Стресс в управленческой деятельности

Стресс в управленческой деятельности.

Уже не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний . В свою очередь это ведет к увеличению риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этиологии – так называемых «болезней стресса «.

В настоящее время высказывается мнение, что до 90 % всех заболеваний современного человека могут быть в той или иной степени вызваны стрессом. Прежде всего, это сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, некоторые невротические заболевания.

Всякое внешнее воздействие на организм, требующее от него адекватной реакции путем мобилизации тех или иных защитных сил, принято называть стрессом. Голод, опасность нападения, природные стихии – таковы источники стрессовых ситуаций для живого мира, неотъемлемой частью которого был первобытный человек. Ответом на такие стрессы неизменно являлось мышечное действие: убежать от опасности или догнать врага, добычу, побороть противника в схватке и т. д. Так вырабатывался механизм, работающий по принципу стресс – физическая активность. Это правило функционирует лишь тогда, когда находится в равновесии. В процессе эволюции, длившейся миллионы лет, изменения человеческого организма происходили чрезвычайно медленно. Зато невероятно быстро происходит социальное развитие общества, обрушивая на организм человека лавину непривычных для него воздействий, причем не только положительных. Современный человек за очень короткий отрезок исторического развития оказался в среде, насыщенной стрессирующими факторами: совершенствование средств коммуникации, ускорение темпа жизни, усложнение взаимоотношений между социальными группами и в семье.

Реактивные возможности человека, призванные защищать его в любых условиях существования, почти не изменились. И по-прежнему самой эффективной защитой от стрессовых воздействий остается мышечная работа.

Еще до нашей эры древнегреческий философ Аристотель предупреждал: «Ничего так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие». С развитием цивилизации резко изменился образ жизни и характер труда руководителя. Увеличение интенсивности труда происходит за счет внедрения новой техники и технологий, которые почти полностью исключают физические усилия. В наши дни на первый план выходит работа малоподвижная с длительным нервным напряжением и огромной ответственностью. За счет этого резко усиливается эмоциональная насыщенность труда. После работы, в период отдыха, – та же обездвиженность в условиях бытового комфорта и отсутствия подходящих условий для физической разряди. Злейшим врагом физического благополучия стало многочасовое бдение у телевизора Современный человек живет в состоянии некомпенсированного стресса. Следствием чего стали распространенными психосоматические заболевания или невротические расстройства, связанные со срывом адаптационных систем организма: нарушение сна, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нарушение мозгового кровообращения и другие. В наиболее осложненных случаях имеют место инфаркты, инсульты, людей мучают аллергии Социально-психологическая ситуация характеризуется тем, что стресс уносит человеческие жизни и больше – тех, кто связан с управлением. Менеджеры всех рангов относятся к категории людей с ненормированным рабочим днем, продолжительность которого (10-15 часов) ведет к напряжению.

Стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Первый проявляется в ситуациях, когда менеджер не справляется с обрушившимся на него потоком информации, второй возникает в ситуациях житейских или деловых неурядиц, угрозы, опасности, обиды и т. д. Психологические стрессы вызываются не каким-нибудь одним даже очень сильным раздражением, а серией мелких, постоянных, каждодневных волнений.

Явление стресс – неоднозначное. Исследования Г.Селье показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению менеджера к изменяющимся условиям; такой эйфорический стресс означает здоровье, удовлетворение, счастье и т. д. Но если стресс сильный и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности и приводит к психологическим и даже физиологическим «поломкам» в организме. Негативный, вредный, разрушающий жизнь, так называемый дистресс несет в жизнь менеджера депрессию, всевозможные неврозы и болезни. Менеджер не должен – да и не в состоянии – избегать стресса. Но он должен научиться использовать его и наслаждаться им, если лучше узнает механизм и выработает соответствующую философию жизни.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 206 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

Особенности управленческой деятельности в условиях стресса

Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. При стрессе выделяется гормон адреналина, который учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови.

Другими словами, кроме специфического эффекта (горе, радость), все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществлять приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. На первый взгляд трудно найти «общий знаменатель» для человека, стола и дерева, но все они обладают весом.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных трудовых условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.

Стрессоры – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К числу стрессоров относят: сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия и др. факторы.

Многие из людей попадали в стрессовую ситуацию. Например, самая распространенная и хорошо известная – до экзамена осталось сорок минут, а еще десять своих вопросов вы вообще не успели просмотреть.

Или, допустим, вы собрались провести рядовое еженедельное оперативное совещание, на которое и вопросов то важных не набралось, да и подготовиться вы не успели, но не хотите нарушить традицию. Совещание начали – вдруг просит разрешения «поприсутствовать» очень высокий чин. И вот он уже в дверях.

В стрессовой ситуации люди ведут себя по-разному:

  • Одни оживляются, суетятся, за все хватаются и поступают довольно бестолково.
  • Другие внутренне подтягиваются, собираются, действуют стремительно и точно, лучше, чем в спокойном состоянии.
  • Третьи просто не замечают стрессовой ситуации и, что бы ни происходило, ведут себя как ни в чем не бывало.
  • У четвертых руки и ноги становятся ватными, они ничего не понимают, только кивают в ответ на чужие предложения и бездействуют.
  • Избегать стрессовых реакций невозможно. Если у вас не будет стрессов – вы мертвы. Стресс не только необходим – он пряная приправа жизни. Без него жизни не существует. Крестьяне, напряженно работающие во время уборки урожая; администратор, принимающий трудное решение; спортсмен, стремящийся к победе, – все они испытывают стресс. Стресс не есть привилегия одного лишь человека. Например, известно, что курица, высидевшая гусиные яйца, испытывает стресс, когда ее птенцы входят в пруд и плывут, а она не может пойти за ними в воду.

    Существует большое разнообразие стрессов. Каждый человек переживает это состояние.

    Каждый из нас реагирует на стресс в зависимости от генетической предрасположенности, климата, даже степени загрязненности воздуха, которым мы дышим. Например, установлено, что северные жители и жители тропиков по-разному реагируют на одну и ту же стрессовую ситуацию. У одного человека может возникнуть гипертония, у другого – язва желудка, у третьего головная боль или нервное расстройство; у каждого человека свой индивидуальный реактивный стереотип.

    Механизм стресса однотипен, он может быть вызван самыми различными ситуациями. Страх первобытного охотника перед хищником вызывал такую же стрессовую реакцию, как и страх современного служащего перед грозным начальником.

    Механизм стресса может быть включен и ударом хлыста, и страстным поцелуем.

    Термин «стресс» следует считать родовым понятием для понятий двух подвидов: дистресс – «плохой» и эустресс – «хороший».

    При любом воздействии на организм может возникнуть одна из двух реакций: активная (борьба) или пассивная (бегство или примирение).

    Психическое напряжение, срывы, чувство опасности и бесцельность являются наиболее разрушительными стрессами. Именно эти факторы чаще всего обусловливают возникновение физиологических расстройств, которые выражаются в мигренях, язвах желудка, сердечных приступах, гипертонии, психических заболеваниях, беспросветной тоске и самоубийствах.

    Для того чтобы избежать срывов, неудач, унижения от поражений, дистрессов, надо знать свои силы, не замахиваться слишком высоко и не пытаться разрешать задачи, которые выше наших возможностей. У каждого из нас свои пределы.

    В экстремальных условиях возникает психическая напряженность, которая приводит к нарушению психических процессов восприятия, мышления, памяти, а на их основе – принятия решения и выполнения необходимых действий. Мыслительные процессы возникают по типу затруднения решить внезапно возникшие задачи, т.е. «блокада» мышления. Нарушения в восприятии проявляются в сужении объема восприятия и его ошибках, «пустых фиксациях» (смотрит и не видит). Со стороны памяти – в забывании инструкций, даже самых простых.

    Выделяют следующие виды психической напряженности:

  • перцептивную, возникающую в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации
  • интеллектуальную – при невозможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации
  • эмоциональную – при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность
  • волевую – при неспособности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией
  • мотивационную, связанную с борьбой мотивов, например, выполнить долг или уклониться от опасностей и риска

Понятия «стресс» и «психическая напряженность» употребляются как синонимы при характеристике психической деятельности человека в сложных условиях.

Человек обнаружил, что его реакции на продолжительное и непредвиденное суровое испытание – плавание в холодной воде, лазание по скалам, отсутствие пищи – протекают по одному шаблону: сначала он ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести не в состоянии. Он не знал, что это трехфазная реакция – общий закон поведения живых существ, столкнувшихся с изнуряющей задачей, которую Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС).

ОАС – совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия – стрессоры.

В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии.

Первая – «стадия тревоги» – продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы – шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма. Во время второй стадии ОАС – стадии сопротивляемости – устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией – стадией истощения, которая может окончиться гибелью организма.

Трехфазная природа ОАС дала первое указание на то, что способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия, не беспредельна.

Наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады. Можно безрассудно расточать и проматывать способность к адаптации, «жечь свечу с обоих концов», а можно научиться растягивать запас надолго, расходуя его мудро и бережливо, с наибольшей пользой и наименьшим дистрессом.

Стадия истощения после кратковременных нагрузок на организм оказывается обратимой, но полное истощение адаптационной энергии необратимо. Когда ее запасы иссякают, наступает старость и смерть.

В организме, как в цепи, рвется слабейшее звено, хотя все звенья находятся под нагрузкой. Всякое заболевание вызывает какую-то степень стресса, поскольку предъявляет организму требования к адаптации.

За последние годы ученые и врачи осознали, как тяжело бремя стресса для общественного благосостояния. По данным американских ученых, 2/3 посещений поликлиник вызваны симптомами, в основе которых – стресс.

Более 1/4 случаев временной нетрудоспособности приходится на долю стресса.

Хотя точные данные получить трудно, многие американские специалисты полагают, что уже сегодня стресс обходится экономике США в целом 150 миллиардов долларов в год.

Одним из наиболее опасных стресс-факторов на сегодняшний день является загрязнение воздуха. Напомним, что человек может прожить без пищи 35-40 дней, без воды 4-5 дней, без воздуха – 5 минут.

Даже при первых признаках развития стресса – повышенной раздражительности и утомляемости, неуверенности в себе, плохом настроении, поверхностном сне или бессоннице, если вовремя не провести стрессотерапию, можно обнаружить вегетативные изменения, гипертонию, другие соматические дисфункции. Это, конечно, еще не болезнь в обыденном понимании, а лишь функциональные, легко обратимые нарушения.

Известно, что если в каком-либо коллективе процент лиц, находящихся в стрессовом состоянии, превышает 10, значит, социально-психологический климат в нем неблагополучен, и нужно срочно принимать меры.

Последствия влияния всяких психо-эмоциональных воздействий, как и природных, физических, биологических и химических, зависят также от индивидуальных, физиологических и психологических особенностей личности и стрессоактивности.

И хотя современная медицина способна излечить многие серьезные заболевания, тем не менее, в области стрессовых нарушений и заболеваний успехи ее остаются весьма скромными и если отношение к этой проблеме не изменится, трудно будет предположить, что до конца нашего тысячелетия возможно будет добиться в этой области существенных результатов.

Если мы не будем рассматривать научно-технический прогресс (НТП) через призму стресса, то его отрицательные последствия примут угрожающие размеры и скажутся не только на физиологическом и психическом состоянии человека, но и на генетическом потенциале, вследствие чего обернутся катастрофой для всего человечества.

Если проблема стресса, адаптации и функциональных нарушений не станет в один ряд с наиболее приоритетными проблемами современной науки, то невозможно будет представить усиливающиеся действие отрицательных последствий НТП на физическое и психическое состояние человека.

m.konspekts.ru

Стресс в управленческой деятельности: причины и способы преодоления

Изучение проблемы стрессогенных факторов и их влияния на работоспособность человека, а также адаптация личности к условиям профессиональной деятельности. Понятие «стресс», характеристика основных причин возникновения и практические способы борьбы с ним.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской

Пермский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра управления персоналом и коммерческого права

Контрольная работа по курсу «Психология управления»

Тема: «Стресс в управленческой деятельности: причины и способы преодоления»

студентка группы Эпи-24

Неверова Екатерина Геннадьевна

Преподаватель Глодных Н.М.

1. Понятие стресса и его следствия

2. Причины стресса

3. Способы преодоления стресса

Я выбрала эту тему, так как на сегодняшний день проблема стресса на работе и борьбы с этим стрессом стоит очень остро. В управленческой деятельности стрессовые ситуации подстерегают на каждом шагу, поэтому очень важно знать каковы причины стрессов, как их можно избежать или каким способом можно их преодолеть.

Проблема профессионального стресса уже на протяжении нескольких десятков лет является объектом пристального внимания ученых. С одной стороны, профессиональный стресс оказывает влияние на эффективность выполняемой деятельности, но, с другой стороны, представляет особую для нас важность, влияет на состояние субъекта труда, его физическое и психологическое здоровье и самочувствие, а также на успешность личности в овладении требованиями профессии в целом.

Проблеме стрессогенных факторов и их влиянию на работоспособность человека, адаптации личности к условиям профессиональной деятельности посвящено много работ в отечественной науке, тем не менее проблема профессионального стресса на сегодняшней день не снижает своей актуальности в силу высокой экономической динамики, развития производственной сферы, а также повышения требований к субъекту данной деятельности и т.д.

В данной работе я постараюсь раскрыть само понятие «стресс», указать основные причины возникновения стресса и рассмотреть основные способы борьбы со стрессом. Думаю, найти материал для данной работы мне не составит труда, ведь Для этого я собираюсь использовать учебную и периодическую литературу.

Стресс (от лат. «туго натянуть») — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют такие ситуации и такие условия работы, которые вызывают стресс. Так, например, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Есть проблема и нет ей альтернативы, но решить ее надо срочно. Это тоже стресс[4,c.18].

Любая профессиональная деятельность сопровождается многочисленными стресс-факторами, разнообразными по своему типу и содержанию. К таким факторам могут быть отнесены физические условия труда (пыль, шум, освещенность, температура помещения и пр.), социальные факторы (конфликты с коллегами, начальством и подчиненными), организационные (ненормированный рабочий день, высокая интенсивность труда, необходимость принимать решения, невозможность карьерного роста и пр.) и ряд других.

В условиях сложных трудовых ситуаций в таком состоянии повышается степень ошибок, неправильных действий, понижается точность движений, ухудшается функционирование психических процессов, ослабевает волевой регулятор и пр. Кризисные ситуации способствуют развитию тревоги, астении, нарушению сна, при этом возникновению определенных функциональных состояний способствует характер выполняемой деятельности[6].

Систематические перегрузки и вытекающие из них состояния напряжения становятся для руководителя все более обычными. Современная управленческая деятельность — наиболее яркий пример слишком напряженного ритма жизни. Как правило, в своей повседневной деятельности руководитель сосредоточен на решении многих задач. Все это вызывает активную нервную деятельность, что, в свою очередь требует больших усилий и напряжения[2,c.97].

Посредством стрессовой реакции организм пытается восстановить нарушенное под воздействием стрессоров равновесие. Г. Селье показал, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям.

Г. Селье назвал комплекс этих реакций всеобщим адаптационным синдромом и описал три стадии этого синдрома.

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

Но стресс далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия.

Таким образом становится понятно, что стресс окружает нас повсюду. Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих функций и всегда создает объективные условия для возникновения у личности управленца стрессовых ситуаций и, прежде всего в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. стресс управленческая адаптация

Важно уяснить, что существуют определенные стрессоры, способные вызвать стресс, факторы, порождающие превышение способности организма адекватно реагировать на воздействие извне. Под стрессором (синоним — «стресс-фактор», «стресс-ситуация») обычно понимается чрезвычайный или патологический раздражитель; значительное по силе и продолжительности экстремальное воздействие, вызывающее стресс[4,c.84].

В самом общем виде обычно различают следующие виды стрессоров:

* физиологические (чрезмерные боль, шум, загрязненный воздух, неблагоприятное питание, и др.);

* психологические (информационная перегрузка, нереалистические ожидания и притязания, критические события в жизни и др.).

По мнению Д. Фонтана, для анализа стрессоров профессионального стресса и стресса руководителей следует ориентироваться на несколько иную классификацию. С этой точки зрения можно выделить две большие группы стрессоров:

* стрессоры служебной деятельности;

* стрессоры внеслужебной деятельности.

Стрессоры служебной деятельности подразделяется на общие и специфические. Рассмотрим общие стрессоры. К ним относят следующие.

1. Плохая организация служебной деятельности (задержки, безответственность, неритмичность), то есть отсутствие системы в работе.

2. Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих обязанностей, еще и обязанности других. Это уменьшает количество времени, необходимого для выполнения непосредственных обязанностей. В этих условиях либо работа выполняется некачественно, так как ее объем резко увеличен, либо она выполняется с высоким качеством, но это качество дается слишком высокой ценой — путем чрезвычайного напряжения сил.

3. Работа руководителя требует сверхурочного времени. Ее сложно втиснуть в строгие рамки распорядка служебного времени. Кроме этого, деятельность любого руководителя сопряжена с решением внезапных кризисных проблем.

4. Статусные проблемы (низкий статус, небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного продвижения).

6. Неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации. Неопределенность вырывает руководителя из привычной среды, в которой он хорошо ориентируется и стабильно ощущает себя. В организации неопределенность может принимать форму частых перемен в местной политике без объяснимой необходимости. В результате руководитель никогда точно не знает, что происходит и что будет происходить.

Требуют отдельного рассмотрения специфические стрессоры в деятельности руководителя. Под ними понимаются стрессоры, которые присущи не столько самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность на соответствующем уровне. К специфическим стрессорам относят следующие[5,c.218].

1. Нечеткие ролевые обязанности. Иногда руководитель не имеет четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности.

2. Ролевой конфликт, возникающий в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми.

3. Нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству. Руководитель может постоянно ждать от себя слишком многого, заставляя себя трудиться в полную силу, тем не менее оставаться недовольным результатами.

4. Особенности взаимодействия с вышестоящими руководителями, игнорирование ими мнения руководителя. Вышестоящие руководители способны вызвать стресс потому, что они могут повлиять на жизнь и деятельность руководителя материально и морально (больший или меньший оклад, возможности продвижения по служебной лестнице и др.).

5. Особенности взаимодействия с коллегами по горизонтали. Руководитель зачастую связан лишь отношениями по вертикали, в ущерб горизонтальному взаимодействию. В этих условиях он ограничен в возможности обсудить профессиональные проблемы, получить не только одобрение, поддержку, но и обратную связь.

6. Особенности взаимодействия с клиентами и подчиненными. В первом случае руководитель ожидает приятных (нейтральных) отношений, а наталкивается на холодность и речевую агрессию. Во втором случае руководителю предъявляют претензии и обвинения, которые по своей сути относятся к системе и общей ситуации, а не к конкретному руководителю этой системы. [5,c.220].

7. Особенности управленческого труда. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей. Во-первых, любого руководителя время от времени охватывает чувство профессиональной несостоятельности. В свою очередь, невозможность или неспособность оказаться на высоте своего профессионального долга влечет за собой появление ощущения личностного поражения, особенно у специалистов с высоким чувством профессиональной ответственности.

Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой.

В-третьих, для управленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия.

В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при не возможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями.

Успешно конкурируют со стрессом на работе так называемые внеслужебные стрессоры. К ним обычно относят стресс, вызванный супругом, детьми, родителями и родственниками, домашней обстановкой и т.д. Таким образом на психологическое и эмоциональное состояние руководителя воздействуют как стрессоры служебной деятельности, так и стрессоры внеслужебной деятельности.

Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов:

1)рационализировать свой рабочий день;

2)планировать работу по своим возможностям;

3)чередовать тактики выполнения работы;

4)разгружать себя, делегируя полномочия;

5)никогда не брать работу на дом;

6)не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;

7)уделять внимание спорту и физкультуре;

8)находить новые увлечения;

9)чаще покидать свой кабинет;

10)делать паузы в работе;

11)активно отдыхать в выходные дни.

Эти профилактические мероприятия в целом повышают резистентность личности к стрессу, но, конечно, не гарантируют успешность выхода из каждой конкретной ситуации[1,c.275].

Существует множество способов преодоления стрессовых ситуаций таких как аутотренинги, программы релаксации, смена обстановки и деятельности и многие другие.

Стресс оказывает заметное влияние на состояние здоровья, поэтому существуют программы по нейтрализации стрессов на уровне предприятия. Это могут быть структурные, производственные и другие изменения, которые способствовали бы в итоге улучшению самочувствия сотрудников фирмы.

Служба управления персоналом должна играть важнейшую роль в программе борьбы со стрессами.

К сожалению, эффективные методы борьбы со стрессом, такие как аутотренинг Шульца, цигун и тому подобные, достаточно сложны, а использование адаптогенов (в частности, алкоголя, наркотиков, психотропных средств) дает побочный эффект, по степени вреда превосходящий саму проблему[5,c.85].

Попадая в ситуации, в которых вы не можете что-то менять, чтобы исключить определенные стрессовые факторы, следует прибегать к упражнениям, изменяющим отношение к ним.

Во-первых, отвлекайтесь. Вы можете предотвратить стресс или ослабить его влияние путем отвлечения от стрессовой ситуации. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

Во-вторых, снижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему.

В-третьих, действуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Займитесь чем угодно. Вы можете, например, побить подушку, яростно отколотить матрац бейсбольной битой, написать грубое письмо обидчику (но не отправлять его), заняться активным спортом, или направлять разрушающую вас энергию на приведение в порядок своего рабочего места. Ведь основной закон восточных боевых искусств гласит: не противодействуй силе противника, а используй ее для своей победы.

В-четвертых, расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту. Поэтому необходимо овладеть системой расслабления. В умении расслабляться во многом заключается секрет успешной борьбы со стрессом. Нет более эффективного способа борьбы со стрессом как расслабление. Ведь наш организм не может одновременно напрягаться и расслабляться.

Качественному расслаблению можно научиться. Ниже мы приведем несколько правил поведения, являющиеся антистрессовыми.

Некоторые из них могут подойти и вам:

1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.

2. Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник.

3. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будете успевать сегодня.

4. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими.

5. Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны.

6. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день, скрючившись, в одном и том же положении.

8. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.

9. Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше.

12. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха.

13. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного.

Способов борьбы со стрессами на сегодняшний день существует очень много, стоит лишь найти такой способ, который подойдет именно вам. Также важно выполнять профилактические действия по снижению стрессов, что в свою очередь благоприятно скажется на самочувствии.

Итак, проанализировав все вышесказанное отмечу самое основное. Стресс — неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания — важный компонент личного опыта любого человека. Стресс может быть как положительным так и отрицательным. Положительный стресс способствует решению многих задач в управленческой деятельности, отрицательный же имеет ряд последствий, которые негативным образом сказываются на физическое и психологическое состояние руководителя.

Факторами стресса могут быть как физиологические, так и психологические. В работе руководителя причинами стресса могут служить: плохая организация деятельности, нехватка сотрудников, дефицит времени, отсутствие четких инструкций и т.д. так же на психическое состояние руководителя влияют факторы, связанные с детьми, родными, домашней обстановкой.

Бороться со стрессами на сегодняшний день можно с помощью множества способов. Отличным способом преодоления стресса, преодоления кризиса эмоциональных состояний является смена обстановки, смена трудовой деятельности, правильный отдых. Для недопущения стресса и кризиса эмоциональных состояний, а также для сохранения своего состояния здоровья следует исключить из своей жизни беспокойство, а также научиться правильно решать текущие проблемы, не заставляя себя нервничать, испытывать психологическое напряжения.

Итак, с помощью данной работы, я поняла, какими могут быть причины стрессов на работе и каким образом можно бороться со стрессовыми состояниями.

1) Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 584 с.

2) Кремень М.А. Психология управления. Курс лекций. Ч. 1. Минск, 2005 . 184 с.

3) Лукьянова О.Н. Современное положение и перспективы исследования состояний стресса. Киев, 1974. 30с.

4) Селье Г. Стресс без дистресса. Мозырь: РИФ, 1998. 92с.

5) Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. Мн.: Харвест, 2003. 640 с.

6) Л.И. Дементий Экономические науки. 2010. Т. 71. № 10. С. 98-102.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изучение понятия профессионального стресса и его основных причин. Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса у медицинских работников. Экстренные способы для ослабления стрессового воздействия. Приемы, снимающие стресс автоматически.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 29.11.2014

Виды стресса и основные причины их возникновения. Активизация всех защитных систем организма человека. Как протекает стресс. Основные мифы и реальность, сопровождающие стрессовое состояние человека. Наиболее эффективные способы борьбы со стрессом.

реферат [23,2 K], добавлен 06.12.2012

Факторы характерных особенностей управленческой деятельности. Понятие стресса, его значение в управлении организацией. Основные способы преодоления кризиса эмоциональных состояний, синтезы новых поведенческих форм. Минимизация влияния состояния стресса.

доклад [18,0 K], добавлен 06.02.2010

Стресс как неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования, его психологическое, физиологическое и социальное обоснование. Классификация и типы стрессов, причины их возникновения, способы и основные методы борьбы.

контрольная работа [37,6 K], добавлен 05.01.2014

Общая характеристика трудных и экстремальных условий. Стресс и когнитивная теория его преодоления. Сущность и основные компоненты копинг-поведения. Функции и механизм психологической защиты. Совладение и переживание как способы психофизической адаптации.

курсовая работа [58,5 K], добавлен 22.10.2012

Характеристика нервно-психического напряжения и причин его возникновения (усложнение производственной ситуации, монотонная работа). Определение роли эмоционального возбуждения в деятельности человека. Методы защиты от профессионального стресса.

реферат [39,9 K], добавлен 30.03.2010

Понятие стресса, причины его возникновения, влияние на организм человека. Методы профилактики и способы борьбы со стрессами. Организационные и личностные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Предрасположенность к стрессовому напряжению.

презентация [816,6 K], добавлен 17.10.2014

Характеристика причин развития эмоциональной напряженности. Понятие и сущность дефицита свободного времени. Определение и признаки дистресса. Синдром профессионального выгорания, его организационный фактор, признаки, последствия и способы диагностики.

контрольная работа [25,9 K], добавлен 18.01.2010

Анализ стресса, причин его возникновения, влияния на организм, способов борьбы и профилактики. Принципы применения упражнений по релаксации, концентрации, ауторегуляции дыхания, противострессовой «переделке» дня, а также первая помощь при остром стрессе.

реферат [41,5 K], добавлен 16.11.2009

Понятие и причины возникновения стрессов. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников. Исследование феномена профессионального стресса медицинских работников в процессе профессиональной деятельности.

дипломная работа [71,6 K], добавлен 07.11.2005

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

revolution.allbest.ru