Стресс в 15 лет

Как помочь подростку справиться со стрессом

1. Что такое стресс

Прежде, чем я расскажу вам, какую помощь подросткам и детям мы можем оказать в преодолении стресса, мы обсудим, что же такое стресс. В быту мы часто называем так ситуации, когда нервничаем. Но научное понятие стресса шире. Стресс – это неспецифическая реакция организма на новые обстоятельства, к которым организм еще не успел приспособиться и выработать подходящую программу реагирования.

Эти новые обстоятельства могут быть двух типов:
Физические: голод, жажда, холод, жара, воздействие вредных веществ, шум и т.п.
Психологические: угроза, скандал, неожиданное событие (необязательно плохое, крупный выигрыш в лотерею — тоже стресс).

Характерно для стресса то, что независимо от обстоятельств – жара это или страх – организм будет реагировать одинаково — выбросом гормонов стресса.

Если вы никогда не сдавали экзамены, то будете сильно волноваться перед первым экзаменом. Это может быть столь сильное волнение, что трудно думать, трудно сосредоточиться. В ушах звон, в голове пустота, сердце стучит. Но к десятому экзамену, скорее всего, вы приспособитесь. И хотя некоторое волнение будет, но уже совсем не такой силы.

Или вспомните Ромео и Джульетту. Для них все так плохо закончилось именно потому, что это был первый в их жизни серьезный роман. И первая в их жизни непреодолимая преграда. У них не было готовой программы действий. Будь они старше и опытнее, они бы понимали, что даже если им суждено расстаться, то это хоть и больно, но не конец жизни. Они бы знали, что боль постепенно пройдет, и потом они смогут найти новую любовь. У них бы уже был такой опыт.

Когда однотипная ситуация повторяется несколько раз, организм уже знает, как на нее реагировать.

В случае жары – вы начнете больше потеть, чтобы отдать лишнее тепло, начнете искать воду и более прохладное место.
В случае голода вы начнете искать пищу.
В случае скандала будете думать, как из него выйти с наименьшими потерями.
В случае экзамена вы сможете быстро сосредоточиться и включить мозги, вместо того, чтобы волноваться.

Ромео и Джульетта уже будут знать, что их утешит в горе, пойдут плакать к друзьям и подругам, займутся чем-то, чтобы отвлечься, а через некоторое время начнут искать новую любовь.

Т.е. вырабатывается специфическая программа реагирования на ситуацию определенного типа.

Кстати, вы, наверное, теперь не удивитесь, что у подростков так часто бывают стрессы. Ведь они выходят во взрослую жизнь и практически каждый день сталкиваются с новыми ситуациями. Впервые едут куда-то без взрослых, впервые влюбляются, выбирают профессию. Все впервые. Как же тут обойтись без стресса!

Хронический стресс приводит к депрессии, снижению иммунитета и другим заболеваниям.

Вы можете удивиться: если утверждается, что стресс – это реакция на новые обстоятельства, то откуда же берется хронический стресс? Да и пример с той же жарой странный, все и так потеют и ищут прохладное место.
Но ответ есть.

Хронический (неконтролируемый) стресс возникает если:
1. Мы не можем приспособиться к новым обстоятельствам (например, не удается достаточно снизить температуру тела потоотделением);
2. Не можем их избежать (найти прохладное место);
3. Не можем их предсказать (чтобы подготовиться и запастись водой, например).

2. Как мы реагируем на стресс

Смещенная активность.

В состоянии стресса все мы начинаем вести себя не вполне адекватно. Биологи называют это «смещенной активностью». Что-то случилось, нужно что-то делать, но я не знаю, что именно поможет в этой новой ситуации.

Человек начинает суетиться, делать что-то другое, что ему привычно. Хозяйка моет посуду, делает уборку. Художник пишет картину. Поэт — стихи. Воин хватается за оружие. Кто-то отправляется на шопинг, кто-то объедается. Кто-то сидит в социальной сети или играет в компьютерные игры. Эти способы поведения помогают успокоиться и немного прийти в себя, хотя и не устраняют причину стресса.

Зная это, мы можем более снисходительно отнестись к поведению детей и подростков в стрессе. Они пытаются помочь себе как умеют.

Кроме того, надо учитывать, что у подростков них еще не полностью сформированы участки мозга, отвечающие за самоконтроль и логическое мышление (они окончательно созреют только к 19 – 21 году), а при этом новизны и, следовательно, стрессов, в их жизни гораздо больше, чем у взрослых.

Тип реагирования на стресс

Существует два типа поведения в стрессе:
Тип А: дерись или убегай;
Тип Б: затаись, замри.

Каждый человек склоняется к одному из этих двух типов реагирования. У каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки в определенных ситуациях.

Поведение типа А свойственно лидерам, они стараются взять ситуацию в свои руки и решить все по-своему. Это очень помогает в ситуациях достаточно предсказуемых, когда человек может повлиять на ситуацию.
Но в неконтролируемых ситуациях у людей с типом А стресс усиливается, они справляются с ним хуже, чем люди с типом Б.

Люди с поведением типа Б, наоборот, лучше приспосабливаются к неконтролируемым ситуациям. Они стараются переждать неприятности, избегают принятия решений, следуют за лидером. Они могут более гибко приспосабливаться к ситуации, когда от них мало что зависит, меньше разрушаются от этого. А вот в ситуации, когда необходимо принять решение, людям с типом Б будет значительно труднее, их стресс будет усиливаться.

Важно понимать свой тип реагирования на стресс. Его невозможно изменить, он заложен генетически. Поэтому важно правильно выбрать область деятельности, чтобы не слишком разрушаться от неподходящей ситуации.

Например, если человеку присущ тип Б, если он не лидер от природы, то он может взять на себя роль лидера, если жизнь его заставит. И даже будет с ней какое-то время успешно справляться, но уставать будет гораздо сильнее.

И наоборот, человек с лидерскими качествами (тип А) будет хуже переносить ситуации, которые он не в силах контролировать. Например, если окажется в жестком подчинении и будет вынужден играть по непонятным ему правилам.

Разумеется, ярко выраженные типы А и Б встречаются редко, но все мы имеем большую склонность к тому или иному типу поведения.

Конечно, это важно учитывать при профориентации.

И разумеется, необходимо развивать в себе гибкость реагирования на разные ситуации.

Недаром в молитве немецкого богослова Карла Фридриха Этингера говорится:
«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».

Также важно понимать и то, как быстро вы сможете справиться со стрессом. Ведь у кого-то реакция бурная, но короткая. Уже через несколько часов человек приходит в себя и может адекватно реагировать на ситуацию. А другой реагирует не столь выражено, но гораздо дольше приходит в норму.

В качестве примера вспомните, как разные дети реагируют на новую среду, например, начинают ходить в детский сад. Один малыш громко рыдает, льет слезы, топает ногами и не дает маме уйти, но уже через полчаса весело играет с другими детьми. А другой тихо идет в группу, но не ест, не играет, плохо спит, может даже начать писаться.

Почему необходимо знать, как быстро вы сможете справиться со стрессом? Это нужно, чтобы лучше подготовиться к стрессовой ситуации. Например, если между важными экзаменами 2 дня, а вы знаете, что долго приходите в себя, то не стоит всю подготовку ко второму экзамену планировать на этот двухдневный перерыв.

Ваша работоспособность будет снижена, вы еще в стрессе.

3. Как уменьшить стресс?

Все советы по преодолению стресса исходят из того, что стресс – реакция на новизну.
Чем богаче и разнообразнее у человека жизненный опыт, тем реже он сталкивается с новизной, у него много готовых программ реагирования на разные ситуации.

Чтобы снизить стресс от предстоящей ситуации, нужно уменьшить новизну и неопределенность. Давайте рассмотрим это на примере предстоящего экзамена.

1. Узнать все, что возможно. Узнайте, в каком помещении он проходит, кто его будет принимать и т.п. Если это в незнакомом месте – стоит съездить туда заранее, посмотреть. Узнать, в какое время будет проходить экзамен, какова его процедура, что можно, и что нельзя брать с собой. Какие возможности воспользоваться шпаргалкой, телефоном и т.п. Поговорить с теми, кто сдавал этот экзамен раньше.
Чем меньше неопределенность, тем спокойнее, тем меньше стресс.

2. Подготовить себя и к успеху, и к неудаче. Я уже говорила, что стресс от позитивного события может быть не меньше, чем от негативного. Важно, как сильно изменится наша жизнь. Вы знаете, что свадьба, например, по уровню стресса стоит рядом с разводом?
Иметь запасной план – прекрасный способ уменьшить стресс. Если меня постигнет неудача, что я буду делать дальше? Ведь жизнь на этом не заканчивается. Например, если я не наберу на экзамене достаточно баллов, что буду делать? Куда пойду работать или учиться? Какую пользу смогу извлечь из такого исхода? А если поступлю, то как изменится моя жизнь? Что я буду делать в этом случае? Ведь моя жизнь тоже изменится.

Говорят, если у тебя есть много разных желанных целей, то множество ветров будут тебе попутными.

3. Снизить важность события. Если вы оцениваете событие как чрезвычайно важное, от которого зависит вся ваша дальнейшая жизнь, то волноваться будете гораздо больше, стресс будет сильнее.
Это можно сравнить с тем, как человек идет по доске, лежащей на полу, и как – по доске над пропастью.
Если человеку кажется, что плохой результат экзамена – это крушение всех его жизненных планов и надежд, стресс будет гораздо сильнее. Именно поэтому так важно иметь запасной план.

На наших тренингах для подростков по преодолению стресса мы учим ребят множеству способов снизить стресс, в том числе с помощью уменьшения важности события.

Один из таких методов называется «Определение масштаба события»
Этот метод помогает отличить неприятность от настоящей катастрофы, неудачу от разрушения всей жизни.
Начертите таблицу из трех колонок.

  • В левую колонку запишите негативные события, которые могут произойти в человеческой жизни в порядке уменьшения значимости: собственная смерть, смерть близкого человека, увечье, тюремное заключение и т.п.
  • В правую колонку напишите конкретную неприятность, которая вас сейчас беспокоит.
  • В среднюю колонку напишите, чему можно научиться, встретившись с этой неприятностью.
  • Сравните эти три колонки.
  • После того, как все колонки заполнены, вы сможете понять реальную значимость события, о котором переживаете, оценить его масштаб в жизненной перспективе.
    Как правило, этот метод позволяет отнестись к событию спокойнее.

    Желаю вам меньше стрессов и только от позитивных событий!

    Поделитесь, как справляетесь со стрессом вы?

    Зарезервируйте место в группе

    Или закажите звонок специалиста

    Бесплатно. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время и ответим на все Ваши вопросы.

    pkh.ru

    Депрессия у подростков и детей: болезнь, которую нельзя игнорировать!

    Депрессия у подростков и детей – это не только плохое настроение. Тяжесть состояния заключена в серьезном эмоциональном расстройстве, которое накладывает отпечаток на личность ребенка, его качество жизни и самочувствие. Крайне беспечно списывать постоянное плохое настроение на «трудный возраст». Ведь за таким поведением сокрыто нечто большее, чем подростковый протест или детские капризы.

    Что такое депрессия?

    Депрессия у детей – это разновидность психоэмоциональных нарушений. Патология проявляется в определенных соматических и поведенческих симптомах. Заболевание протекает тяжело, поскольку ребята от природы впечатлительны и эмоциональны. Именно депрессия может лежать в основе появления конфликтности у детей, стать источником расстройства здоровья. А иногда и привести к суициду.

    Медики утверждают, что депрессивные состояния появляются на фоне недостатка в организме «гормонов радости» — дефицита норадреналина и серотонина.

    Патология может развиться у ребенка в любом возрасте. От нее не застрахованы даже малыши. Но наиболее яркая симптоматика наблюдается в подростковый период.

    Для каждой возрастной категории характерны свои причины. Признаки, указывающие на недуг, также различны. Поэтому рассмотрим каждую возрастную группу отдельно.

    Характеристика депрессии у малышей до 3 лет

    В этом возрасте здоровый ребенок проявляет активность, бойкость, любопытство. Его заинтересованность во всем происходящем помогает крохе правильно развиваться. Но если малыш напоминает «Царевну-Несмеяну» или печального «Принца», следует искать причину подобного состояния.

    Основные причины

    Источниками, лежащими в основе депрессивного расстройства у малышей, могут стать:

  • патологии во внутриутробном развитии (инфекции, гипоксия плода);
  • тяжелые болезни, перенесенные в младенчестве;
  • патологические роды, врожденные нарушения (энцефалопатия, асфиксия);
  • наследственный фактор;
  • утрата эмоционального контакта с матерью (ребенка отдали в интернат, детский дом);
  • тяжелая обстановка в семье (агрессия, алкоголизм, постоянные громкие скандалы).
  • Характерная симптоматика

    В раннем возрасте на проблему могут указывать такие симптомы:

    • замедление движений, моторная заторможенность;
    • плохой аппетит, частые срыгивания, и даже рвота;
    • медленный набор веса;
    • задержка психоэмоционального и общего развития;
    • чрезмерная капризность, постоянная плаксивость.
    • Особенности патологии в дошкольном возрасте (3-7 лет)

      С развитием малыша наблюдается усовершенствование его психики. Теперь на нее оказывает влияние значительно больше факторов:

    • атмосфера в семье;
    • начальный этап социализации (ребенок посещает детские учреждения);
    • развитие речи, мышления.
    • Причины заболевания

      Факторы, провоцирующие недуг, могут постепенно накапливаться. Чаще всего в основе развития болезни лежат социальные и психологические причины.

      Однако нельзя исключать и биологический фактор. Возможно, раньше с последствиями перинатальных нарушений детский организм справлялся. Но при сочетании таких проблем с психологическими, стартовала депрессия.

      Чаще всего источниками патологии становятся:

    • Психологические причины: негативная семейная атмосфера (частые скандалы, постоянные крики), неприемлемый стиль воспитания (к ребенку применяется физическая сила, общение на повышенных тонах).
    • Социальные причины: конфликты со сверстниками, осознание «я хочу» и «ты должен».
    • Признаки депрессии

      В этом возрасте по поведению ребенка можно легко заметить его настроение.

      Патология проявляется такой симптоматикой:

    • утрата интереса к любимым занятиям, играм;
    • снижение тонуса;
    • нарушена двигательная активность;
    • ребенку «скучно и все время хочется плакать»;
    • малыш ищет уединения, избегает контактов;
    • боязнь одиночества, темноты, смерти;
    • тихий голос, невыраженная мимика, сгорбленная походка;
    • различные соматические недомогания (головная боль, дискомфорт в животе, диарея).
    • Патология в младшем школьном возрасте (7-12 лет)

      Поступление в школу характеризуется возрастанием социальной и учебной нагрузки.

      К прежним источникам, вызывающим у ребенка стресс, добавляются новые:

    • учебная нагрузка (подход к ученику стандартизирован, он не учитывает индивидуальные особенности и психотип);
    • недопонимание с ровесниками;
    • конфликты с педагогами;
    • неуспех (этот возраст характеризуется постановкой целей и стремлением их достигать, неудачи могут вызывать невротизацию).

    Характерные проявления

    Детская депрессия у младших школьников может проявляться такими симптомами:

  • Физические нарушения. Появляются головные боли, ломота в теле. Возможны различные локализации дискомфорта: сердце, голова, мышечные ткани.
  • Поведенческие и психологические изменения. Наблюдается апатия, грусть, тоска, отсутствие интереса к играм, учебе. Ребенок плаксив, раним, избегает контакта со сверстниками. Иногда могут происходить вспышки гнева, появляется раздражительность, вспыльчивость.
  • Познавательные нарушения. Появляются проблемы в учебе, в результате рассеяности, неспособности сконцентрироваться.
  • Характеристика заболевания у подростков (12-18 лет)

    Это возраст, связанный с гормональными изменениями в организме, в результате которых наблюдаются частые перепады в настроении. Подросток начинает строить первые эмоциональные контакты во внешнем мире: с противоположным полом, друзьями. Любые неудачи воспринимаются достаточно остро.

    Причины депрессии

    Все вышеизложенные причины в этом возрасте значительно обостряются и усугубляются.

    Но к ним добавляются новые факторы:

  • Школьный микросоциум. Поражения, обиды, непонимание педагогов, игнорирование ровесниками может привести к развитию недуга.
  • Изменение внешности. В этот период ребенок часто ассоциирует себя с «гадким утенком». Особенно, если данный фактор сочетается с другими причинами.
  • Познание окружающего мира и себя. Открывая новые грани, ребенок может сталкиваться с неудачами: первая любовь, выпускные экзамены, поступление в учебные заведения. Стресс у девушки может вызвать ранняя беременность. У юноши – неспособность нести ответственность за возлюбленную и себя.
  • У подростков депрессия может протекать типично и атипично. Для каждого вида характерны свои проявления.

    Формы и симптомы депрессии

    Чаще всего наблюдается атипичное протекание патологии. Наблюдаются несвойственные признаки.

    Врачи выделяют 3 эквивалента атипичного протекания недуга:

  • Делинквентный. Подросток становится конфликтным, угрюмым, грубым. Старается сделать все «на зло». Часто бродит по улице, забрасывает учебу, может начать принимать алкоголь. Агрессия иногда сменяется суицидальными наклонностями. Характерно полное отрицание проблемы.
  • Ипохондрический. Появляются различные жалобы на здоровье. Чаще всего они преувеличены. Подросток соглашается на обследование, охотно применяет медикаменты. Уклоняется от занятий, бездельничает, плаксив, раздражителен.
  • Астеноапатический. Характеризуется трудностями в учебе, плохо дается новый материал. Невозможность сосредоточиться приводит к плохим оценкам. Неудачи выливаются в утомление. Занятия забрасываются. Подросток бездеятелен, вялый, практически не выходит их дома, постоянно испытывает скуку. Обвинение в лени воспринимает с раздражением.
  • Типичная депрессия имеет 2 формы:

  • Меланхолическая. Чаще такая форма наблюдается у девушек. Нарушения выражены отчетливо: малоподвижность, угнетенное настроение, постоянная тоска, тихий голос, длительная неподвижность. Постоянно присутствуют мысли о суициде. Характерно чувство вины, идеи самообвинения. На фоне такой клиники может развиться бессонница, утратиться аппетит.
  • Тревожная. Характерный симптом данной формы – тревога. Подросток не может объяснить, что его угнетает, беспокоит. Он испытывает беспочвенные страхи: могут напасть, исключить из колледжа, убить. Тревога сопровождается нарушением восприятия окружающего, растерянностью.
  • Осложнения патологии

    Затяжная депрессия может привести к развитию любых заболеваний. Помните все недуги от нервов. Кроме того, некоторые подростки ищут понимания в асоциальных компаниях, в которых приемлемы алкоголь и наркотики.

    Но самое страшное последствие подростковой депрессии – это суицид.

    Психологи рекомендуют максимально внимательно отнестись к резкому улучшению на фоне постоянного негативного состояния:

  • Подросток начинает неожиданно обнимать родителей, говорить о том, как сильно их любит. Рассказывает, что очень виноват перед ними.
  • Делает неожиданные подарки, начинает раздавать дорогие для него вещи.
  • Ищет встречи с давними друзьями, родственниками.
  • Наблюдается несвойственное спокойствие и ощущение радости.
  • Диагностика болезни

    Для правильной постановки диагноза потребуется помощь множества специалистов:

  • Изначально обратитесь к педиатру. Он назначит стандартные анализы и обследования.
  • Консультации узких специалистов: кардиолог, гастроэнтеролог, эндокринолог и др. врачи. Это позволит исключить развитие серьезных болезней.
  • Детский невропатолог. Он установит вероятность развития заболевания в результате биологических факторов.
  • Психотерапевт. Врач занимается лечением депрессии.
  • Психолог. Помогает перебороть возникшие трудности и вновь научиться адекватно воспринимать мир.
  • Методы лечения

    Самостоятельное лечение – опасный путь! Только специалисты знают, как вывести ребенка из депрессии.

    Медиками разработана специальная терапевтическая программа, включающая в себя:

  • Курс диагностических исследований. Он позволяет определить психологические и физиологические источники развития болезни. Курс включает в себя: неврологическое, терапевтическое обследования, лабораторные анализы, специальные психологические тестирования.
  • Симптоматическое лечение. Терапия включает антидепрессанты, обезболивающие лекарства, иммунокорректоры, стимулирующие препараты, витамины. Иногда назначают гормоны.
  • Психотерапия. Это групповые и индивидуальные занятия, направленные на устранение психологических причин болезни.
  • Рекомендуемые антидепрессанты

    Только врач, понимающий, как вылечить от недуга, сможет правильно назначить данные лекарства. Все антидепрессанты разделяются по своему воздействию, на 2 категории.

    Тонизирующие препараты (возбуждают нервную систему):

    Успокоительные (седативные) антидепрессанты (оказывают торможение нервной системы):

    Домашнее лечение и профилактика

    Важно, чтобы родители вместе с психотерапевтом и психологом разработали программу, как лечить их чадо. Дети очень нуждаются в помощи взрослых. Поинтересуйтесь у врача, что делать дома.

    Чаще всего специалисты дают такие советы:

  • Домашнее обучение. Можно договориться в учебном заведении и перевести ребенка на обучение в домашних условиях. Сроки оговариваются индивидуально. Чаще всего – это 1 месяц.
  • Полный покой в течение первых 2-4 дней. Не следует беспокоить лишними вопросами. Пусть чадо отоспится, отъестся, просмотрит хорошие добрые фильмы либо мультфильмы. Осторожно предложите увлекательные позитивные книги.
  • Ручной труд. Пользу принесет любое занятие, которое придется по душе: рисование, вышивка, собирание лего, бисероплетение, резьба по дереву. Ни в коем случае не настаивайте и не принуждайте!
  • Активный отдых. Продумайте небольшой отпуск, включающий физические нагрузки. Пользу принесут поездки в горы, на море. Радость могут доставить экскурсии в другом городе. Можно предпринять даже обычный поход в лес, отправиться на речку. Множество положительных впечатлений обеспечит пребывание на турбазе в лесу или ночевка в палатках. Главное исключите «общение» с мобильным и компьютером.
  • Домашний питомец. Очень кстати может оказаться маленький щенок, требующий заботы, внимания и прогулок. Особенно если ваше чадо давно о нем мечтало.
  • Нормализуйте сон. Ребенку необходимо не менее 10 часов сна, независимо от возраста.
  • Исключите агрессоров. Это касается фильмов, компьютерных игр, оказывающих возбуждающее воздействие на ребенка.
  • Общайтесь. Постоянно говорите со своими детьми. Научитесь их выслушивать без строгих нравоучений. Дарите им свою любовь и уверяйте их в ней. Не забывайте играть с детьми и шалить.
  • Такие советы позволяют не только вылечить депрессию, но и являются отличной профилактикой, защищающей от рецидива.

    1. Некоторые родители не желают замечать переживаний подростка, не придают значения его влюбленности. Они ругают и наказывают его за конфликтность, неуспеваемость. Этим родители значительно усугубляют его состояние. Такие действия и невнимательность к чувствам ребенка могут привести к суициду.
    2. Достаточно красноречиво наличие заболевания может характеризовать отдых и сон. Депрессивный ребенок не высыпается. Он постоянно стремится вздремнуть, прилечь. Однако сон у него некрепкий. Любой шорох приводит к вздрагиванию или просыпанию.
    3. Депрессия – тяжелое и неприятное заболевание, которое в современном мире не обошло детей. Патология возникает не за один день. Психиатры и психологи констатируют, что чаще всего она развивается в течение 2 лет. Поэтому, будьте внимательны к тем, кому подарили жизнь, и кого любите больше всех. И тогда вам не будут страшны никакие депрессии!

      doktordetok.ru

      Стресс в 15 лет

      Подростковый возраст является этапом жизни, который сопровождают многочисленные физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения. Нереальные учебные, социальные или семейные ожидания могут создать сильное чувство отверженности и привести к глубокому разочарованию.

      Когда дела идут плохо в школе или дома, подростки могут слишком остро реагировать на подобные изменения и стрессы. Многие молодые люди считают, что жизнь несправедлива, при этом они испытывают чувство стресса и запутанности. Еще хуже, когда подростки подвергаются «бомбардировке» противоречивых сообщений от родителей, друзей и учителей. Сегодня они видят все то хорошее и плохое, что может предложить жизнь по телевидению, в журналах, Интернете, школе и на улице. Когда настроение подростка день за днем способно нарушать его социальное функционирование, это может указывать на серьезное эмоциональное или психическое расстройство, которое требует особого внимания, — подростковую депрессию.

      Около 11 % подростков страдают депрессивными расстройствами в возрасте до 18 лет. Девочки чаще, чем мальчики, склонны к депрессии. Риск развития депрессии увеличивается по мере взросления ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, большое депрессивное расстройство является ведущей причиной инвалидности среди населения в возрасте от 15 до 44 лет и одной из ведущих причин смертности в этом возрасте. Считается, что около 20 % подростков будут испытывать подростковую депрессию, не достигнув зрелого возраста, от 10 до 15 % из них постоянно имеют отдельные симптомы депрессии, а 5 % — страдают от клинически выраженной депрессии. 8,3 % подростков страдают от депрессии в течение не менее одного года. От 20 до 40 % подростков будут иметь более одного эпизода в течение двух лет, а 70 % — более одного эпизода до начала взрослой жизни.

      В ряде европейских стран подростковая депрессия рассматривается как серьезная проблема. Течение депрессии у подростков очень схоже с течением у взрослых, но подростки и дети могут испытывать свои эмоции более интенсивно и с более сильными внешними проявлениями. Также они крайне редко в подобных состояниях обращаются за помощью к окружающим. Нередко проблемой является и то, что у многих врачей и психологов возникают сложности с выявлением симптомов на ранних этапах.

      Эффективность оказания помощи при депрессии коррелирует со временем выявления расстройства.

      Чувство тревоги ввиду грядущего экзамена нормально, однако чувство тревоги или упадка сил в течение нескольких месяцев без особой причины может быть признаком не диагностированного депрессивного состояния. Небольшой процент подростков страдает от сезонной депрессии, как правило, в зимние месяцы в высоких широтах.

      Известно, что молодежь, страдающая депрессией, может проявлять признаки, которые отличаются от типичных симптомов депрессии у взрослых. Дети, страдающие депрессией, могут жаловаться на плохое самочувствие, отказываться ходить в школу, цепляться за родителей или опекуна либо чрезмерно беспокоиться, что родитель может умереть. Дети старшего возраста и подростки могут дуться, попадать в неприятности в школе, быть отрицательными или ворчливыми либо чувствовать себя непонятыми.

      Последние крупномасштабные клинические исследования определили, что наиболее эффективным в помощи подросткам с депрессией является сочетание психотерапии и фармакотерапии. Для элиминации суицидальных попыток у подростков и детей используют комплекс специализированной психотерапии, которая способствует уменьшению количества попыток. Отмечаются сложности с лечением депрессии у подростков при наличии сопутствующих расстройств, таких как злоупотребление психоактивными веществами. Имеется зависимость между эффективностью лечения и временем диагностики депрессии. Также необходим строгий контроль над состоянием подростков в первые дни и недели приема антидепрессантов.

      С учетом хронического характера депрессии эффективность вмешательства в раннем возрасте и на ранних этапах влияет на течение расстройства в будущем и существенно снижает риск инвалидности.

      Средняя продолжительность эпизода депрессии у детей и подростков составляет от 7 до 9 месяцев.

      В этот период у детей отмечается грусть, они теряют интерес к формам деятельности, которые им нравились до этого, они начинают винить себя в своих неудачах, критиковать себя и начинают ощущать, что их критикуют другие. У них появляется чувство отверженности, безнадежности, появляются мысли о том, что не стоит жить, мысли о самоубийстве. В состоянии депрессии подростки часто становятся раздражительными, что нередко может приводить к агрессии. Они теряют в себе уверенность, появляются проблемы с концентрацией внимания, они ощущают недостаток энергии и мотивации, что в конечном итоге ведет к нарушению сна. Подростки могут не уделять достаточного внимания своей внешности и собственной гигиене.

      В последних исследованиях установлена связь между депрессией и морфофункциональными изменениями мозга, некоторые из них могут предшествовать началу депрессии. Это исследование помогает определить биомаркеры и другие ранние показатели, которые могут привести к улучшению лечения или профилактики.

      Технологии визуализации помогают ученым определить конкретные участки мозга, которые вовлечены в патологический процесс при депрессии, и это позволяет повысить эффективность лечения и диагностики расстройств.

      Такие открытия помогут снизить уровень самоубийств, который стремительно растет и является одной из ведущих причин смертности среди молодых людей. В 2007 году это было одной из ведущих причин смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет.

      Хотя термином «депрессия» можно описывать и нормальные человеческие эмоции, он также может обозначать и психические расстройства. Депрессивный психоз у подростков определяется при долговременном сохранении состояния депрессии и влиянии его на способность подростка или ребенка нормально функционировать.

      Депрессия является довольно распространенной в подростковом и детском возрасте. Около 5 % детей и подростков среди общей популяции страдают от депрессии. Подростки в состоянии стресса, борющиеся с потерей, или те, у кого есть нехватка внимания со стороны близких людей, имеющие сложности с обучением, проблемы с поведением или тревожные расстройства, находятся в группе риска. Девочки подростки имеют риск развития депрессии выше, так же как и юные представители национальных меньшинств. Одна из причин, которой объясняется большая распространенность депрессии у девочек подростков, состоит в том, что они более социально ориентированы, более зависимы от положительного социального отношения и более уязвимы к потерям в социальных отношениях, чем мальчики. Это приводит к увеличению их уязвимости и межличностных напряжений, которые одинаковы у подростков.

      Подростки, у которых отмечаются депрессивные состояния, часто имеют проблемы в кругу семьи. Во многих случаях родители сами способствуют развитию депрессивных состояний у детей и подростков.

      За последние десятилетия распространенность депрессий выросла, и в настоящее время они диагностируются все в более раннем возрасте. Отмечается связь между увеличением количества депрессий у детей и подростков и ростом количества самоубийств.

      Нужно учитывать, что поведение подростков и детей во время депрессии может отличаться от поведения взрослых с депрессией. Психотические черты у подростков имеют отличия от таковых у взрослых, они не так часто проявляются. Слуховые галлюцинации характернее для подростков. Бред больше встречается у взрослых. У детей и подростков в состоянии депрессии чаще встречаются страхи разделения или нежелание встречаться с людьми и соматические симптомы подобно общим болям, болям в животе, головным болям. Пессимистическое мышление нехарактерно для детей до 5 лет, ибо формируется только после указанного возраста и может служить одной из причин малого количества депрессий и суицидов у детей.

      Часто первыми симптомами депрессии выступают дистимии. Признаком может служить то, что ребенок или подросток находится в подавленном состоянии в течение большей части дня или много дней и симптомы не проходят в течение нескольких лет. Средняя продолжительность периода дистимии у детей и подростков составляет около 4 лет.

      Иногда дети находятся настолько долго в депрессии, что они трактуют свое состояние как норму и, таким образом, не могут жаловаться на изменения своего настроения.

      Очень важно проводить дифференциальную диагностику с биполярным расстройством, так как часто первым проявлением биполярного расстройства является депрессивный эпизод. А первые признаки маниакального эпизода могут наступить спустя значительный промежуток времени.

      Часто у детей и подростков, имеющих коморбидные психические расстройства, такие как поведенческие расстройства или проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, симптомы депрессии сглаживаются или приобретают новые черты.

      Некоторые из основных симптомов депрессии, такие как изменения аппетита и сна, связаны с функцией гипоталамуса. Гипоталамус тесно связан с функцией гипофиза. Аномалии функции гипофиза, такие как увеличение концентрации циркулирующего кортизола и гипо- или гипертиреоза, хорошо известны как особенности депрессии у взрослых.

      Тем не менее, гораздо меньше исследований было проведено в этой области среди детей и подростков.

      У взрослых нарушения регуляции серотонинергической системы могут влиять на них, делать их импульсивные действия более интенсивными и провоцировать к крайним действиям, попыткам суицида. Тем не менее, еще мало изучена связь между нарушением метаболизма серотонина и суицидальным поведением у детей и подростков.

      Наиболее частые симптомы подростковой депрессии не имеют прямых аналогов с симптомами классической депрессии, но есть определенное сходство.

      Подростки, у которых встречаются частые приступы грусти, плач или плаксивость, часто подвержены депрессивным расстройствам. Подростки могут проявлять свою печаль в черной одежде, написании стихов о своих болезненных переживаниях или всецело увлекаться музыкой, которая несет в себе нигилистические темы. Они могут плакать без видимых причин.

      Подростки могут чувствовать, что жизнь не имеет значения или что для этого следует прикладывать усилия, даже для того, чтобы поддерживать собственную гигиену или привычный для них внешний вид. Они могут считать, что негативная или травмирующая ситуация никогда не изменится, и видеть свое будущее в пессимистическом свете.

      У детей и подростков часто может снижаться или пропадать интерес к деятельности или развиться неспособность получать удовольствие от ранее любимых занятий. Подростки могут стать апатичными и часто прекращают посещать клубы, спортивные и развлекательные мероприятия, которыми они ранее увлекались.

      Нередко отмечаются появление скуки и снижение жизненной энергии, отсутствие мотивации посещать занятия или частые пропуски школы. В средних классах депрессия может проявляться ухудшением концентрации внимания или замедлением мыслительных процессов.

      Ухудшение социальных взаимодействий, уменьшение общения с друзьями или семьей тоже могут быть признаками депрессии у подростков. Часто люди, которые проводили много времени с друзьями, начинают большую часть своего времени проводить в одиночестве. Они не могут поделиться своими чувствами с другими, считая, что они одиноки в этом мире, никто не хочет их выслушать, не заботится о них.

      Дети могут испытывать чувство вины или понижать свою самооценку вследствие негативных событий или обстоятельств. Они могут иметь негативное мнение о своей компетентности и не иметь самоуважения, могут чувствовать себя неудачниками. Подросткам может казаться, что они «недостаточно хороши».

      Многие тинейджеры становятся чувствительными к собственным неудачам и отвержению. Дети в состоянии депрессии, полагая, что они недостойны кого-либо или чего-либо, становятся еще более подавленными с каждым отказом или при отсутствии успеха.

      Часто можно наблюдать повышенную раздражительность, гнев или враждебность со стороны подростка с депрессивным расстройством. Депрессивные особы выплескивают свою раздражительность большей частью на свою семью, могут нападать на других, если их критикуют, оскорбляют. В состоянии депрессии часто формируется убеждение, что нужно первым отказываться от своей семьи, прежде чем семья отвергнет тебя. Возникают трудности в отношениях, подростки не могут общаться, как раньше, или перестают поддерживать дружеские отношения.

      Дети перестают ходить на встречи со своими друзьями и звонить им.

      Подростки в состоянии депрессии могут предъявлять частые жалобы на физические заболевания, такие как головные боли и боли в желудке. Они могут жаловаться на дурноту или головокружение, тошноту и боли в спине. Другими распространенными жалобами являются: головные боли, боли в животе, рвота и нарушение менструального цикла у девушек.

      Характерными также являются частые пропуски школьных занятий и ухудшение успеваемости в школе. Подростки и дети, у которых возникают проблемы внутри семьи или в стенах школы, на самом деле могут находиться в состоянии депрессии, но они не знают об этом и не понимают, что с ними происходит. Так как ребенок не всегда может казаться печальным, родители и учителя не могут понять, что поведенческие проблемы являются следствием депрессии.

      У некоторых тинейджеров могут наблюдаться проблемы с концентрацией внимания. Проблемы могут проявляться при концентрации внимания во время подготовки школьных заданий, в ходе разговора или даже при просмотре телевизора либо во время игры в компьютерные игры.

      Также могут наблюдаться изменения в питании, режиме сна и бодрствования. Нарушения сна могут проявляться как в просмотре телевизионных программ всю ночь напролет, так и в трудностях пробуждения и частых опозданиях в школу. Ребенок может быть сонлив на протяжении всего дня. Нарушения режима питания могут проявляться в виде потери аппетита, анорексии или булимии. Усиление аппетита и возрастание количества потребляемой пищи могут приводить к увеличению веса и ожирению.

      Лица с начальными проявлениями депрессии могут совершать попытки бегства из дома или вести разговоры на тему ухода из дома. Бегство в данном контексте нужно рассматривать как крик о помощи. Это может быть первым шагом для понимания родителями, что у ребенка есть проблемы и он нуждается в помощи.

      Мысли или разговоры о самоубийстве, попытки совершить суицид также свидетельствуют о депрессии у подростка. Дети, страдающие депрессией, могут говорить, что они хотят быть мертвыми, или говорить о суициде. Особы, находящиеся в состоянии депрессии, относятся к группе повышенного риска совершения самоубийства. Если ребенок или подросток говорит «я хочу покончить с собой» или «я собираюсь покончить с собой», то такие заявления нужно всегда рассматривать серьезно и настаивать на консультации психолога или психиатра и оценке состояния ребенка или подростка. Люди часто чувствуют себя не комфортно, говоря о смерти. Тем не менее, в состоянии депрессии или при затрагивании темы суицидов разговоры на подобные темы могут быть полезными. Очень важно, чтобы на подобные темы говорил специалист, имеющий опыт в подобных ситуациях, ибо подобными разговорами можно «вложить мысли в голову подростка» или дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах.

      Для улучшения собственного самочувствия подростки в состоянии депрессии могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами.

      Дети, которым трудно говорить о своих чувствах и переживаниях, могут показывать свои эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, физический дискомфорт в форме физического самоповреждения, например могут резать свое тело.

      Своевременное и раннее выявление симптомов депрессивного расстройства влияет на исход течения расстройства и снижает риск затяжного его течения.

      При адекватной помощи снижается в разы риск суицидальных попыток и улучшается прогноз для последующей жизни.

      Более подробное изучение данной проблемы позволит в будущем внедрить скрининговые методики, повысить качество выявления начальных симптомов на ранних этапах расстройства.

      Достаточно перспективным является изучение изменений регуляции серотонинергической системы улиц, страдающих депрессивными расстройствами.

      Читайте также материалы на нашем сайте в рамках месяца психического здоровья

      www.medkirov.ru