Стресс в конфликтологии

Свежие статьи

Ирина Хакамада о книге, которую сегодня надо читать всем

Максим Ильяхов: «Задача текста не в том, чтобы как-то что-то написать, а в том, чтобы что-то до кого-то донести»

«Книга, прочитанная тысячами людей, — это тысячи разных книг»: 11 гениальных цитат Андрея Тарковского

«Отсутствие конфликтов — признак нездоровья»: известный конфликтолог о секретах современной конфликтологии

  • Бизнес
  • Школа

14.06.2018 39

«Отсутствие конфликтов — признак нездоровья. Если все друг друга любят, значит, что-то не в порядке», — считает известный конфликтолог, автор книги «Лидерство через конфликт» Марк Герзон.

Конфликт — это самый острый способ решения значимых противоречий. Конфликтуя, мы открыто или, наоборот, незаметно для окружающих противодействуем оппоненту и испытываем при этом негативные эмоции. Марк Герзон в своей книге выделяет два вида конфликтов:

— «горячий». Когда люди открыто выражают свои негативные эмоции: кричат, ругаются, спорят.

— «холодный». При таком варианте негативные эмоции подавляются, и мы наблюдаем напряженное молчание, скрытый стресс. Некоторые конфликтологи называют это состояние предконфликтным. В компаниях оно преобладает — люди боятся открыто проявлять негативные эмоции, иначе могут потерять работу. А неопытные руководители принимают это за отсутствие конфликтов, и, как результат, ничего не предпринимают.

Марк Герзон предостерегает — любой непроработанный конфликт приводит к разрушительным последствиям. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его. В книге «Лидерство через конфликт» конфликтолог делится своим рецептом:

«Я пользуюсь кулинарной метафорой и пытаюсь приготовить из конфликтов борщ. Предположим, сотрудники кричат на коллег, прямо грозятся разукрасить друг другу физиономии. «Стоя у плиты», я понимаю, что нужно переключить пару тумблеров, отрегулировать температуру, чтобы остудить пыл. Если конфликт «холодный», на замерзшей конфорке обед не приготовишь. Нужно поднять температуру, выявить подспудные дрязги и стрессы. То есть спровоцировать недовольных на изложение их обид и замечаний. Вы должны постоянно наблюдать за своей организацией, проверять, не слишком ли холодно в ней, не слишком ли жарко».

Итак, чтобы было не слишком холодно или не слишком жарко, надо грамотно и своевременно выявлять противоречия и разрешать их. По-другому никак — пока есть противоречие, конфликт никуда не денется. Периодически борьба может затухать, но это всего лишь передышка перед бурей — конфликт обязательно опять обострится. Надо отметить, что выявлять противоречия — это целое искусство, ведь чаще всего они не лежат на поверхности, а порой вообще бывают воображаемыми. Это высшее мастерство руководителя, которое и в повседневной жизни приносит огромную пользу.

Теперь совсем коротко об основных стратегиях, с помощью которых мы разрешаем конфликты. Конфликтологи выделяют пять. Перечислю их.

1. Соперничество. Одна сторона навязывает другой стороне предпочтительное для себя решение.

2. Сотрудничество. Стороны ищут взаимовыгодное решение.

3. Компромисс. Стороны уступают друг другу в чем-то важном и принципиальном для себя.

4. Приспособление. Одна из сторон понижает свои стремления и принимает позицию оппонента.

5. Избегание. Участник конфликта ничего не делает для его разрешения.

Чаще всего в конфликте используют сразу несколько стратегий, но доминирует, как правило, одна из них. Самая распространенная и самая неэффективная — соперничество (90%), а самая редкая, но при этом самая оптимальная практически во всех случаях — сотрудничество (2 — 3%). Иногда может быть эффективен и компромисс, но в долгосрочной перспективе он проигрывает сотрудничеству. Приспособление оправдано только в одной ситуации — когда оппонент действительно прав.

И в завершение несколько слов о том, с чего мы начали, — о пользе конфликтов. Андрей Козлов, магистр интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?», говорит, что «команда, в которой все участники друг другу приятны, нежизнеспособна. Должна быть в коллективе своя «Баба-Яга». Если ее нет, то ее надо вырастить. Иначе все заснут. Лучше, чтоб «Баба-Яга» была еще и продуктивным сотрудником. Ищите «Бабу-Ягу», иначе проиграете».

Интересно по этому поводу высказалась нейролингвист Татьяна Черниговская:

«В некоторых фирмах, которые могут себе это позволить (я знаю, что в Японии такие есть), на работу нанимают чумового человека, абсолютного хиппи по поведению. Он всем мешает, ненавидит всех, получает деньги ни за что, приходит не в костюме, как положено, а в каких-то драных джинсах. Он садится, где не надо, все опрокидывает, он курит, где никому не разрешено, а ему разрешено, вызывает мощнейшую негативную реакцию. А потом внезапно говорит: «Знаете, это надо сюда, а это сюда, а это сюда». Результат — прибыль 5 миллиардов».

books-for-you.ru

конфликтолог

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «конфликтолог» в других словарях:

конфликтолог — м. Специалист в области конфликтологии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

конфликтолог — конфликт олог, а … Русский орфографический словарь

конфликтолог — конфликто/лог, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.

конфликтолог — а; м. Специалист по конфликтологии … Словарь многих выражений

конфликтолог-стресс-менеджер — конфликто/лог стресс ме/неджер, конфликто/лога стресс ме/неджера … Слитно. Раздельно. Через дефис.

конфликтологический — конфликтолог ический … Русский орфографический словарь

Юнусов, Ариф Сейфуллаевич — Ариф Сейфуллаевич Юнусов азерб. Arif Yunus Род деятельности: конфликтолог Ариф Сейфуллаевич Юнусов (азерб. Arif Yunus) руководитель Департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократи … Википедия

ИНДИКАТОР ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЯ — (критерия) – раздражитель, непосредственно воздействующий на органы чувств человека и содержащий информацию о степени выраженности показателя (критерия). Человек воспринимает окружающий мир в основном посредством пяти органов чувств: зрения,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

МОДЕЛЬ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ – — представляемый образ того состояния взаимодействия конфликтующих сторон, к которому его необходимо привести в будущем. Еще Сенека говорил: «Для того, кто не знает, в какую гавань он плывет, нет попутного ветра». Конфликтолог должен достаточно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Отражение — – 1. в философии – фундаментальное качество материи, свойство материальных объектов оказывать обратное воздействие на влияние извне. Согласно теории отражения В.И. Ленина, отражение является элементарным прообразом сознания; 2. бытовое значение – … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

dic.academic.ru

Конфликтологическая компетентность курсантов как фактор противостояния стрессам

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования конфликтологической компетентности, стрессоустойчивости личности. Дается анализ профессионально значимых компонентов конфликтологической компетентности курсантов как фактора конструктивного общения в стрессовых и конфликтных ситуациях.

ABSTRACT

The article deals with theoretical and practical aspects of conflicting competence formation, stress resistance of the personality. The analysis of professionally significant components of cadets’ conflicting competence is presented as a factor of the constructive dialogue in stressful and conflict situations.

Любая ситуация деятельности и взаимодействия в социуме требует от личности владения социально-психологическими знаниями и умениями, в том числе по конструктивному общению в конфликтных ситуациях, управлению конфликтами. В ряде теоретических и прикладных исследований конфликтологическая компетентность определяется как компонент социально-психологической компетентности. Данный вид компетентности отождествляется с межличностной, коммуникативной компетентностью (М.Г. Дебольский, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, М.К. Кабардов и др.). Практические аспекты социально-психологической компетентности специалистов в области прикладной конфликтологии в учреждениях УИС рассматривались в научных исследованиях и разработках Л.С. Качкиной, Т.П. Даниличевой, Т.В. Копыловой, Л.В. Ковтуненко. Социально-психологическую компетентность, а, следовательно, и конфликтологическую компетентность (как ее значимый компонент) необходимо рассматривать применительно к структуре и содержанию профессиональной деятельности.

Петровская Л.А. выделяет следующие составляющие конфликтологической компетентности:

  • формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;
  • умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
  • умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
  • наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов [4, с. 18].
  • Овладение конфликтологической компетентностью включает знания о конфликте, владение стратегиями поведения в конфликте, способами работы с ним, технологиями перевода деструктивного конфликта в конструктивный. Психологи в большей степени склонны рассматривать конфликтологическую компетентность как часть коммуникативной компетентности и как неотъемлемую характеристику личности в конфликте.

    Конфликтологическая компетентность включает в себя владение такими личностными качествами, как конфликтоустойчивость, ассертивность, стрессоустойчивость.

    Как вид психологической устойчивости, конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты.

    Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодейст­вия, уровень и характер возбудимости психики, и ее влияние на успешность общения в трудной ситуации. Заключается в уме­нии управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем.

    Волевой компонент конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соот­ветствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному кон­тролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулиро­вать эмоциональное напряжение личности в конфликтной ситуа­ции. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к противоположному мнению, самообладание и самоконтроль.

    Познавательный компонент— это устойчивость познавательных процессов личности, невосприимчи­вость к провокационным действиям оппонента. Он включает: умение определить начало предконфликтной ситуации, анализ причин возникновения конфликта, умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппо­нента, прогнозирование развития конфликта и возможные послед­ствия.

    Мотивационный компонент— состояние внутренних побу­дительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия.

    Психомоторный компонент обеспечивает правильность и четкость действий в соответствии с ситуацией. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, не допускать тремора рук, дрожания голоса, нарушения координаций и скованности движений. [1, с. 30]

    В рамках изучения дисциплины «Психология конфликта» с курсантами была проведена входная диагностика конфликтологической компетентности, которая включала самооценку знаний, умений и способностей в этом направлении. Была использована методика В.А. Андреева «Самооценка компетентности и готовности к ведению спора, переговоров, разрешению конфликта».

    Как показали результаты диагностики, большинство курсантов оценивают свой уровень знаний как «средний» (69 %). В большей степени они выделяют наличие определенных знаний об особенностях типов и видов конфликтов (средний уровень — 51,2 %, ниже среднего и низкий – 41,4%), приемах разрешения конфликта (средний уровень – 51,2 %), правилах ведения переговоров (средний уровень – 58,5 %). По параметру «знание о своих сильных и слабых качествах, проявляющихся в конфликте» выявлены более высокие показатели – 56 % курсантов оценивают их как «средние» или «выше среднего» (как правило, курсанты к 4 году обучения на факультете психологии могут давать адекватную оценку имеющихся у них знаний). В меньше степени отмечено наличие знаний в области истории развития конфликта.

    Самооценка конфликтологических умений в группе показала их сформированность на «среднем» уровне (66,6 %). Из практических умений курсанты чаще всего отмечают наличие умений «нейтрализовать действия лиц, которые разжигают конфликт» (53,6 % — на «среднем» уровне), «вести переговоры по разрешению конфликта, даже если противоположная сторона уходит от переговоров» (56 % — на «среднем» уровне). Умения идти на разумные компромиссы, «предвидеть и прогнозировать развитие событий, связанных с конфликтом» в группе оцениваются более высоко (39 % — «высокий» уровень).

    Анализ самооценок уровня способностей курсантов показал, что в большей степени курсанты отмечают: наличие способностей «проявлять принципиальность и гибкость в разрешении конфликта» (51,2 % — средний уровень, 26,8 % — высокий), «установить диалог и корректно вести споры, переговоры», «самокритично оценить ситуацию и прогнозировать развитие событий», «проявлять выдержку и высоконравственные качества даже в ситуации обострения конфликта» (53,6 % — средний уровень).

    В меньшей степени отмечается владение умениями «определить и диагностировать вид конфликта» (низкий уровень – 33,5 %, средний – 53,6%), использовать контрприемы против нечестных методов поведения в конфликте, устанавливать и поддерживать контакты с враждебно настроенными сторонами конфликта, мотивировать оппонентов конфликта в положительном его разрешении.

    Результаты диагностики позволили выделить приоритеты в формировании конфликтологической компетентности курсантов, как условие преодоления профессиональных стрессов, реализуемые в процессе освоения дисциплины «Психология конфликта».

    Преодоление конфликта связано с управлением эмоциями. Контроль над эмоциями сохраняет конструктивность взаимодействий с оппонентом, снижает уровень стресса. Способность быстро справиться с возникающим при стрессе напряжением – основное условие сохранения эмоциональных ресурсов. Особое внимание следует уделять обучению курсантов работе по управлению собственными эмоциями, приемам защиты от эмоционального заражения, оказанию помощи другому человеку, находящемуся в сильном эмоциональном возбуждении. В этой связи, рассматриваются возможности саморегуляции в эмоционально напряженных ситуациях взаимодействия.

    В процессе занятий изучаются особенности возникновения разрушающих переживаний в конфликте. Разрушающее переживание возникает как реакция на мысли и приводит к увеличению напряжения, дискомфорта, усиливающего стресс.

    Личностный потенциал в значительной степени связан с ресурсами когнитивной сферы, в частности позитивного мышления, которое формирует уверенное поведение в трудных ситуациях. Человек получает возможность рассматривать сложную или конфликтную ситуацию более рационально и оптимистично, мобилизуя резервные возможности психики. Следовательно, еще одним важным направлением обучения курсантов становится работа по изменению когнитивных установок. Достаточно часто в основе разрушительных эмоций лежат так называемые когнитивные ошибки в понимании воспринимаемой информации. В таких случаях истинный смысл воспринятого искажается, что приводит к развитию стресса. [3, с. 114]

    Профилактика стресса, повышение уровня конфликтологической компетентности курсантов связана с возможностью переработки иррациональных убеж­дений в конструктивные, рациональные мысли. Данный метод получил название «Рационально-эмоциональной терапии» (А. Эллис). В его основе лежит анализ шаблонов мышления, которые вызывают неконструктивные переживания. А. Эллис выделил основные иррациональные убеждения, приводящие к эмоциональным проблемам: фрустрации, потере смысла своей деятельности, преувеличение неудач. [2, с. 99]

    Важным направлением становится развитие коммуникативной компетентности курсантов в вопросах управления конфликтами. Одно из важных коммуникативных умений связано с процессом приема и передачи информации. Отработка данного умения связана с анализом отдельных сторон передаваемых сообщений, рационального и эмоционального компонента в их структуре. Отдельное внимание уделяется способам принятия конструктивной и неконструктивной критики, приемам противостояния манипулятивному воздействию в конфликтной ситуации. В целом, курсантами осваиваются коммуникативные умения и навыки, направленные на эмоциональную саморегуляцию, развитие навыков рационального мышления с целью всестороннего анализа и выбора технологий разрешения конфликта.

    1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Пи-тер, 2009 – 304 с. – с. 30.
    2. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг.– СПб: Питер, 2008 — 224 с.
    3. Крылова Т.А. Синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности: Монография. – Во-логда: Легия, 2011. – с. 114.
    4. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе ву-зовского образования. — Калининград: Изд-во КГУ, 2002. — 308 с. – с. 18.

    7universum.com

    Стресс в конфликтологии

    Словарь важнейших понятий и терминов

    АБСТРАКЦИЯ — мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними.

    АВТОРИТЕТ — общепризнанное значение, влияние; человек или группа, пользующиеся общим признанием.

    АГОНИЯ — состояние, предшествующее наступлению смерти.

    АГРЕССИЯ — повеление н конфликте, связанное с нанесением психологического или физического ущерба одним из участников другому. Может проявляться как в словесном оскорблении, гак и в физическом насилии.

    АДАПТАЦИЯ — приспособление строения и функций организма к условиям среды.

    АДЕПТ — ревностный приверженец какого-либо учения.

    АДМИНИСТРАЦИЯ — должностные лица, руководящий персонал какого-либо учреждения или предприятия.

    АНТАГОНИЗМ — непримиримое противоречие.

    АНТАГОНИСТ — сторона конфликта, основанного па антагонистическом, непримиримом противоречии.

    АЛЬТРУИЗМ — бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать для других своими личными интересами.

    АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — двойственность переживания, выражающаяся н том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства, например, симпатию и антипатию.

    АНТИПАТИЯ — чувство неприязни, недоброжелательности.

    АНТИСЕМИТИЗМ — форма национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.

    АПАТИЯ — состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением интересов,

    АРБИТР — третья сторона в конфликте, наделенная определенными функциями для его урегулирования оппонентами конфликта.

    АРБИТРАЖ — способ разрешения споров, состоящий в обращении к арбитру.

    АФФЕКТ — сильное и относительное кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта.

    АФФИЛИАЦИЯ — стремление человека быть и обществе других людей. Тенденция к аффилиации возрастает при вовлечении индивида в потенциально опасную стрессовую ситуацию. В известных пределах близость других приводит к снижению тревожности, смягчая последствия стресса.

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических процесс on и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. Бессознательное находит свое выражение в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях и других явлениях психической жизни человека.

    ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ — состояние внутренней структуры личности, выражающееся и противоборстве противоположно направленных мотивов, целей, интересов и желаний личности при невозможности их одновременною удовлетворения. Всякий внутри личностный конфликт сопровождается отрицательными переживаниями и эмоциями, а ни достаточно глубокой стадии его развития он можем принести к появлению невротической личности.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИИ — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношения и установки.

    ВЫТЕСНЕНИЕ — один из видов «психологической зашиты» от внутреннего конфликта, в результате которого приемлемые для индивида мысли и переживании «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного.

    ГРАНИЦЫ КОНФЛИКТА — рамки и пределы конфликт, касающиеся количества его участников, территории, на которой происходит конфликт, и его продолжительности.

    ГИПНОЗ — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.

    ГОМЕОСТАЗ (ИС) — подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие факторам.

    ГРУППА ДИФФУЗНАЯ — общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно – ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной объединить ее участников.

    ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ (неофициальная) — социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий или на основе прагматической пользы.

    ГРУППА ОФИЦИАЛЬНАЯ (формальная) — социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, нормативно закрепленную структуру, руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

    ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ — социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и опенки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

    ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (отклоняющееся повеление) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды девиантного поведения — преступность, аморальное поведение, пьянство, распущенность и пр.

    ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — изменение самосознания личности, для которого характерно ощущение потери своею «Я» и мучительное переживание этого.

    ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТА — исследование конфликта с целью описания его сущности, содержания, функций и других характеристик.

    ДИНАМИКА КОНФЛИКТА — развитие конфликта, включающее его основные периоды и этапы.

    ДИСТРЕСС — отрицательное влияние, оказываемое стрессом на деятельность индивида, вплоть до ее полной дезорганизации.

    ЗАБАСТОВКА — разновидность конфликта, представляющая коллективное прекращение (сокращение объема) работы или отказ от участия в каком-либо регламентированном виде деятельности, с целью добиться удовлетворения требований социального, экономического или политического характера.

    ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, вызванного внутриличностным конфликтом. Защита психологическая выражается в таких защитных механизмах, как: подавление, отрицание, сублимация, проекция, идентификация и других.

    ИДЕНТИФИКАЦИЯ — уподобление, отождествление с кем-либо или чем-либо. Процесс опознания того качества личности индивида (или социальной общности) на основании которого она может быть отнесена к какому-либо классу или типу, или же на основании которого личность (социальная общность) может быть признана целостной и идентичной самой себе.

    ИНЦИДЕНТ — начальный этап в динамике открытого конфликта, характеризующийся прямым противоборством сторон.

    КАТАРСИС — очищение, освобождение от аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющеюся причиной невротическою конфликта.

    КОЛЛИЗИЯ — столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов; расхождение между отдельными законами одного государства или противоречие законов, судебных решений различных государств.

    КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — психопатологический синдром, стойкая уверенность человека в собственной неполноценности как личности, ведущая к невротическим отклонениям и невротическому конфликту.

    КОНСЕНСУС — согласие, способ урегулирования конфликтов, ориентированный на совместное согласованное решение проблемы.

    КОНФЛИКТ — противоборство сторон взаимодействия, имеющих противоположно направленные мотивы, цели и интересы.

    КОНФЛИКТ ЛАТЕНТНЫЙ — скрытый, неявный конфликт, начальная стадия в развитии конфликта, характеризующаяся отсутствием открытых действий оппонентов.

    КОНФОРМНОСТЬ — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы.

    КОНФРОНТАЦИЯ — противоборство, противопоставление различных мнений, интересов, целей.

    КРИЗИС — резкое обострение остроты конфликта, после которого наступает качественное изменение ситуации.

    ЛИБИДО — одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию З. Фрейдом понятие либидо вначале использовалось как синоним сексуального влечения, в более поздних работах как синоним влечения к жизни (Эроса).

    ЛИДЕР — член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях в силу его личного авторитета или занимаемой должности.

    ЛОГОТЕРАПИЯ — теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом . Она исходит из того, что основной движущей силой в повелении личности и ее развитии является поиск человеком смысла жизни и его реализация. Отсутствие у человека смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к внутриличностному конфликту.

    МЕДИАТОР — посредник в конфликте.

    МЕДИАЦИЯ — посредничество в конфликте третьей, не участвующей в нем стороны.

    МЕЖГРУППОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ — установление различий между собственной и другой группами, которое может служить предтечей конфликта.

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ OI НОШЕНИЯ — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся и характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

    МОЗГОВАЯ АТАКА ( брейншторминг ) — свободное высказывание идей членами группы по какому-либо вопросу. Методика стимуляции творческой активности и продуктивности, которая предполагает, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением стереотипов, привычных форм принятия решений.

    МОТИВАЦИЯ — влечение или побуждении, вызывающие активность субъекта и определяющие се направленность.

    НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ — непроизвольные тягостные мысли, представления или побуждения к действию, воспринимаемые человеком как чуждые, эмоционально-неприятные, которые могут сопровождать внутриличностный конфликт.

    НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ — психическое состояние личности, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для нее развития событий.

    НАСИЛИЕ — любые формы принуждения в отношении индивида или группы: один из крайних способов разрешения конфликта.

    НЕВРОЗЫ — наиболее распространенные нервно-психические расстройства, в основе которых лежит невротический конфликт.

    НЕВРОТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ — непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.

    НЕГАТИВИЗМ — немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других людей.

    НЕНАВИСТЬ — стойкое отрицательное чувство индивида, направленное на объекты, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям и интересам.

    ОБЩЕНИЕ — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежат потребности в совместной деятельности и который включает в себя обмен информацией, взаимодействие и понимание другого человека.

    ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА — материальная, социальная, политическая или духовная ценность, по поводу которой возникает противоборство сторон, стремящихся к обладанию или пользованию ею.

    ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — дифференцированное и взаимноупорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ.

    ОТЧУЖДЕНИЕ — проявление таких отношений человека с миром. при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы осознаются как противоположные ему самому. Отчуждение выражается в соответствующих переживаниях субъекта – чувствах одиночества, обособленности, покинутости , враждебности и т.д.

    ПАРОКСИЗМ — острая форма переживания какой-либо эмоции (например, ярости, ужаса, отчаяния).

    ПЕРЕГОВОРЫ — способ разрешения (урегулирования) конфликтов, совместная деятельность противоборствующих сторон по нахождению взаимоприемлемого решения проблемы.

    ПОВЕЛЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ — форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или угрозой применения силы по отношению к другому человеку или социальной группе, которым субъект стремится причинить ущерб.

    ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ — ситуация индивидуального существования (личного бытия), в которой самосознание личности обостряется и она непроизвольно и глубже познает себя. Пограничные ситуации возникают перед лицом решающих или очень важных для жизни человека событий (например, смерти) и могут вызвать чрезмерное напряжение всех сил (стресс), могут послужить причиной невротического конфликта.

    ПОСРЕДНИК — третья сторона в конфликте, призванная обеспечить конструктивное обсуждение и разрешение конфликта, однако сам посредник не имеет полномочий принимать решение.

    ПОТРЕБНОСТЬ — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в каких-либо объектах, необходимых для его существования и развития. Потребность выступает источником активности субъекта.

    ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА — противоречие, лежащее в основе конфликта.

    ПРЕТЕНЗИЯ — притязание, заявление права на обладание чем-либо.

    ПРЕЛИМИНАРИИ — предварительные переговоры или соглашения, проченные решения.

    ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых развивается деятельность личности или группы.

    ПРОТЕКЦИОНИЗМ (социально-психологический аспект) — корыстное покровительство, оказываемое кому-либо лицом или группой лиц, обладающих властью. Протекционизм ведет к возникновению привилегированного круга лип, культивированию конформизма и угодливости, готовности подчиняться авторитарному давлению. Вследствие этот протекционизм негативно сказывается на психологическом климате группы, он несовместим с социальной справедливостью и может вызвать недовольство и конфликт.

    ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление или корреляцию нарушенных психических функций и состояний личности.

    ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием сильных внутриличностных напряжений, болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей среды регуляцию повеления и деятельности.

    ПСИХОДРАМА — вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей с целью более глубокою самопознания.

    ПСИХОЗ — глубокое расстройство психики, проявляющееся в нарушении отражении реального мира, изменении поведения и отношения к окружающим.

    ПСИХОПАТИЯ — патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

    РАНГ ОППОНЕНТА — потенциал, уровень возможностей по утверждению своих интересов и целей в конфликте.

    РЕВОЛЮЦИЯ — коренной переворот в социально-политическом устройстве общества. Коренной вопрос всякой революции — вопрос о государственной власти.

    РЕЛАКСАЦИЯ — состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.

    РОЛЬ — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения человека в зависимости от его статуса в обществе или в группе.

    САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — стремление личности к возможно более полному развитию своих личных возможностей.

    САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения личности.

    СОВЕСТЬ — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и производить самооценку совершаемых поступков.

    СОПЕРНИЧЕСТВО — стратегия поведения оппонента в конфликте. характеризующаяся ориентацией на свои собственные интересы.

    СОТРУДНИЧЕСТВО — стратегия поведения оппонента в конфликте, характеризующаяся ориентацией на совместный поиск решений.

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения индивидом социального опыта в различных его формах, осуществляемый в общении и деятельности.

    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

    СТАТУС — положение субъекта в обществе или группе, определяющее его права и обязанности.

    СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта — группы, человека, события.

    СТРЕСС — состояние человека, возникающее в ответ па разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее воздействие, так и отрицательное влияние на деятельность ( дистресс ), вплоть до полной се дезорганизации.

    СТЫД — эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков принятым в данном обществе и разделяемым им самим требованиям морали. Стыд переживается как неудовлетворенность собой, осуждение или обвинение себя.

    СУБЛИМАЦИЯ — один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации внутри личности ого конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем сублимации является переключение энергии либидо на процесс творчества, а также шутки, проявления остроумия и прочие действия, вызывающие разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.

    СУИЦИД — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

    ТЕРРОР — политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами.

    ТОЛЕРАНТНОСТЬ — 1) терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям; 2) отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор.

    ТОТАЛИТАРИЗМ — система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, всех сфер его жизни власти господствующей элиты, организованной и целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером.

    ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ — третья сторона в конфликте, решения которой являются обязательными для оппонентов.

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — 1) уровень трудности, достижение которого является идеальной целью будущих действий личности; 2) желаемый уровень самооценки личности.

    ФОБИИ — неадекватные переживания страхов, охватывающих человека в определенной обстановке. Фобии встречаются в рамках невротического конфликта.

    ФРУСТРАЦИЯ — переживание неудачи, блокирование целенаправленного поведения.

    ЦЕЛЬ — осознанный образ предполагаемого результата, на достижение которого направлено действие личности.

    ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — идеологические, политические, моральные и другие основания для оценки человеком окружающей действительности.

    ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТА — процесс постепенного развития конфликта от простых к более сложным формам.

    ЭЙФОРИЯ — повышенное радостное настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.

    ЭМПАТИЯ — сочувствие, сопереживание чувствам другого человека.

    ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТА — нарастание остроты и размаха конфликтных действий, обусловленное обострением противоречий между оппонентами.

    ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ — форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку.

    www.novsu.ru