Стрессы у детей раннего возраста

Стресс в детском возрасте

Краткое содержание: Симптомы и причины стресса в детском возрасте. Как помочь ребенку справиться со стрессом.

Что такое стресс?

Если говорить обыденным языком стресс — это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.

Причины стресса у детей

Как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни и, кстати, на третьем месте по распространенности — телевизионные программы. Часто неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей.

Распространенная причина стресса – это развод родителей. Мир малыша состоит из двух половинок: маминой и папиной. И когда эти половинки разъединяются, раскалываются, он испытывает порой настоящие физические страдания. Взрослые должны об этом помнить. У ребенка начинает болеть голова, снятся страшные сны. Иногда он ищет для себя опасную ситуацию, которая кончается травмой.

Стресс вызывается также различного вида катастрофами, травмами, и т.д.

У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные «зоны психической чувствительности», которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.

Родителям, обычно, такие тонкости неизвестны. Поэтому, временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое? Психолог Людмила Ступакова предлагает несколько отправных точек.

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них?

Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?

Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов.

Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна.

Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями.

Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного возраста, лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Уходя, оставляйте рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же будьте с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Помните, что депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях.

От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое, нервные движения.

Помощь: детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице. Ведущие американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. С ними полностью согласны и наши российские врачи и педагоги. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время, спрашивают они. Значит, вам нужно чаще болтать с сыном или дочерью о том, о сем, брать их на руки, обнимать.

От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.

Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Однако вы будете удивлены, узнав, что вовсе не всегда наши мальчики и девочки запуганы сверстниками. Главный «возбудитель» стресса у школьников — учителя. Их боится и ненавидит каждый десятый ребенок. Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть домашнего питомца.

Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. Ко всему прочему психологи рекомендуют говорить детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь прежде всего идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать сына тем, что вы отдадите его «вон тому дяде» или говорить дочке, что сдадите ее в детдом, если она не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро. При определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс у малолетних мальчиков и девочек. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.

Хуже всего, предупреждают ученые, что, единожды попав под влияние стресса, мы потом становимся все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для их чада наступило как можно позже. И уж коль в нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то мы должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим. Счастливое детство — это самое главное наследство, которое мы оставляем своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции и уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал.

Симптомы стресса у старшего подросткового возраста , практически ни чем не отличаются от симптомов взрослого человека. Вот косвенные признаки наличия стресса:

Ребенок чувствует, что удаляется от семьи и друзей, или же у него возникает стойкое впечатление, что «он затерялся в толпе».

2. Чувство неуверенности в себе.

Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.

3. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.

Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.

4. Нежелание общаться с людьми.

Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.

5. Усталость и расстройства сна.

Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.

6. Колебание настроения.

Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.

7. Раздражительность и вспыльчивость.

Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода «лезет в бутылку».

Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.

9. Бурная активность.

Нередко испытывая томительное внутреннее беспокойство, подросток с головой окунается в деятельность, как бы пытаясь забыться. Но стресс может проявлять себя и противоположным образом: он упорно уклоняется от насущных дел.

10. Навязчивые действия.

Переедание, злоупотребление алкоголем, чрезмерное курение – все это может быть вызвано стрессом. У девушек это порой принимает форму бесконечного хождения по магазинам и покупки все новых и новых тряпок. Застревание на своих привычках, оказываются неспособными порвать с ними, изменить образ жизни.

11. Плохой аппетит.

Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

12. Боязнь тишины.

Ему неприятно, когда окружает тишина. Поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает радио или телевизор. Однако может иметь место и прямо противоположное явление: он болезненно реагирует на любой шум.

13. Подчеркнутое внимание к своей внешности.

Когда подростки слишком заботятся о своей внешности, садятся на строгую диету или усердно занимаются физическими упражнениями, чтобы только сбросить вес, это тоже может быть вызвано стрессом.

Психологическая помощь необходимо начинать с самого первого дня, как только ребенок отойдет от первичного шока. Многие дети переносят стресс настолько тяжело, что замыкаются в себе, отгораживаются от окружающих. Необходимо их разговорить, заставить так или иначе рассказать о том, что произошло.

Даже если ребенок не хочет общаться, можно спросить: «О чем ты хочешь поговорить?». Ведь на самом деле малышу хочется высказаться, поделиться с кем-нибудь. Только он боится или не умеет. И начинается разговор на посторонние темы, а потом удается повернуть на то, что было. Иногда помогают очень простые вопросы: а когда тебе стало страшно? А что бы случилось, если бы ты остановился? А что тебе нужно было сделать в этой ситуации? Иногда такие вопросы могут травмировать, но чаще наоборот. Чем больше он говорит о своем потрясении, тем быстрее страшное воспоминание стирается. Оно бледнеет, теряет свою эмоциональную окраску. Есть и такой способ, он называется «психодрамма»: мы с ребенком проигрываем то, что произошло, но по-другому, чем это было в реальности. Мы представляем стрессовую ситуацию, но в ней все режиссируем иначе, с другим результатом. В особо тяжелых случаях следует обращаться к психологу.

Самое главное, когда ребенок находится в стрессе, родители не должны предъявлять ему непосильных требований. Нельзя говорить: «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным». Все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя виноватым. Ему кажется: он провинился, потому что попал в такую ситуацию. Важно разрушить это убеждение и дать малышу понять: он имеет право на ошибку. Конечно, нужно следить, чтобы у маленького пострадавшего не возникло соблазна манипулировать родителями в качестве компенсации. И тем не менее он должен знать, что родители любят его, что бы с ним не случилось. Это очень помогает в работе, и дети, как правило, быстро приходят в норму.

Скажите: «Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь». Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.

Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления.

Хочется обратить еще раз ваше внимание на механизм стресса. Это всегда противостояние внутреннего и неожиданно нового, которое насильно навязывается. Но человеческий опыт подсказывает: если вы искренне протягиваете руку помощи ребенку, демонстрируете ему свою настоящую любовь, то любой стресс сглаживается.

А так как порядка 80% стрессов у детей проистекает из семьи, то стоит проанализировать выбранную вами систему воспитания на предмет наличия в ней любви.

adalin.mospsy.ru

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Школы Санкт-Петербурга
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Дошкольное образование. Разное
  • Профилактика стресса у детей младшего дошкольного возраста
  • Профилактика стресса у детей младшего дошкольного возраста

    ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

    Шмелева Е.А.,
    воспитатель ГБОУ №145
    Московского р-на Санкт-Петербурга

    «Лучшее лекарство от стресса — это улыбка»
    Владимир Натанович Винокур

    Введение. Проблемное поле тематики

    Основная работа воспитателя на период адаптации заключается в предупреждении нарушений привыкания маленьких воспитанников к новым условиям, в которые они попадают после благоприятной домашней обстановки, а также реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что на период адаптации к Детскому саду у многих детей возникает снижение иммунитета, что возникает под воздействием стресса, который испытывают многие малыши, попадая в незнакомую для них обстановку. Поэтому, согласно статистике, первый год пребывания в Дошкольном учреждении для детей самый «болезненный» — дети болеют чаще, чем в последующие периоды дошкольного детства. Важно понимать, что чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться к условиям ДОУ, т.к. возрастные особенности старших и младших дошкольников различны. Так, малыши менее владеют навыками самостоятельности и самообслуживания, более привязаны к маме и домашней обстановке, имеют небольшой опыт коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому дополнительная нагрузка ложится на персонал младших групп, и задача воспитателя – обеспечить плавный переход от семейной атмосферы к условиям и режиму ДОУ.

    Очень важно не ранить психику ребенка: доказано взаимовлияние психологических и физиологических показателей. Важно быть доброжелательным педагогом как по отношению к детям, так и по отношению к родителям, т.к. решение вопросов здоровьесбережения не будет результативным, если будет иметь место негатив в коммуникативном пространстве. Негативные люди снижают самооценку, ранят тонкую и восприимчивую психику ребенка и оказывает разрушительное влияние на здоровье.

    Деятельность педагога по адаптации детей направлена на снижение уровня тревожности. Можно выделить следующие основные ситуации классического поведения ребенка во время первого пребывания в Детском саду.

    1. Дети не плачут и с интересом играют в группе.

    Такое поведение расценивается как «нормальное», и задача воспитателя на этом этапе – с целью достижения благоприятного привыкания к новым условиям ДОУ обеспечить детям следующую организацию времяпрепровождения:

    — насыщенную и эмоциональную обстановку,

    — безопасное для жизни и здоровья воспитанников пребывание в ДОУ,

    — интересную образовательную и развивающую среду (игрушки, оборудование и т.д.).

    2. Дети плачут при расставании с мамой.

    В данной ситуации важно предпринять следующие основные меры:

    — отвлечь ребенка и заинтересовать новой игрой или интересной игрушкой,

    — предложить родителям модель, в рамках которой ребенка в ДОУ приводит не мама, а человек, с которым малышу не так жалко расставаться: няня, бабушка, папа и т.д.

    — избегать затягивания сцены «прощания»,

    — вести индивидуальную работу, использовать приемы отвлечения от грустных мыслей, опираясь на знания особенностей этого ребенка (свои и согласно результатам анкетирования и беседы с родителями).

    3. Дети плачут первое время пребывания ДОУ или постоянно.

    В этом случае воспитателю необходимо проделать работу, включающую в себя:

    — индивидуальную работу с ребенком,

    — ведение работы с родителями: анкетирования, беседы, консультации, рекомендации,

    — внедрение щадящего режима посещения ДОУ,

    — проведение диагностики по стабилизации комфортного эмоционального состояния,

    — вовлечение родителей и специалистов (психологов, неврологов и т.п.).

    Следует отметить, что, как правило, даже предварительная подготовка не способна полностью избавить ребенка от эмоционального потрясения первых дней. Поэтому надо быть готовым к тому, что первое время ребенок будет капризничать и даже плакать. Для достижения высоких показателей степени адаптации педагогам необходимо соблюдать следующие основные условия:

    — положительное эмоционально-ласковое отношение к ребенку,

    — удовлетворение в первую очередь физиологических, а затем и познавательных потребностей ребенка,

    — индивидуальный подход к каждому малышу,

    — максимальное приближение условий ДОУ к домашним, привычным ребенку, к модели «как дома» и др.

    В рамках работы с семьей воспитателю важно информировать родителей о результатах адаптации, чтобы снизить уровень тревоги за малыша, которая, как правило, передается ребенку.

    Одним из эффективных методов повышения успешности адаптации является игра как основная форма работы с детьми раннего возраста. Она возникает на основе эмоционально-положительного контакта со взрослым и является одним из наиболее результативных приемов для успешной адаптации. В первый, самый проблемный, период адаптации выступают на первый план следующие формы игровой деятельности: игра-упражнение, игра-инсценировка, использование фольклора, театрализация, сюрпризные моменты. Продуктивная деятельность приобретет свою актуальность примерно через месяц при благоприятном течении адаптации.

    Организационные условия успешной адаптации, способствующие психическому и физиологическому комфорту воспитанников

    На период адаптации необходим тщательный подбор персонала в группы раннего возраста. Не все воспитатели, которые профессионально справляются со своими обязанностями, работая на старших группах, смогут работать с малышами, так как в последнем случае необходимо обладать специфическими личностными качествами: творческой активность, трудолюбие, психическая уравновешенность личности, терпение, ласка, такт, интеллигентность, позитивное отношение к жизни, оптимизм.

    Перед началом работы сотруднику рекомендуется сходить в отпуск, чтобы со свежими силами приступить к ведению одной из самых сложной и ответственной деятельности в дошкольном учреждении – адаптации детей раннего возраста.

    Следует отметить, что наиболее оптимальным является постепенное наполнение группы — по мере привыкания малышей. Рискованно сразу же в первый день принять всех детей по списку, особенно, если списочный состав максимально переполнен. Также желательно, чтобы первые дни адаптации сотрудники группы работали все вместе, согласованно. Как только небольшая группа детей уже привыкла, можно приглашать на адаптацию новых малышей, которые, приходя в группу, уже видят играющих, не плачущих, веселых, самостоятельных деток. В случае если в группе есть ребенок, у которого процесс адаптации затягивается, рекомендуется подобрать ему индивидуальный и облегченный график посещения ДОУ, с учетом индивидуальных особенностей малыша, а также согласованно с возможностями родителей, которые нередко сами выступают инициаторами индивидуального режима посещения ДОУ.

    Как правило, первое время есть малыши, которые приходят в ДОУ со своими привычками: любит спать с игрушкой, играет с игрушками, сидя на ковре (как дома), ходит в туалет исключительно стоя, не садится на горшок, повсеместно носит с собой книжки (даже когда спит, сидит на горшке), пьет только из рожка, просится на ручки, нужно укачивать, перед сном, ходит с соской и т.д.

    Данные привычки выявляются воспитателями, которые стараются включить их в режимные моменты, чтобы не вызывать дополнительный стресс у ребенка от пребывания в ДОУ. Постепенно подобные привычки “сходят на нет”: например, глядя на других детей, пьющих из кружки, малыш с рожком, постепенно откажется от него и станет пить из кружки, как другие дети. То же самое со временем произойдет и с другими привычками, т.к. дети, находящиеся в коллективе, копируют поведение своих сверстников, повторяют за ними все действия «зеркально». Часто родители отмечают данные особенности поведения: «Он пошел в садик и стал кушать сам, говорить, садиться на горшок и пр.», что приятно слышать и самим воспитателям.

    Таким образом, основными задачами на период адаптации являются:

    — максимальное приближение условий ДОУ к домашним, снижение уровня дискомфорта при пребывании в группе.

    — насыщение времени упражнениями, играми, развлечениями и т.д., чтобы дети были постоянно задействованы в интересном образовательном процессе.

    — создание гармоничной развивающей среды, где дети проводят большую часть времени (оборудование, игрушки, книжки, пособия).

    Взаимодействие с семьей

    Можно выделить следующие основные направления предварительной работы с родителями перед поступлением в ДОУ.

    1. Проведение системы родительских собраний: в мае (перед дачей или учебным годом), в октябре (по итогам адаптации и планам на год) и т.д.

    2. Разработка информационных плакатов, папок-передвижков помогают воспитателю донести до родителей важную информацию о ребенке и помочь в трудный адаптационный период. В качестве примера можно привести памятку для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду» с освещением следующих основных рекомендаций.

    § Лучший период для адаптации — июль-сентябрь.

    § Перед началом посещения ДОУ рекомендуется провести оздоровительный сезон в средней полосе России в весенне-летний период (апрель-июль).

    § За месяц до поступления рекомендуется перевести ребенка на ясельный режим, расширить общение со сверстниками, приблизить рацион домашнего питания к рациону детского сада и т.д.

    § Рекомендуется постепенно искоренять вредные привычки: укачивание; сосание пальцев, сосок и т.д.

    § Необходимо начать приучать ребенка к самостоятельности — пить, есть, ходить на горшок и т.д.

    § Необходимо обеспечить выполнение прививок по возрасту. Последняя профилактическая прививка должна быть сделана за 2-4 недели до первого посещения ДОУ.

    § При наличии возможности рекомендуется использовать свое право индивидуально воспитывать ребенка в условиях семьи до 3-х лет.

    § Рекомендуется внедрять в практику жизнедеятельности ребенка игрушки для развития моторики рук, движений, эмоций и т.д.

    3. Проведение комплексного анкетирования родителей, нацеленного на получение основных данных о ребенке: предпочтения, особенности здоровья, факторы, угрожающие жизни (аллергии, сердце и т.д.), контакты всех членов семьи и т.д.

    4. Проведение тематических бесед с родителями по следующим основным тематикам:

    § Правильное питание: соотнесение домашнего рациона с питанием в ДОУ,

    § Приближение домашнего режима дня к режимному распорядку ДОУ,

    § Ознакомление родительской общественности с условиями жизни детей в ДОУ,

    § Психологические особенности детей, капризы и способы реакции на них,

    § Методы закаливания и профилактика простудных заболеваний

    Цель подобных бесед — максимальное приближение условий ДОУ и дома. Родители получают конкретные советы по следующим основным направлениям:

    §что можно, что нельзя приносить в группу

    §как правильно одевать ребенка, гигиенические требования к одежде

    §капризы и их предупреждение

    §КГН с раннего детства

    §воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания

    §пальчиковая гимнастика и др.

    5. Вовлечение родительской общественности в жизнь ДОУ посредством организации конкурсов, экскурсий, творческих мероприятий:

    § субботник по уборке листьев,

    § семейные конкурсы поделок,

    § выбор новых игрушек в группу и т.д.

    6. Выполнение индивидуальных домашних заданий, направленных на сближение взаимоотношений детей и родителей, привлечение внимания родителей к нуждам и интересам воспитанников, демонстрация значимости родительского внимания для ребенка, организация совместного труда ребенка и родителя. Дети очень гордятся, что, например, салфетку для обеда сшила Мама, а одежду для куклы связала Бабушка, а крючки были приделаны Папой и т.д. Это очень сближает детей и родителей, и последние в глазах детей выглядят супергероями.

    7. Психологическая работа при взаимодействии с семьей, направленная на снижение уровня тревожности как у воспитанников, так и у родителей. Адаптация — медико-педагогическая проблема и сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить, в чем особенно нуждаются тревожные и беспокойные дети и родители. Для в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие:

    § потребности детей в общении

    § тесное взаимодействие семьи и общественного воспитания

    § хорошее медицинское обслуживание

    § правильную организацию воспитательного процесса.

    С целью снижения уровня тревожности как у детей, так и у родителей, родителям рекомендуется правильно организовать психологический климат в семье, обеспечив:

    § благоприятные бытовые условия

    § соблюдение режима питания, сна, игры и бодрствования

    § спокойные взаимоотношения членов семьи и т.д.

    Данные мероприятия являются основой для нормальной адаптации в детском саду, и увеличивает способность детского организма адекватно реагировать на изменения в окружающем пространстве. Таким образом, необходимо провести информационно-психологическую работу с тревожными родителями с тем, чтобы выработать понимание того, что детский сад — это место, где детям безопасно, интересно и необходимо быть для их дальнейшего развития и роста.

    Следует отметить, что особой категорией являются дети сотрудников ДОУ. Сегодня довольно распространена практика, в рамках которой мамы устраиваются на работу в ДОУ из-за детей и испытывают предсказуемое беспокойство. Для того, чтобы снизить уровень тревожности, воспитателю рекомендуется делать фотографии деток во время различных режимных моментов — сон, кормление, игра, после чего показывать их беспокойным мамам. Порой случается, что беспокойная мама, работающая в ДОУ, в течение дня регулярно заглядывает в группу проверить своего ребенка, что вызывает негативную реакцию со стороны других детей, мамы которых придут только вечером. Рекомендуется попросить мам-сотрудниц поступать так же, как остальные родители: приходить утром и вечером, чтобы только отдать и забрать своего малыша.

    Причины и профилактика стресса

    Причинами слез ребенка раннего возраста могут быть следующие факторы:смена обстановки, тревога, отсутствие навыков самообслуживания, психологическая неготовность ребенка к ДОУ (нехватка эмоционального общения с мамой), личностное неприятие контактирующих с малышом взрослых, избыток впечатлений (как положительных, так и отрицательных), как следствие — переутомление нервной системы ребенка (нервное поведение, плач, капризы) и т.д. Кроме того, причинами стрессовых перегрузок у детей могут быть конфликты родителей, завышенные требования родителей к ребенку, негативное влияние телевизора и компьютера, длительное нахождение в большом количестве детей, строгие дисциплинарные правила, одновременное общение с несколькими взрослыми, нарушение режима и т.д. На период адаптации особенно важно оградить детей от лишнего стресса.

    Можно выделить следующие основные аспекты деятельности ДОУ по профилактике стресса. Воспитателю важно создать положительную эмоциональную обстановку в группе. Для этого можно активно использовать игру в самостоятельной деятельности детей, в игровых и режимных моментах, внедрять прослушивание релаксационной музыки, использовать рисование, игры с песком, водой и с природными материалами. При отсутствии противопоказаний, рекомендуется повесить в спальне мешочки с успокаивающим сбором трав (лаванда, валериана и др.).

    Рекомендуется также использовать в работе с детьми малые фольклорные формы, максимально задействовать двигательную активность детей, внедрить в практику дыхательные упражнения. Кроме того, можно разработать и провести серию тематических праздников, направленных на создание радостной атмосферы. Таким образом, задача воспитателя — наполнить жизнь детей радостными, яркими красками, тем самым создавая настроение, интерес, увлечь, развеселить!

    Наблюдения за природой также выступают в качестве метода профилактики стресса: важно акцентировать внимание детей на живых объектах природы, возникающих внезапно, а также учить их радоваться такому событию: «Как здорово – выглянуло солнышко!», «Ура! Пошел дождик!», «Поможем белочке собрать шишки!», «Пришел Кот ученый, рассказывать нам сказки!» и т.д.

    Можно привести следующие основные советы родителям детей со средней и тяжелой степенью адаптации. Во-первых, важно щадить нервную систему ребенка. Также родителям рекомендуется придумывать для ребенка «поручения», которые будут нужны в детском саду: принести поделку, полотенце, книжку и т.д. Кроме того, важно расширять диапазон общения ребенка с посторонними (взрослыми и детьми), гулять рядом с ДОУ, высказывать положительное отношение к ДОУ. Чрезвычайно важно придерживаться дома (в том числе в выходные и праздничные дни) режима и меню детского сада, а также закреплять полученные в ДОУ навыки.

    Можно выделить следующие основные психологические приемы работы с детьми.

    — Тактильный контакт способствует улучшению самочувствия ребенка как элемент телесной терапии: обнять, погладить, успокоить и т.д.

    — Упражнения на релаксацию важны как способ расслабления для нервной системы, находящейся в состоянии повышенного напряжения. Релаксация позволяет восстановить кровообращение, потраченные силы и энергию. Рекомендуется использовать природные материалы (песок, вода и др.), а также упражнения на дыхание.

    — Музыка, колыбельные песни позволяют не только ускорить процесс отхода детей ко сну, но и стабилизировать их психологическое состояние: детям снятся хорошие сны, быстрее забываются обиды, беды и негативные эмоции. Колыбельные защищают психику от стресса и эмоциональной неустойчивости. Кроме того, доказано, что дети, слушающие колыбельные, раньше начинают говорить.

    — Чтение поэзии, стихов и речь в ритме стихотворной динамики как первые уроки родного языка. Исполненные ритмично, они благотворно влияют на растущий организм.

    — Ролевые игры позволяют в доступной игровой форме закрепить общечеловеческие ценности и знания об элементарных законах окружающей жизни.

    — Сказкотерапия способствует развитию души, воспитанию внутреннего мира ребенка, проявлению созидательной творческой силы, умению понимать свое эмоциональное состояние и эмоции других людей.

    — Игровые методы работы с предметами, игрушками формируют более тесный эмоциональный контакт между детьми и педагогом (отношения в системе «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый»).

    — Эмоциональное общение, которое возникает на основе совместных действий, сопровождается улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы в отношении каждого малыша.

    — Применение малых форм фольклора – потешек, песен и т.д., которые развивают и отвлекают детей, доставляют им радость.

    — Игра на музыкальных игрушках, повтор музыкальных движений, звукоподражание животным и т.д. позволяет улучшить психологическое состояние дошкольников.

    — Ряженье и театрализация вызывают у детей положительные эмоции.

    — Природа выступает в качестве профилактики стресса – как способ, который восстанавливает энергетику, психические процессы в организме посредством следующих мероприятий: наблюдение необычных явлений в природе, создание поделок из природного материала, преобразование объектов, бытовых отходов (рисунки на пластиковой бутылке), игры с песком, водой и природным материалом

    — Упражнения для развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, развивающие игры, что способствует развитию речи малыша.

    Таким образом, ребенок в период адаптации подобен прекрасному и капризному цветку: если не создавать благоприятные условия, не заботиться, не поливать, не рыхлить, он очень чутко реагирует и отвечает на дискомфорт. Важно создавать комфортные условия роста и полноценного развития детей. Дети – это наше будущее, и задача каждого педагога — взрастить здоровое, самодостаточное, позитивное поколение, воспитать полноценную личность — достойного гражданина нашей страны.

    Литература:

    1) Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»». Москва, Мозаика – Синтез, 2012г.

    2) Е.О.Смирнова «Психология дошкольника. Первый год жизни». Абакан, 1997г.

    3) Д.Б.Эльконин «Детская психология развития ребенка от 1 года до 3-х лет». Москва, 1960г.

    4) Е.О.Смирнова «подготовка ребенка к детскому саду от 1 года до 3-х лет». Абакан, 1997г.

    5) Т.В.Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет». 1996г.

    Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова «Раннее детство. Методическое пособие». 2004г

    ext.spb.ru