Стресс во время обучения

«Хотим, чтобы учёба радовала, а не вводила в стресс»

Алёна и Женя — подруги. Поступают в РосНОУ на факультет психологии и педагогики. Выбрали направления психология (очное) и специальное дефектологическое образование (заочное) соответственно. Ещё полгода назад девушки вместе учились на лечебном деле во втором меде — РНИМУ (Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова).
Почему подруги так быстро отказались от мечты стать врачами и решили резко изменить свою жизнь — в интервью нашей новой рубрики «Жизнь до РосНОУ».

Алёна, Женя, а вы не передумаете? Не захотите вернуться в медицину?

Алёна: Нет, точно нет, хочется поскорее всё забыть и начать новую жизнь. Было очень тяжело психологически. Я даже как-то с нервным срывом попала в больницу. Мне сказали, что я мало спала (а спала я по три часа в сутки) плюс постоянно переживала, что меня отчислят, и если отчислят, что я буду делать? Ведь я так долго стремилась, поступила на целевое место….

Был случай, когда настолько боялась не прийти на анатомию (преподаватель очень строгий), что поехала в университет с отравлением. Хорошо, тогда рядом со мной была Женя….

Женя: Да. Помню, как мы тогда с тобой два часа в метро просидели….

А.: Меня сначала мама поддерживала, мотивировала, говорила, что всё получится…. Даже в учёбе помогала. Маме настолько было меня жалко, что она просыпалась ночью, когда я в очередной раз готовилась к занятиям, и говорила: «Давай, я тебе помогу написать доклад по философии, а ты поучи анатомию». И мы с ней сидели ночью, она мне писала доклад по философии, а я учила анатомию. Потом, видя мои стрессы, мама начала уговаривать меня уйти из меда, но я ещё какое-то время продолжала бороться за свою мечту.

Если не получится на бюджет, пойду в РосНОУ на платное. А платно здесь учиться дешевле.

А в целом, если убрать нюансы, о которых я публично говорить не могу, мне нравилась учёба: в медицинском очень интересная программа обучения! Правда, жаль, что не все преподаватели ответственно к этому подходят. Наш биолог (даже словами не передать, какой прекрасный преподаватель!) все лекции знал наизусть, и это приводило нас в восторг. Не то что одна анатомичка, которая только и могла сказать: «У вас есть учебники, препараты, а я пошла».

Ж.: Мои родители тоже меня поддержали, когда я психанула и решила, что больше не могу. Да, я не выдержала психологически. У нас многие не выдержали: поступили 1200 человек, после второй сессии осталась половина.

Алёна, Женя, сейчас вы уже не студентки медицинского вуза. Что в вашей жизни изменилось?

А.: Морально у нас сейчас наступил период облегчения. Я с друзьями начала общаться, а когда я училась медицине, было не до общения. Стала гулять, ходить в кафе, заходить в магазины. Даже личная жизнь уже появилась.

Ж.: Да, сейчас живу для себя. На работу устроилась администратором в салоне красоты. А ещё подготовилась и сдала ЕГЭ по обществознанию, иначе не смогла бы поступать на дефектологию, так как с прошлого года у меня осталась только химия, биология и русский.

Если я поступлю в РосНОУ на заочное, то смогу написать заявление и посещать занятия по любым предметам с очными группами.

А.: А у меня с ЕГЭ забавно вышло. Поскольку ушла я из меда уже после нового года, то заявление на сдачу экзамена написать не успела и вообще могла пролететь в этом году с поступлением. К счастью, ещё год назад по настоятельной рекомендации директора нашей школы сдала ЕГЭ по профильной математике. Как же я ей теперь благодарна, ведь без ЕГЭ по профильной математике на психологию не поступишь.

Причём я сдала этот предмет на 39 баллов, что выше минимального проходного балла в целом ряде вузов. Из этого списка вузов я и выбирала.

В какие вузы вы подали документы, как расставили приоритеты?

А.: Я подала документы в РосНОУ и в РУДН на психологию. Приоритет — Российский новый университет, где на данный момент у меня ещё есть шанс поступить на бюджет. Если не получится на бюджет, пойду сюда на платное. А платно здесь учиться дешевле: 131 тысяча рублей в год в РосНОУ и 185 — в РУДН. Оплачиваю не я, а мои родители. И зачем переплачивать? К тому же в рейтинге востребованных вузов по направлению «психология» РосНОУ стоит выше, чем РУДН, который больше специализируется на экономике, медицине.

Я много читала о РосНОУ. Среди частных вузов он один из первых в России, и то, что государство выделило этому университету бюджетные места, тоже о многом говорит. Кроме того, в РосНОУ есть система, по которой ты дополнительно изучаешь английский язык и получаешь потом сертификат МГУ. Это мне тоже интересно.

Ж.: Я подала документы в РосНОУ, МГОУ и МПГУ на специальное дефектологическое образование и логопедию. В МГОУ есть шанс поступить на бюджет, но учиться придется в Мытищах, мне это не очень удобно.

На данный момент приоритет отдаю РосНОУ, даже готова учиться в этом вузе на платном (на заочной форме обучения бюджетных мест на дефектологии нет). Я тоже много читала о РосНОУ, в том числе отзывы выпускников и студентов. Это один из лучших вузов. А ещё, если я поступлю на заочное, то смогу написать заявление и посещать занятия по любым предметам с очными группами. То есть учиться на заочном, а посещать занятия с очниками. Только экзамены буду сдавать по расписанию заочных сессий. И при этом ничего доплачиваться мне не придется. Это замечательная возможность!

А почему выбрали именно такие направления?

Ж.: Я люблю детей. Когда училась на лечебном деле, то после практики в роддоме захотела на педиатрию перевестись. Этот роддом специализировался на выхаживании недоношенных детей. А ещё мне кажется, что даже если бы я стала мамой во время учёбы, то смогла бы совместить учёбу и заботу о ребёнке. У меня самой в детстве были проблемы с речью, поэтому всё это близко.

А.: Мне больше нравится с взрослыми разговаривать, интересна семейная психология, работа в кадровой службе.

А что ещё для вас важно в учёбе?

А.: Спокойствие, чтобы не было стрессов, тряски перед парами. Чтобы ты после пар находил время на себя. Чтобы было время участвовать в студенческой жизни. В меде тоже студенческая жизнь была организована (КВН, кружки всякие), но у нас на это не было времени.

Ж.: Я хочу, чтобы моя учёба доставляла мне удовольствие. Это обязательно.

А.: Удовольствие — теперь это самое важное. Чтобы учёба радовала, а не вводила в стресс.

Алёна и Женя, спасибо за откровенный разговор. И пусть учёба, работа, жизнь делает вас счастливее!

www.rosnou.ru

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия

Дата публикации: 11.02.2017 2017-02-11

Статья просмотрена: 975 раз

Библиографическое описание:

Киселева Е. В., Акутина С. П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 417-419. — URL https://moluch.ru/archive/140/39480/ (дата обращения: 24.06.2018).

Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой. Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными ситуациями, которые препятствуют академической успеваемости и в перспективе ведут к остановке личностного роста, психосоматическим заболеваниям. В статье рассмотрены причины и последствия стресса, а также представлены результаты эмпирического исследования учебного стресса среди студентов психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен

Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов. Начиная с самого начала учебной деятельности стресс в той или иной степени постоянно преследует учащегося и является причиной нарушений поведенческой, эмоциональной, когнитивной, мотивационной сфер деятельности. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 45 % всех заболеваний возникают вследствие стрессовых ситуаций, что подтверждает актуальность данной проблемы.

Основоположником концепции стресса принято считать канадского ученого Ганса Селье. Стрессом (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) он назвал неспецифическую реакцию организма на разнообразные повреждающие воздействия.

По мнению В. А. Бодрова, стресс — это «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (опасность, угроза, сложность или вредность условий жизнедеятельности)» [1, с. 21].

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок. В силу различных факторов отдельные элементы или сама учебная ситуация в целом становятся значимыми для студентов, что и может являться общей предпосылкой для возникновения стресса. На первом году обучения существенной причиной стресса могут стать кардинальные перемены в жизни студента. Данный этап вузовского периода отличается большими трудностями, так как студент входит в новый тип взаимоотношений, приобретает новый статус и ему необходимо адаптироваться к новой среде, новым порядкам и незнакомым людям.

Для студентов вуза стресс может быть связан со следующими факторами:

− недостатком сна, неумением рационально распределить свое рабочее время и время на отдых;

− большой учебной нагрузкой;

− неудовлетворенностью полученной оценки;

− низкой успеваемостью по определенным дисциплинам;

− невыполненными или выполненными неверно заданиями;

− пропусками занятий в большом количестве по какой-либо причинам (длительная болезнь, пропуски по неуважительной причине);

− несданными в срок практическими и лабораторными занятиями, курсовыми работами, проектами;

− отсутствием интереса к предлагаемой студенту работе или учебной дисциплине в целом;

− конфликтными ситуациями с однокурсниками или преподавателями;

− неблагоприятными физическими условиями (чрезмерный шум, плохое освещение, отклонение в температуре помещения);

− разочарованием выбранной профессии.

По мнению К. В. Судакова распространенным источником травмирующего воздействия у студентов является экзаменационная сессия [3]. Загруженность обучающихся в период сессии, безусловно, особенно велика. Интенсивная умственная нагрузка, ликвидация задолженностей, работа с большим количеством информации, которую необходимо выполнить в короткие сроки, нарушение режима дня, недостаток сна — это причины, служащие возникновению стресса.

Зачеты и экзамены могут послужить факторами, оказывающими влияние на настроение, самочувствие, психику и психоэмоциональное состояние студентов. Снижение аппетита, тревожные мысли, дрожь в конечностях, учащенный пульс, бессонные ночи — характерные проявления стресса перед зачетами и экзаменами. Мнение о том, что все болезни являются следствием «нервов» в научном обществе считается достоверным. В настоящее время получены убедительные доказательства, что учебный стресс негативно воздействует на нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему студентов [4] и в целом на эмоциональное состояние. Одно из самых опасных последствий при возникающей стрессовой ситуации — употребление алкогольных напитков и наркотиков, интенсивное курение для «снятия напряжения» и улучшения настроения.

Рассмотрим несколько типичных симптомов проявления экзаменационного стресса: эмоциональные симптомы (ощущение общего недомогания, раздражительность, тревога, паника, растерянность, неуверенность, подавленность); физиологические симптомы (головная боль, перепады артериального давления, мышечное напряжение, учащенный пульс, углубление и учащение дыхания, тошнота); когнитивные симптомы (ухудшение памяти, рассеянность, ослабление способности к концентрации внимания, кошмарные сновидения, неприятные воспоминания о своих или чужих провалах во время экзамена в прошлом, воображение негативных последствий после неудачи на экзамене — лишение стипендии, исключение из вуза); поведенческие симптомы (ухудшение аппетита и сна, нежелание готовиться к экзамену, проявляющееся в стремлении заняться любым другим делом, вовлечение в тревожные разговоры о предстоящем экзамене других людей, увеличение употребления кофеина и алкогольных напитков).

Существует две причины, способствующие возникновению экзаменационного стресса. Во-первых, — неуверенность в своих знаниях, которая может быть истинной, вызванная реальными пробелами в знаниях, и ложной, связанной с боязнью неизвестного. Во, вторых — переоценка значимости экзамена, которая, как правило, может быть навязана родителями или обществом.

Конечно, интенсивность развивающейся негативной реакции зависит не столько от характеристик стрессора (объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды, непривычного для человека), сколько от личностной значимости воздействующего фактора. В связи с этим возникающая в процессе обучения она и та же ситуация приводит у каждого студента к различным последствиям и проявлениям. Кроме того, для каждого человека характерен свой определенный уровень волнения и страха, который позволяет показать наилучшие результаты. Следовательно, чтобы мобилизовать свои силы и удачно сдать зачеты и экзамены, одним студентам необходимо снизить уровень стресса, другим нужно как следует «испугаться».

С целью более детального исследования стресса в учебной деятельности у студентов высшего учебного заведения нами было проведено исследование на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского психолого-педагогического факультета. Выборку исследования составили студенты четвертого курса в количестве 75 человек. В качестве диагностического материала был выбран тест Ю. В. Щербатых «Учебный стресс» [5]. Для оценки студентами факторов, провоцирующих стресс, автор выделил следующие: строгих преподавателей, большую учебную нагрузку, отсутствие учебников, непонятные учебники, жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов), неумение правильно распорядиться ограниченными финансами, неумение правильно организовать свой режим дня, нерегулярное питание, проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, излишне серьезное отношение к учебе, нежелание учиться или разочарование в профессии, стеснительность и застенчивость, страх перед будущим, проблемы в личной жизни.

Результаты проведенного исследования показали, что основными стрессогенными факторами для испытуемых являются «страх перед будущим и большая учебная нагрузка». Меньше всего беспокоят студентов «неумение правильно распорядиться финансами и конфликты в группе».

Для оценки проявлений связанного с учебой стресса в соответствии с тестом студентам были предложены следующие признаки: ощущение беспомощности и невозможности справиться с проблемами, невозможность избавиться от посторонних мыслей, повышенная отвлекаемость и плохая концентрация внимания, раздражительность и обидчивость, плохое настроение и депрессия, страх и тревога, потеря уверенности и снижение самооценки, спешка и ощущение постоянной нехватки времени, плохой сон, нарушение социальных контактов и проблемы в общении, учащенное сердцебиение и боли в сердце, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом, напряжение или дрожание мышц, головные боли, низкая работоспособность и повышенная утомляемость.

Оценивая свои психические процессы и состояния в ситуации учебного стресса, студенты выделили такие признаки, как страх и тревога, невозможность избавиться от посторонних мыслей и плохой сон. Признаки, которые проявляются в значительно меньшей степени — это проблемы в общении, нарушение социальных контактов, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

В качестве основных способов снятия стресса Ю. В. Щербатых выделил употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, вкусной еды, просмотр телевизора, перерыв в учебе или работе, сон, общение с друзьями или любимым человеком, поддержку или совет родителей, секс, прогулки на свежем воздухе, хобби, физическую активность. На первое место студенты поставили вкусную еду, сон и общение с друзьями или любимым человеком.

Исследование уровня предэкзаменационного стресса показало, что значительная часть студентов (47 %) испытывают максимальный уровень стресса в период экзаменационной сессии и оценивают его по 10-ти бальной шкале оценок — в 10 баллов. Часть испытуемых (32 %) оценили свое стрессовое состояние перед экзаменом в 8–9 баллов. 21 % респондентов отметили, что они «в меньшей степени подвержены экзаменационному стрессу».

Проведенное исследование показало, что стресс у студентов является определенной формой отражения ими трудной учебной ситуации, в которой они находятся. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача не только студентов, но педагогов и кураторов студенческих групп. В первую очередь, необходимо использовать такие общеукрепляющие средства, как оптимизация режима дня, правильное питание и систематическое пребывание на свежем воздухе. Одним из эффективных считается метод, направленный на совершенствование поведенческих навыков: общения, позитивного мышления, уверенности в себе. На занятиях нужно проводить подготовку к неопределенным и экстремальным ситуациям в учебной деятельности, знакомить со способами преодоления учебного стресса, а также формировать навыки их применения в жизни, например, в период экзаменационной сессии, во время сдачи экзаменов и для восстановления психического здоровья после экзаменационной сессии. На практических занятиях студентам также следует изучить дыхательные техники, различные приемы мышечной релаксации и визуализации [2].

Таким образом, в статье мы определили, факторы, основные причины стресса студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки, определили уровень стресса в период экзаменационной сессии, выявили, в чем проявляется стресс и основные способы его снятия.

  1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПБР СЭ, 2006. — 528 с.
  2. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В. Р. Бильданова, Г. К. Бисерова, Г. Р. Шагивалеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 142 с.
  3. Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. — М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. — 148 с.
  4. Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
  5. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

moluch.ru

Значимость умения владеть собой в стрессовых ситуациях, которым часто подвергаются пилоты

Принято считать, что профессия пилота престижна и захватывающа. Однако большинство начинающих обучение молодых людей под влиянием такого стереотипа забывают о тяжелых психологических условиях данного рода занятия. Большая ответственность за жизни множества пассажиров, долгое управление самолетом в темное время суток, в неблагоприятных погодных условиях или при высокой плотности движения, сбои в работе оборудования, временное сбивание с курса, разногласия с другими членами экипажа или с управлением воздушным движением — все это создает определенный стресс для пилота во время работы.

Стресс является суммой биологических реакций на любые неблагоприятные возбуждающие факторы — будь то физические, умственные, эмоциональные, внутренние или внешние раздражители, они нарушают естественный баланс в организме. Повышенный уровень стресса возникает из-за употребления алкоголя, наркотических средств и медикаментов, вследствие курения, самолечения, несбалансированной диеты или плохого питания, а также из-за всевозможных психологических особенностей. Усталость, недостаточные занятия физической культурой и обезвоживания также зачастую являются причиной повышенного уровня стресса. Довольно сложно определить и измерить точное влияние стресса на работу пилотов, но несмотря на это, пилоты должны совершенствовать навыки самоконтроля, являющегося жизненно важным в стрессовых ситуациях.

Невзирая на то, что перед началом обучения все пилоты проходят тест на психологическую подготовку и пригодность для работы в условиях повышенного уровня стресса и риска, установлено, что наиболее частой причиной крушений ВС является именно человеческий фактор. Возьмем, к примеру, крушение самолета Boeing 737-200 авиакомпании Thai Airways, произошедшее неподалеку от острова Пхукет в Тайланде 31 августа 1987 г. Во время посадки при благоприятных погодных условиях экипаж вдруг потерял управление и самолет упал в море. В результате расследования экспертами было установлено, что причиной крушения послужила совокупность ошибок, допущенных членами летной команды и управлением воздушным движением. Все девять членов экипажа, а также 74 пассажира погибли.

В 2011 г. исследовательский центр ВВС в штате Огайо, США, проводил исследования, влияют ли специализированные тренировки по контролю стресса во время обучения на тренажере на эффективность управления самолетом при последующих стрессовых полетах в реальных условиях. Выяснилось, что участники эксперимента, которые во время подготовки проходили специальное обучение по стресс-контролю, в реальных условиях управляли самолетом более мягко по данным телеметрии самолета, и в целом лучше по оценке инструктора, чем те участники, кто не проходил доп.подготовку. Следовательно, можно утверждать, что обучение пилотов механизмам управления стресса привело к более успешному выполнению задач в стрессовых ситуациях.

Существует множество методик по управлению стрессом, но как утверждают специалисты, самым эффективным в данном вопросе является работа над собой. Анализ какого-либо конкретного случая сейчас может привести к более успешному решению похожей проблемы в будущем. «Когда я оказываюсь в крайне стрессовой ситуации, то сразу пытаюсь сконцентрироваться на теоретических и практических знаниях, полученных во время обучения, и тогда нахожу более правильное решение проблемы. Несомненно, тип личности играет важную роль, но я также уверен, что без правильного обучения невозможно стать хорошим пилотом», — говорит Андрей, студент курса типовой квалификации в Baltic Aviation Academy.

В заключении отметим, что и эмоциональная подготовка, и правильное обучение, и готовность к принятию огромной ответственности просто необходимы для того, чтобы найти лучший способ справиться со стрессом, с которым пилоты сталкиваются практически каждый день. Оценив все преимущества и недостатки карьеры пилота, необходимо выбрать соответствующую школу авиационной подготовки для того, чтобы получить лучшие знание по решениям проблем в стрессовых ситуациях. Но помимо этого, пилотам могут понадобиться и дополнительные курсы по стресс-контролю.

www.baatraining.com

Стресс во время обучения

Понятие «стресс» всё более настойчиво и прочно входит в наш обиход. Своим возникновением оно обязано канадскому врачу и биологу Г. Селье, который в 1936г. обратил внимание на специфический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Он доказал, что малая доза стресса возвращает молодость, вырабатывает навык справляться со сложными жизненными ситуациями[2].

Вопросам изучения понятия стресса, особенностей учебного стресса в студенческом возрасте посвящены исследования К. Вильямса, Дж. Гринберга, Л.А. Китаева-Смыка, У. Кэннона, Р.С. Немова, Д. Маерса, А.Г. Маклакова, Г.Селье, Ю.В. Щербатых и др.

Студенты во время обучения сталкиваются с разными проблемами, новые условия обучения требуют от них больше самостоятельности, ответственности и не все студенты готовы к решению многочисленных проблем и задач, которые предоставляет жизнь. Обучение в высшем учебном заведении – это стресс для многих студентов. Студенту необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.

Нами было проведено исследование, целью которого являлось – исследование выраженности учебного стресса у студентов в процессе обучения в вузе.Исследовательская часть работы проводилась на базе Казанского Федерального института, в городе Елабуга. В исследовании участвовали студенты 3 и 4 курса, обучающиеся на факультете татарской сопоставительной филологии.Для осуществления поставленной цели нами были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Наше эмпирическое исследование включало 2 теста.

На первом этапе нашей работы мы исследовали основные причины учебного стресса, выявили, в чем проявляется стресс, определили основные приемы снятия стресса студентами, с помощью теста на учебный стресс, разработанного Ю.В. Щербатых [3].

По результатам теста мы выявили, что основными и общими для студентов данных групп являются такие причины как, жизнь вдали от родителей; большая учебная нагрузка; стеснительность и застенчивость. Менее всего студентов волнуют проблемы в личной жизни, конфликты в группе и отсутствие учебников.

Проявляется стресс у исследуемых групп студентов в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, невозможность избавиться от посторонних мыслей, нехватке времени. Показатели биологических признаков проявления стресса у большинства студентов невысокие. Можно сделать вывод о хорошем состоянии здоровья студентов данной группы.

Основным способом преодоления стресса у наших испытуемых является сон. Для большинства опрошенных студентов это общение с друзьями или любимым человеком. Более половины опрошенных ищут поддержку у родных, самых близких людей. Почти половина опрошенных студентов, снимают стресс физической активностью, что позитивно для человека в данной ситуации.

На втором этапе мы исследовали уровень стрессоустойчивости студентов, с помощью теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).В ходе исследования были получены следующие результаты:у 25 % студентов оценка «хорошо», «удовлетворительно» у 70 % и «плохо» у 5 % студентов. Отличный уровень не был выявлен. Также, при проведении теста, определяющего уровень самооценки стрессоустойчивости, средний показатель стрессоустойчивости составил 16,6 из 40 возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости студентов.

Стресс всегда присутствует в жизни человека. Это понятие прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Стресс – это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При детальном рассмотрении, он помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Ведь под воздействием стресса организм приспосабливается к различным факторам окружающей среды. Поэтому, в любой критической ситуации лучше всегда сосредоточиться на положительных эмоциях.

Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это одна из задач воспитателей, педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются во внедрении в учебный процесс тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий [1].

www.eduherald.ru

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, СТРЕСС-ФАКТОРЫ И СРЕДСТВА БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Атеденёва Галина Юрьевна

студент 2 курса, экономического факультета КемИ (ф) РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Кемерово

Григорьева Светлана Аркадьевна

научный руководитель, доцент кафедры физического воспитания КемИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Кемерово

Актуальность. В современных условиях обучения в вузе, в связи с новыми образовательными стандартами, материально-техническими условиями вузов, рейтинговой системой оценки знаний студентов и высокими требованиями учебных программ, преподаватели вузов, особенно экономических специальностей, предъявляют всё более высокие требованиями к интеллектуальным и психическим качествам студентов. Эти требования близки к предельным возможностям человека, что приводит к возникновению негативных психических состояний и стрессов у студентов [1, 2, 3]. Специалисты считают, что стресс у студента развивается из-за большого потока информации, из-за того что отсутствует систематизация работы в семестре, из-за нарушений режима труда и отдыха, подработки и т. п. Специалисты считают, что стресс во время экзаменов занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов высшей школы, получены данные, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов [1—5]. У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости [1, 2. 4, 5].

Существует большое количество методов профилактики стрессовых состояний. Физическая культура, спорт, различные физкультурно-оздоровительные мероприятия и процедуры (баня, сауна, фитнес, прогулки на свежем воздухе, плавание) являются не только средствами повышения физической и умственной работоспособности, но и способами и средством профилактики и снятия стрессовых состояний человека.

Мы решили провести исследование и выявить используют ли студенты экономического факультета средства физической культуры для профилактики и борьбе со стрессовыми состояниями.

Цель исследования — получение теоретических знаний об использовании физической культуры и спорта как средств профилактики и борьбы со стрессом у студентов экономического факультета.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень стрессоустойчивости у студентов экономического факультета.

2. Выявить ранговое место стресс-факторов среди студентов экономического факультета.

3. Выявить средства и место физической культуры и спорта в профилактике стрессовых состояний у студентов экономического факультета.

Методы исследования: анализ научной и научно-популярной литературы; анкетирование и методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в Кемеровском институте (филиале) Российского экономического университета им. Т.В. Плеханова. Проведёно анкетирование, в котором приняло участие 218 студентов экономического факультета, из них 69 юношей и 149 девушек, в том числе студентов 1 курса — 60 чел. (21 юноша и 39 девушек), 2 курса — 54 чел. (18 юношей и 36 девушек), 3 курса — 59 человек (14 юношей и 45 девушек), 4 курса — 45 человек (16 юношей и 29 девушек).

Результаты исследования. Для решения задач исследования было проведено анкетирование и обработаны результаты исследования. Анализируя ответы на вопрос «Испытываете ли вы стрессы?», мы выявили, что лишь 26 человек (12,0 %) студентов не испытывают стресс в течение учебного года, остальные 88,0 % студентов стрессы испытывают. Выявлено, что юноши экономического факультета более стрессоустойчивы, чем девушки, т. к. студентов-юношей на 5,9 % меньше, среди ответивших на данный вопрос «Нет», чем девушек-студенток (табл. 1).

Таблица 1.

Анализ ответов на вопрос «Испытываете ли вы стрессы в течение учебного года?»

sibac.info