Стресс занятие для школьников

Тренинговое занятие по управлению стрессовыми состояниями для школьников 10-11 класса. Конспект

Цель тренинга:
Развитие навыков управления стрессовыми состояниями у обучающихся 10-11-х классов
Задачи тренинга:
• Познакомить обучающихся с техниками стресс-менеджмента
• Научить обучающихся на практике применять техники эффективного стресс-менеджмента
Целевая аудитория:
Обучающиеся 10-11-х классов. Занятие возможно как с целым классом (25 человек), так и в малых группах (8-12 человек). Внеся небольшие модификации, занятие можно использовать в индивидуальной работе.
Материалы:
— Бланк «Стресс: начало» для каждого участника
— Бланк «Стресс-реакция + и –» для каждой группы (на 25 человек не меньше 6 бланков)
— Планнер «Как бороться со стрессом» для каждого участника
— Письменные принадлежности (ручка или карандаш) и чистый лист А4 для каждого участника
Время: 45-50 минут

Шаг 1. Введение в тему
Время: 5 минут
Попросите подростков сказать первые приходящие им в голову слова, начинающиеся с букв слова СТРЕСС (3 буквы «С» — попросите придумать слова на каждую из них). Записывайте эти слова на доску или большой лист бумаги так, чтобы всем присутствующим слова были видны. Когда наберётся около 15 слов, сгруппируйте их по темам: «Как мы видим, у Вас в классе стресс чаще всего ассоциируется/вызывает чувства …». Подведите итоги о том, какого рода слов-ассоциаций оказалось больше: положительных или отрицательных.

Шаг 2. Признаки стрессового состояния и техники стресс-менеджмента
Время: 15 минут
Разделите класс на несколько групп (оптимально – по 3-4 человека) и попросите их в групповом обсуждении найти ответы на следующие вопросы: 1. Представить человека в состоянии стресса (вспомнить себя в таком состоянии) и написать не менее 10 (по 5) внешних признаков стресса (видимых окружающим людям) и внутренних признаков (которые происходят внутри человека и могут быть не видны окружающим людям).
2. Привести пример человека, успешно справившегося со стрессовой ситуацией. Что ему помогло?
3. Привести пример человека, не сумевшего справиться со стрессовой ситуацией. Что ему помешало?
Попросите группы высказаться и подведите итоги о сходстве и различии мнений в группах. По ответам на 2-й вопрос подведите итоги о том, какие техники стресс-менеджмента назвали подростки.

Шаг 3. Правильные и неправильные способы управления стрессовыми состояниями
Время: 15 минут
Материалы: Бланк «Стресс-реакция + и –»
Перемешайте группы, создав новые (оптимально, по-прежнему, — 3-4 человека в группе). Раздайте каждой группе бланк. Попросите подростков подумать и заполнить их. Затем обсудите получившиеся результаты в общем групповом обсуждении.

Поблагодарите подростков за участие и, если остаётся время, предложите им высказаться о том, что понравилось, было интересным и полезным на занятии.

Список литературы:
1. Коттрелл С. Успешная учеба в вузе: самые важные навыки студента. – М.: Эксмо, 2015

Занятие для учащихся 9 11 классов. Тема: «Я учусь владеть собой».

Транскрипт

1 Занятие для учащихся 9 11 классов. Тема: «Я учусь владеть собой». Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности, стресса и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу. Задачи: 1. Раскрыть понятия тревожность и стресс. 2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности. 3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление. 4. Обучить навыкам саморегуляции. Форма работы: Занятие с элементами тренинга. Методы работы: Словесные: беседа, использование отрывка из лекции «Стресс. Профилактика стресса» Наглядные: использование индивидуальных бланков, оформление записи на доске «Здоровые и нездоровые способы преодоления тревожности» Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции. Целевая группа: 9 11 классы Время проведения: минут (1 академический час). Ход занятия I. Организационный момент (приветствие, знакомство) II. Сообщение темы и целей занятия. Занятие посвящено тому, что такое тревожность, стресс и как следует преодолевать тревожные состояния. III. Принятие правил работы группы. Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я как ведущий предлагаю несколько правил: Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца. Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая чтобы не перебивали говорящего, вторая чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише. IV. Информационный блок Ребята, как вы думаете, что такое тревожность? Тревожность это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

2 Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.) Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.) 1. Что такое тревожность? Стресс? Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс. Стресс в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие. Стресс ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособления к изменениям среды. Фактор, вызывающий стресс, называется стресс фактором или стрессором. Ответная реакция называется стресс реакцией. Стресс это воздействие не обязательно негативное. Стресс могут вызвать сильная радость, волнение. Они становятся стрессовыми из за своей силы, амплитуды воздействия на психику и организм человека. Воздействие стрессора приводит к мобилизации энергетических ресурсов. Создатель концепции стресса Ганс Селье, чьи материалы здесь используются, выделяет 3 стадии развития стресса: 1стадия — тревоги или напряжения, в период, которой мобилизуются адаптационные ресурсы организма. 2 стадия — сопротивления, на которой происходит сбалансированное расходование резервов адаптации. 3 стадия — истощения, когда энергия исчерпывается и развиваются психические и соматические расстройства. Разные стадии стресса оказывают различное влияние на организм. Первая стадия стресса (эустресс) способствует мобилизации всех жизненных сил человека. Деятельность человека становится более эффективной и успешной. На второй стадии стресса (дистресс) энергия организма начинает исчерпываться, развивается сильное напряжение, затем ответные реакции организма становятся хаотическими и начинается процесс его разрушения. Если эта стадия затягивается, то стресс может привести к развитию хронических психических, соматических, неврологических и других осложнений. Болезни, вызываемые стрессовыми воздействиями, носят название психосоматических. Столкнувшись с трудностями в жизни, с чувством беспомощности, ощущением невозможности изменить неприятную ситуацию или справиться с проблемой, некоторые люди прибегают к помощи психоактивных веществ, полагая, что это позволит снять напряжение, расслабиться, уменьшить дискомфорт. При этом используют алкоголь, наркотики. После окончания воздействия этих веществ, становится ясно, что проблемы не исчезли. При столкновении человека со стрессовой ситуацией, он всегда испытывает сложности при выборе стратегии своего поведения. Прежде чем принять решение и

3 реализовать его на практике, необходимо правильно оценить происходящие процессы. В этом может помочь шкала стресса. Шкала стресса. Шкала стресса позволяет определить, насколько вы подвержены стрессу и находитесь на грани своих физических возможностей, за которыми последует болезнь. Если вы наберёте более 300 баллов, шанс заболеть составит для вас 70%. Причины. Баллы. 1- Смерть супруга(ги) Развод Разлука с супругом (гой) 65 4 Тюремное заключение 63 5 Смерть близкого члена семьи 63 6 Сильная травма или серьёзная болезнь 53 7 Вступление в брак 50 8 Увольнение с работы 47 9 Воссоединение с супругом после разлуки Выход на пенсию Беременность Сексуальные проблемы Изменения финансового состояния Смерть близкого друга Смена вида работы Изменения уровня ответственности на работе Уход ребёнка из дома Проблемы с роднёй Выдающиеся личные достижения Начало и окончание учёбы Изменение условий жизни Сложности с начальником Изменения в условиях работы Переезд Смена учебного заведения Смена развлечений Изменение религиозной активности Изменения социальной активности Изменения в режиме сна Изменения встреч в кругу семьи Изменения пищевых привычек Отпуск Рождество Незначительные нарушения закона Физиологическая сторона тревожности. Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечнососудистой и дыхательной систем.

4 Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились. 3. Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда» Подростки указывают ситуации, когда испытывали напряжение. Рефлексия. Итак, вы указали ситуации тревожности Как вы думаете? к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.) (Демонстрация иллюстраций.) Рисунок 1. «Когда я тревожусь» Вывод Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму. А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги. 4. Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно» Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете Рефлексия. 5. «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния». Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.

5 Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить? Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино, в нездоровые ) Итак, у нас получилось 2 колонки. Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые? Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы? Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами). Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему? Вывод Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось попрежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри) У нас получились правила, которые позволяют противостоять стрессу. Памятка по профилактике стресса. 1- Чаще говорите о своих проблемах с близкими. 2- Не изменяйте привычного режима дня. 3 Начинайте день с обливания холодной водой или физических упражнений. 4 Старайтесь больше отдыхать, совершать прогулки. 5 Смейтесь в полный голос. 6 Слушайте любимую музыку, танцуйте. 7- Думайте о хорошем. 8 Следите за своим питанием, сном. 9 Чаще бывайте в общественных местах. 10 Активно включайтесь в любую работу. V. Практический блок. 1.Что делать в ситуации напряжения? Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях А) Успокойтесь. «Все будет хорошо» это четкая установка не должна никогда вас покидать. Не бывает безвыходных ситуаций. Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому

6 попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов. Медленно сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и сосчитай до четырех. Медленно выдохни. Повтори процедуру медленный вдох задержка дыхания медленный выдох 4-5 раз. В) Мышечное расслабление. Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях. Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает. 4. Обучение навыкам саморегуляции [ Упражнение 1 «Продумай заранее». Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза. Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы, экзамен. Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете. Подумайте, что скажете и что сделаете. Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно. Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее. Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться? Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать. Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия) Сядьте спокойно в комфортной позе. Закройте глаза. Медленно расслабьте мышцы. Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами. Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку. Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения? Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут. Упражнение 3 «Домик». Цель обретение силы и мощи духа, развитие силы воли. Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой это крыша домика. Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох задержка дыхания, выдох задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

7 Упражнение 4 «Кнопка». Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга. Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств. Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания». В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным почувствуйте как вам хорошо и спокойно. Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически. VI. Заключение. Выводы. Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности? Работа в бланках. Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя. Рефлексия. Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее. (Психолог раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния и просит обращаться к нему, когда необходимо). Использованная литература: 1. Программа «Полезные навыки» Материалы для учителя Москва, Программа «Полезные навыки» Рабочая тетрадь для 6 класса Москва, Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Москва, Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»: Практическое пособие. Слободяник Н.П. М.: Айрис-пресс, Е.А Александрова «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

docplayer.ru

Занятие: Стресс в жизни человека способы борьбы со стрессом

Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Описание: Материал предназначен для организации работы с учащимися по формированию у них желания вести здоровый образ жизни. Публикация представляет интерес для учителей школ и педагогов дополнительного образования.

Цель: формирование у учащихся знания о сущности стресса.

Задачи:
— выяснить исходный уровень информированности по проблеме;
— повысить уровень информированности об эмоциональных реакциях человека их связи с самочувствием и здоровьем;
— воспитать навыки в решении проблем и преодолении критической ситуаций.

Материалы:
карандаши, памятки «Добрые советы», плакаты по теме (1. Если жизнь преподносит вам кислые лимоны, сделайте себе лимонад. 2. Стресс – это любая нестандартная реакция нашего организма на ситуацию. 3. Дистресс – не происходит расслабление организма, пропадает сон, аппетит и т.д. 4. Конфликт – разногласие между людьми, в основе которых лежат несовместимость их взглядов, интересов, потребностей. 5. Ведите счет своим удачам – а не своим неприятностям.), разработки игр, тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Литература:
1.Дейл Карнеги «Как перестать беспокоится, и начать жить?», 1990г.
2.Журналы «Здоровы лад жыцця».
3.Элионор Портер «Полллианна», Москва, 2006г.

Эмоция – это реакция человека на различные события в его жизни.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие вы знаете эмоции?
2. Влияют ли эмоции на самочувствие человека?
3.Может ли человек повлиять на свой эмоциональный мир?

Игра «Эмоции «+» и «-»
Правила:
Учащиеся делятся на две команды. И, поочередно, называют эмоции, указывая отрицательная или положительная эта эмоция.
Список эмоций: радость, восторг, надежда, гордость, нежность, благодарность, восхищение, любовь, умиротворение, умиление, безмятежность, гнев, раздражение, возмущение, недовольство, отвращение, печаль, стыд, вина, смущение, неловкость, неудобство, грусть, разочарование, тоска, страх, беспокойство, тревога, ужас.

Игра «Ассоциация»
Правила:
Первый игрок называет предмет, второй игрок называет эмоцию, которая у него ассоциируется с этим предметом, и новый предмет. Третий игрок называет эмоцию, которая у него ассоциируется с предметом, названным вторым игроком, и новый предмет. И так далее…
Например: стол – равнодушие, фонарик – радость и т.д.

2.2. Стресс

В обычных условиях наш организм спокойно реагирует на какие-либо изменения, но при определенных условиях наступает период, когда мы воспринимаем любую мелочь как серьезную проблему и организм начинает работать в сверх напряжённом ритме. Таким обстоятельствам могут быть усталость, страх, заболевания и т.д.
Такие стрессовые ситуации называют стрессорами.
Стрессоры бывают:
Объективные (независимо от человека): гроза, наводнение, авария, холод. Субъективные (зависящие от человека): ссора, обида, оскорбление
Задание 1. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы испытали стресс от субъективного или объективного стрессора?
Задание 2. Давайте рассмотрим ситуации: «На школьном собрании сообщим, что вы победили в конкурсе и поедите в «Зубрёнок»
А) Что вы испытаете?
Б) Всегда ли стресс – это плохо?
В) Может ли радость привести к стрессу?
Стресс не всегда бывает губительным для здоровья. В ряде случаев он стимулирует и помогает поверить в свои силы и способности. Без стресса не бывает настоящих успехов в жизни человека.
Как вы думаете, что-нибудь происходит в организме во время стресса?
3. Стадии развития стресса.
Различают три стадии развития стресса:
1. Тревоги – организм активизирует все силы: надпочечники выбрасывают в кровь гормон адреналин, повышается кровяное давление.
2. Приспособление – организм привыкает, приспосабливается к новым условиям. Расходуется большое количество энергии.
3. Истощение – израсходовано много энергии, происходит расслабление всех систем, организм ослаблен.
Спустя некоторое время все процессы в организме приходят в норму. Продолжительность стресса зависит то того, насколько силен стрессор и как долго он действует на организм. Сильный стрессор может погубить человека уже на 1-й стадии.

2.3. Дистресс

Если стрессор продолжает действовать на организм длительное время или появляется новый стрессор, — происходит неоднократный стресс – дистресс.
Например: на перемене поссорились друзья, а на уроке вызвали по домашней задаче, которую не выполнили, по дороге домой потеряли ключи – результат – дистресс.
Учащимся предлагается привести примеры дистресса.
Признаки дистресса — психического перенапряжения – подразделяются на три группы:
1. Эмоциональные – страх, беспокойство, раздражительность, необычная агрессивность, паника и т.д.
2. Физические – головные боли, сухость во рту, усиленное сердцебиение и т.п.
3. Поведенческие – сверхаппетитен, потеря интереса к своей внешности, поиск виновных и другие факторы вызывающие дистресс.
Условно их можно поделить на 2-е группы:
1. Непредсказуемых события: смерть родных, ссора и т.д.
2. Приводящие к настоящему психологическому напряжению: нездоровая обстановка дома и в школе, частое употребление продуктов, вызывающих дистресс. (сахар, газированные напитки, концентраты и т.п.)

2.4. Как бороться со стрессом?

Многие люди, не научившись справляться со стрессом, долгие годы живут с ним, в результате чего вызываются или осложняются многие заболевания: высокое давление, язва желудка, инфекционные болезни и т.д.
Каждый из нас время от времени испытывает необходимость снять напряжение.
Расскажите, как это делаете вы?
Вот еще некоторые приемы снятия стресса:
1.Глубокое дыхание.
2.Просмотр хорошего фильма.
3.Чтение интересной книги.
4.Самомассаж головы.
5.Любимая еда.
6.Контрастный душ.
7.Физические упражнения.
8.Смех. (При смехе в крови увеличивается содержание эндорфинов, что дает человеку оптимизм, бодрость и хорошее настроение).

2.5. Конфликт
Одной из причин стресса является конфликт.
Конфликт (столкновение) – разногласие между людьми, в основе которых лежат несовместимость их взглядов, интересов, подробностей.
Ситуация: Игорь подложил Ире кнопку. Она не заметила и села…
1) Существует три основных решения конфликта:
1. Погасить конфликт.
2. Компромисс (устраивающее всех решение)
3. Открытая борьба (ссора, драка, война)
2) Обсуждение
1.Научись смотреть на себя со стороны.
2.Если ты чувствуешь, что не прав, признай это сразу.
3.Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

2.6. Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Каждый из Вас должен уметь противостоять трудностям жизни. Насколько хорошо вам это удается? Обведите кружком очки, соответствующие вашей реакции на каждое утверждение.

Ключ:
0-3 очка: вы умеете владеть собой и, вероятно счастливы.
4-7 очков: ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне.
8 и больше очков: вам трудно бороться с невзгодами. Если вы не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у вас могут быть со здоровьем.

2.7. Добрые советы
Человек живет в мире стрессов и конфликтов, многие из которых он создает сам неправильными действиями, поступками. Мы должны учиться правильно, общаться, относиться к другим людям, как к себе, чтобы возникало меньше стрессов и конфликтов. Мы сами отвечаем за свое эмоциональное и физическое благополучие. Не в нашей власти повлиять на чье-то поведение, но в нашей власти изменить свое отношение к нему.
Запомните шесть добрых советов:
1.Будьте оптимистами. Как только вы ловите себя на мрачной мысли, переключитесь на что-либо хорошее.
2. Учитесь говорить НЕТ. Если у вас нет времени на какое-то дело или вы просто не можете его делать – сразу говорить НЕТ.
3. Не будьте максималистом. Не требуйте от себя и других слишком много, учитесь быть терпимыми.
4. Живите настоящим, преодолевая привычку сожалеть о прошлом или переживать, о будущем.
5. Правильно питайтесь. Больше витаминов.
6. Высыпайтесь.

Игра: «Комплимент»
Цель: акцентировать внимание на положительных сторонах «Я» участников.
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: бумага, ручка для ведущего.
Правила.
Вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т.е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату, и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра проводится как конкурс на самого проницательного.

Педагог рекомендует прочитать книгу Э. Портер «Поллианна» об удивительной истории девочки-сироты, которую из «чувства долга» взяла к себе суровая тетка, и умение которой при любых обстоятельствах радоваться жизни, видеть во всем лучшую сторону помогает не только ей самой, но и окружающим ее людям.
Почти детективные повороты сюжета, психологическая точность, с которой автор Э. Портер создает образы, — все это неизменно привлекает к книге внимание читателей вот уже нескольких поколений и учит ребят и взрослых справляться с трудными ситуациями в жизни.

ped-kopilka.ru

Занятие с элементами тренинга «Волнение, тревога, стресс» по авторской программе «Психологическая подготовка к ЕГЭ»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мегетская средняя общеобразовательная школа».

Конспект занятия с элементами тренинга.

Леонтьева Елена Николаева

Место работы (наименование образовательного учреждения)

Психологическая подготовка к ЕГЭ

Авторская педагогическая разработка «Психологическая подготовка к ЕГЭ» 2012.

Тема « Волнение, тревога, стресс»

Занятие с элементами тренинга

Предварительная работа с учащимися

Тестирование Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера, модификация Ханина), Проективная методика «Экзамен»

Дидактическое обеспечение занятия, ИКТ.

Мультимедийная презентация, флештренинг, материалы для творческой работы, материалы для арттерапевтических методов, бейджики.

3. Информационно-практический блок.

Цели и задачи занятия

1.Создать позитивную эмоциональную обстановку.

2.Познакомить учащихся с понятием экзаменационного стресса.

3.Выработать собственные методы борьбы со стрессом, тревогой, волнением.

4.Научить технике аутотренинга.

5.Повысить стрессоустойчивость, уверенность в собственных силах, снизить уровень ситуативной тревожности.

6. Способствовать развитию навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

7.Настроить на успех путем изготовления талисмана.

Методы и приемы

3.Метод развития критического мышления: синквейн.

1.Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников).\\Школьный психолог.-2008.-№9.

2.Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.

3.Чибисова М.Ю.Психологическая подготовка в ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. -М.: Генезис, 2009.

4. ЕГЭ и тревожность выпускников школы/ Л.А. Потапова/Образование в современной школе; i е. -2005. -№ 7. — С.47-52.
5. Причины, профилактика и преодоление тревожности/ A.M. Прихожан// Психологическая паука и образование- 1998.- №2,- С. 11-17.

1.Способствовать созданию атмосферы вовлеченности, эмоционального комфорта, раскрепощения.

Добрый день, рада вас видеть, и хочу пожелать вам, чтобы каждый сегодня приобрел что-то полезное для себя.

Упражнение « Сегодня я как..»

Учащимся в круге предлагается взять бейджик и, сравнив себя, с чем- либо или кем — либо, по состоянию, настроению, эмоциям, настрою на работу, сделать надпись и прикрепить на грудь.

2.Вхождение в тему

1.Мотивировать учащихся на работу.

2.Стимулировать интерес учащихся и обеспечение принятия ими цели деятельности.

2.Расширить ассоциативный чувственный словарь

Просмотр мультфильма «ЕГЭ»

Сообщение темы. Слайд 1,2.

Беспокойство, тревога — одна из главных причин плохой работы памяти, концентрации внимания и мышечных зажимов при сдаче экзамена.

Перечислить все слова, ассоциирующиеся со словом «экзамен».

Эти слова вам помогут составить синквейн. На слайде схема-структура синквейна.

1.Способствовать развитию рефлексии.

2.Выявить эмоциональные составляющие уверенности и неуверенности с применением арт-терапии.

3. Способствовать снятию эмоционального напряжения, активизации группы.

4. Познакомить с понятиями «стресс», «саморегуляция» и предложить эффективные способы снятия напряжения.

5.Способствовать снятию мышечного напряжения путем релаксации.

6.Закрепить ощущение уверенности, настроить на успех.

Упражнение «Синквейн» на тему «ЕГЭ».

Зачитываются синквейны, обсуждение.

— У каждого из вас чувства , связанные с ЕГЭ разные, но условно их можно разделить на «уверенность» и «неуверенность».

Предлагаю эти два чувства превратить в образы.

Упражнение «Дорисуй и передай»

Организуются два круга ( по цвету бейджиков), в которых пускаются два листочка. В центре круга на столе карандаши. Первая группа рисует «уверенность», вторая «неуверенность». По хлопку листочек передается соседу и т.п. ( звучит мотивирующая музыка)

Обсуждение. Акцент на том, что уверенность рождает- спокойствие, сосредоточенность, а неуверенность рождает- тревогу, сомнение и дезорганизует.

-Постоянная тревога и напряжение приводят к стрессу.

Стресс (от англ. stress — напряжение) — состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Упражнение «Корзина с тревогой»

— На листочках (чем больше формат, тем лучше) напишите все свои негативнее эмоции, которые вы сейчас переживаете. Затем скомкайте как можно активнее и с чувством освобождения от ненужного, выбросите в корзину.

-Я предложила вам всего лишь один способ борьбы с тревогой. Подумайте и обсудите, какие бы вы посоветовали друг другу способы успокоения, снятия напряжения, тревоги.

Упражнение «Методы борьбы с тревогой и стрессом» (работа в группах)

Учащиеся зачитывают, психолог фиксирует на доске.

Одним из эффективных способов борьбы с тревогой является аутотренинг.

Аутотренинг- самовнушение, позитивная установка.

Упражнение «Формула аутотренинга»

Руководствуясь правилами, вам нужно составить формулы аутотренинга для себя. Желающие могут прочитать составленные ими формулы.

-Не менее важным является умение расслабиться, сконцентрироваться и снова мобилизовать свои силы, что поможет поставить цель и добиться ее.

-Сядьте удобно, закройте глаза.

Релаксация «Полет орла» Флештренинг.

— Ваш успех на экзамене зависит от многих факторов, но я думаю, рекомендации, которые я предлагаю, помогут вам учесть эти факторы и правильно подготовить себя психологически к этому этапу в вашей жизни.

Участники получают буклеты « Готовимся к ЕГЭ вместе»

— А чтобы ваша уверенность осталась с вами и на экзамене, мы изготовим «Талисман на ЕГЭ».

Это будет мандала на успех, которую можно взять с собой.

Творческое задание- изготовление талисмана.

Ребятам предлагается заготовка, цветные нитки, интерпретация –значение цветов в мандале. Выбрав нужный цвет для себя, каждый изготовит талисман, вложив в него свои позитивные эмоции, надежды, мысли.

Звучит спокойная музыка.

1. 1.Способствовать развитию рефлексии у учащихся.

2.Проанализировать самочувствие учащихся после занятия?

3.Подвести итог занятия.

Обсуждение в круге.

-Как себя чувствуете?

-Что важное узнали для себя?

-Что было самым трудным?

-Что можете пожелать друг другу?

Взяться за руки и сказать «Удачи на ЕГЭ».

«Значение цветов в мандале»

Красным светом Вы активируете сердце, кровообращение, лёгкие и мускульную ткань. Он содействует кровообращению и расширяет сосуды. Лидерство, активность, энергия.

Оранжевый — творчество, движение.

Жёлтый, как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Разум, мудрость, интеллект. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет Ваши нервы.

Зелёный цвет успокаивает и укрепляет Вас внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. Потребность в самоуважении, мягкость .

Голубой, устраняет видимые и невидимые страхи, вселяет чувство уверенности в своих жизненных позициях. Обладает стимулирующим воздействием на функции щитовидной железы и почек. Интуиция, эмоции.

Синий поможет Вам устранить нервное напряжение, бессонницу, беспокойство и страхи. Спокойствие, разум, логика.

Фиолетовый, действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом

истощении, не дает места дипрессии, пессимизму и бессилию. Духовность

«Цель занятия: отреагирование негативных эмоций, связанных с подготовкой к ЕГЭ и формирование позитивных.

В структуре программы «Психологическая подготовка к ЕГЭ» занятие занимает важное место и является четвертым.Занятие имеет четкую структуру, состоит из нескольких взаимосвязанных блоков, каждый из которых решает поставленные задачи. Тема занятия является актуальной, так как с каждым годом растет число учащихся со школьной и личностной тревожностью, испытывающих стрессовое состояние при подготовке к ЕГЭ. При планировании учитывались возможные трудности в активизации всей группы, поэтому использовались различные методы работы и создавались условия, для того, чтобы ребята не успевали заскучать, отвлечься. Занятие включает в себя методы аутотренинга, флештренинга, арт-терапии, релаксации, тренинговые упражнения,рефлексию,методы развития критического мышления, (синквейн, мозговой штурм,ассоциативный метод).Вхождение в тему начинается с просмотра мотивирующего мультфильма «ЕГЭ».Ритуал приветствия и разминка — это важные составляющие любого психологического занятия. Ритуальные упражнения, так любимые психологами, применяются неспроста, а как закрепление положительного воспоминания о конце занятия, улучшение атмосферы в группе, формирование группового духа, связанного одними целями, повышение жизненного тонуса. Используется как групповая работа, работа в круге, так и индивидуальная форма. Мандала, которую ребята изготавливают на занятии является талисманом и многие берут ее с собой на экзамен.

Дидактическое обеспечение занятия, ИКТ: Мультимедийная презентация, флештренинг, материалы для творческой работы, материалы для арттерапевтических методов, бейджики.
Структура занятия

  • «
  • Разогрев, разминка
  • Вхождение в тему
  • Информационно-практический блок.
  • Релаксация
  • Творческая работа
  • Подведение итога.
  • Рефлексия.
  • «
    Задачи:

    1. Создать позитивную эмоциональную обстановку.
    2. Познакомить учащихся с понятием экзаменационного стресса.
    3. Выработать собственные методы борьбы со стрессом, тревогой, волнением.
    4. Научить технике аутотренинга.
    5. Повысить стрессоустойчивость, уверенность в собственных силах, снизить уровень ситуативной тревожности.
    6. Способствовать развитию навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
    7. Настроить на успех путем изготовления талисмана.

    «
    Методы и приемы

  • Флештренинг.
  • Аутотренинг.
  • Метод развития критического мышления: синквейн.
  • Арт-терапия.
  • Ассоциативный метод
  • Практический метод.
  • ИКТ
  • Метод рефлексии.
  • infourok.ru