Стресс ученика

Школа и стресс: Когда ребенок не учится, а мучается

В современном мире посещение школы для ребенка и его родителей — бег с препятствиями по пересеченной местности. Каждый год — новые стандарты и требования.

С самого начала августа мы видим на билбордах и в витринах изображения детей с рюкзаками и цветами, весело шагающих в школу. Однако многие ученики и их родители не разделяют радости рекламных школьников. Это не значит, что всё безрадостно и беспросветно — ведь в школе старые и новые друзья, интересные занятия и кружки и много других нескучных занятий. Но…

Ох, нелегкая это работа…

Пожалуй, в сентябре это «но» выходит на первое место. И не важно, идет ли ребенок «первый раз в первый класс» или уже заканчивает школу, жизнь ставит перед учениками и их родителями новые проблемы, которые не всегда легко решить. В современном мире посещение школы для ребенка и его родителей — бег с препятствиями по пересеченной местности. Каждый год — новые стандарты и требования. Сегодня вся школа учится по учебнику Иванова, завтра по учебнику Петрова, а послезавтра только автор Сидоров признается достойным специалистом.

Даже на Западе, где школьные программы не претерпевают таких неупорядоченных скачков в разные стороны, специалисты признают, что все стороны, вовлеченные в учебный процесс, — учителя, родители и ученики — испытывают довольно высокий уровень стресса, связанный с началом учебного года.

Блюз и паника

Из чего складывается такой стресс?

Во-первых, это «первосентябрьский блюз» — печаль по поводу того, что каникулы прошли и начались «трудовые будни». Опять уроки, опять ранние сборы в школу, родительские собрания, секции, репетиторы и т. п. Тяжело от этого не только ученикам, но и родителям.

Дети, особенно ученики младших классов, далеко не всегда могут самостоятельно поддерживать темп работы. Мозг еще не созрел для того, чтобы концентрировать внимание долгое время на отдельных занятиях, особенно если они кажутся ребенку скучными и долгими. Так что родители несут всю ответственность на своих плечах. От этого не только загрустить, но и в панику впасть можно. Поэтому, наверное, даже уместно говорить о «первосентябрьской панике».

Во-вторых, многих посещает «первосентябрьская тревога». Как ребенок будет справляться, как в предстоящем году сложатся отношения с учителями и одноклассниками? Неизвестность нового учебного года вызывает беспокойство детей и родителей.

Непосильная ноша

Даже в советские времена, когда программа была размеренной и учитывала необходимый баланс учебы и отдыха учащегося, всегда были дети, которым школьная жизнь давалась нелегко. А нынешняя программа требует от ребенка полной самоотдачи. Режим и темп расписания на неделю может быть крайне напряженным и даже на грани невыполнимого.

Дети и поют, и пляшут, и рисуют, и пишут еженедельные рефераты, и делают еще много чего. Казалось бы, разностороннее развитие, что может быть лучше? Но среди такого разнообразия общеразвивающих занятий на необходимые предметы остается не так уж много времени.

Учителя так же «несутся» в запарке сквозь требования новой программы, не имея возможности уделить время отстающему ученику. Получается, «не понял — твои проблемы». Поэтому нередко в дополнение к школьным занятиям ребенок занимается еще и с репетитором.

Дети перед лицом трудностей

Как школьная гонка сказывается на детях:

1. Переутомление и выгорание. Дети, особенно младшие школьники, которым приходится не только осваивать новые предметы, но и адаптироваться к новой жизни, не так выносливы, как думают составители школьных программ. Бдения над чистописанием до 2 часов ночи быстро истощают их физические ресурсы. Начинают страдать внимание и память. Но снижение темпа учебы грозит тем, что ребенок отстанет от школьной программы. Поэтому родители и учителя нередко надавливают на ребенка сильнее, требуя приложить еще больше усилий. Это часто приводит к тому, что ученик не просто теряет интерес к учебе, но и начинает испытывать к ней отвращение.

2. Школьная тревога. Нажим на школьника, постоянные упреки со стороны учителей и родителей, а также проблемы со одноклассниками могут вызвать у ребенка страх перед школой. Он может просто отказываться туда идти, устраивать утренние истерики, намеренно долго есть и одеваться. Может даже прогуливать уроки. А бывает, что у него развивается психогенная рвота или поднимается температура. И так каждый будний день. Зато в выходные и праздники школьник чудесным образом выздоравливает.

3. Депрессия. Да, у детей тоже бывает депрессия. Что поделать? Ребенок может почувствовать себя неспособным к новой жизни. У него что-то не получается, что-то вызывает смех одноклассников и порицание учителей. Даже если он очень-очень старается, не все проблемы он может решить сам. Самооценка падает, падает и настроение.

Что могут сделать родители?

Переутомление, тревога, депрессия развиваются тогда, когда нервная система не получает возможности восстанавливаться после длительной умственной нагрузки. Особенно если к этому присоединяется груз отрицательных эмоций, или если речь идет о ребенке с диагнозом «синдром дефицита внимания». Конечно, родители не могут повлиять на интенсивность школьной программы, но они могут повлиять на то, как она будет распределена в жизни ребенка.

Поэтому основной совет — сбалансировать режим учебы и отдыха для того, чтобы у ученика было время для восстановления сил.

Вообще, большинство рекомендаций родителям школьников банальны, но в запарке школьного года даже они упускаются из виду, отодвигаются на второй план. Ведь главное — чтобы успеваемость не упала и четверть была закончена хорошо.

Однако стоит вернуться к основам:

1. Один из самых важных факторов, который помогает решить многие школьные проблемы, — полноценный сон. Ребенок 7–10 лет должен спать 10–11 часов.Исследования показывают, что недосыпающие дети учатся гораздо хуже, чем могли бы, имея адекватный отдых. Уставший ученик становится невнимательным, легко отвлекается, плохо запоминает материал. Ему требуется гораздо больше времени для усвоения знаний. Сон является частью хорошо организованного режима дня. Однако дети не могут сами себя эффективно организовать, и родителям необходимо приучать их к этому. Для детей важны ритуалы, связанные с распорядком дня, чтобы все вещи были на одном и том же месте и одно занятие привычно чередовалось с другим.

2. Но не только дела и обязанности должны чередоваться. Поучились — поиграли. Ребенку надо обязательно двигаться. И не только потому, что у детей должно быть веселое детство. Физическая активность хорошо снимает последствия стресса, помогает переключиться на темы, не связанные с уроками, и потом со свежей головой продолжить учебу.

econet.ru

В шведской школе запретили контрольные из-за стресса учеников

Власти шведского города Буден ввели временный запрет на домашние задания, контрольные работы и экзамены в течение всего апреля в одной из школ.

Как пояснили журналисты SVT, «школа Стюрескулан в Будене вводит запрет на домашние задания и тесты в течение всего апреля после исследований о стрессе среди учеников».

Сообщается, что введенный запрет является временным, и касается учеников с седьмого по девятые классы и всех школьных предметов. При этом он не распространяется на единый национальный экзамен, который ежегодно перед летними каникулами проводится среди девятиклассников.

Руководитель школы Петронелла Сирка пояснила, что «мы постоянно слышим о том, что согласно исследованиям наши дети плохо себя чувствуют и что это зависит от высокого уровня стресса, который они постоянно испытывают. Это наш способ попытаться уменьшить стресс».

Если запрет скажется положительно на работе учителей и учебе школьников, то его продлят на два месяца после летних каникул, пояснила она. Напомним, дискуссии о том, нужны ли ученикам домашние задания или нет, ведутся в Швеции не первый год. В этом отношении эксперимент в Будене интересен именно тем, что причиной для него стала забота о здоровье детей.

«Правда.Ру» ранее сообщала о том, что государственная школьная инспекция Швеции закрыла на шесть месяцев элитную школу-интернат Лундберг, после того, как стало известно о пытках новичков их старшими товарищами. Директор и все руководство Лундберга были уволены.

В ходе проверки выяснилось, что в результате «посвящения» старшеклассников двое новеньких мальчиков 14 и 15 лет получили незначительные ожоги от прижимания утюга. Девять учеников, которых подозревают в причастности к инциденту, сразу попросили покинуть школу.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Ученым удалось узнать, в каком месяце рождается больше одаренных детей.

Людмила Улицкая считает, что Россия отстала от Европы на несколько веков, а нынешняя государственная политика обязательно превратит ее в страну варваров.

Как связана «Прямая линия» президента России с его попыткой наставить опытных людей из правительства на путь истинный? И будет ли эта линия доведена до конца?

Власти Украины своими реформами довели страну до обнищания. Не обязательно быть экономистом, чтобы понять: страна просто не в состоянии выплатить свои долги.

Copyright © 1999-2018, технология и дизайн принадлежат ООО «Правда.Ру».

Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+).

Использование материалов сайта (распространение, воспроизведение, передача, перевод, переработка и др.) допускается только с письменного разрешения редакции. Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.

Эл № ФС77-54522 от 21 июня 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель: ООО «ПРАВДА.Ру»

Экстремистские и террористические организации, запрещенные в РФ: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия», «ИГИЛ» (ИГ, Исламское государство), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы». Полный перечень организаций, находящихся под судебным запретом в России, находится на сайте Минюста РФ

www.pravda.ru

Стресс ученика

Пользуетесь ли вы только Интернетом для переписки?

Да, только Интернетом, потому что за конвертами или открытками еще надо сходить и купить, а Интернет всегда под рукой

Мне нравится писать письма от руки и подписывать открытки

У меня с Интернетом проблемы, поэтому легче написать и отправить бумажное письмо

Всего проголосовало: 18

Текущий номер

Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы

номер 26, от 26 июня 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Идея, что нечто заменит учителя, — это фэнтези, а не научная фантастика. Любой робот заменяет только рутинные действия. А интеллектуальные, творческие действия все равно остаются человеку. Проблема сегодняшней школы в том, что у учителя не хватает времени, чтобы проделать все необходимые рутинные действия», — из эксклюзивного интервью ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

На просторах интернета Лев Айзерман случайно наткнулся на переписку выпускников после ЕГЭ. Вопросы ребята задают встревоженные и растерянные: «А так сойдет?», «А вот это можно?», «Эту формулировку примут?». А о смыслах отрывка, над которым пришлось размышлять, они, как считает наш постоянный автор, забудут уже совсем скоро.

Ежегодно в финансовой сфере появляются все новые возможности, а значит, нынешнему поколению школьников предстоит столкнуться с серьезными испытаниями. Да, в новых технологиях они разбираются лучше своих отцов и дедов, но зачастую у них отсутствует критический поход к различным финансовым инструментам и схемам заработка. Эту и многие другие проблемы обсуждали на конференции «Внедрение программ финансовой грамотности в образовательную практику в детских центрах».

Наши приложения

Школьный стресс: готовы ли директора снизить нагрузку на учеников?

Событие недели

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ, президент образовательного холдинга «Наследник»:
— Вопрос учебной нагрузки — это не только вопрос часов, которые ребенок проводит на уроках или за выполнением домашнего задания. Стоит обращать внимание не только на продолжительность занятий, но и на их форму и содержание. Нужно использовать по-настоящему передовые педагогические технологии, повышающие эффективность обучения и вовлеченность школьников, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Помните сюжет из авторской сказки «Учитель Так-Так и его разноцветная школа», где мальчика за проступок наказывают запретом делать домашнее задание? И это было действительно очень грустно, потому что детям в тот день было задано вырезать из брюквы ослика, а что останется — съесть. В школе «Наследник» мы тоже стараемся сделать так, чтобы учеба и в школе, и дома была не нагрузкой, а увлечением.
Сейчас, к сожалению, большинство российских школьников говорят о том, что нагрузки действительно высоки. В ходе опроса, который проводился фондом «Национальные ресурсы образования» совместно с экспертами ОНФ в декабре прошлого года, 58% учащихся отметили, что им задают чрезмерно много домашних заданий и на их выполнение часто не хватает времени. Поэтому они предлагают отменить домашнее задание, вторую смену, а также сократить учебную неделю до 5 дней.
Взрослые к сокращению домашнего задания относятся менее однозначно, по нашим опросам, 48% родителей считают, что сокращать его объемы не нужно, а 5% предлагают даже увеличить. Но и дети, и родители говорят о том, что им хотелось бы, чтобы в школе было больше вовлекающих занятий, больше практико-ориентированных уроков, готовящих детей к будущему.
С учителями «Наследника» же мы обязательно обсудим, как реализовать идею эксперимента с отменой домашних заданий в следующем учебном году, и, конечно, учтем мнение самих учеников.

Татьяна МУРАДХАНОВА, директор школы №5 Курского муниципального района Ставропольского края, бронзовый призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:
— Думаю, я бы рискнула провести подобный эксперимент в своей школе, например в седьмых классах. А во всех остальных я бы сократила объем контролирующих мероприятий и объем домашнего задания свела к минимуму.
Домашнее задание должно быть творческим, разноуровневым, интересным, на выбор самого ученика. Таким образом, мы обучаем детей навыкам самостоятельной работы, самообразования. И как следствие у детей формируются умения мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически ее оценивать, а не просто накапливать и запоминать.
С введением всероссийских проверочных работ, региональных проверочных работ значительно возросло количество контролирующих мероприятий в школах. И что у нас получается? Бесконечный контроль, мониторинги, по итогам которых получают огромный стресс и ученики, и учителя. А результаты часто бывают непредсказуемы по разным причинам. На мой взгляд, необходимо пересмотреть количество контрольных и сократить их. Но я бы не исключала контрольные мероприятия совсем, так как они необходимы для определения индивидуальной траектории развития ученика по предмету.

Лилия БУЛАТОВА, директор
школы №1 им. Героя РФ Андрея Алексеевича Туркина, ст. Динская, Краснодарский край, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:
— Считаю, что полный отказ от домашнего задания нецелесообразен. Но совершенствовать систему домашних работ необходимо. Сегодня, к сожалению, имеет место перегрузка, основными причинами которой, на мой взгляд, являются большой объем программного материала и нескоординированность учителей. Мы уже не первый год практикуем отказ от домашнего задания в последней четверти в 11‑х классах. Учащиеся получают задания только по русскому языку, математике и предметам, по которым будут сдавать ЕГЭ. Это помогает избежать перегрузки выпускников накануне экзаменов.

Ирина ГОЛОВИНА, заместитель директора по УВР центра образования №28 с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока, Приморский край, серебряный призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:
— У нас данный вопрос поднимался и родителями, и педагогами. Понятно, что каждый ребенок должен развиваться и раскрывать собственный потенциал. И каждый ребенок имеет право на ошибку, которую нужно трактовать не как вину, а как признак того, что человек делает что-то новое. Мы думаем, что не стоит полностью отказываться от домашнего задания и контрольных работ. Нужно от массового образования перейти к образованию, направленному на человека. Тогда и домашнее задание, и контрольная работа не будут вызывать у ученика отрицательных эмоций.

Ирина БАЛЯНОВА, заместитель директора по УВР школы №5
г. Кумертау, Республика Башкортостан, бронзовый призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:
— Думаю, домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. По моему мнению, если их отменить, у ребенка появится больше свободного времени на общение с родителями и дополнительное образование, которое как раз-таки и занимается развитием необходимых подрастающему поколению социальных компетенций. Предметные знания важны, но они должны быть получены во время уроков. Контрольные работы, на мой взгляд, надо оставить, так как они позволяют систематизировать и закреплять теоретические знания у детей. Мы готовы в качестве эксперимента отменить домашние задания в отдельных классах.
Светлана ДОЛЖЕНКОВА, директор Казанской специальной школы-интерната, Ростовская область, лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016:
— В нашей школе дети находятся круглосуточно, поэтому не только уроки, но весь день, прогулки, свободное время — все несет прямую или косвенную образовательную нагрузку. Отменить домашние задания и контрольные работы — это, конечно, смелый эксперимент, но даст ли он необходимый эффект? Мне больше импонирует изменение формы домашнего задания и контрольных работ на более близкие детям, например, игровые ситуации, исследование, наблюдение, решение кейсов. Понятно, что не всегда можно облечь домашнее задание или контрольную в названные формы, бывают и обязательные учебные действия, которые нужно выполнить. А в начальной школе, когда идет изучение основ школьных знаний, без домашних заданий, по-моему, совсем не обойтись.

Жанна МИХАЛЕВА, директор школы №68, Воронеж:
— В рамках действия Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательная организация сегодня может корректировать учебный план, учебные и рабочие программы. Можно взять отдельно какой-нибудь цикл, например гуманитарные науки, посмотреть, где на сегодня завала еще нет, и, основываясь на этом, отменить какие-то работы или домашние задания. Но сделать это в том же девятом классе нереально. Мы два года готовим детей к итоговой аттестации, и да, она предполагает дополнительный стресс для учеников. Но снимать его, отменяя домашние задания, неправильно, и ни к чему хорошему это не приведет. Психологической разгрузкой и снятием стресса у нас занимаются психологи. И мы уже приспособились к системе ЕГЭ, как дети, так и учителя. Слепое копирование чужого опыта нам не подходит. Тем более что 7‑9‑е классы — это переходный возраст, эволюционное для детей время, когда идет созревание организма, а умственная деятельность отходит на второй план.

Ирина М. (имя изменено), директор школы, Новгородская область:
— Давайте скажем правду: стресс ученики российских школ испытывают, начиная с 1‑го класса. Исключение составляют, пожалуй, некоторые сельские школы, где учеников так мало, что педагоги практически индивидуально с ними работают. Во всех остальных школах учителя не успевают помогать учащимся успешно осваивать школьную программу, так как день и ночь занимаются отчетностью. Не случайно все нанимают репетиторов! Причина: сверхсложное содержание школьных программ практически по всем предметам. Все современные учебники перегружены деталями, основы знаний в этом море теряются. В итоге некоторые ученики понятия не имеют о том, что Земля вертится, не знают о Великой Отечественной войне, не представляют, где на земном шаре находятся самые известные страны. Начать нужно с главного — упростить все учебники. Домашние задания и контрольные я бы оставила. Но они должны быть минимальными по объему и не превращаться в пытку для ребенка.

Сергей С., директор школы, Нижегородская область:
— Мы давно в своей школе практикуем нечто подобное в начальном звене. В четвертой четверти домашние задания получают только те ребята, кто много пропустил или кому надо подтянуть свои знания и оценки. Остальные ученики начальных классов живут без домашних заданий, потому что детям надо гулять.

www.ug.ru

Школа: инструкция по выживанию. Как уберечь ученика от стресса и болезней

С началом сентября дети включились в трудовые будни. Да ещё какие! Рабочий день школьника не каждый взрослый выдержит — вместе с.

Не случайно сейчас лишь 10% детей заканчивают школу здоровыми. Но не стоит всё списывать на школу и требовательных учителей. Помочь своим детям не угробить здоровье за партой могут сами родители. Как — рассказали медики, собравшиеся на «круглом столе» в «АиФ».

Берегитесь инфекций

Противостоять сезонным инфекциям в условиях скученных детских коллективов, где зараза распространяется очень быстро, сложно. По словам профессора Ольги Шамшевой, зав. кафедрой инфекционных болезней у детей московского факультета РГМУ, лучшая защита от них — это прививки.

Повышает сопротивляемость детского организма болезням и правильное питание.

— К сожалению, конкретный рецепт, что же надо или не надо есть осенью, чтобы не болеть и хорошо учиться, дать трудно, — говорит академик РАМН Игорь Конь, руководитель отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН. — Питание всегда должно быть разнообразным. Однако осень — пора сбора урожая, используйте это время, чтобы предлагать детям больше свежих овощей, фруктов.

Поддержите зрение

Неутешительные цифры статистики привела Наиля Миндубаева, руководитель медицинского отдела компании «Эвалар»:

— Почти у 40% школьников выявляется близорукость. Причина очевидна — дети часами просиживают перед компьютером. Важно дозировать общение с умной машиной и включать в рацион ребёнка витамины, укрепляющие зрение. Специально для маленьких гениев существуют комплексы для глаз, например, наша «Черника-Форте», которую можно принимать детям уже с 3 лет.

Здоровый иммунитет

Проблема из проблем, по словам Галины Холмогоровой, старшего научного сотрудника Центра профилактической медицины, к. м. н., — рост паразитарных заболеваний, особенно у младших школьников:

— Если ребёнок часто болеет, у него слабый иммунитет, нарушена работа желудочно-кишечного тракта, проведите обследование на наличие паразитов. Важно понимать, что, пока вы не избавите организм ребёнка от заразы, хорошего иммунитета у него не будет. Помимо регулярных проверок, нужно стараться предупреждать появление паразитов, но, учитывая такие факторы, как неблагоприятное санитарное окружение в городе и частое общение с домашними животными, сделать это не просто. В целях профилактики можно использовать специальные растительные комплексы, например такие, как «Тройчатка «Эвалар» — тем более что в ближайшее время в аптеках появится одноименный комплекс специально для детей с 3 лет.

Управляйте стрессом

Чтобы первоклашка не превратился со временем в бледное худое создание с воспалёнными от перенапряжения глазами и не проходящими ОРВИ, помогите ребёнку вовремя снять повышенное психоэмоциональное напряжение.

— Во время стресса, в организме, и, прежде всего, в клетках головного мозга, возникает дефицит глицина: появляются раздражительность, бессонница, снижаются память и умственная работоспособность. Восстановить его запасы, снять стресс и многие проблемы, которые он за забой тащит, можно с помощью одноимённого препарата «Глицин», — объясняет Ирина Комиссарова, директор МНПК «БИОТИКИ», д. м. н. — В любом случае, заботливые родители должны помнить, что, прежде чем давать ребенку препараты (даже те, которые отпускаются без рецепта врача), надо проконсультироваться с педиатром или неврологом и выяснить, какие дозы лекарства рекомендуются именно вашему чаду.

Ирина Комисарова также дополнительно ответила на самые часто задаваемые вопросы.

— Ирина Алексеевна, есть ли какие-то признаки, по которым родители могут определить, испытывает ли их ребенок стресс? Или его нежелание идти в школу и делать уроки — не больше, чем обычный каприз?

— Часто ребенок начинает снимать внутреннее напряжение, пытаясь вести себя вопреки родительским запретам и наставлениям. Если вы стали замечать, что у вашего ребенка появились резкие перепады настроения, он стал плохо спать, ни с того ни с сего начал проявлять агрессию, скандалить, скорее всего, он находится в состоянии стресса. И здесь очень важно не упустить момент и помочь ему справиться с напряжением, ведь стресс может перейти в депрессивные расстройства, справиться с которыми без помощи специалистов невозможно.

— И что же делать, если ребенок испытывает стресс?

— Самый простой и безопасный выход — начать давать ему «Глицин». Не пугайтесь, это не транквилизатор и не седативное средство. Аминоуксусная кислота глицин относится к так называемым метаболитам — веществам, которые вырабатываются каждой клеткой организма и активно участвуют в обмене веществ. Больше всего глицина в клетках головного мозга. Он защищает и укрепляет клетки. Если человек попадает в стрессовую ситуацию, собственного глицина может просто не хватить. Препарат «Глицин» помогает восстановить этот баланс. «Глицин» рекомендуется давать и подросткам, и детям, даже грудным. Результат вы заметите быстро. Буквально в считанные минуты ребенок успокоится. Одновременно, что важно, «Глицин» заостряет внимание, улучшает память. Так что, если вашему малышу предстоит контрольная или экзамен, минут за 20 до этого дайте ему «Глицин». Ребенок будет меньше волноваться и лучше справится с заданием. Кстати, «Глицин» — семейный препарат. Многие родители, сами того не замечая, выплескивают свое раздражение на детях. А это причиняет ребенку дополнительный стресс. «Глицин» поможет вам справиться эмоциональными вспышками.

— Но все же, самые неуравновешенные существа — подростки. Гормональная перестройка, попытки заработать авторитет у сверстников, конфликты с родителями, все это делает их особенно уязвимыми.

— В этом случае хорошо работает тандем: сначала рекомендуется таблетка «Глицина», а через 10-15 мин — «Биотредина». Первый — успокоит и снимет стресс, а второй — поможет подростку эмоционально раскрыться, стать менее «колючим», снять закомплексованность, наладить отношения со старшими. Кстати, это может стать профилактикой подросткового алкоголизма и наркомании. Если ребенку комфортно в эмоциональном плане, если у него хорошие отношения с друзьями, ему просто не нужно снимать напряжение при помощи бутылки пива или «травки».

— А как правильно принимать эти препараты?

— Лучше, конечно, провести курс, как об этом сказано в инструкции. Однако можно принимать препараты, как говорится, по потребности. Просто внимательно присмотритесь к своему ребенку. Если ему тяжело высидеть целый день в школе, дайте ему «Глицин» утром. Если он плохо засыпает — вечером. Школьник постарше может принимать «Глицин» и самостоятельно. Положите препарат на видном месте, и пусть ребенок сам решает, когда ему необходимо снять напряжение и повысить работоспособность. Не беспокойтесь, передозировки быть не может: «лишний» глицин просто уйдет на укрепление клеточных мембран.

www.aif.ru