Стресс в педагогике

Стресс и фрустрация

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и для психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. При этом выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

К определению и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с латинского означает — обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Таким образом, фрустрация создает наряду с исходной новую, защитную, направленную на преодоление возникшего препятствия мотивацию. Прежняя и новая мотивации реализуются в эмоциональных реакциях.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Отступление и уход.

В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты). При этом его агрессивность не проявляется открыто.

Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у грудного ребенка отнять во время питья соску, он отреагирует гневно, однако, утолив жажду, никаких эмоциональных проявлений не последует.

Помимо агрессивной фрустрации, направленной на внешние объекты, препятствия, других людей, может проявляться регрессивная фрустрация, направленная на самого себя (человек обвиняет сам себя за неудачи, за неспособность преодолеть трудности). Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то фрустрации превращаются в устойчивые неосознаваемые мотивы поведения, формируют искаженные черты личности (агрессивность, завистливость по отношению к другим людям либо чрезмерно заниженную самооценку, комплекс неполноценности).

studme.org

Эффект выгорания и стресс как результаты педагогической деятельности

Мы уже говорили о школьных перегрузках учащегося и об их пагубном влиянии на здоровье подрастающих поколений. Но все же школьник проводит в стенах учебного заведения только 11 лет, а учитель — всю жизнь.

Ученическое племя давным-давно выработало свои способы защиты от учебной перегрузки. Перенесемся хотя бы на сотню лет назад: «Весь учебный план, все расписание уроков во всех школах так составлены, что только самые физически здоровые дети могут без ущерба для своего здоровья выполнять то, что от них требуется. Сами учителя признают, что ученики только ленью, только хитростью и рассеянно- стью защищают свой организм от переутомления, физического и умственного» (17, с. 28].

У учителя тоже есть подобный выход — заместить педагогическую деятельность педагогической имитацией. Иначе — впереди почти неизбежные результаты: стресс и эффект «эмоционального выгорания».

Стресс — затяжное психическое (эмоциональное) напряжение, представляющее собой чрезвычайное состояние, которое является угрозой для организма и личности. В общем виде причиной стресса является несоответствие возможностей организма и психики предъявляемым к ним требованиям — это последняя фаза внутреннего противоречия между «надо» и «могу». Симптомы стресса: головная боль, повышенное артериальное давление, снижение иммунитета, бессонница, повышенная утомляемость, общее вялое состояние (или, наоборот, повышенная активность); раздражительность, чувство беспокойства, чувство собственного бессилия, готовность заплакать в любую минуту; неспособность сосредоточиться, общая неорганизованность, постоянное перекладывание вещей с места на место. Затяжной («хронический») стресс учителя приводит к развитию эффекта «эмоционального выгорания».

Эффект выгорания — явление эмоционального истощения, снижающее рабочую продуктивность. Он проявляется в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, когда мы не можем больше отдаваться работе (даже любимой) с таким же воодушевлением, как и раньше. Попутно возникает равнодушное, а затем и негативное отношение к людям — коллегам, ученикам, их родителям. Возникает хронически негативное восприятие себя как профессионала, не похожее на здоровую неудовлетворенность творческого человека.

На каждого учителя постоянно давит широкая группа обстоятельств, главное среди которых — рутинный и повторный, и одновременно нервный и непредсказуемый характер педагогической деятельности. Учительство — профессия по своей природе очень энергозатратная, требующая больших душевных сил, связанная с творчеством, а значит и с восполнением чувств и вечной погоней за информацией, базирующаяся на постоянной эксплуатации всех видов памяти, сопровождающаяся взлетами и падениями, профессиональными страхами и неуверенностью.

Другое обстоятельство — не совсем верно понимаемый профессиональный долг (то самое «надо», которое полностью изгоняет «хочу»). Все без исключения силы жизни и души отдаются школе. Отсюда — нервная зацнкленность на работе, «что само по себе и неверно, и глупо, поскольку никакая работа не представляет никакой ценности сама по себе и становится значимой в связи с возникающими отношениями, тем уважением, которым окружают тебя и окружаешь ты, той радостью, которую вызывает у тебя и сам процесс общения, и те ростки успехов, которые ты выращиваешь, создаешь в своих учениках» [40, 92]. В результате работа учителя становится тусклой, однообразной, мучительной,бесцельной.

Таким образом, в «надо» (точнее, в психически напряженном «надо!») кроется большая опасность. Если вы что-то реально не можете или не хотите делать в данный момент, но вас заставляют или (что гораздо хуже) вы сами себя заставляете это сделать, — есть большие шансы получить не только стресс и выгорание, но и вегетососудистую дистопию — истощение нервной системы внутренних органов. Симптомы: утомляемость, раздражительность, скачки давления, бессонница и др. А главное — она «разрыхляет» почву для серьезных заболеваний и усиливает подверженность инфекции. О постоянных срывах нервной системы, мнительности, сварливости и преждевременном старения даже вспоминать как-то не хочется.

Между прочим, психологи говорят о том, что самочувствие важно не только как показатель здоровья, но еще и тем, что оно характеризует «нижний этаж» нашего «образа Я В самохарактеристику «неудачника» почти всегда входит «плохое самочувствие».

К сожалению, стресс педагога отрицательно влияет не только на него самого и на его педагогическую деятельность, но и непосредственно на личность учащихся.

Систематически заниматься профилактикой стресса и эмоционального выгорания учителю очень непросто, «не хватает времени», как и на все остальное. Но в отличие от «всего остального» это — жизненно необходимо.

Метод «Антистрессовый режим дня* — наиболее сложный, но и наиболее радикальный. В ежесуточном графике необходимо не менее четырех часов ежедневно посвящать исключительно здоровью, причем не отрывая эти часы от сна. Прогулки, физические упражнения, водные процедуры, аутотренинг (распределение — на ваше усмотрение). Главное требование — эти четыре часа должны принадлежать вашему здоровью и ничему более. Если на сон мы условно отведем восемь часов, на питание и сопутствующие хлопоты два, то на остальное — работу, общение, развлечения и др. — останется десять. Учитывая наличие выходных — вполне достаточно. Тем более для учителя, рабочий лень которого заканчивается все-таки не в 18.00. Если в этот момент вы вспомнили о репетиторстве или о чем-либо подобном — определитесь, что нужнее вам и членам вашей семьи: еще один рубль или еще один день здоровой жизни? (Вполне возможно, что погубленное на работе здоровье ради благополучия остальных членов семьи — ваше сознательное решение, заслуживающее уважения.) И обязательно — соблюдение минимума двигательной активности. В течение рабочего дня надо делать от четырех до шести гимнастических пауз (по 2-3 мин каждая), проходить за день 10 тыс. шагов или 7 км.

Метод 4Ритмизация учебной нагрузкиЭТОТ метод, заимствованный из источника [24]. несколько проще предыдущего, а главное — отнимет совсем немного времени. Для этого нужно в течение одного месяца накопить статистику по некоторым критериям, которые будут описаны дальше. Достаточно после каждого урока поставить на заранее заготовленном листе бумаги четыре крестика.

Параметр 1. Состояние самого учителя перед уроком. 0

— плохое самочувствие, головная боль, слабость, внимание не концентрируется, урок заранее кажется невыносимо трудным. 1

— раздраженность, ожидание напряженной работы, страх не уложиться в урок. Во время урока ощущение, что время уходит, класс топчется на месте. 2

— спокойствие на грани равнодушия. Нет сил заинтересоваться происходящим всерьез. Из задуманного выполняется чуть больше половины. Нет времени на опрос или самостоятельную работу. Не за что ставить оценки. 3

— самочувствие никак не ощущается. Урок идет по накатанной схеме. И учитель, и ученики работают спокойно, неторопливо. Время ощущается учителем правильно. 4

— бодрость, живой интерес к теме урока и к тому, как эта тема будет воспринята детьми. Готовность провести урок нетрадиционно, творчески. 5

— урок радостно предвкушается. Уверенность, что он будет удачным и интересным. Волнение, как перед премьерой.

Параметр 2. Включенность класса. 0

— класс переговаривается, все заняты своими не относящимися к уроку делами. 1

— сидят тихо и смотрят на доску, что-то записывают. При попытке учителя выяснить, что усвоено, не понимают, что от них хотят. Отвечают после долгих наводящих вопросов. 2

— работают добросовестно, хотя и без особого желания. Но отвлекаются и после этого с трудом возвращаются к работе. 3

— класс занимается добросовестно, с пониманием и осознанием своей урочной деятельности. Ученики работают внимательно, не отвлекаются. Быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. 4

— класс увлечен уроком. Происходит самостоятельное осмысление темы и ее места в общей картине предмета. Часть детей воспринимает тему урока как личную и важную для себя проблему.

knigi.link

Профессиональный стресс в педагогической деятельности преподавателей высшей школы

Анализ понятия стресса, напряжения, возникающего под влиянием экстремальных условий, нарушающего механизмы адаптации систем организма и психики. Причины и последствия профессионального стресса в педагогической деятельности преподавателей высшей школы.

Подобные документы

Изучение определения профессионального стресса и его причин. Способы предупреждение профессионального стресса. Обозначение разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний. Порог восприятия сенсорных систем организма.

реферат, добавлен 25.12.2017

Определение и изучение содержания стресса как состояния человека, возникающего при разнообразных экстремальных воздействиях. Характеристика информационного и эмоционального видов стресса. Анализ основных способов предупреждения и управления стрессом.

контрольная работа, добавлен 11.11.2010

Определение критериев результативности психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателей вуза. Исследование и характеристика сформированности гностического, организаторского компонентов профессиональной педагогической деятельности.

статья, добавлен 10.10.2016

Природа стресса — состояния напряжения, возникающего у человека под влиянием сильных воздействий. Факторы, которые влияют на возникновение стресса личности в организации. Особенности построения антистрессовой стратегии. Управление стрессами в коллективе.

реферат, добавлен 11.10.2014

Виды и причины профессионального стресса (дистресса). Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации. Правила поведения в условиях стресса. Основные характеристики манипулятора и его жертвы. Проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни.

реферат, добавлен 13.12.2012

Понятие стресса, основные причины. Стресс и фрустрация. Физиологические механизмы стресса. Причины и признаки стрессового напряжения. Способы выхода из стресса. Факторы вызывающие стресс. Методы профилактики стресса. Стрессовый и нестрессовый стиль жизни.

курсовая работа, добавлен 23.01.2010

Сущность и понятие стресса. Причины его появления, виды стрессоров. Причины профессионального стресса управленческого профиля. Его разнообразие и динамика. Классификация и фазы развития. Стресс в управленческой деятельности и его предотвращение.

курсовая работа, добавлен 04.11.2016

Стресс-состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Теория стресса Г. Селье. Реакции организма на стресс. Профилактика стресса. Методы саморегуляции стресса. Основные методы борьбы со стрессом.

контрольная работа, добавлен 09.10.2008

Проблема метамнемических особенностей преподавателей высшей школы с разным педагогическим стажем. Корреляционный анализ показателей метакогнитивной активности, знаний и осознанности с показателями метапамяти — компонента метакогнитивной компетентности.

статья, добавлен 04.03.2018

Особенность изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Главная характеристика психологии деятельности и проблем образования в высшей школе. Педагогическое формирование преподавателей квалифицированных учебных заведений.

практическая работа, добавлен 24.09.2015

allbest.ru

Стресс в педагогике

Большую часть своего рабочего времени педагоги, особенно воспитатели детских домов, находятся в состоянии стресса. Это приводит к профессиональному «выгоранию» и проблемам со здоровьем.

Напряженность психических функций — необходимое условие для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности. Стресс сильнее всего проявляется в условиях повышенной моральной ответственности, именно поэтому, воспитатели детских домов испытывают огромное психоэмоциональное и физическое напряжение во время работы, а иногда и перенапряжение.

Слово стресс, пришедшее к нам с английского, означает «давление», «напряжение». Стресс – это не только служебные и семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем. Стресс – это всегда состояние повышенного напряжения, вызываемого воздействием, которое невозможно контролировать в определенный промежуток времени.

Канадский ученый Ганс Селье первым описал и сформулировал теорию стресса. Он писал: «стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете». Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, он повышает сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы.
Стресс может способствовать не только возникновению тяжелого страдания, но и большой радости, он способен привести человека к вершинам творчества. Ганс Селье писал, что в определенных количествах стресс живому организму необходим. Стресс – это не только зло, беда, но и благо. Без него наша жизнь превратилась бы в бесцветное существование без радости и печали. Стресс – это не только то чего можно избежать, но и сила которую можно использовать себе на пользу.
Ответная реакция на стресс зависит от характера человека. Одних стрессовая ситуация взбадривает и придает сил, например, альпинистов, некоторых угнетает, но большинство справляется со стрессом какое-то время. Постоянно действующий, длительный стресс, называемый дистресс, уже может привести к тяжелому психическому и физическому расстройству.

Опытным путем определили, что для эффективного функционирования организма необходимо следующее соотношение эмоций:
5% — отрицательных эмоций;
35% — положительных эмоций;
60% — нейтральных эмоций.

Насколько вы подвержены стрессу?

1. Вы едите, по крайней мере, 1 горячее блюдо в день?
2. Вы спите 7 — 8 часов, по крайней мере, 3 – 4 раза в неделю?
3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою
любовь взамен?
4. В пределах 50 км у Вас есть хотя бы один человек, на которого
Вы можете положиться?
5. Вы упражняетесь до пота хотя бы 2 раза в неделю?
6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день?
7. За неделю Вы употребляете не больше 5-ти рюмок алкоголя?
8. Ваш вес соответствует вашему росту?
9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности?
10. Вас поддерживает Ваша вера?
11. Вы регулярно занимаетесь общественной деятельностью?
12. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете?
13. У Вас много друзей и знакомых?
14. Вы здоровы?
15. Можете Вы открыто заявить о своих чувствах, если Вы
обеспокоены чем-либо или злы?
16. Вы регулярно обсуждаете с близкими ваши домашние
проблемы?
17. Вы делаете что-то ради шутки хотя бы раз в неделю?
18. Вы можете организовать Ваше время эффективно?
19. За день Вы потребляете не более 3-х чашек кофе или чая?
20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня?

Почти всегда – 1
Часто – 2
Иногда – 3
Почти никогда – 4
Никогда – 5
Результаты теста:
Менее 30 очков – у Вас прекрасная стрессоустойчивость. Вам не о чем беспокоиться.
Более 30 очков – стрессовые ситуации оказывают на Вашу жизнь немалое влияние, и Вы не очень сильно им сопротивляетесь.
Более 50 очков – Вам следует всерьез задуматься о Вашей жизни,
Вы очень уязвимы для стресса.

«Стань счастливым за 8 минут» — предлагает Саймон Рейнольдс, а как вы на это посмотрите? Захотите ли этого? Или приятнее привычнее быть в плохом настроении? Вы же не готовите обед из вчерашних объедков, так что заставляет вас тащить свои вчерашние неприятности в сегодня? Итак, попробуем. «Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым!»
Марк Аврелий

Все стремятся стать счастливыми! Ни возраст, ни род занятий не имеют значения. Счастье – есть цель всех целей, святая чаша жизни большинства людей. Спросите прохожих на улице, какое свое единственное желание они хотели бы исполнить, и вы увидите, что мало кто с пеной у рта будет требовать сделать себя кинозвездой или положить на его личный банковский счет миллион долларов. Большинство скажет: «Я просто хочу быть счастливым человеком!» А задумывались ли вы над тем, что счастье – есть состояние души?! Счастье это духи, ими нельзя побрызгать кого-то другого, не обронив при этом несколько капель на себя! Также как плохое настроение заразительно, так и хорошее – оно притягивает людей и животных.

«Хочешь быть счастливым – будь им» Козьма Прутков
А как?!

1. Стимуляция вилочковой железы. С активизацией тимуса изменяется химический баланс в организме, на что реагирует нервная система, которая, в свою очередь, усиливает мозговую функцию. В результате вы начинаете чувствовать более комфортно. Одна из причин ценности тимуса – производство Т-клеток, полицейских организма.
2. Просто массаж середины грудной клетки.
3. Просто открытая улыбка с морщинками в уголках глаз. Каждый раз, когда вы улыбаетесь – в этом участвует вилочковая железа и заставляет вас чувствовать себя чуть-чуть лучше.
4. Поместите язык на небо за верхние зубы.
Опробуйте эту идею немедленно: улыбнитесь, как самый счастливый Человек Вселенной!
5. Измените ваше дыхание. Ни для кого не секрет, что внутри нас течет кровь, и есть еще одна жидкость – лимфа. Она выносит грязь, скапливающуюся в нас в течение дня. Лимфа – это санитар организма. Кровь перекачивает сердце, а чтобы заставить двигаться лимфу – нужно работать мышцами и полноценно дышать. Вот в чем ценность зарядки. Дыхание влияет не только на наше здоровье, но и на настроение. Как и с улыбкой – что работает в одном направлении, сработает и в другом! Измените дыхание – изменится настроение. Слоны, черепахи и змеи – долгожители!
6. Пейте фруктовый сок. Фруктовый сок – самолет буксировщик, подымающий ваш планер в небо. Хватит на полчаса, но как много можно успеть!
7. Перепрограммируйте свое сознание: представьте себя абсолютно беззаботным, свободным, как птица, человеком, который БЕЗУМНО СЧАСТЛИВ! Самое главное, во-первых, действительно эмоционально ощущать, что представляемое происходит в реальности, а во-вторых, снова и снова прокручивайте изображение. Как тренировка баскетболистов или представление лимона. Не что-то или кто-то делает вас несчастным. Виной ваша реакция на все события (неприятности), происшедшие с вами. Например, двух девочек выгнали из художки. Одна рада – с другом буду чаще видеться, а другая заливается слезами – люблю рисовать! Всякий факт хорош или плох в зависимости от того, как вы на него смотрите!
8. Измените свое поведение, осанку. Устали в конце дня, а начните двигаться так, будто вы полны сил и энергии – и мозг предоставит их вам. (Случай после долгой «Апрашки»)
9. Не зацикливайтесь. Наш мозг фокусирует внимание лишь на том, что важно. Обратите внимание на синие вещи, закройте глаза и скажите, где находятся красные. Не сможете! Благодаря ретикулярной системе вы видите лишь то, на чем сосредоточились. Многие позволяют бередить свое сознание мыслям, даже если они бесполезны, пусты и мрачны. Результат – превращение в рабов обстоятельств, а не в хозяев своей жизни.

www.modernstudy.ru

Тема: Профессиональный стресс в педагогической деятельности;

Лекция №6

Не вызывает сомнение, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек и взаимодействие «человек-человек» зависит от качеств того и другого. Поэтому, будет правильным, отнести профессию преподавателя высшего учебного заведения к данному типу профессий. Но так как по теме деформации личности преподавателей высшего учебного заведения нет достаточной литературы, то в данной работе мы рассмотрим в целом специфичность педагогической деятельности и выделим трудности педагогического процесса как источники профессионального стресса.

Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности по А.С. Шафрановой [34; 27]. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.

О типичности стресса для педагогической деятельности из-за ее насыщенности такими стресс-агентами, как социальная оценка, физическая опасность, неопределенность, повседневная рутина говорят многие исследователи. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, I. Dunham выделяет в первую очередь такие, как фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание. Подобные стресс-реакции E. Paykel, I. Dunham и другие зарубежные авторы связывают со следующими особенностями преподавательского труда:

— восприятие и осмысление одновременных коммуникаций разнообразного рода;

— изменение микросоциальной ситуации;

— взаимодействие с различными социальными группами;

— ролевая неопределенность (обилие социально-ролевых ожиданий);

— поведение и отношение детей.

Для выявления стресс-факторов в педагогической деятельности необходимо проанализировать модели педагогической деятельности.

А. И. Щербаков определяет следующие основные функции в труде педагога: информационная; мобилизационная; развивающая; ориентационная; конструктивная; коммуникативная; организаторская; исследовательская [по 3; 18].

А.К. Маркова и Л.М. Митина анализируют педагогическую деятельность с основных сторон, а именно: педагогическая деятельность, как профессиональная активность педагога; педагогическое общение; личность самого педагога; обученность и обучаемость; воспитанность и воспитуемость [по 3; 20].

Модели педагогической деятельности В.А. Сластенина, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой можно отнести к системным. Наиболее удачным применением системного подхода в теории профессиональной педагогической деятельности представлено в работах Н. В. Кузьминой [по 28; 23].

По ее теории каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов. К структурным относятся: субъект и объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации. К функциональным компонентам относятся: гностический (информационный), проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.

Развивая взгляды Н.В. Кузьминой относительно структуры деятельности и рассматривая обучение как процесс управления, В.А. Якунин выделяет следующие функциональные компоненты педагогической деятельности:

1) целеопределение – процесс проектирования личности обучаемого, или формирование модели будущего специалиста;

2) информационный – содержание обучения и воспитания;

3) прогнозирование – предсказание ближних и дальних психологических результатов обучения в определенных условиях его осуществления;

4) принятие решений – выбор оптимальных способов индивидуального и коллективного влияния на личность;

5) организация исполнения – реализация учебно-методических планов, программ и педагогических решений;

6) общение и коммуникации – способы взаимодействия участников учебного процесса;

7) Контроль – предполагает оценку фактического результата;

8) Коррекция – устранение нежелательных отклонений и изменений в психике и поведении участников учебного процесса.

Учитывая все достоинства данной модели (структурный состав, кольцевой характер, управляемость) и схожесть описания именно труда преподавателей высшей школы, мы в дальнейшем при описании стресс-факторов будем опираться на модель В.А. Якунина. Кроме вышеперечисленных компонентов деятельности педагога высшей школы мы добавим исследовательский, так как преподаватель высшей школы должен постоянно заниматься научно-исследовательской деятельностью, а именно разрабатывать одно или несколько научных направлений, издавать статьи и учебно-методическую литературу, выступать на конференциях, активно готовить студентов к исследовательской деятельности.

Итак, рассмотрев специфику педагогической деятельности преподавателей, перейдем к анализу факторов, способствующих возникновению профессиональных стрессов и развитию эмоционального выгорания.

По данным социально — демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Немалая роль здесь, конечно, психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты и, по крайней мере, обречены на эмоциональное выгорание.

Маркова А.К., говорит о том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения [ по 29, 11].

В педагогической практике выделяют ряд факторов инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на таблицу, предложенную В.Е. Орлом [23; 30].

Факторы, инициирующие эмоциональное выгорание в педагогической практике

studopedia.su