Т Питерс аутизм

Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие

и педагогическое воздействие

УДК 376 ББК 74.3 Г47 Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издательством.

Иванов Е.С. — доктор медицинских наук, профессор

Санкт-Петербургского государственного университета;

Сорокин ВМ. — кандидат психологических наук, доцент

Института специальной педагогики и психологии

Г47 Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие : книга для

педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой ; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 144 с. — (Коррекционная педагогика).

Авторы книги имеют многолетний практический опыт работы с детьми, страдающими аутизмом в Бельгии. Они проводят многочисленные обучающие семинары в разных странах мира, в том числе и в России, как для специалистов, так и для родителей.

Данная книга будет полезна для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, родителей и всех тех, кому небезразлична судьба детей с таким тяжелым и малоизученным заболеванием. Адресована также студентам, готовящимся работать в сфере специального образования.

© Гилберт К., Питере Т., 1995

© Институт специальной педагогики я психологии Международного

университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 2002 © Шипицына Л.М., Исаев Д.Н., предисловие, 2002 © Деряева О.В., перевод, 1998

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002 © Серия «Коррекционная педагогика» и серийное оформление. ООО

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002 ISBN 5-691-00906-0 © Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

Гилберт Карл, Питере Тео

АУТИЗМ Медицинское и педагогическое воздействие

Книга для педагогов-дефектологов

Редактор Т.Д. Гамбурцева; зав. художественной редакцией И А. Пшеничников

Художник обложки МЛ. Уранова; верстка ЕД. Голоскова;

Корректор В.И. Коновалова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

Лицензия ИД J* 03185 от 10.11.2000.

Санитарно-эпидемиологическое заключение М 77.99.02.953.Д.005490.08.04 от 26.08.2004.

Сдано в набор 15.07.01. Подписано в печать 15.12.01.

Формат 60×88/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 8,82.

lib100.com

Гилберг к., Питерс т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты

Аутизм как синдром гиперреализма

Стефан,Свэн и другие

Яблоко и апельсин

Аутизм как нарушение развития

Таблица основных этапов развития

Наиболее важные признаки

Медицинская диагностика аутизма и заболеваний аутистического спектра

Классический аутизм или синдром Каннера

Расстройства аутистического спектра

Некоторые замечания по дифференциальной диагностике

Постоянная трудность: IQ

Как часто приходится ставить диагноз?

Биологические основы аутизма

Аутизм редко приходит один

Возможные причинные факторы

Морфологические и биохимические признаки дисфункций мозга

Практические выводы: необходимость обследования

Обучение и сопровождение людей, страдающих аутизмом: рекомендации с медицинской точки зрения

Часто встречающиеся медицинские проблемы

Заболевания, сочетающиеся сос специфическими синдромами аутистического спектра

Образование и сопровождение людей, страдающих аутизмом: основы образования

Герман, проблемы поведения и миф о Прокрусте

Ян и ограниченная способность к абстрагированию

Немного подробнее об уровне абстракции

Мария и языковой капкан

Пять основных аспектов профессионального обучения и подготовки

Образование и сопровождение людей, страдающих аутизмом: практические примеры

Навыки самообслуживания и навыки ведения домашнего хозяйства

Профессиональные навыки и навыки поведения на работе

Навыки проведения свободного времени

Почему он никогда не смотрит на меня с любовью и привязанностью? Почему он смеется, когда я плачу, вместо того, чтобы плакать со мной или спросить, почему я такой грустный? Почему он так любит, когда у меня в волосах красная лента и, наоборот, не любит, когда я ношу синюю ленту? Почему, когда он плачет, а мне хочется успокоить его и обнять, то это только ухудшает положение.

Когда он растерян, то говорит: «Поезда уезжают». Если он хочет сидеть на качелях, то говорит: «Апельсинов больше нет». В течение нескольких дней он поет песню «Чу-чу поезд», но если я везу его на вокзал, показываю ему дюжину поездов и спрашиваю: «И что же ты сейчас видишь?», то он отвечает: «Спагетти с мясными тефтелями».

«Обычные люди не понимают, почему мать позволяет ребенку стучаться головой о стенку, или почему она не наказывает ребенка, когда он переворачивает содержимое ее сумки в тележку в супермаркете», — пишет М. Акерли, мама мальчика с аутизмом, который сейчас является взрослым человеком.

Хотя аутизм является наглядным примером детского психиатрического синдрома (Раттер и Шоплер, 1987), остается огромный разрыв между теоретическим пониманием аутизма и пониманием аутизма в практике каждодневной жизни.

В чем же особенность проблемы? Опишем это простейшими определениями: у людей с аутизмом имеются затруднения при работе с символами. Точно также как у людей, имеющих проблемы со зрением и слухом.

Известно, что в человеческом обществе чрезвычайно много символов. Речь является отличным примером этого: звуки речи — это символы предметов, действий, мыслей, чувств. Люди, страдающие аутизмом, как известно, имеют речевые проблемы. С другой стороны, кроме речи, при социальном взаимодействии постоянно используются другие символы, такие, как кивание головой, улыбка, пожатие рук. Люди, страдающие аутизмом, имеют проблемы в социальной коммуникации. В результате этого аутистические люди живут в мире, который они не понимают или понимают с трудом. Таким образом, неудивительно, что они явно удаляются от внешнего мира и иногда выражают свою растерянность, ударяясь головой о стену, или становятся вспыльчивыми, раздражительными.

Это отчуждение объясняет происхождение названия синдрома или набора симптомов. Слово аутизм было придумано Евгением Блейлером (1911) от греческого слова аутос ( = себя) для определения категории эгоцентрического мышления, которое часто присутствует при шизофрении. Когда Каннер (1943) описал «аутистические нарушения эмоционального контакта маленьких детей» — или «ранний детский аутизм», как в дальнейшем он предпочитал называть синдром, — он использовал название по-разному, хотя связывал его сначала с шизофренией, но позднее он старался отделить шизофрению от «синдрома Каннера». Сейчас, при употреблении понятия «аутизм», скорее подразумевается синдром Каннера, чем симптомы шизофрении. Однако, использование термина аутизм является недостаточно правильным, заключая в себе ложную связь с шизофренией, а также с «экстремальным одиночеством» (синонимичному слову «аутизм», следуя Каннеру), которое некоторым образом является сущностью синдрома.

Также как зрительные и слуховые нарушения являются следствием физических, биологических и органических факторов, так и в случаях аутизма присутствуют физические, биологические и органические причины. Понимание этого укрепилось за последние годы. В этой книге вниманию читателей представлены наиболее важные сведения в этой области.

И также как люди, рожденные с нарушениями зрения или слуха, нуждаются в обучении и помощи в соответствии со спецификой их нарушений, так и люди с аутизмом нуждаются в обучении и соответствующем сопровождении. Это обучение и сопровождение являются специфичными, поскольку нарушение само по себе очень специфично. Они, однако, необходимы, если человек с аутизмом, а также окружающие его люди, берут на себя смелость жить жизнью, напоминающей полноценную. Педагогический подход к аутизму претерпел огромные изменения за последние годы. С этой точки зрения представленные читательскому вниманию материалы данной публикации также являются очень важными.

Все указанное выше составляет основное содержание книги. Она разделена на пять частей: введение в медицинские аспекты аутизма, состоящее из двух частей, и педагогический подход к этой проблеме, разделенный на три части. Первые две главы книги посвящены основной концепции проблемы. Их содержание включает в себя описание представлений об аутизме.

В современных условиях нельзя избежать следующей важной особенности в подходе к аутизму. Медики и представители педагогических специальностей, чьи области профессиональной деятельности традиционно разделены, должны взаимодействовать, информировать и вдохновлять друг друга, и тогда результаты теоретических исследований в области аутизма могут быть реализованы на практике. Данная книга является вкладом в осуществление этого стремления.

studfiles.net

Т Питерс аутизм

Книжная выставка «Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие» подготовлена в секторе универсальной литературы накануне Всемирного дня распространения информации об аутизме. 8 лет назад ООН выразила глубокую обеспокоенность растущей численностью детей, страдающих аутизмом, во всех регионах мира и предложила 2 апреля сделать специальным днем, когда внимание общественности должно быть привлечено к критической ситуации с аутизмом.

Аутизм стали называть эпидемией XXI века. Число детей, страдающих от этого заболевания, достигло 1%. Но всё ещё продолжаются споры о причинах возникновения, диагностика во многих странах неразвита, медицинская и психологическая помощь оставляет желать лучшего, хотя общепризнано, что наибольшей эффективностью обладает интенсивная ранняя терапия.

Книги выставки расскажут вам о том, когда впервые был поставлен диагноз расстройства аутистического спектра в России, о проблемах становления медицинской и социальной помощи, о том, что в силах изменить родители особенного ребёнка.


Книги выставки, адресованные профессионалам: медицинским и социальным работникам,
психологам и специальным педагогам

Книжная выставка имеет одну цель — помочь детям и их семьям адаптироваться к жизни в обществе и жить, по возможности, счастливо, а обществу, то есть всем нам, побольше узнать об особенностях «детей дождя», научиться принимать их.


Литература для родителей детей с расстройством аутистического спектра

Книги, адресованные родителям, появилась на наших полках недавно. Их авторы — отечественные и зарубежные исследователи, психологи-практики, родители, решившие, что их опыт может быть полезен, и те, кто живёт с таким диагнозом. Жаль, что издавалось всё это часто небольшими тиражами и специализированными издательствами. Библиотека не может сказать, что наша коллекция книг этой тематики исчерпывающе полна.

Обратите внимание на новинку — книгу патриарха детской психиатрии, доктора медицинских наук, автора первой в нашей стране монографии по детскому аутизму и множества других публикаций в отечественной и зарубежной печати Виктора Кагана.


Книга Виктора Кагана «Аутята. Родителям об аутизме» построена как живой разговор
о проблеме аутизма и помощи детям в преодолении связанных с ним трудностей.

Долгое время считалось, что значительное число детей с расстройством аутистического спектра необучаема, всё изменил Закон об образовании РФ, и теперь проблема инклюзивного образования обсуждается на страницах педагогических и психологических изданий, часть которых рекомендуем нашим читателям.


Особенный ребёнок в детском саду и школе

Предлагаем список литературы о детском аутизме, благодаря которому вы сможете найти заинтересовавшие вас издания и по окончании действия выставки:

2091562 оф, 2116515 аб

Айрес, Энн Джин. Ребенок и сенсорная интеграция [Текст] : понимание скрытых проблем развития : с практическими рекомендациями для родителей и специалистов / Э. Джин Айрес при участии Джеффа Роббинса ; [пер. с англ. Ю. Даре]. — 2-е изд. — Москва : Теревинф, 2010. — 268 с. : ил.

Баенская, Елена Ростиславовна. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) [Текст] / Баенская Е. Р. — М. : Теревинф, 2007. — 111 с. — (Особый ребенок).

М988839 чз 2009476 аб

Беттельхейм, Бруно. Пустая крепость [Текст] : Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Б. ; [пер. с англ. Б. Орлова ; науч. ред. Н. Асанова]. — М. : Акад.
проект : Традиция, 2004. — 784 с. — (Концепции).

Вейс, Томас Й. Как помочь ребенку? [Текст] : опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах / Томас Й. Вейс ; пер. с нем. С. Зубриловой. — Москва : Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. — 168 с.

Верещагина, Наталья Валентиновна. «Особый ребенок» в детском саду : практ.
рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии ; Н. В. Верещагина. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2009. — 156 с. : табл.

Гилберт, Карл. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие [Текст] : Книга для педагогов-дефектологов / Гилберт К., Питерс Т. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 144 с. — (Коррекционная педагогика).

Гринспен, Стенли И. На ты с аутизмом : использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер ; [пер. с англ. А. А. Ильина-Томича] [Текст]. — Москва : Теревинф, 2013. — 510, [1] с.

Дети и подростки с аутизмом [Текст] : психологическое сопровождение / Никольская О. С. [и др.]. — М. : Теревинф, 2005. — 220 с. — (Особый ребенок).

Каган, Виктор Ефимович. Аутизм у детей [Текст] / В. Е. Каган. — Ленинград : Медицина, Ленинградское отделение, 1981. — 190 с. : ил. — Библиогр.: с. 189-203 (388 назв.)

Каган, Виктор Ефимович. Аутята. Родителям об аутизме [Текст] : [12+] / Виктор Каган. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. — 160 с. : ил. ; 21 см. — (Родителям о
детях).

Коэн, Ширли. Как жить с аутизмом? [Текст] : психолого-педагогич. рекомендации по взаимодействию и работе с детьми с аутизмом / Коэн Ш. ; [пер. с англ. И. Костин]. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2008. — 238 с. — (Современная психология: теория и практика).

Лебединская, Клара Самойловна. Диалектика раннего детского аутизма [Текст] :
нач. проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. — М. : Просвещение, 1991. — 96,[1] с.

2027434 чз 2027438 аб 2045805 аб

Мамайчук, Ирина Ивановна. Помощь психолога детям с аутизмом [Текст] /
Мамайчук И. И. — СПб. : Речь, 2007. — 287 с.

2109729 чз 2109730 аб

Микиртумов, Борис Емельянович. Аутизм: история вопроса и современный взгляд [Текст] / Б. Е. Микиртумов, П. Ю. Завитаев. — Санкт-Петербург : Н-Л, 2012. — 143 с. — Библиогр.: с. 127-136 (197 назв.)

Никольская, О. С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение [Текст] / Никольская О. С. ; Моск. гор. психолого-пед. ун-т,
фак. психолог. консультирования. — М. : МГППУ, 2008. — 464 с. — Библиогр.: с. 454-464.

Никольская, Ольга. Ребенок с аутизмом в обычной школе [Текст] / Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. — М. : Чистые пруды, 2006. — 30 с. — (Библиотечка «Первого
сентября». Школьный психолог ; вып. 2(8).

Петрова, Наталья. Путешествия с Алисой, или разбитое Зазеркалье : книга про аутизм для родителей, воспитателей, педагогов и психологов / Наталья Петрова. —
Москва ; Санкт-Петербург : ДИЛЯ, 2010. — 136, [1] c.

Питерс, Тео. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию [Текст] : Книга для педагогов-дефектологов / Питерс Т. — М. : ВЛАДОС, 2002. — 240 с. — (Коррекционная педагогика).

Ранний детский аутизм [Текст] : (клинико-психол. характеристика, медикаментоз. и психол.-пед. коррекция) : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии ; [редкол.: Т. А. Власова (отв. ред.) и др.]. — М. : НИИД, 1981. — 99 с. — Библиогр.: с. 91-98 (113 назв.

Робисон, Джон Элдер. осмотри мне в глаза! Моя жизнь с синдромом Аспергера [Текст] : Жизнь с синдромом «ненормальности». Какая она изнутри? : [16+] / Джон Элдер Робисон. — Москва : АСТ : Прайм, 2014. — 415, [1] c. : ил. — (Жизнь без границ).

Сакс, Оливер. Антрополог на Марсе [Текст] / Оливер Сакс ; [пер. с англ. А. Николаева]. — Москва : АСТ : Астрель, 2010 (2011 макет). — 379, [3] с., [8] л. ил., цв. ил. ; 21 см. — (PSYCHOLOGY).

Сатмари, Питер. Дети с аутизмом [Текст] / Сатмари П. — СПб. : Питер, 2005. — 224 с.

Спиваковская, Алла Семеновна. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1
[Текст] / Спиваковская А. С. — М. : Апрель Пресс,1999. — 304 с. — (Психология — 20 век).

Стурчак, Софья. Восточная медицина [Текст] : лечение детей с отставанием в развитии / Софья Стурчак. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. — 267 с. : ил. ; 18 см. —
(Серия «Медицина для вас»). — Библиогр.: с. 265-267.

2122869 чз 2122870 аб

Шрамм, Роберт. Детский аутизм и АВА : АВА (Applied Behavior Analisis) терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм ; [пер. с англ. З. Измайловой-Камар]. — 3-е изд. — Екатеринбург : РАМА Паблишинг, 2013. — 205, [2] с.

Алленова, О. «Аутизм — это социальная катастрофа» [Текст] // Коммерсантъ Власть. — 2016. — № 25. — С. 18-21 : фот.

Аршатская, О. С. Методы коррекционной помощи ребенку раннего возраста с тяжелыми формами аутизма [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 1. — С. 33-37.

Гращенкова, Н. С. Игровая развивающая программа для дошкольников с РАС и другими нарушениями развития [Текст] : (работа с малыми группами в ДОУ) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 8. — С. 39-45 : фот., рис

Лаврентьева, Н. Б. Создание «Личного букваря» как метод коррекционно-развивающего обучения детей с РАС [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. — С. 50-60 : ил.

Либлинг, М. М. Значение эмоционально-смыслового комментария в коррекционной работе с детьми с аутизмом [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 1. — С. 24-28.

Либлинг, М. М. Игровые коррекционные занятия с дошкольниками, имеющими расстройства аутистического спектра [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 8. — С. 19-26 : рис.

Никольская, О. С. Специфические образовательные потребности младших школьников с расстройствами аутистического спектра [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. — С. 43-49.

Рослякова, В. Н. Методические особенности обучения письму детей с РАС в первом классе массовой школы [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 6. — С. 49-59 : 12 рис.

Солоед, К. Terra incognita [Текст] // Здоровье детей — Первое сентября. — 2016. — № 2. — С. 38-43 : ил. ; № 3. — С. 38-43 : ил.

Шор, С. «В институте я наконец-то оказался среди людей, оценивших меня как человека» [Текст] // Коммерсантъ Власть. — 2016. — № 25. — С. 22-25 : фот.

Шор, С. «Врачи рекомендовали родителям сдать меня в приют» [Текст] // Коммерсантъ Власть. — 2016. — № 25. — С. 24-25 : фот.

Шуриева, А. Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и аутизм у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] // Начальная школа. — 2016. — № 5. — С. 63-65

www.herzenlib.ru

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА. К. Гилберт Т. Питерс АУТИЗМ. Медицинское и педагогическое воздействие. Книга для педагогов-дефектологов.

Транскрипт

1 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА К. Гилберт Т. Питерс АУТИЗМ Медицинское и педагогическое воздействие Книга для педагогов-дефектологов Москва 2003

2 УДК 376 ББК 74.3 Г47 Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издательством. Рецензенты: Иванов Е.С. доктор медицинских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета; Сорокин В.М. кандидат психологических наук, доцент Института специальной педагогики и психологии Гилберт К., Питерс Т. Г47 Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. (Коррекционная педагогика). ISBN Авторы книги имеют многолетний практический опыт работы с детьми, страдающими аутизмом в Бельгии. Они проводят многочисленные обучающие семинары в разных странах мира, в том числе и в России, как для специалистов, так и для родителей. Данная книга будет полезна для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, родителей и всех тех, кому небезразлична судьба детей с таким тяжелым и мало изученным заболеванием. Адресована также студентам, готовящимся работать в сфере специального образования. УДК 376 ББК 74.3 Гилберт К., Питерс Т., 1995 Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 2002 Шипицына Л.М., Исаев Д.Н., предисловие, 2002 Деряева О.В., перевод, 1998 Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002 Серийное оформление обложки. ISBN Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002 Учебное издание Гилберт Карл, Питерс Тео АУТИЗМ Медицинское и педагогическое воздействие Книга для педагогов-дефектологов Редактор Т.Д. Гамбурцева Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников Художник обложки М.Л. Уранова Компьютерная верстка Е.В. Голоскова Корректор В.И. Коновалова Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». Лицензия ИД от Санитарно-эпидемиологическое заключение Д от Сдано в набор Подписано в печать Формат 60 88/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 8,82. Тираж экз. (2-й завод экз.). Заказ Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» , Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел , , ; тел./факс ОАО «Типография 9» , Москва, ул. Волочаевская, 40.

3 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. 5 ВВЕДЕНИЕ. 12 АУТИЗМ КАК СИНДРОМ ГИПЕРРЕАЛИЗМА Стефан, Свен и другие Яблоко и апельсин Mistahanpitaaeniten. 18 Гиперреалисты. 21 АУТИЗМ КАК НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ Основные этапы развития Наиболее важные признаки Синдром Аспергера Куда это ведет? МЕДИЦИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА И ЗАБОЛЕВАНИЙ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Классический аутизм или синдром Каннера Расстройства аутистического спектра Некоторые замечания по дифференциальной диагностике Постоянная трудность: IQ Нейропсихологическое исследование Как часто приходится ставить диагноз? Половые различия БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТИЗМА Аутизм редко приходит один Возможные причины аутизма Морфологические и биохимические признаки дисфункции мозга Решая проблему

4 Предварительный синтез Практические выводы: необходимость обследования ОБУЧЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ: МЕДИЦИНСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Необходимость структуры Часто встречающиеся медицинские проблемы Заболевания, сочетающиеся со специфическими синдромами аутистического спектра Медикаментозное лечение ОБРАЗОВАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ: ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ Герман, проблемы поведения и миф о Прокрусте Ян и ограниченная способность к абстрагированию Немного подробнее об уровне абстракции Мария и языковой капкан Пять основных аспектов профессионального обучения и подготовки ОБРАЗОВАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ Где Когда? Как долго? Коммуникация Навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства Профессиональные навыки и навыки поведения на работе Навыки организации свободного времени Социальные навыки Заключение ЭПИЛОГ ЛИТЕРАТУРА

5 ПРЕДИСЛОВИЕ Проблема, которой посвящена книга, составляет эпоху в детской психиатрии, специальной психологии, лечебной и коррекционной педагогике. Обнаруженные у некоторых детей нарушения социализации, коммуникации и своеобразие поведения, сочетающиеся с недоразвитием познавательных функций и речи, дали уникальные возможности для медико-биологических исследований этих необычных расстройств, потребовали проведения их нейропсихологического анализа и заставили длительно разрабатывать реабилитационные программы, без которых больные были практически лишены жизненной перспективы. Безусловно, такой опыт, полученный не одним поколением специалистов, работающих с этими детьми, не только облегчил реабилитацию многих больных, но и стал основой для серьезного теоретического вклада. Впервые о детях с симптоматикой, понимаемой сегодня как аутистическая, специалисты познакомились из работ Haslem (1809), de Sanctis (1908), Heller (1908). Однако только в х гг. XX в. в разных странах появились описания больных детей, психопатологическая картина которых уже терминологически обозначалась как аутистическая: С. Галацкая (1935), Е.С. Гребельская (1934), С.C. Мнухин (1947), Н.И. Озерецкий (1924), Т.П. Симеон (1933), П.Е. Сухарева (1932), К. Asperger (1944), L. Bender (1941), С. Bredley (1942), G. Corberi (1931), M. Creak (1938), L. Despert (1938), L. Kanner (1943), J. Kasanin (1929), J. Lutz (1937), H. Potter (1924) и др. С именем L. Kanner связывают открытие этого клинического явления и даже используют его имя для обозначения детского аутизма. На самом же деле ему лишь выпала честь сформулировать и утвердить в науке концепцию своеобразного нарушения развития, названного аутизмом. Это видно из при- 5

6 веденного неполного списка авторов, участвовавших в открытии синдрома и начальном развитии его концепции. В дальнейшем представления о природе и сущности аутизма изменялись неоднократно. Ранние работы утверждали психогенную природу детского аутизма. Возникла дискуссия о соотношении аутистического синдрома и шизофрении. Многие авторы и в настоящее время отождествляют ранний детский аутизм с детской шизофренией. Повседневная же реальность утверждает в мысли, что аутизм представляет иной по своему происхождению синдром. Наряду с ранним детским аутизмом, являющимся своеобразным вариантом развития, большинство специалистов признает существование у детей аутистического синдрома в рамках некоторых состояний психического недоразвития (болезнь Дауна, фенилкетонурия, гистидинемия), нейрокутанных заболеваний, синдрома Ретта, эпилепсии, резидуально-органических состояний, шизофрении или психопатии (аутистической, шизоидной, Аспергера). Со времени признания существования раннего детского аутизма проведены многочисленные исследования, в ходе которых делались попытки раскрыть суть заболевания. Обнаружены различные механизмы развития аутизма: психологические (связь эмоциональной холодности родителей с нарушением социального взаимодействия больных), неврологические (резидуально-органический дефект), нейрофизиологические (недостаточная активация ретикулярной формации), биохимические (увеличение содержания серотонина), иммунные (наличие аутоиммунных процессов) и генетические (родственники первой степени родства заболевают в 50 раз чаще, чем в здоровой популяции). Очень подробно описаны клинические проявления заболевания: недостаточность социализации, коммуникационные трудности, нарушение социоэмоциональной взаимности, речевой и интеллектуальный дефекты, стереотипные формы поведения, извращенная реактивность и т.д. Семьи детей с аутизмом, имеющих разнообразную соматическую, неврологическую и психиатрическую симптоматику, вынуждены обращаться за помощью к педиатрам, неврологам и психиатрам, однако эти профессионалы, как правило, не располагают эффективными реабилитационными средствами. Как отмечают авторы этой книги, существует большой разрыв между теоретическими знаниями о детском аутизме и практическими возможностями помочь больным. 6

7 В этой связи авторы пытаются объединить действия врачей, изучающих симптоматику аутизма, его развитие, причины, механизмы и формы медикаментозного лечения, и педагогов и психологов, использующих результаты психологических исследований, осуществляющих коррекционнопедагогические воздействия. В своей книге они дают пример возможностей успешной совместной работы медиков и педагогов. В первом разделе излагаются современные концепции детского аутизма. В частности, здесь раскрываются главные, по мнению авторов, психологические механизмы, лежащие в основе его проявлений. К их числу авторы относят гиперреализм, под которым они понимают неспособность больного схватывать подтекст получаемой информации, и в связи с этим невозможность переступить через порог буквального восприятия, затруднение понимания знаний более глубоких, чем непосредственная реальность. Таким образом, детям с аутизмом не хватает воображения, необходимого для адекватного общения и игровой деятельности. Рассматривая аутизм как искаженное развитие, авторы подчеркивают, что прежде, когда аутизм считали психозом, анализировали лишь психопатологическую симптоматику и на этом основании проводили лечение. Сравнивая на разных возрастных этапах расстройства общения, формирования социальных навыков, поведения и воображения, а также ограниченный диапазон деятельности аутистического больного с такими же психическими и поведенческими проявлениями ребенка, развивающегося нормально, отмечают авторы, удается обнаружить качества, которые должны подвергнуться коррекции, что и производится с определенным успехом. Совершенно справедливо подчеркивается, что разнообразие аутистических синдромов требует уточнения диагноза, так как от этого во многом будет зависеть прогноз будущего больного. Задача врачей разграничить синдромы широкого аутистического спектра. Для облегчения этой задачи приводятся диагностические критерии DSM (ДСМ)-1У (1994), ICD (МКБ)-10 (1993). Большую помощь в этом могут оказать также диагностические критерии синдрома Аспергера, разработанные одним из авторов. В то же время, по нашему мнению, в раздел по дифференциальной диагностике, где приводится дезинтегративное расстройство, наряду с деменцией Геллера следовало бы включить и детскую шизофрению. 7

8 Одновременно с разграничениями в рамках сходных аутистических синдромов необходимо проводить и дифференциальную диагностику с другими психическими заболеваниями. Авторы это хорошо понимают и предлагают описания близких к аутизму по симптоматике болезней. Обращается внимание на то, что низкая степень интеллектуального функционирования у некоторых детей может помешать распознаванию аутизма. В то же время у лиц с высоким интеллектуальным коэффициентом и признаками нарушения общения диагноз даже имеющегося аутизма ставится редко. Поэтому следует приветствовать рекомендации авторов проводить с целью распознавания детского аутизма нейропсихологическое исследование. Трудно спорить с приведенными эпидемиологическими данными распространенности синдромов аутистического спектра, равными 0,67% от общего числа детей школьного возраста. Однако, согласившись с ними, придется в очередной раз признать большую значимость обсуждаемой в книге проблемы. Теоретическая основательность рецензируемой монографии, в частности, определяется подробным изложением проявлений сочетаемых с аутизмом расстройств: умственной отсталости, эпилептических припадков, нарушений зрения, слуха и речи, а также возможных этиологических факторов (соматических расстройств, наследственности и ранних органических мозговых повреждений). В соответствии с современными научными достижениями и инструментальными возможностями (ЭЭГ, компьютерная томография, магнитный резонанс, изучение тока крови в мозге и реакций ствола мозга на слуховые стимулы, исследование спинномозговой жидкости), обсуждаются морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункции мозга больного аутизмом. Показано, что далеко не во всех случаях удается выявить какие-либо отклонения в деятельности центральной нервной системы. В то же время обращается внимание на разные подгруппы аутистов: преимущественно с дисфункциями височных долей мозга (особенно миндалины), с преобладанием патологии мозжечка или ствола мозга. Приводятся сведения о нарушении серотонинового обмена, увеличении секреции белка астроглиальными клетками, повышении уровня ганглиозидов. Предлагается гипотеза о существовании нескольких вариантов дисфункций мозга, ответственных за возникновение аутизма. Один из них расстройство синаптической деятельности нервных клеток и их распад, в результа- 8

9 те чего нервные клетки больных могут оказаться более изолированными, чем нейроны здоровых. Так как это в основном происходит в височных долях, своде мозга и мозжечке, то страдают социализация и коммуникация, тесно связанные с этими структурами. Другой вариант вовлечение в разрушительный процесс лобных долей и нарушение так называемых исполнительных функций: планирования, мотивации, концепции времени и управления импульсами. Широкий спектр аутистических нарушений возникает обычно на фоне неглубоко нарушенных интеллектуальных функций. Причину аутизма видят в нарушениях деятельности нейронов из-за генетических аномалий развития или разнообразных повреждений мозга в период беременности, при родах или в постнатальном периоде развития ребенка. В результате указанных причин не развивается эмпатия, следствием чего и являются расстройства социализации, коммуникации, поведения и воображения, т.е. симптомы аутизма. В выраженных случаях это приводит к классической форме раннего детского аутизма, в мягких вариантах к синдрому Аспергера. Практический смысл изложенного авторы видят в том, что детей с подозрениями на аутистические расстройства должна обслуживать бригада специалистов, состоящая из психиатра, невролога, педиатра, психолога, знающего нейропсихологию, и педагога, имеющего опыт работы с такими детьми. Во втором разделе, логически вытекающем из содержания первого, излагаются материалы по обучению, а также руководству больными, страдающими аутизмом, с точки зрения врача. Основным условием успешного обучения и воспитания этих детей, на этом настаивают авторы, может быть тесное содружество в работе между медиками и педагогами. Первым условием эффективного вмешательства должно быть противодействие хаосу, существующему в психике этих детей, и создание порядка структуры их деятельности. Далее говорится о необходимости учета в педагогической работе отставания в интеллектуальном развитии, эпилептических припадков, расстройств зрения, слуха и речи, заболеваний кожи, суставов, костей, нарушений формирования наружных гениталий (при наличии таковых), а также дисфункций лобных долей, мозгового ствола, мозжечка и аутодеструкций (самоповреждений). Описывая заболевания, нередко сочетающиеся с аутизмом (синдром «хрупкой Х-хромосомы», туберозный склероз, синд- 9

10 ром Ретта, синдром «частичной тетрасомии-15», синдром Мебиуса), авторы дают некоторые рекомендации. Уместен также в этом разделе обзор медикаментозного лечения, применяемого для коррекции различных болезненных симптомов при детском аутизме. Третий раздел посвящен образованию и руководству больными, страдающими аутизмом. Форма преподнесения авторами материала отличается большой доходчивостью, так как основывается, главным образом, на конкретных описаниях болезненных проявлений у того или иного больного. В результате предлагается пять основных аспектов профессионального обучения и подготовки: 1. Наличие основательных теоретических знаний об аутизме (понимание аутизма). 2. Осуществление ранней диагностики личности пациента, страдающего аутизмом (быть способным начать работу с тщательного обследования). 3. Быть способным адаптировать окружающую среду к нарушениям психики и поведения. 4. Быть способным сформировать функциональные навыки, необходимые для более или менее независимой жизни. 5. Использование особых методов коммуникации в течение учебного и тренировочного процесса, специально разработанных для детей с аутизмом. Далее даются практические примеры того, как сделать жизнь индивида с аутизмом более счастливой. Снова, но уже развернуто, показано, как структурировать существование больного. Даны ответы на вопросы, которые могли бы возникнуть у него в процессе приспособления. Подробно раскрывается, как необходимо строить коммуникацию с больными, страдающими аутизмом; сформировать у них навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, поведения на работе, проведения свободного времени, профессиональные умения и социальные навыки. Все эти темы оснащены богатыми иллюстрациями, помогающими читателю практически освоить очень полезный для всех воспитателей и педагогов, работающих с аутистами, материал. В заключении авторами обращается внимание на то, что они хотели своим трудом показать, что подготовка и обучение необходимы не сами по себе, а для улучшения качества жизни 10

docplayer.ru