Стресс в социологии

Найдено 6 определений термина СТРЕСС

(от англ. stress давление, нажим, напряжение) — 1) общее — внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его изменение; 2) в психологии, физиологии, медицине, биологии — состояние напряжения (прежде всего, психического), возникающее у человека при деятельности в трудных условиях или при действии значительных по силе и(или) продолжительности факторов (стрессогенных факторов). Понятие введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность и самочувствие огранизма.

от англ. stress — напряжение) — англ. stress; нем. Stress. 1. В физиологии (Г. Селье) — неспецифическая реакция организма на воздействие любых неблагоприятных факторов (голод, холод, физические и психические травмы и т. д.). 2. Состояние общего напряжения, возникающее у индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. 3. Стресс социальный — различные виды соц. напряжения, давления, нагрузок и т. д., требующих многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах соц. поведения, взаимодействия и т. д 4. Стресс информационный — состояние информационной перегрузки, когда индивид не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе будучи ответственным за последствия принятых решений.

stress) — состояние напряженности, вызванное затруднениями или противоречивыми требованиями, с которыми человек не может справиться должным образом. Оно субъективно, поскольку разные люди переживают один и тот же случай по-разному, и для одного это может быть стресс, а для другого нет. Стресс, вызванный жизненными обстоятельствами, представляет интерес для изучения психологических расстройств (см. Невроз), социальных явлений (типа самоубийства) и физических недугов (например, сердечных заболеваний). Личностно-центристское консультирование и многие виды нетрадиционной медицины стремятся обращаться с человеком в контексте жизненного опыта и текущих проблем. Используя аналогию с механикой, можно сказать, что их цель — укрепить человека и позволить ему/ей противостоять воздействию жизненных невзгод.

stress), тяжелое физ. и душевное состояние или связанные с ним нарушения. С. — осн. мед. проблема совр. об-ва. Ханс Селье определил его в кн. Стресс (1950) как психолог, реакцию на вредные или антипатичные стимулы. Большинство исследователей С. считают это определение слишком ограниченным. Несомненно, физ. последствия С. (сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, пониженный иммунитет или язва желудка) полны драматизма, и их крайне важно изучать, однако и менее явные нарушения — изменения в деят-ти сердца, мозга и гормональной системе — также подрывают здоровье, настроение и работоспособность. Ранние исследования С. делали акцент прежде всего на физ. факторах напряжения, напр., на экстремальных темп-pax, шуме, болезнях и ушибах. В более поздних исследованиях подчеркивается влияние таких факторов, как нагрузка на работе, толкотня, тяжелые утраты и сложные взаимоотношения. Эти психолог, факторы изучены хуже, чем физ. (о к-рых писал Селье), но полагают, что именно они приводят к душевным и физ. заболеваниям. Исследования свидетельствуют о необходимости контроля над источниками С. Напр., шум влияет на концентрацию внимания, но проведенные эксперименты показали, что люди работают во время шума более эффективно, если им говорят, что они могут в любой момент его убрать. Продолжаются исследования причин, связанных с орг-цией труда и применением новых технологий.

от англ. stress — давление, нажим, напряжение) — сильное воздействие на человека или группу людей внешних раздражителей. По определению автора этого понятия, канадского физиолога Ч. Селье (1907-1982), данному им в 1935 г., «стресс — состояние неспецифического напряжения в живом организме, проявляющееся в реальных морфологических изменениях в различных органах и особенно в эндокринных железах, контролируемых гипофизом» [7]. Нерегламентированные потребности личности, противоречия и конфликты между индивидуумом и группой или другим индивидуумом, приводящие к депривации и фрустрации, являются стрессообразующими факторами, имеющими последствия в виде заболеваний сердца, язвенной болезни и т.д. Такой вредный стресс называется также дистрессом (от англ. «горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда») в отличие от эустресса — стресса радости, любви, вдохновения, энтузиазма. Развивая идеи Ч. Селье, доктора Холмс и Рейх выявили влияние жизненных событий на возникновение и развитие болезней более чем у 5 тыс. пациентов. В результате было сделано заключение, что развитию болезни предшествуют различные серьезные изменения в жизни человека, и предложена шкала, в которой каждому значимому событию приписано определенное число баллов в зависимости от степени их стрессогенности. Список этот из 43 наименований в настоящее время широко известен, многократно публиковался в СМИ (например, смерть супруга — 100 баллов, развод — 73, тюремное заключение — 63, уход на пенсию — 45, беременность — 40 и т.д.). Сегодня понятие «стресс» стало весьма значимым в теории и практике социального менеджмента, знания о нем учитываются при разработке инновационных социальных технологий [7, 115].

Состояние напряженности, вызванное жизненными затруднениями или противоречивыми требованиями, с которыми человек не может справиться самостоятельно. Иногда с. возникает в ответ на чрезвычайно сильные, экстремальные раздражители. с. выражается в неспецифических реакциях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, Разные люди переживают один и тот же случай по-разному, и для одного это может быть стресс, а для другого — нет. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления (например, С. может возникнуть при получении радостного известия о том, что считавшийся погибшим близкий человек жив). Основные виды с. — физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Физиологическими признаками С. являются бурные вегетативные реакции: сухость во рту, потливость, сердцебиение, прилив крови, покраснение кожи лица, резкая смена температуры (бросает то в жар, то в холод), дрожь, головная боль, боль в сердце, повышение артериального давления. Информационный С. возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный С. появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом могут наблюдаться изменения в протекании психических процессов, характеризующихся эмоциональным сдвигом, сменой мотивов, нарушениям двигательного и речевого поведения. с. может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. Самые общие рекомендации «борьбы» со стрессом изменение условий, своевременное оказание человеку псиxoлoгичecкoй поддержки.

Найдено схем по теме СТРЕСС — 0

Найдено научныех статей по теме СТРЕСС — 0

Найдено книг по теме СТРЕСС — 0

Найдено презентаций по теме СТРЕСС — 0

Найдено рефератов по теме СТРЕСС — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

voluntary.ru

1.1. Понятие психологического стресса

1.1. Понятие психологического стресса

Наибольшая трудность при изучении стресса состоит в том, что понятие стресса очень расплывчато. Исследователи используют разное определение стресса в зависимости от области их деятельности и основных исходных положений, используемых в определении научных направлений. Некоторые ученые, например С.В. Касл [100], вообще утверждают – понятие стресса настолько неопределенно, что от него следует отказаться.

С другой стороны, можно согласиться с тем, что правомерно существование различных определений стресса, так как он рассматривается как многоплановая и комплексная проблема, каждое из направлений которой имеет право на свой собственный понятийный аппарат. В то же время разные области знаний и направления сходятся в подходах к определению стресса как к многогранному и детерминированному феномену, являющемуся предметом изучения в психологии (труда, личности, социальной, клинической и др.), антропологии, медицине, физиологии, социологии.

Термин «стресс» (от англ. stress – нажим, давление, напряжение, усиление) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

Этим термином объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной деятельностью, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. И по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Следует отметить также, что стресс как состояние организма и психики является одной из реакций на критические ситуации жизни и деятельности. Как отмечает В.Ф. Василюк, она может быть определена как «ситуация “невозможности”, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних “необходимостей” своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.» [51, с. 31]. Критические жизненные ситуации описываются понятиями стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Каждое из этих понятий имеет свое категориальное поле, которое определяется прежде всего тем, какая «жизненная необходимость» оказывается не реализована в результате неспособности имеющихся у субъекта «типов активности» справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности. Эти условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными дифференцирующими признаками, по которым можно характеризовать основные типы критических ситуаций по особенностям их переживания как особой формы деятельности, а не только как особой формы отражения в сознании субъективной картины события. Однако эти состояния, рассмотренные автором, не только различаются между собой по причинам и проявлениям своего развития, но могут в известной степени трансформироваться из одного в другое. В частности, наиболее характерным случаем таких преобразований является развитие состояния стресса в результате интенсивных или хронических переживаний внутри– или межличностного конфликта или кризиса.

Несмотря на то, что по проблеме стресса проведено большое количество исследований, концепция стресса во многом остается неопределенной, а это понятие часто используется без точного определения.

По утверждению N.H. Rizvi [440], основное значение стресса приписывается известным, специфичным, узким операциональным понятиям, либо оно используется в слишком широком смысле. Автор, обобщая работы многих зарубежных исследователей, считает, что концепция стресса находится в довольно аморфном состоянии. Есть несколько объяснений тому – S. Levine и N. Scotch [381] еще в 1970 году коротко суммировали их.

1. Концепция стресса использовалась широким кругом специалистов в интересах различных дисциплин, таких, как социология, психология, медицина, инженерия, что нашло отражение, естественно, в различиях взглядов на проблему.

2. В области общественных наук стрессу первоначально большее внимание уделяли клинически ориентированные исследователи, чем ученые, более ориентированные на методологически и количественно четкие представления и склонные определять эту проблему в ясных рабочих терминах.

3. Само слово «стресс» указывает на его возможно различное применение. Оно может быть отнесено к действию каких-то стимулов (стрессоров) или к переживанию индивидом эмоционального состояния.

В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и У. Кеннон, и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния.

В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты, N.H. Rizvi отметил следующие:

«1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких, как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.

2. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избеганию или к агрессии, принятию решения об устранении или ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация.

Таким образом, отсутствует точное определение стресса, а различные попытки исследователей в этом вопросе все еще фрагментарны и неопределенны» [440, с. 105].

Р. Лазарус [368] также отмечал, что различные представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. В этой области не существует установившейся терминологии. Даже определения стресса часто очень существенно различаются. Правда, такое положение характерно и для целого ряда других кардинальных проблем, таких как адаптация, утомление, способности, личность и многих других.

Для прояснения понятия стресса Р. Лазарус сформулировал два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы – например, процесс оценки угрозы. Во-вторых, стрессовая реакция может быть понята только с учетом защитных процессов, порождаемых угрозой, – физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней психологической структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с этой угрозой. Характер стрессовой реакции причинно связан с этой угрозой, с психологической структурой личности, взаимодействующей с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты. Он отмечает, что «только связывая характер стрессовой реакции с … психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структурами, мы можем надеяться объяснить происхождение явления и получить возможность их предсказывать» [368, с. 179].

Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяются выбранными или принятыми целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.

В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположительное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и других. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.

Однако, по мнению Н.И. Наенко, эти понятия фактически не дифференцированы между собой, удельный вес эмоционального компонента в состояниях психической напряженности неодинаков и, следовательно, можно прийти к заключению о неправомерности сведения последней к эмоциональным формам. Это мнение разделяется и другими исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение» как родовое по отношению к понятию «эмоциональное напряжение» [159].

Простого указания на обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической напряженности недостаточно для понимания их места в структуре соответствующих состояний. В работе Н.И. Наенко раскрывается роль эмоций в отражении условий, в которых совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой деятельности.

В психологической структуре психической напряженности особую роль играют мотивационные и эмоциональные компоненты. В теоретико-экспериментальных исследованиях автором обоснована целесообразность разделения понятия «психическая напряженность» на два вида – операциональную и эмоциональную. Первый вид определяется процессуальным мотивом деятельности, который либо совпадает с ее целью, либо находится в близких с ней отношениях. Он характеризуется тесной связью объективного и субъективного содержания деятельности. Второй вид (эмоциональная напряженность) обусловливается доминирующим мотивом самоутверждения в деятельности, который резко расходится с ее целью и сопровождается эмоциональным переживанием, оценочным отношением к деятельности.

Анализ работ ряда исследователей, изучавших состояние психической напряженности, позволяет определить ее как неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней [85, 87, 164, 493, 500, 501].

Следует обратить внимание на тот факт, что четкого смыслового и феноменологического разграничения понятий «психологический стресс» и «психическая напряженность» исследователи не приводят. Более того, подавляющее их большинство эти понятия употребляют как синонимы, характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности.

В ряде случаев предпринимаются попытки «развести» значения этих терминов по характеристике степени выраженности этих состояний: стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности, которая в свою очередь используется для обозначения состояний, оказывающих сильное и отрицательное влияние на деятельность, в отличие от состояния напряжения, которое характеризует повышенную, но адекватную условиям функционирования активность организма и личности.

Можно предположить, что характер соотношения категорий «мотив – цель» деятельности будет существенно отражаться и в особенностях развития и проявления психологического стресса, и в этой связи данное понятие является возможно более емким, чем понятие эмоционального стресса.

Однако до настоящего времени оба этих понятия используются, как правило, в качестве синонимов и оба они не имеют достаточно четкого и тем более однозначного определения.

Разные исследователи термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах физиологических и психологических границ психоэмоционального напряжения, до состояний на грани патологии, психической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения.

Выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее в какой-то мере тому понятию «стресс», которое, по концепции Г. Селье, определяется как общий адаптационный синдром, было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объективный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с позиции их психологической сущности. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующее развитие эмоциональных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс».

Г.Н. Кассиль [101], М.Н. Русалова [190], Л.А. Китаев-Смык [103] и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.

Ю.А. Александровский [3] с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса – с его прорывом. Учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, стресс определяют как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани.

При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмоции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Ранее уже отмечалось, что Р. Лазарус [118] характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. В таком контексте между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции.

В медицине основной акцент в оценке сущности эмоционального стресса делается не на начальных состояниях, а на конечных фазах эмоционально-стрессового процесса, являющихся патогенетической основой многих заболеваний.

Как считает А.В. Вальдман, М.М. Козловская и О.С. Медведев [46], в явлении эмоционального стресса следует различать:

а) комплекс непосредственных психологических реакций, который в общей форме можно определить как процесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал «угроза», состояние дискомфорта, осознание конфликта и т. д.);

б) процесс психологической адаптации к эмоциональнонегативному субъективному состоянию;

в) состояние психической дезадаптации, обусловленной эмоциональными для данной личности сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведет к нарушению регуляции поведенческой активности субъекта.

Каждое из этих трех состояний (они принципиально сближаются с общими фазами развития стресса, но оцениваются по психологическим, а не соматическим проявлениям) сопровождается, по мнению авторов, широким комплексом физиологических сдвигов в организме. Вегетативные, симптоматико-адреналовые и эндокринные корреляты обнаруживаются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и негативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической дезадаптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций дифференцировать эмоцию от эмоционального (психологического) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным.

С введением нового термина не исчезла терминологическая путаница. Р. Лазарус [118] отмечает, что отдельные исследователи используют термин «стресс» там, где другие применяют такие психофизиологические понятия, как «конфликт», «тревога», «фрустрация», «защитная реакция».

С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие, как «напряжение» и т. п.

По утверждению Ч.Д. Спилбергера [204], состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважения, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. Склонность к такого рода эмоциональной реактивности характеризуется как личностная тревожность.

При описании тревоги как процесса существенным является не только отчетливое разделение понятий «стресс» и «состояние тревоги», но и акцентирование на понятии угрозы как психологической реальности. В свое время Ч.Д. Спилбергер [469] предложил использовать термины «стресс» и «угроза» для обозначения различных аспектов временной последовательности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. По его мнению, понятие «стресс» должно использоваться для соотнесения с условиями-стимулами, порождающими стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторно-поведенческими и физиологическими изменениями.

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления претерпело значительные изменения, связанные как с расширением сферы его применения, так, главным образом, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы – причинности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса. Понятие «стресс» применяется не всегда обосновано, иногда им подменяются другие близкие (но не всегда) по смыслу термины – например, довольно часто любое эмоциональное напряжение называют стрессом. Неоднозначность понимания стресса приводит к различиям во взглядах на сущность тех или иных психических явлений, несовпадению трактовок изучаемых феноменов, противоречивости полученных данных, отсутствию строгих критериев при их интерпретации, использованию неадекватных методических приемов исследования и т. д.

В данной работе психологический стресс рассматривается как функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности).

В литературе помимо понятия «психологический стресс» часто используются родственные ему, но более частные понятия стресса профессионального, рабочего, организационного, информационного, семейного и т. д. Анализ содержания этиопатогенетических процессов развития этих видов стресса, особенностей проявления и последствий позволяет считать их разновидностью психологического стресса. Их связывает то, что все эти виды стресса характеризуются наличием таких признаков, как индивидуально-психологическое своеобразие процессов психического отражения сущности экстремальных ситуаций (независимо от их природы) и личностных особенностей по их преодолению, которые выражаются в системе оценочных суждений о характере внешних требований и возможностей по их удовлетворению.

psy.wikireading.ru

Украинцы страдают из-за беспомощности — социологи

Впервые за три года людей, переживших стресс, стало меньше

Каждый второй украинец в прошлом году испытал стресс. Таковы результаты всеукраинского (кроме оккупированных территорий Донбасса и Крыма) исследования Киевского международного института социологии (КМИС).

Более половины опрошенных украинцев (53%) в прошлом году оказывались в стрессовой ситуации. Исследователи выделили 8 самых распространенных причин стресса. Чаще всего причиной своих душевных переживаний опрашиваемые назвали чувство беспомощности перед определенными жизненными обстоятельствами (13% опрошенных). Стресс из-за болезни родственников пережили 12% респондентов, за ними в списке — те, кто у кого был стресс из-за собственной тяжелой болезни либо операции — 9%, что на 2% меньше, чем в 2016 году. Зато украинцев, пострадавших от подлости окружающих и утраты веры в других людей, стало меньше — всего 8% (в 2016 году таких было 14%). Замыкают «стрессовую» пятерку 8% украинцев, кто остался в нынешних реалиях без средств к существованию. Менее распространенными причинами стресса стали смерть родственников, потеря работы и вынужденная безработица.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Как снять напряжение за рабочим столом: суперспособ
  • В КМИС уточняют, что в целом число украинцев, пе­реживших стресс, по сравнению с предыдущим годом, снизилось на 5% (было 58%). Но все равно такой уровень неутешительный.

    «53% людей, переживших стресс, — это много. Да, практически все люди время от времени вы­нуждены находиться в стрессовой ситуации, но цифра должна быть хотя бы вдвое меньше, — сказал «Сегодня» гендиректор КМИС Владимир Паниотто. — Скажу еще об одной цифре. Другое исследование — уровня счастья — по­казывает, что несмотря на все происходящее в стране, этот показатель не упал. В Украине счастливых людей вдвое больше, чем несчастных. Уровень счастья упал непосредст­венно среди тех людей, которые столкнулись с военными действиями».

    Говоря о подверженности украинцев стрессу, социологи говорят, что исправить положение вещей поможет улучшение социально-политической ситуации в стране.

    «В одном из наших исследований, где речь идет об уровне здоровья, счастья, коррупции, мы отмечали, что ситуация в стране сильно ухудшилась с 2014-го по 2015 годы. Тогда уровень бедности вырос вдвое. С 2015 по 2016 годы этот показатель практически не менялся. И только спустя три года ситуация начала исправляться, — говорит Паниотто. — Однако многие люди, возможно из-за неправильной подачи информации в СМИ, считают, что жить стало хуже».

  • Как страх к переменам влияет на человека и чем это чревато: ответ психолога

Люди просят побороть агрессию

Практикующие психологи рассказали нам, что, по их наблюдениям, за последние годы не стало больше людей, которые бы спешили к ним за помощью. Но вместе с тем разнообразнее стали поводы обращений.

«Я не сказала бы, что стали обращаться чаще, — сказала нам член Ассоциации психологов Украины Надежда Лунева. — Как и раньше, люди идут, чтобы решить свои проблемы в семейных отношениях, с противоположным полом. Бывают и случаи панических атак, навязчивых состояний. За помощью к психологам обращаются, выбирая направление в учебе. В таких случаях психолог помогает прислушаться к себе, понять, чего именно хочется».

Еще один практикующий психолог, Лилия Воронина, рассказала нам, что люди стали чаще обращаться к «лекарям душ», чтобы те помогли снизить уровень агрессии.

«Люди признают, что есть проблемы с гневом, и просят помочь научить самоконтролю, чтобы избежать в будущем печальных последствий», — рассказал Воронина.

www.segodnya.ua