённость ею;

понимание своего места в жизни;

рациональное планирование своей жизни и постановка целей в соответствии со своими способностями и возможностями;

война только на одном фронте, т.е. если на работе что-то не клеится, то в это же время дома в отношении с близкими людьми всё должно быть хорошо;

активный отдых. Стресс во сне не проходит, поэтому вы должны систематически тренировать свою память, кровообращение и мышечную систему;

здоровые привычки питания и приёма напитков;

разумная общая физическая подготовка;

регулярное использование одной из методик расслабления.

Чтобы бороться со стрессом, надо прежде всего осознать, насколько серьёзными могут быть последствия. Эта борьба требует определённых усилий и времени. Естественным шагом при появлении признаков стресса может быть смена обстановки, отдых и восстановление своих сил. Однако нужно отчётливо понимать, что возвращение в прежнюю среду не изменить ситуацию, а именно её и нужно изменить. Прежде всего надо проанализировать, как построен распорядок рабочего дня. Необходимо помнить, что монотонная работа без перерыва на самом деле будет гораздо менее эффективной, чем та, при которой человек время от времени даёт себе передышку и берётся за дело с новыми силами. Однако, если дело дошло до длительного и хронического стресса, то без помощи специалиста не обойтись.

Контрольные вопросы по теме:

Что такое конфликт?

Назовите виды конфликтов.

Какие вы знаете стадии развития конфликтной ситуации?

Какие существуют причины конфликтов?

Какие группы методов управления конфликтами Вы знаете?

В чем сущность структурных методов управления конфликтами?

Охарактеризуйте межличностные методы управления конфликтами

Какие могут быть последствия конфликтов?

Что такое стресс?

Какие могут быть последствия стресса?

Как связаны стресс и конфликты?

Укажите признаки стресса

Как предупреждать стресс?

РАЗДЕЛ 7. РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ПАРТНЁРСТВО

7.1. Управление человеком и управление группой

Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого индивида. Конкретные средства влияния одного индивида на другой могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким ножом может быть угроза увольнения. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведёт не просто к принятию данной идеи, а к действию – фактическому труду, необходимому для достижения целей предприятия.

Для оказания эффективного личного влияния необходимо, чтобы личность обладала коммуникативно-личностным потенциалом, включающим следующие свойства: лёгкость и навыки общения, адаптивность, уверенность, активная позиция во взаимодействии, мотив достижения, аффилиация, понимание собеседника и социальный интеллект в целом.

органы кроветворения и иммунной защиты

органы эндокринной системы

Модуль 3. Для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета

Учебное пособие по частной гистологии: 1) сердечно-сосудистая система, 2) органы кроветворения и иммунной защиты, 3) органы эндокринной системы. МОДУЛЬ 3./ под редакцией С.В.Сазонова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития России, 2011, 64с.

Учебное пособие подготовлено доцентом кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии, к.б.н., доцентом О.Ю. Бересневой.

Под общей редакцией зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии д.м.н., проф. С.В.Сазонова.

зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии ГОУ ВПО

«Челябинская государственная медицинская академия Росздрава»,

д.б.н., профессор Г.В.Брюхин;

зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава»,

заслуженный работник высшей школы РФ, вице-президент Всероссийского научного общества анатомов, гистологов, эмбриологов

д.б.н., профессор А.А.Стадников.

Учебное пособие по частной гистологии предназначено для студентов медицинских ВУЗов для самостоятельного изучения микроскопического строения органов человека. В пособии дано описание и приведены микрофотографии гистологических препаратов. Содержание учебного пособия полностью соответствует официальной программе по гистологии, цитологии и эмбриологии для специальности 060105 – стоматология.

Учебное пособие по частной гистологии рекомендовано Ученым советом стоматологического факультета УГМА для использования в учебном процессе (заседание Ученого Совета от 10.09.2010, п.3).

медицинская академия, 2011.

I . Сердечно-сосудистая система____________________________4

1. Артерия эластического типа___________________6

2. Артерия мышечного типа____________________11

3. Вена мышечного типа_______________________13

4. Сосуды микроциркуляторного русла__________ 16

5. Стенка сердца______________________________20

Тестовый контроль по сердечно-сосудистой системе__________26

II. Органы кроветворения и иммунной защиты______________ 29

Центральные органы кроветворения и

Красный костный мозг________________________ 31

Периферические органы кроветворения и

иммунной защиты____________________________ 36

Лимфатический узел__________________________ 36

Тестовый контроль по органам кроветворения и иммунной

Используемые термины в соответствии с международной

гистологической номенклатурой___________________________ 44

Органы эндокринной системы____________________________45

Центральные органы эндокринной системы:

Периферические органы эндокринной системы:

Щитовидная железа___________________________ 52

Паращитовидная железа_______________________ 55

Тестовый контроль по органам эндокринной системы________ 61

гистологической номенклатурой__________________________ 62

Экзаменационные вопросы_______________________________ 63

Ответы на тестовые теоретические контроли________________ 64

Нейрохимия — Болдырев А.А. — Учебное пособие

Год выпуска: 2010

В книге сделана попытка объединить отечественную традицию преподавания нейрохимии как науки, лежащей на стыке основных биологических дисциплин (биохимии, молекулярной биологии, физиологии), с современным взглядом на нейрохимию как самостоятельную составляющую естествознания, имеющую свой предмет, специфические задачи и оригинальные методы исследования, науку, являющуюся основой наших сегодняшних представлений о молекулярных механизмах клеточной сигнализиции.

При написании пособия был использован предшествующий опыт преподавания нейрохимии, в первую очередь академиком Игорем Петровичем Ашмариным. И. П. Ашмарин — автор получившего широкую известность и до сих пор единственного отечественного учебника по данной дисциплине (Нейрохимия. М., 1996 и его переработанное издание: Биохимия мозга. СПб., 1999).

Построение учебного пособия в целом соответствует структуре лекционных курсов по общим вопросам нейрохимии, читаемых в МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете. В компоновке материала нашел отражение личный педа- Основоположник отечествен-гогический опыт авторов. ной нейрохимии

В книге три раздела: «Структура нервной ткани», «Молекулярная нейрохимия» и «Функциональная нейрохимия». Предлагаемое разделение материала достаточно условно и служит лишь для облегчения его усвоения.

Следует иметь в виду, что многие проблемы современной нейрохимии не нашли отражения в данном пособии. Будучи связанными рамками учебных часов, авторы вынуждены были предпочесть широту изложения материала глубине анализа частных аспектов функционирования возбудимых структур. Заинтересованный читатель должен рассматривать эту книгу в качестве введения в проблемы современной нейрохимии.

Содержание учебного пособия

  • Нервная ткань
    1. Нейрон
    2. Глия
    3. Нервные волокна
    4. Нервные окончания
    5. Синапсы
    6. Особенности липидного и белкового состава нервной ткани
      1. Липидный состав
      2. Биологические функции мембранных липидов
      3. Миелин
      4. Белки нервной ткани
      5. Современные представления об организации нейрональной мембраны
      6. Свойства липидного бислоя
        1. Фосфолипиды как структурная основа бислоя
        2. Трансмембранная асимметрия липидов
        3. Подвижность компонентов липидного бислоя
        4. Фазовые переходы мембранных липидов
        5. Дефектные зоны. Роль холестерина
        6. Микровязкость мембран
        7. Мембранные белки
          1. Локализация и подвижность белков в мембранном бислое
          2. Функции мембранных белков
          3. Белок-липидные взаимодействия
          4. Цитоскелет и гликокаликс
            1. Белки цитоскелета
            2. Гликокаликс
            3. Белки гликокаликса
            4. Мембранные механизмы адаптации
              1. Типы синапсов и классификация нейромедиаторов
                1. Синапсы в нервной системе
                2. Медиаторы, нейромодуляторы, комедиаторы
                3. Общая характеристика мембранных рецепторов
                4. Характеристика индивидуальных медиаторных систем
                5. G-Белки, вторичные мессенджеры и протеинкиназы
                  1. G-Белки и вторичные мессенджеры
                  2. Роль мембранных фосфоинозитидов в передаче сигнала
                  3. Метаболизм фосфоинозитидов и регуляция проницаемости мембран для Са2+
                  4. Роль ионов кальция в функционировании нейронов
                  5. Другие вторичные посредники
                  6. Протеинкиназы и фосфопротеинфосфатазы
                  7. Ионные каналы и ионные насосы
                  8. Механизмы отбора и усиления сигналов на клеточной мембране
                  9. Развитие нервной системы и формирование нервных сетей
                  10. Механизмы синаптической пластичности
                  11. Особенности пластического обмена головного мозга
                    1. Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ)
                    2. Особенности обмена липидов
                    3. Энергетический обмен головного мозга
                    4. Аксональный транспорт
                    5. Межсинаптические контакты и принципы функционирования синапса
                      1. Этапы синаптической передачи
                      2. Квантовое выделение медиатора
                      3. Превращения синаптических везикул в синаптическом окончании
                      4. Удаление медиаторов из синаптической щели
                      5. Электрические и химические механизмы передачи информации
                        1. Потенциал покоя
                        2. Локальный потенциал и потенциал действия
                        3. Проведение потенциала действия
                        4. Постсинаптические потенциалы и интеграция синаптических влияний
                      6. Сенсорные процессы
                        1. Передача сигнала в фоторецепторных клетках сетчатки
                        2. Нейрохимические механизмы обоняния
                        3. Механизмы работы вкусовых рецепторов
                        4. Регуляция двигательной активности
                        5. Нейрохимические механизмы памяти
                        6. Окислительный стресс и нейропатологии

                          Право социального обеспечения Учебное пособие и практикум

                          Е.Е. Мачульская– гл. 1-6, 7-12 (в соавторстве с К.В. Добромысловым), 13-20.

                          К.В. Добромыслов– гл. 7-12 (в соавторстве с Е.Е. Мачульской), Методика расчета трудовых пенсий, таблицы, рисунки (схемы).

                          Настоящее учебное пособие включает теоретические и практические вопросы права социального обеспечения. Методические указания к каждой теме содержат формулировки основных теоретических понятий, условия, определяющие право на конкретные виды пенсий, пособий, услуг. Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса по праву социального обеспечения и адресован бакалаврам и магистрам, получающим подготовку по специальности и направлению «Юриспруденция».

                          Для широкого круга читателей: юристов, судей, работников органов юстиции и правоохранительных органов, прокурорских работников, нотариусов, адвокатов, преподавателей, аспирантов и студентов юридических ВУЗов.

                          Краткие сведения об авторах

                          ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

                          ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

                          ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

                          ГЛАВА 4. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

                          ГЛАВА 5. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

                          РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

                          ГЛАВА 6. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТАЖА

                          ГЛАВА 7. ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ

                          ГЛАВА 8. ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

                          ГЛАВА 9. ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

                          ГЛАВА 10. НАЗНАЧЕНИЕ, ПЕРЕРАСЧЕТ И ВЫПЛАТА ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ

                          ГЛАВА 11. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

                          ГЛАВА 12. ПЕНСИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

                          ГЛАВА 13. ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

                          ГЛАВА 14. ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУСПОСОБНОСТИ

                          ГЛАВА 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

                          ГЛАВА 16. СТРАХОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СВЯЗИ С НЕСЧАСТНЫМИ СЛУЧАЯМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

                          ГЛАВА 17. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И ЛЕЧЕНИЕ

                          ГЛАВА 18. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

                          ГЛАВА 19. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

                          ГЛАВА 20. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ

                          Рисунок 1. Социальные риски

                          Рисунок 2. Социальное обеспечение

                          Рисунок 3. Организационно-правовые формы социального обеспечения

                          Рисунок 4. Предмет права социального обеспечения

                          Рисунок 5. Метод права социального обеспечения

                          Рисунок 6. Система права социального обеспечения

                          Рисунок 7. Принципы права социального обеспечения

                          Рисунок 8. Источники права социального обеспечения

                          Рисунок 9. Материальные правоотношения по социальному обеспечению

                          Рисунок 10. Виды стажа

                          Рисунок 11. Информационные потоки личных данных застрахованных лиц в системе персонифицированного учёта при обязательном пенсионном страховании

                          Рисунок 12. Структура пенсионной системы с 1 января 2002 г.

                          Рисунок 13. Финансирование обязательного пенсионного страхования и обеспечения

                          Рисунок 14. Части и виды трудовой пенсии

                          Рисунок 15. Категории застрахованных лиц

                          Рисунок 16. Трудовые пенсии по старости

                          Рисунок 17. Тарифы обязательных платежей на финансирование трудовых пенсий с 1 января 2002 г. по 1 января 2005 г.

                          Рисунок 18. Тарифы обязательных платежей на финансирование трудовых пенсий с 1 января 2005 г.

                          Рисунок 19. Полный размер трудовой пенсии

                          Рисунок 20. Базовая часть трудовой пенсии по старости (БЧ)

                          Рисунок 21. Страховая часть трудовой пенсии (СЧ)

                          Рисунок 22. Величина расчетного пенсионного капитала (ПК1) на 01.01.2002 года

                          Рисунок 23. Расчетный размер трудовой пенсии (РП)

                          Рисунок 24. Накопительная часть трудовой пенсии (НЧ)

                          Рисунок 25. Установление инвалидности

                          Рисунок 26. Базовая часть трудовой пенсии по инвалидности

                          Рисунок 27. Страховая часть трудовой пенсии по инвалидности

                          Рисунок 28. Базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца

                          Рисунок 29. Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца

                          Рисунок 30. Перерасчет страховой части трудовой пенсии

                          Рисунок 31. Индексация частей трудовой пенсии

                          Рисунок 32. Расчет пенсионного капитала (ПК2) с 1 января 2002 года

                          Рисунок 33. Индексация страховой части трудовой пенсии

                          Рисунок 34. Дополнительное пенсионное страхование

                          Рисунок 35. Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

                          Рисунок 36. Пособие по безработице

                          Рисунок 37. Пособия по временной нетрудоспособности

                          Рисунок 38. Пособия гражданам, имеющим детей

                          Рисунок 39. Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием

                          Рисунок 40. Обязательное медицинское страхование

                          Рисунок 41. Государственная система социальной помощи

                          Рисунок 42. Государственное социальное обслуживание

                          Рисунок 43. Субъекты социальной поддержки

                          Рисунок 44. Меры социальной поддержки

                          Таблица № 1. Размер базовой части трудовой пенсии с 1 августа 2008г.*

                          Таблица № 2. Справочная таблица по среднемесячной заработной плате, применяемой для исчисления трудовой пенсии с ИКП (руб.)

                          Таблица № 3. Таблица условных периодов выплаты трудовой пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста и при позднем выходе на пенсию

                          Таблица № 4. Коэффициенты индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии и расчетного пенсионного капитала

                          Таблица № 10. Динамика изменения стоимости страхового года за период с 2002 по 2008 года.

                          Таблица № 11. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (поквартально) за период с 2005 года по 2007 г.

                          Таблица № 12. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации

                          ПРОГРАММА КУРСА «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

                          ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

                          tokpb1.ru