Стресс в баллах

Стресс на рабочем месте и не только

Тест на уровень стресса

Проведем небольшой тест. Психолог, доктор биологических наук Юрий Щербатых, занимающийся вопросами стресса, разработал следующую таблицу «четыре группы симптомов стресса» для оценки уровня стресса.

Интеллектуальные признаки стресса

Поведенческие признаки стресса

1. Преобладание негативных мыслей

2. Трудность сосредоточения

3. Ухудшение показателей памяти

4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы

5. Повышенная отвлекаемость

6. Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе

7. Частые ошибки, сбои в вычислениях

8. Нарушение логики, спутанное мышление

9. Поспешные и необоснованные решения

10. Сужение поля зрения, кажущееся уменьшение возможных вариантов действия

1. Потеря аппетита или переедание

2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий

3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь, дрожание голоса

4. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье

5. Хроническая нехватка времени

6. Уменьшение времени, которое уделяется общению с близкими и друзьями

7. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность

8. Низкая продуктивность деятельности

9. Нарушение сна или бессонница

10. Более интенсивное курение и употребление алкоголя

1. Беспокойство, повышенная тревожность

3. Мрачное настроение

4. Ощущение постоянной тоски, депрессии

5. Раздражительность, признаки гнева

6. Эмоциональная «тупость», равнодушие

7. Уменьшение чувства уверенности в себе

8. Уменьшение удовлетворенности жизнью, потеря интереса к жизни

9. Чувство отчужденности и одиночества

10. Снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой

1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, в том числе головная боль

2. Нарушения в сердечно-сосудистой системе: повышение или понижение артериального давления, учащенный или неритмичный пульс

3. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование)

4. Нарушение свободы дыхания

5. Ощущение напряжения в мышцах

6. Повышенная утомляемость

7. Появление аллергии или иных кожных высыпаний

8. Повышенная потливость

9. Снижение иммунитета, частые недомогания

10. Быстрое увеличение или потеря веса

1. Отметьте те признаки, которые Вы испытываете обычно при стрессе.

2. Каждый симптом из интеллектуальных или поведенческих признаков оцените в 1 балл, эмоциональный – 1,5 балла, физиологический – 2 балла. Максимальная сумма баллов может достигать отметки 55 (однако такой показатель в реальности не встречается).

3. Суммируйте баллы и подсчитайте свой результат.

· Если у вас 1-2 балла – отлично! Вы практически не испытываете стресса.

· 3-5 баллов – хорошо. Вам ничто не угрожает, Вы стрессоустойчивый человек.

· 6-10 – умеренный стресс, который можно компенсировать с помощью рационального использования времени, периодического отдыха (см. статьи в разделе «тайм-менеджмент»).

· 10-20 баллов – эмоционально – физическое напряжение. Вам необходимы специальные техники снятия напряжения. Некоторые техники мы будем рассматривать в разделах «Набор «Скорая помощь при стрессе» и «Управление эмоциями».

· 21-30 – состояние сильного стресса, для преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу, и Вам необходимо пересмотреть свое отношение к актуальной проблеме

· Показатель свыше 30 баллов – свидетельствует о переходе организма к наиболее опасной стадии – истощению запасов адаптационной энергии.

Теперь вы знаете свои результата, настало время разобраться, что с этим делать.

Стресс и 2 основные стратегии работы с ним.

Итак, начнем с главного вопроса… Что же такое стресс?

Впервые слово «стресс» употребил канадский патолог и эндокринолог, нобелевский лауреат Ганс Селье в начале 20 века, будучи еще студентом медицинского института. В то время никто не обратил особого внимания на слова Селье, однако теперь мы слышим это слово очень часто, даже маленькие дети знают, что такое стресс.

Итак, Ганс Селье обозначил слово стресс такими словами: это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, причем стрессом является все то, что нарушает нормальное взаимоотношение организма со средой.

Давайте разберем это непростое, на первый взгляд, определение на следующих примерах:

Спортсмен, проигравший важные соревнования, бизнесмен, узнавший о неожиданном обвале курса акций, школьник, получивший плохую оценку – все они испытывают стресс.

Однако одно и то же событие для одного человека может являться мощным стрессом, а для другого – обыденным делом. Представим себе два магнита. Один – это наши ожидания, второй – реальность. Если ожидания и реальность совпадают, то магниты без труда притягиваются, но если по каким-то причинам реальность не оправдывает наши ожидания, то между магнитами возникает напряжение. Это напряжение – и есть стресс.

Например, у отличника полученная «тройка» может вызвать депрессию, у двоечника – вздох облегчения, а у троечника не вызовет никаких особенных эмоций.

Итак, выходит, что стресс определяют 2 вещи:

· Наше отношение к ситуации;

· Наш образ жизни.

И чтобы работать со стрессом необходимо либо менять свои привычки, образ жизни, привычные действия заменять альтернативными, либо отношение к обстоятельствам, на которые мы не можем повлиять.

Стивен Кови, американский консультант по вопросам руководства, управления жизнью, преподаватель и консультант по организационному управлению, известный как лектор и автор книги «Семь навыков высокоэффективных людей» описал в своих работах такое явление как «круг влияния».

Представьте себе круг, в котором заключены все препятствия к вашему успеху. Это ваш круг забот. Другими словами, это те обстоятельства, на которые Вы не можете повлиять. Теперь представьте себе другой круг меньшего размера, который находится внутри круга забот. В нем — все ресурсы, которыми Вы обладаете, чтобы влиять на изменения в вашей жизни. Знания, умения, знакомства, опыт, деньги, время и пр.

Проактивные люди концентрируют свои усилия в круге влияния, предпочитая те сферы жизненных явлений, где от них что-то зависит. Такой подход, в свою очередь, расширяет и увеличивает сам по себе круг влияния, что приводит к более осознанному управлению своей жизни. Другими словами, меняя свое поведение, образ жизни, расширяя свои ресурсы, приобретая новый опыт, проактивные люди меняют свою реальность в соответствии со своими целями.

Реактивные люди сосредоточивают свои усилия в круге забот, заостряя внимание на недостатках окружающих их людей и проблемах внешней среды, над которыми они не властны. Это выражается в бесконечных жалобах и обвинениях, реактивной речи, ощущении себя жертвой. Вырабатываемая при этом отрицательная энергия в сочетании с полным безразличием к тем сферам, где эти люди могли бы добиться хоть какого-то успеха, заставляет сжиматься их круг влияния.

Но, стоит отметить, что для работы со стрессом, в случаях, когда мы действительно не можем повлиять на обстоятельства, эффективней оставаться в круге забот. Например, представьте себе, что Вы всю жизнь находились в стране, где 365 дней в году светит солнце. Попав в иные климатические условия (снег, град, мороз и пр.), на которые Вы не можете повлиять, и которые являются кругом забот в данной ситуации, Вам остается лишь принять предъявленные природой факты и поменять отношение к новому образу жизни.

  1. Подумайте, какая ситуация в прошлом или в данный момент вызывала /вызывает у Вас стресс?
  2. Далее подумайте, на какие факторы данной ситуации и как Вы можете повлиять? Если понимаете, что повлиять можно, но пока не знаете как, то оставьте этот вопрос. Возможно, ответ на него Вы найдете в дальнейшем.
  3. Затем все факторы, на которые вы можете повлиять впишите в круг влияния.
  4. Подумайте, на что не Вы можете повлиять (погода, курс доллара, экономическая ситуация в стране)?
  5. Впишите те факторы, на которые Вы никак не можете повлиять, в круг забот.
  6. Начните менять образ жизни, расширять свой круг влияния, то есть действовать там, глее Вы можете изменить ситуация.
  7. Поменяйте сове отношение к тем факторам, которые находятся в Вашем круге забот. Примите обстоятельства такими, какие они есть.

Статья подготовлена Молчановой Мариной

Ведущим бизнес-тренером УЦ Diamond-Training

www.diamond-training.ru

Gurutestov.ru

Гуру в мире тестов

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Шкала профессионального стресса

Шкалы: уровень профессионального стресса

Назначение теста

Диагностика уровня стресса на работе.

Инструкция к тесту

Пожалуйста, ответьте на вопросы теста.

1. Два человека, хорошо Вас знающие, обсуждают Вас (Х – это вы). Какие из следующих утверждений они вероятнее всего стали бы использовать?
1. X – очень замкнутый человек. Кажется, что ничего сильно его (ее) не беспокоит.
2. X – великолепный человек, но Вы должны быть осторожны, когда говорите ему (ей) что-то время от времени.
3. Кажется, что в жизни X все всегда происходит не так, как надо.
4. Я неизменно нахожу X очень скучным и непредсказуемым.
5. Чем меньше я вижу X, тем лучше.
2. Присущи ли Вам в жизни некоторые из следующих, наиболее распространенных особенностей?
1. чувство, что Вам редко удается что-либо сделать правильно;
2. чувство, что Вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку;
3. плохое пищеварение;
4. плохой аппетит;
5. бессонница по ночам;
6. кратковременные головокружения и учащенные сердцебиения;
7. чрезмерная потливость в отсутствие физических нагрузок и жары;
8. панические ощущения в толпе или в закрытом помещении;
9. усталость и недостаток энергии;
10. чувство безнадежности (какая польза во всем этом?)
11. слабость или тошнота без каких-либо внешних причин;
12. очень сильное раздражение по поводу мелких событий;
13. неспособность расслабиться по вечерам;
14. регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром;
15. трудности в принятии решений;
16. невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня;
17. слезливость;
18. убеждение, что Вы ни с чем толком не можете справиться;
19. недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам;
20. нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт;
21. неспособность сказать «нет», когда Вас просят что-то сделать;
22. ответственность большая, чем та, с которой Вы можете справиться.
3. Насколько Вы оптимистичны в настоящее время?
1. больше, чем обычно;
2. меньше, чем обычно;
3. как обычно.
4. Нравится ли Вам смотреть спортивные состязания?
1. да;
2. нет.
5. Можете ли Вы позволить себе подольше понежиться в постели в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины?
1. да;
2. нет.
6. Можете ли Вы в разумных пределах (профессионально и личностно) говорить откровенно?
1. с начальником;
2. с коллегами;
3. с членами семьи.
7. Кто обычно несет ответственность за наиболее важные решения в Вашей жизни?
1. Вы сами;
2. кто-то другой.
8. Когда Вас критикуют на работе руководители, как Вы обычно чувствуете себя?
1. сильно огорченным;
2. умеренно огорченным;
3. слабо огорченным.
9. Вы заканчиваете рабочий день с чувством удовлетворения от достигнутого?
1. часто;
2. иногда;
3. только изредка.
10. Испытываете ли Вы большую часть времени чувство, что у Вас есть неулаженные конфликты с коллегами?
1. да;
2. нет.
11. Объем выполняемой Вами работы превышает отведенное для этого время?
1. постоянно;
2. иногда;
12. Четко ли Вы представляете себе, какие у Вас профессиональные перспективы?
1. как правило;
2. иногда;
3. лишь изредка.
13. Могли бы Вы сказать, что обычно достаточно времени, которое Вы тратите на себя?
1. да;
2. нет.
14. Если Вы хотите обсудить с кем-либо свои проблемы, легко ли Вам обычно найти слушателя?
1. да;
2. нет.
15. Находитесь ли Вы на пути, более или менее обеспечивающем достижение Ваших главных жизненных целей?
1. да;
2. нет.
16. Вы скучаете на работе?
1. часто;
2. иногда;
3. очень редко.
17. Вы с удовольствием собираетесь на работу?
1. в большинстве случаев;
2. в некоторые дни;
3. лишь изредка.
18. Чувствуете ли Вы, что на работе по достоинству ценят Ваши способности и дела?
1. да;
2. нет.
19. Чувствуете ли Вы себя по достоинству вознагражденным на работе за Ваши способности и дела (имея в виду статус и продвижение по службе)?
1. да;
2. нет.
20. Есть ли у Вас чувство, что Ваши руководители:
1. активно мешают вам работать;
2. активно помогают вам в работе?
21. Если бы десять лет назад Вы имели возможность увидеть себя таким профессионалом, каким Вы являетесь в настоящий момент, Вы бы сочли себя:
1. превзошедшим собственные ожидания;
2. соответствующим собственным ожиданиям;
3. не достигшим собственных ожиданий?
22. Если бы Вы должны были оценить в баллах чувство симпатии к самому себе по шкале от 5 (максимальная) до 1 (минимальная), какой балл Вы бы себе выставили?

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Вопросы Ответы
а б в г д

1 1 2 3 4
2 За каждый ответ «Да» – 1 балл.
3 1 2
4 1
5 1
6 За каждый ответ «Да» – 0, «Нет» – 1.
7 1 1
8 2
9 1 2
10 1
11 2 1
12 1 2
13 1
14 1
15 1
16 2 1
17 1 2
18 1
19 1
20 1
21 1 2
22 0 баллов за ответ «5», 1 балл за ответ «4», 2 балла за ответ «3», 3 балла за ответ «2», 4 балла за ответ «1» и 5 баллов за ответ «0».

Интерпретация результатов теста

0-15 баллов – стресс не является проблемой в Вашей жизни. Сказанное отнюдь не означает, что Ваш уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности. Данная шкала предназначена только для того, чтобы оценить нежелательные ответы на стресс.

16-30 баллов – умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

31-45 баллов – стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше Вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа Вашей профессиональной жизни.

46-60 баллов – на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение должно быть ослаблено.

Ограничения теста

Баллы, получаемые по шкале стресса, нужно интерпретировать очень осторожно. Существует слишком большое число факторов, которые лежат за пределами этих шкал, но оказывают влияние на те способы, которые человек использует, сталкиваясь со стрессом и пытаясь с ним справиться. Число факторов столь велико, что два человека, имеющие один и тот же суммарный балл, могут реально переживать совершенно разный уровень напряжения.

Шкалы следует использовать только в качестве общих ориентиров.

www.gurutestov.ru

Стресс в баллах

При разработке данной методики мы исходили из того, что стрессоустойчивость необходимо рассматривать по отношению к воздействию различных источников стресса, к каждому из которых устойчивость личности может быть выше или ниже. При этом общий уровень устойчивости к стрессу определяется интегративной оценкой сопротивляемости к данной совокупности источников стресса [4].

Методика разрабатывалась в соответствии со стандартом, общей схемой процесса разработки и проверки психометрических данных психодиагностических методик [2; 5].

Целью методики является исследование устойчивости к стрессу и его источникам.

Все процедуры, связанные с разработкой методики, проводились на студентах вузов гуманитарных специальностей. Соответственно контингентом испытуемых являются студенты вузов гуманитарных специальностей. Область применения методики — проведение прикладных исследований и психокоррекция стрессоустойчивости студентов.

По утверждению теоретической модели методики стресс вызывают те явления и события, которые на основании субъективной оценки интерпретируются личностью как угроза, ущерб или вызов [7; 8]. Данная оценка является стрессогенной. Все многообразие потенциальных источников стресса может быть сведено к трем переменным: сам человек, другие люди и характеристики окружающего мира [6]. Если им дается стрессогенная оценка, то возникает стресс, а оцениваемый объект выступает в качестве источника стресса. Напротив, устойчивость к стрессу проявляется нестрессогенной (толерантной или позитивной) оценкой личностью себя, других людей и окружающего мира в целом.

Содержание методики представлено оценочными суждениями испытуемого по отношению к себе, другим людям и окружающему миру в целом. В свою очередь феномен стрессоустойчивости в методике рассматривается через стрессогенную — нестрессогенную оценку испытуемым себя, других людей и окружающего мира.

Количество шкал

1. Шкала «Я сам» (стрессогенная — нестрессогенная оценка собственной личности).

2. Шкала «Другие люди» (стрессогенная — нестрессогенная оценка других людей).

3. Шкала «Мир вокруг» (стрессогенная — нестрессогенная оценка окружающего мира).

0. Общая шкала (общий уровень устойчивости к стрессу).

Формат пунктов: 5-балльные биполярные вербально-числовые шкалы Лайкерта.

Формулирование пунктов методики заключалось в подборе противоположных по значению пар слов, отражающих стрессогенную — нестрессогенную оценку изучаемых переменных. Для каждой шкалы было сформулировано по 36 таких пар таких слов.

Отбор пунктов проводился на выборке из 100 испытуемых путем изучения корреляции каждого пункта с общим баллом по шкалам. Были отсеяны те пункты, которые показали низкую или отрицательную корреляцию с общим баллом. В итоге для каждой шкалы было отобрано по 14 пунктов, из которых затем была осуществлена сборка теста.

Проверка внутренней согласованности и дискриминативности шкал осуществлялась на выборке из 100 испытуемых. Оценка внутренней согласованности осуществлялась при помощи обобщенной формулы Спирмена-Брауна или стандартизированной оценки альфы, оценка дискриминативности — с помощью коэффициента Фергюсона [2; 5].

Коэффициенты внутренней согласованности составили: 0,87 для шкалы «Я сам», 0,89 для шкалы «Другие люди», 0,88 для шкалы «Мир вокруг» и 0,94 для общей шкалы. Коэффициенты дискриминативности для каждой из шкал составили 0,98. Коэффициенты согласованности шкал с общим результатом по тесту составили: 0,72 для шкалы «Я сам», 0,83 для шкалы «Другие люди» и 0,83 для шкалы «Мир вокруг».

Надежность методики, как уже было отмечено выше, изучалась на выборке из 100 испытуемых методом оценки внутренней согласованности.

Валидность методики изучалась путем оценки связей ее результатов с данными других методик по Пирсону на выборке из 150 испытуемых (таблица 1).

Таблица 1 — Корреляции между шкалами устойчивости к стрессу и другими методиками

Шкалы устойчивости к стрессу

www.science-education.ru