Стресс в образовании

Стресс в образовании

Про образование, родительство и детский стресс

Все больше родителей интересуются зарубежными подходами к образованию и воспитанию детей. Команда KidsBrain решила узнать мнения российских психологов, учителей и популяризаторов науки.

Михаил, что вы думаете про финский подход к образованию? Применим ли он в России?

— Начнем с того, о чем идет речь.

Финляндия на сегодняшний день – самая передовая страна в мире. Она занимает первое место по уровню образования. Это подтверждает многочисленные исследования, надзорные проверки, рейтинги и так далее.

У учителей достойная зарплата, они создают индивидуальные программы под каждого ученика. Практически нет оценок, экзаменов, но на выходе очень высокий уровень знаний.
Я думаю, что система применима в России, но мы пошли обратным путем – в худших традициях тоталитарной советской школы. Почему худших? Потому что советская школа была наполнена содержанием. Был высокий уровень математики, химии, физики, биологии и так далее.

Сейчас уровень невысокий, а дисциплина та же осталась, «палочная». Сиди прямо, не горбись, правая рука лежит на левой, держи локоть на столе, и прочий бред.

Поэтому, если бы когда-нибудь мы бы дожили до такого светлого часа, что переняли бы если не финское, то хоть какое-то европейское образование, которое мы ошибочно считаем некачественным, это было бы для нашей школы гораздо лучше.

Помогает или вредит соревновательный эффект в образовании?

— Соревновательный эффект в образовании помогает.

Но нужно внимательно относиться к тем детям, которые плохо учатся и закрепляют статус лузера, постоянно проигрывая эти сравнения и соревнования.

Метод хороший, но должен применяться осторожно, так как подходит не для всех.

Как научить детей справляться со стрессом?

— Во-первых, не нужно создавать детям стресс. Во-вторых нужно обесценить их страдания.

Два главных страдания российского ребенка — переходные и выпускные экзамены ЕГЭ. В какой-то момент родители и учителя внушают, что от этого зависит вся жизнь ребенка и его будущее.

Друзья мои, от этого (ЕГЭ) вообще ничего не зависит!

Нужно принижать ценность этих экзаменов, самых стрессовых в школе вещей — школьных и городских контрольных, проверочных работ. Объясните ребенку, что никто не пытается проверить его «на вшивость», а просто вам интересно, да и самому ученику, что он понял, а что нет. Где нужно повторить материал, в какой теме разобраться. Вот тогда не будет никакого стресса.

Если бы каждой паре при рождении ребенка давали конверт с вашими советами, что бы там было написано?

— Первый совет я бы хотел дать не при рождении, а при зачатии: детей надо заводить тогда, когда вы просто их хотите. А не потому, что у вас есть какая-то другая причина.

Второе: любите их такими, какие они есть. Не пытайтесь переделать под себя или под тот светлый образ, который вы в них видите. Что выросло, то и любите.

labkovskiy.ru

Война и ВПК

Все за сегодня

Мультимедиа

Чем выше образование, тем больше стрессов

По данным опроса, опубликованного на этой неделе, более образованные люди чаще испытывают беспокойство и в связи с этим более подвержены риску стрессов.

Когда респондентов спрашивали о степени беспокойства, которое они испытывают, оказалось, что люди с более высоким уровнем образования переживают гораздо сильнее.

Результаты опроса, предпринятого по инициативе Дэвида Кэмерона (David Cameron) с целью определения степени удовлетворенности жизнью жителей страны, позволяют с еще большей уверенностью утверждать, что люди с более выраженными способностями и занимающие более ответственные должности, как правило, сильнее реагируют на возникающие проблемы, чем люди без особых способностей или профессиональных обязанностей.

Опрос для определения степени счастья нации, начатый по поручению премьер-министра, на который будет выделен бюджет из расчета 2 миллиона фунтов стерлингов в год, проводится Национальной статистической службой (ONS) с целью найти альтернативные способы, которые помогут, наряду с традиционными экономическими показателями, определить уровень благополучия нации.

Респондентам задавали вопросы о том, насколько счастливыми они себя чувствовали накануне, довольны ли они жизнью, и считают ли они, что жизнь имеет смысл, и насколько беспокоят их проблемы.

Как следует из доклада ONS, «в среднем, люди с самым высоким уровнем образования опережают менее образованное население по таким показателям, как “чувство озабоченности накануне”».

Опрос выявил такое же повышенное чувство беспокойства среди респондентов, занимающих руководящие посты и должности, предполагающие высокую степень ответственности, по сравнению с участниками опроса, которые занимают технические должности, или руководителями низшего звена.

Кроме того, опрос выявил факты, свидетельствующие о том, что респонденты, проживающие в более благополучных районах, как правило, испытывают больше стрессов по сравнению с теми, кто живет в бедных районах – и это несмотря на более высокий уровень преступности, неблагоприятную экологическую обстановку и перенаселенность в непрестижных регионах страны.

По данным за 12 месяцев, полученным по состоянию на март 2012 года в ходе ежегодного опроса населения, в котором приняли участие 165 тысяч человек, более сильные стрессы связаны не столько с уровнем заработной платы, сколько с высокой степенью ответственности на работе.

Как следует из доклада, судя по ответам работающих респондентов, степень их удовлетворенности жизнью прямо пропорционально зависит от величины заработка.

Однако оказалось, что такие показатели, как «смысл жизни», «чувство удовлетворенности накануне» и «чувство озабоченности накануне», от уровня зарплаты не зависят.

Опубликованный накануне доклад ONS подтвердил выводы, полученные в ходе более раннего опроса об удовлетворенности жизнью, согласно которым люди, живущие в зарегистрированном браке, как правило, чаще испытывают чувство удовлетворенности и счастья, они считают, что их жизнь имеет смысл, а также реже испытывают беспокойство, чем респонденты, состоящие в свободных отношениях.

В свою очередь, участники опроса, живущие в незарегистрированном браке, все-таки считают себя более счастливыми, чем разведенные, одинокие или овдовевшие респонденты.

Опрос, предпринятый по инициативе Дэвида Кэмерона после его избрания на пост премьер-министра в 2010 году, соответствует требованиям разработанным странами Евросоюза к сбору статистических данных, которые предусматривают более глубокий анализ, чем сухие экономические подсчеты.

Некоторые из данных, полученных в ходе этого опроса ранее (например, указывающие на то, что здоровые люди более счастливы, чем больные, или работающие больше довольны жизнью, чем безработные), подверглись жесткой критике некоторых политиков, которые сочли их слишком затратной констатацией очевидного.

inosmi.ru

Современные научные исследования значительно расширили классическую концепцию стресса, предложенную Г. Селье. Установлено, что стресс не только реакция гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, но и системный ответ целого организма. Стрессорное состояние охватывает многие функциональные системы организма, обеспечивающие своей саморегуляторной деятельностью различные показатели гомеостаза и поведения. При стрессорных нагрузках в первую очередь нарушаются межсистемные связи функциональных систем. В условиях продолжающихся стрессорных воздействий страдают механизмы саморегуляции генетически или индивидуально ослабленных функциональных систем гомеостатического, а затем и молекулярного уровня. Ведущим в жизни современного человека является формирующийся в конфликтных ситуациях психоэмоциональный стресс.

Экспериментально показано, что при длительном стрессе в первую очередь нарушаются функции центральной нервной системы, особенно лимбико-ретикулярных образований головного мозга. При этом выражено изменяются химические свойства составляющих их нейронов, а также чувствительность нервных клеток к нейромедиаторам, нейропептидам и цитокинам. Такие изменения лежат в основе формирования стационарных эмоциональных возбуждений отрицательного характера. Именно эти возбуждения, распространяясь в нисходящем направлении через вегетативную и соматическую нервную систему, а также через гормональный аппарат, приводят к нарушениям деятельности функциональных систем организма. При этом в однотипных стрессорных ситуациях выявлены крысы устойчивые и предрасположенные к нарушению их системных физиологических функций. У предрасположенных к эмоциональному стрессу животных значительно снижается содержание в гипоталамусе нейропептидов: вещества П; пептида, вызывающего дельта-сон (ПВДС) и β-эндорфина. Кроме этого, ПВДС у них снижает выраженную экспрессию белка c-fos в структурах головного мозга, блокирует действие глутамата на NMDA-рецепторы нейронов. У этих особей по сравнению с устойчивыми животными снижено содержание норадреналина и усилено перекисное окисление липидов. В отличие от стресс-предрасположенных животных, у стресс-устойчивых крыс, иммунизированных конъюгатом дофамина и бычьего сывороточного альбумина, методом микродиализа обнаружено более высокое содержание норадреналина и дофамина в дорсальном гиппокампе при стрессорных нагрузках. Содержание в крови провоспалительных цитокинов, фактора некроза опухоли и интерлейкина-4 после однотипной стрессорной нагрузки также оказалось выше у стресс-устойчивых крыс по сравнению со стресс-предрасположенными особями, так как сенсорные нейропептиды стимулируют продукцию макрофагами цитокинов, влияют на иммуногенез, модулируют пролиферацию Т-лимфоцитов.

На основе индивидуального системного подхода обоснованы способы направленного повышения устойчивости предрасположенных к стрессорным воздействиям особей путём дополнительного введения им вещества П, ПВДС и пролактина. Специальные исследования показали, что у людей нарушенные при эмоциональном стрессе межсистемные связи легко восстанавливаются методами нелекарственной реабилитации. При этом не имеет значения природа антистрессорного нелекарственного воздействия. Полученные данные указывают на то, что именно эта стадия развития эмоционального стресса может рассматриваться как неспецифический сидром.

www.science-education.ru

Как преодолеть стресс перед экзаменом?

Любой экзамен — это мощный стресс, серьезно влияющий на здоровье. Интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, нарушение режима сна и отдыха и, главным образом, эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы. Головная боль, тошнота, кожные высыпания, растерянность, паника, страх, ночные кошмары — вот далеко не полный перечень недомоганий в период сдачи экзаменов. Как же помочь себе преодолеть нелегкое испытание?

Кто напуган — наполовину побит.
А. Суворов

Я на экзамене дрожал как в лихорадке,
И вытащил. второй билет! Спасен!
Как я рубил! Спокойно, четко, гладко.
Саша Черный

Учил, но забыл!

Как точно заметил французский писатель Андре Моруа: «Перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх — сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение». Именно поэтому экзамен — не столько проверка знаний, сколько испытание на психологическую устойчивость.
Успешная сдача экзамена зависит от двух условий: свободного владения материалом сдаваемого предмета и умения владеть собой во время экзамена. Первое условие подразумевает прилежание и систематические занятия, это ясно каждому. Поэтому сосредоточим свое внимание на втором условии. Умение владеть собой можно и нужно вырабатывать, ведь оно пригодится тебе не только на экзаменах, но и в других жизненных ситуациях.
Как бывает обидно, когда ты несколько дней тщательно готовился, хорошо знаешь учебный материал, но в самый ответственный момент тобой овладевает такое волнение, что все поджилки трясутся, глаза ничего не видят, ладони становятся влажными и холодными и все вылетает из головы. Ты не можешь побороть нервозность и оказываешься в состоянии ступора, когда вроде все знаешь, понимаешь, а сформулировать не можешь. Это приводит совсем не к тому результату, которого ты ожидал.
Как научиться контролировать свои эмоции, чтобы избежать подобных ситуаций? Как заставить себя успокоиться и сосредоточиться? Как сдать экзамены без чрезмерного напряжения, страхов и слез?

Экзамен — это как раз та ситуация, когда действовать надо по принципу «Помоги себе сам». Существует немало достаточно простых правил и приемов преодоления экзаменационного стресса. Выбери те из них, которые сочтешь наиболее эффективными для себя.

Накануне экзамена

1. Подготовку к экзамену рекомендуется закончить в 17-18 часов. В последние часы заниматься лихорадочной зубрежкой непродуктивно: опыт показывает, что чем больше учишь в ночь перед проверкой знаний, тем меньше их остается в голове

2. Судорожное наверстывание учебного материала не поможет: как известно, «перед смертью не надышишься». От таких занятий в голове останется лишь мешанина. Придется уповать только на везение.

3. Оставшееся время полезнее посвятить подготовке к предстоящему испытанию организма, утомленного интеллектуальной и эмоциональной перегрузкой.

4. Вечером перед экзаменом целесообразнее заняться любым отвлекающим и успокаивающим делом: выйти на короткую прогулку, принять душ. Для того чтобы «разгрузить мозги», накануне экзамена очень полезно посмотреть комедию или юмористическую передачу.

Научно доказано: смех не только снимает стресс, улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон, но и чудодейственным образом активизирует умственные способности и сообразительность.

5. Перед экзаменом важно как следует выспаться! Для того чтобы ты без труда смог уснуть, во второй половине дня накануне экзамена исключи из своего рациона кофе, чай, шоколад, колу.

6. Используй психологическую технику «Созидающая визуализация». Перед сном лежа в постели в расслабленном состоянии постарайся представить себе (визуализировать) процесс сдачи предстоящего экзамена.

  • Нарисуй мысленно картинку, как ты входишь в аудиторию, где проходит экзамен, как садишься на свое место, как берешь листы бумаги и спокойно начинаешь работать, легко справляясь со всеми заданиями.
  • Представь, что из груды экзаменационных билетов ты вытаскиваешь самый подходящий и уверенно и правильно отвечаешь на все основные и дополнительные вопросы экзаменаторов.
  • Словно на экране ты видишь и слышишь не только себя, но и преподавателей, всем своим видом они показывают, что удовлетворены твоим ответом. Представь себе, что в конце твоего ответа экзаменаторы высказывают одобрение и ставят тебе желаемую оценку. На душе у тебя легко и радостно. «Отрепетируй» свои предстоящие действия и настрой себя только на успех.
  • Воспроизводи эту воображаемую картину как можно чаще, и при наступлении часа «Х», ты не испытаешь сильного страха и волнения.
  • Предэкзаменационный рацион

    Сон накануне экзамена будет крепким и поможет максимально восстановить силы, если использовать для приготовления ужина подходящие продукты. Предпочтительно есть на ужин блюда, содержащие сложные углеводы (макароны, рис, овсяная каша), и избегать блюда с высоким содержанием белка. Ужин накануне экзамена может состоять из овощного салата или рагу с птицей или рыбой. Способствуют сну также йогурт с крекерами, бутерброд с сыром, фрукты. Снотворное действие на организм оказывает молоко.

    За 30-40 минут до сна полезно выпить стакан теплой воды, в которой разведена 1 ст. ложка меда, обладающего свойством укреплять нервную систему.

    Не следует употреблять на ночь мясо, колбасу и сосиски, консервированные продукты, картофель, квашеную капусту, помидоры, баклажаны, а также острые блюда и продукты с высоким содержанием сахара, так как они препятствуют хорошему сну.
    Надеемся, что выполнение данных рекомендаций поможет тебе проснуться утром отдохнувшим, с ощущением бодрости и готовности показать себя с наилучшей стороны и одержать победу.

    Это может быть интересным:

    moeobrazovanie.ru

    Нормальный уровень стресса может помочь работать, думать быстрее и повысить производительность. Но если стресс начинает «зашкаливать», то это явно не пойдёт на пользу. Сильный стресс может вызвать:

  • Бессонницу.
  • Раздражительность или вспыльчивость.
  • Болезненные ощущения в животе.
  • Плохой аппетит, или, наоборот, чувство голода.
  • Потерю концентрации внимания.
  • Наиболее распространённая ситуация, создающая тревогу, — период подготовки и сдачи экзаменов. Но это важный момент как для учащихся, так и для педагогов. В это время важно не переволноваться и показать необходимый результат. Можно ли регулировать уровень тревожности?

    Мы предлагаем несколько простых советов, которыми можно поделиться с выпускниками. А может быть, и для Вас они не будут лишними.

    Причины тревоги

    Осознание и анализ того, что именно является причиной беспокойства, поможет уменьшить стресс (беспричинный страх сложно контролировать). Сильное беспокойство может быть связано с:

  • Общей повышенной тревожностью (человек всегда волнуется сильнее, чем надо).
    Если Вы заметили это за собой, то не придавайте волнению перед экзаменом особого значения. Похоже, Вы волнуетесь не больше обычного.
  • Неготовностью к экзамену.
    Что ж, есть ещё немного времени, которое можно потратить с пользой и увеличить свои шансы на положительную отметку!
  • Неудачным опытом на предыдущем экзамене.
    Каждый имеет право на ошибку, в этом нет ничего предосудительного. К тому же, условия проведения предыдущего экзамена могли быть неблагоприятными и стать причиной (одной из причин) неудовлетворительного результата. Пришло время взять реванш, действуйте!
  • Перфекционизмом. И страхом потерпеть фиаско, не набрав максимальный результат.
    Действительно ли этот экзамен – самый важный в вашей жизни? Решающий всю вашу судьбу? Неужели потеря 1-2 баллов приведет к непоправимым последствиям? Может быть, для достижения вашей цели достаточен просто хороший или отличный результат? Задайте себе эти вопросы, и не делайте из мухи слона.
  • Плохим самочувствием или болезнью, не связанными с экзаменом.
    Постарайтесь вылечиться до экзамена, не нагружайте себя, пока самочувствие не улучшится.
  • Неделя перед экзаменом

    Не ждите, пока стресс достигнет своего пика – проведите «подготовительные работы». Будем оптимистами – в запасе есть ещё целая неделя. В течение года вы усердно трудились, а значит пришли к экзамену с определенными знаниями. Составьте перечень тем и перечитайте его – вам же всё это знакомо, не так ли? Если какие-то пункты не вызывают уверенности, это повод для радости – ведь удалось вовремя это выявить! Перечитываем темы, вызывающие вопросы, и ставим рядом «галочку»: пробел ликвидирован.

    Если же, положа руку на сердце, вопросов по этому перечню больше, чем ответов… Что ж, тогда будем реалистами. По каким темам может быть больше заданий? Бросаем основные силы на них, остальные изучаем по мере возможности. (Здесь будут очень важны подсказки учителя-наставника.)

    Пишите шпаргалки! Да, они вы не сможете ими воспользоваться во время экзамена. Но до экзамена они позволят максимально сконцентрировать ваши знания в сжатом объеме текста и эффективно повторить пройденный материал.

    Ну и, наконец, взаимная помощь и поддержка. «Слабые» выпускники могут проконсультироваться с более «сильными»: так одни получат недостающие знания, а другие их проверят и (не)лишний раз повторят материал. Кроме того, осознание, что ты не одинок в своих чувствах, придаст уверенности. Вместе – прорвёмся!

    Делу время, а потехе – час

    • Учёба (или работа) в режиме 24/7 быстро приведёт в подавленное состояние и нанесет удар по самочувствию.
    • На каждый час работы должно приходиться не менее 30 минут отдыха.
    • Постарайтесь полностью освободить 1 день от подготовки к экзаменам. Желательно, чтобы это был активный отдых на свежем воздухе, который восстановит баланс сил, поможет глазам отдохнуть, а мозгу – не думать о «неизбежном».
    • Во время подготовки дома лучше переключаться на другую работу, например на уборку – получится двойная польза. Или устроить дома небольшую тренировку. Смена деятельности поможет отдохнуть.
    • Постарайтесь не прерывать своих обычных активностей, таких как занятия спортом, хобби и т.д.
    • При интенсивной нагрузке мозг нуждается в подпитке. Ешьте чаще, небольшими порциями, при этом избегайте снэков и других «неправильных» перекусов.
    • Не учитесь и не работайте перед сном. Дайте организму «остыть» от интеллектуальных нагрузок за 1,5-2 часа до сна.
    • День и ночь перед экзаменом

      Даже если вам удавалось держать себя под контролем до экзамена, паника может внезапно наступить в ночь накануне или в день экзамена. Но и с ней можно справиться!

      • Пока час «икс» не наступил – пронаблюдайте, что оказывает на вас наиболее успокаивающее воздействие. Запомните это и постарайтесь создать комфортные условия непосредственно перед экзаменом.
      • Юмор всегда помогает разрядить атмосферу. Пошутите над ситуацией и своим нарочито серьёзным отношением к ней. Можно накануне посмотреть комедию, почитать смешные рассказы или вспомнить любимые анекдоты.
      • Как бы ни был высок градус волнения, ночью или утром перед экзаменом постарайтесь не браться за книги и тем более не пытайтесь вбить себе в голову новую информацию. Перед важным днём лучше прогуляться, подышать свежим воздухом, принять ванну или сделать что-то ещё приятное и расслабляющее.
      • Даже если аппетит пропал, съешьте что-нибудь. Силы вам еще понадобятся!
      • Заранее убедитесь, что вам известны место и время проведения экзамена. Рассчитайте время на дорогу. Не стоит приезжать слишком рано, а тем более опаздывать.
      • Вы проверили готовность всех вещей, необходимых для экзамена: ручек, линеек, калькулятора и т.д. Не забудьте взять с собой часы, чтобы следить за временем.
      • Чтобы успокоиться и повысить уверенность в собственных знаниях, дома перелистайте наиболее важные конспекты. А вот брать их с собой и пытаться впитать последние капли знаний за несколько минут до экзамена не стоит.
      • На экзамене

        Прежде чем войти в класс (пардон) не забудьте посетить уборную.

        Итак, вы сели на свое место и почувствовали, что тревога начинает усиливаться.

      • Устройтесь поудобнее. Проверьте, что вы одеты не слишком тепло или, наоборот, легко. Пардон, вы сходили в туалет?
      • Сделайте несколько глубоких вдохов, на несколько секунд закройте глаза и только потом начните читать задания.
      • Вначале пробегитесь взглядом по всем заданиям. Кажется, материал к этим двум вы повторяли буквально вчера? Отлично, можно с них и начать! Успех подкрепит вашу уверенность в себе. Также сделайте пометки к тем заданиям, которые вам кажутся наиболее сложными. Запланируйте, когда к ним лучше приступить.
      • Не спешите с чтением заданий. Читайте не торопясь, вдумчиво, и как минимум 2 раза.
      • Оставьте достаточно времени на проверку. Запишите, во сколько вы планируете к ней приступить.
      • Следите за временем.
      • Если в процессе выполнения заданий паника не проходит или даже нарастает, отложите ручку в сторону. Сделайте передышку, попейте водички. Дышите медленно, глубоко, закройте глаза. Разомните руки и шею. Подбодрите себя. Мысленно представьте место, где спокойно и уютно.
      • Если вам совсем нехорошо, попроситесь выйти. Попробуйте размяться и прийти в себя.

      Как говорил Карлсон, «Спокойствие! Только спокойствие!» Пусть и выпускникам, и их педагогам на экзаменах сопутствуют удача и хорошее настроение!

      mob-edu.ru