Стресс жизни тема

Реферат. «Стрессы и их значение в жизни человека»

Предварительный просмотр:

Тверская область Бологовский район

МБОУ « Куженкинская СОШ»

«Стрессы и их значение в жизни человека»

преподаватель ученица 11 класса

Козлова Н.И. Майлычко О.Н.

с. Куженкино 2005 г.

У каждого времени свои болезни. Сейчас больше всего говорят о стрессе.

Врачи предупреждают, что хронический стресс может привести с тяжелому заболеванию. И дают рекомендации, как с ним бороться. Рекламируется множество препаратов, помогающих преодолевать стрессы.

Однако замечено: одни встречают жизненные невзгоды с улыбкой, а другие даже самую незначительную неприятность переживают как мировую трагедию. Может быть, все дело в том, что одни подвержены воздействию негативных факторов (стрессоров), а другие к ни более устойчивы? Именно так и считают люди, не знакомые с теорией стресса, разработанной Гансоном Сенье.

Этот знаменитый канадский ученый утверждал, что стрессорная реакция – вовсе не болезнь, а защитный механизм, специально созданный природой.

Наши далекие предки выживали благодаря существованию механизма естественного стресса – их силы возрастали, что помогало им победить в схватке с врагом или спастись от него бегством.

Теперь стрессорами чаще всего становятся не страх перед дикими животными или разгулявшейся природной стихией, а неудовлетворенность человека своей жизнью, его негативные внутренние установки или тревога перед будущим. Очень распространенная причина стресса у современного человека – противоречие между ожиданиями и жизненной реальностью. Механизмы стресса – те же, что и у наших предков, но теперь они часто служат не защите, а разрушению. И чем больше разница между ожидаемым и свершившимся, тем выраженнее разрушение.

Говорят, без стресса нет прогресса. Стрессоры, как глобальные, так и «местного масштаба», сыплются на наши головы будто из рога изобилия:

  • социальная и политическая нестабильность;
  • хроническая нехватка денег;
  • безработица;
  • загрязнение окружающей среды;
  • невозможность получить квалифицированную медицинскую помощь в полном объеме;
  • катастрофы;
  • террористические акты.
  • Все это отнють не способствует укреплению здоровья – напротив, подрывает его, приводит к различным заболеваниям.

    Почему же я взяла тему «Стресс?»

    Для меня эта тема важна в основном из практических соображений.

    В этом году (2005г) я заканчиваю одиннадцатый класс.

    Очень скоро мне предстоит сдать экзамены в школе, а затем и при поступлении в другое учебное заведение.

    Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением организма, впоследствии приводящим к стрессовому состоянию.

    Поэтому мне нужны знания о том, что как правильно вести себя в стрессовой ситуации, чтобы избежать негативных последствий стресса.

    Цель моей работы: раскрыть тему «Стресс».

    Чтобы раскрыть эту тему я поставила для себя следующие задачи:

  • Изучить механизм развития стресса.
  • Изучить причины вызывающие стресс.
  • Изучить симптомы, проявляющиеся во время стресса.
  • Изучить виды и типы стрессов.
  • Изучить болезни, которые возникают впоследствии стресса.
  • Изучить профилактику и лечение стресса.
  • Для решения поставленных задач я изучила следующую литературу:

  • Научно-методический журнал «Биология в школе» М.1999. В этом журнале я взяла материал о механизме развития стресс-реакции.
  • В.Б. Розен «Основы эндокринологии» 1984г. В этой книге популярно описываются физиологические особенности и внешние факторы, способствующие развитию стресса.
  • Медицинская энциклопедия «Домашний доктор». В этой униге я использовала информацию о болезнях, которые возникают впоследствии стресса.
  • В своем реферате я использовала тесты: «Твой уровень стресса» и мини тест на симптом стрессового состояния организма, разработанные психологами. Они позволяют каждому оценить степень испытываемых психологических нагрузок.

    Понятие о стрессе и виды стрессов

    I. 1) ВИДЫ СТРЕССОВ

    Стресс – состояние негативной нервно-психической напряженности, возникающее в ответ на сложные жизненные ситуации. В обобщенном виде к ситуациям, вызывающим стресс, надо отнести следующие:

    • необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;
    • вредные экологические стимулы окружающей среды;
    • осознаваемая угроза значимых для человека ценностей и целей;
    • нарушение физиологических функций;
    • изоляция от коллектива, остракизм, бойкот;
    • отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.
    • Среди многочисленных сложностей жизни в Большом Городе, по классификации А.С. Разумова, имеющиеся стрессовые факторы можно разбить на следующие четыре группы:

      1. Стрессоры активной деятельности. Их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленного акта. Они способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее. Это могут быть:

      а) экстремальные стрессоры – участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;

      б) производственные стрессоры – работы с большой долей ответственности, с дефицитом времени и т.д.;

      в) стрессоры психологической мотивации – разного рода соревнования и конкурсы.

      2. Стрессоры оценок. Им свойственна эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности. Стрессоры оценок могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:

      а) старт-стрессоры и стрессоры памяти – предстоящие состязания, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.

      б) стрессоры побед и поражений – успехи в карьере, искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребенка, поражения, неуспехи, непризнания в деятельности, болезнь близкого человека.

      в) стрессоры зрелищ – спортивные зрелища, фильмы, театральные представления, изобразительное искусство и т.д.

      3. Стрессоры рассогласования деятельности.

      а ) стрессоры разобщения ; конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и т.д.

      б) стрессоры ограничений – психосоциальных и физиологических — заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и т.д.

    • Физические и природные стрессоры:
    • а) мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, сибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясение и т.д.

      2) ТИПЫ СТРЕССОВ

      Известно, что стресс присущ всем биологическим объектам. Разумеется, по мере усложнения и повышения уровня организации живых существ его механизмы становятся более совершенными. Формирование неспецифической реакции зависит от первичного восприятия раздражителя (термического, механического, химического и т.д.) на соответствующие рецепторы, вызывающие в организме температурные, болевые, вкусовые и другие ощущения как сигналы возможных повреждений. Названные стрессы относятся к наиболее распространенному типу – соматическому стрессу.

      У высокоорганизованных животных, в том числе и у человека, с появлением центральной нервной системы возникло еще одно восприятие внешней среды посредством получения эмоциональных нагрузок, например при ожидании какой-либо опасности. Такой тип стресса получил название эмоционального. У человека эмоциональные стрессы часто связаны с конфликтами ситуациями, нервно- психическим и психосоциальным напряжением, которые развиваются под влиянием производственной и социальной деятельности. Опасность длительного или острого отрицательного эмоционального состояния заключается в необратимых изменениях отдельных звеньев нейрогуморальных регуляторных систем. Эмоциональный стресс — одна из важнейших причин болезней сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, стенокардия, гипертония, инфаркт и т. д.), онкологических, гормональных и психических заболеваний.

      Патологии соматического и эмоционального стрессов имеют сходные проявления, поэтому подчас нелегко выяснить причины, их вызывающие. Так, все еще продолжаются споры о том, что преобладает в заболеваниях чернобыльцев — радиационный или эмоциональный фактор (так называемая «радиофобия»).

      Кроме того, дебатируется вопрос, существует ли еще один тип стресса — лучевой.

      Механизм развития стресса

      1. 1) СТАДИИ РАЗВИТИЯ СТРЕССА
      2. Факторы среды, способные вызвать однородные ответные реакции организма, названы стрессорами. Следовательно, стресс по своему характеру синдром специфический, а по происхождению – неспецифический. Неспецифичность формирования стресса определяется тем, что он возникает при воздействии на организм различных раздражителей – механического, физического, химического, биологического и психологического характера.

        Учитывая cпецифичность общего адаптационного синдрома, Г. Селье подразделил ответную реакцию организма на воздействие факторов внешней среды на 3 стадии.

        — стадия мобилизации (реакция тревоги). Характеризуется инволюционными процессами в лимфатической системе, снижением мышечного тонуса, температуры тела и кровяного давления, развитием воспалительно-некротических процессов, исчезновением секреторных гранул надпочечников. При этом усиленно выделяется адреналин – гормон надпочечников, под воздействием которого мобилизуются энергетические ресурсы организма. Наступают изменения в крови – регистрируют лимфопению, эозинопению. На этой стадии происходит общая мобилизация защитных механизмов противодействия отрицательным фактором среды. Эта стадия сопровождается некоторым сгущением крови, повышением проницаемости стенок кровеносных сосудов, кровоизлияниями в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта, в последующем переходящем в языке.

        — стадия резистентности (адаптации). Развивается при продолжении действия стрессора и характеризуется значительным увеличением надпочечников, усилением их функции, ростом общей и специфической резистентности организма. В этой стадии нормализуется обмен веществ, выравниваются сдвиги, которые наступили вначале неблагоприятного воздействия стрессора.

        — стадия истощения. Эта стадия наступает при продолжающемся действии стресс-фактора на организм, кода адаптивная деятельность надпочечников, несмотря на гипертрофию, и других систем организма угнетается. Отличается снижением кровяного давления, температуры тела и запасов гликогена, повышается содержание молочной кислоты и аминокислот в крови, увеличивается проницаемость кровеносных капилляров, нарушается обмен веществ.

        2) УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

        Итак, для развития стресс-реакции необходимо, чтобы включилась сложная, многопрофильная нейрогуморальная регуляторная система человека и других высших животных. Возникает вопрос: способны ли другие организмы, имеющие иные системы регуляции, к неспецифической реакции. Иначе говоря, является ли сама стресс-реакция универсальным общебиологическим механизмом ответа живой системе на любое внешнее воздействие.

        Известно, что для растительных организмов такая ответная реакция существует. Она получила название «фитостресс», который также протекает в трех стадиях последовательных структурно-метаболических изменений. Первые две стадии обратимы (стадии «первичной реакции» и «реституции», т.е. восстановления) и могут привести растение в состояние повышенной устойчивости к раздражителям; третья стадия – необратимых изменений и гибели.

        Одиночные клетки с еще более упрощенной морфо-физиологической регуляцией также способны к триадному стандартному ответу на физические и химические воздействия. Так, «предпаранекротическое состояние» (обратимое состояние, предшествующее повреждению) сменяется «паранекротическими изменениями» (развиваются процессы восстановления клеток) и завершается стадией «необратимой альтерации» (необратимого повреждения). Эта концепция паранекроза, выдвинутая Д.Н.Насоновым и В.Н.Александровым получила впоследствии название «неспецифического адаптационного синдрома клетки». В новом названии как бы признается универсальный общебиологический характер неспецифической стресс-реакции.

        В настоящее время имеются основания считать, что элементарным биофизическим процессом неспецифического ответа клетки на раздражения являются свободнорадикальные процессы перекисного окисления липидов в биологических мембранах.

        Физиологические особенности организма и внешние факторы, способствующие развитию стресса

        III. 1) ПЕРЕЖИВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

        Взрослому человеку, даже уделяющему очень много внимания своей внешности, трудно, а порой и невозможно прочувствовать все происходящее с подростком в ходе физического развития. Часто, сталкиваясь вплотную с напряженностью переживаний подростка, ее объясняют особенностями подростковой психики, не видя за ними специфических психологических проблем.

        Впервые эти проблемы дают о себе знать в конце препубертатного – начале пубертатного периода и остаются актуальными до минования пика бурного процесса взросления. Тревожащая новизна интероцептивных ощущений, меняющихся телесных форм, появление непривычной угловатости и неловкости, трудности управления «ломающимся» голосом, — все это рискует стать проблемой, причем во многом неосознаваемой, а потому тревожащей еще больше и приводящей к стрессу. Проблема переживаний физического развития приходится на подростковый возраст девушек (12-15 лет) и юношей (15-18 лет).

        2) ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ АДАПТАЦИИ К ВЫСОТЕ.

        Функциональное состояние центральной нервной системы, высшая нервная деятельность, психическая работоспособность человека в горах изучалась с помощью разных методик.

        За множество лет изучения адаптации к горным условиям, получено большое число данных об изменениях высшей нервной деятельности.

        Способность к адаптации необходима и в условиях гор. Альпинист должен преодолеть страх и усталость, чтобы вопреки предыдущим неудачам покорить вершину. Выявлено, что на высоте 2000-300 м возникает возбужденное состояние, преобладание возбудительного процесса над тормозным, ослабление внутреннего торможения, увеличивается число межсигнальных реакций, сокращается скрытый период. На высоте 400 м происходит ослабление внутреннего торможения, наблюдается нестабильность величины условных рефлексов, застойность процессов возбуждения, фазовое состояние, т.е. отмечаются уже нарушения высшей нервной деятельности. На высоте 5000 м и выше снижается общая подвижность, уменьшается число межсигнальных реакций, возникает разлитой общее торможение.

        3) ТРАНСМЕРИДИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЛЕТЫ

        Перестройка суточного ритма при сдвиге поясного времени наблюдалась как в условиях перелетов, так и при их имитации. Чем больше сдвиг поясного времени, тем сильнее нарушается суточный стереотип. Смена уже 2-часовых поясов отражается на функциональном состоянии организма. В первые дни после перемещения в условиях нового поясного времени организм продолжает работать по старому стереотипу.

        Для оценки состояния нервной системы учитывались следующие параметры: общее самочувствие, работоспособность, сон, состояние зрачков, координация движений. Состояние вегетативной нервной системы оценивалось с помощью следующих параметров: уровня артериального давления, демографизм.

        Процесс адаптации является функцией времени, следовательно, на разных его этапах могут включаться различные физиологические механизмы. В начале процесса адаптации в экстренно сложившейся ситуации, срабатывают неспецифические механизмы, включающие механизмы эмоций и адаптационный синдром Сенье, при которых организм, расходуя большую энергию, приспосабливает свою деятельность к экстренно изменившимся условиям. О причастности этого синдрома к механизмам адаптации говорит само его название Г.Сенье подчеркивает, что без стресса жизни не существует. Он считает, что крестьянин, напряженно работающий во время уборки, администратор, принимающий трудное решение, спортсмен, стремящийся к победе, — все они испытывают стресс. Это – дистресс – «плохой стресс» и эвстресс – «хороший стресс». При обоих видах стресса неспецифические реакции однотипны. Таким образом, стресс может быть без страдания, без горя, без неприятностей и болезней; он может возникать от любого напряжения – физического, эмоционального, интеллектуального; степень стресса и предел возможностей индивидуума.

        В семейных отношениях очень часто возникают ситуации, вызывающие стрессовые реакции.

        Семья образует интимный, приватный мир человека, это прикасающаяся непосредственно к человеку социальная среда. В ней начинает свою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом; способна украсть жизнь и искалечить ее. В ней сходятся и фокусируются все возможные эмоции, страсти, аффекты.

        Наука о семье начала осознаваться в 60-х годах, когда стало ясно, что современная семья во многом не справляется со своими социальными функциями, и тогда заговорили и «кризисе семьи». Исследователи и публицисты отмечали целый ряд тревожных признаков дезорганизации семьи: падение семейных ценностей, увеличение числа разводов, снижение рождаемости, ослабление числа педагогического потенциала семьи, рост семейно-бытовых правонарушений, нарастание семейно-бытовых драм, неврозов. Перечисленные объективные причины приводят к изменению характера семьи, а также к стрессовым ситуациям.

        Существует две модели взаимоотношений: с позиции социальной психологии и психологической вариативности, связанной с прошлым опытом человека.

        «Пессимистическая» модель подчеркивает зависимость от объекта любви и связь этого чувства с отрицательными эмоциями; прежде всего со страхом утраты любимого человека или его привязанности. «Пессимистическая модель» тревожна и зависима, она придает браку тревожноневротическую окраску и может превратить семью в соперничество и разобщенность.

        «Оптимистическая модель» исходит из независимости от объекта любви при положительной на него установке; создает условия для личностного прогресса и психологического комфорта в паре. Социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стиранием границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместные обучения и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских половых ролях. Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом. В тоне дискуссий о феминизации мужчин и мускулинизации женщин звучит тревога едва ли не за биологическое вырождение тех и других.

        5) ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

        Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. Для большинства учащихся экзамен – это своеобразная критическая ситуация, которая определяет их положение в школе и дальнейшую судьбу. Среди факторов, связанных с экзаменационной деятельностью и являющихся вероятными причинами усиления эмоционального напряжения, можно указать такие, как необходимость уложить ответ в относительно жесткий лимит времени и система случайного выбора билетов, выделяющих отдельные разделы учебной дисциплины, что вносит элемент некоторой непредсказуемости результатов, и др.

        Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением организма школьников. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушения режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость растущего организма.

        У девочек-подростков в условиях стресса иногда развивается гирсуитизм и появляются угри, по-видимому, вызванные продукцией андрогенов надпочечников в условиях стимуляции адренокортикотропного гормона, связанной со стрессом. Такая ситуация может возникнуть и под влиянием экзаменационного стресса, в связи с ним обостряются многие заболевания кожи. Появление гирсуитизма, угрей и других косметических недостатков или обострение этих состояний во время подготовки к экзаменам может психологически еще более отягощать стрессовую ситуацию.

        Эмоциональный стресс характеризуется различными нарушениями вегетативных функций: изменением электрического сопротивления кожи, сужением или расширением сосудов, изменением скорости, амплитуды и ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения, диаметра зрачка, секреции слюны; наблюдается расстройства пищеварительной системы, сокращение и расслабление сфинктеров, изменяется электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, слюны, основной обмен. У школьников нередко отмечаются различные реакции на стрессовые ситуации, связанные с экзаменационными испытаниями, например, соматические проявления депрессии и состояния тревоги. Особенно часто подростки обращаются к врачу с жалобами на головную боль и желудочно-кишечные боли.

        Однако первичные изменения в организме в условиях экзаменационного стресса, порождающие «застойные» эмоциональные возбуждения отрицательного характера, в первую очередь изменяют функцию ЦНС.

        Одним из важнейших психогигиенических аспектов изучения экзаменационного стресса является анализ психических проявлений стрессовой реакции. Наиболее часто чрезмерный стресс ассоциируется с беспредметной тревогой, маниакальными формами поведения, нарушениями сна и депрессией. Избыточное нервное возбуждение, восходящее через ретикулярную активирующую систему к лимбической области и неокортексу, и приводит, возможно, к возникновению неорганизованной нефункциональной нервной импульсации, проявляющейся у индивидуума нарушениями сна, неопределенной тревогой и маниакальным поведением.

        Стрессовые реакции на различные психосоциальные стимулы экзаменационной обстановки – не столько следствие самих раздражителей, сколько результат когнитивной интерпретации стимула, а также эмоционального возбуждения.

        В большей части случаев экзаменационный стресс инициируется самим учащимся, так как именно он приписывает многим факторам экзаменационной ситуации стрессирующий характер. Он реагирует на школьные экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. Это зависит от таких параметров, как личностные особенности, социальный статус, социально-ролевой поведение учащегося и др.

        В литературе имеются указания на предрасположенность некоторых лиц к проявлению эмоционального стресса, а также на наличие склонности к проявлению определенных стрессовых эффектов. Так например, изучение адаптации студентов к различным учебным ситуациям показало, что 80% из них относящихся к так называемым сверхточными личностями, в период экзаменационной сессии обнаруживали тревожные и неврастенические расстройства. Молодые люди этой категории отличались малой выносливостью к сессионной нагрузке из-за характерного для них сочетания тревожной мнительности с высоким чувством ответственности и положительным отношением к учебе.

        Особенно сильное стрессовое влияние экзаменов следует предполагать на учеников, страдающих нервными и психическими заболеваниями.

        В настоящее время имеются все основания говорить о выраженном риске невротического заболевания под влиянием стрессовых факторов даже у тех детей, чьи родители страдают хроническим нервным расстройством. Очевидно, это связано с развитием невротического профиля личности, препятствующим высоким результатам на экзамене и способствующим возникновению высокого уровня тревоги и страха.

        6) ПРОЯВЛЕНИЕ ЛУЧЕВОГО СТРЕССА. МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛУЧЕВОГО СТРЕССА.

        Все живое постоянно находится в мире излучений. Уходящий век, часто называемый веком атомной радиации, привел человечество к радиоэкологическому кризису, к риску облучения в повышенных по сравнению с естественным радиационным фоном дозах ионизирующих излучений. В связи с этим возникает вопрос: способна ли ионизирующая радиация инициировать неспецифическую реакцию стресса, или она вызывает только лучевую патологию? Точнее говоря, минует ли лучевая болезнь стадии тревоги и адаптации, столь характерные для классической стресс-реакции.

        Данный вопрос уместен в связи с тем, что ионизирующие излучения и особенности восприятия их организмом не имеют аналогов с эффектами других известных физических и химических стрессов. Известно, например, что организм не способен ощутить прямого действия на него облучения даже абсолютно смертельной дозы радиации, так как рецепторов, способных непосредственно ее воспринять, не существует. В силу этого в живых организмах первичный этап лучевого воздействия принципиально отличается от начала соматического или эмоционального стресса. Радиация обладает уникальной способностью одномоментно проникать непосредственно во все структурные элементы живой системы и прямо влиять на процессы жизнедеятельности организма.

        Учитывая своеобразие первичного радиационного эффекта, следует отметить, что запуск лучевой реакции начинается с молекулярных изменений, происходящих в клетках и биологических мембранах любых органов. В дальнейшем, как при действии обычного стрессора, уже через несколько минут после острого облучения происходит активация каскадной гормональной системы – также отмечается усиленное выделение адрено-кортикотропного гормона, длящееся несколько часов. Однако имеется и своеобразие в морфофизиологических проявлениях лучевого стресса: он протекает на фоне других радиационных изменений в облученной организме, Например повреждения уникальных структур клеточного ядра, нарушение клеточного деления, приводящего к гибели клеток в «критических» (чувствительных) органах.

        В разгар острой лучевой болезни происходит повторный всплеск гормональной активности, что сопровождается увеличением общего количества гормонов коры надпочечников, которое происходит в соответствии с описанным выше стандартным неспецифическим стрессорным ответом: активацией системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников и возбуждение симатической нервной системы. Время возникновения вторичной реакции в коре надпочечников зависит от величины дозы облучения – с ее уменьшением отодвигается начало и снижается степень проявления реакции.

        Однократное облучение в малых дозах или хроническое воздействие радиации низкой интенсивности (лишь в несколько раз превышающее среднее значение естественного радиационного фона) с некоторой вероятностью вызывает стимуляцию клеточного деления и других жизненно важных функций в организме, повышение устойчивости к радиации и другим воздействиям, т.е. так называемый лучевой гормезис . Однако вопрос о благоприятном полезном или тренировочном действии лучевого гормезиса остается дискуссионным.

        Для первой стадии стресс-реакции (стадия тревоги) характерна мобилизация антиоксидантов ( витаминов Е и А и других каротиноидов, локализованных в мембранах, витамина С, карнозина, ансерина, биогенных аминов, тиолов, находящихся в цитоплазме), ферментов-антиокислителей, а также мембранных механизмов, предотвращающих одноэлектронное восстановление кислорода. Емкость антиокислительного буфера начинает возрастать, препятствуя образованию вредных для жизнедеятельности продуктов липопероксидации.

        К началу второй стадии (стадия адаптации) значительно увеличивается уровень антиокислительного буфера, все еще сдерживающего накопления токсических перекисей. Именно в этот момент может происходить кратковременное повышение резистентности облученного механизма. Процесс возрастания устойчивости связывают с активизацией восстановления клеток радиочувствительных, «критических» органов. Отличительная черта лучевого стресса – кратковременность и слабая выраженность (по сравнению с другими стрессами) стадии адаптации. Вероятность ее обнаружения при остром облучении небольшая, что одновременно связано со значительным развитием лучевых повреждений.

        На последней, третьей стадии лучевого синдрома (стадия истощения) происходит постепенное расходование антиокислительного буфера, вплоть до снижения его ниже нормального уровня. На этой стадии в наибольшей степени отмечается разобщение и дисбаланс окислительных и регуляторных механизмов. Длительная активизация перекисного окисления липидов при снижении емкости антиокислительного буфера приводит к нарушению структуры и функции биологических мембран, повреждению структуры и функции клеток и клеточному опустошению тканей. Так, клетки, не справившиеся с кислородной экспансией, с задачей защиты их от образующихся продуктов перекисного окисления, включают механизм «программы гибели» – апоптоз, зависимый от избыточной концентрации активных форм кислорода. По образному выражению академика В.П.Скулачева, поврежденные клетки кончают свое существование самоубийством.

        Изменения на молекулярном и клеточном уровнях приводят к физиологическому проявлению стресса, описанному еще Г.Селье: вялости, ослаблению реакции на внешние раздражители, снижению к ним устойчивости, ломоте в теле, изъявлению слизистых желудка и кишечника, воспалению, снижению массы тела, подавлению иммунитета и т.д.

        Облучение, так же как и любой другой фактор воздействия, вызывает в любом живом организме стресс-реакцию, зависящую от величины дозы и продолжительности облучения. Начальные стадии лучевой реакции обратимы, клетки способны переходить в состояние радиорезистентности. Элементарная неспецифическая стресс-реакция липопероксидации ответственна за повреждение биологических мембран и клеток. Лучевые процессы неферментативного окисления липидов, проходя стадии неспецифической реакции, способны выйти из-под контроля антиокислительного буфера. Это наблюдается при значительной степени изменений, накоплении липидных перекисей и истощении антиокислителей. Происходящие повреждения могут привести к гибели клетки и организма.

        nsportal.ru