Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности

Стресс и его влияние на эффективность трудовой деятельности

Причины и признаки стрессового поведения

Стресс — это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Выделяют восемь групп причин стресса.

Первая группа — личностные причины. К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе. Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо. К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.

Вторая группа причин. К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и тому подобное. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.

Третья группа причин — организационные. К ней можно отнести: неадекватные стиль и методы управления, низкий уровень координации совместной деятельности, неопределенность в области целеполагания, несоответствие других работников требованиям деятельности, сокрытие необходимой и достаточной информации, отсутствие в организации «корпоративного духа». Стресс возникает в связи с отсутствием обратной связи, особенно если подчиненный не знает, как руководитель оценивает результаты его деятельности. Высокая конкуренция внутри организации и достижение работником предела карьеры — дополнительные источники стресса.

Так называемая «социальная» группа причин включает неблагоприятные физические факторы рабочей среды (шум, освещенность, температура и тому подобное.). Для жителей городов большое значение имеет транспортная усталость, жилищные проблемы, высокий уровень преступности и тому подобное.

Группа причин стресса, связанных с культурой:

· расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация;

· жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и тому подобное.

В шестую группу входят национальные причины. Стрессовыми факторами в современной России являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и тому подобное.

Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.

Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных. Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп. Принятие несовершенства человеческого тела является стрессовым фактором в основном для подростков. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.

Признаки стресса на работе.

Как понять, что с профессиональным стрессом необходимо что-то делать? В этом вам помогут признаки профессионального стресса, ведь влияние стресса бывает воистину непредсказуемым.

Физические признаки стресса на работе: головная боли, зубная боль, боль в груди, боли в сердце, одышка. Учащение сердцебиения, высокое кровяное давление, боли в мышцах, расстройство желудка, запор или диарея. Повышенное потоотделение, усталость, бессонница, снижение иммунитета.

Психосоциальные признаки стресса на работе: беспокойство, раздражительность, печаль, гнев. Частые перепады настроения, гиперчувствительность, апатия, депрессия, замедленная реакция или скачкообразность мыслей. Ощущение тревоги, беспомощности и безнадежности.

Поведенческие признаки стресса на работе: переедание или потеря аппетита, нетерпение, раздражительность, озлобленность, увеличение употребления алкоголя, никотина или наркотиков, социальная самоизоляция (нежелание общаться с другими людьми), пренебрежение ответственностью, низкая производительность труда, несоблюдение правил элементарной личной гигиены, изменение отношений в семье.

studbooks.net

реферат по дисциплине теория менеджмента. гр.д511-у. Костюнина В.В..doc

 Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

 Займитесь какой-нибудь деятельностью — все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

 Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

 Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

 Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

 Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

В свое время известный американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги написал ряд книг, которые очень тесно затрагивают тему стресса в профессиональной деятельности.

В этой книге Дейл Карнеги:

 Дает проверенные на практике рекомендации по устранению чувства тревоги, беспокойства.

 Показывает, как можно уменьшить на 50% заботы, связанные с

 Показывает, как можно уменьшить финансовые заботы.

 Рассказывает, как обратить критику в свою пользу.

 Дает советы, как сохранить состояние душевного равновесия.

 Рекомендует 4 привычки, которые помогут избежать утомления и озабоченности.

 Приводит рассказы об обычных и знаменитых людях, как они изжили в себе чувство тревоги и начали жить полноценной жизнью.

В своей книге Дейл Карнеги дает подробную инструкцию к ее прочтению, чтобы извлечь максимальную пользу из процесса чтения. Она основана на документальном материале, как утверждает автор, и является абсолютным практическим пособием.

Многим следует обратить на этот труд внимание, при изучении проблемы стресса в современном трудовом обществе.

Обобщая материал данной главы, хотелось бы сказать, что улучшение микроклимата в коллективе — один из самых важных и серьезных методов в анти стрессовой стратегии фирмы. Главное место в этом занимает руководитель фирмы, который должен овладеть демократическим стилем общения. Авторитарный руководитель почти всегда становится источником стресса для своих сотрудников.

После того, как мы рассмотрели сущность стресса, причины и признаки возникновения стрессовых ситуаций, выявления дисфункциональных последствий и их влияния на трудовую деятельность персонала, можно сказать о невероятной актуальности данной темы для современного общества.
Заключение

Не всегда являясь отрицательным явлением, как для конкретного лица, так и для организации в целом, стресс все же представляет собой одну из наиболее важных и серьезных проблем в сфере организационного поведения. Среди причин стресса можно выделить несколько групп факторов: внеорганизационные, организационные, групповые и индивидуальные. Взятые в комбинации или по отдельности, они в потенциале могут стать причинами сильнейших стрессовых воздействий, которым подвергается современный работник на любом уровне в каждой организации. Результаты подобные стрессов могут вызвать проблемы, как физического характера, так и психологические проблемы и проблемы поведенческого характера. Для борьбы с проблемами, вызванными стрессом, разработан ряд индивидуальных и организационных методов. Как для отдельного лица, так и на уровне всей организации необходимо принять конкретные меры для предотвращения или снижения стресса.

Рекомендации автора данной работы:

 Всегда следует помнить о последствиях, к которым приводит стресс.

 Работнику следует уделить особое внимание климату в своей будущей организации. Маловероятно что, например, спокойному флегматику удастся избежать стрессового состояния на должностях, требующих быстрых реакций и мгновенного реагирования

 Руководство любой организации должно быть заинтересовано в снижении влияния стресса на персонал, так как это напрямую зависит от эффективности трудовых ресурсов компании а, следовательно, и на финансовую стабильность.

В завершение хотелось бы сказать, что работа работой, а здоровье намного важнее и дороже для человека. Можно ли считать достигшим успеха человека, который расплачивается за продвижение по службе язвами желудка или сердечными заболеваниями? Стоит ли стремительно рваться к карьерным высотам любой ценой и потерять здоровье? Каждый из нас должен ответить для себя на этот вопрос. И ответив на него найти тот баланс, тот предел волнения, который допустим в работе, но дальше которого заходить не стоит.

Список использованной литературы

1. Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, — СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 126 с.

2. Карнеги Дейл. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М, 1989. – С. 270 – 278.

3. Карасовский, Ю. Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ЮНТИ-ДАНА, 2003. – 211 с.

4. Карташова, Л. В., Никонова, Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 124-135.

5. Коган, Б. М. Стресс и адаптация. — М.: Знание, 2003. – 64с.

6. Коноваленко М. Ю. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Техники самопомощи в стрессовых ситуациях. Управление персоналом. – 2004. — № 1 – 2. – С. 103 — 105.

7. Лютенс, Ф. Организационное поведение. Учебник. Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 1999 – С. 338-359.

8. Мескон, М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 2004. – С. 523-530.

9. Овчинникова, Т., Штефан В., Скородумова, В. Перегрузки руководителя – снижение производительности на предприятии. Управление персоналом. – 2006. — № 16. – С. 26 — 27.

10. Полозов, А. Как можно выгодно вкладывать средства в здоровье персонала. Управление персоналом. – 2006. — № 15. – С. 15 — 17.

11. Селье, Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 2000. – 112 с.

12. Хохлова, Т. П. Организационное поведение: Учеб. пособие. — М.: Экономистъ, 2005. -167с.

stud24.ru

Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности

Актуальность темы исследования. Наиболее частыми причинами различных стрессовых состояний являются мелкие бытовые неурядицы, которые преследуют современного человека изо дня в день. Молодой организм обладает большей способностью бороться со стрессом, однако с годами такая способность объективно ослабевает. Наше время – время больших перемен. Оно заставляет человека активно приспосабливаться к скоротечности процессов, к новым реалиям и ценностям. Для быстрой адаптации к переменам необходимо обладать способностью эффективной саморегуляции организма и принять новый, здоровый образ жизни. Он наделяет человека способностью адекватно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды, а также извлекать из любой ситуации максимальную пользу. Если человек не сможет быстро приспособиться к переменам, результатом его медлительности станут перенапряжение и истощение организма. Тот, кто не хочет адаптироваться к переменам, теряет здоровье, хорошее настроение, успех. Способность к эффективной саморегуляции организма человека определяется параметром свободы. Свобода – это отсутствие ограничений движения и выполнения функций тела, чувств (эмоций) и мышления (познания). Свобода – это состояние комфорта, хорошего настроения и успешного достижения цели. Ограничения и преграды на пути к удовлетворению жизненно важных потребностей человека вызывают перенапряжение и истощение – дистресс организма. Объект исследования – общественные отношения в сфере профессиональных стрессов. Предмет исследования – стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации. Цель исследования – определить особенности понятия и стадии стресса, а также проанализировать влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала. Задачи исследования: ? проанализировать понятие стресса; ? проанализировать стадии развития стресса; ? проанализировать понятие и причины профессионального стресса; ? проанализировать особенности профессионального выгорания; ? проанализировать основные методы борьбы с профессиональным стрессом. Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, сравнение, структурно-функциональный метод, а также теоретический и метод обработки данных. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что на основе изученной литературы, периодической печати собран материал для углубленного осмысления вопросов по данной теме. Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений, содержащихся в исследовании, и призванных способствовать совершенствованию проработанности по направлениям указанной темы. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка.

Подводя итог работе необходимо выделить следующие аспекты. Стресс — это универсальная реакция организма, которая при необходимости служит своеобразным включателем необходимых защитных способностей человеческого организма. Однако раздражитель должен обладать большой силой, чтобы организм, помимо основных механизмов защиты, решил подключить несколько реакций, которые объединены общим названием «стресс». Стресс, в том числе стресс в профессиональной деятельности изучается в различных областях и знание стрессовых механизмов приобретает все большую практическую и научную ценность. Технический прогресс неразрывно связан с ростом экстремальности профессиональных деятельностей, с существенным изменением условий и содержания труда в различных областях. Коренным образом изменился характер труда и возрос темп работы, повысилась профессиональная ответственность за последствия деятельности и ее результаты. Все это привело к развитию характерных психических состояний — профессиональных стрессов. Профессиональный стресс — это состояние напряжения, возникающее при экстремальных воздействиях факторов, связанных с выполнением трудовой деятельности. Профессиональный стресс оказывает сильное положительное или отрицательное влияние на деятельность и профессиональное здоровье. Доказано, что сильный стресс имеет не только отрицательное, но и положительное значение для организма, нейтрализуя последствия, вызванные воздействием сильнейших раздражителей. Кстати, стрессовая реакция присуща не только человеку, но и другим живым существам. Но поскольку здесь имеет значение социальный фактор, то стрессу наиболее подвержены люди. Сегодня уже установлено, что синдром эмоционального выгорания не столько проявляется под воздействием обстановки и условий труда, сколько является следствием отношения к работе. Наиболее подвержены ему три типа людей. Первые – это те, кто привык все делать педантично и добиваться нужного результата. Если что-то не ладится, их психологическое состояние начинает давать сбой. Вторые – ярко выраженные перфекционисты, патологически стремящиеся к покорению самых высоких вершин, к первенству во всем. Такие люди загоняют сами себя до полного изнеможения. Третьи – просто чересчур чувствительные личности, болезненно переживающие малейший промах. Профессиональный стресс и его возникновение может научиться предупреждать и контролировать любой работник, а также научиться регулировать и контролировать свое состояние в стрессовых условиях, свой стрессовый сценарий. Профессиональная деятельность людей, которые овладели техникой личной психической регуляции, становится более успешной и эффективной. Знание своих сильных и слабых сторон, умение вовремя сдержаться, затормозить свои внутренние порывы, позволяет не только сохранять в целости собственное психическое и физическое здоровье, но также и не испортить отношения со своим окружением.

1. Балашов А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 2. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник — М.: Изд-во МГУ, 2015. 3. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.: ГАРДАРИКИ, 2012. 4. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2015. 5. Голов Р.С. Теория организации. Организация производства: Интегрированное учебное пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. — М.: Дашков и К, 2013. 6. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. Т. 1-2. — М.: ИНИИПУ, 2014. 7. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и К?, 2014. 8. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс. 2012. 9. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва :Юрайт. 2012. 10. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 11. Менеджмент: учебник / [С. И. Ашмарина и др.]; под редакцией С. И. Ашмариной. – Москва. 2011. 12. Менеджмент: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / [А. В. Игнатьева и др.]; под редакцией М. М. Максимцова, М. А. Комарова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА. 2014. 13. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов по специальности «Менеджмент организации» / [Э. М. Коротков и др.]. – Москва: Дашков и К. – Ростов-на-Дону: Наука-Пресс. 2013. 14. Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – Москва: Дашков и К?. 2011. 15. Третьякова, Е.П. Теория организации: Учебное пособие / Е.П. Третьякова. — М.: КноРус, 2012.

www.work5.ru

Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Кафедра «Управление человеческими ресурсами»

Реферат по дисциплине «Организационное поведение»

на тему: «Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации»

Студента дневного отделения

Специальность «Управление персоналом»

Проверила: Меньшенина Е.А.

1.Теоретические основы стресса 4

1.1Понятие стресса и его особенности 4

1.2Динамика стресса 5

1.3Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки 6

2.Анализ дисфункциональных последствий стресса 10

2.1Влияние стресса на психофизиологию работника 10

2.2 Вред и польза стресса 11

3.Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала 13

3.1 Пагубное влияние стресса на профессиональную деятельность 13

3.2 Управление стрессом 14

Список использованной литературы: 19

Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Сегодня стресс стал одной из самых популярных тем. По данным американских социологов, примерно 20% издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулов, сопротивление организационным переменам и падением производительности труда порождены профессиональными неврозами и стрессами. В России по данным социологических исследований каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% работников – почти ежедневно.

С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности.

Цель данной работы – рассмотреть стресс как фактор, снижающий эффективность трудовой деятельности.

• Изучить сущность стресса

• Рассмотреть последствия стресса

1.Теоретические основы стресса

1.1Понятие стресса и его особенности

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями. Впервые стресс исследовал и описал Г.Селье в работе “Стресс без дистресса”. Ученный дал этому явлению следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование».

Есть и другое определение стресса, подчеркивающее необходимость его для организма: Стресс – это одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция организма направленная на обеспечение самосохранения.

Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество. Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенном напряжении (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений). Острый стресс – состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми). Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума). Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

Динамика стресса

Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения

Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения или мобилизация;

3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация.

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии.

Стадия адаптации проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

Стадия дезорганизации возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Длительный стресс даже при сохранении внешнего состояния индивида без изменения может привести к серьезным внутренним заболеваниям. Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации.

1.3Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки

Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Стрессы возникают под действием стрессоров – это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Можно привести следующую классификацию стрессоров:

  • По характеру:
  • Физиологические (это экстремальные воздействия внешней среды неприемлемые для организма уровень температуры, освещения, давления, болевые ощущения, непосильная физическая нагрузка и т.д.);
  • Психологические (психологическое напряжение, отрицательные эмоции, конфликтные ситуации и т.д.);
  • По содержанию:
  • Организационные (перегрузка или недогрузка работника, конфликт или неопределенность ролей, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью);
  • Личностные (события личной жизни негативного или позитивного характера);
    • По источнику:
      1. Внешние (находятся за пределами организации — международные события, экономическая и политическая нестабильность, социальные проблемы напряженность в обществе и др.);
      2. Внутренние (связаны с организацией и самим работником – несовершенная организационная структура и стиль управления, специфическое восприятие, различия в опыте);
      3. По специфике воздействия:
      4. Общие (характерны для типичных ситуаций – хронические, часто повторяющиеся проблемы);
      5. Специфические (связанные с особенностями личности, ситуации).

      Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

      • Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

      • Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

      • Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

      • Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

      • Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

      • Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

      • Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

      • Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

      Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

      • отсутствия работы или длительного ее поиска;

      • конкуренции на рынке труда;

      • кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

      Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

      В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

      Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

      2.Анализ дисфункциональных последствий стресса

      2.1Влияние стресса на психофизиологию работника

      В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что при стрессе включаются сложнейшие нервные механизмы.

      Например, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он хотел бы отвлечься от этих мыслей, но не получается.

      student.zoomru.ru