Стресс в экстремальной ситуации

Стресс в экстремальной ситуации

Стресс — эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. уход за больными в домашних условиях Инсульт в Москве

Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Независимо от разновидности стрессоров, психологи изучают те последствия, которые они вызывают на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. За редкими исключениями, последствия эти отрицательные. Происходят эмоциональные сдвиги, деформируется мотивационная сфера, изменяется ход процессов восприятия и мышления, нарушается двигательное и речевое поведение. Особенно сильное дезорганизующее воздействие на человеческую деятельность производят эмоциональные стрессы, достигшие степени аффекта в той или иной его форме (импульсивной, тормозной или генерализующей). Сила аффекта такова, что они способны тормозить любые другие психические процессы. Более того, аффекты навязывают человеку определенные стереотипные способы «аварийного выхода» из экстремальной ситуации, соответствующие форме проявления аффекта.

Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Фрустация может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения.

Механизм фрустрации достаточно прост: сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение «разряжается» в ту или иную наиболее уязвимую систему. Выделяют положительные и отрицательные реакции на фрустрацию. Положительные реакции представляют конструктивные разрешения, преодоление препятствия, мешающего достижению стимула. Эффект достигается путем усиления стремления, направленного на разрешение проблемы. Очевидно, многие научные открытия, успехи в развитии техники, культуры были стимулированы фрустрирующими событиями в жизни людей.

Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации
Обычно когда говорят «система», под этим подразумевают всего только «нечто более организованное, чем, если бы не было системы». Для физиологов, биологов система появляется там, где у этой организации имеются какие-то приспособительные, по .

Манипуляция в средствах массовой коммуникации.
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последователь .

Влияние тревожности на учебную деятельность.
Тревожность влияет на успешность деятельности детей. Как установлено, тревожность способствует деятельности в достаточно простых для индивида ситуациях и мешает – в сложных, при этом существенное значение имеет исходный уровень тревожност .

www.psychogood.ru

Фрустрация и стресс в экстремальных ситуациях

Камчатский государственный технический университет

Кафедра истории и философии

Контрольная работа по дисциплине

«Психология экстремальных ситуаций»

Тема: «Фрустрация и стресс в экстремальных ситуациях»

2. Особенности поведения в экстремальной ситуации

3. Поведение в состоянии стресса

В сложных видах деятельности могут возникать напряженные ситуации-обстоятельства, порождающие значительные трудности и в то же время требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий. Эффективность действий личности, коллектива, руководителя в напряженной ситуации в значительной степени определяется высоким уровнем их готовности к ним. Динамичность напряженных ситуаций, нередко крайне жесткие требования к своевременности и адекватности действий обусловливают необходимость заблаговременной психологической подготовки специалистов к выполнению внезапно возникающих усложненных задач профессиональной деятельности.

Тема данного реферата является актуальной, так как в настоящее время назрела необходимость в обобщении результатов многих психологических исследований поведения и деятельности человека в экстремальных условиях. Актуальным является анализ содержания и структуры готовности к действиям в напряженных ситуациях. Такая готовность — существенная предпосылка целенаправленности, устойчивости регуляции и эффективности деятельности в крайне усложненной обстановке, а, следовательно, и фактор предупреждения аварий, катастроф.

Важно изучить также процесс формирования и поддержания, готовности личности, коллектива к напряженным ситуациям, обосновать пути и способы их преодоления, выхода из таких ситуаций.

1. Понятие об экстремальной ситуации

Одна из удачных попыток построения полной классификации ситуаций была предпринята А.М. Столяренко. Он разделяет ситуации на нормальные, параэкстремальные, экстремальные и гиперэкстремальные (в зависимости от требуемой активности и от позитивности достигаемого результата). По мнению А.М. Столяренко, к нормальным (обыденным) относятся те ситуации, которые не создают трудностей и каких-либо опасностей для человека, а требуют от него обычной активности. Они, как правило, заканчиваются позитивно. Параэкстремальные ситуации вызывают сильное внутренне напряжение, они способны приводить личность к неудачам.

Экстремальные ситуации отличаются возникновением у человека предельного напряжения и перенапряжения. Они ставят перед личностью большие объективные и психологические задачи. В случае их возникновения резко снижается вероятность успеха и возрастает риск отрицательных последствий.

Гиперэкстремальные ситуации предъявляют к человеку требования, превышающие его способности. Они приводят к значительному нарастанию внутреннего напряжения, нарушениям обычного поведения и деятельности. Такие ситуации имеют опасные для жизни человека последствия. В зависимости от особенностей и результатов личностно-обстановочного взаимодействия, экстремальные ситуации делятся им на объективные, потенциальные, лично спровоцированные (виктимные) и воображаемые (фантазийные, мнимые, иллюзорные).

Экстремальная ситуация, как многомерное явление, представляет собой временное стечение негативных обстоятельств, выражающихся в особых, неблагоприятных условиях для деятельности человека.

Экстремальная ситуация — это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности, коллектива особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т. д.

Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной действительности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация, воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное — это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное — состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах.

Особенности напряженных ситуаций определяются соотношением, связью объективного и субъективного. Напряженная ситуация является сложной и трудной, экстремальной. Вот почему, давая определение понятия «напряженная ситуация», необходимо указать на такие ситуации, как аварийная, критическая, стрессовая, трудная, рискованная. Общее, что характеризует напряженные ситуации,— это возникновение достаточно сложной для субъекта или групп людей задачи, «трудного» психического их состояния.

В деятельности людей часто возникают напряженные ситуации. Важно, чтобы человек нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки труда и возникновение больших психических нагрузок.

Феноменология экстремальной ситуации детально изучена. Исследователи единодушно отмечают: вне зависимости от длительности экстремального события, его последствия разрушительны для личности. При этом клиническая картина не носит строго индивидуального характера, а сводится к небольшому числу довольно типичных проявлений, весьма напоминающих начальные симптомы соматических, а подчас и психических заболеваний.

Среди таких последствий называются: узкое, «канализированное» внимание, аффективные реакции (от глубокой депрессии до ярких проявлений гнева и агрессии), нарушение саморегуляции, возрастная регрессия, диссоциация, деформация образа мира личности, а также отсроченное во времени отчуждение человека от себя, других и мира в целом.

2. Особенности поведения в экстремальных ситуациях

Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психофизиологические возможности людей — величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.

Исследуя зависимости поведения в экстремальных ситуациях от свойств личности, Л. Д. Битехтина пришла к выводу, что толерантность к стрессу имеет широкие индивидуальные различия, которые не позволяют четко определить пределы максимально возможных напряжений, общих для всех. Отсюда становится понятным, почему важно определить, от каких факторов зависит эффективность поведения человека в усложненных условиях. В настоящее время вывести интегральную форму поведения человека в напряженной ситуации почти не представляется возможным. Тем не менее появляется все больше данных, что психологические факторы — индивидуальные качества, способности человека, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент — в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии. Анализ трудных ситуаций и многообразие форм реакций специалистов на эти ситуации показывают исключительно сложную природу явлений, объединяемых понятием «помехоустойчивость».

В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека

Стресс — эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль — вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

4. Поведение в состоянии фрустрации

В другой ситуации фрустрация способна направить энергию индивидуума по иному, но также конструктивному каналу активности. Отрицательные реакции фрустрации могут вызвать также разные формы неконструктивного поведения. К ним относятся агрессия, регрессия, фиксация, отказ, негативизм, репрессия.

Можно ли жить без стресса?

Нет, без стресса жить невозможно и даже вредно. Значительно труднее попытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессоры бывают разными: стрессор — друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор — от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор — враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт. В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.

1. М. Мескон, М. Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: пер. с англ. — М.: «Дело ЛТД», 1994.-702с.

2. Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. — Спб, ТОО «Лейла», 1994-384 с.

3. Бодров В.А. Информационный стресс. — М., 2000. — 352с.

4. Коган Б. М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 1980 № 10.

manme.ru

Как справиться со стрессом в экстремальной ситуации? rss

На то, как конкретный человек будет переживать экстремальную ситуацию, влияют его личностные характеристики, социально-психологические особенности, масштаб ЧС и глубина ее восприятия. Эмоциональными реакциями на случившееся могут быть раздражение, страх, злость, гнев, оцепенение, апатия.

Старший психолог-инспектор Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл Татьяна Исаева рассказала, как справиться с подобными реакциями.

Если вы испытываете волнение, тревогу или страх, следует воспользоваться дыхательной гимнастикой: дышать нужно неглубоко и медленно – вдыхать через рот, а выдыхать через нос. Сделайте несколько дыхательных циклов. Это поможет немного успокоиться. Или: сделайте глубокий вдох, на 1-2 секунды, выдохните. Повторите упражнение 2 раза. Затем сделайте 2 нормальных (неглубоких) медленных вдоха-выдоха. Чередуйте глубокое и нормальное дыхание до тех пор, пока не почувствуете себя лучше.

Если возникла реакция плача, ни в коем случае не сдерживайте себя, дайте волю слезам. Такая реакция поможет переработать свои чувства, негативные эмоции. Поделитесь своими переживаниями с близкими людьми, которым вы можете доверять. Не нужно сразу стараться успокоиться, «взять себя в руки». Если чувствуете, что слезы не приносят облегчения и нужно успокаиваться – выпейте стакан воды или медленно, но не глубоко, а нормально дышите, концентрируясь на выдохе.

Иногда реакцией на сильный внезапный стресс становятся гнев и агрессия. В таких случаях необходимо «выпустить пар»: выговориться, покричать, потопать ногами и т.д. Расскажите о своей беде другому человеку. Скажите себе: «Я справлюсь»! «Главное, что я выжил»! Займитесь какой-то работой, помогите тем, кто нуждается в помощи. Если нет под рукой работы, можно просто пройтись по улице.

Как показывает практика, реакцией на пережитое горе может стать истерика — состояние, когда человек плохо понимает, что происходит с ним и вокруг него, и не может помочь самому себе, поскольку находится в крайне взвинченном эмоциональном состоянии. Если у вас возникает мысль, что следует прекратить истерику, это уже первый шаг на пути к ее прекращению. В это время следует уйти от «зрителей», свидетелей происходящего, остаться одному, умыться ледяной водой и сделать дыхательные упражнения: вдох, задержать дыхание на 1-2 секунды, затем медленно выдохнуть через нос, снова задержать дыхание на 1-2 секунды, медленно вдохнуть и т.д. – пока не удастся успокоиться.

Защитой психики человека в момент крайнего внутреннего напряжения может стать апатия. Если вы чувствуете упадок сил, если вам трудно собраться и начать что-то делать, и вы осознаете, что не способны испытывать эмоции, дайте себе возможность отдохнуть. Снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться. Не злоупотребляйте напитками, содержащими кофеин (кофе, крепкий чай), это может только усугубить ваше состояние. Поместите в тепло ноги, следите за тем, чтобы тело не было напряжено. Отдохните столько, сколько потребуется.

Если же ситуация требует от вас действий, дайте себе короткий отдых, хотя бы на 15-20 минут. Помассируйте мочки ушей и пальцы рук — эта процедура поможет вам немного взбодриться. Выпейте чашку некрепкого сладкого чая, после этого приступайте к выполнению тех дел, которые необходимо сделать. Выполняйте работу в среднем темпе, старайтесь сохранять силы. Постарайтесь при первой же возможности дать себе полноценный отдых.

Существует ошибочное мнение, что в стрессовой ситуации успокаивает и помогает прийти в себя алкоголь. На самом деле употребление алкогольных напитков лишь усугубляет ситуацию.

Пресс-служба Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл.

12.mchs.gov.ru

Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

Вам следует проявлять хладнокровие и знать, что действия человека в состоянии сильного стресса могут казаться ненормальными, но это лишь его реакция на экстремальную ситуацию.

Мой коллега сутки был захвачен в заложники в Донецке, когда работал там от миссии международного Красного Креста. К счастью, он вернулся целым и невредимым. То, что он рассказывал, выходит за рамки обыденного опыта – унижения, допросы, ночь на коленях. У него хватило внутренних сил – душевных и физических — справиться с этой экстремальной ситуацией. Но реакции на стресс у людей встречаются разные, поэтому лучше быть готовым к ним.

Если вы хотите помочь человеку, который нуждается в помощи, следуйте следующим правилам:

  • Убедитесь в своей готовности оказать психологическую помощь. Если вы сами находитесь в нестабильном эмоциональном состоянии (страшно, неприятно, стыдно и т.п.) найдите кого-то, кто сможет оказать поддержку. Основной принцип — «не навреди». Находясь рядом с человеком в состоянии сильного стресса, следует проявлять хладнокровие и знать, что его действия могут казаться ненормальными, неадекватными, но это лишь его способ реакции на экстремальную ситуацию.
  • Убедитесь в своей безопасности. Человек в состоянии аффекта может не осознавать то, что он делает, и быть потенциально опасным. Он может наброситься на вас с кулаками, криками, потянуть за собой в опасную зону.
  • Уточните потребность в медицинской помощи у пострадавшего. Если потребность есть, сообщите, что помощь уже едет, необходимо экономить силы и не предпринимать самостоятельных действий.
  • Помощь при страхе и тревоге

  • Не оставляйте человека одного. Страх и тревога тяжело переносится в одиночестве.
  • Поговорите о тревоге и страхе. Возможно, во время рассказа о своих чувствах человек самостоятельно осознает иррациональность своих страхов и тревоги. С ребенком можно порисовать, полепить, поиграть – все, что подходит для проявления чувств.
  • Постарайтесь занять его делом (физический труд, домашние хлопоты).
  • Помощь при плаче

    Слезы — это способ выплеснуть свои чувства, поэтому нужно оказывать поддержку (вполне уместно без слов). Взять за руку, приобнять, погладить по голове, спине. Ваши действия должны помогать человеку в горе полно и эмоционально отреагировать на ситуацию.

    Помощь при истерике

    Истерика — непродуктивное эмоциональное состояние, приводящее к истощению – физическому и психологическому.

    • Удалите «зрителей». Создайте спокойную обстановку — выключите источники шума.
    • Совершите действие, которое может сильно удивить (пощечина, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).
    • Если так поступить нельзя, окажите поддержку, как описано выше при плаче. Не вступайте в беседу и в спор. Молчаливая поддержка.

      После того, как истерика прошла – предложите воды, дайте умыться. Создайте условия для отдыха, так как истерика выматывает.

      Помощь при нервной дрожи

      Нужно усилить дрожь. Возьмите человека за плечи и сильно, резко потрясите его в течение 10-15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.

      После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

    • Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе.
    • Укрывать его чем-то теплым.
    • Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

    Помощь при гневе, злости, агрессии

  • Сведите к минимуму количество окружающих.
  • Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или избить подушку).
  • Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
  • Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. В противном случае агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!». Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».
  • Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями, но только в том случае, если это уместно.
  • Агрессия может быть погашена страхом наказания, если:
  • — у того, кто ведет себя агрессивно, нет цели получить выгоду от агрессивного поведения (например, отомстить);

    — наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

    Берегите себя и своих близких и не теряйте силы духа в экстремальных ситуациях!

    ru.tsn.ua

    Стресс в экстремальных условиях деятельности

    Стресснеспецифический ответ организма на любое предъявленное ему раздражение, превышающее определенный порог (Г. Селье). В общем случае стрессэто психическое и физиологическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. С физиологической точки зрения, краткосрочный стресс – не «болезненное» состояние, а процесс, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями, адаптируется к изменяющимся условиям окружающей действительности. Пагубное влияние на психологическое и физическое здоровье человека стресс оказывает в ситуациях, когда он слишком силен или действует слишком долго. Общий адаптационный синдром является физиологическим ответом организма на стрессовое воздействие и свойственен в равной степени как животным, так и человеку.

    Когда люди говорят, что испытывают стресс, они обычно подразумевают, что находятся в состоянии нервного напряжения, утомлены, расстроены, сердятся или подавлены. В отличие от животных, реакция человека на стрессовое воздействие имеет сложную многоуровневую структуру, определяемую в том числе и психологической составляющей. Характер реакции человека на воздействие потенциального стрессора зависит от целого ряда причин и, прежде всего, от субъективной оценки человеком ситуации. Выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от человека, его опыта, ожиданий, личностных особенностей и т.д. Большое значение имеет оценка человеком угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация. Само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.

    Стресс– не только нормальное, но и необходимое условие жизни и деятельности человека. Он способствует активизации жизненных ресурсов, является защитной реакцией организма на изменяющиеся условия. Однако положительное значение стресса (эустресс) сказывается лишь до некоторого предела, после которого под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав возможности, не могут обеспечивать адекватное психическое отражение и регуляторную деятельность. Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие ослабляющую, деструктивную силу, обозначают как «дистресс» (неразрешенные конфликты, потеря близкого человека). Но и в этой ситуации стресс нельзя назвать вредным. Ведь именно стрессовая реакция дает человеку силы, которые он может использовать для преодоления трудной ситуации.

    Поскольку в настоящее время существует множество противоречивых формулировок понятия «стресс», следует еще раз подчеркнуть, что стресс – это не просто нервное напряжение. Неверно отождествлять стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. Доктор Дж. Мейсон, один из наиболее известных исследователей психологических и психопатологических аспектов биологического стресса, считает итогом воздействия всех стрессоров активацию «физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом».

    Для человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители являются самыми частыми стрессорами. Но стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям.

    Стресс-факторы, которые в конечном итоге вызывают стресс, изначально обрабатываются в мозге: информация от рецепторов поступает в неокортекс и одновременно в ретикулярную формацию, лимбическую систему и гипоталамус, где оценивается с позиций эмоционального состояния. В неокортексе два потока – «нейтральный» и «эмоционально окрашенный» – сходятся, на основании чего происходит оценка значимости информации для организма, и если раздражитель воспринимается как угроза, вызов или что-то крайне неприятное, то в ответ возникает сильное эмоциональное возбуждение, которое запускает дальнейшую цепь событий.

    Кроме физиологических стрессовых изменений, существуют сигналы эмоциональной сферы, связанные с изменением поведенческих реакций. У одного человека, например, стресс проявляется в нетерпеливости, другой как будто постоянно куда-то спешит (быстро говорит, быстро ходит). У третьего ухудшается память. У четвертого мысли постоянно перебегают с одного на другое – он никак не может сосредоточиться. Проявлением стресса является повышенная нервозность, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость, состояние душевной опустошенности, внезапная разъяренность.

    Психологический стресс можно определить как феномен осознавания, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Такое понимание психологического стресса первым ввел Р. Лазарус.

    Всякое событие, нарушающее привычное течение жизни, может быть причиной стресса. К психическим стрессорам относится все, что может нас взволновать: несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, обман, утрата, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям и многое другое. Не только избыток раздражителей, но и их нехватка может действовать как стрессор. К таким стрессорам можно отнести монотонность, скуку, одиночество, изоляцию.

    studopedia.org