Стресс в яслях

Стресс в яслях

Возможно и стресс. Мой товарищ (год и 8) вот только пошел в ясли (неделю мы ходим). Да, он понимает, что мама уходит, но там для него столько интересного, что он просто ручкой махнет и идет.

Автору: когда я мучалась тем же вопросом (правда, мы не на ГВ), мне дали один хороший совет — «Ты посмотри по ребенку». Т.е., если ребенок достаточно самостоятельный, не сидит постоянно на руках, умеет себя занять сам, хорошо себя чувствует в компании других детишек — то стоит попробовать. Если же ребенок, что называется «ручной» или «домашний» — то лучше подождать. И если пойдете — будьте готовы к акклиматизации. Я думала, нас этот зверь минул — ошиблась 🙁

нам тоже будет 1.9 и тоже думаем про ясли, а как с детками там обращаются, куча вопросов, памперсы, горшок, еда (если сам не ест) и какие занятия у ясельных групп.

Мы пошли в ясли когда было 1,9.
а как с детками там обращаются Это если честно зависит от воспитателей.
памперсы первфй месяц разрешали приносить в мешочке памперсы, потом все — стали приучать к горшку, надо приносить много сменки т.е. трусики, колотки. Спасибо нашему садику приучили ходить на горшок.:flower:
еда (если сам не ест) если сам не ест — научат, не хочет — заставят :)) . Не пугайтесь, если сам не кушает будут подкармливать сами, насильно если не хочет кушать пихать не будут, просто потом вам скажутчто не кушал.
какие занятия у ясельных групп. у нас только музыкальные, ну и в группе занимаються.

Мы пошли в год и 4 месяца. Малыш ничего не умел. Он не сидел на горшке (вообще), пользовались памперсами, сосал соску, не умел сам есть и даже толком жевать твердую пищу не мог. Всему научили. Занятий у них много — спортивные, музыкальные, лепят, рисуют, театрально-рисовальные, логипед, психолог. Все зависит от воспитателя. У нас было так: когда одна воспитатель — ребенок не плакал, когда вторая — море слез. Вот! Удачи!

2006-2009.littleone.ru

Первый раз в ясли-сад

Алиюше исполнилось два годика, и мы без всякой боязни и волнения решили идти в ясли. К детскому саду я отнеслась серьезно. Я учитывала как психическое состояние ребенка (стресс, страх), так и физическое состояние (частые простуды). И поэтому готовиться к саду мы начали заранее. Прослушав лекции в детской поликлинике для родителей, чьи детки идут в ясли, я поняла, в каком направлении нам действовать и как готовить ребенка.

Примерно за месяц до похода в садик мы начали посещать школу раннего развития (к счастью их сейчас много). Атмосфера там очень напоминает детский сад: игрушки, дети, воспитатель. Занятия только более насыщенные. Дочке сразу понравилась там, она активно играла, училась при играх общаться с детьми.

Бывало, возникали и трудности между сверстниками, если что-то не поделят – сразу раздаются крики, плач. Но при этом дети учатся быть в коллективе, привыкают к дисциплине, всему тому, что требуется в садике.

Помимо этих занятий мы каждый день выходили гулять на площадку детского садика в тот период времени, когда все дети гуляли. Я объясняла Алие, что такое детский сад, что там делают дети: «Со временем и ты туда пойдешь, ведь там так хорошо и весело». Трудностей при общении с детьми у нее не возникало, что и радовало меня.

За неделю до садика мы решили заглянуть в нашу группу, куда дочке предстоит ходить каждый день. Я познакомилась с воспитателем, а Алия с интересом разглядывала обстановку группы. Первые минуты она просто стояла, затем схватила детскую коляску и начала катать по группе. Когда настала пора уходить, ей не хотелось отрываться от игрушек, и мне с силой и с ревом пришлось ее забрать. То, что ей не хотелось уходить из сада, вовсе не означало, что ей понравится ходить в садик каждый день, ведь каждому ребенку хочется побывать в такой обстановке, где столько интересного.

Одновременно с психической и психологической подготовкой мы начали готовиться и физически: пили витамины, закаливали ножки теплой и прохладной водичкой, увеличивали время прогулок на свежем воздухе, соблюдали режим дня приближенный к садику.

Ну вот, настал тот день – «первый раз в ясли-сад». Для меня он оказался очень волнующим. Придя в сад и войдя в группу, Алия вспомнила, что тут она уже была, и уверенно взялась за ту же коляску, как и в прошлый раз, и начала ее катать. Я ей сказала: «Алия, ну я пойду, куплю тебе чего-нибудь», а в ответ ничего не услышала.

Выйдя из садика, я не знала, как быстрее скоротать эти два часа. Конечно, я переживала за ребенка. Наконец я пришла за малышкой. Увидев меня, она подбежала ко мне, и выражение ее лица было растерянное и потерянное. Очевидно, она не понимала, что это было.

На следующий день мое волнение не стихло, а напротив, лишь усилилось, ведь ребенок уже понял, что это такое садик: мама уходит, а малыш зачем-то остается тут с какой-то тетей и детьми.

Придя в садик, Алия вцепилась в меня, не желая отпускать. Я старательно начала пытаться отвлечь ее игрушками, которые были в группе. Мы начали звонить по игрушечному телефончику бабушке, катались с горочки, открывали шкафчики и смотрели, какие игрушки там спрятались. Но при любом моем намерении уйти она тут же забиралась мне на ручки и вновь висла у меня на шее.

Тогда мне нечего не оставалось, как вручить ребенка лично в руки воспитателю. Я еле вырвалась из цепких рук своего ребенка, а в ответ раздался ноющий плач. Я вышла из группы и из раздевалки слушала, долго ли будет плакать моя дочь. Плач продлился пару минут, благодаря воспитателю: она развлекала ребенка игрушками, тем самым отвлекая ее. Когда же я пришла забирать дочь, то, увидев меня, она быстро подбежала ко мне и, не понимаю отчего, начала плакать. Я сказала ей: «Я ходила в магазин для того, чтобы купить тебе вкуснятину», и достала из сумки ее любимое лакомство.

Так день ото дня мы потихоньку привыкали к садику. Когда мы заходили в группу и как только начинался ее плач, я тут же отвлекала ее чем-то, заинтересовывала. Очень ласково и осторожненько говорила с ней: «Посмотри, какое красивое платьишко ты сейчас наденешь», «А где твоя расческа? Давай расчешем волосы», «Подойди к зеркалу. Кто там?» Алия тут же переключалась на мой вопрос и ненадолго забывала о своем беспокойстве.

Правда, при расставании я по-прежнему отдавала ребенка в руки воспитателю, а она продолжала отвлекать ее в группе, и плач тут же стихал. По словам воспитателей, плач был только по утрам при расставании, и перед сном дочь вспоминала обо мне и звала меня. Тогда я положила на кроватку, где она спит, ее любимую мягкую обезьянку, чтобы ей становилось спокойней, что рядом есть что-то родное и любимое.

На работу сразу выходить я не собиралась, учитывая то, что ребенок может болеть, и лучше будет подождать несколько месяцев, пока адаптация к садику не закончится полностью. Как только у дочери появлялись первые сопельки или легкий кашель, мы подлечивались дома и в садик не ходили примерно 2-3 дня. Зачем ждать, когда ребенок заболеет серьезно? Так лучше и ребенку. Ведь когда малыш долго не ходит в ясли (я имею в виду, если взять больничный), то он начинает отвыкать от садика и вновь начинает плакать при расставании с близким человеком.

Адаптационный период моего ребенка еще не завершился, но я рада тому, что пока у нас получается, в общем, неплохо.

Я считаю, обязательно нужно готовить ребенка к садику заранее. Учитывать интересы ребенка, его желания, найти нужные слова, аргументы. И тогда можно сохранить ребенку здоровые нервы. А ребенок будет только общительней, радостней и будет этим радовать своих родителей.

www.7ya.ru

В помощь адаптирующимся

В помощь адаптирующимся (детям и родителям).

С научной точки зрения поступление в детский сад – это стресс, к которому детский организм должен адаптироваться. Время адаптации каждого ребенка может быть различным – от 20 дней до 2-6-месяцев. Исследования показывают, что в первые годы жизни дети при расставании с мамой испытывают настоящий стресс. Биение сердца учащается, и программа выживания сигнализирует: опасность! С огромной энергией малыши мобилизуют все свои резервы, чтобы удержать маму – ползут за ней, плачут, цепляются. Это древнейшая уловка природы: такое поведение пробуждает в маме охранительный инстинкт, заставляет оставаться с крохой, повсюду носить его с собой, редко отдавать в чужие руки. Однако, как это ни тяжело для матери и ребенка, но расставания неизбежны. Увидев, что мамы нет рядом, ребенок испытывает глубокое беспокойство, не зная, вернется ли она когда-нибудь. Конечно, сперва ребенок будет пытаться не отпускать Вас – это нормально. Ведь Вы для него олицетворение дома, который дает им защиту, в котором они получают все необходимое. Но даже самые маленькие дети могут переносить разлуку, просто надо поддержать их, помочь им.

Поэтому, первое, что нужно сделать – это настроиться на посещение детского сада именно маме. Ведь ребенок очень остро чувствует Ваше внутреннее колебание и легче ему от этого не становится. Поймите, в саду работают люди, которые очень любят детей и желают им только добра. Вы передаете свое чадо в надежные руки!

Заранее ознакомьтесь с распорядком дня сада и строго придерживайтесь его дома (даже в выходные дни). Не устраивайте «отсыпных» дней: если ребёнок не высыпается, значит пересмотрите свой режим.

Перед выходом в сад объясните ребенку, что это такое. Например, можно сказать, что это теперь его работа, ведь он уже большой. Проведите аналогию с мамой/папой. Сказав, у родителей своя работа – у малыша работа – это сад.

Дайте представление ребенку, чем он будет заниматься в саду (гулять, играть с игрушками и детишками, лепить, рисовать, читать сказки, петь и танцевать и т.д.). Многократно повторяйте свой рассказ, окрашивая его положительными эмоциями. Можно привести позитивный пример из своего детства. Например: «когда я ходила в садик, мы с детками строили замки из песка, и мне это очень нравилось, было так весело!» Также можно поиграть с ребенком в детский сад. Начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки, и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

Не устраивайте бесконечных сцен прощания! Чрезмерная заботливость мамы или суетливость убеждают ребенка, что расставание опасно. И ребенок начнет бояться отпускать Вас. Уходя из сада всем своим видом показывайте, что оснований для страха нет. Твердо и весело попрощайтесь, но не затягивайте этот процесс. Когда малыш чувствует Вашу решимость, никакой особенно драмы обычно не бывает. Полезными – для детей и для Вас — могут быть некие ритуалы, повторяющиеся при каждом уходе. Даже младенцам они дают некое чувство уверенности, облегчают им разлуку, хотя они и не понимают наших слов и не могут себе представить, как долго мама будет отсутствовать. Если вначале расставание дается с большим трудом, то желательно не отводить ребенка в детский сад самой, а поручить это еще кому-нибудь, например, отцу.

И еще одно обстоятельство, из-за которого маленькие дети трудно переносят разлуку: у них пока еще нет чувства времени. Надо разделить время пребывания в детском саду на кусочки, понятные ребенку, на которые он сможет ориентироваться: «После еды ты поспишь, а когда проснешься, я уже буду здесь». Такие утешители, как любимый мишка или машинка помогают малышам справиться с огорчением. Если Вы потом возвращаетесь к ребенку в точно назначенный срок – все в порядке.

Оставляя ребенка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием относитесь к его «необоснованным», на ваш взгляд, капризам и просьбам. Он может попроситься на руки, может отказаться сам кушать, побоится засыпать один, или часто будет просыпаться ночью и звать маму. Не волнуйтесь – это следствие усталости и тоски по маме. Ведь в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, поэтому выплескиваются они только вечером дома. Пойдите ему на встречу, не сердитесь и не раздражайтесь. Замечательно, если при встрече ребенок будет чувствовать, как вы ему рады. Важно найти время на то, чтобы приласкать его, поиграть с ним. Помните: малышу намного тяжелее, чем вам. Поэтому ему так нужна ваша помощь.

Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.

Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

Но самое главное – помнить, что у каждого ребенка адаптация индивидуальна! И только безграничная любовь родителей может помочь ему пережить этот стресс!

korablik27.ru

АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ: попытка или пытка?

Вы привели своего ребенка в детский сад…

Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс, во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Может, заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура. Ему не мил детский сад и малыш почти неузнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. И негативные, протекающие на всех уровнях сдвиги в детском организме – важные индикаторы степени влияния на ребенка периода адаптации (приспособления). Организм и душа ребенка – в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится сам собой, в случае легкой адаптации. Есть еще и промежуточный вариант.

Эмоциональный портрет новичка, поступившего в детский сад

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: то подавленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает «белку в колесе». Вырываясь из рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев. Плач – от хныканья до постоянного. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает новичков, пришедших в группу.

СТРАХ: во всем скрытая угроза: от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не придете вечером, чтобы забрать домой.

Родительские переживания особенностей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.

ГНЕВ и рождаемая им агрессия готовы без искры разгореться, будто в ребенке «пороховая бочка».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Доминирование их, возвещает о завершении у вашего ребенка адаптационного периода. Радость, улыбка и веселый смех — главные «лекарства» и противовес всем отрицательным эмоциям.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ: на смену «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», что, однако, является инициативой мнимой – выходом из сложившегося положения. Она не направлена на улучшение общения со сверстниками. Если проявить терпение и такт, то в три года малыш способен выбрать повод для контакта. В коммуникабельности ребенка – успех исхода адаптационного процесса.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ снижается и угасает на фоне стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда он проснется, или в конце концов Вы все-таки «разбудите» его посредством положительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: почти все давно усвоенные и успешно используемые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может «растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаголы! В ответах на вопросы — «телеграфный стиль». Такая речь — итог тяжелой адаптации.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: заторможенность или неуправляемая гиперактивность. Не путайте активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка!

СОН: если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

АППЕТИТ у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. «Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.

Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша, извращает ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья, и — нет больше защитного панциря, защищающего от всех болезней.

От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. Цепочка «разлука – страх – стресс – срыв – адаптации – болезнь с осложнениями» повторяется в течение нескольких месяцев. Таких детей желательно не отдавать в три года в детский сад.

Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обстановке — в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ребенка кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Промежуточный вариант — средней тяжести течение периода различных адаптационных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации — больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений.

Чем спровоцирован стресс у ребенка в подобной ситуации? Не столько отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье), и особенно от матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться в новой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так.

Кроме того, второе полугодие третьего года жизни малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Родителям проще, чтобы все было как раньше. Отстаивая свою личность, психика малыша становится ранимее, чем прежде, а тут, дополнительно к нагрузке кризиса трех лет, — груз адаптации к детскому саду. Малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать Вам назло. Все то, что видите Вы — это издержки адаптации, ее «цена» и «плата» для ребенка. От Вас зависит, чтобы эта «плата» была минимальной и не пришлось лечить нанесенные ребенку травмы всю жизнь.

www.razvitiedetey.com










Проблема стресса и дезадаптации у детей

Стресс может быть не только у взрослых – это часть человеческой природы с самого раннего детства. Первый стресс человека – его рождение.

В жизни ребенка можно отметить особые периоды, когда к адаптационным системам организма предъявляются повышенные требования: начало посещения яслей, детского сада, школы, сдача экзаменов, неурядицы в семье, заболевание ребенка, пребывание в стационаре и др.

Слова «стресс» и «адаптация» прочно вошли в повседневный лексикон.

Под адаптацией понимается приспособительная деятельность организма, направленная на поддержание постоянства биохимического статуса организма, нормальной работоспособности, продолжительности жизни, репродуктивной функции в неадекватных условиях среды. Адаптация к стрессу у детей достаточно индивидуальна. Один ребенок может легко проноситься через дни учебы в школе, а для другого соперничество в школе может быть настолько пугающим, что у него начинаются боли в животе или головные боли и другие признаки стрессового состояния уже при упоминании о школе.

Проявления стресса у детей характеризуются значительным разнообразием. Некоторые дети могут вернуться к младенческому поведению: держать большой палец во рту или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. Другие проявляют стресс «трудным поведением», приступами раздражения, вспышками ярости, которые показывают, что дети теряют контроль над собой. Нередко дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них возникает судорожный тик: мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.

Причины и типичные проявления стресса у детей отличаются в различных возрастных группах. Например, у грудных детей и детей в возрасте до 2-х лет стресс проявляется как повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна. Причинами стресса являются, как правило, болезнь ребенка, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями. В любом возрасте снятию стресса лучше всего способствуют игры, в особенности в прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. И, конечно, депрессия или агрессия родителей самым негативным образом оказываются на детях, так что от родителей требуется больше внимания, им следует быть добрее, ласковее, заботливее.

В возрасте от 2-х до 5 лет стресс типично проявляется как поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое. Причинами стресса чаще всего являются необходимость разлучаться с близкими людьми (посещение яслей, детского сада, переезды, работа родителей), напряженная ситуация в семье.

В возрасте от 5 до 10 лет типичными проявлениями стресса у ребенка являются необъяснимые боли и расстройства (включая рвоту), повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, стереотипные нервные движения, низкая самооценка, нарушения сна и питания. Причинами стресса являются, как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Однако причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например, развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и другие социальные и семейные факторы.

Выделяют четыре стадии стресса у детей. На первой стадии ребенок испытывает прилив сил, повышение умственной и физической активности. На этом этапе стресс благотворен, он помогает мобилизовать силы для разрешения проблемы. Например, ребенок восторженно рассказывал о первых днях в школе, как сам просыпался, чтобы скорее бежать туда.

На второй стадии у ребенка отмечаются «активные» отрицательные эмоции. В этой стадии возможны раздражительность, гнев, даже агрессия. Эти эмоции позволяют ребенку «разрядиться». Родители могут припомнить случаи, когда малыш наотрез отказывался делать уроки или идти в школу, дерзил. На этой стадии организм ребенка продолжает активно сопротивляться действию стрессорного фактора и сохраняет работоспособность.

На третьей стадии наблюдаются «пассивные» отрицательные эмоции. На этой стадии ребенок перестает «выступать» и «покорно» расстраивает родителей тройками и двойками. Действие внешнего стресс-фактора продолжается, но адаптация организма к комплексу стрессовых факторов падает, наступает стадия истощения, или дистресса (от англ. Distress – горе, бедствие, расстройство).

На четвертой стадии стресс проявляется различными заболеваниями. Статистика свидетельствует: у половины учеников средней школы уже есть вполне определенные диагнозы, в старших классах страдающих различными заболеваниями – 95%. В детском возрасте последствия неконтролируемого стресса включают неврозы, хронические головные боли, гастриты, язвенные колиты, астму, нейродермит, непроизвольное мочеиспускание, заикание. Порочный круг замыкается: ведь болезни еще более ослабляют организм и способствуют утяжелению стресс-реакции.

У детей могут наблюдаться изменения в поведении:

Плохое настроение, раздраженность, апатия

Возврат привычек более раннего возраста: сосание пальца, энурез, сюсюканье

Неспособность сосредоточиться, рассеянность при приготовлении уроков

Отчужденность от семьи, друзей

Проблемы в общении с младшими братьями, сестрами

Отказ идти в детский сад или школу.

Повышение адаптационных резервов организма ребенка имеет большое значение для формирования устойчивости к стрессу. В частности, обеспеченность организма магнием способствует увеличению резервов адаптации при стрессе. И наоборот, дефицит магния снижает адаптацию к стрессу, причем возникающий стресс способствует существенным потерям магния организмом.

Коррекция дефицита магния включает не только фармакологическую, но и диетическую составляющую. Для подбора диеты, обогащенной магнием, следует учитывать не только его количественное содержание в продуктах питания, но и биодоступность. Так, свежие овощи, фрукты, зелень (петрушка, укроп, зеленый лук и т. д.), орехи нового урожая обладают максимальной концентрацией и активностью магния. При заготовке продуктов для хранения (сушка, вяление, консервирование, соление) концентрация магния снижается незначительно, но его биодоступность резко падает.

В противодействии негативным последствиям стресса у ребенка значительная роль принадлежит семье. Взрослым прежде всего настоятельно рекомендуется продемонстрировать свой метод здорового контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как обучение правильным примером: физическая активность, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание, режим сна – бодрствования, взаимопомощь и совместный труд в семье. Когда мы ведем хорошо сбалансированную жизнь, мы все способны легко переносить стресс. А когда родители справляются со стрессами таким образом, дети следуют их примеру.

Также необходимо спокойно и дружелюбно решать семейные проблемы, не создавать конфликтных ситуаций в семье, не допускать агрессивности по отношению друг к другу. С особенным терпением, вниманием, заботой нужно относиться к детям.

В отношении организованных детей (посещающих детские сады, ясли, школы): родителям необходимо быть в контакте с воспитателями и учителями. Сразу выяснять все проблемы, возникающие у ребенка в учреждении и помогать ребенку найти выход из сложившейся ситуации, разобраться в ней.

Роль рационального питания тоже весьма важна. Принимая во внимание повсеместное распространение низкой диетарной обеспеченности витаминами и микроэлементами, становится необходимым использование витаминно-минеральных комплексов. В педиатрии широко используется витаминизация физиологическими дозами витаминов. Однако компенсация дефицита магния, особенно необходимая в критические периоды жизни ребенка, часто упускается из виду.

При необходимости нужно обратиться к участковому врачу педиатру, который может порекомендовать соответствующие витаминно-минеральные комплексы; к врачу психотерапевту (ведет прием в ДПО № 48, запись в «Справочном»).

p56frunz.ru