Стресс в профессиях человек-человек

«КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ»

2.1 Профессия – квалификация – специальность

Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Профессии порождены разделением труда, которое началось в эпоху возникновения первых цивилизаций (4-6 тыс. лет назад). В настоящее время число профессий достигло нескольких тысяч, причем эти изменения носят динамический характер: одни профессии исчезают, другие — возникают. Например, в конце ХХ века исчезли профессии наборщика типографии и стенографистки, зато возникли профессии логиста и веб-дизайнера. Если постараться дать короткое описание понятия «профессия», то можно прийти к следующему определению:

Профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования человека и требующий определенной квалификации .

Человек, обладающей профессией, как правило, должен владеть определенными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате обучения, специальной подготовки или опыта работы. Диапазон освоения человеком профессии может быть очень широким: так для освоения профессии землекопа достаточно нескольких часов, а приобретение профессии врача требует нескольких лет теоретической и практической подготовки.

Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода, поэтому принято отличать ее от занятия. Занятие — это тоже деятельность, связанная с получением дохода, но обычно не главная. Кроме того, человек может заниматься какой-либо деятельностью, даже не имея соответствующей профессиональной подготовки (инженер, которого уволили по сокращению штатов, может заниматься временной работой в качестве подсобного рабочего на стройке).

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру по [14]:

§ заданные цели, представления о результате труда;

§ заданный предмет труда (система, в рамках которой осуществляется трудовая деятельность: социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);

§ система средств труда;

§ система профессиональных служебных обязанностей;

§ производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Многие широко распространенные профессии подразделяются на более узкие специальности.

Специальность — комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специальности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.

Квалификация – степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных работ.

В СССР квалификационные требования, предъявляемые к работникам, жестко определялись Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС). В настоящее время роль ЕТКС при оценке профессионализма работника не столь велика, как прежде. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). Определение квалификации играет важную роль при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

www.no-stress.ru

Стрессы в профессиях «человек — человек».

Стрессы в профессиях «человек—человек».

Специалисты в области профессионального стресса [Фонтана, 1995; Форманюк, 1994; Водопьянова, 2003; и др.] предлагают различные классификации причин стресса в помогающих и коммуникативных профессиях (менеджеров, врачей, педагогов, социальных работников, продавцов-консультантов, рекрутеров и др.), в которых деятельность напрямую связана с интенсивным общением. В каждой из перечисленных профессий значимость и уровень стрессогенности каждого из факторов будет различна. В зависимости от состава тренинговой группы и запроса участников целесообразно в большей степени уделить внимание стрессогенным факторам в деятельности руководителя и персонала. Английский психотерапевт Дэвид Фонтана [1995] наиболее стрессогенными в коммуникативных профессиях считает следующие профессиональные требования:

1. Длительное и интенсивное общение, включающее в себя множество коммуникативных и эмоционально сложных ситуаций общения. Часто профессиональные стрессы связаны с необходимостью взаимодействовать с «трудными клиентами». Эта категория людей наиболее часто воспринимается персоналом как стрессор номер один, поскольку персонал чувствует себя «зажатым» между стандартами сервиса (часто очень строгими) и несправедливыми и неожиданными претензиями со стороны клиентов, которые могут быть высказаны в любой форме. Подобные конфликты, как правило, надолго запоминаются и намного снижают работоспособность обслуживающего персонала.

2. Недостаточная профессиональная подготовка. Во многих профессиях специалисты страдают от того, что каждый год появляется огромное количество новых теорий, технологий, исследований, знание которых кажется необходимым для того, чтобы не чувствовать себя «в хвосте прогресса». Для освоения новых знаний необходимы время, силы и деньги. Особую опасность данный стрессор может представлять для людей с «комплексом отличника», которым хочется всегда все знать и делать лучше всех. Часто именно эта неосознаваемая установка создает благоприятную почву для развития синдрома эмоционального выгорания.

3. Эмоциональные взаимоотношения с клиентами и подчиненными. Естественно, что специалист любой профессии, работающий в коллективе, может сталкиваться с сильными эмоциями
окружающих. Однако вероятность работы в эмоционально напряженных условиях у специалистов профессий категории «человек- человек» намного выше. Стрессогенность этого фактора связана еще
и с тем, что к специалистам данной сферы предъявляются требования, которым необходимо соответствовать:

  • эмоциональная нейтральность;
  • умение проявлять эмпатию и сочувствие;
  • умение справляться с сильными эмоциями клиентов и пациентов, сопротивляясь психическому заражению подобными эмоциями;
  • умение справляться с собственными сильными эмоциями.

4. Профессиональная ответственность. Неправильно принятое топ-менеджером решение может привести к развалу компании и безработице, а неправильно выписанный рецепт — к летальному исходу. Необходимость принимать ответственные решения, часто в ситуациях цейтнота также рассматривается психологами как стрессогенный фактор. Действие данного фактора усугубляется тем, что СМИ могут придать широкой огласке любые инциденты, случившиеся в области педагогики или здравоохранения.

5. Неспособность помогать или действовать эффективно. Успех любого дела зависит от усилий обеих сторон — мастерства педагога и способностей ученика, компетентности менеджера и мотивации работника, правильно подобранных методов лечения и желания больного вылечиться. К сожалению, усилия специалистов помогающих профессий не всегда приводят к положительным результатам в силу многих объективных и субъективных условий. В этом случае возникает чувство обиды на клиентов или ощущение собственной профессиональной беспомощности. Оба эти состояния разрушительны для специалиста.

6. Изоляция от поддержки коллег. У специалистов, работающих в сфере «человек-человек», большая часть времени проходит в общении с клиентами, персоналом или учащимися. Часто в течение рабочего времени нет возможности обсуждать с коллегами профессиональные проблемы или свое эмоциональное состояние. Такая ситуация провоцирует развитие профессионального и эмоционального выгорания. В связи с этим важно отметить, что защититься от данного стресс-фактора нам помогут наши друзья, не работающие в той же отрасли, что и мы, поскольку они смогут оказать нам эмоциональную поддержку и просто выслушать нас и посочувствовать. Однако профессиональную обратную связь нам могут дать только коллеги или специалисты, работающие в той же сфере, что и мы, а также участие в различных балинтовских группах, ассоциациях, тренингах.

7. Недостаточное моральное и материальное стимулирование. К сожалению, низкие зарплаты людей, работающих в сфере помогающих отношении, негативно сказываются на уровне их самоуважения. Если в организации недостаточное материальное стимулирование не компенсируется хотя бы отчасти, понимающим отношением руководства и развитой системой нематериального поощрения, данный стрессор может привести к личностному кризису или развитию психосоматики.

Каждый из перечисленных выше факторов может стать причиной возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания или профессиональной деформации. Умение осознавать и контролировать влияние данных факторов, с нашей точки зрения, является важным ресурсом стрессоустойчивости для любого специалиста, работающего в сфере «человек — человек».

5psy.ru

10 профессий, которые сулят вам постоянный стресс

Стресс на работе

Человека, который бы хоть раз, да не забрасывал другим фразу о тяжелых рабочих буднях. Однако наш список вас наставит на путь истинный, ведь эти десять профессий признаны специалистами, как самые стрессовые.

Самой стрессовой считается работа пожарных. Несмотря на развитие технологий, это никак не снижает уровень риска для их жизни. Вторыми в списке идут пилоты — из-за угрозы терроризма и возлагаемой на них ответственности за жизнь пассажиров на борту.

Замыкают тройку — теле- и радиоведущие. Их стресс связан с необходимостью говорить правильно, корректно информировать людей о событиях. А заедать стресс и вовсе противопоказано (камера и без того полнит).

Дальше по списку идут: школьный учитель (4-й в рейтинге), медицинский и социальный работники (5-6-е места), вдыхающие под землей смолы шахтеры (7-е место), диспетчеры «Скорой помощи» (8-е место), организаторы праздников (9-е), а замыкают десятку — авиадиспетчеры.

Как изменилась наша жизнь всего за 10 лет?

Наоми Кэмпбелл и Кейт Мосс освоят новую профессию

Британская семья ищет няню в дом с привидениями

К новому учебному году в Украине известные художники раскрасят фасады учебных заведений

Ирландцы предложили самую милую вакансию в мире

Знаменитого рэпера пригласили на работу в британский банк

tv.ua

Профессии с повышенным уровнем стресса, экстремальные профессии.

Это особая деятельность, требующая постоянного внимания, максимального морального и физического напряжения.

К этой сфере деятельности относятся: газетные репортеры, редакторы, каскадеры, дрессировщики, шахтеры, биржевые брокеры, полицейские, военнослужащие, пилоты и работники МЧС (пожарные, саперы, доктора скорой помощи).
В «группу риска» также попадают руководители разных звеньев, менеджеры по работе с клиентами, секретари, продавцы, учителя, преподаватели.

В таких профессиях результат труда напрямую зависит от внутреннего состояния: стрессоустойчивости, выдержки, умения быстро принимать решения (подчас интуитивно), а также умения восстанавливаться и качественно отдыхать.
Обычных способов отдыха (таких, как: сон, телевизор, вкусная еда и отпуск) в этих сферах деятельности уже не достаточно. Поэтому люди начинают прибегать к помощи алкоголя, что плохо сказывается на здоровье, и в целом не решает проблемы отдыха и снятия напряжения. Поэтому человек очень быстро «изнашивает» свои внутренние резервы. А в таких профессиях это связано подчас с получением серьезных травм и даже риском гибели людей.

Ученые доказали, что не проработанные стрессы накапливаются и оставляют отпечаток в теле в виде зажимов и напряжений, переходя затем и в болезни. По мнению экономистов, болезни, связанные со стрессами, обходятся организациям в миллиарды рублей (лечение, компенсации рабочим, потери, связанные с прогулами и текучестью кадров).

Освоение Практической Системы Развития Человека позволяет научиться запускать данные нам природой механизмы самовосстановления и очищения, что помогает уже на начальных этапах на всех уровнях вычистить весь негатив из организма, проявляющийся как стресс. Человек учится покою, отдыху, расслаблению, которые в комплексе со сном, способны помочь в преодоление стрессовых состояний, а главное, минимизировать их появление.

В итоге, занимаясь Практической Системой Развития, человек:

— владеет механизмом самовосстановления, улучшает здоровье;
— получает отдых гораздо более глубокий, чем во время сна;
— избавляется от мышечных зажимов, вызванных стрессами;
— умеет минимизировать, а впоследствии и вовсе избавляться от нервных срывов, переутомления, депрессивных состояний и т.п.
— осваивает состояние ясного и четкого мышления, умение мгновенно реагировать на быстро меняющиеся обстоятельства, интуитивного понимания ситуации.

Достигаются эти результаты целым комплексов методов.

Это не очередной тренинг с краткосрочными результатами: это возможность помочь себе исправить не только следствия, но и причину. Практическая Система Развития Человека повышает не только антистрессовый потенциал, но и весь организм в целом меняется, а также меняется отношение человека к жизни.

Также центр предлагает Корпоративную программу для обучения рабочих коллективов.
В ее задачи входит увеличение трудоспособности человека, улучшение качества его труда, улучшения взаимоотношений и микроклимата в трудовом коллективе. Всё вместе это значительно повысит конкурентоспособность организации и станет эффективным дополнением внутрикорпоративного PR.

hello-human.ru

Эмоциональное выгорание и склонность к психогенным расстройствам у представителей разных профессий

От автора: Представляю Вашему вниманию результаты моего исследования

Грабарь, Н.Д. Взаимосвязь показателей эмоционального выгорания и склонности к психогенным расстройствам у представителей разных профессий / Грабарь Н.Д. // XIV Республиканская научно-методическая конференция молодых ученых: сб. материалов. – Брест : БрГУ. – С. 6–8.

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях уже несколько десятилетий привлекает внимание психологов. Постоянное воздействие на человека стрессовых ситуаций приводит к его интеллектуальному, душевному и физическому переутомлению. Синдром выгорания развивается постепенно. Поначалу у «выгорающего» начинают расти напряженность в общении с коллегами, появляются трудности в отношениях с начальством, конфликты в семье, нарастают физические и эмоциональные перегрузки. Человек все чаще тревожится и чувствует себя «загнанным в клетку». Эмоциональное переутомление переходит в физическое.

Нередко подобный переход сопровождается головной болью и простудой. Обычно после небольшого отдыха эти неприятные симптомы уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию вспыхивают с новой силой. Как правило, в такие моменты, человек не чувствует в себе сил даже для выполнения пустяковых дел. Требуется много усилий на то, чтобы заставить себя сходить в магазин, сделать деловой звонок, убрать в комнате. Такая усталость может провоцировать состояние подавленности, апатию, вспышки раздражения, ощущение не проходящего напряжения и дискомфорта. Все чаще «из головы вылетают» важные дела. Становится очень трудно сосредоточиться на выполняемой работе. Любые мелочи буквально выводят из себя. В такие моменты «выгорающий» начинает искать способы «экономии эмоций». Старается побыть в одиночестве после работы, ограничить все контакты только самыми необходимыми людьми. Если же это не удается, то срабатывает определенная защитная реакция. Она может выражаться в безразличии к партнеру, игнорировании его обращений, цинизме и даже агрессии. При этом человек может начать действовать в ущерб себе. Однако даже в этом случае он не всегда в состоянии сдержать раздражение. Возникает потребность избегать публичных мест, общественного транспорта, телефонных разговоров. В конечном итоге «выгорание» приводит к резкому падению самооценки и профессиональной мотивации. Человек по привычке может сохранять уважение к работе, однако постепенно все, что связано с трудовой деятельностью, становится ему безразличным.

Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения, сопровождающееся ощущением собственной бесполезности. В.В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения [1]. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Следствием эмоционального выгорания является не только снижение эффективности труда, но также и ухудшение здоровья работника. В настоящее время специалисты выделяют более ста психосоматических и психогенных симптомов и феноменов, так или иначе связанных с синдромом эмоционального выгорания. Под психогенными заболеваниями понимают различные расстройства психической деятельности, включающие острые и затяжные психозы, психосоматические нарушения, неврозы, аномальные реакции (патохарактерологические и невротические) и психогенное развитие личности, возникающее под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуации [2]. К. Ясперс подчеркивал, что при психогенных заболеваниях у личности не возникает новых черт, не свойственных ей ранее, а появляются те особенности реакций и поведения, которые в процессе жизни оказались подавленными более адекватными формами поведения. Иными словами, в результате психогенного заболевания у больного наблюдается регресс на более ранние стадии развития, у него утрачивается сдержанность, навыки саморегуляции, умение прогнозировать ситуацию, оценивать ее более широко, способность принимать соответствующее решение и т.д. В отличие от болезней, в развитии которых главная роль принадлежит внешним болезнетворным факторам, например, возбудителям инфекционных заболеваний, в происхождении психогенных, в частности психосоматических заболеваний ведущую роль играют факторы внутреннего порядка, в первую очередь психологические.

Проведенный теоретический анализ показал, что эмоциональное выгорание как хронический стресс, связанный с профессиональной деятельностью, может сопровождаться возникновением психогенных расстройств. Однако эмпирических исследований подобной взаимосвязи в специальной литературе обнаружено не было. Поэтому целью настоящего исследования стала проверка гипотезы о возможной ковариации между синдромом эмоционального выгорания и склонностью к психогенным расстройствам у представителей разных профессий.

В исследовании принимало участие 120 респондентов, представляющих четыре группы профессий: «человек – человек» (n=30: педагоги, медицинские работники, продавцы); «человек – техника» (n=30: водители, инженеры, представители строительных специальностей); «человек – знаковая система» (n=30: экономисты, бухгалтера, юристы) и «человек – художественный образ» (n=30: актеры, артисты оркестра, парикмахеры, фотографы). Оно осуществлялось посредством «Методики диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В.Бойко) и авторского «Опросника определения психогенных расстройств», который отвечает всем критериям качества психодиагностического теста (валидность и надежность).

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания позволяет диагностировать его ведущие симптомы и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Но в данном исследовании не производилась дифференциация результатов по фазам, а определялся общий балл, который говорит о степени выраженности эмоционального выгорания.

Результаты исследования представлены в таблице — Выраженность эмоционального выгорания у представителей разных профессий (в %)


Общим среди наиболее выраженных симптомов у представителей всех групп является симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Различия между респондентами в распространенности других симптомов так же незначительны. Так, для группы «человек – человек» одним из ведущих симптомов стало переживание психотравмирующих ситуаций, для групп «человек – техника», «человек – знаковая система» и «человек – художественный образ» – редукция профессиональных обязанностей. Существенные различия лишь в тех симптомах, которые приобрели наименьшую выраженность среди представителей четырех групп: «человек – человек» — тревога и депрессия, «человек – техника» — психосоматические и психовегетативные нарушения, «человек – знаковая система» — расширение сферы экономии эмоций и «человек – художественный образ» — «загнанность в клетку».

Анализ данных «Опросника для определения психогенных расстройств» показал, что у 93 % респондентов из группы профессий «человек – человек» и у 87% из группы «человек – техника» отсутствуют психогенные заболевания. Остальные члены исследованной выборки, соответственно, предрасположены к возникновению заболеваний данной группы.

Корреляционный анализ показателей выраженности эмоционального выгорания и склонности к психогенным расстройствам показал наличие прямой взаимосвязи у представителей четырех групп: «человек – человек» (r=0,387, при r=0,36 для p≤0,05); «чело-век – техника» (r=0,636, при r=0,36 для p≤0,05); «человек – знаковая система» (r=0,631, при r=0,36 для p≤0,05) и «человек – художественный образ» (r=0,49, при r=0,36 для p≤0,05).

Полученные данные подтверждают выдвинутую гипотезу. Профессиональный стресс – это возможная реакция организма, когда работа предъявляет к людям требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. Стрессовые факторы могут относиться к содержанию работы, рабочей нагрузке и месту работы, организации рабочего времени, степени участия в процессе принятия решений и возможности воздействия на этот процесс. Большинство причин стресса относятся к характеру организации работы и управления производственными процессами. Другие источники стресса могут касаться возможностей служебного роста, статуса и оплаты труда, роли работников в рамках организации, межличностных взаимоотношений, организационной культуры. Знание психологами-практиками основных травмирующих факторов может лечь в основу целенаправленной психопрофилактической деятельности.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы. Эмоциональное выгорание, хотя и считается профессиональной «болезнью общения», присущей представителем специальностей типа «человек – человек», присутствует также и у представителей профессий типа «человек – техника», «человек знаковая система» и в меньшей степени в группе профессий «человек – художественный образ». Различия между представителями разных типов профессий относятся к тем симптомам эмоционального выгорания, которые менее выражены. Существует прямая корреляция между выраженностью эмоционального выгорания и склонностью к психогенным расстройствам.

1. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – 105 с.

www.b17.ru