Стресс в профессиональной деятельности сотрудника овд

Стресс в служебной деятельности сотрудника правоохранительных органов

Табурца Виталий Андреевич,подполковник полиции, преподаватель кафедры специальной тактики факультета профессионального обучения Краснодарского университета МВД Россииt.andrei2007@yandex.ru

Стресс в служебной деятельности сотрудника правоохранительных органов

Аннотация.Статья посвящена раскрытию особенностей и причин профессионального стресса сотрудников правоохранительных органов. Автором проанализированы факторы, детерминирующие течение профессионального стресса, приводящие не только к психическому и эмоциональному выгоранию, но и профессиональной деформации и деструктивности личности.Ключевые слова:стресс, профессиональный стресс,профессиональная деформация сотрудников правоохранительных органов.

Служба в правоохранительных органах является видом человеческой деятельности, обладающим не только социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденной жизни, связанные с особыми условиями.Сотрудник правоохранительных органов выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими нормативными документами[1].Несение сотрудником службы является выполнением служебного долга, требует от него организованности, высокой дисциплинированности, решительности и инициативы. Неподготовленность и некомпетентность может привести к дезориентации, что незамедлительно скажется на работе.Сотрудники правоохранительных органов в значительной степени подвержены влиянию производственного стресса. Профессиональная деятельность специалистов данного профиля включает множество эмоциональноотрицательных и экстремальных факторов, вызывающих стрессовое состояние:Профессиональная деятельность, в условиях которой находятся сотрудникиправоохранительных органов является предиктором разного рода таких психотравмирующих ситуаций, которые выходят за рамки обычного человеческого опыта. К ним относятся следующие детерминанты стрессоров:

ситуации, угрожающие сохранности жизни человека, способные привести к серьезной физической травме или ранению;

ситуации, связанные с восприятием устрашающихкартин смерти и ранений других людей, имеющих отношение к насильственной или внезапной гибели близкого человека;

ситуации, имеющие отношениек воздействиям губительных факторов внешней среды;

ситуации, связанные с собственной виной за смерть или тяжелую травму другого человека [2];

ситуации, при которых возникает экстренная необходимость решать задачу самостоятельно, выбирать лучший способ действия из нескольких возможных;

ситуации, включающие в себя сложность, высокие требования к соблюдению временных и иных показателей;

ситуации передвижения на местности в экстремальных условиях, при строгом соблюдении правил безопасности;

ситуации необходимостистрогоговыполнения нормативов, требований в профессиональных действиях;

ситуации опасностидля собственной жизни и жизни других людей [3].Перечисленные обстоятельства профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов предъявляют высокие требования к их стрессоустойчивости, выдержки в ситуациях высокого психического напряжения.Вероятность развития стрессовых состояний зависит от наличия и степени определенных факторов риска, которым подвержена данная профессиональная группа. Их можно подразделить на условия, способствующие развитию и таких состояний, и на причины эти состояния вызывающие.Примером условий может служить то, что эмоциональной напряженности больше подвержены лица с меланхолическим и холерическим типами темперамента. А причинами могут быть неожиданность возникновения опасной ситуации, реальной или предполагаемой угрозы для жизни и здоровья, незаслуженные оскорбления, непреодолимая трудность выполнения важного задания.Ряд ученых, например, В.Л. Марищук и М.А. Евдокимов предложили классификацию основных факторов риска, способствующихвозникновению стрессовых состояний у сотрудников правоохранительных органов [4].Они выделили три укрупненных группы стрессфакторов.К первой группе были отнесены социальнобытовые факторы, в их числе: неудовлетворенность содержанием государственных ценностей, сомнения в их справедливости, несогласие с системой общественных отношений, своим местом в этой системе;недовольство условиями службы, отношением к себе командиров, начальников;неудовлетворенность уровнем социальной защиты, денежным содержанием, плохими жилищными условиями;отрицательного влияния нездорового климата в служебном коллективе.Вторую группу составили профессиональные факторы, оказывающие непосредственное воздействие в ходе служебной деятельности:сознание своей недостаточной профессиональной подготовленности и опасения, связанных с ней кон6фликтов с сослуживцами, риска стать виновником определенной служебной ситуации;негативное воздействие плохой организации режима профессионального труда, неблагоприятные условия для отдыха, питания;недостаточно высокий уровень профессионально важных психических познавательных процессов, волевых качеств;недостаточно высокий уровень физических качеств и двигательных навыков, профессионально важных для выполнения своей профессиональной деятельности;типологические особенности нервной деятельности, недостаточно благоприятные для выполнения профессионального долга;общее неблагоприятное состояние здоровья и физического развития.Третья группа –это ситуативные (временные) факторы:временное ухудшения здоровья;временное отклонение параметров функционального состояния от оптимума;переживание болезни или смерти коголибо из близких;переживания в связи с переменами в составе начальников, командиров, потребовавших изменения привычного режима службы, отдыха, изменения уровня взыскательности командиров, начальников;трудности при переучивании на новую технику, изменение условий, меры ответственности в ее эксплуатации;ожидание относительно не благоприятных перемен в своем служебном положении, в семейном положении и т.д.Также факторами профессионального стресса у сотрудников правоохранительных органов являются:необходимость быстрого принятия решений в проблемных ситуациях;наличие ситуаций, угрожающих жизни и здоровью человека, способных привести к серьезной травме или ранению;повышенные требования к длительной концентрации внимания;высокая насыщенность межличностных взаимодействий;необходимость строгого выполнения нормативов, требований;высокая рабочая нагрузка;высокая ответственность за принимаемые решения.Перечисленные обстоятельства профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов предъявляют высокие требования к их эмоциональной устойчивости, выдержке в ситуациях высокого психического напряжения. В.А. Бодров отмечает, что существуют органические предпосылки психологической устойчивости, но преимущественно данная характеристика вырабатывается в течение жизни, формируется в период профессиональной активности, в ходе выполнения учебных, служебных задач [5].Рассмотрим последствие влияние производственного стресса на сотрудников правоохранительных органов.Отмечается, что продолжительное воздействие стрессовых факторов может привести к выраженной личностной деформации сотрудников правоохранительных органов. Наиболее часто в литературе упоминаются такие негативные характеристики данного профиля, как агрессивность, цинизм, профессиональная индифферентность, психологическое истощение, безразличие к служебным обязанностям, эмоциональные нарушения (тревога, депрессия, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, раздражительность и др.) [2].Следствием продолжительного воздействия профессионального стресса может явиться развитие синдрома эмоционального выгорания.По оценке Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой симптомы психического выгорания наблюдаются более чем у 50% сотрудников правоохранительных органов. Существуют различные определения «выгорания», в наиболее общем виде оно рассматривается как «долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности» Н.В. Водопьянова [6].Психическое выгорание оказывает отрицательное воздействие на все стороны личности, ее поведение, межличностные отношения, снижая в конечном итоге эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом. Среди симптомов эмоционального выгорания наиболее часто называют следующие: физическое и психическое истощение, усталость, снижение эффективности служебной деятельности, потеря интереса к выполняемым служебным обязанностям, депрессивные симптомы, деперсонализация, негативные эмоции, по отношению к людям, с которыми приходится сталкиваться в рамках трудовой деятельности, нарушения межличностных отношений [6].Следует отметить, что индивидуальные особенности делают их уязвимыми для стрессов. Но не все люди одинаково подвержены действию стрессов. Источник стресса, способный сломать жизнь одному человеку, останется не замеченным его коллегой.Здесь можно упомянуть о двух факторах, способных уменьшить восприимчивость человека к стрессу: высокий уровень удовлетворенности работой (службой) и контроль над тем, что он делает, и над условиями, в которых трудится.Одним из факторов, влияющих на то, как человек справляется со стрессом, является социальная поддержка, наши семейные и социальные контакты. Человек, который живет один или не имеет эмоциональных связей с окружающими, –более легкая добыча для стресса, нежели человек, связанный крепкими узами с родными, друзьями и коллегами. Поддержка семьи способна компенсировать негативные чувства, которые вызывает работа (служба), стать источником самоуважения и помочь осознать собственную значимость и ценность. Социальная поддержка коллег –сплоченная группа или хорошее отношение с руководством –тоже могут уменьшить негативные последствия стресса [7].Общее физическое состояние и подверженность стрессам взаимосвязаны. Более здоровые люди меньше страдают от производственных стрессов и от их последствий, чем те, чье здоровье оставляет желать лучшего. Физические упражнения –хороший способ улучшить качество жизни. Поэтому во многих подразделениях правоохранительных органов есть спортивные залы, в которых сотрудники в обязательном порядке проходят обучение сотрудников рукопашному бою, тиры для стрельб, в зиме время –лыжи и другие занятия.Уровень нашего профессионализма способен сделать нас более или менее устойчивыми к воздействию стрессов. Люди, лучше владеющие специальностью, как правило, считают свою работу менее стрессовой, чем те, которые уступают им в квалификации. Конечно, молодые сотрудники правоохранительных органов более подвержены стрессу, так как они еще не осознают, что и как делать, поэтому рядом с ними должен находиться опытный наставник.Итак, профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов, характеризуется высоким уровнем нервноэмоциональной напряженности, обусловленной сложностью и ответственностью решаемых задач, наличием реального риска для жизни, здоровья и социальнопсихологического благополучия самого сотрудника и других лиц. Последствием чрезмерной психологической нагрузки может стать снижение эффективности профессиональной деятельности до полной ее дезорганизации, а также формирование различного рода деформаций личности вплоть до расстройства психики иорганизма.В регуляции неблагоприятных проявлений стрессовых состояний целесообразно различать три уровня: организмический, индивидный и личностный, на каждом из которых применяется определенный комплекс методов.Наиболее успешными являются комплексные подходы к профилактике и преодолению неблагоприятных проявлений стресса, основанные на использовании нескольких наиболее эффективных для данной личности психокоррекционных методов. Подчеркивается необходимость индивидуального подхода к регуляции стресса с учетом личностных особенностей человека.Для профилактики и преодоления стрессовых состояний, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, используются различные методы и техники. С нашей точки зрения, наиболее эффективными из них в плане преодоления стресса и повышения стрессоустойчивости у работников правоохранительных органов, являются релаксация, аутогенная тренировка, дыхательных упражнений и др.Однако, причины, вызывающие профессиональный стресс у сотрудников правоохранительных органов, заметно различаются. Так, часть сотрудников, испытывают негативные переживания в связи с такими аспектами трудовой деятельности, как: плохие перспективы профессионального роста, маленькая зарплата, нечеткие инструкции руководителей, завышенные требования к результатам своей работы, невозможность повлиять на принятие решений, изоляция от поддержки коллег, большой объем работы, рабочие перегрузки, недостаток разнообразия работы, неадекватные методы руководства (чрезмерная директивность, завышенные требования).В свою очередь, другая группа сотрудников в большей степени, по сравнению спервой, испытывают профессиональный стресс по следующим причинам: организационные проблемы, недостаточные резервы (большой объем работы; недостаток времени, которым можно распорядиться по своему усмотрению; высокая рабочая нагрузка), ненужные процедуры, в основном связанные с ведением большого объема документации, ролевой конфликт, плохая коммуникация, конфликт с коллегами, высокая профессиональная ответственность.Согласно полученным данным, сотрудники правоохранительных органов, принявшие участие в нашем исследовании, испытывают влияние производственного стресса. Это проявляется в высоком уровне реактивной тревожности в конце рабочего дня. Кроме того, у обследованных работников были выявлены некоторые личностные особенности (подозрительность, внутреннее напряжение, настороженность, повышенная чувствительность), которые, возможно, являются следствием негативного влияния профессионального стресса.Особенности переживания профессионального стресса, устойчивость к возникновению стрессового состояния, связаны с определенными личностными особенностями работников правоохранительных органов. Низкая толерантность к возникновению профессионального стресса характерна для тревожных, замкнутых, эмоционально не устойчивых, нерешительных, чувствительных испытуемых обеих групп. Кроме того, были выявлены специфические взаимосвязи между факторами профессионального стресса и индивидуальными особенностями.Также в нашей работе был представлен анализ общих принципов регуляции стресса, а также описание отдельных методов, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее эффективными в плане преодоления стресса и повышения стрессоустойчивости у работников правоохранительных органов. К этим методам относятся релаксация, аутогенная тренировка, дыхательные упражнения, различные приемы саморегуляции эмоционального состояния.

e-koncept.ru

Влияние профессионального стресса на психическое здоровье сотрудников ОВД

Введение 3
1. Теоретические основы влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации 6
1.1 Профессиональный стресс: генезис понятия и современное состояние проблемы 6
1.2 Специфика профессиональной деятельности сотрудников ОВД: стрессогенность и психическое здоровье 16
2.Экспериментальное исследование, направленное на изучение влияния профессионального стресса на психическое здоровье сотрудников ОВД 27
2.1 Организация экспериментального исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Заключение 47
Глоссарий 50
Список использованных источников 53
Приложение А Тест нервно-психической адаптации (НПА) И.Н. Гурвича 59
Приложение Б Методика Ю.В. Щербатых «Симптомы стресса в вашей работе» 61
Приложение В Методика «Шкала тревожности Спилберга-Ханина» 64
Приложение Г Методика «Индикатор копинг-стратегии» 66
Введение
Интенсивное изучение различных форм стресса и его негативного влияния на жизнедеятельность и здоровье человека является одним из доминирующих направлений прикладных психологических исследований, на протяжении последних трех десятилетий. Такое внимание к разработке психологической проблематики стресса объясняется ее непосредственной связью с актуальными запросами современной социальной практики. Печальная статистика роста заболеваний «стрессовой этиологии», нарушений трудоспособности активной части населения, потерь квалифицированной рабочей силы вследствие невозможности адаптации к новым формам труда и повышению интенсивности информационных нагрузок, различные формы «личностного неблагополучия» — вот краткий перечень проблем, которые отчетливо воспринимаются обществом как серьезная угроза качеству жизни и психическому здоровью современного человека.
На сегодняшний день проблема изучения профессионального стресса довольно актуальна, она разрабатывается в работах как зарубежных, так и отечественных ученых. Внимание российских исследователей (В. А. Бодров, А. С. Кузнецова, Л. В. Куликов, А. Б. Леонова, В. Д. Небылицын и др.) привлекают вопросы, связанные с изучением влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа сопряжена с интенсивными физическими и эмоциональными нагрузками. К категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, безусловно, можно отнести сотрудников органов внутренних дел.
//////
Объектом исследования является профессиональный стресс.
Предмет исследования — влияние профессионального стресса на психическое здоровье сотрудников ОВД.
Целью исследования является выявление особенностей влияния профессионального стресса на психическое здоровье сотрудников ОВД.
Гипотеза исследования: предположим, что состояние стресса связано с несформированностью копинг-поведения у сотрудников ОВД. Разработанная комплексная программа, представляющая собой единство физического, эмоционального и когнитивного компонентов позволяет снизить уровень стресса и сформировать адекватные копинг-стратегии. Таким образом, повышается стрессоустойчивость личного состава сотрудников ОВД.
Исходя из цели и гипотезы исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть понятие профессионального стресса, его сущность и современное состояние проблемы.
3. Выявить особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД: стрессогенность и его влияние на психическое здоровье.
4. Осуществить эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния профессионального стресса на психическое здоровье сотрудников ОВД.
///////
1. Теоретические основы влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации

1.1 Профессиональный стресс: генезис понятия и современное состояние проблемы

Профессиональные стрессы могут нарушить деятельность организации, приводя к потере персонала. Стресс может нарушить структурно-организационные связи, организационную культуру, характер самой работы, личностные особенности сотрудников, а также характер их межличностных взаимодействий. Стресс негативно сказывается как на конкретных людях — их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.
Отметим, что с конца 60-х годов двадцатого столетия понятие «стресс» стало широко применяться в исследованиях, направленных на изучение особенностей профессиональной деятельности разных специалистов (С. Картрайт, К. Л. Купер, Т. Кокс, К. Маккей и др.), и в прикладных исследованиях сформировался термин «профессиональный стресс». В отечественной психологии интерес к вопросам связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях значительно возрос в последние годы (В. Д. Небылицын, В. А. Бодров, Л. В. Куликов, В. Р. Михайлова, А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова и др.).
Внимание исследователей привлекают вопросы, связанные с изучением влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа сопряжена с интенсивными физическими и эмоциональными нагрузками. Так, например, в 1989 году английские психологи из Манчестерского университета составили шкалу стресса, риска алкоголизма и психических заболеваний для полутора сотен профессий. Степень стресса определялась по частоте сердечных приступов и других заболевании. Опасность развития профессиональных стрессов оценивалась по 10-балльной шкале . Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Результаты напряженности труда в различных социальных сферах.
Профессия Стресс (баллы)
Шахтеры 8,3
Полицейские 7,7
Пилоты гражданской авиации 7,5
Журналисты 7,5
Строители 7,5
Зубные врачи 7,3
Актеры 7,2
Политические деятели 7,2
Общественные деятели 7,0
Врачи общей практики 6,8
Учителя 6,2
Водители автобусов 5,9
////////
В трудовой деятельности выделяют три вида стрессов, а именно, рабочий, организационный и профессиональный стрессы. Рассмотрим их подробнее, так рабочий стресс связан с причинами, возникающими на рабочем месте (нарушение условий труда, места работы). Организационный стресс рассматривается в работах О.В. Кудриной и определяется как «негативное влияние на работника особенностей той организации, в которой человек трудится». Профессиональный стресс возникает из-за причин, связанных с профессией. В научной литературе существует путаница в данных понятиях, одни исследователи считают их синонимичными, другие наиболее часто употребляют понятие профессиональный стресс [21, С. 177].
Итак, профессиональный стресс — это связанное с выполняемой профессиональной деятельностью напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов.
Однозначного определения понятия «профессиональный стресс» в настоящее время в науке нет, как не существует и однозначных теоретических посылок и определения базовых понятий в этой области. В международной классификации болезней профессиональный стресс выделяется в отдельной рубрике и определяется как стресс, связанный с трудностями управления своей «профессиональной жизнью». В научных исследованиях выделяют несколько направлений профессионального стресса: экологический, трансактный и регуляторный, в рамках которых определяется различное содержание понятия профессионального стресса.
Рассмотрим подробнее каждое направление изучения профессионального стресса. Так, в первом направлении профессиональный стресс рассматривается как ответная реакция на окружающую профессиональною среду. В исследованиях соответствия «личность — среда» утверждается, что профессиональный стресс возникает из-за несоответствия требований рабочей среды и индивидуальных ресурсов работающего человека. В рамках этого подхода основное внимание исследователи уделяют анализу эффектов взаимодействия системы факторов, вызывающих стресс на рабочем месте, что позволяет определить специфические проявления стресса. Сам факт наличия стресса устанавливается на основании обнаружения закономерных связей между факторами напряженности труда и их негативными последствиями, которые рассматриваются в трех плоскостях — влияние на труд, физическое и психическое здоровье специалистов. По мнению А. Б. Леоновой, благодаря исследованиям, выполненным в рамках этого подхода, были разработаны представления о комплексах причин и неблагоприятных последствий стресса в рабочих ситуациях .
Следующее направление в исследованиях профессионального стресса, базирующиеся на психологической модели стресса Р. Лазаруса, и оформившиеся в виде трансактного подхода (Т. Кокс, К. Маккей). Р. Лазарус утверждает, что хотя знание профессиональных стрессоров и имеет значение, нельзя упускать из внимания то, что стрессоры всегда индивидуальны, как и способы, к которым прибегают люди, чтобы справиться со стрессом. Для описания стресса на рабочем месте, по мнению Р. Лазаруса, необходимо изучить эти индивидуальные черты [37, С. 211].
При рассмотрении профессионального стресса как трансактного процесса в структуре стрессового эпизода выделяют четыре последовательных элемента: осознание стрессора и его оценка; эмоциональные реакции и когнитивные процессы; копинговые реакции; результат копинга и новая оценка ситуации.
Таким образом, степень устойчивости человека к воздействию эмоциональных стрессовых факторов, по мнению представителей трансактного подхода, зависит от значимости этих факторов для личности и от состояния индивидуальных психических механизмов зашиты, а степень устойчивости к стрессирующему воздействию факторов физической природы зависит от уровня физического здоровья человека и от его адаптированности к данному физическому фактору.
Третье направление в исследованиях профессионального стресса реализуется в рамках регуляторного подхода (Л. Г. Дикая, М. С. Капица, А. Б. Леонова). В регуляторном подходе стресс рассматривается как состояние, отражающее механизм регуляции деятельности в затрудненных условиях. В рамках этого подхода текущее состояние человека описывается как «срез» актуализированных в конкретный момент времени механизмов регуляции, обеспечивающих успешное поведение человека в сложившихся обстоятельствах. Предметом исследований этого направления стали детализация представлений о смене механизмов регуляции деятельности под влиянием разных факторов, а также их оценка с точки зрения внутренних затрат .
Несмотря на то, что в специальной литературе названные подходы к анализу профессионального стресса чаще всего обсуждаются как независимые и в определенном смысле конкурирующие друг с другом, между ними не существует жестких разграничений или непримиримых противоречий. Напротив, в совокупности они скорее отражают разные «пласты» анализа факторов и механизмов развития профессионального стресса, взаимодополняющих друг друга. Поэтому ориентация на создание цельных концепций профессионального стресса предполагает не только критический анализ существующих разночтений, но и поиск путей разработки более мощной «метаметодологии» исследований стресса, обобщающей накопленный методический инструментарий для решения разного рода практических задач. В частности, по мнению А. Б. Леоновой, эта установка может быть реализована в виде иерархической схемы анализа профессионального стресса в соответствии с тремя уровнями его оценки:
• макроанализ стрессогенной ситуации, причин и источников развития профессионального стресса, а также их негативных последствий, представленный в моделях экологического типа;
• анализ промежуточных переменных, отражающих опосредующее влияние факторов субъективного отношения к ситуации и индивидуального опыта преодоления стресса, представленный в моделях трансактного типа;
• микроанализ механизмов активизации адаптационных психо-физиологических ресурсов, отражающихся в специфике острых (текущих) и отсроченных (хронических) стрессовых состояний, представленный в моделях регуляторного типа .
Так, Н. В. Самоукина различает три разновидности профессионального стресса: информационный, эмоциональный, коммуникативный. С другой стороны, В. А. Бодров причины возникновения профессиональных стрессов подразделяет на непосредственные и главные. К непосредственным причинам автор относит сложность и опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для жизни и здоровья, дефицит времени, конфликты с руководством и др., т. е. к данным факторам относятся события связанные с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности. К главным причинам В. А. Бодров относит индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда [6, С. 45].
///////
Коммуникативные Вертикальная структура

Горизонтальная структура Формальные отношения в системе подчиненности Неформальные отношения с сотрудниками и клиентами
Информационные Алгоритмизация

Эвристичность
Последовательность и упорядоченность операций Объем творческого компонента труда
Эмоциогенные Ответственность

Опасность
Мера влияния на судьбы других людей
Степень риска для своего здоровья и жизни
Физиолого-гигиенические Обитаемость

Ритмичность Вредные факторы рабочей среды
Соотношение с биоритмами организма
Представленная выше классификация основных стрессогенных факторов профессиональной деятельности предоставляет возможность многофакторной экспертной оценки любой существующей специальности. Градации каждого из восьми факторов могут быть выражены в четырехбалльной шкале. При этом становится целесообразной как дифференцированная оценка по факторам, так и интегральная оценка. Последняя может варьироваться от минимального уровня 8 баллов до максимального — 32 балла. Представляется разумным выделить на этой шкале четыре диапазона:
• профессии с малой стрессогенностью (8–13 баллов);
• профессии с умеренной стрессогенностью (14–19 баллов);
• профессии с выраженной стрессогенностью (20–25 баллов);
• профессии с высокой стрессогенностью (26–32 балла).
Следовательно, что с общей точки зрения наибольшего внимания требуют те факторы, стрессогенность которых максимальна (4 балла) или субмаксимальна (3 балла). В таких случаях требования к специфической стрессоустойчивости специалиста становятся обязательными, а их выполнение обеспечивает сохранение профессионального здоровья, защищает от развития профессиональных заболеваний и эмоционального выгорания.
Разнообразие стресогенных ситуаций определяют различия в используемых стратегиях преодоления стресса. Понятие «стратегия» применительно к процессу преодоления стресса характеризует определенные способы поведения человека в стрессовых ситуациях. Некоторые авторы под этим понятием подразумевают также использование средств, приемов, методов оказания помощи (самопомощи) для преодоления стресса. Стратегии по преодолению стресса могут быть активными и пассивно-выжидательными, с положительным или отрицательным эффектом, непосредственного и опосредованного действия. Они направлены на поиск помощи и информации, выполнение действий по защите от стресс-факторов и изменению трудной ситуации, а также другие формы поведения [33, С. 115].
Применительно к конкретной ситуации люди могут использовать разные стратегии, и один и тот же человек в различных ситуациях может применять либо разные стратегии, либо наиболее типичные для него, причем в ряде случаев для преодоления стресса в конкретной ситуации возможна реализация нескольких разнородных копинг-стратегий. Успешность использования какой-либо стратегии в одной конкретной стрессовой ситуации не гарантирует ее эффективности в других ситуациях. Эффективность определенной стратегии преодоления стресса зависит не только от реальной ситуации, но и от ее когнитивной оценки субъектом. Поэтому еще один важный параметр потенциального соответствия между преодолением и ситуационными оценками — воспринимаемый контроль над ситуацией. В ситуациях, не поддающихся воспринимаемому контролю личности, могут быть использованы адаптивные стратегии избегания или эмоционально-ориентированная стратегия совладания со стрессом. При возможном контроле над ситуацией наиболее эффективны проблемно-ориентированные стратегии.
/////////
1.2 Специфика профессиональной деятельности сотрудников ОВД: стрессогенность и психическое здоровье

Проблема изучения профессионального стресса и его влияния на психическое здоровье сотрудников ОВД, исполняющих свои обязанности в экстремальных условиях деятельности, окружена пристальным вниманием многих ученых.
По мнению современных исследователей, наиболее высокие требования к адаптационным возможностям человека и способности противостоять эмоциональным стрессам предъявляются представителям профессий, где деятельность относится к системе человек — человек, и тем, кому постоянно приходится бывать в непредсказуемых экстремальных ситуациях.
Любая профессиональная деятельность имеет только ей присущие особенности, требующие от человека конкретных знаний, умений, навыков.
Профессия сотрудника ОВД, несомненно, попадает в «группу риска», так как нередко приходится попадать в ситуации с непредсказуемым исходом, повышенной ответственностью, физическими и моральными перегрузками, риском для жизни, участием в ситуациях вооруженной борьбы (связанные с применением оружия). Опасность этих ситуаций в последнее время возросла в связи с частым использованием преступниками самого современного оружия и изощренных средств совершения преступлений, повышением криминального профессионализма [48, С. 106].
Сотрудник ОВД в своей работе непрерывно испытывает эмоциональные и физические перегрузки. Стресс профессиональной деятельности предъявляет повышенные требования к состоянию психического здоровья сотрудников ОВД. Последние два с половиной десятилетия истории российского общества сопровождаются нарастанием количества экстремальных ситуаций различного масштаба и характера. К наиболее крупным из них следует отнести войны в Афганистане и Чечне, вооруженные конфликты в Карабахе, Абхазии, Приднестровье, аварию на Чернобыльской АЭС, межэтнические столкновения в Осетии, террористические акты в Москве и других городах России. Все они для своего разрешения требовали и требуют участия сотрудников ОВД.
///////
В основу концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, предлагаемой Г. С. Никифоровым, положена идея сквозного психологического обеспечения профессиональной деятельности от «входа» в профессию и до «выхода» из нее . А процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального функционирования. Вместе с тем, по мнению многих авторов, современное освещение вопросов профессионального здоровья в литературе представлено явно неполно и неравномерно, что не позволяет пока дать исчерпывающие ответы по всему вектору их рассмотрения.
Так, по мнению Н. Е. Водопьяновой, под психическим здоровьем следует понимать умение человека поддерживать равновесие на всех уровнях функционирования (биологическом, психологическом, социальном) при изменяющихся условиях внешней среды на основе способности к саморегуляции [11, С. 89].
Обобщив приведенные выше определения, можно сделать вывод, что понятие «профессиональное здоровье» не является чем-то новым. Речь идет лишь о смещении акцентов с традиционного подхода, ориентированного на выявление у кандидатов болезней и физических недостатков, являющихся противопоказанием к службе в соответствии с нормативным перечнем, к нормоцентрическому, ориентированному на оценку количественных показателей собственно здоровья кандидата. В данном случае речь идет о необходимости оценки «нормы» или «количества здоровья», ресурса здоровой биопсихосоцио-духовной составляющей человека относительно характера и среды его профессиональной деятельности.
////////
Состояние психической напряженности в условиях конфликта переживается как чувство раздражения, агрессии или как чувство подъема, возбужденного и активного настроения. Эмоциональный фон, как правило, повышает интенсивность состояния напряженности, причем особенно сильно воздействуют на него негативные эмоции, так как они приводят к более высокой степени активации.
Источники стресса могут быть идентифицированы по тем характеристикам работы, которые влияют на удовлетворенность человека своей деятельностью и на мотивацию этой деятельности, соответствующую целям ОВД.
К ним в первую очередь относятся:
1. Личная ответственность за результаты труда. Сопровождается чувством индивидуального успеха и повышением самооценки (однако, к сожалению, очень часто наблюдается возвращение осужденных после освобождения к преступной деятельности).
2. Автономия. При высокой автономии индивиды переживают результаты своих усилий как успех или неудачу, при низкой — приписывают успех и неудачу или специфике работы, или другим сотрудникам (сама система ОВД не предполагает автономии).
3. Внутренняя субъективная значимость результатов труда. При успешности усилий она создает позитивное восприятие сотрудником себя. Значимость работы повышается, когда профессиональная деятельность позволяет проявлять ценимые самим работником умения, навыки и способности (здесь следует отметить невысокий социальный престиж правоохранительных органов и недостаточно высокая заработная плата при очень напряженных условиях труда).
4. Обратная связь с другими людьми (личностная идентичность, т. е. способность сотрудника сформировать адекватную самооценку по оценкам результатов труда со стороны коллег) .
Помимо названных характеристик, связанных с самим процессом труда, вводятся еще две, отражающие взаимодействие с другими людьми на работе.
1. Степень, в которой осуществление профессиональной деятельности требует контактов с другими людьми (постоянный контакт с криминогенным контингентом).
2. Возможности установления неформальных дружеских связей с другими людьми (очень часто сотрудники ОВД дружат со своими коллегами, что не позволяет им в должной степени отвлечься от профессиональных проблем) [52, С. 209].
В силу указанных обстоятельств, являющихся источниками стресса, у сотрудников ОВД накапливается усталость и формируется негативное отношение к своей трудовой деятельности.
Следует также отметить, что значительная нервно-психическая нагрузка в связи с высокой ответственностью за результаты работы предъявляют высокие требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности сотрудников ОВД, обеспечивающим преодолевающее стресс поведение.
В последнее время проблема психологической устойчивости сотрудников ОВД к стрессу является профессионально значимой, так как от нее во многом зависит эффективность оперативно-служебной деятельности.
Для формирования стрессоустойчивости сотрудников ОВД необходим теоретически обоснованный подход, поэтапно обучающий стрессоустойчивости и умению противодействовать негативным влияниям стресс-факторов в различных повседневных, стандартных, экстремальных ситуациях. Одним из возможных подходов к психопрофилактике психических расстройств, позволяющим держать весь процесс формирования стрессоустойчивости под контролем, у сотрудников ОВД, решающих эту задачу теоретически обоснованно и понятно, должна стать теория стресса и копинга Р. Лазаруса.
Копинг — значит преодоление стресса, стресс и копинг — два нераздельных для человека процесса. Р. Лазарус попытался первым обосновать положение, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия.
Копинг-поведение регулируется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Оно является результирующей взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управление стрессором. В настоящее время к копинг-ресурсам личности относят: развитость когнитивной сферы, позволяющей оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека; представления человека о себе; умение контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность за нее; умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми; умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт; позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере, духовность человека, вера в бога и т.д.; ценностная мотивационная структура личности.
По мнению В. Ю. Рыбникова и Е. Н. Ашаниной, существует четыре основных типа стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности [44, С. 48].
Первый тип ситуаций связан с постоянной повседневной деятельностью сотрудников ОВД и характеризуется условиями деятельности, к которым сотрудник привык, т.е. он знает, как, когда и что надо делать, у него существует набор привычных способов поведения в данных ситуациях. Эти ситуации не представляют угрозу для сотрудника, во всяком случае, они так оцениваются им самим. Ситуации второго типа характеризуются нарушением параметров привычности, стандартности поведения в целом или какого-то конкретного действия. Эти ситуации, как и первые, не несут в себе угрозу для жизни и здоровья сотрудника (например, работа по усиленному варианту при проведении различных спецмероприятий).
Ситуации третьего типа отличаются от ситуаций первого типа наличием элементов опасности и риска, вместе с тем деятельность в условиях этих ситуаций осуществляется по известным сотруднику канонам и стандартам (например, сотрудник работает по пресечению массовых беспорядков).
/////// Цена: 1200 руб

nice-diplom.ru