Стресс в межличностном общении

Влияние стресса на сферу общения людей

Общие подходы к рассмотрению проблемы. Как отмечает Л.А. Китаев-Смык, индивидуальное сознание и телесная обособленность человека могут создавать у него иллюзорное представление о своей полной социальной обособленности и независимости.

Комбинация индивидуальных различий людей – один из факторов, обеспечивающих сохранение и развитие их жизнедеятельности.

Напряжение душевных сил людей, неизбежное при мобилизации их индивидуально-различных способностей, в процессе взаимодействия может требовать как положительных, так и отрицательных эмоциональных переживаний. Не случайно эмоции общения рассматриваются как ведущий фактор эмоционального стресса.

Первые фундаментальные исследования социально-психологического синдрома стресса были проведены на Западе в середине ХХ в. Стимулом к проведению данного исследования стал рост преступности и числа суицидальных проявлений.

Основную причину возникновения стресса западные ученые видят в том, что стремясь к удовлетворению своих биологических и социальных потребностей, человек сталкивается со значительными социокультурными изменениями, препятствующими удовлетворению этих потребностей. В результате возникают отрицательные эмоции, спровоцированные этим социальным дисбалансом.

В последние годы исследования в области социально-психологического влияния стресса осуществляются и в нашей стране. Так, Ю.В. Татура относит область человеческих взаимоотношений к главному фактору стресса. Ученый отмечает, что в своей жизни и деятельности человек постоянно встречается как с людьми, которые вызывают у него положительные эмоции, так и с людьми, вызывающими эмоции отрицательной модальности. Очень часто в силу индивидуальных личностных особенностей человек негативно относится к людям более успешным. Успех окружающих может вызвать целый спектр негативных эмоций и переживаний, которые могут спровоцировать стресс. Вместе с тем, ученый отмечает и тот факт, что сознание может провоцировать не только стресс, как реакцию на негативное общение, взаимодействие с окружающими, но и может приводить к позитивному изменению взаимоотношений.

Структура изменения общения в ситуации стресса. Как отмечалось выше, стрессовые ситуации и состояния могут кардинально изменить характер общения, взаимодействия людей между собой. Как показывают результаты исследований (В.А. Бодров, В.А. Китаев-Смык, М.А. Новиков и др.), при этом может проявляться многообразие форм человеческого общения. Отличительной чертой общения при стрессе, по мнению ученых, является эмоциональность, которая может резко усиливать или, напротив, подавлять активность взаимодействия людей; делать его приятным, желательным или, напротив, мучительным и невыносимым. Стресс может побуждать в людях как гуманное отношение друг к другу, так и бесчеловечность, цинизм и т.д.

Изменения общения при стрессе проистекают из сложнейшей интеграции влияния стрессогенных факторов и различных психических функций, таких как мышление, воля, эмоции. Эти изменения обусловливаются индивидуальными, личностными особенностями общающихся людей, а также социокультурными, национальными, этическими нормами, принятыми в обществе, к которому принадлежат общающиеся люди. При этом очень важным является то, что именно стресс рассматривается учеными как фактор испытания этих норм, испытания того, насколько эти нормы прочны и устойчивы, включены ли они в структуру личностных особенностей человека.

Действие этих норм в ситуации стресса, их организующее влияние на процесс общения будет более эффективным, если они выработаны с учетом не только «нормальных», но и экстремальных условий общения людей.

Несмотря на общую зависимость характера общения в ситуации стресса от социокультурных, национально-этнических и прочих факторов, которые были названы выше, в своих исследованиях В.А. Китаев-Смык и М.А. Новиков выделяют ряд закономерностей, в значительной мере общих для многих людей и для разных стрессогенных ситуаций. Установлено, что развитие общения обусловлено взаимодействием факторов внешней среды (физических, социальных) и внутренней среды индивида (психологических, физиологических, биологических). Многообразие факторов, влияющих на общение, как отмечают ученые, придает каждому конкретному случаю общения неповторимые черты. Ситуация стресса придает общению адаптационную направленность, одновременно являясь катализатором, ускоряющим развитие взаимоотношений общающихся людей.

М.А. Новиковым и его коллегами было проведено исследование, направленное на изучение влияния стресса (изучалась ситуация длительной изоляции группы людей) на характер общения. Результатом данного исследования явилось выделение стадий развития общения.

Первая стадия – ознакомление (первые 2-3 дня взаимодействия). Ярко выражена и характеризуется активизацией внимания членов группы друг к другу, а также повышенной корректностью обращения.

Вторая стадия – стадия дискуссий. Продолжительность данной стадии от нескольких дней до 2-3-х недель. Члены группы активно общаются друг с другом на разные темы, выясняют взаимные взгляды на разные проблемы, вопросы. Общение на данной стадии носит не только активный, но и, как правило, положительно направленный характер. Как считает М.А. Новиков, общительность здесь определяется:

1) характером предварительного знакомства;

2) личностными факторами;

3) опытом взаимодействия.

Вместе с тем, на этом этапе общения уже зарождаются коалиции, определяются (распределяются) функциональные обязанности и ролевые ориентации.

Третья стадия – стадия ролевых ориентаций. На этой стадии уже возникают довольно-таки устойчивые подгруппы, состоящие из 2-4-х человек в каждой. Каждая подгруппа имеет свой центр притяжения в лице лидера. Со временем эти коалиции могут распадаться, видоизменяться и т.д. В этих условиях легко возникают конфликты, вызванные неэффективностью взаимодействия, различиями оценки собственного вклада в общую деятельность и вклада других, недовольство членов группы и т.д. Иногда может наблюдаться устойчивое стремление некоторых членов группы к уединению (это типично для ситуаций устойчивого, затяжного конфликта). Взаимодействие на этой стадии приобретает характер «кооперации» или «конкуренции».

Свой подход к проблеме развития общения в ситуации стресса (ученый его называет «субсиндром стресса») предлагает В.А. Китаев-Смык.

Первой стадией стрессогенного изменения общения В.А. Китаев-Смык выделяет «ориентировочное замирание» индивида. Человек, оказавшись в стрессовой ситуации как бы замирает, затаивается, присматриваясь к окружающим людям, оценивая их и перспективу в плане организации своих контактов с ними. Данная стадия, по мнению ученого, может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Как правило, она возникает в том случае, если человек уже бывал в подобного рода ситуациях. По мнению исследователя, для данной стадии характерно значительное снижение активности общения. При этом вербальное общение может полностью прекратиться, несмотря на то, что человек полностью не «выпадает» из общения, поскольку продолжает наблюдать за окружающими людьми. Определенная заторможенность проявлений людей в данной ситуации замедляет процесс их знакомства, а также их совместную деятельность. С первых секунд стрессогенной ситуации (нахождение в неизвестной компании) человек как бы впитывает информацию о новизне социального окружения. Первое, что определяется человеком, часто не вполне осознанно, – не стало ли опасным его социальное окружение, не требует ли с его стороны мгновенных защитных действий. Вместе с тем, он получает необходимую ему информацию о перспективах развития общения в сложившихся стрессогенных условиях. Необходимо отметить, что оценки, решения, психологические установки, сделанные в этой стадии общения, у одних людей могут забываться (в силу их индивидуальных особенностей), даже если эти решения были верны и продуктивны. У других людей, напротив, эти характеристики могут быть стойкими и долго влиять на характер общения. Также необходимо учитывать, что очень часто влияют на отношения к незнакомому или мало знакомому партнеру по общению сторонняя информация о нем: клевета, похвала и т.д.

Вторая стадия развития общения при стрессе характеризуется, с позиции В.А. Китаева-Смык, увеличением интенсивности тех или иных проявлений общения или даже возникновением форм активного общения, не свойственных для данного человека вне экстремальных условий (то есть при отсутствии у него симптомов стресса). Данную стадию развития общения ученый характеризует как стадию «личностной экспансии», подготавливающей установление своего ролевого статуса. Направленность этой своеобразной экспансии, ее цель, а также частое в этой стадии «самовозрастание» интенсивности общения, как показывает исследование ученого, практически не осознаются общающимися субъектами. У большинства людей собственная эмоциональная оживленность в начале общения совершенно не воспринимается как попытка блеснуть своими знаниями, возможностями, чтобы предстать перед другими людьми в лучшем свете, чем это удавалось данному человеку в прежнем социальном окружении. На данной стадии общения люди «демонстрируют» перед окружающими свои, как им кажется, лучшие качества, чего они не делали ранее, будучи в привычных условиях, что, по мнению ученых, как раз и свидетельствует об «экспансивно-захватническом» характере активизации их общения. В этой стадии частым бывает бурный обмен информацией. Люди сообщают сведения, часто банальные, однако кажущиеся им интересными и встречающие внимание со стороны собеседника. При таком информационном «извержении» говорящий, как правило, невольно пытается не только овладеть вниманием слушающего, но и приобрести его уважение. Необходимо отметить, что такое «демонстрирующее» общение протекает, как правило, на фоне положительных эмоциональных переживаний, «эйфоричной» дружественности. Исключения могут быть в случае, если собеседник, на которого обрушено «информационное извержение», отличается невростеничностью, повышенной утомленностью, резко отрицательной психологической установкой на всю ситуацию, в которой происходит общение, или национально-этническими нормами, отвергающими интенсивный информационный обмен.

Вместе с тем, на данной стадии общения — личностной «экспансии», направленной на установление ролевого статуса, — может возникать и чрезмерно аффективное поведение.

Третья стадия возникает, если условия совместной изоляции сопряжены с действием дополнительных стрессогенных факторов, вызывающих болезненное состояние, сопровождающееся телесным недомоганием или плохим настроением. В таких условиях часто может возникать более тесное общение, связанное с заботой о партнере, с уходом за ним. При этом в значительной мере разрушается, размывается зональное дифференцирование межличностной территории людей. Происходит как бы слияние этих территорий. Мотивация, проистекающая из чувства собственной необходимости, вскрывает дополнительные (новые) адаптационные резервы организма и личности у того, кто помогает. У того, кому помогают, дополнительные внутренние резервы мобилизуются благодаря чувству собственной нужности дружески настроенному партнеру. Проявление субъектом заботы о соседе свидетельствует для субъекта о своей «ценности» для соседа и его «ценности» для себя. По мнению В.А. Китаева-Смыка, возникающая в такой ситуации вынужденной помощи «внутриорганизменная» информация у каждого из общающихся об их обоюдной «социальной ценности» оказывает мощный антидисстрессовый эффект, проявляющийся, в частности, в изменении показателей стресса. Чувство собственной необходимости, мотивация, побуждающая пересиливать свое недомогание для оказания помощи окружающим, приводит к тому, что личное пространство одного человека перекрывается личным пространством партнера и, таким образом, субъекты оказываются менее субъективно стесненными. При этом в сравнительно лучшем положении оказывается заботящийся партнер. Ситуация вынужденной заботы о партнере, как считает ученый, может способствовать укреплению дружественности общения на долгий срок.

На четвертой стадии развития общения при стрессе стабилизация ролевого статуса может происходить как эмоционально-монотонно, так и сопровождаться аффективными актами общения с положительной, либо отрицательной эмоциональной окраской. При этом образуются неформальные группы. В стрессогенных условиях ядро такой группы отличается большей внутренней устойчивостью, сплоченностью, достигающейся через постоянное напряжение внутригруппового противоборства. Чем экстремальнее условия существования, тем труднее людям, склонным оставаться «не примкнувшими», сохранять нейтралитет перед лицом конфронтирующих неформальных групп.

Пятая стадия развития общения при стрессе. Она может характеризоваться как увеличением активности общения, так и снижением этой активности.

При стрессовой активизации общения могут преобладать компоненты:

— либо межличностного взаимодействия, консолидирующие группу (социально-позитивные);

— либо дезорганизующие группу (социально-негативные).

В межличностном взаимодействии, консолидирующем группу, выделяется следующие три основные компонента общения:

1. Усиление тенденций поддерживать лидера (или лидеров), что проявляется в склонности выделять лидера, следовать за ним, благосклонном отношении к предложениям общения со стороны окружающих. Лидирование в данном акте общения получает дружественный, заинтересованный отклик.

2. Усиление у субъекта склонности к принятию на себя роли носителя или генератора идей. Если эта тенденция адекватна возможностям лидера, наблюдается укрепление позиций общающихся. Если же эта потребность не совпадает с возможностями субъекта, может наступить дезорганизация группы, что негативно скажется на взаимодействии ее членов.

3. Третий компонент социально-позитивной направленности общения при стрессе является производным двух первых (в случае их продуктивной реализации). Это чувство общности с коллективом «чувство локтя», дружественности, взаимной симпатии. Это способствует сплоченности членов группы, их солидарности, а при наличии общей воодушевляющей цели – проявлениям коллективного энтузиазма.

В общении, дезорганизующем группу, также выделяется три компонента:

1. Возникновение у людей склонности к конфронтации с лидером, что может проявляться в неприязненном отношении к лидеру, непризнании его авторитета, раздражительности, грубости, вспыльчивости и т.д.

2. Возникновение неприязни к психологическим нагрузкам, связанным с ответственностью за других людей или перед другими людьми.

3. Возникновение у некоторых индивидов отчуждения от интересов группы, снижение значимости общих целей, проявление склонности замыкаться в кругу личностных интересов. Разобщенность интересов членов группы, противопоставление их интересам коллектива может приводить к конфронтации между членами группы и даже к распаду коллектива. Отношение окружающих людей может представиться субъекту при таком течении взаимодействия опасными для него, требующим защитных или «ответных» агрессивных действий.

Принципы предупреждения «стресса от общения». Ю.В. Татура предлагает целый перечень принципов, руководствуясь которыми человек может защититься от «стресса от общения» и оптимизировать взаимодействие с окружающими.

1. Если хочешь быть счастливым от общения с окружающими – будь им!

2. Принцип реальности. Необходимо принимать реальность такой, какая она есть. Принять окружающих, простив причиненные ими обиды и неприятности. Причем, как отмечает Ю.В. Татура, обиды эти нужно прощать не ради обидчиков, окружающих, а ради самого себя. При этом важно и себя самого принимать таким, какой ты есть, со всеми своими недостатками (зачастую, как считают психологи) кажущимися. Также важно избавиться от «упований» на окружающих в надежде, что они помогут справиться с проблемами. Необходимо освободиться от зависимости и беззащитности. Необходимо принятькак пятую стадию развития общения при стрессе.синдрома изменения общения при стрессе активности общения.оказывает мощный антидисстрессовый эффект, проявляющийся, в частноти, ей «даря чувству собственной нужности дружески настроено жизненные обстоятельства, не жалея по поводу несовпадения желаемого и действительного. Для этого необходимо предпринять какие-либо решительные действия для изменения своей жизни. Всегда необходимо помнить народную мудрость: под лежачий камень вода не течет!

3. Принцип оптимизма. Ученые полагают, что человек не должен жить постоянно «оглядываясь назад». О том, что не удалось в прошлом, сожалеть не следует. Вместе с тем, как показывает клиническая практика, для многих людей, находящихся в состоянии стресса, воспоминания о прошлом служат источником беспочвенного самобичевания и угрызений. Психологические исследования показали, что когда человек постоянно живет прошлыми неудачами, вспоминая их, это время «черной полосы» как бы растягивается, вытесняя из памяти хорошие моменты жизни. Будущее начинает восприниматься как нечто негативное (вдруг что-то произойдет плохое). Все эти тревоги и сомнения ученые рассматривают как естественный тормоз в прогрессивном развитии человека. Поэтому со всеми своими сомнениями и негативными переживаниями психологи советуют расстаться. Ученые (психологи, психогенетики, физиологи) полагают, что в любой ситуации необходимо действовать, полагаясь, в первую очередь, на свои силы и возможности. Именно в ваших силах посмотреть на прошлое не как на источник негатива, а как на источник определенного опыта; посмотреть на будущее как на реальную возможность решения сегодняшних, насущных проблем и на источник сил и энергии (а не источник разочарований и недовольства собой). Как полагает Ю.В. Татура, именно в настоящем моменте кроется ключ к решению всех проблем, как действительных, так и мнимых. Все зависит от того, как и что человек думает об этих проблемах, как он их оценивает. В настоящее время учеными все чаще высказывается идея о том, что любая мысль материальна и созидательна. Именно мысли создают будущее человека, его судьбу. Если человек постоянно тревожится о будущем, рисует в мыслях различные негативные ситуации и их последствия, — так оно и будет происходить. Подобными негативными мыслями и переживаниями человек будет программировать себя на неудачи, создает негативную установку своей жизни и деятельности. Американский психолог П. Вацловик определил эту закономерность человеческой психики как «принцип Эдипа». Мифологический герой Эдип, стараясь сделать все возможное для того, чтобы избежать полученных им недобрых предсказаний, своими же собственными действиями привел к тому, что эти предсказания сбылись. Еще один американский психолог Р. Альперт говорит о правиле «тотальной утилизации» (правиле «зерна на мельницу»). Все, что бы ни происходило с человеком, он может использовать, осмысливать и перерабатывать, подобно мельнице, перемалывающей зерно. События, происходящие в жизни человека (даже самые неприятные), а также негативные мысли об этих событиях необходимо воспринимать лишь как «зерно на мельницу», которое нужно «утилизировать», «перемолоть» в себе, чтобы двигаться дальше по пути своей жизни, развития, совершенствования.

4. Принцип ответственности. По мнению ученых, без чувства ответственности и уверенности в себе, человек не может состояться как личность, не может добиться успеха, сделать свою жизнь осмысленной и целенаправленной. Как отмечает в своем исследовании Ю.В. Татура, многие люди, даже достигнув зрелого возраста, страдают от комплекса «послушных детей», за которых все решения принимают окружающие. Как полагает ученый, причиной этому является тот социокультурный уклад жизни, формируемый в нашей стране на протяжении многих десятилетий. По мнению исследователя, именно «в нашем обществе, в котором за долгие десятилетия прошлого люди привыкли к пассивности, привыкли жить и думать «как все» (31; С. 128), многие и в настоящее время ждут, что за них все проблемы решат окружающие. Люди не привыкли и не умеют нести ответственность за свои слова и поступки и в итоге – за свою жизнь. Необходимо научиться не бояться быть непохожим на окружающих, научиться неповиноваться «стадным» инстинктам, иметь собственное мнение и уметь его отстаивать.

5. Принцип разумного эгоизма. Выше уже было приведено высказывание: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы окружающие обошлись с тобой. Можно привести и русские пословицы и поговорки, в которых отражается сущность данного высказывания: «не плюй в колодец», «как аукнется, так и откликнется» и т.д. Мы часто говорим о «законе бумеранга», но не всегда применяем его в своей жизни. Для того, чтобы снять стресс общения, необходимо «проектировать» на окружающих людей лишь положительные мысли, чувства, энергию. Думай о людях хорошо, совершай в их адрес положительные поступки. Вместе с тем, как полагают ученые, трансформируя справедливое отношение к окружающим, нельзя забывать и о справедливом отношении к себе самому. Когда человек пытается поднять тяжелый груз, он рассчитывает свои силы, зная по предыдущему опыту предел своих возможностей. Если же говорить и о психологических возможностях человека, то, как показывают результаты психологических исследований, у человека весьма расплывчатое, диффузное представление в этой области. В ряде случаев человек переоценивает свой психологический потенциал, где-то – недооценивает. Последнее (низкая самооценка), как показывают результаты не только психологических, но и психофизиологических, а также медицинских исследований, наиболее губительно отражается на самочувствии человека, его настроении, а также поступках, действиях и т.д. Для того, чтобы избежать, защитить себя от многих проблем, человеку, в первую очередь, необходимо познать самого себя, свои силы и возможности. Познать себя, как считают ученые, – это значит научиться реалистично, ответственно оценивать свои возможности и планировать свои действия, ни при каких обстоятельствах не теряя уверенности в своих силах, не впадая в уныние, но и не «отрываясь» от твердой почвы под ногами, не уходя от реалий жизни. Познать самого себя, по мнению Ю.В. Татура, – это значит всегда сохранять ровное настроение и хорошее самочувствие, расширять рамки своего сознания, выйти из привычных стереотипов и психологических барьеров. Ученые отвечают и на вопрос, каким образом этого можно достичь. По мнению К. Вундта, одного из основоположников научной психологии, сознание – это сумма познаваемых нами состояний. Отсюда можно сделать вывод о том, что познать себя, расширить сознание – значит, в первую очередь, запоминать возможные состояния своего «Я», различать их на уровне детализации и лишь только после этого воспроизводить их по памяти. Познать себя, – это значит научиться использовать физиологические возможности своего организма (в том числе и для снятия стресса и отрицательных эмоций). При этом, как считают ученые, очень полезно посмотреть на себя как бы «со стороны». Необходимо сделать своим неизменным спутником самоанализ, постоянное самонаблюдение и запоминание различных эмоциональных состояний своего собственного организма, запоминание различных внутренних ощущений, связанных с теми или иными эмоциями, запоминание различных состояний своего собственного сознания, своего «Я». При этом, как считают ученые, запоминание негативных состояний помогает осознать источник этих состояний и, в конечном итоге, освободиться от них. Запоминание положительных состояний помогает сделать их привычными, выработать практические навыки, дающие возможность вызывать их произвольно, как бы призывая их на помощь в трудную минуту.

Сделав привычными эти пять основных принципов жизни, возможно добиться того, что стрессы и проблемы «уйдут» в прошлое, освободив в душе и сознании «место» для так необходимого человеку общения.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда было проведено первое исследование социально-психологического синдрома стресса?

2. Почему человеческие взаимоотношения относятся к главному фактору стресса?

3. Раскройте структуру изменения общения в ситуации стресса.

4. Охарактеризуйте стадии развития общения в ситуации стресса (по М.А. Новикову).

5. Охарактеризуйте стадии развития общения в ситуации стресса (по В.А. Китаеву-Смыку).

6. Раскройте компоненты межличностного общения, консолидирующего группу.

7. Раскройте компоненты межличностного общения, дезорганизующего группу.

8. Охарактерзуйте принципы предупреждения «стресса от общения».

helpiks.org

Стресс и межличностные отношения

■S Умелое общение

■S Как развить уверенность в себе

■S Как общаться с трудными людьми

К сожалению, ваши отношения с окружающими могут стать источником не только удовольствия и радости, но и стрессов. На вопрос, что раздражает больше всего, очень часто звучит ответ: «Поведение других людей». «Другими» могут быть родные, сотрудники или просто неотесанные болваны, которые портят жизнь только потому, что утром встают не с той ноги. И если только вы не живете посреди сибирской тайги, вероятность того, что очень скоро вы натолкнетесь на человека, который выведет вас из себя, достаточно велика. Чтобы не умножать ненужные стрессы (а с ними и печали!), вам нужно держать правильный курс в этом опасном море человеческих взаимоотношений. Из этой главы вы узнаете, как сделать общение с другими более приятным и менее напряженным.

То, как вы общаетесь, влияет на ваши отношения с семьей, друзьями, сотрудниками, начальниками, клиентами — со всеми. Неумелое общение может вылиться во что угодно: от неудачного брака до потери работы, от сужения социальных контактов до никуда негодной сексуальной жизни. К сожалению, стресс только ухудшает ситуацию. Чтобы не

попасть в этот порочный замкнутый круг, следуйте советам из следующих разделов.

Дело в том, что те, кто плохо слушает, чаще подвергаются стрессам. Если вы тоже к ним относитесь, отношения с окружающими наверняка не приносят вам особого удовольствия. У тех же, кто слушает внимательно, больше друзей, крепче браки, эффективнее сотрудничество с коллегами и, как результат, меньше разногласий и конфликтов. Независимо от того, к какой группе вы относитесь, благодаря моим советам вы научитесь слушать еще лучше.

Хороший ли Вы слушатель

Многие из нас думают, что они хорошие слушатели, что у них великолепное чувство юмора, приятная внешность, и они хорошо умеют водить машину. Возможно, да, а может, и нет. Проверьте себя во время следующего разговора: отметьте для себя, действительно ли вы внимательно слушаете то, что вам говорят. Еще лучше, спросите друзей или родных, что по этому поводу думают они. Кстати, можете спросить и об умении ездить на машине, и о внешности, и о чувстве юмора.

Возьмите внутреннее обязательство

В следующий раз, когда для вас будут важны слова собеседника, внутренне обязуйтесь, что вы будете слушать. Уделите все внимание тому, кто говорит. Не отвлекайтесь. Не смотрите на часы. Не зевайте. Не посматривайте по сторонам. Не засыпайте. Если вам мешает шум, попросите собеседника перейти в более тихое место. Представьте, что после разговора вам зададут несколько вопросов, чтобы проверить, внимательно ли вы слушали.

Слушать полезно для здоровья

Слушая собеседника, вы не только проявляете вежливость, но и продлеваете себе жизнь. Психолог Джеймс Линч в своей книге The Language of the Heart («Язык сердца») заявил о том, что процесс слушания снижает кровяное давление. Он измерял

давление у гипертоников и заметил, что оно резко падает, когда пациенты начинают кого-то слушать.

Ведите себя так, как будто вы слушаете

Хороший слушатель не просто сидит и молчит. Вы должны вести себя активно. Утвердительное покачивание головой, мимика, замечания наподобие «да, действительно» или «я понимаю»— все это покажет собеседнику, что вы его все еще слушаете. Если вы находитесь далеко от говорящего, подойдите к нему и немного наклонитесь. Смотрите собеседнику в глаза. Старайтесь не скрещивать руки и ноги.

Помните об обратной связи

Чтобы показать собеседнику, что вы не упускаете ни единого его слова, делайте небольшие замечания по поводу сказанного. Например:

Собеседник: «Моя работа становится все несноснее. На нее уходит все мое время. Я начинаю ее ненавидеть».

Вы: «Да, плохо, когда не хватает времени на себя и на семью».

Такой ответ говорит человеку не только о том, что вы его слушаете, но и о том, что вы сопереживаете ему. Даже если от ваших слов будет мало пользы, они позволят собеседнику внести ясность в свои мысли и чувства. Обратная связь может ограничиваться простой перефразировкой слов говорящего. Например:

Собеседник: «Теперь я работаю с восьми утра до восьми вечера! Мне иногда кажется, что я уже живу в офисе!»

Вы: «С восьми до восьми! Это уже слишком».

Такое активное слушание подталкивает собеседника к продолжению разговора. Оно создает ощущение взаимосвязи.

indi-go.net.ua

Стресс в межличностном общении

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ СТРЕССА В ХОДЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Гурская Анастасия Станиславовна

студент 4 курса, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

Шляхта Дмитрий Александрович

научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

Ежедневная вовлеченность человека в межличностное взаимодействие очевидна. Мы вынуждены общаться с людьми другого окружения, иной культуры. В связи с этим, возникает необходимость эффективно взаимодействовать с другими индивидами в нашем поликультурном пространстве. Но с каждым общением, взаимодействием возрастает стресс. Но существует и обратная динамики, когда общаясь в группе, человек понижает свой уровень стресса при благоприятном стечении обстоятельств и позитивном общении внутри группы. А что делать, если в поликультурной группе стоит задача выполнения задания общегрупповой значимости и в этой группе участники различных этносов? Как они будут взаимодействовать, ведь у них повышается уровень стресса информационного плана и коммуникативного? На все эти вопросы мы ответили нашим пилотажным исследованием. Мы захватили такой пласт, как адаптация человека. Адаптация в данном контексте понимается как приспособление к окружающей среде для дальнейшего полноценного взаимодействия с окружающим миром. Вступая в социальную жизнь, человек вынужден общаться. Если начать говорить об иностранцах, то вопрос адаптации напрямую связан с ними. Известно, что межличностное взаимодействие нередко является источником напряжения и конфликтов и, вследствие этого, причиной индивидуального стресса участников данного взаимодействия. Поэтому исследования психологических особенностей возникновения стресса в результате межличностного общения и поиск возможных способов решения проблем, связанных со столкновением интересов, разной культуры, языкового барьера, разности статусов членов группы и т. д., имеет важное практическое значение и является актуальной в наше время темой.

Любой иностранец, приезжая в нашу страну испытывает стресс межкультурного плана. Он не подготовлен к нашим условиям, к нашему языку, обычаям. Он вынужден столкнуться с другим менталитетом. В связи с тем, что в некоторых странах не проработана проблема подготовки въезда иностранного гражданина в другую страну, возникает проблема другого плана — возрастание нервно психического напряжения у такого человека, стоящего перед ним неизведанным.

Снижение стрессового воздействия или его устранение является необходимым условием психологического здоровья личности и физического здоровья индивида. Среди факторов снижения стресса существует много: организация рабочего времени, усовершенствование биоритмов, благоприятный круг общения. В данной работе было много целей, но в конкретном случае мы разберем фактор уменьшения стресса такой, как «межличностное взаимодействие» и выполнение группового задания.

Целью данного исследования являлось выявление изменения уровня стресса в группах смешенного культурного типа ( многонациональная группа — страны латинской Америки, Китай, Монголия, Таджикистан, Сев. Осетия, Израиль, Россия) во время межличностного взаимодействия членов группы с целью выполнения общегруппового задания.

Объектом исследования являлось межкультурное, межличностное взаимодействие, как средство воздействия на уровень стресса. Предметом исследования — изменение уровня стресса при межличностном взаимодействии, возникшего в результате адаптации. Мы предположили, что уровень стресса в ходе межличностного, межкультурного взаимодействия снижается при межличностном взаимодействии.

Само исследование строилось в два этапа. Первый этап заключался в разделении одной группы на две подгруппы. Одна подгруппа была межнациональная, другая русская. Каждой подгруппе людей, которые плохо знали друг друга и конфликтовали, было предложено ряд заданий, который они должны были выполнить. Если команда не выполняла задачу — результаты были аннулированы. Перед испытанием был замерен уровень стресса и выявление коппинг стратегии. После испытания были проведены так же 2 замера на уровень нервно-психического напряжения и коппинг поведение. Были задействованы 4 методики — «Коппинг поведение в стрессовой ситуации (С. Нормана, Д.Ф. Эндлер, адап. Крюкова, 2001) — адаптированный вариант копинг стрессового поведения», «Опросник Нервно психического напряжения (Немчин, 1983 ) — 30 основных признаков нервно-психического напряжения», «Шкала психологического стресса (Лемур, Тесье, Филлион, 1990) — предназначена для измерения феноменологической структуры переживания стресса», «Оценка стратегии в конфликтной ситуации (К. Томпсон, 1991) Вторую часть эксперимента провели позже, поставив точно такую же задачу перед группами, были сделаны такие же замеры, как и в первом случае.

Таблица 1.

Полученные данные в ходе эмпирического исследования

sibac.info